{"id":3874,"url":"\/distributions\/3874\/click?bit=1&hash=30fc0ef022b78dbe8dbdb621ec8c84929c74c194c9dd4dac1b63f091d1e187b6","title":"\u041a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0431\u044b, \u0440\u0435\u044e\u0437\u044b, \u043a\u043e\u043b\u043b\u0430\u0436\u0438... \u0414\u043b\u044f \u0447\u0435\u0433\u043e \u0432\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"bf0e0fe0-842c-5899-bb40-4efc00426ccf","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Николай Позин

Змеиная закуска. Воспоминания о Metal Gear Solid 3

Неторопливо проползая по Сиэтлу в The Last of Us Part 2, я задумался о том, насколько же малый шаг сделал жанр стелс-экшенов в рамках геймплея за последние лет 15. В каждой второй игре про прятки есть высокая трава, какое-либо почти беззвучное оружие и туповатый AI противников.

Размышления подтолкнули меня к воспоминаниям о временах, когда все казалось зеленее (хотя по количеству этого цвета в кадре TLOU2 сложно обогнать). В результате подобного ностальгического путешествия я добрался до Metal Gear Solid 3, о которой и пойдет речь.

Типичная картина в СССР (скрин с версии на PS Vita)

Во времена PS2 серия MGS по своему положению в игровой иерархии отчасти была похожа на творения Naughty Dog в настоящем. Эксклюзивные (временно) проекты, выжимавшие все соки из платформы и предоставлявшие один из самых «киношных» опытов на момент выхода. Конечно же, методы достижения подобного результата разнились. Американские разработчики брали за основу какое-либо произведение («Индиана Джонс», «Дорога») и делали цельную игру, вдохновляясь им. Подшефная же Кодзиме студия черпала идеи из разных, зачастую находившихся в противоположных системах координат источников («Побег из Нью-Йорка», «Бегущий по лезвию», «Смертельное оружие», «Джеймс Бонд, «Рэмбо», «Евангелион»), добавляла в эту солянку большую ложку японского безумия и получала на выходе что-то относительно уникальное. Глядя на некоторые сцены можно было без труда угадать их первоисточник, но почти всегда имелась какая-либо деталь, добавляющая оригинальности. Например, мяукающий офицер ГРУ. Однако, даже несмотря на некоторые WTF-моменты в роликах, происходящее в них не слишком сильно разнилось по стилю с основным геймплеем.

В игре даже была эпичная сцена погони

Игроку отводилась роль элитного американского оперативника, заброшенного на территорию Советского Союза с миссией проникнуть на хорошо охраняемый объект для устранения цели и получения разведданных. Большая часть игрового процесса строилась на достижениях MGS2. Механика передвижения была почти идентичной: точно такие же прижимания к стенкам, несколько скоростей передвижения с разными степенями шума. Трудно представить с высоты сегодняшних дней, но передвигаться можно было только лежа на животе или стоя. Прыгать предлагалась с помощью кувырков в определенном направлении. Камера в первом издании игры (Snake Eater) также была направлена сверху вниз, что в отсутствие радара из первых двух частей, серьезно мешало игровому процессу. В улучшенном издании Subsistance и HD Collection данный недочет был исправлен.

Оружие точно также обладало определенной степенью автоприцеливания (так и не разобрался, как оно работает), но для точной стрельбы обязательно нужно переключаться на режим от первого лица. Враги имели слабые точки, попадания в которые или наносили более серьезный урон, или имели специальный эффект. Например, выстрел в рацию врага лишал его возможности вызвать подкрепление, а ранения в руку заставляли бросить автомат и переключиться на более легкое вооружение. Одной из особенностей MGS3 стало преобразование системы ближнего боя из «нажми кнопку три раза, чтобы сделать комбо» в более комплексное CQC, позволявшее производить броски, захватывать противников для допроса и использовать их в качестве живого щита.

Данная сцена явно вдохновлена «Беглецом»

Так как волей сценаристов Kojima Productions в СССР появились джунгли с обилием животных, то одним из основных навыков для Снейка стало умение выживать в диких условиях. Помимо стандартной для многих игр полоски жизни и выносливости, были реализованы механики полевой медицины, усталости и камуфляжа. При попадании под обстрел вполне возможно получить застрявшую в мягких тканях пулю или ожог, влияющие на количество здоровья. Для разных травм предлагались свои методы лечения. Усталость влияла на регенерацию здоровья, точность прицеливания и максимальное количество доступной выносливости. Пополнение шкалы производилось через поедание найденной еды, в том числе растений и животных.

И все срослось меньше чем за месяц!

Флора и фауна была не настолько важна, чтобы игрок вспоминал ее только, когда его кусала ядовитая змея или присасывалась пиявка. Однако тем, кто хотел экспериментировать, такая возможность предоставлялась с избытком. Еду можно было скармливать охранникам, собакам (да они были в игре) или одному из боссов, чтобы вывести их из строя. С собой позволялось носить до трех живых животных, чтобы обеспечить персонажа свежими продуктами или кинуть в неприятеля змею.

Наличие колышущейся травы во времена PS2 впечатляло

Свойства различной экипировки можно было узнавать у игровой команды поддержки, которая в полностью озвученных разговорах по рации объясняла назначение предметов. Эти диалоги были не просто скучной справкой. Зачастую в них присутствовал хороший юмор, а иногда можно было узнать что-то новое о персонаже на другом конце провода.

Система камуфляжей позволяла менять костюм героя для наилучшей степени незаметности на фоне окружения. Используя правильную маскировку Снейк мог стать почти неразличимым для врагов или получить какие-либо специальные бонусы. К сожалению расплачиваться за подобное приходилось постоянным использованием меню для смены одежды. При учете того, что в рамках одной локации могли сменяться несколько типов поверхностей, делать это приходилось часто.

Камуфляж можно наносить и на лицо

Безусловно обилие функций не всегда собиралось в идеально работающий механизм. Но тем не менее MGS3 является именно той игрой, которая по-прежнему способна удивлять своим вниманием к деталям. Достаточно только отойти от стандартного выкашивания врагов из кустов с помощью пистолета с глушителем.

Сюжет MGS3 является отправной точкой в хронологии вселенной, потому отлично подходит для начала знакомства с серией. Ему, конечно, свойственно огромное количество клюквы, но в остальном это неплохой шпионский боевик с яркими персонажами и неожиданными сценарными поворотами. Единственное, что мне действительно не нравилось — почти полное отсутствие предыстории у отряда «Кобра». После MGS1 подобное смотрелось блекло. Хотя сами сражения с боссами были одной из сильных сторон игры благодаря обилию тактик достижения победы.

Весьма печально осознавать, что на текущий момент сравнимых с MGS серий не осталось. Кодзима сначала сделал фестиваль игрового видео (MGS4), затем увлекся экспериментами в открытом мире, а потом и вовсе решил изобретать новые жанры доставки. Линейные же приключения в настоящее время не предполагают аналогичного разнообразия механик (впрочем грамотная реализация заложенных в проект возможностей тоже дорогого стоит).

Вторым печальным фактом является то, что во времена отличных римейков, MGS явно не получит подобного отношения. Воссозданные на современном движке сцены из третьей части похоронены в пачинко, а сама MGS3 из современных консолей играбельна только на Xbox в режиме обратной совместимости. Тем не менее мне очень хотелось бы верить, что когда-нибудь возможность вернуться в похорошевший 1964 год все же представится.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Фёдор Шараборин

Помню, как в первый раз поиграл в МГС 2 у друга на плойке, я тогда так офигел от того, что герой оставляет следы, а враг их видит и идёт по ним. У меня реально челюсть отвисла. В тот момент мелкий я подумал, что в будущем все игры будут использовать похожие фичи и таких мелких деталей станет больше. Но высокая трава, которая полностью скрывает от взора противника, была другого мнения.

Ответить
Развернуть ветку
atomgrib

МГС 1 на Соньке взорвал мой тогда юный и девственный мозг. Единственная игра, которую я проходил два раза, получая разные концовки и которую помню в деталях спустя 18 лет. Потрясающая игра. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
DepecheTodd

А иногда и отсутствие периферийного зрения

Ответить
Развернуть ветку
Антон Печёнин

А у меня вообще был в детстве только дримкаст, доузья играли только у меня и про МГС я лишь  в журналах читал)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg

Ну так высокая трава - единственный вариант при открытой площади и стелсе. Хрен знает что тут ещё выдумать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вересов

А мне в 3 части запомнился момент, когда я полз под домом чтобы цапнуть охранника за ноги, уже добрался до него, а он фигак.. и заглянул под дом) Такой подлости от врага я не ожидал) Еще был прикольный момент, когда враг должен был ворваться к тебе в комнату, так они сначала тебе туда забрасывали гранату, а потом заскакивали и давали очередь по углам на всякий случай)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
hooyak

Спасибо за пост!
Лучший MGS и последняя нормальная игра Кодзимы.

Ответить
Развернуть ветку
Которыбгвин

Не согласен. Пятая геймплейно лучшая, но по подаче сюжета худшая, так как открытый мир ломает темп и структуру. Даже Peace Walker в этом плане лучше. Жаль что Peace Walker мало кто заценил, но это отличная полноценная часть. Жаль что её делали для портативок.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Oleg

А что есть жанр, где сделаны большие шаги в геймплее за 15 лет?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Шараборин

Казино, теперь к нему прилагается стрельба и прочие финтифлюшки, а не просто игровой автомат)

Ответить
Развернуть ветку
Иркутский микрофон

Да в РПГ
Геймплей стал лучше
Всё остальное пошло по пизде...

Upd

Сейчас в очередной раз вспомнил что 15 лет назад это 2005, а не конец 90-х...
Тогда всё же не шаги, а шажочек

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пикачу

Действительно знаковая игра

Ответить
Развернуть ветку
Ян Соловенко

Лучший mgs. В последующих частях Кодзима и вовсе забыл про баланс катсцен и геймплея

Ответить
Развернуть ветку
DepecheTodd

Первые три части одни из моих любимых игр ever

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Georgievsky

Ибо начиная с середины разработки 3 части он уже не хотел делать метал гир. Но его заставляли. Да и с той же 5 частью Кодзима вообще не имеет ничего общего. Хотя о какой пятой части я говорю... ее же не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Иркутский микрофон

Чёт проснулся сегодня, а в голове мысль что надо бы в MGS поиграть
Поставил первое что попалось и сижу играю теперь
Ещё и пост этот в ленте попался. Чёрт это мне всю серию проходить?

Ответить
Развернуть ветку
DepecheTodd

Блин, добавить бы в граунд зирос ещё хотя бы 5 таких же сюжетных уровней, с такой проработкой локации - получилась бы просто шикарная игра

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Майданов

Первые три MGS стоит пройти каждому. Это отличные игры даже сейчас и они очень разнообразные. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ray Madhope

Сон в тюрьме, который можно пропустить) интересный способ победить деда(даже два). А игры с Волгиным и маской?) А взгляд в катсценах от первого лица где можно увидеть подсказку.. Прошёл раз 20, если не 30 в своё время на пс2) очень люблю эту часть

Ответить
Развернуть ветку
Николай Позин
Автор

The Sorrow, призывающий призраки убитых врагов (притом чем больше убиваешь, тем их больше). Какие были времена) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Killart
проползая по Сиэтлу в The Last of Us Part 2
добрался до Metal Gear Solid

хм, забавно, что я сейчас смотрю юзю, который марафонит мгс, после прохождения тлоу.

во времена отличных римейков, MGS явно не получит подобного отношения

Хуй бы с ними с ремейками, пускай конами хотя бы пропердятся и перевыпустят в виде ремастеров(с банальной подкруткой широкоформата и современных систем) на ПеКу и Свич. 6(7) штук, обмазаться можно.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Georgievsky

Кстати говоря, за последнюю неделю - это уже 4 или 5 пост про mgs. И они идут параллельно прохождению Юзи ><'
Ну или ребята сами потихоньку проходят серию, либо хмм.. посматривают у кого-то)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артем Иванов

Переиздание всей серии на пк и новых консолях увидеть бы.

Ответить
Развернуть ветку
Понятный Макс
туповатый AI противников

Во всех мгс аи тоже тупенький.
А так по статье я и не понял, чем хорош в стелсе третий мгс помимо камуфляжа и внимания к деталям (большая часть которых к стелсу и не относятся) 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Позин
Автор

Да в целом ничем, пожалуй я больше хотел акцентировать внимание на то что вышел он в 2004.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Georgievsky

Ну как минимум в мгс все получше чем во многих современных играх. Их тупизна там обыграна, а фишки с теми же следами, по которым могут найти, с сердцебиением, сменой камуфляжа, или рофлы с ползаньем в крокодильей шляпе и т.д. Этого и большего уже давным-давно нигде нет

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Memphis

«Камера в первом издании игры (Snake Eater) также была направлена сверху вниз, что в отсутствие радара из первых двух частей, серьезно мешало игровому процессу. В улучшенном издании Subsistance и HD Collection данный недочет был исправлен.»
Простите, но вы написали несусветную глупость. Субъективная камера никогда не была недостатком серии. Всё отлично работало и в MGS3 и в MGS2-3-TTS, причём работало именно на геймплей, т.к. как раз надобность в прислонении к стенкам отпала как раз из-за камеры от третьего лица. Интересное расположение камеры на локации тоже пропало из-за модной на тот момент (смотреть дату релиза RE4 и MGS3 Subsistence) камеры от третьего. Главное и единственное достижение такой камеры - упрощение и без того казуального (на фоне MGS1-2) геймплея. P.S. - в MGS3 есть как минимум 3 гаджета, заменяющих солитон с разной степенью эффективности.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Позин
Автор

Прощаю, но не соглашусь с вашим утверждением исходя из опыта игры в обе версии (как раз таки первой я поиграл в Snake Eater с Ape Escape миниигрой на диске). Во-первых ни один из гаджетов не давал угла обзора врага, не мог быть экипирован одновременно с другим, и еще они имели свойство детектить животных, которых было дофига и больше. Во-вторых враги стали куда более зрячими и дальность их обзора напрямую зависела от Camo Index. В-третьих локации стали более открытыми, как следствие вышеописанная зрячесть играла на руку очередному хапанью тревоги (замечу, что в МГС3 тревога ловилась сразу, а не после звонка по рации). В-четвертых, общая цветовая гамма и низкое разрешение способствовала тому. что врага, идущего по лесу зачастую можно было не заметить при таком виде буквально в метре от себя (притом он явно в этот момент не прятался), а еще бывали случаи когда он находился в 7-8 метрах от персонажа(локации после болота), но при этом из-за камеры, показывающей небольшую площадь поверхности вокруг Снейка его было не видно. Прислонение как по мне и так не особо нужно было при возможности смотреть от первого лица в траве с 95% камо индексом.
По сути дела геймплей в таком случае сводился к тому, что при каждом переходе на другой цвет нужно был менять камуфляж для достижения 90%+ Camo Index. А детектить осмотром от первого лица обычным взглядом или с помощью гаджетов (микрофон или тепловизор).

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Чернов

Как раз сейчас эмулятор 3ds на андроид (Citra) неплохо тянет эту игру. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Печёнин

А еще жалко, что сплинтер целл после клевой пандоры чего она там уже не помню пошел по наклонной

Ответить
Развернуть ветку
Tano4ek

Путаешь, по наклонной он пошел после превосходной Chaos Theory )) Pandora Tomorrow был штатным сиквелом, а вот триквел прямо тащил и был оч крутым.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Гаврила Гаврилыч

Лучшая сцена в игре.
https://www.youtube.com/watch?v=NVA05MDfR7M

Ответить
Развернуть ветку
иван поляков

Все жду ремейка трилогиии, ибо такие ахреневшие сюжеты как в MGS надо знать любому уважающему себя геймеру

Ответить
Развернуть ветку
artkalm

Блин, смотрю на ролик пачинко-версии snake eater (он вроде на движке phantom pain сделан) и до слез обидно становится. Какой римейк мог бы получиться...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ворсин

Шапка этого поста вгоняет меня в такую тоску, по сравнению с которой гудбай-мунмэн покажется задорной песней Дискотеки Аварии про Новый Год...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kysh
Ответить
Развернуть ветку
Dimas Cascader

Про прятки: подруби сурвайвол в tlou, если игра и твое мнение не изменится можешь накатать на этот счет пост. 
В том же хитмане с инстинктом и без него играются как разные игры. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Позин
Автор

Насколько я понял отрубается слух, увеличивается получаемый дамаг (проходил выкашивая каждую локу на харде)? Меня просто в таком случае немного напрягает наличие пары открытых боев с зараженными (особенно с тем, что в больнице). Не любитель я ловить ваншоты) Вообще сейчас прошел и мне очень понравилось, что игра позволяет импровизировать в рамках тревоги, приятно)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Pablo Engemann

Сейчас прохожу игры пс2 на своей супер слимке, жаль что 3 части почему то нет в переводе. С английским у меня еще хуже чем с русским, так что буду проходить трешку на ютубе.
В свое время (году в 6-7), меня поразил сюжет и ЛОР этой серии. Сочетание совка с чем то другим, мне казалось просто немыслимым.
Я даже змеиную закуску покупал из за этого, но диск оказался косячный, и я ее поменял по моему на игру 24 часа по сериалу. 
Кстати годные игры то на пс2 на самом деле были, проекты категории B прям мое уважение.

Эх запилил бы кто пост...

Ответить
Развернуть ветку
Rei.Jiu

Первый МГС в 99-м взорвал нам с другом мозг всем. Начиная от «ту-ту-ту» на заставке Konami и заканчивая финальной битвой на самом Метал Гире. От «Let me feel it. Let me feel alive again!» Грей Фокса до сих пор мурашки. Последующие части такого восторга, увы, не вызвали. Но третья часть на втором месте после первой для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Lesnic XO XO XO Yippee-kai-yay
я задумался о том, насколько же малый шаг сделал жанр стелс-экшенов в рамках геймплея за последние лет 15. В каждой второй игре про прятки есть высокая трава, какое-либо почти беззвучное оружие и туповатый AI противников.

Не соглашусь, просто чистых стелс игр сейчас практически не делают, а НД не смогли в проработанный геймплей 

Ответить
Развернуть ветку
Элементарный дым

И никто не вспомнил про лестницу? Эхх, молодежь...

Ответить
Развернуть ветку
Anthony

Игры перестали быть амбициозными что ли... ну посмотрим на куберпунк

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мендришора

а шо там за вдохновение евангелионом, где он отражается?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Позин
Автор

Я бы не сказал, что оно прямое. Но нашел интересное видео на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Appelco

Эх. Конами, пожалуйста, переиздайте все мгс хотя бы на ps4, прошу вас. Ну что за пиздец(

Ответить
Развернуть ветку
Stas Bu

Во время самоизоляции прошел 4 части МГС. Играется отлично, даже на эмуляторе. Но от ремейков не отказался бы. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Титов

Одна из любимых игр :)

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

В свое время на варезниках валялась сборка игры под пк. Жаль не скачал, как колоссов с поддержкой мыши в 11 году. Жаль игру не портировали на пк и пс3. В итоге на пс3 так и не нашел диск хд коллекции. Прошел только на компе с эмулятора пс2... в 17 году) У игры есть своя неповторимая атмосфера. Очень шикарные боссы и заставки. Да и финал очень запоминающийся. Для меня одна из лучших частей. Конкретно поставил бы в ряд с мгс 5. Но мгс 4 на пс3 помню больше впечатлила, играл еще в 10 году. Прошел в 14-м. Мгс 1 прошел вообще в 19-м. А первый раз играл на эмуле в 08 году. На 8 битке играл в метал гир в лесу и с ножом. Кто бы мог тогда знать, что получится такая серия

Ответить
Развернуть ветку
Diamond Dog

3ую люблю, конечно, но первая все-таки сердцу ближе. 

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Pliskin

трава в мгс3 лучше чем в The Last of Us Part 2.

Ответить
Развернуть ветку
Имян Фамилиев

Вот бы на пс5 переиздали. А хотя к чему это я. Главный герой не баба и не негр, такие игры нынче не вписываются.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 91 комментарий
null