Современный Skyrim VR, часть 1

Современный Skyrim VR, часть 1

VR и раньше был отличной вещью, а сегодня бегство туда кажется не такой уж плохой идеей. Кому-то это поможет психологически. Для тех же, кто скажет, “для кого эта статья, сегодня даже Квест2 не купить!” - вы неправы. Шлемы, новые и БУ, еще висят на авито по вполне нормальным (учитывая реалии) ценам. Также, игры пока доступны к покупке на различных магазинах с ключами за рубли. Кто заинтересуется, вы еще можете запрыгнуть на уходящий поезд.

Статья будет разделена на две части. Первая - это лирика, описание ощущений, сравнение ванильной версии (предлагаемой в стиме) и модифицированной версии. Вторая часть выйдет позже. В ней я подробно опишу, как устанавливать модификации, перечислю свой список модов, и также посоветую, что стоит делать, а что - нет.

Скайрим оригинальный (плоская версия).

Несмотря на то, что Скайрим, после своего появления в 2011 году был громким хитом, встреченный тепло игроками, мне он не понравился. Да, так бывает. Я поиграл в него часов 5-6, выполнил несколько побочных квестов, побегал по миру, забросил и больше к нему не возвращался. Более того, я относил себя к скептикам по отношению к беседке и ее продукции.

Из главных минусов, что я отмечал:

  • Мне окончательно разонравилась камера, реализованная от первого лица. Она и раньше в играх Bethesda была какой-то “плывущей над землей”, без особой инерции и ощущения присутствия, а тут как-то это особенно бросалось в глаза.
  • Боевка являлась продолжением первого пункта. От того, что происходило на экране, не было отклика. От того что там мелькали руки, кастующие магию или меч, не было иммерсии. Ну мелькают и мелькают. Удар по вражине не был ударом - а скорее каким-то касанием, на которое враг реагировал уменьшением полоски жизни. То еще “веселье”.
  • Графика не вызывала погружения. Мелкие детали сливались в одну кашу. И хотя я ставил какие-то первые моды на более четкие текстуры, мир казался пресноватым, а подземелья похожим одно на другое как близнецы.
  • Тотальное инстансирование также не вызывало оптимизма. Жесткие диски тех лет не так быстро подгружали новые области, поэтому экран ожидания перед каждым переходом в домик раздражал. В плоских играх я ценил именно цельность мира, и этот устаревший подход меня сильно раздражал.

В дальнейшем, при знакомстве с прочими VR-проектами, я в сторону Скайрима даже не смотрел. Как оказалось, очень даже зря. Вопреки расхожему мнению, игр было столько, что глаза разбегались. Одни окулусовские эксклюзивы заняли массу времени, а уж в стиме различных проектов было предостаточно. Однако позднее я наверстал упущенное.

в VR можно покушать с вилочки. Главное не сожрать то, что не твое (самые внимательные заметят, как бдит хозяин дома)
в VR можно покушать с вилочки. Главное не сожрать то, что не твое (самые внимательные заметят, как бдит хозяин дома)

Skyrim VR с PS4, с ПК без модов.

Говорят, что оригинальный Skyrim VR, запущенный с PSVR, можно посоветовать только врагу. Игра не только была плохо переделана под VR, но еще страдала сразу от всех ограничений PS4. Эту версию игры я не видел, но Игромания описывала это примерно так:

“Хуже то, что окружающая обстановка имеет детализацию, допустимую разве что для PlayStation 2. Разрешение на обычной PS Slim настолько низкое, что лица и детали одежды плохо различимы уже с нескольких шагов. Подслеповатый Драконорождённый при сдаче квеста вынужден подходить к каждому персонажу чуть ли не вплотную, чтобы убедиться, что это нужный ему персонаж. Шрифт в меню заставляет ломать глаза, всматриваясь в кривые пиксельные буковки без намёка на сглаживание, а некоторые надписи на карте вообще нечитабельны.

Во время недавнего стрима кто-то из зрителей сказал: «Эта игра продала мне PlayStation VR». Секундочку, постойте! Прежде чем идти за шлемом, выслушайте наше предупреждение: пятая часть TES — одна из худших игр для первого знакомства с виртуальной реальностью.

Согласно результатам опроса на одном из западных форумов (в голосовании участвовало около полутысячи человек), тошноту при игре в Skyrim VR испытывали примерно шестьдесят процентов игроков! У некоторых недомогание сохранялось даже на следующий день и возвращалось просто при взгляде на обложку диска со знаком дракона. И это не шутка, это рефлексы. Противоречивые сигналы со стороны глаз и вестибулярного аппарата во внутреннем ухе [автор обзора — профессиональный психолог, — прим. редакции] заставляют мозг предположить, что он испытывает галлюцинации. Самая распространённая причина галлюцинаций — отравление. А лучшее, что может предложить организм при отравлении, — тошнота.

скриншоты игромании с версии PS4

Все антиукачивающие меры в «Скайриме» представляют собой костыли: затемнение периферийной области картинки, рваные движения, отсутствие и без того редких и коротких кат-сцен из оригинальной игры — всего этого недостаточно. Ситуацию усугубляет замыленная графика в чудовищно низком разрешении и фирменные для движка от Bethesda подёргивания камеры при движении. Головокружение и тошнота у мало игравших в VR-проекты могут возникнуть уже через несколько минут после начала сеанса, а более часа зараз выдерживают только опытные «виарщики». - конец цитаты Игромании.

Поэтому Skyrim VR редко фигурировал в качестве VR-хита в момент своего появления - хотя потенциал у игры должен бы быть огромным.

Когда проект добрался до PC, он стал не только выглядеть в разы лучше - за счет возросшей производительности, но к работе над ним подключились множество мододелов. Самое важное - это не накрутка графона, а переделка игры под современные возможности VR. И за это время успехи были достигнуты впечатляющие!

лес в одном из модов

Я запускал оригинальную версию ПК- игры (это надо сделать хотя бы для индексации, чтобы работали моды), и мне стало хорошо понятно, почему Skyrim VR не взлетел и не стал легендой. Летающие в воздухе ладони должны были символизировать наши руки. Тела не было. Выглядело это скорее… жалко? И даже если вы абстрагируетесь, и привыкнете, что вы теперь бесплотный призрак без тела, ничего этими руками вы делать не сможете. Взять вон ту морковку? - нет, делайте как в оригинале, наводите и “берите” ее по кнопке. Вы не только не видели своего тела, оружие вызывалось в руки через подменю. Все поушены также вызывались через меню, а единственная закладка “избранное” не спасала. По-сути это был тот же плоский Скайрим, где над переработкой игры никто особенно и не думал. Беседка решила, что этого для VR достаточно. Оружие как часть "припаянной" к модели летающей в воздухе кисти руки? - Беседка, вы это серьезно?

моды позволили подтянуть светотень в игре
моды позволили подтянуть светотень в игре

Что поменялось с помощью модов?

Не так уж много сегодня игр, которые меняются с помощью модов с уровня “низко-средне” до уровня “превосходно”. И Skyrim VR входит в их число. Мододелы серьезно поработали и смогли превратить простенькую переделку бетесды в отличную игру (говорю по состояние моддинга за 2022 год). Да, многое все еще не работает - например, интеракции с рычагами в игре все еще по кнопке, но основное сделать удалось. Ты ощущаешь себя в игре, ты можешь многое, у тебя хороший интерфейс и удобное управление. Привыкнув к модам, я сейчас и представить не могу, чтобы играть за невидимого призрака, выбирать заклинания не быстрым тапом из возникающего трехмерного меню, а из списка. Отдельное слово про интеракцию с предметами - физика а ля-Alyx, когда вы можете взять любой предмет, а при желании примагнитить его, как перчатками из HL, вызывает мгновенное привыкание. Это эффектно и удобно.

Благодаря максимально естественному виду из глаз в шлеме ВР, обзор в игре стал такой, о чем фанаты Беседки и не мечтали. Поскольку ваша голова - уж простите за банальность, теперь ваша голова, больше никакой "плывущей камеры". На самом деле штука важная, и этим сильно улучшается восприятие игры.

Вы можете проворачивать такие вещи - взять одной рукой труп, а второй сдернуть с него нужный вам доспех. Некоторые моды получились даже избыточными - например, я поставил мод на реалистичные разрушения, когда вы можете разбить стул или стол в игре, и их частицы будут валяться под ногами. Но после зачистки пары данжей я это отключил, потому что выковыривать поушены или ценные вещи из-под мелкой щепы осколков, это то еще занятие.

ранняя версия HIGGS, сейчас возможностей больше

А дальше включились возможности VR. Я сразу скажу, что достаточно бесполезно смотреть ролики про игру. Там вы можете увидеть лишь механики, а вот ощутить это самому - это несколько другое. Сейчас уже устаревшая графика Skyrim в VR версии выглядит великолепно. VR тем и хорош, что там есть та самая магия, когда вроде бы простая с точки зрения графики игра начинает выглядеть хорошо. В Скайриме множество различных эффектов, вроде облаков, тумана, падающих с деревьев листьев, что оживляет картинку. Когда ты поднимаешься в горы к старейшинам в Хротгар, вьюга и плывущие над горами облака превращают обыденную прогулку (в плоской игре) в настоящее захватывающее путешествие. Мир наконец стал объемным, большим, и находиться там одно удовольствие.

Графические моды я не считаю критичными, но первое, что я поставил - это глобальные переработки NPC. Честное слово, смотреть на оригинальное лицо Лидочки в ВР было невыносимо. Как и на угловатые рожи оригинальных персонажей. Зато теперь Лидия Хускарловна - просто красавица.

было-стало.

Природа также расцвела. Моды даже в плоской версии меняли Скайрим, но в VR находиться в практически реальном лесу - это просто восторг. Особое внимание я уделил освещению - глобальный мод на свет позволил миру выглядеть более естественно. Помещения и данжи стали темнее, но и выглядеть стали реалистичнее. После установки и настройки игры модами даже обычный визит в таверну превращается в иммерсивное событие. В плоской версии я не помню, чтобы сей процесс меня как-то цеплял. А тут - мотался по подземельям, вечер превратился в ночь, да еще на подходе к деревеньке зарядил дождь. И когда ты заходишь в таверну, а там - хорошо, тепло, владелец тебя приветствует, и ты можешь сесть, заказать еды, и немного поролеплеить - выложить ее на стол и покушать руками - на заднем плане что-то бренчит бард, а не фоне стены пляшут огоньки от освещающую таверну камина, это очень круто.

На новые высоты поднялась возможность лично обставить вещами ваше жилище. Руками поставить предмет на полочку стало не просто удобно - это естественно. Порой я подбираю разные красивые безделушки, просто потому, что потом размещаю их в своем жилище.

Боевка и ощущения

Отдельное слово про боевку. Оказалось, когда ваши руки - это ваши руки, махать оружием стало в разы веселей. Стрельба из лука заставить вас размять плечи, потому что тетиву вы будете натягивать так, как делают лучники. Закрыться щитом? - поднимите щит рукой. Вломить врагу топором? - размахнитесь и сделайте это! Можно даже взять обеими руками двуручник - в игре это нормально отображается. Благодаря моду VRIKK, вы хорошо видите свое тело и броню - вроде бы мелочь, но меняет многое. Вы можете прикреплять оружие в виртуальные слоты - за спину, на пояс, или даже - на предплечье (если это небольшой кинжал).

Современный Skyrim VR, часть 1

Да, боевка здесь - это не созданная специально для VR система, как в той же Asgard Wrath, но это куда лучше, чем в плоской версии игры.

Биться стало не только “сочнее”, но и добавился эффект “верю”. И это относится не только к боевке, а вообще к игре. Когда ты внутри - внутри этого мира, меняется многое. Я уже не раз это писал, но только здесь, например, есть мод, отключающий в игре пауков всех видов. Поверьте, когда на тебя в первом же данже с квестом на золотой коготь (Ривервуд) выпрыгивает огромная паучиха, сердечко ёкает даже у не-арахнафобов. Находиться рядом с ней физически неприятно. Арахнофобы же… ну вы поняли. Смешные ролики, когда человек с диким криком мечется по комнате и срывает с головы шлем, это не постанова и не единичный прикол.

Еще касательно графики. Я уже писал, что в оригинале было множество мелочей, которые с плоского монитора было трудно разглядеть. В VR, потому что принципиально другой вид и FOV, мелочи видны. В данжах всякие ловушки и вещи видны отлично. Также, я спокойно различал все данжи, которые посещал вокруг Вайтрана - тогда как в оригинале они казались мне однотипными. При эксплоринге можно делать такие вещи, как наклониться и "выглянуть" через выступ, за которым находится тайная комната - чтобы лучше понять, с какой стороны к ней ведет тайный ход.

Выводы

Резюмируя, сегодня я могу смело сказать что Скайрим VR, это лучший игровой опыт игры в Скайрим. Возраст игры почти не чувствуется. Если раньше я скептически относился к игре, то теперь поменял свое мнение. Скайрим ВР (правильно настроенный) - это большая игра, которая подарит вам кучу новых ощущений. И даже если в свое время вы уже ее прошли, VR позволит еще раз окунутся в этот мир, увидев его более подробным, детальным и атмосферным.

Играть комфортно, и за все время у меня ни разу не возникло чувство укачивания.

Минус у игры один - но он же является и плюсом. Вам надо уделить время модификации игры. Да, это занимает время, но это позволит вам сделать именно ту версию игры, которая вам подходит. Кому-то нравится цветастый и яркий Скайрим, а кому-то более мрачный и темный. Творите сами, изучайте Nexus.

Во второй части статьи я расскажу про свой личный опыт моддинга и различные технические аспекты. Причем это вовсе не квесты уровня “поставил 300 модов”, речь идет о установки 5-6 геймплейных, и около 15 графических модификаций, с чем можно управиться в один вечер.

Современный Skyrim VR, часть 1

Постараюсь выпустить вторую часть в течение недели.

Всем добра!

100100
35 комментариев

Поставил себе сборку UVRE, в целом функционал неплохой, но в сборке 500+ модов и мало того что оно работает с отрицательной стабильностью, так ещё и есть моды которые мне не нравятся ну совсем. Например изменения деревьев, внешнего вида ванильной игры и прочего, нелепая физика сисек и женщины со внешностью кукол. Вылавливать и удалять эти моды не вариант и не факт что можно сделать легко и безболезненно для сборки. В итоге играть в это из-за перегруза модами не хочется, играть в ваниллу без модов на физику, магию и остальное уже не то, а модить самому нет времени…

Ах ну и главное, для UVRE не хватает RTX 3070 Ti, для комфорного фпс нужна RTX 3080. Играть то конечно можно, но между 40-60 фпс и 100-120 на ванилле разница мягко сказать колоссальная

4
Ответить

я написал, что крайне редко такие васян-сборки подходят. Я тоже ставил какой-то оверхаул, но в итоге удалил, так как лютая зелень кругом расстраивала.

1
Ответить

Звучит интересно, жду гайд.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

даже в версии для ПК и с модами первая поездка в телеге вызывает дискомфорт, в модах примотали вид сверху на телегу, чтобы не укачивало.

5
Ответить

Я походу единственный гигачад который с самой первой покупки шлема не испытывал ни единой проблемы с укачиванием....

5
Ответить

Отлично, жду список твоих модов.
Сам тоже кучу модов ставил, штук 80 наверное, гг. Было играбельно, красиво и тому подобное.
Потом случилась переустановка винды. Нужно заново всё ставить.
Там же недавно новый мод вышел с физикой — PLANCK, не пробовал ещё?
Плюс, я все же хочу прикрутить к ноге контроллер Move от PS3. Чтобы ногами ходить.

1
Ответить