Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Настоящая последняя фантазия Хиронобу Сакагучи.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Японская обложка:

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Кто: Mistwalker, feelplus
Когда: 6 декабря 2007
Где: XBOX (обратная совместимость присутствует), эмуляторы
Сколько: 30-60 часов

После того как Хиронобу Сакагучи покинул Square Enix и перестал отвечать за флагманскую Final Fantasy, студия Microsoft, которой в то время отчаянно не хватало своих JRPG-тайтлов, заключила с разработчиком контракт на две игры, которые стали эксклюзивами тогдашней next-gen консоли Xbox 360.

В 2006 году специально созданная студия Mistwalker выпускает Blue Dragon, а годом позже нашего сегодняшнего гостя. Lost Odyssey не просто духовный наследник Final Fantasy, а буквально Последняя Фантазия от автора подарившего нам лучшие JRPG в жанре.

Для разработки был выбран популярный Unreal Engine 3, а в композиторах числился бессменный Нобуо Уэмацу. Могло что-то пойти не так? Да в общем-то могло пойти не так очень многое: Xbox в то время не являлась домом для JRPG и, следовательно, популярность жанра была куда ниже чем на Playstation, а новая команда пришедшая взамен старой и сделавшей десять номерных частей Final Fantas вкупе с новым движком могли создать проблемы при разработке. Однако, богатый бэкграунд и опыт в создании Final Fantasy, а так же четкое видение и понимание пути в итоге подарили нам самую каноничную "финалку" в постсакагучивскую эпоху развития серии.

Синопсис сюжета

Главный герой Каим Аргонар поданный государства Ура (Uhra) участвует в сражении против вражеской армии Гонзы, но во время сражения над полем битвы разверзается небо и огромный метеор в купе с потоками лавы обрушивается на землю. Но Каим невероятным образом выживает. Потому что Каим - бессмертный. Как и почему он является бессмертным игра сразу не отвечает. У героя амнезия и как это бывает в подобных сюжетах - чем дальше развивается история тем больше подробностей о прошлом Каима мы узнаем.

Бессмертие не только сюжетная ветвь сюжета, но и геймплейная фишка, о которой мы поговорим ниже.

Сейчас же выживший Каим своим видом шокирует солдат, которым повезло оказаться вне радиуса падения метеора и пересекается с девушкой, которая так же выжила после его падения. Сэт Балмор бывшая лидер пиратов, а ныне как и Каим страдает амнезией, но помнит она словно немного больше чем говорит.

Совету Уры кажется, что виной катастрофы стал Grand Staff - устройство, источающее магическую энергию и которое по факту вдохнуло вторую жизнь в государство Ура и дало скачок в технологиях.

Прогуливаясь по улицам столицы можно заметить витающие в воздухе частицы энергии прорывающиеся из труб и тут и там можно встретить навесные экраны с новостями или каким-либо текстом. Самую малость это напоминает Линдблюм или Сад из предыдущих работ автора.

Каима и Сэт посылают на разведку, а в напарника им дают Дженсена: смертного балагура и балабола, но хорошего мага и шпиона, который должен, в случае, если Каим и Сэт вспомнят слишком многое, стереть им память.

Про работу с камерой и операторские решения

Конечно, весь сюжет я описывать не буду, но уточню, что в своей основе Lost Odyssey это человеческая драма о бессмертных, простых людях, потерях и смерти. Будьте готовы к тому, что персонажи тут не сдерживают эмоций и часто плачут. Благо, неплохая работа с лицевой анимацией позволяет показывать их эмоции крупным планом.

Но это не единственная фишка местной режиссуры. Например, камера тут "живая" и часто следует за героями немного трясется в такт шагов (помните Кодзима часто это использовал в MGSV?) а еще игра регулярно делит экран на несколько частей или окон, чтобы одновременно показать эмоции разных героев. Это до сих пор выглядит впечатляюще.

Геймплей. Общие черты с Final Fantasy

Главное, что нужно принять это то что Lost Odyssey старорежимная пошаговая JRPG. Она не просто вобрала все самое лучшее, что дала серия Final Fantasy, но и показала, что разрозненные элементы разных игр отлично сочетаются между собой, если находятся в умелых руках.

В бою участвуют пять персонажей (FFIV), которых можно поставить в два ряда - front и back. Персонажи в первом ряду формируют так называемую "стену", которая выражается в шкале в правом углу экрана. Чем больше эта шкала, тем меньше урона получают персонажи стоящие позади. От урона по героям стоящим во front эта шкала снижается и, соответственно, герои сзади получают все больше повреждений. Эта же механика работает и с врагами и боссами. В первую очередь нужно уничтожать врагов спереди и только потом сзади.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

После сражения мы получаем опыт. Чтобы повысить уровень нужно накопить сто единиц опыта (FFVIII) и тогда вместе с уровнем растет здоровье и мана. Важно, что игра после сражения не восстанавливает эти параметры и приходится использовать подручные средства или магию. Для кого-то это может быть слишком старомодным.

Важно заметить, что фармить опыт игра не дает. Через десяток сражений игра почти полностью перестает давать очки экспириенса тем самым заставляя игрока двигаться дальше.

Так же вместе с опытом игра дает очки SP, которые нужны на прокачку способностей.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Геймплей. Система способностей

Между бессмертными и смертными персонажами есть две больших разницы.

Во-первых, бессмертные изначально не умеют пользоваться ни магией ни боевыми скиллами кроме базовой атаки. На помощь приходит механика линков.

Если какой-то из смертных персонажей владеет, например, Черной магией, то любой бессмертный может обучиться этому искусству слинковав себя и умение выбранного смертного персонажа. Но только умение определенного уровня, а не все сразу. То есть слинковав Черную магию первого уровня, чтобы пользоваться умениями уровня выше нужно слинковать героя с Черной магией второго уровня и так далее.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

На изучение способности нужны вышеупомянутые очки SP, после получения нужного числа которых герой навсегда запоминает выбранную способность и может использовать ее в любое время, а не только при линке. Таким образом, пока у смертных вся магия и способности открываются автоматически, бессмертные постепенно обучаются дополнительным скиллам и способностям. А когда их станет достаточно много то каждого бессмертного можно собрать на свой вкус. Эта механика отсылает нас к пассивным способностям из FFIX, которые давались от предметов экипировки и после обучения так же позволяли быть использованными в любое время.

Однако, бессмертные ограничены в слотах под устанавливаемые способности и магию. Изначально их всего три, а чтобы расширить их количество нужно искать Slot Seed. Так же есть возможность обменять простые Seed на слоты у кролика в кувшине.

Геймплей. Бой

Без изменений в Lost Odyssey пришел сам процесс боя из FFX. ATB системы нет и в помине и очередность хода строго зависит от первоначальной скорости персонажа. Например, Каим, Сэт и Дженсен имеют базовый параметр скорости В, А, C соответственно. Это значит, что после раздачи команд на атаку они будут атаковать в порядке А, B, C, то есть Сэт, Каим, Дженсен. Это же распространяется и на врагов. И это формирует очередность героев и врагов во время сражения. Изменить ситуацию могут заклинания Haste и Slow соответственно.

Конечно же переход на экран боя происходит через подзагрузку, а врагов во время передвижения на локации не видно. Из-за этого вы можете как не встретить вообще никого или наоборот сражаться каждые три шага. Сегодня это архаика, но для людей выросших на подобном ничего пугающего за собой не несет.

Так же стоит заметить, что магия в игре бывает нескольких видов - белая, черная, спиритическая и композитная, но и она делится по скорости каста. Например, Prism, которая бьет всех врагов на поле боя кастуется 1-G, то есть она почти всегда идет самой последней в очередности ходов, а на каст All-Shield и вовсе уходит целых полтора хода.

Кстати, связки вода-огонь, ветер-земля тут работают и враги противоположных стихий получают увеличенный урон.

Скриншот из игрового мануала, который, как и многие подобные вкладыши был на русском языке.
Скриншот из игрового мануала, который, как и многие подобные вкладыши был на русском языке.

Геймплей. Экипировка

Дополняет систему линков система аксессуаров и экипировки персонажей. Первые позволят, например, увидеть количество здоровья у врагов или их слабость к какому-то либо элементу, или наоборот защитить от негативного статуса: камень, яд, конфуз или превращения (когда героя обращают в лягушку) и т.д. Какие-то, например, восстанавливают "стену", когда герой стоит в защите.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

И как в случае с линками - бессмертные учат эффект от аксессуара и затем могут использовать его по своему усмотрению, а смертные защищены от негативного статуса только когда надевают этот предмет.

Так же аксессуары отображаются на персонаже и в катсценах, что не всегда выглядит уместно. Например длинные сережки на Каиме или солнцезащитные очки.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Из остального снаряжения тут только оружие и кольца. Например, в начале игры Каим получает Bruiser Ring, которая при каждой простой атаке усиливает удар посредством QTE. Кольца можно создавать и усиливать с помощью ресурсов получаемых после сражений.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

С оружием дела обстоят максимально просто - пришли в магазин, увидели, что циферки выросли - купили и экипировали. Без нюансов.

Во-вторых - важным отличием бессмертных от смертных является то, что первые будучи павшими в бою могут самостоятельно ожить, а вторые уже нет. Конечно, для ускорения этого процесса есть аналог перьев феникса - Angel's Plume. Да и золота в игре всегда достаточно и с расходниками проблем в игре нет в принципе.

Чего еще нет в игре так это саммонов. Хорошо это или плохо решайте сами. Лично я не страдал от их отсутствия.

Передвижение и боссы

Изначально передвижение по карте мира тоже напоминает FFX. Герои выбирают точку на карте и игра переносит их в соответствующую локацию, но со временем, как и полагается, герои получают в свое распоряжение личный транспорт типа корабля на котором можно исследовать карту мира и находить скрытые локации, секреты и боссов. Кстати о них.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Пока в партии три героя боссы по настоящему вызывают проблемы своими непомерными АОЕ-атаками, но как только партия расширяется до пяти персонажей, то играть становится на порядок легче. Сами боссы получились разнообразными, но довольно типичными для жанра. Драконы, техника, какие-то непонятные магические субстанции и так далее (на скрине ниже мой любимчик, который рвет пятую точку неподготовленному игроку).

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Но, пожалуй, главный минус игры это антагонист.

Дизайн и персонажи

Гонгора разочаровывающе плох и на капли не внушает и толики опасности или крутости как Сефирот или Кефка. Даже манерности Куджи у него нет. Хотя игра и подает его как эдакого хитреца использующего всех вокруг в своих целях, да и вообще как человека, что очень и очень крупно насолил героям в прошлом, но сам образ получился до жути скучным и едва ли запоминающимся. Таких лицемерных и двуличных мерзавцев еще поискать, но образ и характер слиты в трубу.

Гонгора
Гонгора

Дизайн же вкусовщина полная, но для персонажей выбрана странная стилизация (хотя наряды для детей могли бы подобрать более цивильными). Все как один высокие, худые, с длинными шеями и овальными лицами. Звучит конечно не очень, выглядит в целом нормально, однако не заметить этого сложно. Хотя как личности герои тут очень даже (в рамках FF).

Каим типичный для Сакагучи тип молчаливого и малоговорящего героя, который одновременно похож и на Клауда и на Скволла складом характера, а Сэт это местная Тифа, если хотите. Есть еще персонаж по имени Сэд, который, очевидно, отсылает на вездесущего Сида из Финалок.

При втором прохождении мне очень полюбился болтун Дженсен, который своим поведением, болтовней, иронией и сарказом, одновременно напоминает Кефку и Нейтана Дрейка.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Но как это часто бывает у Сакагучи запала на раскрытие всех героев у него не хватает. Сара и дети Кук и Мак получились довольно скучными.

Не забыл Сакагучи и про любовную линию между персонажами. И получилась она куда более правдоподобной нежели неестественная любовь между Тидусом и Юной. По крайней мере, я куда больше поверю в любовь между дуралеем и королевой, чем между нытиком и женщиной, что согласилась выйти замуж за человека с дурацкой прической.

Техническая сторона

Благодаря хорошему движку внешне игра почти не состарилась. Выдает возраст разве что проскакивающая тут и там неровная лицевая анимация да дубовые движения персонажей вне важных катсцен.

С точки зрения визуального дизайна монстров и локаций игра все еще держит планку и плакать от кривых моделей не хочется совершенно. Но, конечно, тут и там можно заметить низкую детализацию текстур или низкополигональные модельки NPC. Как никак игре 15 лет.

Помимо этого была проведена работа с мелочами. Например, Дженсена во время каста заклинания немного потряхивает, а Кук наоборот стоит ровно и элегантно. Мак же весь скукоживается и пригибается готовясь выпустить силу, а Сэт до выбора команды как бы скучая рассматривает свой меч. Приятно.

А вот мини-игр типа карт тут нет. Жаль.

Зато есть простенькие побочные задания в духе старых Финалок. Они необязательные, а чтобы на них наткнуться нужно говорить с каждым встречным и поперечным NPC в игре. Наградой обычно служит какой-то предмет снаряжения.

Музыка

Как я писал выше, композитором у игры был бессменный Нобуо Уэмацу. И для игры он написал весь саундтрек. Поскольку Одиссея куда больше драма, то и главная музыкальная тема тут довольно грустная, но при этом мощная. В особенно эмоциональные моменты игра способна выбить слезу. Однако не могу не отметить, что некоторые такие сцены идут дольше чем хотелось бы.

Что еще примечательно и хочется выделить так это то что игра выпускалась на четырех DVD-дисках. Понятно, что это было сделано из-за того что Microsoft отказались от блюрей-привода в своей приставке и многие игры в эпоху Xbox 360 страдали от этого. Достаточно вспомнить Forza Motorsport 4 или GTA 5, которые выпускались на двух DVD один из которых был установочным.

Проклятье бессмертия. Обзор Lost Odyssey

Но в Lost Odyssey это только добавляет того самого ностальгического шарма, когда после какого-то события в сюжете игра просит вставить следующий диск. И всегда немного грустно от того, когда ты вставляешь последний диск в приставку потому что понимаешь, что приключение подходит к концу.

К слову, Одиссея и по обратной совместимости сохранила фишку со сменой диска, правда делает она это автоматически, но предупреждение о смене на экране все равно появляется.

Пресса и игроки оценили Lost Odyssey в среднем на 8 баллов, а продажи не достигли и миллиона копий - всего девятьсот тысяч.

Итог

Lost Odyssey из той поры ламповых JRPG, когда игры были лучше, а сюжеты интереснее. Но она вряд ли затмит вашу любовь к FF VII, IX или X. В какой-то степени Одиссея получилась на уровне FF IV или FF V - без претензий на величие. Однако, это по настоящему последний представитель тех самых старорежимных пошаговых JRPG берущих начало еще в 80-х. Настоящая Последняя Фантазия жанра. Если вы пропустили, то обязательно попробуйте.

Спасибо за чтение. Еще немного обзоров, мнений и подборок в профиле:

1414 показов
3.8K3.8K открытий
11 репост
32 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Несколько раз пытался заставить себя играть хоть немного дальше столь прекрасного начала, но так и не понял почему это издано на х360, а не на ПС2, и почему занимает столько дисков.

Визуальный стиль, в частности дизайн персонажей, мне тоже сильно не понравился - но картинка была убедительно некстгеновой, соответствующе впечатляя по тем временам, так что приплетание ПС2 тут выглядит очень сильно притянутым за уши.

Для этого контента в игре 4СД и то перебор был бы.

Так откуда ж тебе знать, сколько там контента, если ты дальше начала не играл?! :)

Ressonance of Fate, Eternal Sonata, Enchanced Arms, серия Aterlier, I am Setsuna и еще десятки аналогичных игр вышли из зала.

Полагаю, под старорежимностью тут подразумевается финалкообразная боевка типа "стенка на стенку", плюс общий ААА-уровень подачи - так что все перечисленные игры по разным причинам действительно уходят из зала, это не про них...

Ответить

Для общего развития сойдет поиграть. В эти твои перечисленные не сыгранул. Не лежит душа к жрпг, ка и к героям 3. Хотя в клубе пс1 и пк на урале и играл. При этом фронт мишн 3 зацепила

Ответить

Ну а лично меня радуют очень иллюстрации от Кобаяши-сана. Уж не знаю, как оно в игре выглядит.

Ответить