Едут кранчи через кранчи

Едут кранчи через кранчи

Все знают: кранчить плохо, люди от этого выгорают и пишут в твиттере. Со мной тоже бывало. Но хайптрейн сделал из переработок чучело, которое пугает молодые кадры на подходах к геймдеву. И пока он не довез нас в коммунистическую утопию — давайте попробуем разобраться, где опасность, а где мифы.

Про вред

  • Почти всегда вредны "принудительные" переработки, жестко спущенные сверху вниз. Конечно, чаще всего компании "вдохновляют", поощряют, стимулируют или просто "позволяют" перерабатывать. Но ситуация "вы пашите, я пошел" тоже не исключение – и такие кранчи не айс.
  • Однозначно вредны регулярные переработки, длящиеся месяцами и годами — с этим согласны более-менее все.

Но давайте не забывать, что люди разные.
Один тягает штангу, которая насмерть задавит другого. Кто-то решает сложные задачи, у других вскипают мозги на простых. Кто-то бегает марафоны, а я до туалета без отдышки не дойду.

С работой так же. Возьмем стандартную неделю 8/5: для многих это норма, для других перенапряг, а третьим вообще по кайфу.

Напомню очевидное: 8-ми часовой рабочий день — не результат научного консенсуса. Когда рабочие бастовали за снижение рабочего дня, медиков никто не спрашивал. Просто так вышло и наивно считать, что именно так "оптимально для всех".

Вывод: слушайте себя, а не интернеты. Если вы пашете в аврале и организм начинает подавать сигналы "что-то не так" — самое время отдохнуть или снизить темп. Но если все в порядке — не позволяйте запугивать себя бесконечными статьями про страшные "выгорания".

Про выгорания

Едут кранчи через кранчи

Мы привыкли рассуждать о "выгорании" в контексте "все задрало", хотя это вполне себе медицинский вопрос ("вurn-out syndrome"), занесенный в МКБ (Z73.0, F43.8), и активно изучающийся (там, впрочем, много количественных и не-медицинских работ).

Не буду углубляться в науку, отмечу главное: переработки ⤃ выгорания.
(из переработок не обязательно вытекают выгорания)

У выгорания много связанных причин. Основную выделить сложно, но можно назвать самую недооцененную: расхождение ожиданий и результатов.

Другими словами:

Перегорание возникает от чувства обиды на то, что человеку не удалось получить желаемого.

Марисса Мейер, Бывшая топ Yahoo и Google

Wikipedia толкует еще понятнее: when one's expectations about a job and its reality differ, burnout can begin.

Вывод: выгорание не так страшно, пока работа по кайфу. Опасность повышается с потерей мотивации, с разочарованиями, с отсутствием признания или компенсации, с "избыточным" стрессом, который нечем компенсировать.
А главная задача менеджмента — правильный "баланс стресса и наград" (а не отсутствие переработок).

Про менеджмент

В каждом споре повторяют эту формулу "кранчи = плохой менеджмент", стоящую на трех слонах:

1. Кранчей можно избежать.

Мол где-то там, за горизонтом, в стране фей и единорогов, встречаются компании с Компетентными Менеджерами, умеющими в продакшен без кранчей.

Конечно, такое бывает. В сферах, где планирование намного проще или не настолько критично. Но в геймдеве замешаны творческие, продуктовые и сезонно-зависимые факторы. И неудобная правда такова: во многих бизнесах полное отсутствие кранчей возможно лишь за счет перезакладки сроков, либо с уступками качеству, либо никак.

2. Компании плевать на сотрудников.

Мол, компании стимулируют переработки, потому что им плевать на ваше здоровье.

На самом деле, найти хорошего специалиста — очень дорого. Поэтому, например, крупные компании платят зарплаты даже тогда, когда у них нет работы для уже нанятых. И если бы кранчи, действительно, грозили адскими проблемами для ценных кадров — менеджеры боролись бы с ними в первых рядах.

Сформулирую проще: хорошие сотрудники настолько дороги, что на них нельзя плевать. По той же причине не стоит забывать, что с менеджментом всегда можно договорится. Многие переработки, которые стартовали с моей подачи, заканчивались словами "ну все, хорош, мы устали".

3. Кранчи — это всегда плохо.

Мол, программисты оставляют баги, а менеджеры допускают кранчи. Часто кранчи приравнивают к ошибкам даже люди, признающие их неизбежность. Но точно ли это так?

Сейчас я ступлю на тонкий лед и осмелюсь заявить: кранчи бывают не только вредны, но и полезны.

Полезны?!!1!

  • Кранчи вскрывают проблемы. Неоптимальные или откровенно кривые процессы, пайпланы и даже сотрудники могут годами оставаться незаметными в неторопливом темпе работ. Усиленная нагрузка служит "стресс-тестом": указывает на косяки, узкие горла и слабые звенья.
  • Правильная доза стресса. По-моему опыту, куда проще сгореть от неинтересной работы, чем от переработок на интересной. А правильная доза стресса (не слишком много, но и не слишком мало) все делает интереснее. Поэтому мы (человечество) любим видеоигры, донорциклы и срачи в комментах.

Но к черту мой опыт. Гораздо важнее, что выгорание считается мультифакторным синдромом, а один из факторов — это монотонная и рутинная работа. И правильно мотивированный кранч (не "заставили", а "вдохновили") помогает избежать губительной рутины.

В заключение, одна чеканная формулировка:

Менеджить и планировать кранчи можно так же, как кривую возбуждения в играх. Как только excitement заменился на exhaustion - пора прекращать и давать смену ритма, активностей, пряничек давать. А если возбуждения не было, то, наверное, игра херовая с самого начала.

Пожелал остаться анонимным, Операционный директор в R&D крупной компании

Почему об этом нужно говорить

Самый частый аргумент "в пользу" кранчей звучит так: "без них не было бы <название_игры>".

Меня это не волнует: никакой Ведьмак не стоит покалеченной психики сотен разработчиков.

Но волнуют люди. Те, которых запугивают (преувеличенно) ужасными условиями работы в нашей ламповой, (преувеличенно) пагубными последствиями переработок для здоровья и (преувеличенно) радикальной картинкой "баланса жизни и работы", где работу частенько выставляют наказанием, которого не избежать, но хорошо бы свести на минималки.

Если идея "задержаться на работе" вселяет в вас ужас — скорее всего, вы просто работаете не на своем месте. Или пока не знаете, что работа может быть интересной.
Но это значит, что вы уже находитесь в "группе риска по выгоранию", даже если ни разу не задержавшись после 18. Если вам не нравится то, чем вы занимаетесь, то вы автоматически испытываете "лишний" стресс и больше других рискуете разочароваться.

Мне кажется правильным искать не ту работу, на которой не придется задерживаться, а ту, на которой захочется.

Про баланс жизни и работы

Небольшой жизненный пример.

Едут кранчи через кранчи

С Олегом мы проработали два года и он был самым большим адептом "баланса жизни и работы", какого я знал.

Олег приходил и уходил с работы по звонку. Никогда не задерживался и не перерабатывал – даже когда контора чуть не распалась и перерабатывали все (а генеральный практически жил в офисе).
Иногда мы с Олегом ругались: вот он приходит в офис минут за 10, я кидаюсь на него с каким-то критическим багом на продакшене, а он отмахивается "мой рабочий день еще не начался" и идет наливать себе кофе.

У меня в голове не укладывалось, как так можно.

Поэтому я еще больше удивился, когда он написал мне в районе 22-х и предложил глянуть свежий коммит.
Представить Олега работающим из дома было так же невозможно, как представить ортодоксального сиониста уплетающим свиные ребрышки за обе щечки.

А дело было вот в чем: недавно ему поручили новый проект и дали карт-бланш на архитектуру и технологии. Впервые за долгое время Олег занялся тем, что ему по-настоящему интересно. Тогда я и убедился, что весь ваш "баланс жизни и работы" — не дорожка к счастью, а попытка компенсировать надоевшую работу.

Впрочем, проект быстро закрыли, а Олег вскоре уволился. Надеюсь, на новом месте он получает удовольствие от работы, а не от бегства от нее.
Чего и вам желаю.

1111 показов
3.9K3.9K открытий
220 комментариев

Мне кажется правильным искать не ту работу, на которой не придется задерживаться, а ту, на которой захочется.

Всегда чаще всего слышу это от гейм-дизайнеров. Я сам с детства мечтал делать игры, и кранчи меня не волнуют, на пике вовлеченности в проект сам не вылезаю из офиса.

Вот только надо понимать, что подавляющему большинству людей повезло не так, как тебе. В СНГ не развита культура планирования жизни, большинство школьников не знают, что им интересно. Они выбирают ВУЗ из каких-то практических соображений, а то и случайно, и получают соответствующую работу.

Есть немногие, которые знают чего хотят, и идут на работу, которая им интересна - но тут другая проблема. Сколько профессий совмещают в себе параметры "интересно" и "высокооплачиваемо"?

Поэтому когда ГД учит кого-то "найти работу по душе" для меня это выглядит, как мотивационная речь сытого голодному.

Ответить

Спасибо за комментарий. Хотел написать то же самое, но проще и грубее.

Помимо этого хотел добавить что полно совершенно легальных способов дать сотруднику поработать больше. Только почему то денег хотят тратить не все.

Ну и для небольших переработок "от случая к случаю" есть другой способ. Называется "чуть более гибкий рабочий график". Если человек получить возможность приходить чуть позже и уходить пораньше когда напряженки нет, он с очень большой долей вероятности сможет задержаться когда случится аврал. Если у вас всегда аврал, то увы, дело не в кранчах.

Ответить

Всегда чаще всего слышу это от гейм-дизайнеров.

Потому что идеей делать крутые игры геймдев привлекает к себе юнош пылких со взором горящим, а они и за еду и за идею готовы работать.
Вот только какой ценой?
А как же проводить время с семьёй? Никого нет и не планируется?
А свои хобби? Или только геймдизайном единым человек жив?
А здоровье на кранчи - переработки, стресс и прочее? Пока хватает, а потом разберёмся?

Даже если работа нравится, это вообще никак не повод оставаться на ней. Потому что это не работает в обе стороны. Если она тебе перестанет нравится, ходить туда меньше тебе не позволят.

Ответить

"Найти любимое дело" -- это не [только] удача.
Мне в этом совершенно не везло: первую работу я совмещал с учебой, работал за копейки, меня уволили из-за конфликта с начальством и я два года перебивался фрилансом, страдая от того, что не могу обеспечить семью, а затем променял тепленький вариант на малоденежный, но с перспективой, которая не выгорела и все началось сначала.
Скажу прямо: большинство известных мне людей, которые занимаются не тем, что любят -- просто шли по пути наименьшего сопротивления. Некоторые впоследствии рисковали и меняли работу (с понижение должности и зарплаты) -- и не знаю ни одного, кто об этом пожалел бы.

Ответить

на 3 неделю без выходных, тебе уже ничего не нравится ))

Ответить

Олег приходил и уходил с работы по звонку. Никогда не задерживался и не перерабатывал – даже когда контора чуть не распалась и перерабатывали все (а генеральный практически жил в офисе).Если ваш Олег справлялся со своим объемом работы и выполнял задачи без переработок, то с хрена ли он должен оставаться на работе после окончания? Если его часть работы была выполнена в сроки, он предоставлял инфу смежным отделам и не мешал работе других, тогда не понимаю в чем претензии? А уж говорить про генерального, который зарабатывает деньги, а не сидит на окладе как его работники, так вообще глупо.
И да, не надо забывать что ВСЕ переработки должны быть соответственно оплачены. А у нас ой как не любят их оплачивать.

Ответить

Претензии нет, есть непонимание. Я не понимаю, почему надо воспринимать фирму как банкомат, выплевывающий деньги в ответ на определенные пассы (пусть и по 40ч в неделю).
Я всегда воспринимал работодателя как партнера. Например, старался войти в положение и помочь чем-то сверх минимума, если дела шли не очень.

Ответить