{"id":3847,"url":"\/distributions\/3847\/click?bit=1&hash=bc07366a6481421a3285442ad4d15e52e40fcff690631a2a988f8ab7935f89f9","title":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u0442\u044c \u043a\u043e\u0434 \u043d\u043e\u0432\u0438\u0447\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0437\u0430 \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e?","imageUuid":"2d5b949a-5ac1-587d-aac5-43560e643b30","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Athwale

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 7

Расшифровка событий «Far Cry 5» и «Far Cry: New Dawn» с точки зрения наиболее популярного в англо-саксонской культуре мифологического произведения

Предупреждение. В этом посте всё ещё много спойлеров, вот правда, очень-очень много. Прятать или недоговаривать не получится никак, поэтому я предупредила, а дальше вы заходите на свой страх и риск.

О безликом Помощнике и Капитане

Пришло время говорить о персонажах. Ну, как о персонажах, как всем известно, вместо Главного Героя ТМ Юбики впихнули какую-то пустую куклу, ужось-ужось, как же мы будем жить.

Начну издали. Серия «Far Cry» пережила несколько рождений, последнее из которых завершилось приобретением всё ещё не финальной формы в 2012 году в виде игры «Far Cry 3», которая сделала нечто гениальное и совершенно новое — сместила акценты с постылого положительного протагониста, за которого бедные игроки вынуждены играть, на всего такого интересного и загадошного антагониста. Этой традиции благополучно придерживались и дальнейшие игры серии. Ваас существенно интереснее Джейсона. Пэйган глубже Аджая (прозвучало как начало гачи-порно, хм…). А Иосиф… в отличии от Помощника у него есть личность. Да, я не спорю, что с личностью у Помощника проблемы. С Капитаном есть некоторые нюансы, но про это позже.

Хорошо или плохо отсутствие личности Помощника? Вопрос дискутивный. Поскольку я любитель открытых миров в духе Скайрима, то я даже не буду пытаться говорить, что обезличенность Помощника хоть чем-то плоха. В сети Интернет вы можете найти множество объяснений разной степени адекватности и аргументированности о том почему отсутствие личности это плохо. Поэтому давайте я объясню почему пустота важнее заполненности.

Что ж. Начнём с самого очевидного. Помощник это камера, объектив, который направляет персонаж, что переживает драмы происходящие на экране. Да, с моей точки зрения, настоящим персонажем игры является собственно игрок. Мы должны пережить не чью-то драму и страдания, а самостоятельно отрефлексировать, понять, принять и простить, или не понять, не принять и не простить происходящее на экране. Даже самая плоская фигура, типа Аджая, имела прошлое, стремления, желания и прочее и прочее. Не могу сказать за всех, но для меня проблемы Аджая в «Far Cry 4» это проблемы Аджая. Да, я могу ему сопереживать и принимать за него решения, но это всё ещё его жизнь, его квест и мои попытки принять правильные для него решения. «Far Cry 5» даёт абсолютно новый вариант экспириенса. Поднимая вопросы религии, цены достижения цели и соразмерности средств игра ставит эти вопросы именно перед мной, и мой персонаж, даже в самой малой степени не пытается навязывать мне своё мнение.

И да, при первых же проявлениях индивидуальности Помощника (когда в бункере он/она превращается в Судью) я резко теряю ощущение сродства с персонажем. Потому что осознания, страдания и искупление «греха» Помощника далеки от меня как никогда. Я понимаю поступок Помощника, но это не мой поступок. В отличии от событий «Far Cry 5», где мои и его поступки были едины.

Стоит отметить и мастерство Юбисофтов, которые при отсутствии личности Помощника дают причины для желания действовать. Начиная с банально мутного поведения секты; того, что герой это должностное лицо; выдачи личной нелюбви к секте в виде вступительной погони, что приводит нас в руки Датча; дальше уже дело техники, подразумевая, что игроки — это в первую очередь хорошие люди, а не чёрствые и бессовестные создания нам выдают список прегрешений сектантов, в который, в том числе, входит похищение сослуживцев.

И при неоднократных подтверждениях виновности эдемщиков, выдавая негативные триггеры на любой вкус и цвет (да, у меня этим триггером выступил монолог Иосифа у Иакова, бррр), у центральной четвёрки есть неоднозначность и глубина, которой недостаёт всем остальным. Вообще всем остальным. Иаков — это проблема реинтеграции ветеранов, Иоанн — несовершенство ювенальной системы и психологического семейного насилия, которое хуже физического, Иосиф — проблема физического насилия, несовершенство системы усыновлений и пренебрежительного отношения к психическим проблемам, Вера — гиперопека, токсичные отношения внутри семьи, проблематика бытия «не как все» в рамках маленьких провинциальных городков. Кто из «положительных» персонажей может похвастаться хоть какой-то неоднозначностью?

Теперь про Капитана. С ним несколько получше. У него есть хоть чуть-чуть, хоть немножечко, но всё же зачатки личности. Мотивация, опять, выдаётся косвенными путями. Но вот то же спасение Раша — это поступок, который является безусловным именно из-за наличия зародыша личности в Капитане.

Немного вбоквельное про Иосифа. Он герой (в смысле главный персонаж), чью историю рассказывают через глаза Помощника. Вообще, это не такой уж и редкий вариант, стоит вспомнить банально Холмса и Ватсона, в чьей паре рассказчиком выступает Ватсон, а героем — Холмс, который меняется и проходит цикл развития. В принципе так и тут. Наличие Цели, изменение, развитие, взросление — всё это прерогатива Иосифа, а Помощник/Судья — глубоко побоку.

Отдельного разговора заслуживает безымённость Помощника и Капитана. Лень не лень, но у этого есть вполне разумные художественные обоснования. Помните такую штуку как вестерн? Костяк которого, это приезд храброго и мужественного шерифа в город захваченный мерзавцами и бандитами. А лучший стрелок на Диком Западе, то бишь шериф, должен перестрелять всех бесчестных ублюдков, то бишь бандитов, и воцарить справедливость и благодать. Зачастую, где-то в сюжете пробегает и пастор, и владелица бара, и весь хоровод меметично-стабильных персонажей. Одним из образцов этого жанра является Долларовая трилогия. Помните имя главного героя? В первом фильме это отмазочно-безликий «стрелок Джо», во втором и третьем имени нет, лишь прозвища — Однорукий, Блондинчик, Стрелок. Но имя? Увольте. Кому нужны эти формальности. Вестерн это история про перестрелки, а не про Джонов и Мэри.

Black Soul Choir

Про большую часть важных деталей об Иосифе я говорила ранее. Всё, что осталось — это сам Иосиф, на котором начёркано много всего.

Начнём с самого простого, а именно семи смертных грехов —

Похоть — низ живота. Обжорство — верх спины. Жадность — левое плечо. Лень — правая ключица. Гнев — левое предплечье. Зависть — на спине снизу справа. Гордость — на спине снизу слева.

На правом предплечье изображение почившей жены Иосифа в цветах Блаженства —

В аспекте того, что это жена придётся поверить Иосифу, он говорит про это в кат-сцене у Иакова —

Потому что женщина с татуировки в равной степени похожа и на жену с комикса и на любую из Вер. Всё, что досконально известно — это принадлежность к женскому полу —

Версия же с цветами Блаженства официальных подтверждений не имеет, но эта теория довольно разумна, с учётом того, что столь же символичные лилии явно не в тему, да и цветы успешно закрывают львиную долю лица жены делая её прекрасным образом, а не реальным человеком. Из этого вытекает роль Вер, которые в том числе заменяют Иосифу символ его жены, и, возможно, мёртвой дочери, что объясняет почему замена Вер дело простое и ненапряжное.

На правом плече Иосифа и, если уж говорим про это, пряжке ремня Иоанна, находится логотип «Врат Эдема»/«Project at Eden's Gate» —

Крест эдемщиков между играми заметно выцвел и был переделан в что-то цветкообразное —

Единственная татуировка Иосифа о которой у меня нет никаких предположений это виноградная (?) лоза над двумя стрелами на левом плече —

Рассмотрим татуировки на груди и их изменение в играх —

Гора с надписью Едем. Кроме чисто прикладного значения в виде воплощения гор Монтаны как будущего эдемского сада к которому и стремятся эдемщики это может быть ещё и отсылка на «Божественную комедию» Данте, у которого земной рай находился на вершине горы Чистилища.

Корона это указание на божественность Иосифа, плюс с учётом того, что корона над эдемским садом, то показано чем будет править Иосиф —

«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.» (Откровение 17:14)

Не имею ни малейшего понятия, что за птичка подразумевается на верхней татуировке. Возможно это банальный голубь с масличным листом, и это, соответственно, аллюзия на историю Ноя и Всемирный потоп, с которым у Иосифа много перекличек —

«Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.» (Бытие 8:11)

Возможно, отсылка на слова из «Евангелия от Матфея», про то, что всё и вся находится в руках Божьих —

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;» (Матфей 10:29)

В «New Dawn» гора плавно превратилась в основу дерева, ветки которого обвивают корону, что дополняет дерево, которым владеет Иосиф и о котором я писала ранее —

«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.» (Откровение 22:2)

То есть в «New Dawn» нам показывают не желанный рай, над которым будет владычествовать Иосиф, а состоявшийся рай, хозяином которого он является.

Про «Откровение» 1:8 я уже писала, напоминаю, на фигурке Иосифа и на внутриигровой модельке было небольшое уточняющее различие —

Фраза на левом боку —

Что забавно, эта цитата с ошибкой. На Иосифе написано — «Reedemed us to God by thy Blood», а должно быть «redeemed us to God by thy blood» (в слове «redeemed» удвоена не та «е»). Как бы то ни было, это опять цитата из «Откровения» —

«Кровию Своею искупил нас Богу» (Откровение 5:9)

Если полностью, что понятнее, то это кусок хвалы Агнцу-Иисусу перед тем как он откроет ту самую книгу, что запечатана семью печатями. При этом это кусок относящийся к жертве Иисуса, которая искупила грехи людей —

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.» (Откровение 5:9-5:12)

И последнее, татуировки на правом боку —

С «COME AND SEE» всё просто, как вы можете помнить, это вступительная фраза к явлению каждого из Четырёх Всадников —

«Иди и смотри» (Откровение 6:1, 6:3, 6:5, 6:7)

А вот с «John 1:9» уже интереснее. Вообще оно звучит так —

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.» (Иоанн 1:9)

Но если мы берём фигурку Иосифа, то на винтовке эдемщиков в его руках есть указание на того же «Иоанн 1:9», но, кроме этого там есть ещё одна цитата —

Эта цитата — «If we confess our sins he is faitful and», это кусочек из Иоанна, но не «Евангелия от Иоанна», а из «1-го послания Иоанна» —

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1 Иоанна 1:8, 1:9)

И вот здесь возникает вопрос, а нет ли косяка в татуировке как в случае с «redeemed/reedemed»?

«Евангелие от Иоанна» начинается с краткого пересказа «Бытия», а затем сразу же перескакивает к предвестнику Иисуса в лице Иоанна Крестителя, который был первым на пути обращения людей в истинную веру, которая и подразумевается под «Светом истинным».

Для начала, в «Первом послании Иоанна» есть фраза помогающая понять вышеупомянутую фразу из «Евангелия от Иоанна» —

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.» (1 Иоанна 1:5)

Фраза же про исповедание грехов, это часть более крупного куска, в котором говорится о том, что грех скажем так естественен, отрицание существования греха приводит к отрицанию существования Бога, а, соответственно, для гармоничного взаимодействия с Богом необходимо признание своей греховности и желание исповедаться.

Не буду говорить, что какая-то из этих трактовок более или менее права, возможно обе имеют место быть.

Маленький нюанс. При всех недостатках Иосифа, он однозначное благо для своих истинно верующих последователей. Мужик сказал, что приведёт в Эдем, мужик соберёт всех и поведёт в Эдем —

Офф. Интересно, а Юбики специально начали в какой-то момент делать своих антагонистов похожими на Дракманна?

It Knows Me

Время для самого внутренне непротиворечивого, самого стабильного и адекватного из Сидовского семейства. Иоанн — внебрачное дитё Американского психопата и Джима Керри.

Таксь, по мелочам. Если у Иоанна не выходит маркировать тело, то он метит собственность, кажется собратство с Иаковом сказывается —

Плавная подводка закончена.

Сила слова Йес!

Бункер Иоанна на диво подлое место. В «Вратах Веры» нет никаких важных записок. В оружейной Иакова тоже пустота, есть «лестница Иакова», но это визуальное и легко заметное. А «Врата Иоанна» это настоящая дыра, чьи глубины бесконечны (нет, это не самый похабный вариант шутки, и нет, мне очень нравится этот персонаж, но не стебать его выше моих сил). Внизу лестницы, на тумбочке лежит одна из двух вещей необходимых для полноценного понимания глубины психического расстройства Иоанна — записка для Терри. Знаете, что самое клёвое? В русском переводе были *кхм* утеряны все полимеры —

Кроличья нора, всё такое, начинаем разбор.

Итак, английский текст —

«Terry. My answer is no. I don't think it's hypocritical. To paraphrase Paul the Apostole in Romans Chapter 7. «You know, I do things I don't want to do. The things I should do, I don't do.» Everyone's human, and that's why I don't want to put myself on a pedestal. I don't ever want to get back up there again. I'd rather be here with all you and the new souls in this bunker.»

Смотрим перевод и параллельно обсуждаем некоторые моменты. «Мой ответ — нет. Я не считаю это лицемерием.» Хорошая самоироничная шутка стороны Иоанна, который втирает про «Силу слова Йес», но при этом сам отвечает «нет».

«Процитирую седьмую главу обращения апостола Павла в римлянам». Ыыыыы. Убейте меня кто-то. Слово «paraphrase» — это вот вообще никак не «процитирую». Окей, переводчики считают игроков тупым быдлом и не хотят перевести в лоб словом «парафраз». Чудно, что мешает использовать слово «пересказ», или банально «перефразировать»?

«обращения апостола Павла в римлянам». Прощу прощения, но в «Новом Завете» есть такая чудная часть как «Послание к Римлянам», никаких обращений даже близко нет. Просто запомните, что «послание» переиначено на «обращение». Идём дальше. «в римлянам». Куда «в»? *текст далее скрыт по цензурным соображениям* Спасибо хоть Павел не превратился в Пауля, или Пола.

«И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю.» Дальше всё переведено нормально, поэтому остановимся с чувством и расстановкой на деланьи и не деланьи добра и зла.

Оригинальный текст Иоанна —

«You know, I do things I don't want to do. The things I should do, I don't do.»

Приблизительный перевод имени меня —

«Ты знаешь, я делаю вещи, коих не хочу делать. Вещи же кои я должен делать я не делаю.»

Перевод имени великого и могучего Гугла —

«Знаешь, я делаю то, чего не хочу. То, что я должен делать, я не делаю.»

Есть ли хоть слово про добро и зло? Нет. Знаете почему? Потому что Иоанн, бляха, перефразирует, переиначивает, переделывает библейскую главу на свой лад, а не долдонит как попугайчик зазубренные и пустые фразы. Потому что да, фраза на русском — «И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю.» — это прямая цитата с «Послания к Римлянам» 7:19, в современном переводе РБО.

Так может я не права, и в переводе РБО «послание» таки и правда «обращение»? И снова мимо, насколько я нашла, в этом переводе сия часть названа «Письмо христианам в Риме».

Но может я тупой лох и в английском тоже цитата, а дурак Иоанн называет её парафразом?

Парафраз Иоанна —

«You know, I do things I don't want to do. The things I should do, I don't do.»

7:19 в New International Version —

«For I do not do the good I want to do, but the evil I do not want to do—this I keep on doing.»

7:19 в Contemporary English Version —

«Instead of doing what I know is right, I do wrong.»

7:19 в King James Bible —

«For the good that I would I do not: but the evil which I would not, that I do.»

Упс. Таки нет, Иоанн говорит что-то другое, без упоминания добра и зла, а с упоминанием желаемого и должного. Если уж так хотелось тыкать цитату, то более подходящим был вариант с 7:15 —

7:15 в New International Version —

«I do not understand what I do. For what I want to do I do not do, but what I hate I do.»

7:15 в Contemporary English Version —

«In fact, I don't understand why I act the way I do. I don't do what I know is right. I do the things I hate.»

7:15 в King James Bible —

«For that which I do I allow not: for what I would, that do I not; but what I hate, that do I.»

Но проблема в том, что Иоанн ничего не цитирует. Для него Библия это не слова на песке, она вбита в него кровью и болью в кости и даже глубже —

«Дунканы были богаты, очень богаты. А еще они были религиозными фанатиками худшего пошиба. Они столь искусно измывались над Джоном психологически, что он молил о днях, когда тяжелейшим наказанием был ремень Старика Сида.

Дунканы были помешаны на грехе.

Для них молчание ребенка могло означать лишь то, что им овладели нечестивые помыслы, каждая отлучка означала проступок, каждое движение означало искушение. Они были уверены, что душа Джона испорчена и ее необходимо очистить любыми путями.

Детство Джона и подростковые годы были не более чем одним долгим, тщательно спланированным актом экзорцизма. Зло внутри него необходимо было истребить. Джона принуждали сознаваться во всех грехах в любое время дня и ночи, и он быстро понял, что если ему не в чем признаваться, то нужно было что-нибудь выдумать. Он играл эту роль как мог. Он устраивал шоу с покаянием, порол себя, падал на колени в крошечной, аскетичной часовне, что построили Дунканы, и молился днями напролет. Он стал гордостью своих родителей, святым в их глазах. Когда Дунканы отослали его в престижную начальную школу на Восточном Побережье, они верили, что им удалось фундаментально изменить Джона Сида.

В каком-то смысле они были правы.

Из невинного ребенка они превратили его в монстра, выученного таиться и полного подавленного гнева.» (Книга Иосифа. Глава VIII)

Непрекращающееся «Я грешник, Елизавета» было и остаётся жизнью Иоанна с младых лет. А знаете про что седьмая глава «Послания к Римлянам»? Про грех, веру и закон.

Рассмотрим «Послание к Римлянам» поближе. Начало довольно… довольно… многое объясняет про Иоанна. Вот. В общем, первые шесть строф иллюстрируют почему закон «Ветхого Завета» не имеет силы над христианами, и почему важен только закон «Нового Завет». Для нас суть в том, что иллюстрация идёт через пример с верностью/неверностью жены которая зависит от того жив или мёртв её муж. Уже нюанс, о чём же ещё рассказывать в религиозных примерах, как не о сексе. А потом случается седьмая строфа —

«Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.» (Римлянам 7:7)

Обратите внимание на то, какой грех приписывает себе рассказчик, апостол Павел — «не пожелай», то бишь грех похоти. И вы знаете, Иоанн может очень много рассказывать про то, что его грех это лень, но только его логово в бункере напоминает место проживания поехавшего БДСМ-щика, только он рассказывает про «открытие всех дырок своего тела и, после их заполнения, создание новых», только про него Шарки и Аделаида шутят про сексуальное напряжение между ним и Помощником, только его линейка кат-сцен напоминает непрекращающийся харассмент и сексуальные домогательства от человека, что не понимает слова «нет». Поэтому да, Иоанн весьма схож с апостолом Павлом и их общим похотливым грехом —

А церковь всё ещё выглядит готовой к свадьбе, ой, то есть пыткам внутри оной —

Возвращаемся к римлянам. Самое интересное начинается с тринадцатой строфы. В английской версии раздел с тринадцатой по двадцать пятую строфу вообще называется «борьба с грехом», симптоматичненько, не правда ли? Этот раздел посвящён размышлениям о сути греха.

О духе, что стремится к добру и плоти, что слаба и подчинена греху. О законе, что даёт определение и понимание греха, что делает грех запретным и искушающим. О том, что закон добр, но человек греховен и грех извращает добрые наставления закона, делая запретное желанным и разрушительным. О том, что даже человек, чья душа желает добра, подчинён плоти, которая идёт на пути у греха и превращает добро в зло. И это не оправдание, но грех сильнее духа. И только божественное может склонить чашу весов в пользу духа и добра, а не плоти и греха —

«Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью — закону греха.» (Римлянам 7:13-25)

Это всё те же рассуждения, которые были созданы и взращены в Иоанне руками Дунканов. О греховности, что в плоти нашей, и необходимости очищаться и искупать всё новые и новые грехи. Нам не пытаются рассказать, что Иоанн прав, игра просто пытается объяснить его поступки. Показать истоки и начала, из которых рождаются самые жуткие монстры. А поскольку обелять уже поздно, то всё что остаётся это говорить и рассказывать.

А теперь загадка. О чём я не сказала в предыдущем абзаце? О каком куске «Послания Римлянам» я умолчала? —

«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью — закону греха.» (Римлянам 7:24-7:25)

Кто же Господь Бог этого мира? Кто же может избавить Иоанна от бремени смертного тела? Ну вы поняли —

Возвращаемся на ранчо Сидов, где есть ещё пруфы целительного воздействия Иосифа на Иоанна —

Запись на автоответчике гласит —

«After all the atonements, all the confession, and all that you have done for me and Eden's Gate it's not enough. Is it, John? Cast away your past. You need to open up your heart. You need to see that there is more love all around you. All the pain and suffering eou spread will not help us in the long run. These actions will only feed the sin inside you. It will grow stronger. It will convince you to do wicked things. Those you scar too deeply, they will heal. They will become carriers of your sin. They will spread that sin to other. I've seen your death in a vision. You're destined to be slayed by your own sin. It will come back around a new form. It's only a matter of when. I've seen you die young. I've seen you die old. The difference between the two outcomes is how much love you let into your heart. I pray that you hear these words before it's too late. I want to see you become an old man in the paradise we prepared for. I love you, brother. I love you.»

Вот только проблемка, боженька из Иосифа паршивенький, прям как и должно быть. Всё на что его хватает — это предупреждать и курощать, а потом терять объект присмотра и удивляться тому, что у Иоанна бесконтрольно едет крыша. Как же так получилось? Загадка, не иначе. Тем не менее на автоответчике записано всё необходимое. И про то, что сделанное Иоанном — недостаточно, и не потому что надо делать больше, а потому что надо отпускать дерьмовое прошлое и прекращать насиловать, во всех смыслах, людей вокруг. Что сотворённое Иоанном вернётся сторицей, если он не прекратит потакать греху внутри себя. И что его смерть грядёт, а с таким бэкграундом, грядёт вскоре, а не в далёком и прекрасном будущем.

The Marking

То есть татуировки Иоанна. Как и в случае с песнями, у меня есть небольшая проблема. Я вот оочень плоха в понимании отсылок слёту. Особенно визуальных и не завязанных на конкретный текст. То есть сделать раскопки и тянуть упирающуюся сову на глобус «Послания к римлянам» я могу. Понять смысл картинок на коже — ыыыыыы, то есть нет, вот совсем не могу. Поэтому держите скрины татуировок. Если вы понимаете лучше меня, что они значат — пишите, буду дополнять пост.

Левая и правая кисть.

На левой кисти — семь смертных грехов на латыни, наверное Иоанну нужна шпаргалка, вдруг забудет? Звезда на правой кисти — я хз. Что за символы на вторых фалангах — хз. На третьих фалангах — EDEN GATE, всё понятно, переводить не надо —

Над первыми пальцами правой и левой руки — располовиненные весы, что перекликается с «ролью» Голода. А ещё напоминают Иоанну о необходимости внутреннего равновесия, а не скатывания в треш и угар —

И ещё две татуировки смысл которых для меня загадка —

Левая рука.

Ласточка. Символ воскрешения и перерождения. С учётом того, что здесь ласточка над креслом пыток Иоанна, то может подразумеваться, что на кресле люди будут перерождаться в правоверных эдемщиков.

Кресло с надписью «Sit down and we talk», отсылка на любимый способ общения Иоанна с новообращёнными, помощник Хадсон может подтвердить —

Крестообразный символ с двумя буквами вокруг. Буквы это те самые альфа и омега, первая и последняя буквы греческого алфавита — Αω. В общем, это отсылка на слова, что уже не раз встречались нам —

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откровение 1:8)

Антропоморфная фигура в белых, насколько можно понять, одеждах, с сложным украшением на голове и крестом поверх. Вероятнее всего это отсылка на описании Иисуса в «Откровении» —

«И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откровение 19:11-19:16)

Серп пожинающий шесть стрел (?), который прикреплён к руке Иисуса, это отсылка на всё то же «Откровение» —

«И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.» (Откровение 14:15-14:17)

Голубь в виде символа Духа Святого —

«я видел Духа, сходящего с неба, как голубя» (Иоанн 1:32)

Под Духом располагается какой-то ангел, вероятнее всего Гавриил, ибо на картинах они вместе приносят Марии весть об Иисусе —

Орёл. Вообще это христианский символ юности. Хз в этом ли смысле оно здесь. Но он ещё и пикирует на змея, который вьется вокруг запястья. Если что, змей символизирует зависть.

Самолётики. Отсылка на последнюю миссию с Иоанном, да и судя по его одежде он любит самолётики (обратите внимание на рисунок на плаще).

Топор. Ну да, ламберджек из Иоанна зачётный, борода, и вот это вот всё. Я хз к чему это тут.

Крест эдемщиков, по которому ещё сильнее видно родство с сайентологическим крестом —

Правая рука.

«Sloth», то бишь «лень». Грех, которым Иоанн маркирует сам себя.

Якорь это образ надежды, который обвит змеем, коннотации которого полностью понятны, который тянется к весам. Если иметь в виду под весами внутреннее равновесие и стабильность Иоанна, то суть картинки в грехе, что душит надежду и стремить разрушить баланс Иоанна.

Павлиний глаз. Сам павлин означает бессмертие, как тела, так и душа. А вот с павлиньим глазом есть нюанс, он символизирует «всевидящую» церковь, что подходит под роль Иоанна в «Вратах Эдема».

Коза в христианской символике обозначает похоть, муха — грех и переносчик зла/болезни, огненные языки — Святой Дух —

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деяния 2:3-2:4)

Кинжал с волнистым лезвием и полумесяц — хз.

Горящая подкова. В рамках домашних верований существует взаимосвязь между удачей и подковой. Почему она горящая я хз —

Soldier

Пришла пора любителя Нэшнл Джеографик. И, господи, какой же он скушный. Он же унылый как не знаю что. Ну правда, эталонное унылище. Иаков не плохой персонаж, он хорошо сделан, реалистичен и прочая и прочая. Но эта жертва ПТСР-а и очередной войны банальна до невозможности. Не знаю, гляньте там «Карателя» с Бернталом, или любую другую вещь с поднятием ветеранской темы. На Иакове ж штампа от его предсказуемости ставить негде. Такие как он были, есть и будут всегда, пока человечество будет играться в войнушки и самодовольно забивать на последствия. Единственное, что в нём хоть чуточку интересно - это подчёркнутая самообъективизация. И в этой фразе сказано всё необходимое и я могу заканчивать часть про собственно персонажа. Я правда верю, что кто-то может найти в нём глубину. Но не я. Вот правда.

Кодекс юного ауфа

В отличии от Иоанна, принципы работы Иакова не раскрываются через названия квестов. Зато их можно найти в тренировочных лагерях —

Кроме того, на склонах гор Уайттейл есть гигантские рисунки с словами из этого «кодекса», что забавно, TRAIN обнаружено не было, но может я плохо искала —

Ещё у Иакова был олень, и не только на видео-агитациях новообращённых, а и прям в тридэ формате. Который был в полном комплекте меток Иакова — с крестом эдемщиков на боку и красной меткой Иакова на лбу —

У как можно увидеть в «New Dawn», несмотря на приход Коллапса, олешек смог всё пережить и даже похорошел, правда сменил место дислокации —

Религиозных отсылок в регионе крайне мало. Да и основную из них, маркирующую Иакова как второго коня, то есть меч на скалах, я уже разбирала. Но, в игре есть ещё один маленький нюанс, который не совсем относится к Всадникам, но частично важен для Иакова и Иоанна. Записка с названиями вертолётов на радарной станции —

Итак, «архангел», «посланник/вестник», «святой меч». Три вертолёта принадлежащие Иакову, который определяет себя как вещь, и, соответственно, может идентифицироваться через свои вещи, коими и являются эти три вертолёта. С учётом того, что, как я уже показывала, даже цвет флагов не является случайным, я могу предположить, что эти названия действительно как-то характеризуют Иакова, указывая на его роль в сюжете.

Рассмотрим двух наиболее меметичных архангелов — Михаила и Гавриила.

Михаил

В «Ветхом Завете» Мишаня встречается только в «Книге Даниила», это такая себе лайт версия «Откровения». Вы же не думали, что «Новый Завет» НЕ лямзил с «Старого»?

В «Новом Завете» Михаил встречается в «Откровении», ой, как внезапно —

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откровение 12:7-12:9)

В общем, как минимум под категорию «святого меча» Мишаня подходит, благо меч является одним из его атрибутов, а ещё он покровитель военных. Но, дело не ограничивается только мечом. Ещё один из атрибутов Миши — весы и взвешивание душ в сочетании с выдачей шанса на искупление каждой душе перед смертью.

Обобщая всё вышесказанное. Мишаня — военачальник армии Господа (что подходит под Иакова), ясное дело он с мечом (опять же Иаков), но при этом в его компетенции входит взвешивание душ и попытки их очищения (что больше подходит Иоанну (не забываем про весы в руках Голода), но, в некотором роде может относится и к Иакову, не забываем про раздел SACRIFICE.

Гавриил

С Гавриилом опять косвенные обвинения, но в комплексе выглядит интересно. Гаврюша, по неизвестным причинам, в массовом сознании заполучил роль гласа о Апокалипсисе. Откуда взялось сие убеждение неведомо, ибо в Откровении ничего нет, но даже Мильтон в «Потерянном Рае» говорит о дудящей судьбе Гавриила. И собственно этот факт делает Гавриила воплощение того самого, нехватающего третьего слова — «посланник/вестник». Ибо он приносит весть о начале Страшного Суда и прочих весёлых вещей. Плюс он является вестником к Деве Марии с новостью о зачатии Иисуса (напоминаю, на Иоанне есть эта татуировка).

Angel Of Light

Поговорим о Вере. В принципе, это персонаж, который должен был испытывать дичайший кризис самоидентификации. Вера в рамках «Врат Эдема» это скорее должность, чем имя. Кроме того, что она, как минимум в духовном плане заменяет Иосифу его безвременно почившую жену и ребёнка (возможно не только в духовном, но доказательств этого нет вообще, даже на уровне домыслов), о чём я писала чуть ранее, эта/эти девушки являются ещё и антропоморфным воплощением собственного имени, таким себе символом веры.

Вер было много. На это есть как косвенные, так и довольно прямые указания. Из косвенных — внешность Веры, которая нестабильна даже в игре. Вера на доске криповости Датча, Вера в игре и Вера с загрузочных экранов… я не уверенна, что это один и тот же человек. Если дополнительно глянуть на Веру с лайв-экшн приквела, и с двух постеров, то… ну, может их конечно и не шесть, но явно больше одной —

На то что имя текущей Веры — Рейчел, указывает записка от Трейси, найденная на одном из аванпостов —

На то, что до Рейчел были другие Веры (как минимум две) ещё пара записок —

Несмотря на подобные обстоятельства, и знание о последствиях при недостаточной крепкости веры, Рейчел скорее рада своему превращению в Веру —

Блудные истоки

Таксь. Для понимания сути текущей Веры нам нужно углубиться в её первый монолог. И, к моему глубочайшему сожалению, начнём мы не с Библии, а с Википедии, потому что разговор пойдёт о католических легендах.

Есть такой персонаж — Мария Магдалина. В православной традиции она трактуется сугубо по евангельскому тексту, как мироносица. В католическом всё сложнее, ибо смешивается несколько библейских персонажей, плюс немного сказок и преданий, которые создают устойчивый образ. Именно про неё есть множество фанфиков, ой то есть апокрифов про её детей от Иисуса и вообще их совместную жизнь.

Итак, католическая Магдалина состоит из:

1. Мария, сестра Лазаря и Марфы, что упоминается в «Евангелии от Иоанна» —

«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.» (Иоанн 12:1-12:3)

Милая сценка, правда? Но контекст у неё довольно неожиданный —

«Мария помазала ноги Иисуса миром и отерла их своими волосами. Она забывает о том, что иудейские приличия запрещают женщине являться с непокрытой головой в обществе мужчин, она даже развязывает свои волосы, чтобы отереть ими ноги Христа, повторяя таким образом то, что некогда сделала жена-грешница по отношению к Иисусу» (Толковая Библия Лопухина. Комментарии к Иоанна 1:3)

2. Безымянная женщина в доме Симона в «Евангелии от Матфея» и «Евангелии от —

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.» (Матфей 26:6-26:7)

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.» (Марк 14:3)

3. Безымянная блудница в доме Симона фарисея —

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.» (Лука 7:37-7:38)

Тот же это персонаж или нет вопрос спорный, но нам важно общее мнение, а оно говорит, что Магдалина была раскаявшейся блудницей, что пошла за Иисусом. В своеобразной манере именно это Вера говорит в начале своего первого монолога —

Другой важный источник информации о Марии Магдалине — «Золотая легенда» Иакова Ворагинского. Это сборник христианских легенд и занимательных житий святых.

Для начала, этимология её имени с точки зрения автора сборника. Жирным шрифтом я выделила наиболее важное —

«Мария названа горьким морем, ведь она избрала благую долю покаяния и вкусила много горечи, ибо Мария пролила столько слез, что даже омыла ими стопы Господни. Мария названа светоносной, ведь она избрала благую долю внутреннего созерцания и жадно впитала то, что затем щедро расточила: она приняла свет, дабы осветить им других. Она названа озаренной, ведь она избрала благую долю небесной славы. Ныне душа ее озарена светом совершенного разумения, и тело ее будет озарено светом чистоты.

Магдалина происходит от manens reaпребывающая виновной. Или же Магдалина означает крепкая, либо непобедимая, либо величественная. Эти имена указывают, какой она была до обращения, какой — во время обращения и какой стала после него. Ведь до обращения она оставалась виновной и была осуждена на вечную муку. В обращении, вооружившись покаянием, она стала крепкой, или непобедимой. Магдалина наилучшим образом укрепила себя доспехом покаяния: сколько бы ни было в ней грехов, столько раз она принесла себя саму во всесожжение за эти грехи. После обращения она стала величественной по обилию благодати, ибо, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 20).» (Золотая легенда. XCVI. De Sancta Maria Magdalena. О святой Марии Магдалине)

А вот из этого куска, вероятнее всего, растут уши крыльев Веры, её Ангелов, Блаженства и прочих характерных особенностей. И да, на иллюстрациях её часто сопровождают ангелы —

«Между тем святая Мария Магдалина, охваченная жаждой горнего созерцания, устремилась в суровую пустыню. Тридцать лет, неведомая никому, она пребывала в обители, созданной для нее руками ангелов. Там не струились воды; ни деревья, ни травы не давали утешения отшельнице, ибо наш Искупитель положил ей насыщаться не земными плодами, но небесной трапезой. Ежедневно, в каждый из семи канонических часов, ангелы возносили ее над землей, и она телесным слухом внимала дивным созвучиям ангельского пения. Ежедневно святая Мария насыщалась сладчайшими яствами, и когда ангелы возвращали ее в обитель, больше не нуждалась в телесной пище.» (Золотая легенда. XCVI. De Sancta Maria Magdalena. О святой Марии Магдалине)

Здесь же идёт косвенное указание на то, что за тридцать лет аскезы одежда Марии истлела и для прикрытия наготы потребовался плащ священника —

«некий священник, пришедший в ту пустыню, нашел ее затворившейся в келье и по просьбе святой подал ей свой плащ.» (Золотая легенда. XCVI. De Sancta Maria Magdalena. О святой Марии Магдалине)

Для нас это помогает понять, почему одежда Веры была истрёпанной и изношенной —

До кучи держите меметичное изображение Магдалины, с истлевшей одеждой во время вознесения на небо —

Опять же, оффтопично и не особо имеет отношение к игре, но, возможно, мы многое не знаем про Иоанна… Всё ещё просто Википедия —

«Иногда рассказывается, что Магдалина была невестой Иоанна Богослова, который отверг этот брак ради служения Господу.»

Авраамические корни

Вторая важная деталь — отсылка на Авраама. Если что, напоминаю, именно Бог дал Аврааму возможность завести детей —

«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;» (Бытие 21:1-21:3)

Для того мира это равноценно возможности получить новую семью, а Иосиф дал Вере именно её —

Теперь обращаем внимание на вторую половину монолога Веры, где она говорит о том, что после того как Иосиф дал Вере смысл жизни/новую жизнь от попросил её показать силу веры и совершить роскомнадзорный прыжок, уточняя, что только вера спасёт её —

Эти события являются отсылкой на испытание Богом Авраама, когда первый потребовал, чтоб последний принёс в жертву самое дорогое — своего первенца от жены, а не от рабыни —

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог. […] И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» (Бытие 22:1-22:3, 22:6-22:12).

Наркотики и сложные отношения с оными

В сюжете неоднократно упоминается о наркотической зависимости Веры, увольте, но пруфы я искать не буду. Если вам нужны пруфы даже этого, то, не знаю, попробуйте играть в игру хотя бы открыв глаза. Возможно поможет. Но, я могу отсыпать интересных нюансов. Как мы помним, одно из любимых занятий Иоанна — татуировка грехов на подопытных. У Веры есть слабозаметная татуировка на левой руке —

Поскольку я гениальный спец в химии (нет), то доверимся англоязычной Вики по «Far Cry». C17H21NO4 — это запись химической формулы одного из вариантов кокаина (офигеть, их ещё и несколько вариантов).

И не стоит забывать и про название региона, о котором я уже говорила ранее —

Итог

Начну с нытья. Всегда проще всего начать с нытья. Этот пост оказался ооооочень длинным. Три месяца по сути безостановочного колупания в «Библии», «Far Cry 5» и « New Dawn», попытки вкурить тексты на английском и сложить всё происходящее в более-менее логичную картину. Не то чтоб я про это жалела, но недооценивание глубины кроличьей норы было на 100%. Из забавного, глубины «Исхода» позволили понять почему на синагоге написано «Шатер Авраама». Успех, наверное.

Отдельно отмечу, что я обожаю Юбиков, напихать в игру кучу незаметных но важных мелочей и даже не пытаться обратить на них внимание. Отличный план, а главное — надёжный. И я как бы понимаю, что часть проблемы в гипотетической самоцензуре религиозных тем, из-за чего Иакову и Вере сильно поплохело, а возможности глубинных раскопок в «New Dawn» были сильно сокращены. Ибо довольно очевидно, что Иаков должен был раскрывать тему «орудия в руках господних», а Вера быть более очевидным воплощением женского начала христианства (в конце-концов, «бывшая» наркоманка, что работает на стороне истинного мессии это и так достаточно очевидно) и заодно Духом Святым. Но… Не сложилось, не срослось, остались рожки, ножки и домыслы невнятной верности.

Точно ли я нашла всё-всё-всё библиоцентричное в игре? Ха, ха и ещё раз ха. Я не имею ни малейшего понятия, сколько словесных отсылок потерялось при переводе и моей глупости. Я не знаю сколько всего поняла превратно, или толковала в православном, а не протестантском ключе. В конце-концов, где я, а где религия? Поэтому да, если вы знаете что-то лучше, больше и вообще умный человек, то стоит воспринимать всё вышенаписанное как мотивацию для написания своей трактовки с гейшами и го. К сожалению, я не смогла найти чего либо сравнимого на просторах русскоязычных интернетов, и даже в англоязычных находились только куски. И это было одной из причин для написания сего magnum opus.

В итоге пара этих игр оказалась историей изменения божества через жертвы и потери. История, в которой большая часть важных персонажей это какие-то чуваки из «Библии» и, несмотря на их трешовость и кринжовость, угадываются знакомые лица и образы. Да, понятное дело, что Иисус и со. выглядят более благообразно, но вы же понимаете, что библейские персонажи были как минимум приглажены временем и переводами. И мы никогда не узнаем, за что именно выгоняли торговцев из храма, за богохульствие, или передел территории. Зато «Far Cry» даёт прекрасную возможность увидеть насколько пугающими и дискомфортными были бы в нашей реальности мифологические персонажи, явно не такими слащавыми, как в «Счастливого Рождества» Дюморье.

Тем не менее, погружаясь всё глубже и глубже в синие занавески и поиски того, чего не существует (по версии обитателей нижнего интернета) я поняла, что чуть ли не каждый чих по сюжету да и вне него, это отсылки, аллюзии, метафоры, аллегории на что-то религиозное, о чём я не имею ни малейшего понятия, но что считается авторами игры чем-то само собой разумеющимся. Это…интересно. Углубляться в размышления о сути добра и его неоднозначности, ибо духовное добро эдемщиков не равно мирскому добру жителей округа Хоуп. Читать страницу Вики, лезть в «Библию» за доп. комментариями и понимать, что персонажи обречены на свою судьбу. С первого явления. С первого именования. Каждый из них ставит на себе крест. Каждый уничтожает любую возможность выбора для себя. И каждому воздастся. И за грехи, и за дела.

Источники вдохновения и информации

Чтоб придать серьёзности и обстоятельности этому посту давайте закончим списком источников информации. О да, вы даже не представляете, насколько я удерживалась, чтоб не пихать красивенькие ссылочки с пруфами в квадратных скобочках во всех нужных местах. Но, поскольку, формально, это пост в этих интернетах, а не сурьёзное исследование с претензией и прочим, то держите просто список источников в самом конце. А, ну и да, мне хочется похвалиться, сколько инфы я перерыла. Смотрите и внушайтесь.

1) Общие ссылки понятны и очевидны — Википедия, русскоязычная Вики по Far Cry, англоязычная Вики по «Far Cry» (поверьте, две последних это ооочень разные места, но русскоязычная тоже была полезна). В основном из этих источников брались общие сведения, или с них начинались изыскания с нахождениями пруфов в игре/«Библии»/иных источниках.

2) Ссылки религиозного порядка, то бишь «Библии» на разных языках, с разными переводами, адаптациями и комментариями — англоязычная «Библия», русскоязычная «Библия», «Толковая Библия Лопухина» (формально она есть и в ссылке с русскоязычной «Библией», но тут отдельно). Эти ссылки нужны были для банального нахождения библейских цитат; сверки переводов с попытками понять что, где и как криво, или же просто иначе перевели; попыток понять что вообще происходит, это в первую очередь касается Лопухина, то есть да, без этих комментариев большая часть происходящего ускользнула бы от моего слабого разума. Отдельного упоминания заслуживает вот этот канал, инфа по сектам с него была бесценной.

3) Всякое разное от Юбиков (эта часть и следующая разделены чисто технически, здесь располагаются официально распространяемые Юбиками источники, на которых стоит их официальная печать, а в следующем разделе будет всякое разное собранное фанатами) — «Слово Иосифа» русская и английская версия (я, если честно, колупалась только в русском переводе, увольте, май инглиш нот соу гуд); «Far Cry. Прощение», если что, вы все знаете где искать полный текст, конечно же в книжных!; комикс «Far Cry: Rite of Passage» опять же, ищите в книжных да обрящете; трейлеры для PlayStation — The Sermon, The Baptism; приквельный лайв-экшн «Far Cry 5: Inside Eden’s Gate»; три саундтрека — Into the Flames (музыка из региона Иакова), When the World Falls (музыка из региона Иоанна), We Will Rise Again (музыка из региона Веры); ссылки на DLC к «Far Cry 6» я думаю не надо давать, сами найдёте.

4) Фанатские собирательства — игровые кат-сцены — «Far Cry 5», «New Dawn»; видео Веры с маршалом с её региона; видео Иакова с Праттом; вообще крайне рекомендую вот этот канал, если вам нужна какая-то странь по «Far Cry», то с вероятностью в 90% она тут есть (к примеру, по запросу «Hope County's Got Talent» вы найдёте видосики с внутриигровыми песнями НПС, они довольно милые); запись радио-объявлений из игры, в текстовом формате можно найти в английской Вики по игре; карта «Far Cry 5»; тексты песен, что крутятся на радио; невышедший саундтрек, нафиг не нужен для поста, но я нашла и вдруг кому понравится/пригодится. Третий и четвёртый раздел нужен для доказательной базы связанной с инфой из игры, часть из этих вещей легко пропустить в игре, или вне оной, поэтому и дублирую всё тут.

5) А, ну и чутка личного, то бишь того, с чего вырос этот пост. Во-первых — Хайнлайн, если без шуток, после того как до меня дошло, что сюжет «Иова» это переделка «Откровения», то расколупывание отсылок на «Библию» в «Far Cry» изрядно упростилось, потому что эта книга заронила в меня идею возможности переосмысления религиозных текстов. Я немножко слоупок, ага. Во-вторых, в попытке понять глючит меня, или отсылка на Четырёх Всадников имеет место быть я наткнулась на вот такой пост, а потом я его расширила, и расширила, и ещё раз расширила. В-третьих, Иоанн — лучший мальчик этого бардака, ой простите, то есть самый главный упорант, а значит — наиболее интересен. В попытке найти не помню что, я наткнулась на этот пост, который укрепил уверенность моей неокрепшей души, что что-то религиозное таки точно есть в сюжете. И понеслось.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Korvin El
I cordially dislike allegory in all its manifestations, and always have done so since I grew old and wary enough to detect its presence. I much prefer history – true or feigned– with its varied applicability to the thought and experience of readers.

Можно бесконечно много писать лонги про игры юбисофт, искать там отсылочки и параллели к Библии, но какой в этом смысл, если сам сюжет максимально унылый и не цепляющий?

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Да-да, ваше мнение очень важно для нас спасибо за комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Иосиф Арцыбашев

Юбики на игру столько не потратили сколько ты ковыряешься в её сюжете.

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Не, это приятно, но всё ещё нет. Три месяца соло-работы не идут ни в какое сравнение с как минимум двумя годами работы студии))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
embroider to death

Про Веру. Во время финального боя она роняет фразу (хех, единственное, что меня зацепило в ее арке), наталкивающую на то, что свой пост занимает не совсем добровольно. Там было что-то про угрозы и накачивание наркотиками. Иронично, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

С Верой вообще сложно, потому что не особо можно понять где она врёт, а где говорит правду и всё зависит от глаз смотрящего. То есть в игре есть много инфы про то, что она рада стать Верой, в сравнении с временем бытия Рейчел. Но есть куски в финале, где она говорит, что Иосиф её использовал с 17 лет. Чему верить? Хз. Но я стойко уверенна, что такая хитрая лиса не умерла после финального файта, благо и тела не показали в отличии от Иосифа и Иакова.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Честно?)) Просто потому что это забавное совпадение, которое весело упоминать и оно хорошо вписывается для комедийной разрядки между разделами)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
NHJ

Автором проделан просто титанический труд, я бы не смог сидеть и три месяца так детально разбираться во всем этом. А как вишенка на торте ещё и очень приятный слог, читать было одно удовольствие :)

Насчёт игры конечно получились смешанные впечатления. С одной стороны такое количество отсылок и тонкостей просто поражает, но с другой не хватает обычного сюжета, что уже подметили другие люди. И ладно я, мне игра понравилась и я потом сам к ней несколько раз возвращался и искал дополнительную информацию. Но ведь обычный игрок пройдет и забудет, даже не увидя всего того объема работы от Юбисофт. По сути сюжет получился только для "своих" т.е заинтересованных и разбирающихся. Остальные пролетают мимо. И это грустно. У Юбисофт получился по сути один большой библейский сюжет, без сюжета своего. При первом прохождении логика происходящего и связь между событиями вызывали много вопросов. Например захват игрока лидерами. Если Помощник это такая огромная заноза в заднице для культа, то почему они его просто не убьют, раз они могут так легко его обезвредить и привести к себе. Вместо этого они пытаются его очистить, переубедить, зомбировать, но не убить. И выглядело это как безумная прихоть Иосифа, что Помощник должен обязательно пройти очищение. Это на мой взгляд серьезно вредит погружению в действительно хорошую в принципе историю. Хотелось бы иметь хоть какой-то свой сюжет, за которым можно увидеть библейский, а не просто вольный пересказ некоторых событий Библии в современном мире. Это, конечно, было бы конечно труднее хорошо сделать, но нехватка обычного сюжета как по мне - это факт.

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Вау! Вы видите недостатки сюжета и можете нормально и внятно про это сказать, а не просто "азаза, игра плохая потомушто плохая. сюжета нет. всё". Без шуток, крайне приятно читать нормально аргументированное мнение по недостаткам игры))

Для меня недостатки сюжета связанные с обязательной выживаемостью Помощника пошли в тот же раздел, что и "избранность" каждого второго персонажа игр/фильмов/книг. Типа есть, и есть. Не то чтоб минус, не то чтоб плюс. Плюс, лично для меня, это, пожалуй, раскрывало Врата Эдема в общем, и Иосифа в частности как искренне желающих сделать то, что они декларируют, то есть спасти людей от Коллапса и не мытьём так катаньем заставить Помощника с компанией перейти на свою сторону, сиречь сторону добра.

Ну а превалирование сюжета в сюжете, над просто сюжетом, это вообще характерная особенность Юбиков, как по мне. Но у меня глаз в плане игр откровенно замылен и я не особо объективна, потому что последние года три (четыре?, точно не помню) играю в основном в их игры))

За вступительный абзац - спасибо. Мне чрезвычайно приятно)

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
. «Far Cry 5» даёт абсолютно новый вариант экспириенса. Поднимая вопросы религии, цены достижения цели и соразмерности средств игра ставит эти вопросы именно перед мной, и мой персонаж

Да хрен там плавал. Его проблемы - это его проблемы. Он тут младший сотрудник из спец-органов. Помощник шерифа. На службе. Вот и выполняет свой долг

Ответить
Развернуть ветку
Sm1th .

Так это фон. А потом всё вокруг и все вокруг чуть ли не прямо говорят, что вот не сейчас, так через несколько дней мир погибнет и все умрут, и не станет государства, никто не спросит за долг и никто не оценит. Шанс на выживание будет лишь у тех, кого, даже против их желания засунут в бункер, который перед этим заставят построить.
Самооборона отпадает сразу после первого побега. Ну и какая мотивация остается воевать всю оставшуюся игру, зачем? Кого спасать, каким образом? Герой на это не отвечает и ответить не может, игрок это может решить только сам для себя.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Athwale
Автор

"Помощник шерифа."
Маршалла ж вроде...

И да, пинок для влазенья в сюжет даётся в том числе через долг, и я про это писала. Но вот восприятие этических проблем не показывается через призму персонажа. Потому что он бегает за сектой, потому что она плохая, а игрок в это время размышляет, а так ли плоха эта секта без дополнительных этических комментариев ГГ.

Ответить
Развернуть ветку
aztec103

Можно ли считать произведение хоть сколько-нибудь полноценным и самодостаточным, если даже у заинтересованного в ответах человека разбор занял три месяца?

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

А что плохого-то? Вон есть всякий посмодерн типа Улисса, который люди изучают на протяжении всей жизни. Есть, да, это читерство, Библия, редакторских версий которой не счесть и которые делались годами. Библия Лопухина делалась девять лет коллективом авторов.
Тут вообще проблема с тем, а можно ли считать хоть что-то полноценным и самодостаточным. Без понимания специфики взаимоотношений полов в викторианский период, всё любовные романы того времени будут переполнены пиздострадашками, вместо того, чтоб просто сесть и нормально поговорить. И так далее и тому подобное. Каждое произведение искусства является детищем своего места и времени, поэтому рано или поздно необходимость расшифровки возникает. Дон Кихот вообще меняет чуть ли не жанровую принадлежность в зависимости от точки зрения смотрящего и в этом прелесть искусства.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
veiser

Вроде видел этот лонг на stopgame раньше, не? Это просто перенос его сюда или дополненная версия?

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Я там точно не выкладывала.
В комменты приносили ссылку на вот этот пост - https://stopgame.ru/blogs/topic/103452
Но это не я и там про другое. Частично пересекается, но я больше по религиозным отсылкам копаю.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Pankov
Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Прикольно, то есть ласточки у Иосифа подразумевают указание на работу моряком и являются символическим спасательным кругом для души.
Большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Точнее это даже скорее отсылка на его символическую значимость как капитана Врат Эдема. Про это ж даже в песнях было - "Now he's our captain, and our ship's about to dock"

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Vetlov

браво. аплодирую стоя :)
(пэ.сэ. — и да, прочёл всё)

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Спасибо! Очень приятно такое слышать))

Ответить
Развернуть ветку
Gelio Rumstrang

Великолепный анализ. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Athwale
Автор

Спасибо за приятные слова))

Ответить
Развернуть ветку
embroider to death

Ответ не в ту ветку

Ответить
Развернуть ветку
veiser

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 55 комментариев
null