Larian и генеративный ИИ: как реагирует индустрия и разочаровываются фанаты студии
И почему в процессе обсуждения досталось авторам Expedition 33.
- 16 декабря Larian оказалась в центре скандала. В интервью с Bloomberg глава студии Свен Винке рассказал, что его команда активно использует генеративный ИИ в рабочих процессах, но в Divinity не будет ассетов, созданных с помощью технологии.
- Сначала Винке дал поспешный комментарий IGN с пояснением своей позиции, а затем эмоционально ответил на критику в соцсетях, сменив оформление профиля три раза подряд.
Боже, *****, мой, ребята, мы не «продвигаем» ИИ и не заменяем им концепт-художников. В нашей команде 72 художника, 23 из которых занимаются концептами, и мы также нанимаем новых. Они создают оригинальные работы, и я горжусь ими. [...] Мы используем ИИ-инструменты для референсов — так же, как Google или артбуки.
На ранних этапах мы используем технологию, чтобы составить композицию, а затем создаём оригинальный концепт-арт. Одно нельзя сравнивать с другим.
- Винке выделил слово «продвигаем», которое использовал Джейсон Шрайер, бравший интервью. Чтобы люди не подумали, будто слова руководителя исказили, журналист Bloomberg опубликовал в соцсетях полную расшифровку этой части интервью.
- Судя по ней, Винке действительно выступает за использование технологии, поскольку считает, что в противном случае Larian рискует остаться «за бортом» на игровом рынке.
- При этом Винке признал, что генеративный ИИ не повышает эффективность студии — по крайней мере, сейчас.
Эта индустрия зависит от технологий, поэтому вы должны экспериментировать. Вы не можете позволить себе игнорировать новые технологии, потому что если кто-то находит золотое яйцо, и вы не пользуетесь им, то вам конец. [...] Мне кажется, что в прошлом схожие аргументы использовались против многих нововведений. Часть работы на этом рынке заключается в том, чтобы сохранять определённый уровень развития. В противном же случае вы пожалеете, разработчикам от этого будет лишь хуже.
- В сети выразили мнение, что полная расшифровка выставляет Винке даже в худшем свете: руководитель не видит заметной пользы от генеративного ИИ, но всё равно настаивает на его использовании — несмотря на все аргументы против.
- Высказывание руководителя в соцсетях также подверглось критике: особенно часть, в которой Винке сравнил использование генеративного ИИ для поиска референсов с изображениями из Google или профессиональными артбуками.
Google показывает вам существующие изображения с указанием авторства. Артбуки продаются за деньги, которые идут художникам. Используя подобные материалы, вы работаете с произведениями конкретных авторов, и если ваша работа оказывается слишком похожей, вас могут засудить. Генеративный ИИ — механизм для отмывания, который позволяет вам пользоваться трудами людей без компенсации, авторства и юридических отношений.
В конечном счёте, сейчас на рынке просто не существует этичного способа использования технологии. Всё так или иначе основано на украденных материалах людей, которые не давали своего согласия. Свен Винке катастрофически плох в пиаре, и эта ошибка будет многого стоить ему и его студии.
- Многие фанаты Larian прямо заявили, что разочарованы в Свене Винке и студии, особенно после всех прошлых высказываний руководителей в поддержку творческих специалистов.
- В сети также усомнились, что сами художники из Larian выступят столь уверенно в поддержку технологии.
Как ваши концепт-художники чувствуют себя, когда вы решаете красть работу их коллег вместо того, чтобы позволить им самим придумывать идеи?
Любое использование генеративного ИИ в художественных работах вызывает отвращение у потребителей и вредит художникам. Любая компания, поддерживающая технологию, моментально теряет мою поддержку.
Если всё настолько плохо уже сейчас, сразу после анонса, представьте, что будет, если вы продолжите портить свою репутацию. Прислушайтесь к аудитории и своим же художникам, которые выступают против. Сейчас крайне важно то, как вы отреагируете на эту ситуацию.
Надеюсь, в Larian увидят, что её защищают сторонники «слопа», в то время как сотрудники студии, фанаты и коллеги выступают против.
- Отдельной критике подверглись слова издательского директора Larian Майкла Дауса — некоторые люди в сети и вовсе выразили мнение, что студии стоит «оттащить его от клавиатуры».
- Дауса обвинили в лицемерии, так как ещё недавно он хвастался рукотворной статуей для The Game Awards «в эпоху ИИ», а в 2024 году активно высмеивал «ИИ-художников».
- Особенно резко фанаты отреагировали на слова Дауса о том, что эта ситуация «не такая сложная», и на деле генеративный ИИ в Larian якобы используют по желанию художников.
- Людям не понравилось, что соруководитель студии настолько легкомысленно отмахнулся от серьёзной проблемы.
«Всё это не так сложно». Вау, вот это ответ. Что насчёт того, что вы способствуете использованию инструмента, который крадёт чужие работы? Портит окружающую среду? Насчёт давления, которое всё это оказывает на сотрудников, не использующих ИИ для того, чтобы сгенерировать что-то за секунды?
«Всё это не так сложно» будет написано на надгробии вашей студии.
Если кто-то постоянно старается говорить «правильные вещи» в «правильное время», я всегда скептически отношусь к ним и их истинным намерениям.
- В процессе скандала досталось и создателям другой игры, Clair Obscur: Expedition 33, которая получила девять наград на прошедшей The Game Awards 2025 в декабре.
- Разработчики французского хита ранее открыто признались, что используют ИИ, хоть и немного. А после релиза в Expedition 33 нашли плейсхолдер-текстуру, сгенерированную ИИ. Её быстро заменили с патчем, поэтому мало кто узнал о этом.
- Для некоторых игроков это стало новостью, и часть из них даже пожалели, что поддержали авторов Clair Obscur: Expedition 33. Есть и мнения, что такие игры недостойны наград.
Expedition 33 выиграла все возможные награды на TGA, только чтобы спустя неделю люди узнали, что авторы использовали генеративный ИИ, я просто не могу.
Этой игре дали награду за лучшую работу арт-директора, лол.
- Ситуация с Larian, Sandfall Interactive и генеративным ИИ в целом привела к самым разным мнениям в сети. Многие люди согласны, что технология вредит творчеству, но в то же время считают, что она используется почти везде, и авторы Divinity и Expedition 33 лишь честно признались в этом, пока другие скрывают.
- Юрист Ричард Хог выразил мнение, что такой шквал критики приведёт лишь к большей секретности.
Конечным результатом этого скандала будет не конец генеративного ИИ, а конец прозрачной коммуникации о его использовании. Вы не преподносите им урок, и в дальнейшем вы просто не будете знать, что происходит за кулисами таких студий. Думаете, Винке ещё когда-нибудь что-то скажет вам?
- Впрочем, Хог не привёл альтернатив того, как ещё люди должны выражать своё недовольство технологией.
- Игроки также с иронией отметили, что только неделю назад на The Game Awards 2025 Larian получила награду за лучшую поддержку своего сообщества.
Странно видеть, как компания, победившая в категории «Лучшая поддержка сообщества», всего за один вечер лишилась репутации в глазах этого же сообщества.
- Ранее Larian раскритиковали и две бывшие художницы. Одна из них заявила, что ей нравилось работать в студии до того, как руководство начало продвигать ИИ.