Полгода без ГД

Или как я почти шесть месяцев искал работу геймдизайнером.

В закладки

Вступление

Прошлым летом мне пришлось уйти из студии, где я больше двух лет проработал геймдизанером/проджектом и начать искать новую работу. Утяжеляющий фактор был в том, что на момент увольнения у меня была беременная жена на середине срока и трехлетняя дочка, которая только что пошла в садик и приносила домой новую заразу стабильно раз в две недели.

Как только я понял, что пора искать работу - разослал кипу резюме. Процентов 30 было просмотрено, но ответа не пришло, ещё примерно столько же вообще не прочитали, часть вернулись с отказом “без разговоров”, и только на несколько штук пришли отклики.

Себя я оцениваю скорее как Senior GD ну в крайнем случае Midle. Хотя, например, ЛидГД одной крупной конторы однажды выдал: “Ну были же у тебя под управлением другие ГДшники? Вот и пиши себе везде Лида”.

В этом коротком диалоге спряталась одна проблемка: нет стандартов.

Есть места где весь мой опыт оценят ну максимум на джуна, а есть такие где и погоны лида нацепить в самый раз будет. Компании-то разные, что было полезно в одном месте, оказывается совершенно бесполезным (а иногда и просто вредным) в другом.

Об этом, и многом другом, на примере своих поисков я и расскажу дальше.

Спойлеры, оговорки, дисклеймер.

История длинная и изобилует лишними подробностями. Поэтому, если не любите лонгриды - спойлер №1: в конце будет раздел с выводами. Можно сразу прыгнуть туда.

Спойлер №2 - выводы грустные.

Дисклеймер: в процессе прочтения обязательно возникают вопросы: “Может проблема в тебе? На себя не пытался со стороны посмотреть?”.

Ответ: “Конечно пытался. Но либо это что-то настолько очевидное, что незаметно, либо что-то НЕочевидное, что находится вне поля моего зрения”.

Знакомые из геймдева (и около него) на этот вопрос только руками разводят. Мутная история, короче.

Работодатель №0

“Ноль” потому, что запрос пришел, когда я дорабатывал последние дни. И это была скорее веерная рассылка от очень исполнительного HR, чем обращение конкретно ко мне. “Набираем команду, помогаем переехать в Москву”. Я, конечно же, отказался, так как с беременной женой ни о каких переездах речь не идёт. Дурак - знал бы как оно дальше обернется - три раза подумал бы.

Работодатель №1

Студия из нашего города. Есть мощный флагман. Работа в этой компании открывает много перспектив как по приобретению опыта, так и в виде строчки в резюме.

Отправил им свой резюм, перекинулись парой писем, пришёл на собеседование. В процессе общения пришли к выводу, что опыт у меня не совсем релевантный для их проектов, но в целом перспектива есть. Можно работать.

Но не сошлись по деньгам: так как опыта разработки в их жанре у меня нет, для них я фактически джуниор, а джуны получают в два раза меньше чем мне требуется чтобы закрыть всякую бытовуху в виде ипотеки, коммуналки, родов и тд и тп.

Дурак - знал бы как в дальнейшем все пойдет - согласился бы. Сейчас бы скорее всего уже вышел на нормальную ЗП.

Просто бизнес, ничего личного. И я, если честно, считаю это нормальным подходом.

Время общения [от отклика на вакансию до собеседования] - 16 дней

Работодатель №2

Крупная компания. Работа по удаленке. Отправил резюме, пообщался по Skype с HR, получил тестовое.

На задание ушло несколько дней (сейчас не вспомню сколько конкретно). Проверяющим моя работа не понравилась и мне отказали. Фидбек больше основывался на “ощущениях” от работы, в данном случае это вполне допустимо, так как ТЗ было нарративного характера. Но были и замечания и количественного характера по типу “должно быть вот столько, а у вас вот столько”. В тексте задания этих критериев не было, но оценка почему-то проводилась и по ним тоже.

Не смотря на отказ - впечатление от общения - положительное.

Время общения [отклик - отказ]: 22 дня

Работодатель №3

Студия из нашего города. До этого слышал про неё только в хорошем ключе.

Получил тестовое.

Один из пунктов почти дословно : “Составь таблицу с 5 лучшими играми в жанре X. Аргументируй выбор.” (буквой “X” я заменил конкретный жанр)

Открыл топ в этом жанре, проанализировал штук 10 игр. Выбрал 5, которые посчитал наиболее интересными и перспективными. Составил таблицу с аргументацией. Отправил.

Итог: отказ.

Потому что правильные “лучшие” 5 игр - это топ 5 по деньгам. А моя выборка - это неправильный топ. Какая-то логика в этом конечно есть, но скрытый критерий оценки оказался неожиданным.

Бонусом получил фидбек, какие скилы мне нужно прокачать. Честно говоря, ради такого фидбека 2 дня потраченное на тестовое - не жалко.

Время общения [отклик - отказ]: 7 дней

Работодатель №4

Компания из нашего города. До этого несколько раз попадалась в моё поле зрения и создавала (и до сих пор создает) впечатление редкого игродела действительно заботящегося о качестве своих продуктов. Открытой вакансии Геймдизайнера у них не было, но была вакансия Левел Дизайнера, что иногда очень близко друг к другу. Я отправил им резюм с сопроводительным письмом, что на самом деле не левел дизайнер потому что нет вот такого-то и вот такого-то навыка, но вдруг вам нужен ГД? Их заинтересовало мое резюме и они дали мне тестовое.

Худший вид тестовых (грешат 80% работодателей): проанализируйте нашу игру, выделите слабые места, как бы вы их поправили и предложите свои новые механики в эту игру.

Расписывать почему “худший” не буду ибо причин много. Можно похоливарить в комментах. Даже интересно почитать будет.

Как бы там ни было - сделал тестовое (заняло 2 дня). Пришло несколько замечаний. Например: было подзадание “выпишите основные механики игры”. Замечание было формата “выписал механики не сверху вниз, а снизу вверх”. Но в целом тестовое оценили хорошо.

Итог: “не готовы сделать предложение, потому что сейчас мы не ищем ГД. Как только появится нужда в ГД - можно будет пообщаться снова.” Зачем в таких условиях вообще давать ТЗ - вопрос открытый.

По-моему если бы они мне ответили “ваше тестовое нас не устроило” - было бы намного лучше. Потому что когда, спустя пару месяцев, у них-таки открылась вакансия на ГД, я им тут же написал.

Ответ на hh был ёмкий: “Отказ”. Без подробностей и комментариев.

Время общения: [отклик - завуалированный отказ] 15 дней

Работодатель №5

Компания из нашего города. Об их существовании узнал из вакансии на которую и откликнулся. Вакансия была интересная так как (в кои-то веки) была указана ЗП. Причём хорошая такая ЗП - раза в полтора выше рынка.

Откликнулся, пообщались. Получил тестовое: проанализируйте нашу игру и тд и тп. ну вы поняли.

Игра для анализа - поле непаханное: глаза закрываешь, в любое место тыкаешь и... хоть занализируйся. Там вёрстка поехала, тут иконки в разных стилях, с прогрессиями вообще хрен пойми что, магазин то ли есть, то ли его нет, интерстишелы через каждый чих…

Вытащить проект из этой клоаки можно, но работы - конь не валялся.

Поиграл, проанализировал, собрал всё в кучу, отправил (2 дня). Результат понравился. Договорились о собеседовании. На собеседовании первым делом узнаю, что открыть вакансию - это инициатива одного из учредителей и он открыл её “ради эксперимента”, а второй эту новость узнал вот только что и поэтому они ещё сам не знают - хотят ли этот проект развивать или “ну его”. (Смотрите начало абзаца - я на этот эксперимент уже 2 дня потратил). Пообщались. Разошлись “на подумать”.

Итог: Отказ. Мы решили найти человека, который уже делал успешные проекты в этом жанре.

А жанр, сказать, что узкий - ничего не сказать.

Отклоняясь от темы, случайно узнал, что они за анализом этого проекта потом и к другим Геймдизам “не из жанра” обращались.

И всё бы ничего, но пока был на этом собеседовании - эвакуатор забрал мою машину на штраф стоянку. Просто К-К-К-Комбо!!!

Время общения [отклик - отказ] 21 день

Работодатель №6

Удалёнка. (Вакансия висит до сих пор)

Откликнулся. Пообщались. Созвонились с HR. Тестовое.

Точнее так: сначала попросили какие-нибудь (любые) документы (ГДД), по любым другим проектам, чтобы посмотреть как я веду документацию. Но так уж вышло, что все доки за последние 2 года остались на корпоративном аккаунте, к которому у меня доступа уже давным давно нет (да и давать к ним доступ я, что логично, не стал бы. Ибо не моё.) Есть конечно доки которым больше трёх лет, но это всё равно что при приёме в художественную школу приносить рисунки из детского садика. Опыт-то растёт. В итоге дали тестовое.

Проанализируйте игру…

Впечатление от проекта ровно такое же как и от предыдущего.

С той лишь разницей, что это живой проект с большой аудиторией (геймдев порой меня удивляет).

И всё равно: вытащить можно, но работы - конь не валялся.

Проанализировал. Отправил.

Тестовое понравилось. Созвонились, пообщались с продюсером/собственником. Тот остался доволен, сказал что пошёл думать над оффером.

И я такой, весь из себя, уже расслабился..

Ан, нет: Отказ. Мы подумали и решили, что нам нужен не геймдиз, а продюсер. Извините за потраченное время - вакансию закрываем.

Вакансия висит до сих пор и периодически обновляется.

И это тот редкий случай (в отличие от всех остальных), когда я не удивлюсь, если по результатам тестового “проанализируйте игру” я увижу результаты “анализа” в проекте.

Время общения [отклик - отказ] 12 дней

Работодатель №7

Молодая компания из нашего города.

Отклик. Тестовое. Вот так вот сразу - ни здрасти, ни досвидания - делай тестовое, а потом может поговорим.

Из опыта - очень плохой знак.

Тестовое в формате: напишите концепт мобильной игры с малым сроком разработки в жанре хоррор.

Написал концепт. Отправил.

Отдельной строкой: сейчас чётко осознаю, что тестовое сделал хреново. Не вдаваясь в подробности - просто на уровне концепта - плохо.

Ну, то есть, если бы я был проверяющим, я бы отказал.

Что и произошло.

В стеке висели другие тестовые и я торопился.

Как бы там ни было - я попросил фидбек. И был крайне удивлён, когда узнал, что критерии оценки, по которым проверяли ТЗ, больше подходят к сурвайвл-хорором, а не к заявленному жанру хоррора. Согласитесь, это “слегка” другой жанр. Но мне ответили, что я “должен был догадаться”... и сделать тестовое не по поставленному ТЗ… как-то так.

Итог: отказ. Все претензии к тестовому были верными. Кроме одной - это были претензии к какому-то другому заданию, а не к тому, которое они прислали. А моё пусть и было хреновастым, но было в какую-то совсем другую кассу.

Время общения [отклик - отказ - фидбек]: 17 дней

Работодатель №8 (он же №2)

Иногда у крупных компаний в смежных областях несколько вакансий. И я решил сделать ещё одно тестовое от “Работодателя №2”

Большоооое тестовое (точнее это я его очень долго делал). Но в перспективе оно того стоило.

Сделал. Отправил.

Та-да! Всё понравилось. Всё хорошо.

Ну круто же!

Но есть один момент: команда реструктурируется и вакансию решено закрыть. (справедливости ради - вакансию со всех сайтов убрали)

Время общения [отклик - закрытие вакансии]: 24 дня.

Работодатель №9

Моё сердечко за лучший HR уходит именно сюда.

В кругах геймдева известная компания с крупным проектом. Их HR нашла моё резюме, позвонила, сходу, по телефону, провели первичное собеседование. Я в тот момент вообще за рулём был и ничего - хорошо прошло. Договорились, что скину ссылки на свои проекты и она их покажет команде. Если всё ок, то дальше тестовое, релокация и тд и тп.

Скинул проекты и сопроводительное письмо.

Итог: отказ. Нерелевантный опыт.

Повторюсь - это самый лучший опыт работы с HR. Ничего лишнего. Потрачено ровно столько времени на отбор - сколько его нужно было потратить. Оптимально. Гладко. Супер.

Время общения [звонок - отказ]: 6 дней

Работодатель №10

Становится туго. Начинаю искать не только в родном городе, но и за пределами. В том числе и за пределами нашей родины. Откликаюсь на вакансию с релокацией в одну солнечную страну. Предложение со всех сторон хорошее. Начинаем общаться.

Тестовое: проанализируйте нашу игру.

Игра, на удивление, хорошая. Есть проблемы с UI/UX и ещё она до неприличия перегружена диалогами (чего жанр совершенно не подразумевает). Да и сами диалоги… эм…

Скажем так: авторы “Пиши, сокращай.” нервно курят в сторонке.

Некоторое время переписываемся в скайпе обсуждая детали “анализа”. Спустя несколько дней человек просто перестает отвечать на сообщения. Грусть.

Время общения [отклик - начало игнора]: 8 дней

Работодатель №11

А вот здесь неожиданно. Отправлял резюм на ГД на удалёнку в крупную компанию из братской страны. Но реакции не последовало. Зато примерно через месяц написал HR этой компании с предложением пообщаться на тему работы Project manager (собеседование -> релокация -> золотые горы). Дело в том, что на последнем месте работы около года я совмещал GD и PM. Почему бы и нет. Если честно не вижу работу ГД “общего профиля” без задач проджекта.

Рано или поздно всё сводится именно к этому. Чисто из интереса перед собеседованием посмотрел проект над которым придётся работать - очень хороший, понравился.

Пообщался по Skype c HR, прошёл первичный фильтр. А вот на собеседовании с текущим проджектом и CEO - откровенно поплыл.

В итоге выбрали другого кандидата.

Опыт был интересный. Но главное, что я получил из общения с этой компанией - пропал вопрос - могу ли я в текущих условиях рассматривать переезд.

Могу.

С кучей гемороя, но могу.

Время общения [запрос от HR - отказ] 17 дней

Работодатель №12

Компания занимается VR и AR.

Отправляю резюме. Общаемся. Присылают тестовое.

Если делать хорошо, то минимум 3-4 дня. Тестовое интересное - если бы было лишнее время я бы сделал, но увы. Поэтому, учёный горьким опытом, напрямую спрашиваю зарплатную вилку. Понимаем, что не сходимся по деньгам. Совсем-совсем не сходимся. Если честно я даже удивился, что такие зарпалты в геймдеве ещё есть. Вежливо расстаёмся.

Время общения [отклик - самоотвод]: 11 дней

Работодатель №13

Компания из нашего города. Отправил им резюме с опаской, так как раньше она попадалась на глаза и мне не понравилось портфолио их проектов. Тот случай, когда “не моё”. Но особо выбирать не приходилось - отправил резюм. Пообщались, договорились о собеседовании.

Проект оказался интересный, я бы даже сказал - перспективный. Но вот с общением - как-то сразу не заладилось: напротив вас сидят два человека, перед ними стоит по ноуту, в которые они по очереди что-то пишут. Общаются видимо. Местами казалось, что им совсем не до меня.

Возможно, конечно, разговор был на тему собеседования, но выглядело всё это плохо, уныло и закончилось так же.

Итог: отказ. Что-то не заладилось.

Время общения [отклик - отказ]: 7 дней

Работодатель №14

Компания из нашего города. Созвонились. Договорились о встрече. Встретились. Пообщались.

На самом деле - это одно из лучших собеседований в которых я участвовал. Четко обозначенные проекты, жанры и обязанности. Собеседование по чек-боксам. Однозначно и последовательно.

Ну а ещё эта встреча запомнилась тем что там я поставил рекорд минимальной длительности - 22 минуты.

Минуте на 10-й стало понятно, что по проектам не сходимся, так как опыта у меня нет. Ещё через 10 минут разошлись. И это действительно круто. Никаких соплей.

Точнее они обещали отзвониться, но так и не отзвонились. Но и без этого всё понятно было.

Время общения [звонок - собеседование]: дня 4 (не сохранилось в логах)

Работодатель №15

Удалёнка. А вот тут интересный случай. Компания давала объявления не только на сайты поиска работы, но и на профильные сайты индустрии. Нужен был геймдиз на удалёнку.

“Ну так это же они меня ищут,” - подумал я, и сразу же отправил резюме. Пообщался с HR, получил тестовое (проанализируйте нашу игру), так как для анализа игры нужно пройти минимум уровней 50-60 - очень плотно так “анализировал”. Дня два. Собрал в кучу, нарисовал схемки, корлупы и прочее добро. Отправил. Надо сказать, что проект в оперировании уже несколько лет и местами морально устарел, но в целом - хороший. С удовольствием поработал бы над нам.

Тестовое понравилось. Отсобеседовались в Skype с ЛидГД/ПМ и HR. Собеседование вышло хорошим и казалось бы - вот оно…

Ан нет. Нужно ещё пообщаться с Генеральным. А его сейчас нет. Надо подождать.

Итог: Отказ. Нашли более опытного ГД в жанре.

И в общем-то это нормальный мотивированный отказ. Но…

Время общения [отклик - отказ] 33 дня

(долбаных 33 дня в которых “вот-вот скоро дадим ответ”)

Работодатель №16

Ну и мои любимые (на самом деле нет). Пожалуйста, никогда не делайте как они. Худший пример рекрутмента из известных мне. А мне, как видите, всякого довелось повидать.

Достаточно заметная компания на российском игровом рынке. В нашем городе у них филиала нет. Но от них появляется вакансия с текстом “В связи с открытием филиала в вашем городе набираем команду”. Вот оно! Ура! Ещё один крупный игрок на рынке - конкуренция - это же здорово! Отправил резюм.

В ответ без разговоров - тестовое.

Ой-ой… плохой знак.

Тестовое - по самым скромным оценкам минимум 4 дня и то при условии, что знаком с проектами (а я, к счастью, с большинством из них знаком). Вроде как бы по классике всё: проанализируйте проект, но... не только наш, но и ещё 4 сторонних. Каждый из этих анализов тянет на полноценное тестовое любому из работодателей, описанных выше.

Перед таким объёмом нужно обезопаситься, а я воробей стреляный и уже без какого-либо стеснения сначала спрашиваю зарплатную вилку. Но ответ получаю неожиданно короткий: ЗП озвучивается на финальном собеседовании.

Ой-ой… плохой знак.

Делаю тестовое почти 5 дней. И надо понимать, что в эти дни мне совершенно НЕ гипотетически есть чем заняться помимо этого тестового. Отправляю.

Жду.

Жду.

Жду.

Тестовое моё понравилось и, судя по реакции, даже очень. Собеседуемся по Skype. Но собеседование сразу идёт каким-то не очень правильным курсом. Сходу спрашивают готов ли я к переезду в Питер. Ну да - у меня жена через 2 недели рожает, и если оставить этот момент за скобками, то конечно готов - зависит от предложения. Но для начала давайте лучше обсудим то что в вакансии написано про открытие вашего офиса в нашем городе.

Оказалось, что в мыслях-то офис был, а вот в планах не то чтобы нет, но скорее в оооочень отдалённых, а пока “может обсудим переезд в Питер?”

Несмотря на этот “небольшой” нюанс - собеседование прошло хорошо (не считая финансового вопроса, в котором мы тоже немного запнулись и я так и не услышал от них ни одной цифры). Они ушли на подумать. А я ушёл постучаться головой об стол.

Итог: Отказ.

Слёзно умоляю: Никогда не делайте как они. Не вводите соискателей в заблуждение. Не тратьте впустую время ни свое ни чужое.

Ну пожалуйста...

Время общения [отклик - отказ]: 22 дня

На сегодня пожалуй достаточно. История ещё не закончилась. Есть и №17 и 18 и 19 но там точка пока ещё не стоит.

Понятное дело, что в этот список вошли далеко не все случаи общения с работодателями, например, когда девочка из студии веб дизайна (в котором у меня опыта нет) назначила мне собеседование на PMа и я поставил рекорд по скайповым собеседованиям 10 минут 34 секунды.

Или как я оставил отклик на вакансию с сайта одного достаточно известного рекрутерского агентства. Которое активно пиарится на конференциях и периодически посещает профильные подкасты. Но оказалось, что “вакансия уже давно закрыта, а мы что-то забыли её убрать с своего же сайта”

Или как я отправил отклик в местную компанию от которой пришел примерно такой ответ (кстати, по моему очень грамотно): “Сколько денег хотите и вообще к чему вы стремитесь?” Я ответил, а дальше от них ни слуху ни духу.

Было ещё много чего по мелочи, но это не так интересно - просто серость, грусть, тоска и уныние.

Итог:

Смотрю на этот список и сам немного в шоке. Больше 20-ти контактов с работодателями, две трети из них с потенциально положительным исходом. Часть из них даже в разных формах “мы готовы вас взять”. Но каждый раз что-то шло не так.

242 дня

Столько мне бы пришлось ждать, если бы я не брал тестовые пачками и не вёл по несколько переговоров параллельно.

Суммарно на все тестовые потрачено полноценных 1,5-2 рабочих месяца. Все тестовые, само собой, бесплатные.

На каждый состоявшийся контакт минимум 10 писем без ответа.

Ещё раз задам сам себе вопрос - зачем же я всё это написал?

Чтобы кого-то научить жизни или кому-то нагадить? Да нет, специально даже постарался не указывать названий, имён, проектов, цифр и даже городов. (за что конечно же могу отхватить в комментах - ведь для многих это самое интересное)

Чтобы пожаловаться на свою нелегкую долю? Не без этого, но скорее нет, чем да.

Попросить совета? Не думаю. Формат текста без конкретных названий, заданий и ответов - вряд ли подразумевает вразумительные и объективные советы.

Скорее это какая-то саморефлексия.

Саморефлексия и графоманская девиация.

Просто выдался свободный день.

Нужно было собрать всё в кучу. Увидеть одним списком. Осмыслить. Охренеть. Оформить в текст.

И выложить.

Выводы:

Какие-то вещи могут показаться банальными - но от этого не становятся менее насущными или малозначимыми.

  • Непонятно зачем некоторые компании размещают вакансии. Больше 30% откликов на hh висят с пометкой “не просмотрено”
  • Личное время соискателя не имеет никакой ценности и значения. В той или иной степени это верно для многих компаний из моего списка.
  • Поиск и отбор кандидатов очень часто ведут люди, которые не имеют к этому предрасположенности. В некоторых случаях - это касается и людей, занимающих должность HR
  • Неотлаженность процесса проверки тестовых. Плохо, когда компания, испытывающая кадровый голод, не может нанять новых специалистов, потому, что текущим специалистам некогда проверить тестовые. Из 242 дней больше трети времени - это ожидание проверки.
  • Многоступенчатый процесс отбора замедляет рост компаний. Понимаю, что это вынужденная мера, чтобы не тратить время своих спецов на провальные собеседования. Но варианты “малой крови” есть. Посмотрите на работодателя №9. Думаю есть и другие варианты, но никто не пытался что-то менять, потому что “ну все ж так делают”
  • Скрытая зарплата. 80% вакансий. Лично для меня это стало большой потерей времени. В большинстве случаев - принцип понятен: ждём что скажет соискатель и уже от этого будем вести торг. Возможно получится потратить меньше чем если бы мы указали фиксированный ценник сразу. Такой подход больше похож на “метод янки” времён золотой лихорадки: Идём в горы. Ищем. Не нашли? Топим шахту. Пытаемся выжить. Нашли? Мы богаты! На запланированный бизнес это похоже мало, но так тоже можно жить. Очевидно, что позиция открытой ЗП тоже имеет минусы. Хотя бы в виде вала нерелевантных резюме, но отсеять мусор - это работа для HR. Зато не будет потрачено время более дорогих специалистов на “релевантных”, но не попадающих в вилку кандидатов.
  • В целом низкая ЗП. Попадались варианты от 20тр (для джунов). Среднее 35тр - для мидлов и синьёров. За ЗП выше этих цифр приходится играть в угадайку с большой потерей времени.
  • Многие дают тестовое “проанализируй и предложи улучшения для нашей игры”. Очень часто (парадоксально часто) наталкивался на эффект, который я назвал “убийство священной коровы”. Проблема в том, что для существующих проектов большинство предложенных кандидатом идей, либо уже отработаны и отбракованны (на уровне логики, статистики или опыта), либо текущие решения являются предметом гордости конкретных людей (проверяющих или руководства) - то есть соискатель фактически покусился на священную корову. В итоге идеи часто рассматриваются по логике “что за бред ты несёшь - так не работает”. Но разница в том, что у проверяющих есть статистика (читай: этот же бред они сами несли незадолго до вас), а у соискателя её нет.
  • Компаниям не выгодно давать вам утвердительные ответы. Тем более отрицательные. Все же вежливые. Ведь всегда остаётся шанс напиться из этого же колодца. Лично я считаю отрицательный ответ - более чем приемлемым. Никто не запрещает через какое-то время зайти на второй круг даже после отрицательного ответа. Хотя люди разные попадаются - для кого-то это может оказаться трагедией. В общем спорный вопрос, но я предпочитаю конкретику. Экономит время. Много времени.
  • Нет стандартов. То что в одной компании тянет только на джуна в другой может оказаться верхом квалификации и наоборот.
  • Процентов 50 делают match3, процентов 30 - пилят клон Last day on Earth. Если у вас есть опыт в разработке этих жанров - вы востребованный специалист, если нет… ну что ж - когда-нибудь и вам повезёт, а пока что мы выбираем кандидата с опытом.

Спасибо за то что дочитали до конца. Мне это было необходимо.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Андрей Жуков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 563, "likes": 838, "favorites": 267, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 35962, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 07 Jan 2019 19:15:12 +0300" }
{ "promo": {"title":"Guns of Boom","order_id":0,"state":80,"description":"\u0411\u044b\u0441\u0442\u0440\u0435\u0435 \u043a\u0430\u0442\u043d\u0443\u0442\u044c, \u0447\u0435\u043c \u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u043f\u0443\u043b\u044c\u043d\u0443\u0442\u044c","email":"soldatenko@game-insight.com","button_text_id":7,"link":null,"app_store_link":"https:\/\/gunsofboom.onelink.me\/4289444349\/33db4f80","google_play_link":"https:\/\/gunsofboom.onelink.me\/4289444349\/33db4f80","color_id":0,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"d739e618-b339-faeb-7ab0-727ca32bf550\",\"width\":88,\"height\":88,\"size\":24774,\"type\":\"png\",\"color\":\"f1bb4f\",\"external_service\":[]}}","total":35500,"with_payment":false,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"20\",\"available\":\"true\",\"price\":\"3500\",\"discount\":\"1500\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"21\",\"available\":\"true\",\"price\":\"5000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"22\",\"available\":\"true\",\"price\":\"5000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"23\",\"available\":\"true\",\"price\":\"5000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"24\",\"available\":\"true\",\"price\":\"5000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"25\",\"available\":\"true\",\"price\":\"5000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"26\",\"available\":\"true\",\"price\":\"3500\",\"discount\":\"1500\",\"format\":\"backend\"},{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"27\",\"available\":\"true\",\"price\":\"3500\",\"discount\":\"1500\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":107993,"scrolls_count":0,"clicks_count":67,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://dtf.ru/redirect?hash=711a827f815242367f19babc34b72c1fdd1651f55cf4a641a5de6aeaea90816c&component=booster&id=40&type=daily&target=entry&url=", "buttonText": "Скачать", "location": "entry", "id": "40" }
{ "id": 35962, "author_id": 72032, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35962\/get","add":"\/comments\/35962\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35962"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87855, "possessions": [] }

563 комментария 563 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
173

Ну раз саморефлексия, то вот.

А если серьезно, то не отчаивайся и, надеюсь, у тебя получится себя реализовать!

Ответить
35

Правильно, а то будет ещё подобным образом

Ответить
55

Подправил под контекст геймдева

Ответить
4 комментария
0

Да таких просто пачками. Особенно на всякие пирамиды и сетевухи.

Ответить
1

Из статьи немного непонятно, вы до сих пор работу не нашли?

Ответить
1 комментарий
84

Лучшее, что я читал здесь за последнее время. Спасибо за текст и за усилия, приложенные для его написания.

Увидел много ситуаций (e.g. отказ озвучить з/п до выполнения тестового), в которых нужно было сразу вакансию выкидывать в ведро. А вообще, я ожидал, что с нашим геймдевом всё плохо, но не настолько, чтобы прям на уровне приёма на работу. В вебе такого скотского отношения не встречал. Точнее, встречал, но в гораздо меньших количествах. Ещё раз спасибо за текст и удачи в дальнейшем. Уверен, у вас всё получится :)

Ответить
3

Не согласен, что скотское (за редким исключением) - скорее несформировавшееся.
Как подросток с прыщами.

Ответить
21

Вот это и раздражает у нас эта "неорганизованность" на всех уровнях,зато как схитрить или "поиметь" в простонародье,так на это почти каждый способен.

Ответить
3

Это проблема только у ГД отдела. У всех остальных всё ок

Ответить
0

В вебе у нас тут своя атмосфера с галерами и выгоранием)

Ответить
94

Как итог: Автор вдруг узнал, что работодатель ищет таких биороботов как я: без семьи, детей, которые работают по 15 часов в сутки и могут жить на одном дошираке неделями. А с семьей и детьми (о ужас) зачастую могут отказать. Только, вот, таким биороботам как я, лень выходить из дома и я могу тупо фрилансить и получать свои свои деньги на видеоигры не выходя из дома. Вот и получается парадокс.
А вообще интересно было почитать, лукас заслужил.

Ответить
4

Я тоже тогда себя к биороботам отнесу. Но я никогда и не работал в геймдеве, только над своими играми.
Не понимаю, какой смысл так жить, если работать на работодателя? Неужели в СНГ есть настолько хорошие проекты, что оно того стоит?

Ответить
25

Разумеется, ведь в СНГ делаются просто шикарные матч-3 :)

Ответить
2 комментария
7

Работодатель тебе деньги платит, которые, к сожалению, в 99% случаев из своих проектов ты не достанешь даже на поесть. Не говоря уже о жилье, одежде, развлечениях, яхты со шлюхами и коксом...

Ответить
4 комментария
9

+1 Биоробот) Делаю корован в соло, и не парюсь. Раз в пол года, недельку поработаю на еду и свободен. С этим мобильным убожеством, даже дела не хочу иметь. Мне отрадно развиваться во всем, чем стагнировать узким спецом за выживач. Хочу достигнуть того уровня, когда мои проекты будут сами за меня говорить. Не важно сколько времени это займет т.к прогресс есть и он радует.
Действительно, только ради хороших проектов и можно работать на дядю, в будущем я надеюсь что так и будет. Но мы скорее идейные ребята, которые смотрят в суть самой работы, в суть того, куда ты тратишь треть (и больше) своей жизни. Обычному же "стенли", все равно :)

Ответить
1

А можно ссылки на ваши работы? Интереса ради. Т.к. не часто встречаю геймдизайнера на удалёнке с хорошей з/п.

Ответить
–2

Конечно же я не гейм дизайнер, даже с геймдевом я посредственно связан. Вообще не слышал о гейм-дизайнерах фрилансерах, если вы об этом. Это я к тому, что люди хотят слишком многого, думая что мир крутится вокруг них и их семейных проблем.

Ответить
4 комментария
0

Фриланс в геймдизайне? Или графика 2D/3D?

Ответить
2

Если ты прогер или дизайнер - не обязательно фрилансить именно в геймдеве.

Ответить
1 комментарий
77

"Здраствуйте. Я Кирилл. Хотел бы чтобы вы проанализировали игру, match3-экшон, суть такова... "

Ответить
48

Отказ: незнание мемов.

Ответить
1 комментарий
41

Серьезно? Человек из индустрии не шарит мемы из индустрии?

Ответить
1 комментарий
33

Спасибо за то что дочитали до конца. Мне это было необходимо.

И тебе спасибо за пост, надеюсь "та самая" вакансия станет твой как можно скорее.
Лучей добра :3

Ответить
18

Конечно станет - ведь каждый работодатель "оставляет вас в своей базе и как только так сразу" :)

Ответить
10

У многих HR явно есть настольный сборник таких чудесных фраз.

Ответить
1 комментарий
7

Это как в поговорке: "Родина вас не забудет...., но и не вспомнит" ;)

HR в Европе не сказать что радует, а в России так вообще кошмар.
Непрофессионализм повсеместно встречается к сожалению.

Ответить
4

Мне так ответил работодатель к которому я пытался больше года устроиться. И звучало это странно, в духе "мы внесём вас в список крутецких кандидатов". Ещё через год, в день когда я отчаялся и собирался вернуться на офисную низкооплачиваемую работу, они мне позвонили. И уже 4й год на удалёнке со сдельной оплатой)
Мне кажется, что вы не так болезненно воспринимаете отказы, как я. Желаю вам сохранить ваш оптимизм и надеюсь, что для таких вещей он вам больше не пригодится. Огромное спасибо за прекрасный текст.

Ответить
0

За 6 лет подобных сохранений не написали ни разу)

Ответить
49

Слёзно умоляю: Никогда не делайте как они. Не вводите соискателей в заблуждение. Не тратьте впустую время ни свое ни чужое.

Понимаешь, наш HR устроен так, что "ты обязан". Это не ты на них, а ОНИ на тебя тратят время. Суть в том, что тебе, черни такой, великий менеджер/продюсер даёт возможность получить у него работу, подаёт тебе, так сказать, а не исполняет свои обязанности.

Успехов в поисках.

Ответить
2

К счастью "такие" мне попались только одни и под конец.

Ответить
14

Судя по вводным, мне представилось, что не менее трети №-ов соответствуют такому формату, возможно для вас ответ более 8 дней - не из "этих", но это "эти".

В моём опыте по нашей стране, но не в ГД сфере, по большей части происходит такое: вы идёте к барину за подачкой.

Ответить
2

Позвольте в продолжении комментария Валерия. Я видел эту систему с обратной стороны. Последний раз я обращался в hr по поводу поиска сотрудника лет 6-7 назад. Работали там ммм... совсем не компетентные люди. Приносили пачки резюме из hh каждый день. Дельных ровно 0%. Я искал фоторедактора на сайт. Мои любимые резюме помню до сих пор. Первое - человек с единственным местом работы в послужном списке - химик лаборант отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. И второе - ну тут хоть чуть-чуть в тему опыт - гравировщик надгробных плит. С тех пор ищу только по друзьям, через фб, сейчас очень популярно через телеграм-каналы. Вам хочу посоветовать (можете смело забить на мои советы) перестать искать через hh. И конечно же пожелать как можно скорее решить столь не приятные проблемы с работой! Удачи!

Ответить
3 комментария
1

"такие" - с очень большой долей вероятности "проанализируйте наш проект" с последующим отказом и продолжающей висеть вакансией. 10-20 соискателей чего-нибудь забесплатно оригинального нагенерируют, и будут посланы, приличные компании даже тестовые оплачивают.
ЗЫ. Удачи в поисках!

Ответить
4 комментария
4

Был на разных собесах и HR-юши всегда выбешивали дико. У меня к ним отношение, как у Томми к цыганам...

Ответить
23

Жизненно! Относится не только к геймдеву.

Ответить
23

+1
В разделе "выводы" слово "Геймдизайнер" меняешь на любое другое - и смысл не изменится.

Ответить
–38

Ну так поставь плюсик то :) Раз +1

Ответить
8 комментариев
17

Лайкодрочер и полоумный, ну бывает. Казалось мне одно время что ты вполне ок, а щас все понимаю. :)

Ответить
–48
Ответить
10 комментариев
15

Андрей, просто нет слов. Просто хочу обнять тебя и заплакать! Хотя нет, один микро-комментарий у меня есть. Смотри, вот я дизайнер (не в гейм-деве) и я уже много раз нанимала новых дизайнеров на работу. Дизайнер - это такой чувак, чьё портфолио часто состоит из работ, выполненных для каких-либо компаний. Мне кажется, что портфолио геймдизайнера состоит из таких же работ. Так вот, человеку, нанимающему тебя, глубоко плевать, есть ли у тебя юридическое право на выполненную тобой работу. Я бы ни секунду не напрягалась, если бы дизайнер-соискатель скинул мне портфолио с фирстилем майонеза "Кальве". Если он это действительно сделал, то он молодец (ок, мне не нравится этот фирстиль, но он уже узнаваем и он уже что-то продает). К чему я это? К тому, что тебе реально стоит в будущем сохранять вообще всю свою работу у себя. Чтобы потом кидать её по этим оферам. И нанимающие тебя люди с вероятностью 95% не полезут проверять, закреплена ли данная раота за тобой юридически. Им интересно, как ты мыслишь, а не как ты работаешь собственным личным юристом. Набирайся хорошей наглости и сохраняй все свои работы. Не стесняйся показывать эти работы на собеседованиях. Ты крутой и твои работы крутые (я в это верю!!). Желаю тебе успеха в поиске работы. Жене - радости и здоровья.

Ответить
23

Проблема в том, что у геймдизов 90% работы могут составлять коммерческую тайну, особенно в России, потому что у нас в основном мобилки и социалки делают, а это сразу означает что проекты фритуплей, следовательно там содержаться различные формулы и расчеты по отъему денег у игроков, статистика трат и прочее прочее прочее, которые ни один работодатель показывать не захочет. Это вам не упаковка майонеза, которая фронтенд, которую видят все.

Ответить
1

*содержатся
ужас, как я ненавижу такие ошибки допускать

Ответить
0

Проблема совсем не в этом, на самом деле. А в том, что 99% эйчаров в портфолио могут оценить только одно: его наличие и размеры :) Ни в коем случае не качество созданных игр.
Гейм-дизайнер, сумевший сделать хотя бы одну по-настоящему хорошую игру, больше никогда не будет искать работу - это работа будет его искать. Поэтому наличие "портфолио" чаще всего свидетельствует о полной некомпетентности кандидата, и чем это портфолио больше, тем безнадежнее ситуация.

Ответить
2 комментария
0

Ну значит надо указывать где-то (В резюме или портфЕлио)
1. Придумал схему честного отъема денег на мобилках, что привело к росту доходов на 50%)
2. и тд

Ответить
1 комментарий
0

Извини, спутала коммерческую тайну с патентом. Мой косяк.

Ответить
2

Проблемы геймдизайнеров в том, что их работу очень сложно продемонстрировать, и ещё сложнее оценить. И даже в порфтолио какую-то документацию положить сложно, потому что она или является коммерческой тайной и подходит под NDA, или просто представляет из себя ворох дизайнерским документов и таблиц, разобраться в которых может только человек, знакомый с проектом, к которому относится эта документация, изнутри.

Ответить
22

А я вот в шоке от того что в России есть город, который не Москва и не Питер с таким количеством игровых студий.
P.S.: Чайлдфри оказались правы - два аборта обошлись бы значительно дешевле.

Ответить
8

Чайлдфри - не правы. Напряг при приеме на работу матери с детьми может иметь место. Но, с отцом ситуация другая - отец скорее будет более лояльным, так как ему детеныша с женой в декрете содержать, следовательно он будет меньше выебываться и больше въебывать.

Ответить
0

Но вряд ли каждый день до ночи и по выходным, а также не факт, что захочет участвовать в тимбилдингах, особенно если в штате много женщин, особенно с выездами по несколько дней.

Ответить
1 комментарий
1

Городов несколько. Штуки три :)
А количество детей в некоторых переговорах даже не фигурировало - итог тот же.

Ответить
1

Новосиб?

Ответить
5 комментариев
0

Не поверишь сколько студий и айти компаний сидит например в Таганроге. Там блет офис еа!

Ответить
0

Больше чем в Ростове? две что-ли?

Ответить
1 комментарий
14

Привет!
Если еще актуально, напиши на nikita@wsegames.ru
Мы ищем миддла на мидкорный проект(расширяем команду), вдруг договоримся)

Ответить
16

Удалёнка? Релокация? Какой город? :) Хотя - пофиг - написал :)

Ответить
12

"Скрытая зарплата. 80% вакансий. Лично для меня это стало большой потерей времени"
А вы не знаете, сколько хотите? о_О
Я при поиске всегда говорю минимальную планку, ниже которой даже говорить с HR не буду.

Ответить
20

Хороший комментарий и одновременно сложный. Вопрос обсуждения денег - вообще очень сложный. На собеседованиях - как правило - это самый неловкий момент.

Ответить
35

Странные слова от отца детей и владельца автомобиля. Очень странные.

Ответить
7

Ничего неловкого. Бери сумму в голове, которую хочешь, и добавляй 50%. Озвучивай. Смотри реакцию. Тебя за это не сожрут.

Ответить
1

Я этот вопрос обычно обсуждаю ещё ДО собеседования. Большая часть HR приходят с площадок типо moikrug и HH (по крайней мере, у меня так), я там указываю минимальную ожидаемую з/п и сразу отсеиваю многих.

Ответить
5 комментариев
1

Кстати, очень правильный ответ. Фраза "Я рассматриваю от..." бережет нервы

Ответить
0

Это может сэкономить время но возможен также и такой вариант что соглашаются сначала пропустят через все круги рекрутинга, а на этапе оффера предложат 20 тыщ ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

Не встречал такого за свою практику, к счастью.

Ответить
1 комментарий
0

У меня было такое что прошел собеседование и не отходя от кассы мне говорят типа вы отличный специалист, нам подходите, но мы можем предложить 1/4 от того что вы запрашивали в резюме. Ушел очень злым, но в лицо ничего не сказал, теперь корю себя.

Ответить
11

Мда уж. Ну что сказать, удачи тебе. Надеюсь в скором времени у тебя ситуация улучшиться.

Ответить
10

Забегая вперёд, сейчас всё выглядит как-будто хорошо. Правда я такую стадию уже несколько раз проходил.

Ответить
10

Большинству компаний никто не нужен, их вакансии это для того что бы hr не сидели без дела.

Что касается позиции геймдизанера, то берут на неё либо человека участвовавшего в коммерчески успешном проекте, либо просто знакомого .

Так как у hr-ов знакомых много, то твоё резюме могут случайно отправить в корзину даже если ты крут.

Директора хватаются за голову и говорят, "-да возьмите уже кого нибудь!"

а hr-ы отвечают "вчера мы остались на ночь с программистами работать в офисе, у них там какой то аврал, а мы работали работали и наработали студента Ваню, очень положительный молодой человек, всегда начинает переписку со слова Здравствуйте!"

Ответить
10

предлагаю схему, пусть твоя жена устроится стажёром в hr отдел и устроит тебя на работу

Ответить
6

Рабочая схема, кстати )

Ответить
10

Андрей, сочувствую. Имею схожий опыт работы (по времени и занимаемым должностям). После прочтения как-то грустно стало, хотя и не планирую менять работу.

Мне любопытно, как при всех вводных (жена, ребенок, ипотека) жить без работы полгода? На прошлой так хорошо платили? И если не секрет, какая вилка по ЗП для тебя приемлема?

Ответить
3

Способы есть, но они вряд ли понравятся большинству собравшихся :)
А вилка ЗП... ну как бы сказать... не для этого я пост писал :) Пусть будет от 50ти.

Ответить
7

Сеньор с зп 50к? Меняйте профиль, в вэбе это удачно устроившийся джуниор с опытом, в регионе.

Ответить
8 комментариев
3

Машинисту метро в СПб 58 платят!

Ответить
1

50 - это в тысячах долларов в год?

Ответить
12 комментариев
11

Как человек с довольно-таки большим опытом поиска работы и знания этой кухни изнутри позволю себе прокомментировать пару моментов, должно помочь:

Непонятно зачем некоторые компании размещают вакансии. Больше 30% откликов на hh висят с пометкой “не просмотрено”

Чем больше компания, тем дольше смотрят отклик + ты не один такой в поиске работы, возможно, 30-40 кандидатов уже набрано и именно из них HR готовы выбирать, ты скорее всего просто не успел.
Личное время соискателя не имеет никакой ценности и значения. В той или иной степени это верно для многих компаний из моего списка.

Конечно, это бизнес и отношения тут партнерские, но не дружеские, о каком личном времени идет речь? Тебе нужна работа, им сотрудник. Это нормально.
Поиск и отбор кандидатов очень часто ведут люди, которые не имеют к этому предрасположенности.

Это не тебе оценивать, при всем уважении.
Неотлаженность процесса проверки тестовых. Плохо, когда компания, испытывающая кадровый голод, не может нанять новых специалистов, потому, что текущим специалистам некогда проверить тестовые. Из 242 дней больше трети времени - это ожидание проверки.

Повторю то, что писал выше - ты не один ищешь работу. В идеале, конечно, хорошо б было получать фидбек в оговоренное время с точностью до минуты, но я такого даже у европейцев встречал ой как не часто, а в России где корпоративная культура пока еще в юношеском возрасте - реже 50% случаев.
Многоступенчатый процесс отбора замедляет рост компаний. Понимаю, что это вынужденная мера, чтобы не тратить время своих спецов на провальные собеседования. Но варианты “малой крови” есть. Посмотрите на работодателя №9. Думаю есть и другие варианты, но никто не пытался что-то менять, потому что “ну все ж так делают”

Подбирают дольше, чтобы не ошибиться. Когда то апплаился в аудиторские компании, ох я там натерпелся, но это их приблуды, сейчас стараюсь таких обходить стороной.
Скрытая зарплата. 80% вакансий.

В первую очередь сделано для торгов, а во вторую - скрыть зарплату сотрудников от их коллег, в первую очередь.
В целом низкая ЗП.

И в МСК тоже? Обычный дезигнер UI/UX в среднем стоит сотен, а вот о геймдеве неосведмлен. А вообще, еще многое от сферы зависит. Я когда-то был инженером в регионе.. в общем, не зашло)
Компаниям не выгодно давать вам утвердительные ответы. Тем более отрицательные.

No comments)
Нет стандартов. То что в одной компании тянет только на джуна в другой может оказаться верхом квалификации и наоборот.

Это же хорошо, не так ли? В компанию N вы себя еле как впихнете на зарплату X, а в другой компании вас оторвут с руками на Х2 в квадрате =)

В общем, поиск работы тоже работа, но она есть ВСЕГДА - это аксиома.

Ответить
55

Поиск и отбор кандидатов очень часто ведут люди, которые не имеют к этому предрасположенности.

Это не тебе оценивать, при всем уважении.

Здрасте, а кому? Если я в ресторан приду и мне принесут вареную подошву, я не могу сказать повару что он кривожоп?

Ответить
12

Это был французский стейк ПодоШуа в собственном соку!
А вообще, согласен, ибо отдел кадров, как структура, взаимодействующая и с работодателем и с соискателем, может оцениваться обеими сторонами.

Ответить
1

Не надо утрировать и пример, мягко скажем, не в тему.
Одно дело оценка HR другим HR, а другое дело, когда кандидат из другой сферы пытается дать оценку сотруднику со своей стороны. Как программист может оценить работу рекрутера не зная даже о компании в которую он апплаится? Да никак. Столько раз видел этих обиженных кандидатов, которые считают себя божками и думают, что в отказе виноват HR, а не они и это я еще не работаю в этой сфере.
Поэтому, оценивать чужую работу зная о ней ровно ничего можно, но это глупо и тратит ресурсы.

Ответить
28 комментариев
2

Работу эйчара можно оценить, просто эта оценка со стороны соискателя не имеет результата. Эйчары/рекрутеры работают либо в интересах руководителя, либо в своих. Поэтому проблемы соискателя им в общем-то побоку. Репутация компании конечно страдает, но это процесс долгий

Ответить
1 комментарий
3

Зачем скрывать от коллег зарплату?

Ответить
12

Условные Вася и Петя работают в одной команде, оба сениор помидор девелоперы. Они отлично общаются и здорово работают в команде, почти друзья.
Вася пару раз менял место работы, он не женат, скромен, у него нет дорогих хобби и он сошёлся с работодателем на 2000 убитых енотов.
У Пети жена, двое детей, ипотека, он рыбачит. Ещё он знает, как правильно торговаться с работодателем, и поэтому он сторговался на 2700 убитых енотов.
Если Вася узнает про Петину зарплату, у него возникнут закономерные вопросы к работодателю. Он попробует выбить себе зарплату побольше или забьёт, но станет плохо относиться к Пете, или вообще начнёт искать новую работу, посчитав, что к нему плохо относятся. Как итог - работодатель будет в минусе (хотя он тут не зло, он как раз все делает правильно и торгуется с каждым кандидатом).
А если Вася и Петя узнают, сколько получает тимлид, то будет совсем туго.
В IT работодатели конкурируют за кандидатов и поэтому держат зарплаты в тайне. Два человека на одинаковых позициях могут получать разные деньги в зависимости от навыков самопрезентации, и сокрытие вилок и зарплат позволяет экономить на ФОТ и устранить одну из причин конфликтов в коллективе.
В то же время в условной "Пятерочке" нет смысла скрывать зп, потому что она одинакова для сотрудников одного региона и в такой огромной компании невозможно и нет смысла определять индивидуальную ставку для каждого сотрудника.

Ответить
5 комментариев
4

Тебе это не нужно и даже вредно. А вот работодателю очень полезно.
https://www.youtube.com/watch?v=7xH7eGFuSYI

Ответить
0

Все завидуют по-разному, могут и каку сделать :D

Ответить
5

На самом деле, для соискателя-экстремиста есть поле для деятельности.
https://rg.ru/2015/08/04/rabota.html
Как-то общался с девушками из отдела кадров, так им попался такой фрукт и попил их кровушки.
Так что тут от непуганности работодателя зависит. У пуганых судами отдел кадров четко работает и сообщает о получении резюме и отказ аргументирует.

Ответить
0

Встречали и таких. Друг подбирал ассистента себе, причем на хорошую компенсацию для вчерашнего студента с годом опыта в не самой так скажем хорошей компании и тот сидел и гнул пальцы все интервью, в итоге провалил простейшие тесты, а потом названивал HR и орал, что они ему сломали жизнь, даже на сайтах-отзовиках отметился, считая.
Один из перлов звучал примерно так:
-какое право компания смеет заставлять сотрудника писать тест? Может я не хочу его писать, почему я должен его писать?

И как результат - тупые HR, которые не видят потенциал сотрудника, а то, что человек в Excel банальный VLOOKUP не знает - это норм, да.
Ну вот и что тут сказать?)

Ответить
3 комментария
3

Вмешаюсь насчёт долгих ответов: не соглашусь, ибо это плохая оптимизация процесса, сколько бы там кандидатов не было.
В пример приведу, как устраивался в Ubisoft, и как у них это хорошо работает.

На начальном этапе есть сайт, где после подачи можно отследить статус рекрутинга. При его рассмотрении звонок от HR с базовыми вопросами, чтобы, наверное, понять если ты что-то понимаешь, или сразу нет. Сразу приглашение на первый этап к собеседованию. Здесь уже ты с группой людей выполняешь тестовые задания и если успешно, то собеседование на следующий день и 2 дня на ответ с хорошим фидбэком, если не взяли.
У меня от момента отправки резюме и принятия на работу ушла неделя с учётом того, что я перенес на 3 дня все это дело, при этом только со мной в один день пришло 6 человек.

Ответить
0

В целом согласен :)
Говорю - же "банально, но актуальности не теряет"

Ответить
0

Ну, тут главное определиться, что в работе нужно) т.е. начиная от профиля компании и территориальным расположением) а работодатели оч. любят ипотечников и будущих отцов - надежнее вас только горы)

Ответить
1 комментарий
0

Я, помню, работал в компании, где тестовые не проверялись месяцами потому что у лид гейм-диза не было на них времени. Зато спорить часами о религии - всегда находилось.

Ответить
13

Столько усилий, столько потраченого времени на учёбу, постоянный напряг, дедлайны, опять же учеба новых фреймворков, языков, инструментов, а в итоге получаешь немного больше чем обычный офисный планктон со стажем.

Ответить
0

Вы точно про должность гейм-дизайнера сейчас говорите?

Ответить
10

Эм.. Я правильно понял, что пациент с ребенком, беременной женой и ипотекой, имея не самую ходовую (будем честны) специальность - уволился в никуда?

Ответить
4

Всё почти так. За исключением одного нюанса.

Ответить
2

И вы его, разумеется, не назовете?

Ответить
5 комментариев
8

Прежде всего - люто и бешено плюсую, и очень жалею, что можно поставить только один плюс, хотя у статьи и так больше +500. Но вам еще повезло, вот послушайте, что было у меня.
Я - эксперт по коллекционным карточным играм (ККИ), а опыта работы ГД у меня нет. Зато есть настолько глубокое понимание своего жанра, что я уже на стадии концепта вижу, что из этой игры получится, и чем все это кончится. У меня есть серия статей, где я учу гейм-дизов, как надо (и как не надо) делать ККИ. Очень хочу стать гейм-дизайнером и делать хорошие игры, но...

Собеседование. Хорошая компания, в моем городе. Часть тестового задания: "проанализируйте нашу игру и расскажите, какие проблемы вы видите, и что бы вы изменили?" Проанализировал. Игра - полный отстой, поскольку предполагаемая целевая аудитория не может с нею справиться по уровню интеллекта. Хотели сделать клон известной игры, получился пшик. Что бы я изменил? Сделал бы новую игру с нуля, вот что! Как я вам сделаю конфетку из той дурнопахнущей субстанции, которую вы накропали? Итог - отказ, поскольку "нет опыта". А у вас он, как я посмотрю, есть :)
Консалтинг. Я широко известен бесплатным консалтингом ККИ, но, елки-палки, ради вашего же собственного блага, обращайтесь ко мне на стадии концепта, а не тогда, когда игра уже готова, и поздно что-то менять! Обращались минимум три различные конторы, и каждый раз одно и то же: вот у нас есть игра, но она "не идет", можно ли как-то поправить? Не можно. Было можно на стадии концепта, а теперь проще новую игру сделать. Обижаются все до единого. Как же так, мы же старались, мы же работали! Это примерно как двоечник на экзамене: "я же учил", и это не вызывает сомнений, но результат все равно никакой.
Каждый раз после такого собеседования я предлагаю сделать им хороший концепт, ГДД, что угодно - и каждый раз получаю отлуп. Один деятель (который сам обратился ко мне за экспертизой!) выдал нечто вроде: "ну у вас же опыта нет, а экспертиза и дизайн - не одно и то же". Нормально? Ежики плакали, кололись, но продолжали жрать кактусы, то бишь делать безнадежные игры...

Ответить
3

Ну так вам надо свое ядро организовывать из энтузиастов, кто хочет создать новую игру.
Типа наваять краткий и полный концепт простой ККИ (краткий - для зазывалова), собрать народ и сваять что-то простое, но рабочее.
И будет у вас опыт. А так вы такой же любитель кактусов, получается :D

Ответить
6

Так не работает в 95% случаев.
Через неделю огня в глазах начинаются самоотводы в виде дней рождения друга, похмелья, болезни и тд и тп. Максимум через месяц команда начинает тыкать друг в друга пальцами и говорить "чего до меня-то докопались? Васька вон уже три дня как нихрена не делал"

Ответить
7 комментариев
0

Из энтузиастов? А еще остались способные люди, готовые работать за бесплатно? Да еще и реализовать чужую идею, а не свою? По-моему, это уже давно стало фантастикой.

Ответить
25 комментариев
3

К сожалению, вы не так круты, как вам кажется. Хороших людей забирают с руками и ногами даже без какого-то супер опыта.

Ответить
0

Вам-то откуда знать, насколько я крут? Я вас не знаю, и вы меня не знаете. Судя по вашим постам, вы явно не дурак, так откуда этот идиотский критерий: если тебя не "взяли с руками и ногами", то ты не крут? Вы же сами в этом же топике писали, что ГД берут только по знакомству, и это чистая правда! А я никого не знаю, и меня мало кто знает лично - видимо, это и есть моё "отсутствие крутизны"?
Кстати, с огромным удовольствием познакомился бы с кем-нибудь, кто разбирается в ККИ лучше меня. Глядишь, и научился бы чему-нибудь новому...

Ответить
15 комментариев
3

Во-первых, ситуации которые вы описываете это "убийство священной коровы"
Во-вторых (и это вам не понравится), работа геймдиза очень часто состоит из ковыряния в том с чем он не согласен и доведением этого до ума (читай усреднённого консенсуса концепта заказчика и потребность аудитории)
В-третьих, геймдев - это бизнес - если вы не в состоянии отбить/вытащить инвестиции уже закопанные в проект, возможно вы действительно совсем не подходите этой компании. Как и она вам.

Ответить
1

Боже мой... Геймдев во многих отношениях похож на Голливуд. На этапе сценария можно изменить что угодно, на этапе кастинга - почти все, в процессе съемок - очень многое, и, наконец, кое-что можно изменить в монтажной, но если снят сплошной отстой, никакой монтаж не поможет. И если кто-то говорит, что может такое исправить, он просто обманывает компанию.

Ответить
1

В-третьих, геймдев - это бизнес - если вы не в состоянии отбить/вытащить инвестиции уже закопанные в проект, возможно вы действительно совсем не подходите этой компании.

Ваш комментарий не очень сочетается с тем, что вы написали в статье, цитирую:

Потому что правильные “лучшие” 5 игр - это топ 5 по деньгам. А моя выборка - это неправильный топ. Какая-то логика в этом конечно есть, но скрытый критерий оценки оказался неожиданным.

Т.е., когда заказчик попросил вас представить лучшие (читай: наиболее коммерчески успешные игры) игры жанра, для вас это почему-то было неожиданностью.

Ответить
4 комментария
0

А консалтинг только по полноценным ККИ с коллекционированием и сложными правилами, которые предварительно нужно изучать?
Моя последняя игра (Gaijin go Home!) неудачно зашла из-за экшен-геймплея. Пришел к выводу, что требовательные к отзывчивости и интуитивности управления игры слишком сложно и долго программировать, поэтому следующая игра будет точно пошаговая. А раз пошаговая, то либо бои по типу классических jrpg, либо карточная система.
Где вообще можно пообщаться с ККИ-энтузиастами по поводу анализа и внедрения механик из ККИ в обычные игры для широкой аудитории?

Ответить
1 комментарий
10

держи лукас , но поверь , не только у тебя проблема с работой
я например вообще в другой сфере работаю (боже благослови юриспруденцию, мать ее так) и параллельно ищу другую работу , так как нынешняя не устраивает вообще и черт подери , хочется плакать , когда листаешь hh
даже отправить некому (одни посиделки на трубке без оклада) , хотя живу во втором по населению городе - ты хотя бы вон сколько раз отправил резюме и добился ответа
в моем же случае 90% - это или отказ или молчание

но все равно - не унывай дружище \ и на твоей улице будет праздник :)

Ответить
0

Будет конечно, куда он денется.

Ответить
0

Я когда во втором по населению городе менял работу юриста, 90% откликов остались вообще без ответа. Зато оставшиеся 10% составили очень интересные варианты, среди которых было очень сложно и интересно выбирать, и во всех них дали оффер. Так что ищите и обрящете, главное не уходить с прежней работы, пока не найдете, если нет большой подушки безопасности)

Ответить
8

Рынок ГД перенасыщен ГД джунами, готовыми работать за еду, благодаря компаниям, которые делают много мелких простых проектов под кальку, и дизы там обычно просто проджект-менеджеры на мелкие, поэтому в целом мидлы в невыгодной ситуации на все том же рынке. Проще и выгоднее для многих будет взять джуна на меньшую зп и подучить в процессе (но я лично другого мнения, конечно, научилась этих джунов уже по самое это вот)...
Сама ГД, сама с таким всем сталкивалась и очень сочувствую вам, автор и желаю только лучшего. Как-то хотела смениться на большую и интересную позицию, о которой я всегда мечтала, но чуть-чуть скиллами не дотянула. Что, конечно, подстегнуло повышать скилл, и я за два месяца активной работы над этим узнала больше, чем за год (чему рада и останавливаться на достигнутом не собираюсь, так что это был скорее положительный отказ). Самая большая драма геймдизайнера - это то, что художник за три месяца может знатно набить портфолио, а ты часто связан сильным договором о неразглашении, или тебе нужно долго работать, прежде, чем выпустить проект (ну, например, минимум год на то, чтобы добавить 1 игру в портфолио). И на тебе же лежит часто большая ответственность. Нереальный стресс, нервы... Эх. И когда любишь индустрию - это убийственное комбо.

Ответить
0

Как будто с языка сняла :)

Ответить
1 комментарий
8

Очень хорошая статья. Спасибо.
Но зря вы в выводах мешает "теплое" и "мягкое".
С одной стороны вы обьективно (на самом деле субьективно, конечно :) рассуждаете с позиции соискателя
С другой стороны вы недоумеваете о чужой кухне с некоторой ограниченной позиции, что для гейм-дизайнера не очень хорошо.
Ни разу ни HR, хотя пару лет искал себе в отдел сотрудников, могу поделиться некоторыми наблюдениями.

-- Непонятно зачем некоторые компании размещают вакансии. Больше 30% откликов на hh висят с пометкой “не просмотрено”

Возможно просто не хватило траффла, возможно алгоритмы HH врут, чтобы обьявление казалось "новеньким" и/или работодателю захотелось проплатить фичеринг. Мы не видим обьективной картины, а может проблема - см.следующий пункт.

-- Поиск и отбор кандидатов очень часто ведут люди, которые не имеют к этому предрасположенности. В некоторых случаях - это касается и людей, занимающих должность HR

Ну тут действует закон Старджона. И законы Паркинсона. И законы Мерфи. (Вот ведь законов-то навыдумывали, а нам отдуваться). И закон 95%.
Неопределенность с обеих сторон значительно снижает шанс на попадание в относительные 5%. Вы-то может и попали, а вот по мнению HR - почему-то нет.

--Неотлаженность процесса проверки тестовых. Плохо, когда компания, испытывающая кадровый голод, не может нанять новых специалистов, потому, что текущим специалистам некогда проверить тестовые. Из 242 дней больше трети времени - это ожидание проверки.

Не будут они мгновенно вам отвечать. Несколько месяцев на закрытие вакансии. Вдруг кто получше придет и/или дешевле. Считайте что вы оказались на планете HR, где один день длится 15-90 дней.

Теперь о том, почему софтвер, включая малюсенькую молоденькую индустрию игр, скатился в эту типа HR-яму Данинга-Крюгера и никак не может оттуда выкарабкатсья.

Спольски написал много лет назад статью о поиске сотрудников про персики и лимоны (на самом деле у него очень много интересных статей про peopleware).

Если коротко - быстро будут брать низкоквалифицированные кадры, с ними все понятно (сюда же попадают джуны) и "звезд" (но последние, обычно, не проходят через мясорубку HR)

Все остальные попадают в очень странную зону, где оказывается куча игроков по разным правилам с разным видением. Отсутствие стандартов, непонятность по харкдскиллам и особенно софтскиллам, странные вилки, возможное желание получить холявный анализ текущего продукта, неадекватность большей части лимонов с обеих сторон стола переговоров, которые мнят себя персиками и т.д. и т.п.)

В итоге скорее всего в каждой большой новой компании первые полгода будет адаптационно-обучающий период, пока вы выйдете на свою крейсерскую скорость. Вы будете долго привыкать к текущим процессам, коммуникациям и тулкиткам. Перенастройка человеческого мозга - это очень сложно на самом деле, в силу человеческой природы :)

Можно было бы "честно" прогонять соискателя по ступеньке зарплат первые полгода от джуна до лида?
Набирать 10 человек с последующим отсевом 9?
Открыть линейку зарплат для соискателей и тем более внутренних работников?
Всё очень сложно, учитывая вышеописанные нюансы. Но наверное с учетом вышесказанного, незрелости культуры отношений и некоторой принятой системы ценностей стало бы только хуже от такой "прозрачности"

Еще раз спасибо за статью, эти вопросы надо поднимать время от времени :)

Ответить
0

Эвона как вы по Мёрфи, Паркинсону и Старджону прошлись) похлопали снисходительно по щекам стариков.

Ответить
2 комментария
7

Забавное чтиво.

В статье звучит мысль, что такой результат получился как бы случайно, но 16 отказов наводят на мысль, что с самим кандидатом что-то не так. Или навыки не те, или ожидания слишком высокие, или проблема с коммуникациями. Вряд ли, такие проблемы с трудоустройством обычное дело для индустрии. В общем, странно все это.

Ответить
0

В начале есть дисклеймер и даже картинка (посчитал эту мысль настолько важной что выделил ей отдельный блок с визуалом) - посмотрите пожалуйста туда :)

Ответить
5

Если на рынке труда такая ситуация, то лучший способ это сменить специализацию на смежную, а если хватит мужества то вовсе на другую.

Ответить
3

Однажды я это уже сделал, когда перешёл из одной специализации в геймдев :)
Перешёл осознанно - делать это снова не хочу.

Ответить
1 комментарий
4

Как то раз я пришел на собеседование в одну московкую гд контору. Зашел в переговорную, жду рекрутера. Нужно отметить, что переговорка у них - это условно отгороженный ширмой кусок коридора, то есть пока сидишь - слышишь все, что происходит в общем коридоре. Сижу жду. Вдруг у меня за спиной появляется какой-то таджик в неряшливой рабочей одежде и начинает менять кулер с водой. При этом постоянно смотрит на меня и как-то неприятно улыбается. Примерно как педофил возле детской школы) Сначала старался не обращать внимание, по потом он стал пялиться ну слишком очевидно, ну я на него так грозно зыркнул, типа "Да че тебе надо". Он стушевался и отвалил.
Приходит рекрутер, начинается собеседование. Поговорили минут пятнадцать, она отвечает - ок, сейчас позову своего начальника, там решим. Проходит 5 минут. Возвращается этот таджик. Говорит - здрасьте я начальник отдела. Занавес.

Но! История на том не окончилась. Через две недели мне позвонили и сказали, что отдел переформирован, и меня будет собеседовать новый начальник. Приехал, пообщался с новой начальницей. Взяли. В течение полугода потом этот таджик от меня шарахался. Как и я от него. Такая вот история. Если бы не зп, может до сих пор бы там работал.

Ответить
4

таджик

Ответить
2

Представляю как был неловко

Ответить
1

Человек, может, улыбку тренировал, а вы вона как с ним :D

Ответить
4 комментария
4

Статья хорошая, но блин, я не понимаю - к чему столько секретов? Работодатель №3, Жанр Х, Город Н... Ну ладно, некоторые вещи не стоит раскрывать по этическим соображениям (ну как говорится, не плюй в колодец...), но блин засекречивать вообще все-то зачем?

Ответить
5

Геймдизайнер я, в конце концов, или нет?

Ответить
4 комментария
0

Согласен, абсолютно неуместное цензурирование. Статья была бы в тысячу раз полезнее и информативнее, бы скрыты были только названия компаний (хотя, с некоторой скидкой на формулировки, можно было бы и их тоже озвучить).

Кстати, это особенно смешно ещё и потому, что понять, из какого автор города и о каких компаниях говорит, можно буквально за 2-3 минуты.

Ответить
2 комментария
6

Как же хочется вернуться лет этак на 10 назад и опять переживать, что гта 4 не запускается, а не это вот всё. Бизнес-хуизнес, самореализация-хуямореализация, эйчары-хуяры, дедлайны-хуяйны, пора копить бабки на старость-хуярость, тфу блять.

Ответить
5

Спасибо тебе, парень, мне немного спокойно стало. Сам вот выхожу на "тропу войны" поиска работы. Хоть не так очково. Тоже вот начинаю рассылать резюме.
Удачи тебе.

Ответить
2

Тебе тоже не грустить. Отказ - это только повод стать круче.

Ответить
2 комментария
3

Спасибо за историю - у самого недавно похожая история была, да и сейчас ненамного лучше. Вроде работаю, но постоянно на иголках.
Вышку получали в этом направлении? Как вообще попали в геймдизайнеры? Если не секрет конечно)

Ответить
7

С образованием по ГД в России пока что не очень. Пока сидел без работы - окончил курс ГД. Потому что... Ну а почему бы и нет - время-то есть? Но это скорее для галочки, так как уровень курсов был на совсем новичков.
Каких-то серьёзных вещей не заканчивал.
А попасть в геймдизайнеры просто (на самом деле нет) - находишь единомышленника разраба (тоже джуна), пишешь ГДД для оооооочень маленькой игры. Делаете её. Выкладываете в сторы. Вставляешь ссылку в резюме. Идёшь на собеседование. Профит.

Ответить
8 комментариев
5

спасибо за статью, переживаю сейчас что-то похожее, в любом случае удачи вам!

Ответить
5

Вайн. Но, увы, ситуация типовая. Плавали-знаем.
Но, есть одно но - в ситуации с двумя детьми и ипотекой, может временно махнуть на позицию ГД? Вот серьезно? Временно пристроиться хотя бы в пятеру ту же, простигосподи. Мечта - оно, конечно, хорошо, но жрать всем хочется вот прямо сейчас.
Плюс опять же - никто не отменял всякие там фл.ру, раздел "разовая работа" на геймдев.ру - по профилю поискать, оно там есть. Да, это временно и разово, НО! Но поможет перекантоваться и заодно портфель сделать пожирнее, в том числе и отправить работодателю в качестве "свеженького".

Ответить
1

Пара моментов:
1. Если есть хорошее портфолио никто не будет предлагать тестовое задание.
2. Сами признались, что набирали тз пачками и делали сразу, сообственно по тексту и видно что они скорее всего получались некачественными. Поэтому были отказы, тз-шки тоже стоит фильтровать лучше отбросить тупые и выбирать только нормальные, те которые сделаете качественно на 100%

Итог, или набирать хорошее портфолио или стратарельнее подходить к выполнению тз.

Ответить
9

1. Ох, как же далеко это утверждение от реалий геймдизайна. Тестовое пытаются навялить вообще всем ГД вне зависимости от портфолио и статуса. И только малый процент может смело слать в пень с такими предложениями. Я не вхожу в этот процент. Рад если вы входите. (Напомню, что речь только про геймдизайн)
2. Объёмный вопрос - в чём-то вы правы, а в чём-то нет.

Ответить
22 комментария
3

На самом деле бывает так, что кандидатов с хорошим портфолио несколько. А ещё бывает так, что в портфолио кандидата есть отличные крупные проекты, сделанные в составе большой команды, и не до конца ясен вклад в них именно самого кандидата. Наконец, опыт, на 100% релевантный тому, что требуется на конкретную должность - достаточно редкая история. В этих ситуациях тестовое задание - отличный способ быстро развеять или подтвердить все сомнения.

Ответить
3

Спасибо за историю. Очень показательна для современного айти в РФ в целом. И да, спойлер: в этом году будет ещё хуже.

Ответить
2

Хотелось бы сказать "куда уж?" Но....

Ответить
1

Странно. Я без проблем работу в ИТ находил, потому что дефицит, спецов меньше вакансий. Я так в 2018 сферу деятельности сменил (перешел из проганья в девопс), практически не имея в этом опыта.

Ответить
1 комментарий
0

С чего такие выводы?

Ответить
2 комментария
3

"Неотлаженность процесса проверки тестовых. Плохо, когда компания, испытывающая кадровый голод, не может нанять новых специалистов, потому, что текущим специалистам некогда проверить тестовые. Из 242 дней больше трети времени - это ожидание проверки"
Он отлажен. Просто у нас, как правило, если говорить про геймдев, добирают сотрудников в уже сформировавшиеся команды. И эти вакансии не горят.

Ответить
2

Просто надо короткие задания давать, тогда и мучений с проверкой не будет.
Я бы на месте ХРюши давал задания в стиле нашумевшего тут конкурса про виниловые пластинки.

Ответить
5 комментариев
0

Опыт показывает, что случаи разные. И чаще - это выглядит как сумбур и неорганизованность.
Есть конечно ещё вариант, что за ответом "команда ещё не проверила" кроется ответ "мы всё проверили, но нужно просмотреть ещё несколько кандидатов" - ну просто чтобы соискатель излишне не дёргался.

Ответить
1 комментарий
3

Меня в ходе поиска работы больше всего раздражало, что когда HR врут в лицо, обещая оповестить об итогах в любом случае. В итоге лишь одна из десятка кадровиков нашла в себе силы действительно это сделать.

Ответить
2

Мой приятель недавно искал работу геймдизайнером. 5 компаний, 4 офера. Принял в итоге офер с релокацией в Москву, зп 200к. Автор, кажется, всё-таки что-то не так с квалификацией у тебя.

Ответить
3

Match3 или Last day on Earth?

Ответить
1 комментарий
0

У меня почему-то складывается впечатление о том, что у автора, как минимум, одна проблема - незнание английского языка. Если не прав, то простите, но если это так, то... очень тяжело работать в ИТ без английского языка. Из источников информации остаются неофициальные переводы документации от комьюнити (часто устаревшие) да хабр

Ответить
1 комментарий
2

Хороший текст, спасибо. Искал работу в начале 2018 года 2 месяца. Я не бегал по собеседованиям, но несколько утомительных тестовых заданий я сделал.

Ответить