Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked
Общение и взаимодействие между игроками.
Автор YouTube-канала Game Maker's Toolkit Марк Браун выпустил видеоэссе, в котором разобрался, как авторам Overcooked удалось сделать кооперативный режим в своей игре таким, чтобы он заставлял игроков постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Мы выбрали из материала главное.
Марк Браун признаётся, что много времени провёл в Overcooked. Это аркада, в которой вам нужно в роли повара брать ингредиенты, нарезать их, готовить из них блюдо и подавать его посетителям ресторана. Это могло бы быть простой задачей, если бы сами заведения не находились, например, на пиратском корабле, в эпицентре землетрясения или на падающем воздушном шаре.
В игре есть кооперативный режим, который поддерживает до четырёх игроков. И он намного требовательнее к координации действий между пользователями, чем в других кооперативных играх, считает Браун.
Дело в том, что большинство подобных тайтлов «симметричны» — то есть все игроки одинаково взаимодействуют с окружением и NPC. Например, в Resident Evil 5 нет особой разницы между играбельными персонажами: и Крис, и Шева могут пользоваться одними и теми же предметами и им обоим приходится уничтожать зомби.
Из-за этого теряется ощущение того, что вы действительно играете с другим человеком, потому что игрой не предусмотрено никаких особых видов взаимодействия — вы можете только возродить павшего товарища, да подсадить его, чтобы он смог куда-либо забраться.
Совсем иначе дела обстоят в Resident Evil Revelations 2, в которой игроки контролируют разных героев. В первом эпизоде под управление одного игрока попадает Клэр Рэдфилд — стандартный для серии протагонист, способный умело обращаться с любыми видами огнестрельного оружия. Другому пользователю достаётся Мойра Бёртон. Она не умеет стрелять, но носит с собой фонарик, который может ошеломлять врагов. Кроме того, она способна добивать упавших противников с помощью фомки.
В такой ситуации игрокам приходится плотнее взаимодействовать друг с другом, потому что ни один из них не сможет выжить в одиночку. Таким образом, пользователи вынуждены координировать свои действия, а этого не хватает во многих кооперативных играх, считает Браун.
Если Resident Evil Revelations 2 заставляет игроков взаимодействовать, давая персонажам разные способности, то Keep Talking and Nobody Explodes делает это, предоставляя разную информацию. В этой игре один игрок видит перед собой на экране бомбу с множеством кнопок и проводов, а у другого есть распечатанная версия инструкции по тому, как обезвредить взрывное устройство. Первый игрок должен описать бомбу, а второй — прочитать о том, как её обезвредить. В Keep Talking and Nobody Explodes коммуникация — это единственный способ достичь успеха.
Ассиметричный кооперативный режим может не только подталкивать пользователей к общению. Порой он позволяет игрокам с разными навыками играть вместе. Такой подход реализован, например, в Super Mario Galaxy. Здесь один игрок управляет непосредственно Марио, а другой берёт на себя гораздо более простую роль, контролируя курсор на экране, которым можно собирать бонусы и оглушать противников.
Однако в Overcooked ассиметричный дизайн просто не будет работать, потому что игра должна автоматически подстраиваться под количество игроков. Здесь у всех поваров абсолютно одинаковые способности, а все игроки имеют доступ к одной и той же информации. То есть, любой пользователь может приготовить и доставить блюдо в одиночку. Коммуникация в таком случае ограничивается лишь распределением ролей в духе: «Я готовлю бургеры, а ты делаешь пиццу». Но в Overcooked сам дизайн уровней работает на то, чтобы заставить игроков кооперироваться.
На первом же уровне длинный стол посередине кухни делает пробежки от ящика с продуктами, до места их нарезки, а также от плиты до конвейерной ленты очень долгими. Однако если два игрока будут передавать продукты друг другу через стол, то процесс сильно ускорится.
Марк Браун отмечает, что практически все уровни в Overcooked построены таким образом. Иногда проходы слишком узкие для того, чтобы по ним одновременно могли пройти оба игрока, а порой кухня бывает разделена на два части.
Количество очков напрямую зависит от того, как быстро пользователи готовят. Если замешкаться, то посетители покинут ресторан, а игрок получит штраф. С другой стороны, если всё делать очень быстро, то он получит больше чаевых.
Таким образом, необходимость торопиться и дизайн уровней заставляет игроков выбирать себе определённые роли. Например, на кухне ниже один повар фокусируется на приготовлении овощей и отбивных, а другой — готовит бургеры и подаёт их посетителям.
Это заставляет игроков общаться в самом начале уровня, чтобы решить, чем именно каждый из них будет заниматься, а также найти оптимальный способ приготовления еды.
Браун считает, что после этого Overcooked могла бы угодить в ловушку, в которую попадают многие другие кооперативные игры — пользователям приходилось бы от уровня к уровню повторять одни и те же действия, продиктованные выбранной ролью. Но в Overcooked, какими бы слаженными не были ваши действия, к концу уровня вам всё равно придётся сменить роль.
Всё из-за множества механик, которые призваны мешать привычному ходу вещей. Так, игроки вынуждены мыть посуду. Это отвлекает их от готовки, в результате чего на кухне может произойти пожар, который в обязательном порядке нужно будет потушить. Кроме того, сами уровни вносят свои коррективы: конвейерные ленты, землетрясения, крысы — всё это рушит планы пользователей, заставляя их постоянно обсуждать новые варианты действий.
Таким образом, Overcooked — это ассиметричная кооперативная игра, в которой, на самом деле, нет никакой асимметрии. Она использует левелдизайн и дополнительные механики вроде необходимости мыть посуду для того, чтобы заставлять игроков взаимодействовать друг с другом и постоянно меняться ролями.
На лучших кухнях в Overcooked игроки никогда не перестают общаться. Если вы хотите знать моё мнение, то это огромное достижение для кооперативной игры.
Подержи мое пиво.
В Portal 2 отличный кооп, но он сюжетный и не имеет почти никакого челенжа.
Мне оверкукед показалась адски сложной, вроде с девушкой всё успеваем, все делаем, но по итогу оказывается, что мы еле-еле на звезду наскребли.
Ненавижу и обожаю эту игру. Она заставила меня разосраться со всеми с кем я играл в нее и одновременно с этим подарила какую-то небывалую бурю фана.
старый добрый выбор: семья/друзья или фан. Иногда обычный летающий синий панцирь может разрушить многолетнюю дружбу
Overcooked - лучшая кауч кооп игра за последние несколько лет.
Keep Talking and Nobody Explodes отличная игра, много эмоций и нервов на нее потрачено. Хочу взять Overcooked 2, но боюсь, что переругаемся с друзьями в процессе игры.