Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Совет «просто сделай хорошую игру» не сработает, если эта игра не нужна рынку.

В 2014 году разработчик Эрик Джонсон выпустил Life Goes On: Done to Death — платформер о рыцарях, перемещающихся по уровням при помощи мёртвых тел своих предшественников. Игру хвалили и критики, и игроки, но это не уберегло её от провала. В 2018-м Джонсон выступил на GDC с докладом, в котором попытался проанализировать причины этой неудачи и предостеречь коллег от своих ошибок. Разработчик считает, что ключ к успеху — в правильном анализе рынка.

По словам Джонсона, многим разработчикам приходится слышать одну и ту же фразу: «Если твоя игра плохо продалась, в следующий раз сделай игру получше», или же стандартный совет «Просто сделай хорошую игру». По мнению Джонсона, это миф.

Качество игры — это важный фактор успеха, но считать его единственным или даже просто самым важным — заблуждение того же толка, что и уверенность в том, что наш мир устроен честно и справедливо.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.

В качестве примера Джонсон приводит собственную игру — Life Goes On. Он отмечает, что не считает её образцом качественной игры и при возможности изменил бы в ней кучу самых разных вещей, но по внешним признакам он может судить, что общественности она пришлась по душе.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Life Goes On вошла в топ-10 лучших игр года по версии PAX и получила «Золотую награду» от журнала Famitsu. Доля положительных обзоров игры в Steam составляет 96%, а рейтинг Metacritic — 77 баллов.

Джонсон провёл статистическое исследование и попытался вычислить, существует ли реальная связь между процентом положительных отзывов в Steam и продажами игры. На шкале, где «0» означает отсутствие взаимосвязи между этими двумя величинами, а «1» — их прямую зависимость друг от друга, результат расположился на отметке «0,31». Джонсон оценивает эту корреляцию как «между средней и низкой» — из этого разработчик делает вывод, что «в какой-то степени справедливость в мире всё-таки существует».

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Хотя зависимость существует, её нельзя назвать значительной. В качестве примеров Джонсон приводит одни из самых коммерчески успешных игр в истории — GTA V с 68% положительных отзывов) и PUBG с 56%. Огромный процент недовольных игроков никак не помешал успеху этих игр — точно так же, как 96% довольных не сильно помогли успеху Life Goes On.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Проведя ещё одно исследование, Джонсон выяснил, что между цифрой продаж и средним баллом на Metacritic прослеживается более явная корреляция: она составляет 0,44, или «между средней и высокой». В среднем, согласно выводам разработчика, качественные игры всё же продаются лучше, чем плохие, но это не более, чем тенденция.

По-настоящему определяют успех игры другие её особенности: например, выбранный жанр. Разработчик считает, что решение создать платформер с головоломками в 2018 году будет ошибочным изначально.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Когда-то такие игры, как Fez, Braid и Limbo был ответом на вопрос «что такое успех для инди». Но с тех пор рынок очень сильно изменился. С 2014 года мы почти не видели крупных хитов в жанре «платформер». Исключения вроде Never Alone и Inside обладали сногсшибательной визуальной составляющей, отличными маркетинговыми историями и, как я думаю, огромными производственными бюджетами.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.

Джонсон провёл ещё одно масштабное исследование, чтобы выяснить, какие жанры успешны в Steam на данный момент — он сравнил между собой медианные цифры продаж для тех или иных жанров.

Платформер занял настолько низкое место в рейтинге успешности, что разработчик взял его за единицу измерения. Так, например, коммерческий потенциал средней экшен-RPG он оценивает в «24 платформера». Rouge-like и метроидвания, — два жанра, крайне популярных у инди-разработчиков, — занимают одни из последних мест с показателями в 3,5 платформера.

Перед нами доказательство того, что рынок совершенно по-разному реагирует на разные жанры.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.
Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

По мнению Джонсона, многие инди-разработчики недооценивают значение графики, и, в частности, уникального узнаваемого визуального стиля. Life Goes On, например, выглядела достаточно красиво, но при этом в ней не было ничего уникального. Феноменальный успех Cuphead или Darkest Dungeon может быть связан не только с качеством самой игры, но и с уникальностью её визуальной составляющей.

По словам Джонсона, существует убеждение, согласно которому аудитория Steam предпочитает мрачные и серьёзные игры, и разработчик склонен с ним согласиться. Если посмотреть на список бестселлеров Steam, единственной откровенно несерьёзной игрой в нём будет Rocket League.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Думаю, этот фактор помешал хорошим продажам Life Goes On. Конечно, у нас мрачная концепция — жертвовать своими персонажами, — но сама игра сделана в «глуповатом» стиле.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.

Ещё одно исследование: медианный заработок игр с рейтингом M (mature) в несколько десятков раз превышает этот показатель для игр с рейтингами E (everyone) и E10 (10+). Некоторые игры для любой возрастной аудитории становятся бестселлерами, как та же Rocket League, но медианная игра с таким рейтингом зарабатывает очень мало.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Если вспомнить о том, что Steam — это магазин, покупки в котором оплачиваются карточкой, можно понять, что взрослому гораздо проще купить игру, чем ребёнку.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.

Игры с тегом «для всей семьи» в Steam продаются ещё хуже, чем платформеры (0,8 платформера). Показательна разница между тегами «яркий» (colorful) и «мрачный» (dark) — успешность первого равна 1,9 платформерам, успешность второго — 5,9 платформерам.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Неожиданно для себя Джонсон выяснил, что одним из главных факторов, влияющих на успех игры, является то, насколько долго в неё играет средний игрок. По его мнению, это связано с тем, как устроен Steam: чем чаще и дольше вы будете играть в игру, тем чаще вашим друзьям будет приходить сообщение о том, что вы в неё играете. Плюс к этому, алгоритмы Steam охотнее продвигают игры, в которые играют подолгу.

Сравнив три популярных «классических» инди-игры (Fez, Limbo, Braid) с современными инди-хитами (Stardew Valley, Factorio, RimWorld), Джонсон обратил внимание на то, что игроки тратят на игры из второй группы гораздо больше времени. Life Goes On попала в первую группу и не смогла достичь успеха в современном Steam.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Корреляцию между продажами и средним временем игрока, затраченным на игру, Джонсон называет «очень сильной»: она составляет 5,5 балла. Этот тренд может испугать новых разработчиков: постоянно появляется огромное количество игр, самые успешные из которых затягивают игроков, которые могли бы купить вашу игру, на долгие десятки и сотни часов.

Ещё одно наблюдение Джонсона связано с влиянием стримеров и видеоблогеров на продажи: разным играм их внимание может как помочь, так и навредить. Разработчик сравнивает два очень похожих видео: видео PewDiePie, в котором он играет в Crypt of the Necrodancer, и видео Jacksepticeye, в котором он играет в Life Goes On, игру Джонсона.

Оба видео набрали практически одинаковое число просмотров, но, если верить рассказам создателей Crypt of the Necrodancer, видео PewDiePie принесло им дополнительные 60 тысяч долларов, в то время как видео Jacksepticeye принесло создателям Life Goes On около пятисот долларов прибыли.

Почему хорошие игры проваливаются в Steam: создатель Life Goes On разбирает свои ошибки

Это происходит по простой причине: если зритель видит на YouTube игру, контент в которой конечен, он может решить, что уже видел достаточно. Если он увидит реиграбельную игру с бесконечным контентом (как Crypt of the Necrodancer), он, скорее всего, захочет попробовать сыграть в неё самостоятельно.

Ещё один фактор — поддержка модов и наличие мультиплеера. Например, медианная игра с поддержкой модов зарабатывает в Steam в 160 раз больше, чем медианный платформер с головоломками. В Life Goes On не было ни того, ни другого — Джонсон считает это ещё одной ошибкой.

По словам разработчика, он мог бы ещё долго перечислять тренды, в которые не угодила Life Goes On.

Я не говорю, что эти тренды нельзя переломить. Если хотите — делайте свой короткий и яркий платформер с головоломками для всей семьи. Но обстоятельства будут против вас.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.

Джонсон скептически относится к совету «найти свою нишу» — по его мнению, люди, которые покупают инди-игры в Steam, это изначально очень узкая ниша. Чтобы разобраться, о чём идёт речь, разработчик советует ознакомиться со статьёй создателя SteamSpy Сергея Галёнкина «Вашей целевой аудитории не существует».

Если вы считате, что существует целевая аудитория, которой очень нужны платформеры-головоломки, и вы знаете, как до неё достучаться — пожалуйста, свяжитесь со мной. У меня есть игра, которую я очень хочу им продать.

Эрик Джонсон, Infinite Monkeys Entertainment Ltd.
14K14K открытий
180 комментариев

хорошее и интересное выступление. оцениваю его в 17 платформеров.
спасибо за перевод.

Ответить

Может быть игра и хорошая, но чисто по скринам совершенно безликая. Я бы сказал, что в этом основная причина. У многих глаз не задерживается.

Ответить

Она не безликая, она выглядит как говно. Ее иконка в стиме выглядит как говно. Это звучит грубо, я понимаю, но это факт. Ну вот если брать успешные индистудии... Скажем Klei и Supergiant. Они выглядят клево. Даже если тебе просто вышла иконка у тебя глаз зацепится за нее, ты полезешь на страницу игры, у тебя глаз зацепится за скрины, ты начнешь читать про игру и наверное купишь, если захочешь.
Life Goes On выглядит как Bad Rats и Ukrainian Ninja. Life Goes On выглядит как дно стимгринлайта, которое вышло только потому, что обещала копию игры за апвоут.

Ответить

Мужик дошел просто наконец, что сделал то что никому не нужно.

Ответить

автор как-бы и сам относить это к причинам провала

Ответить

Разработчик считает, что ключ к успеху — в правильном анализе рынка.

Кто бы мог подумать...

Ответить

"GTA V с 56% положительных отзывов"
Там же был скандал с модами, после чего игру засыпали негативными оценками.

Ответить