Культурный код трилогии Mass Effect

Я из числа тех людей, что обожают Mass Effect. И мне не мешает ни концовка в стиле "светофора", ни чужое мнение, ни вопли о "где мой карпишин". Теорию индоктринации в ту же степь. Bioware сотворили свой magnum opus - проработанную вселенную с прописанными персонажами и занимательной историей. Ладно, не буду заострять внимание на известных всем фактах. Сегодня хочу поговорить о источниках и вдохновении, с которым создавался мир Шеппарда. О том, что делает его таким "настоящим".

Культурный код трилогии Mass Effect

Всем известные факты

Как водится, начнем со "Звёздных войн". Десятки отсылок и аллюзий на "далекую далекую галактику" не только в игре, но и сопутствующих материалах, включая книги и комиксы. За примерами далеко ходить не нужно - биотика, основывающаяся на нулевом элементе, не иллюзорно напоминает Силу. Нет разве что дуализма ситхов и джедаев. Геты отдаленно смахивают на дроидов сепаратистов, но это так, скорее шутка. Однако сам мир и сюжет базировались на иных, более серьезных источниках. В основе Mass Effect лежит культовый сериал "Вавилон-5". Фактически, это самая масштабная аллюзия в компьютерных играх вообще. Станция, Совет из самых важных рас галактики, философские вопросы, непонятный враг - не заметит только ленивый. Даже основная философия вопросов как нельзя больше подходит к расам ME. Те же истоки конфликтов, которые показывал Стражински. А в СПЕКТРах отчетливо виднеется организация Рейнджеров, ставших стражами порядка и закона.

«Что же мне интересно, что бы я хотел показать этим шоу — было, по большому счёту, проверкой тех моментов и эмоций, которые предшествуют войне, ввергают в состояние войны, собственно результат самой войны, конец войны и последствия войны. Война — это основа; люди находятся в центре этой истории.»

Джозеф Майкл Стражински

Чуть тоньше прослеживаются идеи Р. Хайнлайна. Подобно "Звездному Десанту", в ME царит милитаризм. Именно военные решают судьбы мира. Одна из основных тем романа находит свое место в философии игры - социальная ответственность предполагает готовность отдать свою жизнь за защищаемый социум. Шеппард буквально транслирует Рико: "Неважно сколько, тысяча или один, сэр. Нужно сражаться". Ведь в битве со Жнецами нет полумер, это не просто война - это битва за жизнь. Жизнь всей Галактики, а вовсе не отдельных ее представителей или планет.

Культурный код трилогии Mass Effect

Само подразделение N7, равно как и Мобильная Пехота, является сердцем армии и ее самым почетным подразделением. Туда входят лучшие из лучших, причем не только в физическом, но и интеллектуальном плане. При этом игра продолжает буквально прославлять армию. Именно военные находят в себе силы решать судьбы мира и целых рас, именно военные берут на себя ответственность. Так поступают и герои Хайнлайна.

Еще одну популярную Вселенную, Star Trek, можно увидеть в разнообразном политическом клубке из всевозможных рас и обществ. Что интересно, человечество всегда выступает своеобразным катализатором "молодости", заставляя исследовать Галактику и задавать вопросы более старшим расам.

Культурный код трилогии Mass Effect

Сам дух исследования, блестяще переданный в ME, роднит игру с произведением Джима Родденбери. А сколько тут соверенно разных планет, с уникальными биомами, политикой, заданиями? Вселенная ME ощущается действительно масштабной, в отличие тех же Звездных Войн с планетами в виде Татуина, Хота, Корусанта да Эндора.

Не в последнюю очередь влияние Звездного Пути видно через корабль Шеппарда - Нормандию. Ему, подобно Энтерпрайзу, уделено огромное количество времени и внимания, поэтому корабль можно считать полноценным персонажем. Каюты экипажа, гул энергетического ядра, строгие переборки. Не хватает разве что фразы "Капитан на мостике". Нам больно терять ставший родным корабль, а когда его перестраивают, с трудом привыкаем. Мы боимся, когда он получает повреждения и радуемся, когда Джокер совершает очередной казалось бы невозможный маневр.

Культурный код трилогии Mass Effect

Можно упомянуть Кубрика с его "Космической одиссеей". СУЗИ частенько буквально повторяет HAL-9000 в определенных моментах. Кстати о СУЗИ. Мало того, что она озвучена Тришей Хелфер, официально самым сексуальным роботом- Шестёркой из Battlestar Galactica, так еще и копирует внешность из фильма "Метрополис" 1927 года .

Культурный код трилогии Mass Effect

Разумеется, не могу не упомянуть о "FIrefly". Серия не могла пройти мимо столь удачного космического сериала. "Светлячок" - это история обретения некой семейности, когда разные по взглядам и положению люди не только не расходятся, но обретают в лице друг друга надежных товарищей. Они буквально становятся семьей, где горой стоят друг за друга, даже если не особо уживаются вместе. И эта "Семейность", идущая от самой первой части, с этими вашими бро-Гаррусами, в ME3 доходит до своего пика в DLC "Цитадель".

Культурный код трилогии Mass Effect

Разумеется, не в последнюю очередь, свою роль в любви к ME сыграли и продуманные расы, выгодно отличающиеся друг от друга. Да-да, как бы злопыхатели не возмущались повышенной человекоподобности, именно она служит залогом погружения во вселенную. Так-с, погнали поподробнее.

Турианцы

Турианцы задумывались как раса милитаристов с самым сильным флотом в галактике. Поэтому и общество создавалось под сильным влиянием Римской Империи, где как мы помним, служил почти каждый. В принципе, само название расы созвучно с "Центурион", а чего стоят истинно римские звания в виде примархов? Еще в расе проскальзывают нотки самурайства в виде строгой иерархии и кодексе чести. Для усиления эффекта воинственности и агрессии, лица турианцев не только напоминают человеческий череп, но и снабжены костными жвалами. Хищность облика, как ни странно, базировалась на птицах. Ведь в сущности, турианцы и есть эволюционировавшие птицы, лишенные перьев. Отсюда и характерная внешность, грациозное тело и "гибкие руки"(с).

Азари

Создавая Азари, Bioware вдохновлялись обществом зеленокожих красавиц - орионок из Звездного Пути. Именно они, а не вовсе не твилечки послужили базисом, заложившим суть расы. Орионские женщины известны своей хищной натурой, экстремальным плотским аппетитом и врождённым умением соблазнять. Они могут соблазнить любого, благодаря особым феромонам. Ничего не напоминает? Вылитые азари, даром что последние просто сменили оттенок кожи на синий, да отрастили наросты на голове вместо волос. А наросты служат большой отсылкой к минбарским женщинам из "Вавилона-5", такие дела. И да, вопреки мнениям, азари выглядят так, как есть - гуманоидные красавицы. Достаточно взглянуть на баньши, азарийский вид хасков, сохранивший вполне узнаваемые черты.

Саларианцы

Саларианцы, раньше евшие мух(с), типичные амфибии. "Salarian" созвучно с саламандрой, давшей начало этой расе. Это легко отследить по чешуе, роговым наростам на голове и глазах с кожистыми веками. Разумеется, не обошлось без отсылок на самый клишированный образ инопланетянина в виде серого человечка. Отсюда и повышенный уровень интеллекта, и любовь к экспериментам. Тем ироничнее, что живут гениальные ученые всего-лишь 40 лет.

Люди

Человечество, оно в любой галактике человечество. Дизайн вдохновлен рисунками фантастов 70х годов, а именно "Солярисом". Внешний вид людей совмещает как ретрофутуристичность Star Trek, так функциональность современности. Вследствие этого получилась простая и узнаваемая одежда, зато снаряжение набрало множество массивных элементов, весьма бросающихся в глаза.

Кварианцы

Космические кочевники-кварианцы являют собой удачнейший симбиоз сразу из 2х источников. Во-первых, они весьма напоминают бродяг из цикла "Песни Гипериона" Дэна Симмонса. Во-вторых, это самый известный человеческий концепт. Я о цыганах, если кто-то не догадался. Здесь и подчеркнутая недружелюбность остальных рас, и утраченная родина, к которой стремятся кварианцы. Добавьте сюда цветные платки, в которых щеголяют практически все встреченные нами ребята. Ну вылитые цыгане, ни дать ни взять. А вот Раннох, утраченная родина, прочно ассоциируется с навеки потерянным Римом, откуда и берут свое начало корни ромеев.

Дреллы

Культурный код трилогии Mass Effect

В основу расы дреллов лег образ Эйба Сапиена - гуманоида-амфибии ищ комиксов о Хеллбое. Причем буквально срисованный. Фотографическая память, двойное веко, рудиментарные перепонки на пальцах. К тому же двойное веко отсылает одновременно к рептилиям и птицам. А вот во вселенной ME дреллы выглядят натуральными такими лесными эльфами. Тут и малая рождаемость, и вымирание через "синдром кепраля", и общее физическое превосходство над прочими расами. Разве что нет огромного срока жизни, но это было бы излишним.

Кроганы

Культурный код трилогии Mass Effect

Галактические орки-кроганы вдохновлены прежде всего черепахами, но в голове присутствуют агрессивные черты пираньи. Это раса мощных варваров, что еле сдерживают свою агрессию. Тут вам и клановость, и шаманы, и бесконечные войны со всеми подряд. Уменьшена разве что фентезийная плодовитость "орков", причем благодаря генному вмешательству извне.

Ханары

Буквально ходячий португальский кораблик. Забавная раса второго плана, однако с весьма мощными космическими кораблями. Именно они подобрали вымирающих дреллов, заселив последних на собственную планету. К тому же именно ханары подарили нам величайшего супергероя галактики - Бласто!!!

Волусы

Культурный код трилогии Mass Effect

Не обошлось и без аллюзий на евреев (не расизм). Волусы обожают только деньги, деньги и еще больше денег. Сам же облик отсылает к НФ-аналогу гномо: бочкообразное телосложение, низкий рост и стремление наживы. Еще можно вспомнить мондошеван из "Пятого Элемента". А странная трубочка, висящая на пояске каждого волуса, породила кучу мемов о лазерных мечах и Звездных Войнах. А если вспомнить о биотическом боге...

Элкоры

Культурный код трилогии Mass Effect

Изначальный концепт крупного гуманоида сменился на гориллоподобный дизайн. Из-за своей медлительности и манеры речи (весьма забавной, между прочим) элкоры оказались всего-лишь статистами. А ведь мы могли увидеть тех самых живых танков, о которых писали в кодексах...

Батарианцы

Культурный код трилогии Mass Effect

В начале разработки батарианцы планировались на роль главных противников Шеппарда. Однако с течением времени было принято решение сменить вектор. Поэтому батарианцы стали злодеями второго плана, постоянно висящими в поле зрения главного героя. Их внешний вид списан с летучих мышей, поэтому они инстинктивно вызывают неприязнь. Добавьте сюда работорговлю, бандитизм, настоящий арабский фанатизм и хобби в виде терроризма - получите расу, которой не только сложно сопереживать, но и всегда видеть в ней врага.

Ворка

Культурный код трилогии Mass Effect

Раз уз в ME нашлось место для орков, то никуда не делись извечные компаньоны - гоблины. Ну или гноллы. В любом случае это неприятного вида дикари, обитающие в темных уголках космических станций. Вдохновлены расой Джем-Хадар из Star Trek. Ничего особенного, даром что показаны типичными агрессивными статистами, лишенными нормальной коммуникации в рамках галактики.

Геты

Культурный код трилогии Mass Effect

Геты - местный аналог терминаторов, являющие собой искусственный интеллект. Когда-то их создали кварианцы, но что-то пошло не так...Правда, роль в конфликте им отвели довольно значимую, ибо через призму гетов и кварианцев игроку подносят основную фабулу игры. Помимо очевидной кальки с космо-цыган, гетов сделали менее металлизированными, отдавая предпочтение гибким трубкам и фибропластику. Это позволило выдержать баланс между угрозой и симпатией.

Рахни

Культурный код трилогии Mass Effect

Рахни практически покадрово перенесены из Звездного Десанта Хайнлайна. Разве что крепкие жучиные лапки заменили на щупальца, для создания большей опасности в кадре. Не стоит щабывать, что люминесцентные метки на теле недвусмысленно намекают на глубоководных существ. Единственный нюанс - основную войну с ними перенесли за пределы кадра, в далекое прошлое.

Протеане/Коллекционеры

Вполне классические предтечи, в виде исчезнувшей расы протеан, оставили технологии, позволившие остальным расам совершить технологический рывок. Культура построена на Древней Греции, с которой ME вообще роднит довольно много важных моментов сюжета. В облике расы можно увидеть отсылки к уже существующим расам, что усиливает ощущение древнего предка. Прообразом бронипослужила броня японских самураев. Такой выбор был сделан разработчиками для того, чтобы подчеркнуть черты древней расы, несмотря на высокую технологичность. Часть протеан, переживших чистку, была оставлена Жнецами в живых и модифицирована. Изменения коснулись как внедрения синтетических материалов, так и генетического кода. В результате этого протеане стали полуинсектоидной расой, не способной к самостоятельному размножению и полностью подконтрольной Жнецам

Жнецы/Левиафаны

Культурный код трилогии Mass Effect

Главные антагонисты вселенной, насквозь пропитанные духом Лавкрафта. Это гигантские древние машины, дремлющие на грани космоса и руководствующиеся непонятными мотивами. Он олицетворяют страх перед неизвестным и неотвратимость грозящей опасности. Эффект усиливается благодаря внешности - спрутообразный дизайн как связь с глубокой водой. Тут уже вполне читается параллель между малой изученностью как подводных глубин, так и далёкого космоса. Для дополнительной мотивации советую обратить внимание на Теней из Вавилона-5, влияние которой и определило вектор развития расы в рамках ME.

А при чем тут Древняя Греция?

Не могу пройти мимо такой россыпи пасхалок и оммажей к колыбели всех мифов. Конечно, дело совсем не в "Цербере" и куче географических названий. Подобное было и в Боевом Крейсере: Галактика, поэтому удивиться не получится. Эти отсылки служат прежде всего для задания общего эмоционального настроя и понимания сюжета.

Культурный код трилогии Mass Effect

Самая глубокий оммаж расположен в том самом ретрансляторе "Харон" вблизи Плутона. Именно его открытие дало возможность человечеству шагнуть за пределы Солнечной Системы. В мире Харон был перевозчиком душ через реку Стикс. Ретранслятор, как и его тезка, переносит человечество на иной план бытия. Это совершенно другой уровень цивилизации - место в Галактике среди иных рас. Второй же уровень чуточку глубже. Жнецы собирают именно тех, кто поднялся до определенного уровня развития и смог пройти через ретранслятор. Так и "Харон" сыграл свою роль, отправив человечество не только в будущее, но и в "загробный мир". Иронично, не находите?

Культурный код трилогии Mass Effect

Знаменитый Иллион/Илос, более известный как Троя, нашел свое место в Mass Effect. Открытие на Илосе сродни подвигу знаменитого Генриха Шлимана, оживившего древнейший миф. Так и перед глазами Шеппарда проносится история протеан и великая война прошлого. Жаль только, что не нашлось Гомера, который исполнил бы об этом великую песню.

Раз уж мы начали о протеанах, то это название вообще слеплено из древнегреческих "первый" и "бог". Сам образ протеан, подобно титанам из Прометея, дарит человечеству огонь как небывалый уровень технологического прогресса. Именно их технологии позволяют младшим расам совершить тот самый рывок, поднимающий вровень с богами. Вместе с тем, равно как и Прометей, протеане поплатились за свое наследие перед Жнецами-богами.

Темная энергия/материя - это чисто теоретическая штука, которая используется в уравнениях для указания на материю, которая присутствует (судя по гравитационным эффектам и взаимодействию космических объектов), но не обнаружена наблюдением. Т.о. часть массы галактики (или Вселенной), которая не наблюдается телескопами. Поэтому ТА САМАЯ концовка Карпишина несостоятельна, ибо не дружит с физикой.

Privighetoare, зануда

Да и сама история Шеппарда являет собой буквальный мономиф Древней Греции, когда человек бросает вызов богу и даже может его победить. Но независимо от успеха этой войны, поднявший руку на божество всегда обречен погибнуть, даже если выигрывает. Так вышло и с нашим героем. Именно поэтому мне нравятся концовка третьей части. Важен именно путь.

Словом, вся вселенная игры состоит из прототипов из реальности или иной научной фантастики. И в этом заключен тот самый феномен успеха игры - вселенная сразу же становится "смутно" знакомой для всех, и каждый с самого начала почувствует в ней себя как дома. Мы можем не любить отдельные части истории, отдельных персонажей, пытаться искать или не искать логику повествования, но мы не сможем перестать любить нашу Галактику Млечного Пути, подарившую нам дивный новый мир.

А ведь действие игры проходит в далеком прошлом...Задумайтесь...
А ведь действие игры проходит в далеком прошлом...Задумайтесь...

P.S. Именно на этой ноте хочется подвести итоги года на DTF. Спасибо всем, кто находит время почитать мои посты, либо ответить комментарием. Mulțumesc mult тем, кто оказывает моральную поддержку - благодаря вам я понимаю, что делаю все это не зря. Огромное спасибо тем, кто поддерживает эти начинания материально - благодаря вам я могу найти время на то, чтобы спокойно писать и творить. Желаю Всем Вам отличного Нового Года и сил делать то, что вы считаете нужным!

166166
83 комментария

Я не верю.

25
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

18
Ответить

неспособность художников представить себе самку без сисек.Ага, конечно. Сиськи в масыче имели ровно 3 рассы - люди, азари и кварианцы

29
Ответить

Полностью согласен. Прошел серию задолго после того как утихли бурления по концовкам. Первая часть всё ещё ощущалась тру РПГ. Листая кодекс вселенная казалась охренеть какой проработанной. На мгновение показалось что я наконец нашел замену тогда уже затухавшим Звездным войнам.

Но как сильно я обожаю первую часть, так же сильно ненавижу продолжения. Топтание по уже пройденным тропам, в надежде что сработает во второй раз и в третий. Даже приведшие вникуда сюжетные линии в конце не так расстроли, ибо надежда умерла где-то в пути.

Верю что популярность и блокстерный лоск сильно навредили последующему настроению серии

10
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Верим, потому что...

15
Ответить