Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Спасение гражданских и охота на нацистов.

Война — идеальный фон для многих игр: условия, при которых одна сторона стремится добиться доминирования над другой, отлично подходят как для одиночного, так и для многопользовательского режима. Тем не менее зачастую тема вооруженных конфликтов изображается упрощённо и не выходит за рамки деления на чёрное и белое.

Автор YouTube-канала AI and Games Томми Томпсон опубликовал видео, в котором описал роль неигровых персонажей в играх про войну. Он уделил особое внимание вопросам распространения насилия и снижению восприимчивости игроков к ужасам войны посредством NPC и геймплея.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Война тогда и сейчас

Серия Total War — превосходный пример, в котором разработчики используют различные геймплейные механики, чтобы показать облик войны в разные эпохи. Во многом это проявляется в том, как пользователь взаимодействует с NPC и ИИ, олицетворяющим игровой мир.

Это особенно хорошо видно на сравнении игр про современность и античность. Если рассматривать проекты о Древней Греции или Риме, то аудитория больше всего заинтересована в том, чтобы их представления о данной эпохе соответствовали содержанию игры. Например, «Спартанский пинок» из Assassin's Creed Odyssey никого не отпугнёт. Это нелепо, но забавно и достаточно круто.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

В сеттинге современности разработчики должны быть осторожными в своём творчестве. Очень сложно представить себе Дезмонда Майлса, который использует технические примочки от друзей из Кремниевой долины, чтобы совершать покушения на мировых лидеров. Такая концепция вызвала бы слишком большое возмущение общественности и породила бы не один скандал.

При изображении современности можно столкнуться с тем, что людям не понравится, как они изображены в игре. Именно поэтому многие проекты про войны нашего времени никогда однозначно не указывают названия стран, на территории которых происходят действия. То же касается и национальной принадлежности придуманных террористов.

В ином случае, разработчики могут ожидать не просто негативную реакцию общественности, а снижение уровня продаж. Такие игры, как Far Cry 5 или Division 2 основываются на современной политической обстановке США, но им приходится очень осторожно относиться к поднимаемым темам.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Основная проблема изображения войны в играх относится к излишнему упрощению: «Война — это плохо и всё такое, а теперь давайте друг друга перестреляем». В них зачастую основной акцент сделан на впечатлениях, из-за чего теряется возможность создания тонкой эмоциональной связи с игроком.

В литературе, кино и телевидении существует множество примеров, где военная обстановка используется для изложения историй о жертвенности, смелости, силе, отваге и многом другом. Способны ли игры на подобное?

Солдаты — лишь пешки

В стратегиях в реальном времени игрок обычно эмоционально отдалён от юнитов на поле боя. Такая механика в некотором роде олицетворяет подход командующего войсками, который должен выстраивать определённую стратегию во время боевых действий, но не вступать в бой напрямую. Смерть отдельного юнита — незначительная потеря, а для победы над врагом зачастую приходится очень сильно истощить собственные войска.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Одна из наиболее интересных механик в серии Total War — бегство собственных юнитов с поля боя. Даже воля командующего не может остановить их. Естественно, это всего лишь одна из игровых механик, но она в той или иной мере напоминает, что в реальности это должны быть живые люди.

Серия Company of Heroes предлагает более жестокий взгляд на войну за счёт использования большого количества огневого вооружения. Игра предлагает более персонализированный подход к управлению подразделениями за счёт близости камеры к земле. Также количество подконтрольных юнитов не слишком большое, поэтому они воспринимаются не как серая масса, а как отдельные бойцы.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Другой важный аспект заключается в том, насколько легко погибают юниты: к ним на смену тотчас можно десантировать замену, что показывает постоянный цикл смены людей на поле боя.

Также стоит отметить поведение бойцов во время сражения: они активно используют окружение, пытаются спрятаться за укрытиями и так далее. Это создаёт иллюзию того, что NPC по-настоящему готовы сражаться за свою жизнь.

Персональная история

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Valiant Hearts: The Great War — игра, исследующая темы насилия и ужаса Первой мировой войны через персонажей, оказавшихся на фронте. В этом проекте соблюдён баланс межу пафосом и юмором, а также реализован обучающий элемент.

Основной акцент в игре сделан на войсках Антанты, что неудивительно, так как проект разработан французской студией при финансовой поддержке правительства Франции. Тем не менее она никак не очерняет германо-австрийские войска.

Для продвижения по сюжету нет необходимости убивать встречных противников. Наоборот, зачастую необходимо помогать NPC: спасать гражданских, оказывать первую медицинскую помощь солдатам и заключённым в военных лагерях.

Также важно упомянуть This War of Mine, в которой тема выживания мирного населения во время войны отлично раскрыта.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Убей его!

Сеттинг Второй мировой войны особенно популярен в жанре шутеров от первого лица. Это отчасти связано с тем, что в них обычно есть возможность противостоять наибольшему злу в современной истории — нацистскому режиму. Сам этот жанр начался со стрельбы по нацистам. А в популярной культуре это уже превратилось в некоторую традицию: множество персонажей от Индианы Джонса до Капитана Америка также стреляют по нацистам.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Популярность нацистов в качестве врага заключается в том, что игрок точно уверен, что они заслуживают смерти. Поэтому он без зазрения совести будет снова и снова стрелять им прямо в лицо. Проблема в том, что в реальности нет чёткого разделения на белое и чёрное: многие немцы пытались противостоять режиму Гитлера в той или иной форме, а солдат отправляли на фронт принудительно.

В Call of Duty: WWII эта идея прослеживается не только в кат-сценах и диалогах, но и в геймплее — некоторые противники сдаются в плен протагонисту. Более того, если убить такого NPC, то игра закончится и придётся начинать с последней точки сохранения. Также примерно в середине кампании присутствует миссия, в которой протагонист должен спасать мирных немцев от штурма сил Вермахта.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

Тем не менее WWII в некотором роде опошляет идею ценности жизни солдат. Самый лучший пример — миссия про высадку в Нормандии. Во время этой операции погибло более 30 тысяч солдат. А в Call of Duty эта миссия создана лишь для того, чтобы вызвать у игроков выброс эндорфинов. Она стремятся показать блеск и гламур там, где есть лишь одна большая трагедия.

В игровой миссии про высадку в Нормандии вместе с главным героем выживают и ещё несколько персонажей, которые, кстати, почти неуязвимы. Они сопровождают игрока на протяжении всей кампании и призваны создать чувство товарищества. На деле же они просто бросают главному герою аптечки, патроны и гранаты.

Call of Duty: WWII, как и многие игры в серии, забывает, что война — это огромная трагедия. Это игровой эквивалент фильма «Перл-Харбор» Майкла Бэя: война — это плохо, но она смотрится отлично в качестве развлекательного произведения, в котором трагедия помещена в центр экрана в высоком разрешении и с 60 кадрами в секунду.

Одноразовые герои: как NPC помогают поднимать тему войны в играх

В Battlefield 1 начальная миссия в необычном формате раскрывает тему участия в реальном бою. После каждой смерти игрок возрождается не с контрольной точки, а в теле нового персонажа, который может погибнуть за считанные секунды. При этом, после смерти героя на экране появляется его имя и годы жизни. Это служит напоминанием, что в основе игры лежат реальные события.

Кроме того, такой подход позволил игрокам на время начать отождествлять себя не с конкретным персонажем, а с целой армией, которая пытается продвинуться в войне.

Тема войны в видеоиграх наверняка не потеряет популярность в ближайшие годы. Поэтому необходимо, чтобы её изображение не стало слишком гламурным, а показывало бы весь спектр трудностей, с которыми может столкнуться общество. В каком-то смысле такой подход должен стать назиданием для будущих поколений о важности уроков прошлого. Учитывая, что для многих людей видеоигры являются одним из основных способов провести время, нельзя упускать возможность для дополнительного нравственного воспитания.

55 показов
3.8K3.8K открытий
21 комментарий

боль от потери близких людей, дававших фору-12 за зачистку АТП, бьет прямо в сердце

Ответить

Я лишь недавно узнал, что это был баг, а не расправа находящихся рядом сталкеров. Сюжет создавался там, где его не было)

Ответить

Жаль, что не упомнят Spec Ops: The Line, где тебе дают возможность расстрелять гражданских.

Ответить

После одного прохождения данного шедевра - не стал запускать снова. Прекрасный пример сдвига кукушки на фоне войны.

Ответить

не возможность, у тебя нет альтернатив.
ты стреляешь, полностью уверенный в своей правоте, а в реальности оказываешься массовым убийцей.

Ответить

Согласен. Был очень удивлён, не увидев The Line в статье.

Ответить

где тебя ЗАСТАВЛЯЮТ расстрелять гражданских. Мне как игроку более чем было очевидно что я НЕ хочу туда стрелять потому что там есть гражданские и НЕ хочу использовать фосфор. Но игра не дает другого выбора причем делает это мерзко и бездарно, убивая врага через 3 секунды из за угла на его место тут же приходит другой. Это откровенно испортило все впечатление.
Да и сама игра если честно довольно унылый шутан. Да, задумка была хорошая и концовка не плоха но вот реализация очень плоха

Ответить