Давайте поговорим про ачивки в играх

И о том, как с ними порой очень непросто живется.

Давайте поговорим про ачивки в играх

Сидел я тут недавно и смотрел на свои игры в Стиме. Увидел в профиле красивую цифру — 77 идеальных игр (я выбил в них 100% ачивок). По клику на эту цифру Стим любезно предоставил мне статистику по всем моим играм в порядке убывания — начиная с идеальных и заканчивая такими, в которых у меня 0% ачивок.

Глаз сразу же зацепился за те тайтлы, где до «идеала» не хватало одного, двух или трех достижений. И рука внутреннего ОКРного перфекциониста сразу же потянулась к кнопке «Установить», чтобы поставить те игры и сделать их идеальными.

А потом я очень сильно пожалел об этом.

Поставил я 3 игры:

Все эти игры я уже проходил. И все они раньше были «идеальными».

Давайте поговорим про ачивки в играх

Но в HL2: EP 2 Гейб добавил ачивку про запуск настоящего гнома Хомского в космос, тем самым обесценив, как я для себя решил, мои страдания, когда я выбивал на 100% ачивки во втором эпизоде пару лет назад. И фантомная боль ачивки «Маленький космонавт», в которой надо было пол-игры тащить этого чертового гнома в ракету, очень сильно давала о себе знать.

Поэтому я поставил ее первой, запустил, получил сразу же заветную ачивку и статус идеальной игры и благополучно снес второй эпизод с ноута.

И хоть серию HL я люблю всей душой с самого детства, меня очень сильно истощил мой забег несколько лет назад по HL 2 и эпизодам с целью выбивания всех ачивок. Поэтому из-за этого, кажется, в ближайшее время перепроходить их я не буду. Уж слишком сильны флэшбеки.

Но достижение дали просто за запуск игры и на том спасибо.

Я ненавижу тебя, маленький гном. 
Я ненавижу тебя, маленький гном. 

С Save Room все тоже было достаточно просто. Покупал игру на старте, залип на 2 часа, выбил все 33 ачивки и довольный забыл о ней. А потом достижений стало 35, что меня неприятно удивило.

Перед стартом даже почитал гайды на новые ачивки, подготовился, запустил… и получил их автоматом. Ну что ж, видимо тут тоже пронесло, не пришлось страдать.

А потом последовал What the golf?, в котором меня ждали 3 ачивки.

Одну из них обещали за прохождение кампании, которую я уже проходил, что поставило меня в ступор. Я ее быстро пробежал, получил достижение, почесал в недоумении затылок и двинулся дальше.

Другая была за прохождение новой кампании. Тут ругаться смысла не было, я с радостью ее прошел и остался доволен, ибо игра осталась все такой же легкой, забавной и абсурдной.

А вот третья ачивка подтолкнула меня на написание этого текста. Ибо она была очень непростой.

Оказывается, когда-то в прошлом году в игре проходил ивент в честь американского Дня благодарения. И если ты запускал игру 24.11.21, у тебя появлялась дополнительная кампания. Посвященная, естественно, этому празднику. Пройдя ее — ты получал ачивку. Все, казалось бы, просто. Вот только если ты этот эвент профукал — тебя ждут танцы с бубном из руководств комьюнити Стима по игре.

Вот она. Сидит, ждет. 
Вот она. Сидит, ждет. 

И именно эти танцы с бубном меня сломали. Нужно было скачать версию игры от 24.11.21 и поставить ее взамен текущей версии. Казалось бы, что все просто.

Но игра просто отказывалась нормально работать, а кампания Дня благодарения сразу крашилась. То есть все это уделенное время, посвященное этой чертовой ачивке (и предыдущим двум), ушло впустую. Потому что уже не было ни желания, ни сил ее выбивать. Игра и эта ачивка меня очень сильно подожгли. И если раньше от What the golf? у меня были исключительно положительные эмоции, в тот вечер они сменились на ругань и фрустрацию.

А когда они ушли в сторону, появились другие мысли — а зачем я, собственно, затеял всю эту историю с тем, чтобы выбить все ачивки из этих игр?

Что мне это дало, кроме подгорания и флэшбеков о неприятном забеге в HL 2 (которые появились как раз-таки из-за ачивок)?

Зачем вообще нужны эти достижения?

Что они мне дают как игроку?

Да, это все было одним большим вступлением. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы поняли, что меня побудило поразмышлять на тему необходимости ачивок в играх и написать этот текст.

Какую цель преследуют ачивки?

В моем понимании — это поощрение игрока за выполнение того или иного действия в игре.

Эти действия могут быть абсолютно разными: как прохождение сюжетной главы, так и выполнение чего-то эдакого и нестандартного (тот же самый гном во втором эпизоде HL или прохождение первого эпизода без выстрелов).

Поэтому давайте разделим их на два вида — сюжетные и несюжетные.

С сюжетными ачивками все более-менее понятно — ты продвигаешься по игре, проходишь какую-то миссию или важную часть → держи ачивку.

Но не знаю насколько такие достижения как-то поощряют игрока. Возможно, конечно, для кого-то именно сами ачивки служат драйвером для прохождения и завершения игры. Но, как мне кажется, большинство игроков покупают ту или иную игру по другим причинам — фанат серии / необычный геймплей / сарафанное радио и т. п. А ачивки в этом случае идут уже просто бонусом как что-то более-менее дефолтное, ибо сейчас в том же самом Стиме они есть практически в каждой игре.

За такое точно должны давать ачивку.
За такое точно должны давать ачивку.

У меня к сюжетным достижениям отношение простое — ну есть они и есть.

Получаю их по ходу дела — и ладно, пусть будут. Но никогда не было такого, чтобы я игру забросил, а потом вернулся в нее, потому что не все ачивки оттуда достал. Если я и возвращался, то для того, чтобы дать игре второй шанс, начиная прохождение с самого начала.

То есть в этом случае сюжетные ачивки не служат драйвером для запуска и прохождения игры. По крайней мере, лично для меня.

Иногда, кстати, бывает и так, что сюжетные ачивки могут и помешать.

Как правило, их выдают либо до важной сюжетной кат-сцены, либо после. Но не всегда. Иногда ачивка выдается прям в тот момент, когда ты погружен в разговор персонажей и тут у тебя появляется уведомление о том, что «Достижение получено».

Это может повлиять на вовлеченность и вырвать тебя, как игрока, из контекста, состояния потока и эмоций кат-сцены. За примером ходить далеко не надо – у Videogamedunkey был такой момент в видео про Shadow of the Colossus:

С таймкодом внутри.

Теперь давайте посмотрим на несюжетные ачивки.

Их, как правило, всегда больше, чем сюжетных, т. к. в игре может быть большое количество механик, к которым получение ачивки можно подвязать. А так как ачивки придумывают и прикручивают к тем или иным действиям сами создатели игры, количество таких достижений ограничивается только их фантазией и чувством меры.

Суть всех этих ачивок в том, чтобы игрок потратил больше времени на игру. Собери все коллекционные предметы; пройди игру за 1,5 часа, не умирая; сделай 360 no scope в прыжке и все в таком духе. То есть игроку нужно очень хорошо освоить механики игры, чтобы вытворять что-то невероятное в ней, либо запылесосить игру от и до, либо заспидранить ее и т. п.

И вот тут уже каждый для себя решает насколько ему это надо.

Как-то на спор прошел Spec Ops: The Line на сложности «Мясорубка». До сих пор задаюсь вопросом, а стоило ли оно того.
Как-то на спор прошел Spec Ops: The Line на сложности «Мясорубка». До сих пор задаюсь вопросом, а стоило ли оно того.

У меня, например, все зависит от конкретной игры.

Я терпеть не могу ачивки на скоростное прохождение и практически никогда их не делаю. Не спидраннер я в душе.

С ачивками на использование разных механик уже немного по-другому — если есть желание и силы, то почему бы и не попробовать. Но очень часто я могу забить на это после нескольких неудачных попыток.

Ачивки на «запылесосить игру» — вот это мое. Я люблю коллекционки, секреты и вот это все. Мне их интересно собирать. Но тут важно отметить несколько вещей.

Я ни за что не стану делать это при первом прохождении, потому что игру это попросту испортит, т. к. основным геймплеем станет именно собирание коллекционок, а не прохождение игры. И это может сильно испортить впечатление об игре и ее ритме.

И такое бывает не только с первым прохождением.

Недавно, на волне всеобщего хайпа, я решил перепройти Metal Gear Rising: Revengeance. До этого я завершал игру трижды, выбил где-то 50% ачивок. И перед установкой решил проверить что там интересного осталось.

Было много всего, но глаз зацепился несколько достижений — все они были направлены на сбор тех или иных вещей в игре. Ну и решил, что на четвертое прохождение пора бы уже и пособирать (в предыдущих прохождениях я тоже собирал, но просто по наитию, случайно, это никогда не было главной целью прохождения).

И какой же это было огромной ошибкой.

Я понял это, когда проходил вторую сюжетную миссию (с финальным боссом в виде Mistral). Эта миссия сама со себе достаточно длинная и объемная, даже учитывая бешеный темп MGR: R. Но, когда ты собираешь все коллекционные предметы — время прохождения можно смело умножать на два, а то и на три, т. к. приходится постоянно смотреть в гайды и шариться по углам карты.

И в таком виде от ритма игры не остается практически ничего. Схватки быстро заканчиваются и заменяются на несколько минут гринда коллекционок. По итогу от миссии я не получил ровно никакого удовольствия, начал задаваться вопросами о том, что «Может с игрой что-то не так и она устарела для меня?».

А потом просто решил проходить ее как раньше - несясь вперед и кромсая всех на кусочки под великолепную музыку и безумную постановку от Platinum Games. И после этого вторая миссия легко забылась как страшный сон и игра снова начала приносить удовольствие и наслаждение до самого конца.

Держись подальше от ачивок, Джек.
Держись подальше от ачивок, Джек.

Так что же получается? Ачивки совсем никакой пользы не несут и больше мешают игроку, чем добавляют что-то игре и ее восприятию?

На самом деле, так просто на этот вопрос не ответить. Ведь все зависит от игры.

В тех играх, которые очень сильно западают в душу и нравятся, как-то автоматически появляется стремление выбить все ачивки.

Потому что тебе раз за разом хочется вернуться в игру.

Если смотреть на мои игры, пройденные на 100%, по крайней мере половина из них именно такого плана.

Я не мог оторваться от Control после прохождения основной кампании и всех DLC. Мне хотелось возвращаться в Бюро и оставшиеся ачивки были отличным поводом запустить игру на протяжении еще пары вечеров.

Как вообще можно устоять перед охотой на торговые автоматы?
Как вообще можно устоять перед охотой на торговые автоматы?

Когда я впервые прошел Wolfenstein: The New Order, мне захотелось сразу же пробежать его еще раз на Über-сложности, сделав другие выборы, собрав оставшиеся коллекционки и превратив еще раз нацистов в фарш.

Hades я вообще очень долго не хотел отпускать, потому что очень сроднился со всеми персонажами и жил с ними даже после того, как выбил все ачивки.

Давайте поговорим про ачивки в играх

Та же история с перезапуском God of War.

Да, я полтора часа страдал, пытаясь убить Сигрун. Да, я очень много бэктречил, чтобы собрать все коллекционочки и фармя все нужное для ачивок на снаряжение. Но моя любовь к нордической культуре, к Кратосу и Атрею, да и к самой игре в целом не давала мне завершить ее. И ачивки стали отличным способом для того, чтобы остаться в игре.

Давайте поговорим про ачивки в играх

И такое можно сказать про многие другие игры, которые я прошел на 100%.

Ачивки стали средством провести подольше времени в игре, которую я был не готов отпускать.

Они становились для меня целью продолжать играть.

Но тут важно выдержать баланс – как и игроку, так и создателю игры.

Потому что, если переборщить с ачивками в любимых играх, слишком увлечься ими, их выбивание может очень сильно повлиять на финальное впечатление, которое легко может измениться с любви на ненависть.

Бывало со мной и такое, что в погоне за оставшимися ачивками и желанием побольше провести времени в игре, это выбивание превращалось в какую-то вторую работу и игровой процесс уже не приносил никакой радости, а только скуку, тоску и фрустрацию в попытках выбить оставшиеся трофеи.

Так, например, произошло с What the golf? Хотя в нее я просто вернулся через какое-то время, поэтому пример не совсем честный.

Давайте поговорим про ачивки в играх

Но найдется и другой: в свое время меня очень впечатлила Her Story.

Я каждый вечер ждал с упованием, чтобы в очередной раз погрузиться в расследование. И вот, когда я его завершил, по ачивкам я увидел, что остались какие-то отдельные детали истории, которые прошли мимо меня. Они не влияли на общую картину мира и концовку, но мне настолько зашел геймплей и расследование, что я захотел вернуться и увидеть все то, что я упустил.

И фарм этих ачивок, просмотр всех неотсмотренных фрагментов превратился действительно во вторую работу. Я чувствовал себя копом, который после раскрытия дела продолжает копаться в бумажках и уликах в поисках чего-то еще, но непонятно чего. И после этого то восхищение и радость раскрытия дела, которые у меня появились при прохождении игры, сменились на гнев во время поиска всех остальных фрагментов для получения заветных ачивок.

Таких примеров еще много, но боль с Her Story до сих пор сидит где-то внутри, даже учитывая то, что игру я прошел 5 лет назад.

Давайте поговорим про ачивки в играх

Так как все-таки жить с этими ачивками?

Можно ли что-то сделать для того, чтобы они стали чем-то большим для игрока?

И нужно ли это вообще?

А может, сами ачивки попросту не нужны?

Давайте попытаемся разобраться по порядку.

Как по мне – да, ачивки можно сделать чем-то большим для игрока. Сейчас это просто красивые иконочки и статистика в профиле. Кто-то за ними гонится, кто-то не очень, кому-то в принципе наплевать. Но достижения могут служить драйвером того, чтобы провести в игре больше времени. Если за их получение игрока как-то дополнительно поощрять.

Помнится, где-то в середине 2010-х годов сидел я на сайте, который платил реальные деньги за выбитые достижения.

Работало это так: раз в неделю сайт выкатывал список игр. В каждой игре было 3 достижения, которые делились по уровню сложности:

  • легкое (за нее давали 0,1$)
  • среднее (0,5$)
  • сложное (1$)

И если ты выбивал ачивку – это фиксировалось (требовался привязанный профиль Стима) и твои успехи учитывались, пополняя баланс внутреннего кошелька сайта. Потратить эти деньги можно было на том же сайте, купив ключи для активации игр в Стиме.

Давайте поговорим про ачивки в играх

Понятное дело, что такая система не идеальная и имеет множество дыр для накрутки достижений ботами и всякого прочего фрода, который высосет с сайта все деньги. Но тем не менее, какое-то время эта система жила, и я урвал несколько игр просто за то, что проходил уже имеющиеся игры, выбивая в них достижения. Т. е. я получал бесплатно игры, по факту, за ачивки. Разве плохо?

В Стиме существует механизм выдачи коллекционных карточек в играх. И, как по мне, было бы круто, если за редкие достижения их тоже выдавали. Можно было бы выбить все карточки для создания значка, либо продать их за ненадобностью.

Но довольно меркантильного подхода, попробуем придумать что-то другое.

Хоть у меня и нет Nintendo Switch и Super Mario Odyssey, мне всегда в ней нравилась система, которая реализована в Luigi’s Balloon World.

Это, по сути своей, лидерборды, только под другим углом.

Суть простая: игроку дается определенное время, за которое он должен спрятать на карте свой шар, используя всевозможные механики игры. И они действительно вытворяют какие-то невообразимые финты с этими шарами.

Давайте поговорим про ачивки в играх

По факту они кидают вызов, который другой игрок может принять, заплатив чутка внутриигровой валюты за каждую новую попытку разбить чужой шар. И когда они достигают цели – получают награду также в качестве внутриигровой валюты.

Чтобы было более понятно и наглядно, у того же Videogamedunkey были несколько видео, где можно увидеть, как это работает в действии.

Вот здесь, здесь и здесь их можно посмотреть.

Это абсолютно замечательная система, которая немного похожа на ачивки, только в этом разрезе игроки сами их устанавливают друг для друга.

Нужно ли делать ачивки чем-то большим для игрока?

Однозначный ответ найти сложно, ведь все зависит от того, как каждый игрок воспринимает их.

Я особо нигде не натыкался на какие-то споры по этому поводу, из чего делаю вывод, что как таковая проблема с ачивками в игровом комьюнити если и не отсутствует, то в каком-то явном виде она не всплывает и каких-то дискуссий среди игроков не вызывает. Возможно, когда-нибудь игрокам захочется чего-то большего, возможно нет. Покажет только время.

Лично мне хотелось бы, чтобы со временем система достижений изменилась, перестав быть только красивыми картинками и статистикой. Мне бы хотелось, чтобы она действительно как-то подталкивала игрока исследовать игру и поощряла его за это.

Ну и последний вопрос – нужны ли сами ачивки?

Несмотря на такое пламенное начало этого текста, против достижений я особо ничего не имею.

Если они есть в игре – пусть будут. Возможно меня в них затянет по мере прохождения. Заранее я их никогда не смотрю, чтобы не нарваться на спойлеры.

Если не будет – тоже не расстроюсь, т. к. не будет отвлекающего фактора в виде них.

Идеально, как по мне, выкрутились из этой дилеммы разработчики Disco Elysium. Если в стиме читать описание ачивок к игре – очень сложно понять, что нужно сделать, чтобы получить то или иное достижение. Вот вам скриншот нескольких ачивок и их описания:

Давайте поговорим про ачивки в играх

Можете ли вы сказать, что потребуется от игрока для получения такого трофея, не заглядывая в гайды? Я не имею ни малейшего понятия. И это прекрасно.

Потому что спонтанное открытие нескольких достижений в такой игре еще сильнее добавляло мне впечатлений и эмоций от нее. Ибо ты никогда толком не знаешь, чего тебе ожидать за углом.

И достижения в Disco Elysium работают по тому же принципу, что и сама игра. И я на 100% гарантирую, что при следующем моем прохождении, которое будет кардинально отличаться от первого, у меня будут какие-то новые открытия и впечатления, которые дополнятся ачивкой в духе «Гиперзвездный представитель закона».

Так что же в сухом остатке?

Как дальше жить с ачивками?

Есть ли смысл ждать от этой системы каких-то изменений или же никому это не нужно?

Ответы на эти вопросы я один дать не могу. Поэтому предлагаю считать этот текст лишь задатком к дискуссии, которую я буду очень рад продолжить в комментариях с пользователями DTFа.

Возможно вы, как и я, попадали в такие ситуации, когда выбивание достижений становилось второй работой?

А может быть они вообще не оказывают на вас никакого влияния, и вы не обращаете на них внимания?

Или же выбивание 100% ачивок – это кредо всей жизни?

А, возможно, вы являетесь обладателем Nintendo Switch, PS или Xbox (которых у меня отродясь не было), на которых система достижений работает как-то по-другому?

Поделитесь, пожалуйста, вашими мнениями. Мне очень интересно взглянуть на то, как достижения в играх влияют на вас. Возможно, мы сможем чему-то друг у друга научиться.

На этой ноте мне остается только попрощаться и поблагодарить каждого из вас за то, что вы прочитали этот текст. А я пойду, запущу какую-нибудь новую игру. Может быть с ачивками, а может и нет.

P. S. Чтобы не быть голословным и чтобы вы могли убедиться в честности всех баек из текста – мой профиль Стима всегда открыт.

100
158 комментариев

Для меня как-то обесценилась система ачивок в стиме, после того как выяснилось, что они взламываются (кроме онлайновых вроде). И в итоге я перестал за ними гоняться) На плойке и боксе крутые своеобразные системы, но самая затягивающая для меня платины на сони.

22
Ответить

Всегда не понимал аргумента про лёгкий взлом. Ты же выбиваешь платину для себя. Если, условно, на пк 3% получили платину, но часть пользовалась читами, это никак не влияет на то, что ты лично ебашил десятки часов, фармил, выбивал, искал, узнавал и т.д.

35
Ответить

Почему обесценивается? Это ж пиздец какое убожество - ачивки взламывать. Все равно что в онлайне читерить, даже постыдней.

25
Ответить

А в чём разница между тем, чтобы выполнить ачивку по гайду или взломать? Тем более, если ачивка простая и не требует никакого скилла. Типа это какое-то дофига достижение, прочитать/посмотреть, как кто-то что-то уже сделал и потом повторить?

9
Ответить

Слыхал про такие софтины. Но не никогда не понимал в них смысла и намерения выбить "сотку" программой.

3
Ответить

кроме онлайновых вродеага, то то у каждого первого КСера, все ачивки уже в первые часы открыты

Ответить

Ебучий ОКР заставляет выбивать все ачивки, будь они не ладны

20
Ответить