{"id":3884,"url":"\/distributions\/3884\/click?bit=1&hash=d0446155b659787baee974d7cef324e65951fab242e02279aea32889810d25e4","title":"\u0421\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442 \u043d\u0430 \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
GoldSrcFreeman

Мрачные тайны Half-Life

Из чего вообще состоит Блэк Меза? Как устроен комплекс? В игре можно видеть как вполне себе современные лаборатории, где крутые мошшные компутеры мигают лампочками, так и совсем древние закутки, где эти компутеры еще на бобинах работают. Если глянуть внимательнее, можно заметить, что под комплекс отвели старые заброшенные ракетные шахты. Какие-то участки облагородили, какие-то оставили как есть. Но место даром не пропадает, вот, например, бассейн с ихтиозавром из главы Apprehension. Большую часть времени игрок тут проводит под водой, пытаясь понять, куда вообще плыть в этих стремных стальных лабиринтах. А еще постоянно не хватает воздуха и грызут поганые пиявки. Тут уж вряд ли кто-то станет рассматривать окружающую геометрию и смотреть, как там чего и где. Но что если попробовать немножко отремонтировать эти карты и откачать воду, чтобы глянуть, как это место выглядело раньше?

Сначала глянем, как оно было/есть, а потом все починим и восстановим.

Вот тут у нас все начинается! Фримен на бешеной скорости таранит ворота и ныряет прямо в застоявшуюся вонючую водичку!

Любопытно, что дальше тоннель перекрыт. Неясно только, было это сделано уже сейчас, при Брине (из-за аварийного состояния), или осталось еще от военных.

Итак, что мы видим? Здесь у нас ржавый затопленный колодец.

А вот если глянуть наверх, то увидим раздвижную "крышку", намекающую на то, что это у нас явно ракетная шахта.

Из интересного сразу же бросается в глаза странная конструкция, похожая на подъемник для обслуживания ракеты (видно кусок рельса, по которому двигалась кабина). Его основание, видимо, основательно сгнило, и все это дело завалилось набок, разрушив мостки. В кабине видно имитацию текстурами разбитого стекла.

А посередине вообще какая-то непонятная стенка, которая выглядит подозрительно новой. Пытались остановить воду? Хотели сделать отдельное помещение для чего-то? Неизвестно.

А еще все в жутко аварийном состоянии. Вот, если заплыть в коридор, потолок тут же обвалится!

А теперь починим весь этот бардак!

Подъезжаем. Тоннель открыт и хорошо освещен. Освещение появилось и у рельса.

Вот! Другое дело!

Подъемник восстановили, стекло целое, все мостки на месте!

Бочки надежно закрыты в клетку, чтобы ни один залетный Барни не отсосал из них солярку.

Бассейн ихтиозавра

Что ж, поплыли дальше, игнорируя пиявок, пытающихся залезть в бронетрусишки.

А дальше у нас помещения, которые примыкали к шахте. Это место все старались быстрее проплыть, потому что воздух постоянно заканчивался, а воздушные карманы еще нужно найти.

Вот тут видно какие-то затопленные машины, к которым сверху подведены трубы. Возможно какие-то насосы или фильтры, что перекачивали ракетное топливо.

А вот здесь комната посерьезнее, там уже есть целое окно с решеткой. Значит, смотреть было можно, но внутрь лезть - низзя.

О! Да это же небольшой компьютерный зал! Вот они, те самые компутеры с бобинами! Возможно, отсюда управляли системами ракеты и самой шахты а, может быть, даже контролировали запуск.

С другой стороны - машины с трубами. Может быть связаны непосредственно с заправкой ракеты, а может и управлялись они этими самыми компутерами.

На стеллаже валяются всяческие полезные и секретные девайсы. Наверно какие-нибудь запчасти или даже перфокарты.

И вот он, легендарный бассейн, где держали ихтиозавра. Висит акулья клетка, а внутри арбалет с мощным транквилизатором.

Ихтиозавр, тем временем, уже сожрал ученого и благополучно уплыл домой в Зен.

Видимо Брину настолько было жалко денег, что вместо нормального помещения он придумал использовать старый затопленный участок комплекса, чтобы содержать там сверхсекретную инопланетную рыбку.

А вот и интересная деталь: нам показывают, что вот эта комната явно была переоборудована недавно. Вместо старых бобинных компутеров у нас тут те самые - новые и с крутыми лампочками. Очевидно, что отсюда за рыбкой велось наблюдение. Наверху мы видим кабель-канал с кучей проводов. Наверняка в "бассейн" напихали кучу датчиков, информация с которых шла на эти компутеры. Но все было настолько секретно, что даже ученому, ведущему наблюдение, сказали, что рыбка вполне земная, а стремная потому что из Марианской впадины.

Так, ну а что под водой-то, что все это время служило бассейном для мегарыбы? А там, сюрприз, всякие проходы, коридоры, пандусы и, самое главное, механизмы. Это целый машинный зал!

Механизмы очень сильно похожи на турбины.

Но это же как-то странно, у нас тут вроде ракеты были, причем тут паровые турбины? Это мы узнаем немного потом.

А теперь починим весь этот бардак 2!

Теперь попробуем спустить воду и пройтись по этому месту по-человечески.

Собственно, вот он, машинный зал без воды.

Все проходы и коридоры адекватно соединены и изначально маппером сделаны так, что по всей карте даже без воды можно прекрасно пройти от начала до конца.

Разве что только не хватает перил.

Сюда, к этой турбине тоже можно попасть.

Вот через эту дверь-решетку (которую в игре нужно было как можно быстрее открыть, чтобы не захлебнуться) можно пройти к этой турбине. Неудобно, но, тем не менее, возможно. Респект мапперу.

А тут уже немножко отсебятины. Я предположил, что никакой клетки изначально тут не было, а вместо нее висел кран для обслуживания турбин.

А вот так могла выглядеть комната управления до ремонта. Те же самые старые машины и компьютеры, что мы уже видели раньше, но тут они нужны, чтобы контролировать работу турбин.

А это пульт управления краном и аптечка из альфы.

Ну и напоследок можно заглянуть в комнаты ракетной шахты.

Теперь тут все красиво и аккуратно.

Любопытно, что в полу предусмотрен слив, как будто военные знали, что может подтапливать.

Страшная тайна!

Ну и гвоздь программы - карта с секретом.

Это место сложновато дается в игре: тут узкие скользкие мостки, которые к тому же проваливаются под ногами (окончательно проржавели, видимо), а прямо перед носом телепортируются вортигонты.

Если шлепнуться в воду, то придется спасаться уже от двух ихтиозавров. А в конце еще нужно перебраться за какой-то непонятный забор под напряжением, который снизу тоже затоплен.

На первый взгляд кажется, что это помещение уже абсолютно точно не имеет смысла. Какие-то бессвязные проходы и бестолковые трубы торчат из воды.

И только вот эта комната дает подсказку: у нас тут что-то связанное с генератором! Вот же целый пульт управления им! А еще какие-то подозрительные поршни. Так что же это все такое?

Сначала заглянем под воду. Обычно ихтиозавры мешали все рассмотреть, но их очень удачно забрал с собой G-Man, так что они нам не помешают.

Вот мы под водой, тут у нас, как ни странно, вполне внятные и логичные проходы. Вот у стены стоят контейнеры с оборудованием. Ну и, разумеется, трубы. Они уходят куда-то глубже. Но насколько глубоко?

Хм, все глубжее и глубжее... Сюда явно почти никто никогда во время прохождения не заплывал.

Ну что же, настало время откачать отсюда всю воду и узнать настоящие масштабы бездны.

Вот! Воды нет, мостки как новые, можно погулять!

Спустимся пониже по лестнице.

И наконец заглянем в бездну!

Вот такой вот кошмар все это время скрывался под толщей воды. Теперь те, у кого есть фобия темных водных глубин, по-новому прочувствуют этот участок игры, если решат перепройти.

Ну а что же там на самом-самом днище?

Давайте снова заглянем на оригинальную карту. Вот оно черное дно, куда уходят трубы.

А вот что прячется под "дном". Странные красные "балки", которые еще и светятся! К чему это все?

Вот вид всей этой радости в разрезе в самой игре...

... а вот так - в редакторе.

И вот еще больше странностей маппинга, которые можно увидеть в редакторе. Розовый полупрозрачный куб - невидимая стена для монстров. Маппер поставил ее специально, чтобы ихтиозавры не заплывали глубже.

Все страннее и страннее. Черное дно оказывается фальшивой стеной - проходимым куском геометрии. Почему тогда сквозь него нельзя проплыть без ноклипа? А потому что сверху оно закрыто другим куском геометрии, который покрыт текстурой, не пропускающей игрока. Возможно маппер планировал какой-то пазл, где нужно было бы зачем-то плыть в темную страшную глубину. Но точного ответа мы не знаем.

Ну а что с красными балками? А вот тут разгадка есть. Эти балки есть не только на мрачном днище, их навалом и на этой карте, и на некоторых предыдущих. Правда они невидимые. И являются источниками света которые нужны для того, чтобы подсвечивать те участки карты, где света от обычных игровых лампочек не хватает. Этакое вспомогательное фальшивое освещение.

Ну и под самый конец пройдем дальше, в комнату управления генератором. Теперь нам уже не мешает забор под напряжением.

Все проходы снова ведут куда надо даже без воды. Нет никаких тупиков и в любую точку карты можно добраться пешком без проблем.

Вот и пульт управления генератором. Мостки в комнате восстановлены.

G-Man снова куда-то убежал. А мы можем предположить, что с того балкончика вниз вела лестница (а иначе смысла в нем мало). Вероятно используя эту дверь сюда добирались ученые, следящие за ихтиозавром.

Итак, как же все эти странные машины, трубы и жуткие пропасти объединить в одну логичную систему?

Например, как вариант, это может быть настоящая геотермальная электростанция. Трубы в бездне подают наверх горячую воду, которая может испарять жидкость во внутреннем контуре, чтобы получался пар, вращающий турбины, а гигантские поршни в последней комнате - насосы, качающие кипяток из глубин.

А может это даже и не насосы вовсе, а линейный генератор, где внутри поршня магниты, а снаружи (в нашем случае в полу и потолке) - катушка. От Блэк Мезы чего угодно можно ожидать.

Что мы узнали сегодня?

Немножечко подредактировав карты, мы взглянули на прошлое этого полузаброшенного уголка Блэк Мезы. Вот тут у нас ракетная шахта с подъемником, а за углом - настоящая электростанция, возможно даже геотермальная. Ну и, конечно, загадочные трубы в жуткой затопленной бездне, об истинных масштабах которой почти никто до сих пор не знал.

Карты в Half-Life не просто набор прикольной геометрии с претензией на кубический реализм, а уникальные места с очень любопытными закоулками, которые таят в себе кучу загадок и тайн. Блэк Меза в этой игре является буквально отдельным персонажем, почти живым погибающим существом, с которым приходится то сотрудничать, то противостоять ему. Это придает игре уникальную и неповторимую атмосферу.

В следующих статьях мы подробно и полностью разберем и проанализируем окружение Блэк Мезы от самого начала с поездкой в вагоне монорельса до конца, в комнате телепорта комплекса Лямбда..

И напоследок видеоверсия прогулки по восстановленным помещениям.

0
129 комментариев
Написать комментарий...
Winchenso
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dobry

Игроки: Ищут потайной смысл.
Концепт-художники: Рисуют всякое, что бы пусто не было.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Дизарй в Вальв разрабатывался по принципу - сначала левел дизайнеры выстраивают блокаут - а потом сверху уже дизайн рисуется

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Максим Фомичев

Прям как в школе учили

Ответить
Развернуть ветку
L8OLOOE
Механизмы очень сильно похожи на турбины.

Сразу видно АйТишник.
Обрати внимание на секции длинного ротора.
Это суперкомпрессор. Он нужен для повышения давления и перемещения газа или смесей газов

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

А вот это - турбина с геотермальной станции, выглядит почти один-в-один. Плюс, немаловажный факт: сама эта ржавая текстура называется "турбина".

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
GoldSrcFreeman
Автор

Я погуглил это дело и особо не нашел каких-то внятных фотографий. Вот, например, какой-то китайский суперкомпрессор на 700 бар. Выглядит не очень похоже.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vanilin Future

Катает пуки?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Спиридонов

Зато можно сказать, что Халф-Лайф пропагандирует зеленую энергетику, и игра полезна для обучающих целей

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ryabenko

Та самая зеленая энергетика

Ответить
Развернуть ветку
Барон Шумиловский

Зелёная энергетика?
Может, ты хотел сказать - скверна?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
GoldSrcFreeman
Автор

Вот! А еще обучает (кваковской) физике.

Ответить
Развернуть ветку
Sidric Ric

Ничего не понял, но плюсик поставлю.

Ответить
Развернуть ветку
carrysh1ft
Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

И это только начало!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
3000

Правильно Aperture Science оценивала в слайде их стоимость. У черной мезы вообще какие то бараки, по сравнению с крутым комплексом Aperture

Ответить
Развернуть ветку
Wovk Wovkovich

Это финансирование вроде, что им типа обрезал)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Помялов

К концу прочтения всего текста - слабый волей человек тоже начнёт говорить «компутер» вместо «компьютер»

Ответить
Развернуть ветку
80m63rM4n

А сильный волей человек продолжит говорить "комплюхтер".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Ryabenko

Отличная статья, хорошая работа по восстановлению карты. Три раза проходил ХЛ и никогда не задумывался о структуре карты. Мне кажется именно из-за такого отношения к карте как к чему-то цельному коридорный ХЛ все-таки очень атмосферный и цельный, начиная от захватывающей поездки на поезде в самом начале. Ну и да, под водой убегая от тварей разного размера и фатальности меньше всего интересует интерьер места, так что было крайне интересно рассмотреть его без спешки.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ryabenko

Что за выпенджер с "компутерами", правильно же писать "кампуктерами" или "капухтерами" - вот даже редактор подчеркивает что неправильно

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Вообще-то правильно "кампудахтер".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Foxtrot

Комплюктер

Ответить
Развернуть ветку
FaustMongolsky

Gordon… Could you really be in this research facility?

Ответить
Развернуть ветку
Blood Stone_82

In my restless dreams I see that research facility... Black Mesa.

Ответить
Развернуть ветку
Вечный странник

Why are you locked in a bathroom

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Безмятежность

How’s Annie?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Это да, и никакие "улучшения" (привет, нейросети) не сделают графику красивше.

Ответить
Развернуть ветку
ifacallposts

Очень сильно не хватало ёмких замечаний Леонида во время прочтения статьи

Ответить
Развернуть ветку
Blue Shinobi

Интересно было почитать и посмотреть на отремонтированные помещения!

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Schr dinger s Cat
Ответить
Развернуть ветку
Mêlis Farothserkê

Half-life: Induction 2 when?

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Если честно, прямо руки чешутся сделать мод, где можно будет пройти весь путь Фримена, но до катастрофы и полюбоваться на мирную жизнь Блэк Мезы.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Дмитрий Лаврентьев

Боюсь глубины, боюсь подводных монстров, и эта глава в HL1 жутко пугала в детстве. Особенно вот этот бассейн с глубоким дном и двумя ихтиозаврами (хотя мне всегда казалось, что их там трое). Знаю HL1 наизусть, но вот на это дно никогда не было желания нырять даже с годмодом.

Ответить
Развернуть ветку
Meltdown

Меня тоже пугала (да и до сих пор крипово выглядит), поэтому при каждом прохождении заныриваю на самое дно.

Ответить
Развернуть ветку
Фог

Вы просто лучший, обожаю ваши лонги! Разбор действительно крутой, рад, что дождался, ибо «мрачное предчувствие», как по мне, действительно самая загадочная зона в комплексе. Я бы с удовольствием написал бы больше, но сделаю это только завтра вечером, т.к. писать простыню с телефона неудобно. Ещё раз спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Спасибо за отзыв! Там действительно есть еще что разобрать. Тот же непонятный холодильник, например.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Travis

Пипец, как же разрабы задрочились с картой

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

честно говоря я всегда думал что это смотровая вышка которая почему то оказалась внутри помещения .

А так держи плюсик

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Вообще имена текстур для этого чуда содержат "crane", но как именно тут замешан классический кран я так и не понял. Однако тут прямо напрашивается, что что-то должно было ездить по этим вертикальным рельсам. Вот скриншот из альфы, где конструкция еще не такая убитая и все рельсы на месте, причем они именно внутри конструкции, снаружи по ним ничего не поедет.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Wovk Wovkovich

Блэк Меса конечно не забываемое место, сколько тайн там в башке рисовалось, пока ты шнырял туда сюда по трубам) я, что-то такое только в Контрол испытал, когда нихрена не понятно и все покрыто тайной)

Ответить
Развернуть ветку
bluvelvet

Ещё хотелось залезть в тот темный угол, зайти в ту дверку, а блин нет

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Да, всегда было дико интересно, чего там за закрытыми дверями, что находится на других этажах, и все такое. К счастью в некоторых модах давали возможность заглянуть туда. Да и, в принципе, те же Opposing Force и Blue Shift гоняли игрока по некоторым местам, мимо которых пробегал Фримен в оригинальной игре.

Ответить
Развернуть ветку
XIX

Кросиво
Лайк за проделанную работу

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Феликс Лисицин

А я в детстве исследовал каждый угол этой главы, особенно всё, что находилось под водой. У меня стояла какая-то кривая пиратская версия и в конце главы солдаты не брали Фримена в плен. Я в попытках разобраться что делать дальше облазил всё, и в бездну нырял, и со всеми механизмами пытался взаимодействовать. Почему-то весь процесс мне казался безумно интересным. Первое время побаивался воды и ихтиандров, но желание пройти игру дальше заставляло каждый раз нырять всё глубже. Я вот прям чувствовал, что ответ где-то рядом, очень много часов на это потратил...

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Как любопытно! И абсолютно непонятно, как они умудрились сломать переход на следующую карту.
Ну и получается это ты был самым первым исследователем Apprehension. Но интересно, нашел ли ты аптечку в потолке и зарядник в клетке?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
jJosie

Очень крутой пост. Если есть возможность то пили еще!

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Спасибо! Обязательно будет продолжение.

Ответить
Развернуть ветку
Porcelain Rat

Оче круто.

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Mêlis Farothserkê

MarphitimusBlackimus всё реже видео публикует. Есть желание подменить его?

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Были такие мысли. Можно было бы рассказать, почему в конце игры можно увидеть ноги Фримена и Г-Мана, как работают мины на минных полях, как устроен On a Rail, как модели вызывают события в игре и т.д. Но такие вещи лучше делать голосом, а я говорить не умею.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
YamiRei

Отличный пост, сразу вспомнил былые времена мапперства на goldsrc)

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Отличный повод чтобы вернуться в маппинг!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
333hronos

Классная статья, спасибо за работу, было интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Mshtakan

Очень интересно. Буду ждать продолжения

Ответить
Развернуть ветку
Майор Параночик

Давно ждал этого поста"

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Смирнов

Интересный текст.подписался на автора

Ответить
Развернуть ветку
perfect_genius

Странно тогда, что нам не дали искупаться в кипятке. Или термальные источники могут заканчиваться, забиваться?

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Хороший вопрос. Может быть без насосов весь кипяток внизу и поэтому не может так сильно припекать?

Ответить
Развернуть ветку
Kovarniy Pi

Варламов, ты?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Марков

И статью прочитал и комменты все, всё, можно идти спать) Спасибо автору за труды. Я вот уже и не помню этих уровней. Ихтиозавры всегда наводили жуть, это прям картинка со звуком, в три часа ночи и ты один в темноте и эта хрюкающая хреновина)
Было любопытно читать мнения и расследования на счёт этих конструкций. Так и хочется взглянуть на некую 3d - прогулку, как в гугл/яндекс картах с описанием или догадками о происходящем вокруг. Или может в формате кино, с закадровым голосом и репликами фримена. А что? Вы только представьте себе прибытие в месу и мысли фримена.

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Сразу Разум Фримена вспоминается. А так, да, было бы очень круто сделать серию роликов с такой экскурсией.

Ответить
Развернуть ветку
Akulya

Давай то же самое, но теперь про Black Mesa (не комплекc, а про ремейк первой HL).

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Как-то, если честно, римейк не особо мне интересен.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Шувалов

Это очень круто, но в разделе

А теперь починим весь этот бардак

Не хватает очищенных от ржавчины неоранжевых поверхностей. Ну или хотя бы перекрашенных в серый цвет в фотошопе, вместо красно-оранжевого.

Ответить
Развернуть ветку
GoldSrcFreeman
Автор

Думал над этим, но решил оставить оригинальные текстуры, чтобы не раздражать народ отсебятиной.

Ответить
Развернуть ветку
Жорж Ковров
Ответить
Развернуть ветку
Constantine Anonimaus

Я требую продолжения данной статьи!!!

Ответить
Развернуть ветку
Soulcube EKB

а теперь всё также подробно и разжевано про Ксен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 129 комментариев
null