Игры
Леонид Мойжес
9882

Звёзды, дьяволы и безумие: как устроена вселенная Sunless Sea Материал редакции

Всё, что нужно знать перед тем, как выйти в Unterzee.

В закладки
Слушать

По словам Алексиса Кеннеди, создателя Fallen London, его проекты — гибрид видеоигр и литературы. История франшизы началась с социальной игры в Твиттере Echo Bazaar, участники которой придумывали разные странные «товары».

На основе стиля, сложившегося в этих твитах, Кеннеди и несколько его коллег создали Fallen London, бесплатную браузерную игру с платным контентом, повествующую о жизни в провалившемся под землю викторианском Лондоне. Тогда же они зарегистрировали студию Failbetter Games.

Fallen London завоевала популярность и получила несколько престижных наград. Благодаря этому Failbetter в 2015 году разработала уже полноценную игру в той же вселенной — Sunless Sea, rogue-like про капитанов, осваивающих Unterzee, подземное море вокруг Лондона. А в 2019-м вышло продолжение под названием Sunless Skies, где действие перенесли в странное космическое пространство.

Подробно об истории франшизы и о том, чем вдохновлялись её авторы, мы уже рассказывали. А сейчас, в связи с месяцем морей, разберёмся, как именно устроено Unterzee, кто в нём обитает и куда судьба и коварные боги отправляют отважных капитанов.

Важно: в настоящий момент у вселенной Fallen London нет официальной русской локализации. Это связано, в том числе, с тем, что Кеннеди использовал нарочито сложный и архаичный язык, с богатой игрой слов. Мы перевели термины самостоятельно, чтобы подчеркнуть, как много в этом мире говорящих названий, и дать хотя бы примерно представление об их значениях. Перевод не претендует ни на точность, ни на каноничность.

В 2016-м Кеннеди ушёл из Failbetter, после чего создал новую компанию Weather Factory, выпустившую игру Cultist Simulator

Павшие города и ожившие мертвецы

Кеннеди определяет жанр своих игр как «викторианское фэнтези», а критики сравнивают с New Weird или магическим реализмом. Вселенная Fallen London — не цельный мир, а скорее набор фрагментарных образов, городов, персонажей, существ и явлений. Взаимосвязь между ними подчиняется художественной и немного абсурдной логике, а не общим для всей авторской вселенной законам, как в книгах Толкина или Сапковского.

Кроме того, Кеннеди и его коллеги сознательно оставили много тайн и двусмысленностей. Часто, чтобы получить хотя бы намёк на природу героя, конфликта или явления, необходимо потратить много часов в нескольких отдельных играх. А многие элементы этой вселенной так и не получают никакого объяснения — они просто есть.

Всё это создаёт сюрреалистическую атмосферу погружения в другой мир, где возможно всё, но объяснить, как этот мир устроен, трудно. Впрочем, какие-то константы там существуют.

Игровой процесс в Fallen London строится на выборе карточек

Центральный образ этой вселенной — собственно, Павший Лондон, где начинается действие и одноимённой игры и Sunless Sea. Столица британской империи провалилась под землю в 1862 году, когда королева Виктория заключила сделку с загадочными существами — Мастерами Базара (Masters of the Bazaar).

Они обещали спасти жизнь принцу-консорту Альберту, умирающему от тифа, в обмен на город. Виктория согласилась, и летучие мыши перенесли Лондон в сюрреалистическое пространство под название Neath (устаревшее «снизу» в английском языке) — громадную пещеру, часть которой занимает море.

С помощью Мастеров город адаптировался, в нём быстро восстановилось подобие нормальной жизни с клубами, салонами, заводами, беспризорниками и другими «викторианскими» клише. Но центральное место теперь занимал Базар — огромный рынок, организующий экономику и повседневную жизнь лондонцев.

Фактически, власть в городе отошла Мастерам, а также министерствам, вроде Министерства Общественной Нравственности (Ministry of Public Decency) или Министерства Устранения Угроз (Ministry of Menace Eradication). Королева Виктория, которую публично называют Её Стойкое Величество (Her Enduring Majesty), а за глаза — Императрица-Предательница (Traitor-Empress), заперлась во дворце, хотя и сохранила большое влияние.

Карта Лондона

Впрочем, Neath — не просто подземелье, а отдельный мир с многотысячелетней историей и уникальными особенностями. К примеру, умершие там возвращаются к жизни. При этом процессы старения не прекращаются, из-за чего обитатели Neath дряхлеют, а затем начинают рассыпаться в прах от времени.

Строгие нормы викторианского общества требуют, чтобы такие «живые мертвецы» покидали Лондон и переселялись в отдельные поселения — так называемые Погребальные Колонии (Tomb-Colonies). Туда же выгоняют других «неудобных» граждан, оказавшихся в центре скандала, но не совершивших преступлений.

Zee постоянно меняется. Это лишь одна из возможных карт

Лондон — уже пятый «похищенный» город. На протяжении веков Мастера заключали похожие сделки. Каждый раз они предлагали могущественному правителю помощь в беде, связанной с любовью, в обмен на столицу.

Правитель соглашался, после чего его город проваливался в Neath, погребая предыдущую жертву. Это убивало значительную часть обитателей старой столицы, но многие из тех, кто находился в других частях Neath, выживали, и до сих пор скрываются в отдалённых регионах или даже в самом Лондоне.

Первым Мастера похитили шумерский город, скорее всего — Урук, за несколько тысяч лет до событий игры. Вторым оказалась египетская столица Амарна. Тогда же Базар впервые столкнулся с проблемой. Сестра и жена фараона Тутанхамона Анхесенамон, заключившая сделку ради спасения своего брата от яда, знала, какая судьба ей уготована. Она хорошо подготовилась, благодаря чему обрела в Neath огромное могущество.

По некоторым версиям, она вообще не питала чувств к фараону, а использовала его как приманку, зная интерес Базара к трагической любви. Анхесенамон жива и в эпоху Fallen London, теперь она известна горожанам как Герцогиня, влиятельная и загадочная аристократка, покровительствующая кошкам.

Третий город исследован хуже других. Судя по всему, Базару удалось соблазнить правителей одной из мезоамериканских империй, обещав им божественное могущество в обмен на столицу. Чтобы выполнить своё обещание, Мастера принесли в жертву своего собрата, позволим людям съесть его сердце, забрав его силу.

Четвёртый город известен лучше других — это Каракорум, столица монгольской империи, провалившийся в Neath в XIII веке. Часть его обитателей ушла из столицы после неудачного восстания против Мастеров, основав отдельное государство на море — так называемое Ханство. Их потомки пережили падение Лондона, а сейчас конкурируют с Пятым городом за политическое влияние.

Другие «соседи» Лондона — населённый дьяволами Ад, располагающийся на западе от бывшей британской столицы. Сразу после Падения лондонцы, движимые в равной степени христианским рвением и империалистическими амбициями, попытались вторгнуться в Преисподнюю, но потерпели поражение и перешли к переговорам.

В настоящий момент Ад — один из ключевых торговых партнёров Пятого города: дьяволы поставляют в Лондон ценные металлы и различные диковины в обмен на человеческие души, без которых, как лондонцы выяснили, вполне можно жить и даже преуспевать. В городе постоянно находится значительное сообщество дьяволов: одни живут и работают в посольстве, другие действуют самостоятельно.

Другое заметное этническое меньшинство Лондона — Гибкие Люди (Rubbery Men), выглядящие как гибрид человека и кальмара. Некогда их создали твари под названием Камбалы (Flukes), гигантские существа, перенесённые Мастерами с планеты Аксиль. Камбалы загадочны и могущественны, но совершенно не понимают человеческого мышления и эмоций. Чтобы компенсировать это, они породили расу посредников, собственно, Гибких Людей.

Их творения всё равно неспособны говорить, но они научились коммуницировать, используя движение щупалец. Правда, большинство лондонцев ничего не знает о Камбалах, и воспринимает их созданий как раздражающих и уродливых соседей, которые часто становятся объектами дискриминации. Этому способствует и тот факт, что многие кальмароголовые миролюбивы, деликатны и не готовы себя защищать.

Персонажи Sunless Sea. Тут есть и дьяволица, и Глиняные Люди, обычные и Незаконченные, и Гибкие Люди и Фатомкинг

Ещё одна заметная группа обитателей Лондона — разумные крысы, так называемые Rattus Faber. Животные, населяющие Neath, даже внешне похожие на земных, уникальны, и Rattus Faber — самый характерный пример. Благодаря наличию полноценного большого пальца, грызунам удалось встроиться в лондонскую экономику: они занимаются мелким ремонтом, воруют, работают наёмными убийцами.

Многие сохраняют крысиный образ жизни и привычки, из-за чего в ходе рутинной борьбы с грызунами лондонцы часто сталкиваются с маленькими динамитными шашками, строем копейщиков или крысиной кавалерией верхом на морских свинках. Кроме крыс, в Neath также живут разумные тигры, умеющие проникать в сновидения, Скорбные Пауки (Sorrow-spiders), питающиеся человеческими глазами, и другие странные животные.

Наконец, необходимо упомянуть самих Мастеров Базара. Для большинства лондонцев — это жуткие существа, напоминающие гигантских летучих мышей, скрывающих лица и фигуры плащами. Мастера управляют центром лондонской коммерции, гигантским Базаром, где каждый из них отвечает за ту или иную сферу, что отражается в его характере и имени.

Суровый Мистер Айронс, никогда не говорящий ничего вслух, заведует торговлей оружием, инструментами и другими металлическими изделиями. Деловитый и прагматичный мистер Стоунс торгует камнями, от ювелирных украшений до простого сырья. Жизнерадостный мистер Вайнс — любыми напитками, кроме воды.

Кажущийся дружелюбным и разговорчивым мистер Пейдж торгует книгами и надзирает за цензурой. В городе запрещено громадное количество текстов: политические памфлеты, научные изыскания, затрагивающие сферы, не предназначенные для простых людей, и хорошая любовная литература. Всё это изымается связанным с Мистером Пейджсем Министерством Общественной Нравственности.

Всего Базаром руководят девять Мастеров, хотя легенды утверждают, что раньше существовал десятый Мастер, мистер Кендлс. В рамках Fallen London эти слухи подтверждаются. Именно Кендлса предали остальные мастера, вырезав его сердце в Третьем городе. Теперь пропавший Мастер известен как Мистер Итен (Eaten). Несмотря на безвременную кончину, он вполне активен, и планирует вернуться и отомстить бывшим собратьям.

Мастера сохранились и в Sunless Skies, правда, в совсем другом качестве

Unterzee и его боги

Наконец, огромную часть Neath занимает Море — громадный водоём, как правило, называемый Unterzee или просто Zee. На его западном побережье располагается Лондон, а дальше, в глубине суши, Ад. На Юге — Старший Континент (Elder Continent), подчинённый так называемому Пресвитериату. Северный берег скован льдом, в котором возвышаются загадочные гигантские ворота, успешное открытие которых послужило прологом к событиям следующей игры — Sunless Skies. Наконец, на Востоке берег так и не нашли.

Всем лондонцам и другим обитателям Neath хорошо известно, что Море коварно. Сама необходимость плыть в тишине и мраке сводит с ума, но путешественников подстерегают и прямые опасности. Пираты — люди, крысы и более экзотические существа — грабят неудачливые корабли. С ними «соревнуются» чудовища. Некоторые напоминают простую морскую фауну: гигантские крабы, медузы и морские угри, акулы, закованные неизвестными в странные сбруи.

Есть и гораздо более жуткие создания, вроде Камбал, внешне похожих скорее на гигантские морские огурцы. Издаваемый ими крик наносит повреждения любому кораблю на громадной дистанции. На Юге капитан рискует столкнуться с огромными мотыльками и стаями странных птиц. А на Востоке плавает Дерево Времён (Tree of Ages), громадный «корабль», полностью управляемый пауками. И это далеко не полный список тварей, угрожающих людям в Море.

Наконец, нельзя не упомянуть ещё одну особенность Unterzee, его богов. Викторианский Лондон — строгое протестантское общество, но вдали от города процветает множество различных религий. Одна из них — почитание трёх Богов Моря: Камня, Соли и Шторма. На английском их имена звучат немного более складно: Salt, Storm, Stone, что особенно примечательно, так как моряки в этой вселенной предпочитают заменять букву S на Z. Море называется Zee, матросы — zailors, подводная лодка — zubmarine.

Обычный лондонец ничего не знает о природе богов. И даже опытным морякам и капитанам известны только предпочтительные жертвы и сферы влияния этих загадочных существ. Шторм — самое грозное божество, воплощение плохой погоды и неба или, точнее, потолка. Ему молятся, чтобы избежать его гнева, и редко просят о помощи, хотя порой он награждает команду корабля силой в бою.

Соль — таинственное божество, связанное с безумием. Именно из-за неё Море так тягостно для человеческой психики. Зато Соль посылает видения, в том числе пророческие, тем, кто готов обратиться к ней и соприкоснуться с сумасшествием.

Наконец, Камень — самое дружелюбное божество, воплощённое в сияющей Горе Света, располагающейся на юге Моря. Именно его свет делает людей в Neath столь живучими, а тех, кто заслужил особое расположение Камня, божество награждает дополнительным здоровьем. Он также известен как защитник островов.

Острова и порты

Наконец, в Море множество отдельных островов. Некоторые — просто голые скалы, на других кипит жизнь. Sunless Sea во многом сводится к путешествию между отдельными портами на островах и континенте. И в каждом из них герой встречает то или иное странное общество или явление.

Быт одного порта полностью строится вокруг масок и древних ритуалов. Жители другого одержимы почтовой службой, сохраняя верность древнему приказу доносить информацию до людей. На одном острове делают наркотики, стирающие границу сна и яви, а на другом пришельцев приветствуют три странные девушки, одержимые историями.

Никакого единого принципа тут, как и во всей вселенной Fallen London, нет. В одних портах жизнь определяет странный организм, в других — необъяснимое сверхъестественное явление, третьи связаны с Мастерами и Базаром, четвёртые хранят секреты, оставшиеся от предыдущих Городов. Чтобы понять стиль и атмосферу Моря, взглянем на самые большие, важные и характерные поселения и народы, населяющие его берега.

Ханство

Часть обитателей Четвёртого города сбежала из павшего Каракорума на острова, расположенные ближе к центру Моря. Там они основали Славу Хана, или Новое Ханство — громадный город-государство, сохраняющее верность древним монгольским традициям.

Жители Ханства называют море «соляной степью», придерживаются версии тенгрианства — почитания неба, управляются ханом и сохраняют сино-монгольскую культуру со сложным придворным этикетом. Несмотря на консерватизм, Ханство не отстаёт, а иногда и превосходит Лондон в плане технологий, и эффективно борется с Пятым городом за новые колонии и торговые сделки.

Впрочем, оно не лишено своих проблем. Хотя Каракорум пал несколько веков назад, по сравнению с коренными обитателями Neath потомки Четвёртого города остаются чужаками, не понимающими всех тонкостей этого мира. Кроме того, Ханство раздирает гражданская война — наиболее милитаризированная часть этого народа покинула столицу и создала собственный город, «Тень Хана», откуда теперь ведёт борьбу с бывшей родиной.

Пресвитериат

Это не один порт, а громадная империя, охватывающая Древний Континент к югу от Моря. Загадочные Пресвитеры управляют государством, в которое входит 77 королевств. Кроме человеческих стран, среди них есть и государства зверей, в частности тигров, и страны растений, и даже объединения камней.

Пресвитериат (Presbyterate) и континент, где он располагается, выглядят как если бы лихорадочные бредни человека, странствующего в тропических джунглях, оказались правдой. Говорящие животные, болезнь, буквально поджигающая душу, деревья из плоти и крови, цветы, растущие из камней.

Такое же странное впечатление производят и местные общества — к примеру, жители приморского Варшаса верят, что любой контакт с тьмой поглощает человеческую душу. Чтобы избежать такой судьбы, они выстроили весь город вокруг зеркал, постоянно отражающих свет так, что горожане никогда не оказывались во мраке.

А само происхождение людей на Континенте так и остаётся необъяснённым, но известно, что они жили тут ещё до Первого города.

Железная Республика

Наследие неудачного вторжения лондонцев в Ад, Республика возникла как портовая колония дьяволов: человеческий город на западном побережье Моря под управлением Преисподней. Позже дьяволы решили провести эксперимент и освободить Республику от любых законов, включая не только уголовное или административное право, но и законы природы.

В Республике правила меняются каждый день, и даже математика на территории этого города работает иначе. Это позволило лондонским анархистам и революционерам оценить, насколько далеко можно довести борьбу с тиранией.

Крупнейшая революционная организации Пятого города, Календарный Совет, планирует, по сути дела, повторить эксперимент Республики в глобальном масштабе. Их цель — уничтожить все законы, включая природные, в ходе процедуры, известной как Освобождение Ночи (Liberation of the Night).

Полифрем

Древний город, стоящий вокруг горы, которая заставляет вещи оживать. На территории Полифрема (Polythreme) характерная для Neath живучесть, исходящая от Шторма, многократно усилена: отдельные предметы там обретают собственную жизнь.

Благодаря этому Полифрем экспортирует в Лондон Глиняных Людей (Clay Men) — фактически, ожившие статуи. Большинство из них — спокойные и трудолюбивые существа, исполняющие тяжёлую работу в Пятом городе. Но есть и так называемые Незаконченные (Unfinished) Глиняные Люди — подвид этих созданий, лишённых чего-то. Некоторые Незаконченные не имеют рук или ног, но у других отсутствует совесть, мораль или самоконтроль, благодаря чему они часто воспринимаются лондонцами как угроза, пусть это и не вполне оправдано.

Впрочем, в самом Полифреме, кроме этого, живёт бесконечное множество других созданий: ожившая одежда, еда, мебель, корабли. Многие из них, фактически, рабы, причём в чудовищном положении: еда осознаёт, что будет съедена, уголь кричит, пока пылает в печи, и так далее.

Правит городом загадочный Король-с-тысячью-сердец, судя по всему — ближайший сподвижник вавилонского героя Гильгамеша, некогда упавший сюда вместе с Первым городом. Его сердце заменено кусочком Горы Света, воплощения Шторма, что и придаёт острову такие удивительные свойства.

Дроуни

Дроуни (Drownie) — обитатели Neath, сосредоточенные вокруг подводного города Дахута. Из-за особенностей смерти в Neath, люди, утонувшие в Море, возвращаются к жизни, но если перед этим они съели специальную субстанцию, изготавливаемую из тела пожертвовавшей собой Камбалы, то в момент воскрешения превращаются в морских существ — Дроуни.

По сути, Дроуни — «русалки» Fallen London: вечно печальные морские создания, которые владеют секретом настолько прекрасных песен, что услышавшие их моряки бросаются за борт, тонут и часто пополняют ряды морского народа. Более того, Дроуни чувствуют, когда люди испытывают страх перед солёной водой, и скапливаются рядом с кораблями, команды которых особенно напуганы.

Из-за этого многие моряки считают их просто монстрами, обитающими в море, но на деле живые утопленники вполне разумны. Они создали в глубине океана собственное общество во главе с загадочным Фатомкингом (Fathomking, от староанглийского fathom — «морская сажень»).

Это могущественный монарх, одержимый историями и способный управлять морскими существами. Обычно его силы объясняют тем, что он взял в жёны родственницу Горы Света, но эта информация не подтверждена.

Ирем

Архипелаг, расположенный на северо-востоке Моря, Ирем связан с ещё одним мистическом пространством: Параболой (Parabola), измерением, расположенным за зеркалами и связанным со сновидениями, где возможно всё. Обитатели Neath посещают это место с помощью наркотика Мёд Заключённых (Prisoner’s Honey), чтобы отдохнуть от тягот и забот обыденного мира среди прекрасных лесов и садов Параболы.

Правда, таинственный мир имеет и свои опасности. Но обычно они затрагивают тех, кто заходи слишком далеко в освоении царства грёз или чрезмерно злоупотребляет Мёдом.

Ирем, в свою очередь, переносит безумную логику Параболы в материальный мир. Само время в этом городе идёт неправильно: приплыв на острова, капитан часто сталкивается с тем, что ему ещё предстоит прибыть, или что он уже уплывал оттуда, или что сам Ирем ещё не появился.

Дополнительно затрудняет ситуацию то, что жители города говорят загадками. По этой причине непонятно, как именно Ирем появился в Neath, но доподлинно известно, что он не входит в число столиц, похищенных Мастерами.

Север

Многие капитаны плывут на Север, отвечая на зов в сновидениях. Его источник — мистер Итен, погибший Мастер Базара. В северной части Моря располагается Капелла Света, загадочный монастырь, обитатели которого почитают мистера Итена под именем Утонувшего Человека как божество, а также практикуют каннибализм. Но есть в этом регионе и места, посвящённые другим таинственным силам.

В ледяной крепости Фростфаунд (Frostfound) скрыты секреты Шторма, Соли и Камни. А непосредственно на северном берегу находятся гигантские ворота под названием Алчный Горизонт (Avid Horizon). В рамках Fallen London и Sunless Sea эти ворота неизменно закрыты. Более того, сама мысль о том, что они откроются, наполняет стоящего перед ними человека ужасом.

Долгое время Горизонт служил просто местом паломничества для тех, кто пытался получить прощение своих преступлений. Им предписывалось добраться до ворот и оставить запись о своих прегрешениях между ледяных камней.

Однако сюжет Sunless Skies основан на том, что лондонцам удалось открыть ворота и выяснить, что они соединяют Neath с местным космосом, куда Лондон перевезли камень за камнем. Но это уже другая история.

Правда

Надо сказать, что космос занимает в мире Fallen London неожиданно большое место. Именно к нему восходит основной конфликт и центральные персонажи этой вселенной.

Но перед тем, как о них поведать, предупредим, что раскрытие секретов этого мира — важный источник удовольствия от Fallen London, Sunless Sea и Sunless Skies. Это один из немногих случаев, когда спойлеры действительно могут испортить впечатление. В статье уже раскрыто немало секретов, которые непросто выяснить, но перед рассказом о том, что же всё-таки происходит в Neath, необходимо написать отдельное предупреждение: продолжайте читать на свой страх и риск.

Главная особенность вселенной Fallen London — звёзды в ней разумны и чрезвычайно могущественны. Они называют себя Правосудия (Judgments) и, фактически, выступают как боги для звёздных систем. Более того, от звёзд, вместе со светом, «исходят» законы мироздания, хранителями которых они и выступают. Однако это не мешает светилам интриговать друг против друга, вступать в отношения и вести насыщенную жизнь.

В этом им помогают так называемые Посланники — громадные космические твари, передающие информацию от одной звезды к другой. Они разносят «письма», написанные на специальном звёздном языке — Корреспонденции (Correspondence), жутковатом алфавите, буквы которого поджигают большинство поверхностей и сводят с ума неподготовленных смертных.

Солнце, Правосудие нашей системы, влюбилось в одного из Посланников и завело с ним ребёнка. Но поскольку они не равны, Солнце испугалось наказания от других звёзд за такой проступок и спрятало ребёнка в подземелье, куда свет звёзд не проникает. Это дитя — Гора Света, порождающая жизнь в Neath, бог моря Камень.

Разочаровавшись в Посланнике, Солнце влюбилось в другую звезду и велело бывшему партнёру отнести сообщение об этом. Посланник подчинился, но звезда ответила на чувства Солнца отказам. Опасаясь, что весть об этом сведёт Солнце с ума, Посланник обратился к загадочному Звёздному Дракону, чудовищу, следящему за выполнением звёздных законов.

Он попросил отложить доставку послания на срок, необходимый для того, чтобы создать абсолютную любовь, способную спасти Солнце от гибели. Дракон согласился и дал Посланнику возможность собрать любовные истории из Семи городов, чтобы «дистиллировать» противоядие от любовной тоски.

После этого Посланник нашёл между звёздами группу тварей, согласившихся помочь ему в обмен на могущество. От них требовалось собирать как можно больше любовных историй на Земле, после чего передавать их Посланнику, который взял себе новое имя — Эхо Базар. А его слуги, как несложно догадаться — Мастера.

Именно с этим связано то, что Мистер Пейджс изымает всю романтическую литературу, а сделки, которые Базар заключает, всегда связаны с любовью. Звёздный дракон, в свою очередь, последовал в Neath, чтобы присматривать за бывшим Посланником и убедиться, что тот не нарушит условия отсрочки. Сейчас лондонцы знают его как бога Шторма.

Что касается третьего бога Моря, Соли, то она пока никак не связана с этой историей, но также имеет отношение к звёздам. Соль — «Правосудие» Neath, звезда, не дающая света, источник собственных безумных законов этого пространства.

Интриги и конфликты Звёзд и, конкретно, Базара, его слуг и потомка от Солнца объясняют многие странности Neath. Например, со звёзд спустились Камбалы, в свою очередь создавшие Гибких Людей и Драуни. Камень объясняет живучесть людей в Neath, существование Полифрема и многие странности Пресвитериата. А план Революционеров сводится к справедливому предположению, что свет в этом мире тождественен закону, порядку и иерархии.

Но даже этот сюжетный пласт не объясняет всего. Например, звёзды никак не затрагивают Параболу, и, самое главное, не дают ответа на вопрос, что такое Neath. В этой вселенной по-прежнему остаётся немало тайн и вопросов, на которые игрокам ещё предстоит получить ответы.

{ "author_name": "Леонид Мойжес", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043c\u043e\u0440\u0435\u0439","\u043b\u043e\u043d\u0433","sunlesssea","long","fallenlondon"], "comments": 114, "likes": 263, "favorites": 387, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 159744, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Jul 2020 13:43:47 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
114 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
30

Игра топовая, но смысл статьи слегка непонятен, старички в ней ничего не найдут, новичкам спойлер всех городов, ещё и с картой и подробным описанием историй. А игра строится на исследовании, в первую очередь. То что мапа рандомно генерится, конечно, спасет ситуацию, но не сильно, когда все города знаешь какой кайф их открывать-то.

P.S. Удивлен как в статье упоминается что "не похоже на Толкиена и Сапковского", но почему-то не упоминается на что похоже: Лавкрафтом тут разит и от морских чудищ, и от ночных кошмаров, и от скрытых мистических городов, с тайной бессмертия, и от механики террора, и в целом по атмосфере. 

Ответить
13

Почитать интересно - играть не очень. Таким людям вполне зайдет статья

Ответить
7

Я писал в своё время целую статью про источники вдохновения Sunless Sea. Лавкрафта там не так много, как принято считать, а сами разработчики очеь не любят, когда их игру сравнивают с Мифом (хотя, может, просто кокетничают)

Ответить
1

карта особо не рандомна, к тому же.

Ответить
12

Попытался играть - информация подается очень сумбурно. Какой-то смысловой винегрет очень похожий на графоманию. Непонятно, стоит ли часами прорываться сквозь дубовый геймплей и тонны текстовой дичи ради того, чтобы понять что вообще здесь происходит. И не факт, что в этом всем вообще есть какой-то мало-мальский смысл. 

Ответить
4

У самурая нет цели - только путь. Считается, что ты должен наслаждаться самими сеттингом. Его необычность типа и есть лучшая награда.Текстовая дичь это и есть мясо этой игры. То ради чего. И о смысле. Его нет. Спойлер - пазлл так и не сложится.
"Бессолнечное море" - это халтурный спин-офф основной игры текстовой браузерки "Fallen London". Прикрутить к текстовому квесту кораблик с пиу-пиу показалось авторам классной идеей.

Ответить
9

Да ну, не такой уж халтурный. Разве что в плане геймплея. Сценарий там не уступает Fallen London, да ещё и с отсылочками всякими. Chapel of Lights до сих пор одна из моих любимых локаций, а связанный с ней квест — едва ли не лучший в игре.

Ответить
1

Всё-таки контента в этой игре очень много. За 100 с лишним часов даже не обратил внимания, что в Chapel of Lights есть квесты, да ещё и реально интересные. Повод вернуться.

Ответить
1

Ну там только один квест, заточенный на высокие Страницы с вотэтоповоротом в конце.

Ответить
–11

Ясно, спасибо за сэкономленное время  ))
Я оставил игру на "черный день", думал дать ей еще попытку, но теперь она точно улетает в категорию "хуета".
Я не увидел в текстах какой-то атмосферы, просто набор какой-то наркоманской писанины. Даже дичь должна быть дичью до определенного уровня, иначе она просто теряет всякий смысл. 
Но аудио-визуально игра конечно хороша. 

Ответить
4

Иди поиграй в Pillars Of Eternity 2, тебе должно зайти.

Ответить
1

Не знаю, что это должно означать, так как с пилларсами не знаком, но видимо это эстет выразил свое "фи" необразованному мужлану?

Ответить
3

видимо это эстет выразил свое "фи" необразованному мужлану?

йеп

Ответить
2

Сорян, а мне как человеку, собравшемуся проходить вторые Пилларсы интересно, смысл в том, что это образец бессмысленной наркоманской писанины? Просто пройдя первые Пилларсы, не могу сказать что там дичь и наркоманство, скорее просто лютый проеб любых попыток создать интересную и запоминающуюся вселенную.

Ответить
2

Норм там всё. Просто многие сравнивают в относительных величинах, например, относительно Дискоэлизиума. ПоЕ2 далеко не шедевр, но её текстовая часть мне нравится намного больше, чем текстовое наполнение того же ведьмака3, где утопец на утопце и утопайцем погоняет.

Но текстовая часть Sunless Sea мне нравится еще сильнее. Все эти странности терминологии очень атмосферны.

Ответить
5

 Но текстовая часть Sunless Sea мне нравится еще сильнее.

Плюсую, fallen london в свое время вставил и так и не вынул. Насколько не люблю все британское, но тут дичь написанная с офигительным вкусом.
 где утопец на утопце и утопайцем погоняет.

Ведьмак написан приземленно и этим выигрывает. Мне гораздо проще поверить в то что говорят в ведьмаке, чем в РоЕ.

РоЕ первый реально графоманским показался. Особенно в конце, где начинаются эзотерические трипы. Такое ощущение, что автор наверное хотел выразить какую-то личную космологическую позицию, но таланта хватило только на пердок. 

Я вообще фанат подхода «меньше значит больше». Дайте мне простой сеттинг, но подайте его красиво. Пусть это даже будет самое дженерик толкиеновское фентези. Я недавно вообще запустил первый диабло и словил кайф. Вот простое, понятное захолустье, вот простые архетипичные НПЦ с атмосферными репликами, вот адская церковь - иди туда и ебашь демонов, вот охерительная музыка впридачу. И я уже прямо мысленно переношусь туда. Все, я как зритель/слушатель заинтересован и готов чтобы меня дальше уже ебали в уши лором про ангелов и нефалемов. Начните с малого и заинтересуйте, не надо сразу хуярить поносом из своих фантазий.

Ответить
1

Вот честно, имхо если первые были недополученным ожиданием, вторые по мне катастрофа просто. Трудно в двух словах.

Ответить
–1

бля, мне обе ок по-своему)

Ответить
–11

Я люблю дичь. Но это разочаровающая дичь.Надо обладать очень развитым воображением, чтобы ловить кайф с этого повествования. Но с развитым воображением кайф можно ловить и разглядывая бензиновые пятна в луже.
Тут авторы замахнулись на огромную Вселенную и выдали (на свой взгляд) нетленку. Но масштабы сыграли все этого сыграли дурную шутку. Все эти тексты выглядят как википедия или словарь и читать ее очень скучно. Поэтому я вот двойку авторам ставлю. И за лондон и за бессолнечное море

Ответить
3

ну а я ставлю тебе минус =)

Ответить
16

Безумно нравится притягательная атмосфера этой игры, но сил заставить себя в нее играть после 20 часов нет, надоело делать монотонные и рутинные задания ради толики сюжета и контента(

Ответить
3

Лично мне тяжелее перепроходить старое узнанное ради нового, когда ты где-то помер по глупости

Ответить
1

там контента и без заданий тонны, зачитаться можно, какая толика?

Ответить
11

Главное: это рогалик, а не нормальная игра. Я так обжёгся в 2016

Ответить
4

Понимаю, попал в ту же ситуацию. Тем не менее, рекомендую попробовать Sunless Skies, она несколько дальше от рогаликов, интересно играется и без пермасмерти и в целом улучшает многие геймплейные моменты, которые лично мне не понравились в Sunless Sea. 

Ответить
1

что плохого в рогаликах? там можно наследство следующему капитану передать, норм тема же

Ответить
3

Конкретно в рогаликах ничего плохого нет, просто здесь после каждой смерти у меня было ощущение, что меня отрывают от интересной книги и заставляют идти смотреть, как сохнет краска. Даже без учета пермасмерти, медлительность и повторяемость геймплея потом стала сильно раздражать, так как это сбивало темп повествования. Хотелось либо совсем без перерывов на плавание, либо больше экшена и разнообразия при плавании. Возможно, что это задумка на атмосферу, передача монотонности и тяжести жизни простого капитана в странном и жутковатом мире, но мне оно в форме рогалика не зашло. Честно говоря, я вообще бы предпочел Sunless Sea в форме CYOA-книги.

Ответить
0

Спасибо, под конец распродажи тогда возьму её вместо сетевого шутана про WW1, в который вряд ли буду играть больше пары раз.

Ответить
5

Не хочу отпугивать, но я бы порекомендовал бы сейчас купить Sunless Skies (хорошая скидка в Стиме), а взяться за прохождение в районе сентября - примерно тогда разработчики собираются выпустить большое бесплатное обновление Sovereign Edition.
Там большой список изменений и дополнений, поэтому вот ссылка на сообщение разработчика на форумах Стима:
https://steamcommunity.com/app/596970/discussions/0/2297346107926961656/#c2449343220040522345

Ответить

Эстетический супер_стар

Distress
2

Игру можно пройти за первый же заплыв, исследовав весь мир. Так что не вижу проблем.

Ответить
1

Никто не запрещает сохраняться в игре, так-то.

Ответить
0

И там есть режим, при котором смерть не окончательна

Ответить
11

Sunless Sea офигенная игра, 200 крутых часов проведено в ней. Одна из тех игр, когда на язык так и просится фраза - Ах, какая же атмосфера! 

Ответить

Мрачный микрофон

5

Асуждаю людей, которые ругают Sunless Sea за геймплей или называют "текстовым квестом к которому прикрутили механику". Это супер увлекательная игра, плавать, драться, эксплорить, апгрейдить корабль в ней также интересно, как читать тексты. И все элементы отлично связаны, и контента масса, ты постоянно отерываешь для себя что-то новое, чем можно заняться. 

Ответить
2

Но рогаликовость игре вообще не идёт никак. Ощущение, что это прикрутили банально из-за моды.

Ответить

Мрачный микрофон

user
1

Под "рогаликовостью" имеется в виду смерти капитанов и необходимость начинать сначала? Сложно сказать - оно хорошо вписывается в атмосферу. Тлен, риск, хрупкость бытия, вот это все :) Плюс там очень щадящая рогаликовость, как только мало-мальски разберешься в игре, умереть сложно. У меня кроме первых "пробных" капитанов умер только один - после очень неудачной встречи с Номадом. 

Ответить
2

После того, как чуть-чуть разберёшься в игре, то и умирать уже не хочется. А умереть там несложно в некоторых местах. Для пермадефа в игре должна быть высокая реиграбельность, а тут повторное прохождение будет отличаться почти ничем.

Ответить

Мрачный микрофон

user
0

Спорно. Прохождения на разные цели довольно сильно отличаются, плюс стиль игры. Своего последнего капитана я целенаправленно хотела сделать беспринципной сволочью - в итоге выяснилось, что за разными морально спорными решениями в игре, вроде заказных убийств и продажи людей паукам, еще куча контента и квестов скрыта. 

Ответить
1

Всё равно этого недостаточно. Большая часть контента будет похожей. Это ближе к повторному прохождению РПГ вроде фаллаута, чем к настоящему рогалику. Так-то они это и сами поняли и в Skies на обязательном пермадефе не настаивают.

Ответить
–7

" И все элементы отлично связаны, и контента масса, ты постоянно отерываешь для себя что-то новое, чем можно заняться." 
Это описание Википедии?

Ответить
2

Раз уж упомянули Cultist Simulator, то может быть отдельную статью по нему?

Ответить
8

Я бы с радостью! Пока могу предложить только сугубо научную статью о том, почему в Cultist Simulator религия показана лучше, чем в большинстве других видеоигр. 

Ответить
0

Звучит очень интересно, буду ждать.
Но и от статьи про сущности Мансуса я бы не отказался. За 50 часов игры так и нет хотя бы подобия цельной картины этого мира по ту сторону Сна.

Ответить
1

Статья вот, но предупреждаю, что это занудное научное чтиво. А про суть Мансуса, Часов и прочего постараюсь написать!

Ответить
0

РГГУ, лол, вас не закрыли там еще?

Ответить
0

*академические рыдания*

Ответить
0

кстати, а вся эта движуха с Рудольфом Отто и феноменологией религии до сих пор всерьез воспринимается? об этом еще принято писать или только первокурсникам?

Ответить
0

Как средство исследовать реально существующие религии классическую феноменологию религии используют только очень консервативные люди, по моим ощущениям. 

Ответить
0

я имею ввиду, нормально ли вообще об этом всерьез писать?

Ответить
0

Ну я говорю, смотря о чём. Взять и рассмотреть, не знаю, современную религию или религиозную общину с точки зрения Отто будет довольно экзотично. Хотя такие работы я тоже читал, да. 

Ответить
0

это же и есть самое интересное)

Ответить
3

Мы перевели термины самостоятельно, чтобы подчеркнуть, как много в этом мире говорящих названий

Мистер Айронс, мистер Стоунс, мистер Вайнс, мистер Пейдж, мистер Кендлс/Мистер Итен.

Драуни

Могли бы и перевести, однако. Ну и в устоявшейся традиции локализации FL/SS имена мастеров Базара переводятся, да и что мешало перевести утопцев, раз уже руббермены- Гибкие Люди?
гигантские ворота под названием Алчный Горизонт (Aid Horizon). В рамках Fallen London и Sunless Sea эти ворота неизменно закрыты.

Вообще-то нет.
Упомянуты Ирем и Парабола, а также тигры- но ни слова о фингеркингах.
что такое Neath

Место, где не властен Закон.

Ответить
0

 но ни слова о фингеркингах

Так-то они в обеих играх упоминаются: https://www.reddit.com/r/fallenlondon/comments/4983ib/where_exactly_is_the_lore_about_the_fingerkings/

Ответить
2

Таки я в курсе, но в статье о них ни слова.

Ответить
0

А, я думал, ты про игры. Ну, видать, посчитали недостаточно важным. Тут и без того дичи хватает. 

Ответить
1

А, я думал, ты про игры.

Ну, это была очень странная трактовка.

Ответить
0

Я просто сам вообще не переводчик, так что не хотел лишний раз трогать, переводил только там, где было прямо уже необходимо, чтобы передать смысл. Про фингеркингов не стал писать, потому что всё-таки хотел сосредоточиться именно на море, может будет когда-нибудь "месяц Сновидений" или ещё что-о такое, тогда можно будет как следует расписать и про Параболу, и про Prisoner's Honey и так далее. 

Ответить

Эстетический супер_стар

3

 Neath

Низ? :)

Ответить
2

Статья про сеттинг-паззл, 90% статьи - спойлеры, гениально. Настоящий подзаголовок - "Все, что НЕ нужно знать, чтоб получить от игры хоть какое-то удовольствие"

Ответить
2

загадочным Фатомкингом (Fathomking, от староанглийского fathom — «морская сажень»).

слово вполне используется в современном английском, в смісле to fathom, unfathomable, hard to fathom etc.

ворота под названием Алчный Горизонт (Aid Horizon)

все таки Avid Horizon

Ответить
0

Спасибо, сейчас поправлю!

Ответить
–2

По превью подумал, что это арты объединенные историей, типа как у Столенхага, а оказалось браузерка. Впрочем, выглядит занятно.

Ответить
6

Это не браузерка, это сторителлинг роглайк с исследованием. Просто автор вначале включил предыдущие игры студии и там Fallen London, который по артстайлу похож на Sunless Sea (большая часть локаций лондона и артов из него напрямую взяты).

Ответить
1

Я так и не понял что такое DAWN MACHINE.

THESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUN

Ответить
3

Совместный проект адмиралтейства и революционеров по созданию собственного бога вместо пропавшего Солнца. Бог, однако, оказался достаточно своенравным и решил установить собственный Закон. В Grand Geode можно взять квест Supremacy: The Dawn Machine и увидеть, чем это закончится.

Ответить
0

Разве Календарный совет участвовал в создании Машины?

Ответить
3

Да, это идея Июня. Пруф: https://www.failbettergames.com/the-mysteries-revealed-again/

Ответить
0

Не знал, спасибо.

Ответить
2

Тут все просто. Солнце, как и другие звезды- разумное существо. Звезда- вершина пищевой цепочки. Свет звезды меняет окружающую реальность по воле звезды. Так как в подземье не проникает солнечный свет, то и природные законы работают из рук вон плохо.
Часть Адмиралтейства после кампании 1868 решила запилить рукотворное Солнце, которое установит свои законы в Подземье (естественно, такие какие они посчитают нужными). Они построили Машину Рассвета, но в итоге именно её творцы стали её рабами, а не она- их. В основном их цели остались прежними- установить власть новых Законов в Подземье, просто теперь эти самые Законы определяют не они.
UNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHESUNTHES- попытка показать влияние Машины Рассвета на капитана корабля (альтер-эго игрока).

Ответить
1

Sunless Sea/Skies - великолепная, великолепная вещь. Еще два дня продается за копейки, берите не пожалеете.

Ответить
–4

Надо брать, когда приплачивать будут.

Ответить
6

мертвыми мышатами, живыми хуями
шоколадными конфетами и нерукотворными пиздюлями

Ответить
–6

Ну поклонникам энтой вселенной к подобным наборам не привыкать.Инвентори примерно так и выглядит:
Мертвые сатанинские мышата, загадочные немертвые члены безумия, бристольские поющие сласти забвения.

Эту хрень (Фаллен лондон и санлесс сие)  явно клепает нейросеть. По довольно унылым лекалам. А если нет, то сценаристы хуже нейросети и их пора уволить и нанять нейросеть. Это явно оживит викторианское болотце

Ответить
0

загадочные немертвые члены безумия, бристольские поющие сласти забвения

а звучит неплохо

Ответить
1

Первая часть очень зашла, но skies на релизе вообще не понравилась. В космосе пропала вся атмосфера, а наблюдать за тем, как твой паровоз по 5 минут уныло двигается до следующей точки - такое себе, дропнул на второй локации. 

Там что-нибудь поменялось с тех пор?

Ответить
1

Добавили двигатели, чтоб паравоз двигался не 5 минут, а 4. Но никто и раньше не  запрещал хакнуть скорость всей игры через CheatEngine и повесить на отдельную кнопку, если хочется. Вполне себе самодельное искривление времени, которое можно включать и выключать когда вздумается.

Ответить
1

наблюдать за тем, как твой паровоз по 5 минут уныло двигается до следующей точки

считай что это ИММЕРСИВ СИМ

Ответить
1

Сударь, вам подземной воды бокал. ну Вы бухнули от души!
Я поигрываю и стримлю игру. Она больше медитация после открытия всей карты.

Ответить
–5

Играл в Sunless Sea.
Все, что есть в ней приятного и атмосферного - собственно, плавание по подземному морю, открытие островов, встречи с монстрами. Задумка, действительно, шикарная.
А вот реализация - печальная. Игра представляет собой непрерывный, тягомотный почтовый квест, перегруженный текстовым контентом. Причем контент этот, как уже говорили выше - на 80% бессмысленная, бесполезная для игры и написанная тяжелым языком графомания. До сюжета (если он там есть) я так и не добрался. Устал, хотя поначалу мне очень понравилось, я был лоялен к игре и прощал ей некоторую общую убогость. Чтобы понять масштаб бедствияс текстами  - это как в Pillars of Eternity, только умноженное на 10.

Но не с текстовым контентом главная беда. Авторы так хотели, чтобы было нестандартненько и оригинальненько, что взяли холодец, посыпали его леденцами, полили шоколадным муссом и соевым соусом, сверху набросали бычков в томате и сладкой кукурузы, бакинских помидоров, попкорна, щучьей икры, а потом бахнули все это в кастролю с наваристым борщом. Очень интересно и разноцветно, но жрать невозможно.

Игра полна фишек, задумок и придумок, абсолютно не связанных между собой. В результате мир разваливается, и ты вместо "Ух!" говоришь - "Ну вот, еще одна бредовая херня". Везде видна картоночка, на которой авторы кое-как что-то намалевали, а додумывать и доделывать всерьез - не захотели.
Видимо, решили что главное - сеттинг "Темного викторианского Лондона", в этой обертке любой полуфабрикат схавают.

Ответить
0

Чтобы понять масштаб бедствияс текстами - это как в Pillars of Eternity, только умноженное на 10.

а я только хотел тебя послать в пилларс играть...

Ответить
0

Пилларс прекрасен, но с текстами там бывает сильный перебор

Ответить
0

я бы даже сказал ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ПЕРЕБОР
а Deadfire еще и тосклив как геймплей, эх

Ответить
0

Сюжета там нет. Развлеки себя сам среди склетных концептов.

Ответить
0

Именно! Картоночка.  Какой-то скелет без мяса. 

Ответить
0

Ребята, хотел поиграть в эту игру, но чёт не понял как там с переводом?

Ответить
1

Есть хороший перевод sunless see. Процентов на 90-95% переведено вместе с DLC. Там есть случайные истории, которые не переведены, и еще некоторые моменты. Но игру это никак не испортило.

Ответить
0

Где можно найти?

Ответить
1

его нет, потому что английский в этой игре сложнее, чем в Disco Elysium.

Ответить
0

Он есть.

Ответить
0

фанатский, да
не видел, но сомневаюсь в качестве.

Ответить
0

Очень неплохое качество.

Ответить
0

Интересно. Я вот тоже заранее сомневаюсь в качестве, ибо действительно сравним с ДЭ,а то и сложнее. Где можно найти этот хороший перевод?

Ответить
0

Гугл по первому же запросу выдаёт ссылку на группу в ВК. Вот там, собственно.

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

Не хотелось выбирать из разных, один другого даже. Но если хороший это тот, что выдаётся по первому запросу, можно рискнуть. Буду играть в обе версии, в любом случае.

Ответить
–4

Есть любительские переводы. Можно накатить. Но перевод не нужен особо. Смысла не прибавится.

Ответить
1

Перевод нужен везде где текста больше чем в думе

Ответить
1

Ситуация с переводами такая:

Sunless Sea - есть качественный фанатский перевод, рекомендую.

Sunless Skies - перевода нет, но там и английский попроще. Можно играть и параллельно подтягивать язык, можно ждать перевода, он рано или поздно будет. Скорее всего :D

Fallen London - перевода нет и не будет, т.к. это браузерка. Без нормального знания языка играть не советую, будет тяжко.

Ах да, тут еще проскакивал скрин Cultist Simulator. У неё недавно появился официальный перевод на русский, но сделан он несколько кривовато и почему-то поляками.

Ответить
0

Его искать на ZOG я так понимаю?

Ответить
0

Внезапно, нет. Его искать в группе в ВК.

Ответить
1

Ааа... Кажется я его даже видел... Если в вк

Ответить
0

Там прикол в том, что ну переведешь ты Hearts как сердца или Tomb-colonist, как ну не знаю, мумия-колонист - смысла и понимания от этого прибавится ровно ноль)

Ответить
0

Много игры слов?

Ответить
0

Тексты там относительно сложные, не все осилят.

Ответить
0

Спасибо огромное за текст, давно ждал чего-то подобного по данной вселенной. Теперь можно и взяться за эту игру наконец-то, давно уже лежит, ждёт своего времени.

P.S. очень хотелось бы увидеть такого же рода материал по Cultist Simulator, давно в него играю, но так и не ощущаю полного понимания происходящего. Или буду рад ссылке, если уже есть на сайте.

Ответить
1

автор у себя постил подборки лора https://twitter.com/alexiskennedy/status/1273020979153899521

Ответить

Непрерывный ГОСТ

0

Есть у кого полноэкранные арты из этой игры/вселенной

Ответить
0

У разработчиков? у поиска картинок от гугла?

Ответить
0

Еще бы текст под скриншотами хотя бы в двух словах переведен, было б вообще крутяк. А так - спасибо за статью!

Ответить
0

Игру перевели ?

Ответить
0

Официального перевода нет, увы.

Ответить
0

Очень интересно, ничего не понял. 

Ответить
0

Мне кажется или это какие то Вангеры в сеттинге викторианской эпохи?...

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }