Чужой пришелец. Обзор Alien Trilogy

Атмосферный шутер старой школы.

Чужой пришелец. Обзор Alien Trilogy

Кто: Probe Entertainment, Acclaim Entertainment
Когда: 1996 год
Где: PS, Sega Saturn, MS-DOS
Цена: ~ 2500₽ на Ebay
Сколько: ~ 4 часа

Чтобы понять, что из себя представляет Alien Trilogy достаточно всего одной фразы: doom-like. Если ваш мозг тут же начал доставать из закромов памяти такие шутеры от первого лица как Wolfenstein 3D, Hexen, Heretic, Blood или же сам Doom, то вы уже начинаете понимать о чем речь.

Alien Trilogy (далее АТ) это шутер с 2D врагами в 3D окружении с обязательными для тех лет особенностями: оружие располагается посередине экрана, двери неизменно открываются снизу вверх, а секретных комнат и врагов можно исчислять десятками.

До революции в лице интерактивного и полностью трехмерного Half-Life оставалось целых два года и разработчики разных студий считали своим долгом подражать дизайну Doom.

Ключ-картами здесь служат батареи, которые нужно обязательно найти прежде чем активировать выход с локации - лифт, а красные взрывоопасные бочки натыканы везде, где только можно. Словом, AT это шутер настолько старой школы, что сегодня его совершенно не хочется винить в излишней копирке с великого и ужасного прародителя. А вот пожурить есть за что и то по-дружески со скидкой на возраст. Прыгать тут нельзя, например.

На этот моменте можно обделаться
На этот моменте можно обделаться

Другое дело, что игра получилась на удивление атмосферной и аутентичной относительно первоисточника. В нижнем правом углу экрана находится радар, на котором отображаются враги (в том числе и за стенами) и звук приближения он издает точно такой же как в фильме.

Сами локации чаще всего темные и если не с мрачным, то с саундтреком подчеркивающий конкретную ситуацию будь это скитание в канализации или изучение гнезд пришельцев. Иногда музыка давит на нервы, а иногда заставляет расслабиться. Но и динамичных треков в АТ тоже хватает.

Забавно, что звук шагов персонажа похож на стук от каблуков, хотя Рипли не носила туфли в фильме.

Сами локации действительно разнообразные. Начиная от узких коридоров колонии, которые ведут в грузовые ангары и жилые комнаты до камер, столовых и затянутыми инопланетной субстанцией помещений в тюрьме. Последняя треть выглядит и вовсе как демейк какого-нибудь Scorn. Попытка повторить "гигеровщину" хоть и слабая, но не провальная.

Чужой пришелец. Обзор Alien Trilogy

Если не ради шутера, то ради атмосферы и антуража сыграть в АТ точно стоит. Со скидкой на возраст, подключением фантазии и желательно с чувством ностальгии. Ну вы поняли.

Но несмотря на мрачность игра не пугает, а врагов на локациях довольно много. Не то чтобы они блещут разнообразием и интеллектом, но знакомых фейсхаггеров и Чужих разных форм и размеров вы встретите в достатке.

Среди видов есть даже "собаки" и Чужие ползающие по потолкам. Вдобавок к этому, чтобы совсем не было скучно, среди неприятелей присутствуют воинственные колонисты, андроиды с пулеметами от которых почему-то веет Терминаторами и наемники в тюрьме. Видимо их добавили, чтобы АТ не была набита исключительно отстрелом Чужих, которые атакуют лишь в ближнем бою.

Что примечательно, если вы играете на средней сложности, то убитые инопланетяне остаются лежать в луже собственной крови-кислоты наступив на которую Рипли получает урон. Но о сложности немного ниже.

Кстати про сюжет, который по заветам Кармака в шутерах важен так же как в порно. Игра "следует" историям, как минимум, второй и третьей частей фильма. Вначале Эллен Рипли изучает колонию, затем истребляет нечисть в тюрьме, а вот финальная треть проходит на корабле инопланетян. Каких-то иных связей с фильмами нет равно как и знаковых персонажей. Лишь в одном из роликов мелькает затылок Бишопа из "Чужих", но на этом все. Так что "следование сюжету" тут весьма и весьма условное. Ну не было в фильмах такого, что персонаж Сигурни Уивер вырезал целую колонию зараженных колонистов, не было.

Истреблять нечисть нам предстоит во многом стандартным набором вооружения: пистолет, дробовик, автомат, пулемет (аналог минигана), огнемет и пара видов гранат. Не густо, да и ракетницы нет, но спишем это на ту самую аутентичность.

Помимо оружия в игре есть auto-mapper - крайне полезная вещь открывающая всю карту и показывающая наличие секретных комнат (еще он выручает на уровнях, где нужно проходить сквозь стены). Так же пару раз встречаются очки ночного видения (их полезность на уровне аналога из Doom), фонарь и специальные ботинки, которые позволяют ходить по кислоте (вы не поверите, где еще так было).

Чужой пришелец. Обзор Alien Trilogy

Звучит оружие достойно, а звук попадания во врага смачен равно как и анимация смерти: убивая пришельцев ты видишь всю мощь орудия в руках. Особенно, когда граната разрывает врага на атомы.

Проблема в том, что порой к этому самому оружию патронов днем с огнем не сыщешь. Выше я упоминал сложность игры и, к сожалению, это ее худшая часть. Баланс примерно такой: на среднем уровне сложности, чтобы убить фейсхаггера нужно всего 2 выстрела из пистолета и 4 из дробовика, чтобы убить обычного Чужого. Плюс к этому трупы врагов наносят урон кислотой. То есть нужно думать не только о том, чтобы победить врагов с минимальными потерями, но и сделать это так чтобы передвижение по локации наносило минимальный урон.

На уровне идеи это звучит прям хорошо, но на деле, убивая врагов, игрок создает себе проблему в виде перманентных луж из кислоты. И если первые уровни проходятся еще терпимо, то ближе к концу получать урон просто идя по коридору уже невыносимо.

Далее - пистолет невероятно бесполезное оружие. Если дробовик с горем по пополам убивает с 4-х попаданий, то из пистолета нужно не меньше 15-20, а врагов на уровне много и не по всем есть возможность метко стрелять. Сверху к этому прибавьте, что враги очень редко оставляют после себя боеприпасы (речь про наемников и колонистов), а лут в секретных комнатах не факт, что содержит патроны к чему то мощному. Не раз и не два вы удивитесь, что вместо обойм к автомату вам дадут патроны для пистолета или вообще 2-3 ненужных на данный момент аптечки.

Отсутствие боеприпасов это настоящая головная боль игры. АТ вынуждает вас искать секретные комнаты, чтобы хоть как-то пополнить боезапас, но проблема в том, что если вы решите заняться поиском секретов есть немалый шанс нарваться на новых врагов и слить на них оставшиеся патроны или гранаты. А без последних секреты не открыть - все потайные комнаты находятся за стенами, которые нужно исключительно взрывать.

Таким образом, уже к середине игры можно столкнуться с ситуацией, когда у игрока не останется патронов, а игра очень невовремя подкинет жирных врагов на которых придется тратить до 50 выстрелов из пистолета или по 10-12 из дробовика. И игрок встанет перед выбором: либо загружаться на более ранний сэйв, либо начинать игру заново и играть максимально осторожно стараясь не тратить боеприпасы зазря. У меня был второй вариант, к сожалению, но игру я не бросил.

Самое смешное, что это не моя криворукость сыграла злую шутку, а то, что разработчики осознавали проблему с патронами и вместо того, чтобы положить на локации их большее количество (в конце концов сделать динамический дроп или чтобы они выпадали в два раза чаще из врагов, но у нас тут 1996 год, камон), они сделали отдельные линейные уровни без врагов, но зато с таймером. В них нужно бежать вперед и собирать лежащий на земле лут. Не успеете - уровень взорвется и Рипли погибнет. Это что-то на уровне бонусов из Darkwing Duck для NES.

И таких бесполезных уровней в игре около десяти. Причем где-то на пяти из них патронов нет вообще и они представляют собой короткий переход в новую зону корабля пришельцев. Зато вот на коробке с игрой можно написать, что вас ждут 35 разнообразных уровней. Так же добавьте к этому, что еще 3 из них это абсолютно одинаковые босс-файты с Королевой Чужих и уникальных локаций в игре становится в районе 22-х. Ох уж эти времена, когда количество превалирует над качеством. Хотя, постойте...

Чужой пришелец. Обзор Alien Trilogy

Возвращаясь к математике боезапасов. Один пак для дробовика содержит 10 патронов. Этого хватит, чтобы убить двух стандартных Чужих на средней сложности, если не промахиваться. На легкой сложности на такого врага нужно три выстрела, а значит можно убить трех Чужих, опять же, если не промахиваться. Плюс к этому на легком режиме трупы врагов перестают наносить урон, но патронов на уровнях больше не становится.

Всего раз за игру у меня было столько боеприпасов сколько указано на скринах, и ближе к концу это цифра неуклонно таяла на глазах. Хотя я старался искать секретные стены.

И это я еще не упомянул довольно дубовое и тугое управление, но, думаю, это и так было понятно учитывая возраст игры и то, что она вышла до Half-Life.

Таким образом, наиболее играбельным режимом сложности является easy mode. Такие дела. Он позволяет играть более эффективно при том же малом количестве боеприпасов на уровне и при том же большом количестве врагов.

Конечно, возможно дело в том, что я играл на PSOne, но не думаю, что проблема с мельтешащими врагами на экране из-за которых процентов 20 выстрелов летят в молоко это проблема геймпада. Игра в первую очередь предназначалась для консолей. Даже с таким количеством промахов должно хватать боезапаса, а его попросту очень мало.

Не исключено, что я где-то что-то не понял, но уж больно эта проблема бросилась в глаза и игнорировать ее было сложно, поэтому я уделил ей столько текста.

И вот, казалось бы, после довольно негативного блока про геймплей, самое время спросить: "А зачем играл тогда?". Потому что, блин, затянуло. То ли я изголодался по подобным шутерам, то ли устал от современного геймдева, но АТ была проглочена за два вечера. Ходить по мрачным локациям интересно, отстреливать местный зоопарк тоже, да и атмосфера для игры 1996 года на уровне. Игра затянула и не отпускала. Даже графика не резала глаз, но тут спасибо сглаживанию при эмуляции на PS3.

Так и хочется сказать, что Alien Trilogy - одна из лучших игр про Чужих. Несмотря на предсказуемые для игры 1996 года косяки.

Да, АТ не для всех. Да, ее не оценят современные геймеры, да и не всем старожилам она зайдет или заходила в свое время. Но есть в ней что-то такое неуловимое, что заставляет играть не отрываясь. Не просто ностальгия, что-то совершенно другое.

Быть может, душа?

P.S. Скрины подрезал с YouTube в качестве приближенному к тому, что можно увидеть на экране ТВ играя на PS3. Все лучше, чем фоткать экран на мобильник.

Вы играли в Alien Trilogy?
Да, понравилось
Да, не понравилось
Нет, не играл
Я прошел игру на харде и видел некоторое дерьмо
Любопытно поиграть

Спасибо за чтение. Еще много обзоров, мнений и подборок в профиле:

А тут я делюсь своими пополнениями коллекции игр для PSOne. Игра из обзора тоже в нее входит, но сначала дождусь приезда еще пары дисков, чтобы запилить пост для блога.

12K12K показов
2.2K2.2K открытий
33 репоста
22 комментария

Играл только в Alien Ressurection. Это был отвал бошки для ПС1. Графон, темнота, чужие, очень атмосферно, но фпс, одинаковые локации и неебическая сложность, заставили бросить игру. Имхо, но лучше медалей на ПС1 шутанов не было.

Ответить

Alien RessurectionКрайняя годнота, на фоне спрайтовых 2д моделей в трилогии Ressurection выглядел оч сочно и графонисто.

Ответить

Помню нахваливали в то время Delta Force: Urban Warfare на PS1. Действительно хорошая графика, пару уровней было пройдено, но как-то на этом дело и остановилось.

Ответить

Кстати, это была самая первая игра с традиционной ныне схемой управления с геймпада с двумя аналоговыми рукоятками (и критики в то время её страшно за это ругали).

Ответить

Это не по моей наводке ты решил сыграть в это, часом?)
Энивей, на мой взгляд это отличный шутан у которого проблемы с балансом, да. Но атмосфера всё равно решает. Спасибо за обзор.
Всего раз за игру у меня было столько боеприпасов сколько указано на скринахДавай уж по-честному - ты начитерил)
Причем где-то на пяти из них патрон нет вообще и они представляют собой короткий переход в новую зону корабля пришельцев.Ммм, я понимаю, описАлся, но действие всё же происходит на планетоиде.
Но несмотря на мрачность игра не пугаетЛично я до сих пор немношк побаиваюсь в неё играть. Уж больно густая тут атмосфера.

Да что там, это одна из нескольких игр, которые я отметил в двачевском полотне в своё время:

Ответить

О! Сто лет не видел этой картинки. А можно в качестве куда-нибудь залить?

Ответить

Ого тут варзон есть. Впервые вижу упоминание варзона где-то кроме варзоновых форумов

Ответить