Зачем ты взорвал Мегатонну?

Моральный выбор в играх: как работает и почему нам не все равно

<b>Критические спойлеры:</b> Mass Effect 3, Life is Strange, Life is Strange: Before the Storm, Dishonored, Spec Ops: The Line, The Elder Scrolls V: Skyrim, The Walking Dead: Season One.
Критические спойлеры: Mass Effect 3, Life is Strange, Life is Strange: Before the Storm, Dishonored, Spec Ops: The Line, The Elder Scrolls V: Skyrim, The Walking Dead: Season One.

Что такое выбор в видеоиграх?

Любая игра изобилует выборами. Надеть меч или топор? Использовать нитро или замедление времени? Пролезть по вентиляции или зайти через главный вход? Всё это решения, которые необходимо принимать игроку.

Тем не менее, если кто-то рассуждает о выборе в видеоиграх, то скорее всего имеет в виду его конкретный тип — моральный. О том, как он работает, поговорим в этой статье.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Копы у вас на хвосте! 
Врубить нитро и уйти в отрыв
Замедлить время и спрятаться за поворотом

Почему нам не все равно?

Многие играли в Fallout 3. Многие из тех, кто играл в Fallout 3, взрывали Мегатонну. Я взрывал и никаких угрызений совести не чувствовал. Но почему? По той же причине, почему большинство из нас не переживает за детей, умирающих от жажды в Африке — они далеко, и мы их не знаем.

С балкона Темпенни-Тауэр город выглядит совсем крошечным, а имен его обитателей вы совсем не помните. Убивать никого не нужно, просто нажмите на красную кнопочку. Поздравляю, вы стали обладателем роскошной квартиры с завораживающим видом на Столичную Пустошь! А теперь вспомним cхожую ситуацию, в которой принять решение сложнее.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Мужчина в черных очках и шляпе просит помощи в одном деликатном деле
Взорвать Мегатонну и заселиться в элитные апартаменты
Обезвредить бомбу и жить в хибаре из гофры

Геты или Кварианцы в Mass Effect 3? От вашего выбора зависит, какая раса закончит существование. Два огромных космических флота вот-вот начнут сражение на орбите. Увидеть этого не удастся, но можно решить, какой стороне дать инициативу.

Казалось бы, геты умные и сделаны из металла — то что нужно в предстоящем спасении галактики. Простая калькуляция, надо выбирать гетов! Но присмотритесь, кто это стоит над душой?

Ваша верная спутница, кварианка Тали, терпеливо ждет решения. Вас с ней многое связывает: болтовня в лифте Цитадели, бесчисленные сражения, откровенные разговоры на Нормандии, а может даже нечто большее. И вот один знакомый персонаж заставляет вас забыть о рациональном подходе к спасению мира.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Геты и кварианцы готовы сойтись в решающей битве. Кому отдать инициативу?
Геты
Кварианцы
Перепройти Mass Effect 2 и добиться мира

Этот же прием лежит в основе финального выбора Life is Strange. На протяжении всей игры мы только и делаем, что вытаскиваем из неприятностей лучшую подругу главной героини — Хлою. В конце нам предлагают выбор: пожертвовать близким человеком или уничтожить город со всеми жителями.

Правда в том, что жизнь родного человека для нас гораздо важнее жизней миллиона других людей. Оттого принять решение действительно сложно. На помощь приходит статистика: 52% игроков поступили рационально и не допустили смерти горожан. Ещё 48% решили, что ради лучшего друга можно убить всех жителей Аркадии Бэй.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Чудовищный ураган вот-вот настигнет Аркадию Бэй, но еще не поздно всё исправить
Навсегда попрощаться с лучшей подругой и спасти город
Плюнуть на всё и уехать в счастливое будущее с Хлоей

Для чего в играх выбор?

Простой ответ — повысить вовлеченность игрока. Когда мы принимаем важные решения за главного героя, мы также делаем его более похожим на нас самих. Сопереживать кому-то со схожими взглядами легче, а значит и играть становится интереснее. Применений у этого нарративного инструмента масса. Вот некоторые из них:

① Возложить ответственность. В одной из миссий GTA 5 Тревору нужно развязать язык информатора. Игроку доступны различные инструменты дознания: канистра с водой, электроды, плоскогубцы и большой гаечный ключ. Чтобы достигнуть цели, придется воспользоваться хотя бы одним из них. Можно было бы ограничиться катсценой, но разработчики сделали эпизод интерактивным. Так мы не просто наблюдаем, а берем на себя ответственность за пытки.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Вы знаете, что делать. Вопрос в подходе
Канистра с водой
Гаечный ключ
Плоскогубцы
Электроды

② Создать персонажа. Наглядный пример — Cyberpunk 2077. Диалоги в этом проекте пестрят разнообразием реплик, которые очень редко влияют на развитие сюжета. Вместе с тем они помогают точнее реагировать на события и повышают сопричастность. В результате игрок получает возможность подгонять персонажа под себя во время геймплея.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
За что будем пить?
За Найт-сити!
За неприличное богатство!
За ограбление всей жизни!

③ Объяснить сложный концепт. Геральт из The Witcher 3 обладает энциклопедическими знаниями о всякой чертовщине, а вот игрок таким похвастаться не может. Чтобы сократить разрыв между главным героем и пользователем, разработчики объясняют сложные концепции через диалоги. Такой подход работает на погружение и даёт необходимую информацию.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
У гнезда на холме лежит мёртвая самка гриффина. Поэтапно разберемся, что случилось
Обследовать раны
Определить возраст
Установить вид

④ Передать настроение. Хороший пример — Life is Strange: Before the Storm. Главная героиня в ярости после ссоры с подругой. Она хочет крушить все вокруг и ни о чем другом думать не может. Чтобы передать эти эмоции, разработчики дают нам номинальный выбор из четырех одинаковых вариантов.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Отец погиб, мать встречается с ветераном афгана, а лучшая подруга — эгоистичная тварь
Крушить все вокруг
Крушить все вокруг
Крушить все вокруг
Крушить все вокруг

⑤ Модифицировать геймплей. Существует два основных подхода к прохождению Dishonored. Игрок может жестоко расправляться с каждым, кто встанет у него на пути, а может продвигаться скрытно и избегать кровопролития. В первом случае игра увеличит число стражников на локациях, а во втором уменьшит количество патрульных на улицах Даунолла. Концовка от этого тоже будет разной.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Заговорщики убили вашу любимую, похититили дочь и украли власть
Перерезать всех предателей
Проявить милосердие

Почему решения важнее последствий?

Выбор в играх — это эксклюзивное средство выразительности. Мы не можем посоветовать Гамлету быть или не быть, не способны указать, куда бежать Форресту Гампу. Зато в наших силах решить, какую брошку надеть Элизабет: с клеткой или птицей. Выбор интересен сам по себе, потому что вводит нас в метаигру — мыслительный процесс за пределами виртуальной среды.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
— Птица красивая, а клетка мрачная, но в ней есть что-то особенное!
Птица
Клетка

В Spec Ops: The Line главный герой оказывается в западне. Отступать нельзя, а путь вперед преграждает батальон взбунтовавшихся солдат. Один из напарников предлагает использовать боеприпасы с белым фосфором — зажигательным веществом с температурой горения 1300°C.

К этому моменту игрок уже видел, как действует это чудовищное оружие — расплавляет людей заживо. Главный герой может попробовать отстреливаться, но наткнется на непреодолимое сопротивление противника. Когда патроны иссякнут, останется только один вариант.

Исход эпизода предрешен: если хотите играть дальше, вам придется применить снаряды с белым фосфором. Этот выбор не влияет на концовку, зато передает безнадежность ситуации. Вы можете долго противостоять бесчисленным противникам, но в итоге решитесь на военное преступление.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Агент ЦРУ просит захватить последние запасы воды в городе и спасти население от жажды
Сжечь заживо более сотни солдат и захватить резервуары с водой
Сдаться и выключить игру

Кто-то может сказать: «Никакой это не выбор, это — скрипт!» Хорошо, вот вам пример, который должен быть скриптом, но игроки превращают его в выбор.

Партурнакс из The Elder Scrolls 5: Skyrim, все ли с ним хорошо? Если вы прошли основной сюжет, то наверняка получили интересный квест. Лидер древнего ордена и ваша союзница Дельфина просит драконорожденного убить единственного доброго дракона в Старом Королевстве. Партурнакс помогал нам победить все зло в игре, но женщина утверждает, что он слишком опасен.

Зачем ты взорвал Мегатонну?

Геймплейно у вас нет выбора — это прямолинейный квест с одной единственной концовкой. Если вы думаете, что дракон не заслуживает смерти, просто не выполняйте задание. Прекрасно, вы спасли Партурнакса! Тем не менее, такой способ ощущается неполноценным.

В качестве альтернативы можно установить мод и убедить Дельфину оставить затею с убийством. Модификацию скачали почти два миллиона раз. Да, это далеко не рекорд, однако чтобы получить задание, придется сначала закончить основной сюжет Skyrim.

Зачем ты взорвал Мегатонну?
Дельфина просит вас убить Партурнкса. Что делать?
Убить Партурнакса
Оставить квест висеть в журнале
Скачать мод и осадить стерву

Неважно, оставили вы квест висеть в журнале или скачали мод — результат одинаковый. Впрочем, последствия в этом случае второстепенны, важна сама возможность выбора. Но почему?

Потому что мы, люди, заботимся о близких. Как мать хочет отругать хулигана, обидевшего ее ребенка, так и игроки стремятся защитить своего друга. К тому же, так приятно поставить эту заносчивую стерву на место! Эмоции не просто влияют на решения, но и побуждают создавать возможности там, где их не было.

Зачем нужны несущественные выборы?

Одно из самых эмоциональных и вместе с тем незначительных решений придется сделать в первом сезоне The Walking Dead: The Game. Главный герой Ли вместе с восьмилетней сиротой Клементиной пытаются пережить зомби-апокалипсис. В последней главе протоганиста кусает ходячий, а значит Ли неизбежно погибнет. Вопрос только, как именно: маленькая девочка может либо застрелить своего приемного отца, либо оставить его превращаться в монстра.

Зачем ты взорвал Мегатонну?

Влияет ли это решение на сюжет? Едва ли. Важное ли оно? Конечно! Мы можем представить, насколько тяжело причинить боль любимому человеку. Ещё страшнее думать о масштабе психологической травмы, которой подвергнется ребенок.

Несмотря на то, что от нашей воли зависят только виртуальные жизни, мыслим и чувствуем мы по-настоящему. Часть истории выходит за рамки монитора, и бессмысленный выбор оборачивается реальным испытанием наших моральных принципов.

P. S. Прошу прощения за английский на иллюстрациях. Перепроходить игры ради скриншотов не было времени, поэтому почти всё брал с YouTube.

51K51K показов
10K10K открытий
55 репостов
303 комментария

Касательно тяжёлых выборов есть прекрасный принцип - это не военное преступление, если тебе было весело.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Так мы не в реальности получаем роскошную хату за взрыв металлической помойки же. А в игре какая разница? Зато вот потерять всех торговцев, сборщиков металлолома, нарколыг и квестодателей - это так себе идея. Я этим руководствовался, когда принимал легкое решение (зачем взрывать). Вот если бы стоял выбор: взорвать Мегатонну или Тенпенни и потерять всех в одном из поселений, тут можно было бы подумать. А так херня - сплошные потери. Ну джаст фо лулз можно разок, в прохождении злодеем

Ответить

Да и будем честны. Большинство игроков поступает преимущественно с положительной логикой и лишь после этого проверяет, что будет в случае пути плохиша)

Соглашусь с тобой, что лишить себя части контента - куда более решающий фактор.

Ответить

Я этим руководствовался, когда принимал легкое решение (зачем взрывать).Ты руководствовался этими мелочными вещами, я руководствовался жизнью нескольких детей в Мегатонне и не хотел становиться детоубийцей. Мы на разных уровнях.

Ответить