Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Я встала утром. Какое-то непонятное жжение проходило рядом с моим глазом. Я пыталась нащупать его холодными пальцами, но контур постоянно стирался. Оно не имело формы. Вся комната окрасилась в фуксию, медленно выцветая кровавыми узорами. Было ли это реальностью? Что такое реальность?

...

Вообще я часто сама себе обещала то, что я не буду брать на анализ слишком абстрактные проекты, форму которых практически невозможно вербализировать и хоть как-то оформить в статью. Но тут же нарушала эти обещания.

Но, наверное, если говорить с ПМКМ (Помоги мне купить молоко) на обычном языке невозможно, то стоит попробовать говорить с ним на его условиях? Стоит же хотя бы попробовать, да?..

И это, на самом деле, самый правильный способ восприятия игры. Ибо чем больше вы будете пытаться связывать все происходящее со здравым смыслом, тем больше будете недоумевать с происходящего. Почему молоко? Почему светлячки? Почему нельзя переставлять вещи в комнате? Почему главный герой — это таблетки и почему таблетки могут разговаривать с Милк-тян?

Надо просто принять правила игры Милк-тян, попытаться понять её восприятие, её интуитивные ассоциации, как бы фантастично не выглядело все, о чём она говорит. Ибо это именно то, что ей нужно от вас.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

И чем больше вы понимаете её, понимаете её боль и переживания, то начинаете задумываться о том, а как её проблемы отличаются от проблем «обычных» людей? Такое же изначальное ощущение собственного одиночества, которое будет вместе с тобой всю твою жизнь. Такие же попытки пытаться хоть как-то исправить и улучшить своё положение.

И потом ты понимаешь, что эта игра и не про шизофрению или расстройства личности разного вида, в общем-то, хотя эти темы также очевидно затрагивает, но про вечное ощущение нашего одиночества и невозможность понять другого человека и его восприятие, ибо все в его голове будет казаться нам непонятным, другим, инопланетным миром.

Часто мне хочется просто перезагрузить всё свое сознание. Весь опыт, все эти фракталы соединяются в страшную гомогенную кашу. Мне хочется выблевать своё бытие. Меня тошнит от ада вокруг.

...
Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Первое молоко (Milk inside a bag of milk...) было создано Никитой Крюковым на Anivisual Jam за три дня с помощью подручных средств, вроде обработки фото и повторяющихся музыкальных аккордов.

В некоторой степени, проект хочет эпатировать и специально смущать своих игроков, это видно и по тому, что в теме новеллы был откровенный щитпост без уточнений, поэтому понять, что в итоге получится было решительно невозможно. Но на выходе игрокам так понравилось подобное нечетко-вырвиглазое изображение и треск металла по стеклу, мистификация и пирамидальные лингвистические конструкции вместе с интересным мыслительным процессом главной героини, что они быстро вывели "Молоко" в ряд феноменов среди РуВН.

И это не удивительно, ибо в новелле есть свой, непохожий на что-то определенное и конкретное, общий стиль, эстетика какой-то сильной безнадежности, абсурдизма и бессмысленности происходящего. Хотя новый и интересный взгляд на мир и привычные вещи не даёт бросить игру, а конструкции и размышления в голове Милк-тян также уносят тебя от основного высказывания, как сильный поток в реке уносит упавший туда камень.

Путешествие в мире чужого сознания, чужой болезненной оптики на мир вместе с коротким, зацикленным и пугающим саундом вдохновленно Yume Nikki, но, помимо какого-то общего сходства в нескольких местах, "Молоко" действительно ощущается самобытно и от этого более лично и интересно.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Возможно, интуитивно, или ассоциативно Милк-тян строит образы окружающих людей на основе представлений о их внутреннем мире. Четкий человеческий образ она может формировать только о себе (и о мальчике Треске из сна в сиквеле, но это другая история), поэтому мама девочки выглядит так пугающе, хотя тут тоже не все так однозначно.

Вскоре, появился сиквел в виде «Milk outside a bag of milk...», который развил многие линии и дополнил некоторые темы, но вдогонку добавил ещё больше вопросов.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Но история, в чем-то, перешла с эпатирования публики на другой, более интимный язык. Понятно, что восприятие Милк-тян сильно искажено болезнью и одной из самых неприятных частей расстройств шизоспектра — эгоцентризма и аутического (как симптом, а не как отдельное расстройство) восприятия. Это проявляется и в банальном факте того, что Милк-тян полностью уверена в том, что другие люди в интернете — это программный код (кстати, похожая мысль посещает меня до сих пор). Это как некоторая форма солипсизма, при котором человек уверен, что помимо его сознания ничего больше не существует. Поэтому по-настоящему доверять она может только отдельной диссоциирующей субличности в своей голове, некой форме тульпы, в существовании которой она полностью уверена, ибо уверена она только в существовании своего сознания, а значит и всех её частей. И мы, как игрок, в некоторых выборных репликах отражаем собственные комплексы и причины неустойчивой самооценки Милк-тян, как отражение её бессознательных процессов. Причем, несмотря на то, что мы буквально находимся в её голове и являемся её частью, как ненадёжный рассказчик, героиня способна многие вещи скрывать мыслеблоком и недоговариванием (или нарушением памяти).

Все превращается в point-and-click квест, а из предметов окружения, в особенной манере, мы постепенно узнаем некоторые факты о Милк-тян, которые, впрочем, не особо много нам и дают, ибо нашей героине и не нужна общая картина. Она живет в неразборчивой и отрывистой хаотичной системе, порядок которой пытается придать через обсессии со счетом шагов и сохранением одного и того же комнатного окружения. Ей, в принципе, и не нужна эта общая картина о себе и сюжете ВН, которую она придумала ради развлечения и облегчения рутины, эта общая картина нужна только нам, поэтому мы и создаём эти странные теории о причинах неприязни Милк-тян к молоку.

И это невероятно зацепило меня во время прохождения. Ни разу я не встречала такого точного отображения расслоения и разделения мышления (шизофрения с древнегреческого буквально переводится как «расщепление мышления»), когда не важно ни время, ни внутренняя логика явлений, ни свое собственное состояние. Даже смерти, по сути, нет. Ты падаешь и рассыпаешься как фарфоровая чашка, чтобы собраться снова в своей квартире. «Школа дураков» Саши Соколова, только в форме визуальной новеллы.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Подобная расщепленная двойственность демонстрируется и в межличностных отношениях. Вообще, по этому есть отдельная теория о двойном послании, заключающаяся в противоречивых уровнях коммуникации, например, как в конце первой части, когда вербально мама Милк-тян спрашивала о состоянии дочери, подразумевая агент заботы, но невербально демонстрировала равнодушие. Подобная амбивалентная коммуникация влияет на развитие расщепленной шизофренической идентичности с непониманием межличностных отношений. Такую же двойственность видно и в том, что Милк-тян боится и демонизирует фигуру матери, но внутренне благодарна за некоторые вещи (вроде выписанных побочных эффектов таблеток) и чувствует себя её обузой.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Концовки же резко переключают наше внимание на другие вещи, ибо они выполнены в отдельной стилистике, отличной от красного окружения. И да, это сновидения, но отличающиеся друг от друга, в зависимости от того, какие вещи вы с Милк-тян изучали и какие факты о себе вы заставили её вспомнить. Поэтому смысл отдельных концовок можно предположить по предыдущим диалогам.

Общей частью этих уникальных и отличающихся друг от друга сновиденческих миров, как и в Yume Nikki, являются мотивы одиночества и отчуждения. Все они через субъективную символическую систему пытаются передать отдельные эмоции и ощущения в концепты и образы. Сон, отсылающий нас к первому "молоку", может передавать совестливое ощущение себя как обузы для окружающих (а может и не передавать что-то специальное). И если некоторые сеттинги сновидений в чем-то близки к "объективному" миру через цвет и темы воспринимаемости себя окружением, то другие миры и вовсе уходят в некоторые фантасмагорические образы изнанки мира с трансцендентным существом и ахроматической цветовой гаммой, ибо другие оттенки тут просто не нужны. В сновидении про погоню интересен и полный переход на комплементарный зелёный цвет, будто Милк-тян попала в голову другого человека. Может, это и правда так?..

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

В итоге, можно прийти к выводу о том, что все здесь сделано интуитивно и правила этого окружающего мира Милк-тян познаёт также, как и мы, но только у неё есть преимущество в привычке. И вся игра окунает нас в эту атмосферу повседневности подобной жизни среди людей с подобной ментальностью. Как эксперимент.

Понятно, что некоторые вещи неточны, как и сама воспринимаемая нами симптоматика, да и в научной среде все больше используется понимание шизофрении не как одной болезни, а группы общих психотических расстройств и отличий в работе головного мозга. И в принципе это не особо важно, ибо достоверность как цель и вовсе не ставится, тут важна именно субъективность чужого опыта. В это именно нужно играть, нужно почувствовать тот отпечаток мышления и индивидуальности, который вложил в сюжет и происходящее автор. Почувствовать движение красных флуктуаций в заполненном, но пустом пространстве, пытаться понять, жив ли и смотрит на тебя глаз теневой стороны луны. И в конце испытать тот непонятный эмоциональный всплеск, от которого в груди останется незаживающая дыра. Такое словами передать просто невозможно.

Лебединая песня твоих нейронов: Milk inside a bag of milk... и Milk outside a bag of milk

Все использованные изображения являются скриншотами.

Пожалуйста, не публикуйте мою статью на других ресурсах без предупреждения.

6.9K6.9K показов
6.8K6.8K открытий
11 репост
15 комментариев

Эта "игра" - яркое проявление культуры постмодерна. В ней нет четкого сюжета, а многие образы встроенны в повествование без контекста и не связаны с другими, из-за чего понять их может только сам автор. Особенно это касается концовок. Из-за этого каждый будет видеть свои смыслы или не видеть их вовсе (можно зайти в обсуждения в Стиме, чтобы наглядно за этим понаблюдать). Новелла мазками пытается затронуть многие темы и в результате мы не получаем ничего цельного, а только эти мазки.
После прохождения на все ачивки для попытки осознания происходящего осталось послевкусие говна.
Вердикт: культурная ценность нулевая.

Ответить

" В ней нет четкого сюжета, а многие образы встроенны в повествование без контекста и не связаны с другими, из-за чего понять их может только сам автор."

В смысле нету? Там тебе в игре рассказывают что (ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ) - ГГ после самовыпила отца двинулась головой и осталась одна с матерью. В дальнейшем её болезнь только прогрессировала, из-за этого её начали травить в школе и соц сетях (когда она начала рассказывать о своих мыслях и ощущениях). Мать же её еле терпит и постоянно заставляет употреблять разные лекарства (для её же блага). А игрок выступает в роли голоса в голове с которым она общается. Вот тебе общий сюжет.

Ответить

Мнения разные бывают конечно, но так поверхностно оценивать игру с точки зрения повествования, говоря: "я не хочу думать, мне нужно шобы давали прямо", просто глупо. Да и что плохого в том что люди будут делать свои выводы? Как раз таки вся суть в том, чтобы человек сел и сам подумал и вдумался в произведение, чтобы сложить логическую цепочку и в итоге прийти к выводам. Некоторые это не делают (как человек выше) и многое теряют.

Ответить

Да, это не цельное произведение, много вопросов осталось открыто, но с чего вердикт такой категоричный? Что такого ты хотел осознать? На общие вопросы ответы довольно очевидны. Эти образы конечно можно по разному интерпретировать, но всё равно слишком далеко отойти не получится, а некоторые вообще могут подразумевать всего пару вариантов. И на самом то деле, практически все интерпретации будут верны и это прекрасно. С такими заявлениями критики искусства бы тебя конечно затоптали. Малевич че, зря старался?

Ответить

Ну, у каждого свой внутренний аппарат для оценки ценности произведения. Для меня, если творение помогает автору сублимировать и даёт возможность диалога с другими людьми не через слова, а через образы, тем самым облегчая его самовыражение, которое стопорит обычный диалог, то оно уже имеет настоящую ценность.

Ответить

Продвигаем Молоко в массы!

Ответить

Как же классно прочитать статью что бы понять во что ты только что поиграл, и по итогу начать еще большее не понимать(

Ответить