Типы контраста в иллюстрации: тоновый и цветовой
Как работают разные типы контраста и с чем их едят — часть первая.
Человек легче воспринимает и «обрабатывает» объекты в сравнении: мы понимаем, что леди Димитреску высокая, потому что можем соотнести её рост с другими персонажами:
В рисунке эти различия нужны, чтобы сфокусировать внимание зрителя на главном объекте:
Иллюстрация влияет на зрителя, когда в ней есть напряжение и контраст. Чем больше различий между несколькими объектами — тем сильнее контраст.
Контраст не стоит особняком от остальных инструментов изобразительного искусства, он идёт рука об руку с тоном, цветом, светотенью, композицией и пр. Знание основ контраста помогает в расстановке акцентов.
Контраст нужен, чтобы:
- оценить и сравнить объекты
- построить композицию
- отделить объекты друг от друга или от фона
- сделать акцент на чём-то
- усилить глубину рисунка и обозначить плановость
Благодаря этому рисунок лучше:
- заинтересовывает
- фокусирует внимание
- передаёт смысл картины
- вызывает эмоции
- запоминается
Катинка Дийкстра и Ноа ван Донген в своём исследовании обнаружили, что люди лучше запоминают и оценивают более контрастные картины. Однако с контрастом надо знать меру: его недостаток делает работу скучной, а избыток может запутать зрителя.
Мало — это когда всё съел и ещё хочется. А много — это когда уже ничего не хочется.
Типы контраста
Контрасты можно разделить на две большие группы: изобразительные и смысловые.
Изобразительные контрасты
Изобразительные — это визуальная составляющая картины. На схеме ниже показаны основные из них:
Это первая публикация из серии, в которой мы подробно рассмотрим тоновый и цветовой контрасты. Во второй статье мы расскажем об остальных типах и о том, как не потерять внимание зрителя.
Тоновый (тональный) контраст
Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый в определённых условиях. Глядя на мир, мы отличаем один предмет от другого благодаря тону.
Чёрный и белый – два противоположных цвета, самый контрастный способ обозначения света и тени. Между ними – бесконечная градация серого.
Чем сильнее разница между светом и тенью, тем сильнее контраст. Возьмём для примера 8 тонов, где 1 – это чёрный, а 8 – белый.
Сравним несколько из них:
Мы видим, что чем дальше тона расположены друг от друга на шкале, тем больше они контрастируют друг с другом. Обратите внимание на тон №6: рядом с более темным тоном №3 он смотрится насыщеннее, чем с более светлым тоном №4.
Как это выглядит на эскизах:
По мере того, как тени становятся темнее, свет кажется ярче, хотя на самом деле его тон одинаков на всех рисунках.
Чтобы не перегружать рисунок и обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать одну из четырёх тоновых схем. В них чередуются три основных тона:
- серые и чёрные тона на белом;
- чёрный, белый и тёмно-серый на светло-сером;
- чёрный, белый и светло-серый на тёмно-сером;
- серые и белые тона на чёрном.
И для каждой из них приводит пример:
- Темные фигуры на снежной равнине: первая схема;
- Фигуры на песчаном пляже, освещённом солнцем: первая или вторая схема;
- Небольшая лодка в открытом море: вторая или третья схема;
- Человек с фонарём: четвертая схема.
С помощью нескольких вариаций можно пойти дальше, за пределы чётко определённых четырёх схем. Можно взять в качестве фона два тона вместо одного и обыграть на этом фоне остальные тона. А можно взять один или два тона и чередовать на более обширных частях композиции.
Степень контраста зависит от задачи, которую вы перед собой ставите. Если у вашего рисунка, например, мрачное или меланхоличное настроение, для него вполне может подойти слабый или средний тональный контраст.
Небольшие зарисовки в двух-трёх тонах — хороший способ попрактиковать тональный контраст, прежде чем рисовать чистовой вариант:
Как только художник определился с акцентами и контрастами, он может приступать к работе с цветом. Разобравшись с тоном, автор может позволить себе использовать практически любой цвет, лишь бы тот не нарушал общий тон.
На картине Леонардо да Винчи мы снизили контраст между силуэтом Моны Лизы и фоном и осветлили тени на коже. Несмотря на то, что цветовой контраст остался, фон потерял свою плановость, а Джоконда стала «сливаться» с пейзажем:
Яркий пример тонального контраста – работы Рембрандта:
А некоторые импрессионисты намеренно избегали тонального контраста, чтобы получилось нечёткое, будто вибрирующее изображение:
Цветовой контраст
Иоханнес Иттен в книге «Искусство цвета» выделил семь типов контрастов:
1) по цвету
Он называет этот тип контраста самым простым – достаточно противопоставить удалённые друг от друга по спектру цвета.
Для примера возьмём чистые первичные цвета – красный, жёлтый, синий – так как между ними самый сильный цветовой контраст. И поставим их рядом:
Чем ниже насыщенность или чем дальше цвета от основных трёх, тем слабее контраст:
Если добавить в палитру белый цвет, он ослабит соседние с ним цвета и сделает их более темными. А чёрный, наоборот, усилит и сделает их более светлыми. Поэтому чёрный и белый являются важными элементами цветовых композиций, считает Иттен.
Он предлагает выбрать один главный цвет, а остальные использовать в небольших количествах, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. По его словам, это усилит общую выразительность работы.
Стефан Лохнер, Фра Анджелико и Сандро Боттичелли использовали принцип контраста по цвету:
2) светлого и тёмного
Простой способ создать этот тип контраста – пользоваться монохромной палитрой:
Сделать контраст светлого и тёмного разноцветной палитрой уже сложнее, так как чистые цвета – неодинаковые по яркости. Иттен разбил цвета на 13 тонов согласно градации серого (первый столбец) и показал, что чистый жёлтый – самый яркий цвет, а чистый фиолетовый – самый тёмный.
Если мы начнём осветлять жёлтый, он почти сразу превратится в белый. Чтобы сравнять с ним по тону остальные цвета, их придётся осветлять – какой-то меньше, какой-то – больше. Контраст при этом будет снижаться.
Обращайте внимание на окружение цвета, поскольку соседние цвета влияют друг на друга.
По сути, тональный контраст и контраст светлого и тёмного — это одно и то же. Только Эндрю Лумис объяснял его на примере чёрно-белой палитры, а Иоханнес Иттен раскрыл этот контраст именно с позиции цвета. Иттен утверждает, что каждый цвет имеет свою яркость и влияет на соседние цвета. Это важно учитывать, когда работаешь с контрастом тёмного и светлого не в монохромной палитре.
3) холодного и тёплого (по температуре)
Определяя температуру цвета, художник ориентируется на собственный чувственный опыт. Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Температура остальных цветов определяется окружением:
Контраст температуры – классический приём в изобразительном искусстве. Холодный и тёплый цвет, расположенные рядом, усиливают свойства друг друга.
Иттен пишет, что характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких сопоставлениях:
- холодный – тёплый;
- теневой – солнечный;
- прозрачный – непрозрачный;
- успокаивающий – возбуждающий;
- жидкий – густой;
- воздушный – земной;
- далёкий – близкий;
- лёгкий – тяжёлый;
- влажный – сухой.
Художник может добиться нужного эффекта, играя на ассоциациях и восприятии температуры цвета. Посмотрите на работу художника WenXu Xu:
Если перевести арт в ч/б, фон будет однотонно серым:
Но в цветном варианте мы понимаем, где небо, а где песок, за счёт контраста теплохолодного.
Этот тип контраста часто используют, когда рисуют тёплый свет и холодную тень:
А иногда — используют обратную цветовую перспективу:
Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной:
4) дополнительных цветов
Противоположные по цветовому кругу цвета называют дополнительными или комплементарными:
На постере фильма «Амели» видно контраст пары «красный-зелёный»:
Этот контраст создаёт чувство баланса, где оба цвета остаются насыщенными и (простите за каламбур) дополняют друг друга. При этом у каждой пары есть свои особенности: «жёлтый-фиолетовый» — ещё и контраст светлого и тёмного, «красный-зелёный» и «синий-оранжевый» — контраст холодного и тёплого.
Ещё пример контраста дополнительных цветов – картины Ван Гога:
Если в традиционной живописи смешать дополнительные цвета, получится «цветной серый»:
Старые мастера использовали этот приём, чтобы получить цветные, а не чисто серые тени, и выровнять произведения по тону:
5) симультанный контраст
Мы уже упоминали, что окружение влияет на наше восприятие цвета. Симультанный (одновременный) контраст – это то, какими мы видим цвета в разной среде:
Что будет, если мы увеличим насыщенность правого круга?
Это как оптическая иллюзия 2013 года, где верхняя часть кажется нам темнее нижней:
Cимультанный контраст влияет не только на насыщенность и яркость цветов, но и на их оттенок. Рассмотрим на примере белого:
Сам по себе белый — нейтральный, но в соседстве с другими цветами он обретает голос. Каких-то соседей он смягчает и ослабляет, каких-то – делает ярче, интенсивнее. При этом он может перенимать оттенок комплементарного цвета соседа. Чтобы убедиться в этом, попробуйте 5-10 секунд смотреть в центр красного круга, а потом резко перевести взгляд на центр белого:
И, скорее всего, вместо белого вы увидели голубой:
Чтобы проверить комплементарную пару цвета, можно инвертировать изображение в Photoshop с помощью горячих клавиш Ctrl+I.
Иттен показывает, как можно управлять таким контрастом:
В первый серый квадрат добавили немного синего цвета, чтобы серый казался чисто серым. Второй квадрат оставили просто серым – и поэтому многим кажется, что серый немного оранжевого оттенка. А в третий добавили оранжевый, чем усилили этот эффект.
Иттен пишет, что иногда симультанного контраста стоит избегать:
Несколько лет тому назад мой посетитель – директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, – в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шелка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, и это вызвало беспокойство.
Как этот тип контраста выглядит на картинах:
Симультанный контраст тесно связан с другими видами контраста. Его особенность в том, что тут мы делаем упор на наше субъективное восприятие цвета.
6) по насыщенности
В этом типе насыщенные цвета контрастируют с блёклыми:
Снизить насыщенность цвета можно, добавляя к нему белый, чёрный или серый:
Пример контраста насыщенности – картина «Новорождённый» Жоржа де Латура:
7) по площади цветовых пятен.
Чтобы создать этот контраст, нужно выбрать несколько главных цветов и разбить их по объёму, который они будут занимать в композиции:
Если цвета выбраны в одинаковых пропорциях, контраст по площади цветовых пятен сводится к нулю. А если в палитре доминирует какой-то один цвет – в композиции появляется яркий акцент.
При этом количество того или иного цвета зависит от палитры в целом:
Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.
На картине «Падение Икара» мы сразу обращаем внимание на пахаря, потому что его красная одежда выделяется на коричнево-зелёном фоне:
А на рисунке ниже персонажи выделяются за счёт тёмно-фиолетового на синем фоне:
И ещё один пример, в котором смешались контрасты по площади цветовых пятен и по насыщенности:
Несколько шпаргалок по работе с цветовым контрастом:
- самый сильный контраст – между чёрным и белым и первичными цветами;
- тёмные-светлые и тёплые-холодные цвета делают друг друга сильнее;
- дополнительные цвета рядом друг с другом не теряют насыщенности;
- цвета влияют друг на друга – это стоит учитывать, когда подбираешь палитры для рисунка.
Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Насчет Ночного Дозора там отряд городской стражи попросил себя запечатлеть. Кто больше задонатил, тот четче на картине и изображен.
плюс он вовсе не ночной, грязь и копоть сыграли своё дело