Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Общение и взаимодействие между игроками.

Автор YouTube-канала Game Maker's Toolkit Марк Браун выпустил видеоэссе, в котором разобрался, как авторам Overcooked удалось сделать кооперативный режим в своей игре таким, чтобы он заставлял игроков постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Мы выбрали из материала главное.

Марк Браун признаётся, что много времени провёл в Overcooked. Это аркада, в которой вам нужно в роли повара брать ингредиенты, нарезать их, готовить из них блюдо и подавать его посетителям ресторана. Это могло бы быть простой задачей, если бы сами заведения не находились, например, на пиратском корабле, в эпицентре землетрясения или на падающем воздушном шаре.

В игре есть кооперативный режим, который поддерживает до четырёх игроков. И он намного требовательнее к координации действий между пользователями, чем в других кооперативных играх, считает Браун.

Дело в том, что большинство подобных тайтлов «симметричны» — то есть все игроки одинаково взаимодействуют с окружением и NPC. Например, в Resident Evil 5 нет особой разницы между играбельными персонажами: и Крис, и Шева могут пользоваться одними и теми же предметами и им обоим приходится уничтожать зомби.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Из-за этого теряется ощущение того, что вы действительно играете с другим человеком, потому что игрой не предусмотрено никаких особых видов взаимодействия — вы можете только возродить павшего товарища, да подсадить его, чтобы он смог куда-либо забраться.

Совсем иначе дела обстоят в Resident Evil Revelations 2, в которой игроки контролируют разных героев. В первом эпизоде под управление одного игрока попадает Клэр Рэдфилд — стандартный для серии протагонист, способный умело обращаться с любыми видами огнестрельного оружия. Другому пользователю достаётся Мойра Бёртон. Она не умеет стрелять, но носит с собой фонарик, который может ошеломлять врагов. Кроме того, она способна добивать упавших противников с помощью фомки.

В такой ситуации игрокам приходится плотнее взаимодействовать друг с другом, потому что ни один из них не сможет выжить в одиночку. Таким образом, пользователи вынуждены координировать свои действия, а этого не хватает во многих кооперативных играх, считает Браун.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Если Resident Evil Revelations 2 заставляет игроков взаимодействовать, давая персонажам разные способности, то Keep Talking and Nobody Explodes делает это, предоставляя разную информацию. В этой игре один игрок видит перед собой на экране бомбу с множеством кнопок и проводов, а у другого есть распечатанная версия инструкции по тому, как обезвредить взрывное устройство. Первый игрок должен описать бомбу, а второй — прочитать о том, как её обезвредить. В Keep Talking and Nobody Explodes коммуникация — это единственный способ достичь успеха.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Ассиметричный кооперативный режим может не только подталкивать пользователей к общению. Порой он позволяет игрокам с разными навыками играть вместе. Такой подход реализован, например, в Super Mario Galaxy. Здесь один игрок управляет непосредственно Марио, а другой берёт на себя гораздо более простую роль, контролируя курсор на экране, которым можно собирать бонусы и оглушать противников.

Однако в Overcooked ассиметричный дизайн просто не будет работать, потому что игра должна автоматически подстраиваться под количество игроков. Здесь у всех поваров абсолютно одинаковые способности, а все игроки имеют доступ к одной и той же информации. То есть, любой пользователь может приготовить и доставить блюдо в одиночку. Коммуникация в таком случае ограничивается лишь распределением ролей в духе: «Я готовлю бургеры, а ты делаешь пиццу». Но в Overcooked сам дизайн уровней работает на то, чтобы заставить игроков кооперироваться.

На первом же уровне длинный стол посередине кухни делает пробежки от ящика с продуктами, до места их нарезки, а также от плиты до конвейерной ленты очень долгими. Однако если два игрока будут передавать продукты друг другу через стол, то процесс сильно ускорится.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Марк Браун отмечает, что практически все уровни в Overcooked построены таким образом. Иногда проходы слишком узкие для того, чтобы по ним одновременно могли пройти оба игрока, а порой кухня бывает разделена на два части.

Количество очков напрямую зависит от того, как быстро пользователи готовят. Если замешкаться, то посетители покинут ресторан, а игрок получит штраф. С другой стороны, если всё делать очень быстро, то он получит больше чаевых.

Таким образом, необходимость торопиться и дизайн уровней заставляет игроков выбирать себе определённые роли. Например, на кухне ниже один повар фокусируется на приготовлении овощей и отбивных, а другой — готовит бургеры и подаёт их посетителям.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Это заставляет игроков общаться в самом начале уровня, чтобы решить, чем именно каждый из них будет заниматься, а также найти оптимальный способ приготовления еды.

Браун считает, что после этого Overcooked могла бы угодить в ловушку, в которую попадают многие другие кооперативные игры — пользователям приходилось бы от уровня к уровню повторять одни и те же действия, продиктованные выбранной ролью. Но в Overcooked, какими бы слаженными не были ваши действия, к концу уровня вам всё равно придётся сменить роль.

Всё из-за множества механик, которые призваны мешать привычному ходу вещей. Так, игроки вынуждены мыть посуду. Это отвлекает их от готовки, в результате чего на кухне может произойти пожар, который в обязательном порядке нужно будет потушить. Кроме того, сами уровни вносят свои коррективы: конвейерные ленты, землетрясения, крысы — всё это рушит планы пользователей, заставляя их постоянно обсуждать новые варианты действий.

Как сделать правильный кооператив — на примере Overcooked

Таким образом, Overcooked — это ассиметричная кооперативная игра, в которой, на самом деле, нет никакой асимметрии. Она использует левелдизайн и дополнительные механики вроде необходимости мыть посуду для того, чтобы заставлять игроков взаимодействовать друг с другом и постоянно меняться ролями.

На лучших кухнях в Overcooked игроки никогда не перестают общаться. Если вы хотите знать моё мнение, то это огромное достижение для кооперативной игры.

Марк Браун, автор Game Maker's Toolkit
22 показа
14K14K открытий
15 комментариев

Подержи мое пиво.

Ответить

В Portal 2 отличный кооп, но он сюжетный и не имеет почти никакого челенжа.

Ответить

Мне оверкукед показалась адски сложной, вроде с девушкой всё успеваем, все делаем, но по итогу оказывается, что мы еле-еле на звезду наскребли.

Ответить

Ненавижу и обожаю эту игру. Она заставила меня разосраться со всеми с кем я играл в нее и одновременно с этим подарила какую-то небывалую бурю фана.

Ответить

старый добрый выбор: семья/друзья или фан. Иногда обычный летающий синий панцирь может разрушить многолетнюю дружбу

Ответить

Overcooked - лучшая кауч кооп игра за последние несколько лет.

Ответить

Keep Talking and Nobody Explodes отличная игра, много эмоций и нервов на нее потрачено. Хочу взять Overcooked 2, но боюсь, что переругаемся с друзьями в процессе игры.

Ответить