Стань волшебником в Другом мире: история Ni no Kuni для Nintendo DS

Стилус — как волшебная палочка, физическая книга заклинаний с загадками, заставки студии «Гибли» и музыка знаменитого композитора. Рассказываю про JRPG, которую вы обязательно должны попробовать.

<i>© Studio Ghibli / Фрагмент суперобложки.</i>
© Studio Ghibli / Фрагмент суперобложки.

Введение

Я люблю жанр, и для себя делю JRPG на заумные, с запутанным сюжетом и философией, и простые, предсказуемые, уютные. Мне нравятся те и другие, но очевидно, что Ni no Kuni относится ко второй категории.

На первый взгляд, игра детская, ведь это история о мальчике, пытающемся сделать невозможное и победить зло на пути к сказочной концовке. Яркая картинка, узнаваемый стиль. Для тех, кто не подступается к аниме и JRPG, это означает одно — пройти мимо. Такая несправедливость удручает.

Творческие игры не спешат покидать Японию. Что поделать: рынок диктует условия, распробовав слагающие гарантированного заработка. Рисковать с импортом не всегда решаются. Многие JRPG томятся на острове из-за языкового барьера и отсутствия интереса издателей.

Игра заслуживает большего, чем просто оставаться нишевой ролевушкой для поклонников жанра или студии «Гибли». Тонкая проработка и детальность мира могут растопить сердца, стоит лишь дать шанс.

Действительно, хотя в путешествии ждёт много приятных ощущений, сюжет предсказуем. Однако, он не становится приторным. Вероятно, вы что-то подобное читали, вспомните: то одна девчонка лезет в нору, то другая суётся в шкаф, то третья встречает своё отражение. Затем проваливаются в неведомые дали, и приключения готовы!

Но выводы ребёнка будут отличаться от умозаключений взрослого. Эта история тоже многослойна. Игра о том, как справиться с потерей: семьи, надежды, цели.

<i>© Studio Ghibli / От слёз Оливера игрушка оживает.</i>
© Studio Ghibli / От слёз Оливера игрушка оживает.

История

Одинокий, убитый горем, винящий себя в смерти мамы, Оливер бессильно плачет в детской. Слёзы попадают на любимую игрушку, вдруг она оживает и превращается в странное жёлтое существо, с подвешенным к носу фонарём.

Ты стал свидетелем возрождения Хныка, Лорда верховного… э-э, повелителя эльфов!

Этот блок временно не поддерживается

Этот незваный гость говорит парню не реветь, и рассказывает, что помимо нашего мира существуют и другие, так сказать, «параллельные». Место, где живёт Хнык, так и называют Ni no Kuni, — Другой мир. Злодей пытался нарушить равновесие. Эльф противостоял ему, но был превращён в игрушку. Лишь слёзы Оливера развеяли проклятье. Отсюда вывод: Оливер тот, кто зовётся Чистосердечным, и, согласно легендам, спасёт Другой мир.

Я? Но как я смогу? Нет.

Этот блок временно не поддерживается

Мальчишку предложение совсем не заботит, и тогда Хнык добавляет, что между душами людей существует связь. А это значит, что у жителей одного мира есть отражение в другом. Он знает про добрую волшебницу Алисию, очень похожую на маму Оливера. Возможно, она жива.

<i>Вне боя верхний экран всегда занят картой, а диалоги внизу.</i>
Вне боя верхний экран всегда занят картой, а диалоги внизу.

Обнадёженный, паренёк отвлекается от своего затворничества. Как попасть в Другой мир? Волшебная книга и палочка, вот и всё, что нужно. Эльф предусмотрительно припрятал кое-что в камине. «Спутнику волшебника» огонь нипочём, а иначе что это за книга заклинаний? Это источник всех магических знаний. Палочку найдём после, а пока листаем потрёпанную книгу и на первых пожелтевших страницах читаем:

Я, странствующій межъ мірами, открывающій завѣсу тайнъ надъ благороднымъ искуствомъ магіи, торжественно клянусь слѣдовать трёмъ правиламъ, начертаннымъ здѣсь, и стараться всегда оправдать своё званіе волшебника:

1. Волшебникъ не долженъ говорить ложь, никакой лжи въ любомъ ея видѣ;

2. Волшебникъ не долженъ снимать лѣвый ботинокъ, пока на нёмъ надѣтъ правый;

3. Волшебникъ не долженъ покидать свой домъ, когда бушуетъ буря.

Подпись: ____

Идея

«Отец» Ni no Kuni — Акихиро Хино. Известен по работам в играх Rogue Galaxy, Jeanne d’Arc, Professor Layton. Начав карьеру программиста, позже стал сценаристом, дизайнером, режиссёром и продюсером. Он основал компанию Level-5 в 1998 году, и с тех пор сам занимается производством компьютерных игр.

<i>© Bandai Co., Ltd. / Хино гордится, что был креативным директором Dragon Quest VIII.</i>
© Bandai Co., Ltd. / Хино гордится, что был креативным директором Dragon Quest VIII.

Ni no Kuni зародился, как концепция в честь десятилетия компании. Решив создать игру, которая понравится детям и впечатлит их, Акихиро Хино познакомился с одним из продюсеров студии «Гибли», рассказал про задумки, и нашёл отклик.

Оливер, плакавший после смерти мамы, говоривший, что не хочет отправляться в приключение, превращается в человека, способного помогать и вдохновлять. В книгах часто показано становление ребёнка, именно этим я хотел поделиться.

Этот блок временно не поддерживается

Хотя существовали эскизы и наброски персонажей, выполненные дизайнерами Level-5, он дал партнёрам свободу творчества. Как признаётся сам Акихиро Хино, ограничениями не добиться фирменного стиля «Гибли».

Такой подход пошёл делу на пользу. Когда игроделы получили первые раскадровки, лишь диву дались: «Ого! Вот что значит мастерство студии „Гибли“». Практически весь материал сразу пошёл в работу. Изменения были небольшими и касались, например, цвета волос.

Начав сотрудничать с «Гибли», и благодаря ей, директор Level-5 встретился с Дзё Хисаиси и попросил написать музыку. Он объяснил замысел в общих чертах, и композитор создал мелодии с учётом пожеланий.

Получив возможность взаимодействия со знаменитой студией и талантливым композитором, решил и на озвучение пригласить знаменитостей. Компания Level-5 уже сотрудничала с актёрами театра и кино в серии игр Professor Layton, и стало очевидно, что профессиональные актёры пойдут на пользу общей атмосфере Ni no Kuni.

Nintendo DS выбрали из-за популярности и большого охвата, на то время. Игра примечательна тем, что можно произносить заклинания, написав магические руны с помощью сенсорного экрана и стилуса. Приложением шла настоящая книга «Спутник волшебника», которая полюбилась покупателям своим содержанием и просто как коллекционная диковинка.

<i>© kyotogamer / Издание для Nintendo DS.</i>
© kyotogamer / Издание для Nintendo DS.

Переводы

Вы заметили, что на скриншотах имена отличаются от использованных в статье? Версия для Nintendo DS была только на японском. В 2013 году итальянские ромхакеры выпустили перевод, а другая команда поверх него прикрутила русский в 2015 году.

Игроделы хотели технологичный вариант с самого начала, представители «Гибли» и композитор тоже спрашивали: «А нельзя ли вывести это на большой экран?». Ведь неразумно ограничивать такое великолепие. Поэтому позже увидела свет версия для PlayStation 3, но там русского не было; пришлось исправлять ребятам из «Альянса».

Чехарда завершилось после выхода обновлённой Ni no Kuni: Wrath of the White Witch Remastered для современных платформ. Игра научилась русскому языку благодаря издательской политике Bandai. Очень рад, что они всё под своим крылом переводят. Официальный русский перевод мне больше понравился, хотя любительские тоже хороши: при подготовке статьи я их сравнивал, просматривая видео.

Рассказываю я про самую первую, для Nintendo DS. Она от других отличается.

Звук

Дзё Хисаиси неоднократно получал награды Японской киноакадемии за музыку к работам Такэси Китано. Не случайно он один из главных композиторов мультфильмов студии «Гибли»: его мелодии разнообразны и хорошо подходят для отдельных сцен, но главное, они каким-то образом привносят беззаботное очарование.

Для этой игры музыка должна быть изящной, с толикой народных ирландских мотивов, тоской о прошлом и надеждой на будущее. Такой мир я решил создать.

Этот блок временно не поддерживается

Мелодии выразительны: удачно передают предвкушение приключений, подчёркивают красоту и загадочность места, важность событий. Начавшись, они идеально соответствуют происходящему. Исполнено это благолепие Токийским филармоническим оркестром.

Этот блок временно не поддерживается
Этот блок временно не поддерживается

Как уже сказано, талантливые актёры вдохнули жизнь в героев, подарив им голоса. Особо запомнились эти двое: Микако Табэ, молодая звезда, передавшая задорный нрав взрослеющего мальчишки, и Арата Фурута, словно рожденный для нравоучительного ворчания Хныка.

Что касается звуковых эффектов, я удивлюсь, если вы знаете, как звучат заклинания в реальной жизни. Но в игре они грохочут, рокочут, стучат и трещат красиво и разнообразно. Пожалуй, раздражают только вопли врагов в начале сражений.

Анимация

Продюсером мультипликации стал художник-аниматор и режиссёр Ёсиюки Момосэ, известный своими работами в студии «Гибли». Делал раскадровку для «Могилы Светлячков», ключевую анимацию для «Порко Россо», «Шёпота сердца» и других.

Получив наброски сюжета, дизайна, сценарий, написанный Хино, и ознакомившись с ними, первым, что он услышал было: «Как думаете, интересно? Не возражаем, если у вас есть идеи и хотите что-то поменять». Так что Момосэ не был привязан к сценарию, что значительно облегчило создание.

Чтобы прочувствовать мир, нужно подумать, какие эмоции должна вызвать каждая сцена, а затем направить художников на создание соответствующих образов.

Этот блок временно не поддерживается

Ёсиюки отмечал, что трудясь вручную, по старинке, приходится постоянно рисовать одних и тех же персонажей: постепенно аниматор всё лучше понимает, как они должны выглядеть и чувствовать. К тому же, следует помнить и учитывать, что по рисункам создадут модели, и коллегам нужно передать детали для дальнейшей работы.

Скажем, родной городок Оливера создан по образцу американских, середины 1950-х годов, поэтому художник хотел, чтобы декорации, внешний вид и движения людей вызывали такое же ощущение. Это следовало держать в голове.

Один из примеров — когда люди поворачиваются, чтобы посмотреть на что-то: сначала меняется направление взгляда, а уж затем движется голова. Если глаза и лицо переместятся одновременно, то будет похоже на куклу.

Сотрудники Level-5 оказались отзывчивыми. Многое обсуждалось и переделывалось в процессе, и они нашли время и силы, чтобы внедрить изменения.

Момосэ понравилось сотрудничать: это действительно было совместное творчество. Он хотел, чтобы игроки чувствовали себя так, словно участвуют в мультфильме студии «Гибли», и считает, что это удалось.

Игра

После прочтения клятвы волшебника, вывожу пером «Павел Чар». Так, о чём это я? Признаком хорошей игры является внимание даже к мельчайшим деталям.

Каждому уголку внимание уделено, поэтому время от времени останавливайтесь, расслабляйтесь и восхищайтесь причудливым, но потрясающим миром. Одна из вещей, которая действительно усиливает погружение, — возможность читать волшебную книгу в любое время.

Книга

Оливер повсюду носит с собой «Спутник волшебника», и вам непременно стоит ознакомиться с этим огромным фолиантом, поскольку это действительно удивительная книга, скрывающая знания и загадки. Это полное руководство по игре, и оно частично написано на забытом языке, который потребуется расшифровать.

Стань волшебником в Другом мире: история Ni no Kuni для Nintendo DS

Во введении сказано о том, что колдовать могут лишь способные, и существуют три направления магии: заклинания, алхимия и фамильяры. Тех, кто способен постичь все три формы, называют мудрецами.

Даже на первой иллюстрации, где изображён волшебник, есть загадки: какие-то символы обозначают произносимое, они же бегут по краю мантии. В определённых моментах игры придётся полистать книгу и найти в ней ответ. Здесь и про сотворение заклинаний, и про начертание рун, да и результат волшебства описан.

Стань волшебником в Другом мире: история Ni no Kuni для Nintendo DS

Вот и вторая слагающая погружения: стилус становится волшебной палочкой, и вы чертите волшебные заклинания в два касания. Рун больше пятидесяти, некоторые используются часто, некоторые один-два раза. А какие-то и вовсе запрещённые, и непонятно, где и как применить.

Раздел алхимии поможет создавать волшебные предметы и, внезапно, лакомства. Поведано и про диковинных существ. Даже несколько сказок и легенд приведено, из которых узнаете и про вашего спутника Хныка, и про устройство мира. Карты с описанием стран и правителей, забытый алфавит и советы для чтения древних текстов.

Составитель этой книги, право, учёл всё! И это не сухой текст: искусная рука художника вывела красивые картинки, и лучшие гравёры трудились, чтобы передать их тонкость. Создатели старались, чтобы вы были довольны каждой мелочью.

Битвы

Случайных сражений нет. Монстры видны, они встречаются на карте мира и в подземельях, зачастую бегают быстрее вас. Поэтому битвы обычно неизбежны, хоть и не случайны.

Оливер — могучий воин, и, просто ударив палочкой, наносит врагам сокрушительный урон. Сродни укусу комара, я бы сказал. Конечно, надо помнить, что мальчишка — всего лишь начинающий волшебник.

Описывать механику в отрыве от игры – неблагодарное дело. К тому же, Хнык научит основам, не переживайте.

Он не такой, как те безобидные здоровяки. Он хочет драться! Настоящая зверюга! Воспользуйся своей палочкой, задай ему трёпку!

Хнык.

В сражении противники будут на верхнем экране, а на нижнем вы и союзники. Можно бить оружием, магией, пользоваться вещами, защищаться. Если не хочется, то нажатием кнопки Х запустите автоматический бой, и ребята сделают один ход сами. Бои пошаговые: выбираете действия, смотрите на результат. Затем ходит противник. Потом всё повторяется.

Хнык помогает поначалу, но после останется лишь наставником в этом мире, не участвуя в боях.

<i>В бою враги на верхнем экране, а союзники на нижнем.</i>
В бою враги на верхнем экране, а союзники на нижнем.

Сенсорный экран поделён 3×3 клеточки, то есть всего на нём 9 клеток: три ближайшие к врагу, три посередине, и три дальше всего от противника. Своих персонажей можно передвигать.

Рассмотрим пример: враг плюёт огнём по прямой. Что делать? Нажмите кнопку Y, выстраивайте союзников: сильных к противнику ближе, слабых за их спины. Враг попадёт только по ближайшему персонажу, остальных не заденет. Площадь атак у разных неприятелей индивидуальна.

Со временем заклинания станут мощнее, но мана не восстанавливается, потребуется и грубая физическая сила. Поэтому бросайте маленьких очаровательных существ в бой, чтобы выполнить ваши требования.

Зверьё на нашем пути с каждым разом будет всё крупнее и злее, так что тебе понадобится тот, кто протянет руку помощи. Или клешню. Или клюв. Или… щупальце…

Хнык.

В Другом мире из глубин сердца можно призвать небольших воинственных созданий. Они называются фамильярами. Первый напоминает бесёнка, силён и в нападении, и в обороне. Я много использовал его: поначалу только он был. Даже потом, когда появились другие, я всё ещё полагался на первого, уже высокого уровня, и откормленного вкусняшками.

Фамильяров надо ловить, кормить, они приобретают навыки на определённых уровнях, могут использовать только ограниченное количество умений. Ничего не напоминает?

— Фамильяр?

— Э… да?

— Мистер Пикачу передаёт вам привет.

*выстрел*

Путешествие

Оказавшись в Другом мире, Оливеру нужно раздобыть новую палочку. В той ветке, что у него сейчас, столько же магии, сколько в капустной кочерыжке. Если повезёт, то в ближайшем городе можно найти палочку получше. Теперь они редкость, хотя были времена, когда их было легко раздобыть.

Злодей этого мира запретил использовать магию, и проклинал любого, кто пытался. Поэтому все смирились. Сердца противников он опустошал, оставлял без добродетели, после чего бедняги даже не знают, живы или мертвы, начинают вести себя странно и толку от них никакого. Только Чистосердечный сумеет изгнать тьму!

И вот этим, по большей части, Оливер будет заниматься в своём путешествии. Мальчишка станет исцелять людей. Первым станет привратник: у него не хватает энтузиазма. В медальон нужно набрать недостающую добродетель от тех, у кого её избыток, и передать опустошённым людям. Тогда они исцелятся.

<i>Посмотрев заклинание в книге, его следует начертить стилусом.</i>
Посмотрев заклинание в книге, его следует начертить стилусом.

Мир, в который попадает Оливер, наполнен индивидуальностью. В каждом городе своя культура, и нужно уделять внимание деталям, разговаривая с жителями и выполняя поручения.

Задания, как правило, будут такими: вылечить человека с разбитым сердцем, найти объект, приручить определённые типы существ или бегать, взаимодействуя с несколькими горожанами. В общем, прославленные версии типичных «принеси-подай» поручений.

Иногда придётся решать загадки, заглядывая в книгу: может потребоваться волшебное слово, чтобы открыть двери. Тогда надо будет расшифровать древний текст, и ввести ответ.

<i>Пример, когда для фонов используются оба экрана.</i>
Пример, когда для фонов используются оба экрана.

Ni no Kuni — пример классической JRPG. Здесь нет романтического сюжета, чрезмерной жестокости, абсурдности и других популярных тем для повышения продаж. Просто мальчик и его история. Сейчас подобные игры стали нишевыми.

Отзывы

Ni no Kuni получила высокие оценки критиков, восхвалявших художественный стиль, игровой процесс, сюжет, персонажей и музыку. Оформление постоянно подчёркивалось, как одно из достоинств игры.

Одно из лучших впечатлений на Nintendo DS.

Мэтью Касл / Nintendo Gamer, April 2011

В течение трёх дней после релиза Ni no Kuni было продано более 170 000 копий, а за месяц уже свыше 330 000, что поставило её на 33-й строчку самых продаваемых игр в Японии за 2010 год. К марту 2011 года было продано свыше полумиллиона копий.

Простые истории могут превратиться в шедевры в руках талантливых авторов.

Жанель Хиндман / RPGLand

Игра получила награды от игровых изданий: Future Division от Japan Game Awards в 2009 и 2010 годах, а также Excellence Award в 2011 году. Удостоена награды Rookie Award от Famitsu в 2011 году.

Все это позволило версии на PlayStation 3 получить официальный перевод на английский и вырваться за пределы Японии, а вариант на Nintendo DS так и остался первопроходцем.

Если основное преимущество для вас — красота и эстетика, то игра преуспела. Это одна из самых уникальных игр на портативке, если говорить о художественном исполнении. Создатели прекрасно понимали графические ограничения и работали в их рамках, создавая, по сути, интерактивный мультфильм.

В современных играх подмечаю две крайности: или бюджетное упрощение под старину, или графика выжимает соки, пытаясь быть реалистичной. Качественной, не грошовой мультипликации становится меньше. Причудливая и забавная, она идеально соответствует атмосфере и стилю игры. Честно говоря, не могу насытиться такой картинкой, и хотел бы побольше таких проектов. Графический стиль, атмосфера, тон, настроение, даже сюжет и персонажи великолепно сочетаются друг с другом.

Единственная странность в распределении роликов; в начале игры их показывают часто, затем всё меньше и меньше, а к концу почти забывают. Грустно, потому что заставки действительно классные и я их с нетерпением ждал.

Ещё одна замечательная вещь в этой игре — это цветовая гамма. Вместо того, чтобы просто использовать серый, коричневый, чёрный, здесь вся палитра. Зелёные и золотые леса, голубое небо, лазурные океаны и ярко-жёлтые пустыни. Это похоже на ожившие иллюстрации к сказочной книге.

Изъяны есть, конечно. Сюжет слишком зависит от затасканных архетипов, не предлагая ничего нового и оставаясь относительно предсказуемым. В жанре много возможностей для манёвра, но здесь классический рецепт. Смахивает на то, что решили усреднить выпущенные за последние 20 лет JRPG.

<i>Прохождение заняло около 30 часов.</i>
Прохождение заняло около 30 часов.

Главный герой попадает в ситуацию, когда все зависят от него и взваливают тяжёлую ношу. Как персонаж, Оливер — приветливый мальчик с добрым сердцем и пугающе наивным восприятием мира. Оливер не нытик, и не задира. Он обычный паренёк из простой семьи, любознательный, чуткий к людям. Что интересно, на протяжении игры он превращается в сильного человека, не озлобляясь и оставаясь открытым. И он использует эту чистоту, чтобы помочь людям. Несмотря на молодость, мальчик мудр, как и подобает волшебнику, которым он намеревается стать. Вам не придётся бить себя по лбу во время диалогов, пытаясь подсказать ответ: либо Оливер, либо кто-то ещё поймут, что нужно сделать, и помогут развитию сюжета.

Хнык, пожалуй, самая запоминающаяся личность в игре. Задорные каламбуры и говор делают его по-настоящему оригинальным. В нём есть какое-то высокомерие, которое вы никогда не сможете воспринимать всерьёз, и время от времени он показывает скромную сторону, такой замечательный маленький добряк. Позже к вам присоединятся энергичная девушка и добродушный вор.

Вы исследуете карту мира и отдельные города, посещаете магазины, покупаете оружие и предметы, управляете своим снаряжением. Персонажи могут экипировать оружие, броню и аксессуары, а также используют специальные способности и заклинания, которые либо получают от других или за счёт повышения уровня.

<i>© Studio Ghibli.</i>
© Studio Ghibli.

Я затронул лишь основные моменты в данном постмортеме, наверняка позабыв уйму мелочей. Игра лёгкая, яркая, очаровательная, зачастую глуповатая, и неизменно остаётся такой до конца. Она вознаграждает тех, кто может посвятить себя ей и не обращать внимание на недостатки. Но главное, мне было невероятно приятно играть, и погружаться в сказочный мир.

Использованные материалы:

Оценивать можно умом, а можно сердцем. Ni no Kuni отогрела меня, словно добрый котёнок; с невольной улыбкой захотелось взъерошить его шёрстку и почесать за ушком.

P. S. Спасибо за чтение! Подписывайся на мой личный ДТФ блог.

42K42K показов
8.5K8.5K открытий
88 репостов
182 комментария
Ответить

Вообще, шок. Просто поток лонгов в понедельник! А потом всякие ридонли жалуются, что ДТФ уже не торт. И даже про кино в Популярное лонг вылез, и страсти по Тимуру не утихают. Насыщенное утро. ВСЕГДА БЫ ТАК!

Ответить

Завтра просто опасный день. Шоколад, комплименты.

Ответить

Если что, минимум у трех конкурсный тег "постмортем", так что актив не из воздуха. Это Некроид на горбу тащит сайт в светлое лонговое нефильтрованное будущее.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить