DTF-челлендж: «Игры, которые я прошёл много раз и, скорее всего, буду проходить ещё»

Челлендж аксептед! Принимаю эстафету от Рюрика и расскажу об играх, к которым возвращаюсь снова и снова. Но начну с небольшой пояснительной записки.

DTF-челлендж: «Игры, которые я прошёл много раз и, скорее всего, буду проходить ещё»

Так уж сложилось, что с самого начала своей игровой жизни я увлекался кооперативными и мультиплеерными играми, а позже пересел на ММО. И лишь несколько лет назад с удивлением обнаружил, что многие «классические» геймеры к онлайн-играм относятся, как ко второсортному дерьму. Я с такой позицией категорически не согласен и сейчас поясню почему.

Часто слышу, что вот де сингловые игры — это самый крутой вид искусства, который уже затмевает кино и литературу. Согласен с тем, что потенциал у них есть, но вот игр, которые его раскрыли, на мой взгляд, не наберется и пары десятков. Наверняка какие-то непопсовые бриллианты проходят мимо меня, но среди того, что на слуху, ничего выдающегося практически нет. Хоть убейте, я не могу понять, каким таким искусством являются бесконечные «Ассасинскриды» с «Каловздутиями», «Годовары» с «Человеками-Пауками» и даже, прости господи, «Ластофас». Я даже не понимаю, зачем на это тратить время: меня не цепляют эти истории, не заботят судьбы этих персонажей. Не то чтобы я какой-то чванливый эстет, но это ж вообще ни о чём. В лучшем случае — уровень средненького фэнтези/фантастики или вовсе бульварного чтива. Никакой глубины, никаких откровений. Откуда у тех, кто вкушает современные трипл-эй продукты, снисходительное отношение к ММО —

И вообще, игры должны одолевать кино и литературу не сюжетами (литературу всё равно не получится), а тем, как они взаимодействуют с нами, игроками. И в этом плане всё совсем плохо (во всяком случае, в моем игровом опыте) . Типичная современная игра — это кино, в котором просто можно потыкать на кнопки. Но если я не буду тыкать на кнопки сам, а просто посмотрю летсплей, то в большинстве случаев ничего не изменится.

Тогда как настоящие ММО — это сложнейший продукт, где историю пишешь ты сам, где можно прожить полноценную вторую жизнь, где тебя окружают живые люди, которые пока ещё гораздо интереснее неписей-болванчиков (возможно, ChatGPT это исправит). Где тысячи людей взаимодействуют друг с другом и с множеством подсистем, и всё это работает как единое целое. В этих играх есть место экономике, политике, дружбе, предательству, взаимовыручке, вражде, многоходовочкам и бог знает чему ещё. Да, ММО не претендуют на лавры литературы, не соревнуются с кино, но зато и опыт ММО никакой книгой или фильмом не заменишь, а главное — это работает уже сейчас. А у синглов, имхо, пока только нераскрытый потанцевал. И в большинстве случаев, выбирая между хорошей книгой и игрой, разумнее будет выбрать книгу.

Но поскольку формально ММО нельзя «пройти», я постараюсь о них не писать (ну почти) и расскажу о редких одиночных играх, которые меня всё-таки покорили.

Prince of Persia: Warrior Within

Уф, включаешь и сразу хочется кого-то разрубить напополам

Искренне убеждён, что это лучшая игра за всю историю Млечного Пути. Перепрохожу каждый год. Люблю «Принца» за музыку (за саундтрек Стюарта Чатвуда, а не за попсовую Godsmack), безупречный темп и ритм. Это очень важно — тебя не отвлекают дебильными побочками, затянутыми кат-сценами, собирательством, крафтом, строительством базы и прочей хернёй, которую суют нынче в любую игру.

Самая важная особенность «Схватки с судьбой», которую я почти не встречал в других играх — это чувство полного единения с персонажем. Главный герой — это загнанный в угол зверь, отчаявшийся человек, который несётся от неудержимой силы. И я сам, когда играю, нахожусь в постоянном напряжении. Бегу, сломя голову и не оглядываясь по сторонам, сердце колотится, музыка создаёт необходимую атмосферу и подгоняет. Ощущение, что меня сейчас кто-то схватит за жопу. Играю и чувствую, что я — это и есть Принц, а Принц — это я. Невозможно передать крутизну «Принца» на стриме или в летсплее — не поймёшь, в чем кайф, пока не поиграешь сам. Всё сошлось: музыка, боевая система, темп, дизайн уровней. Всё сделано и подобрано так, чтобы игрок растворился в личности главного героя.

Возможно, это кому-то покажется ерундой. Возможно, я ошибаюсь и гоню пургу. Но, на мой взгляд, в этом вся мякотка: если ты не сливаешься с главным героем, то игра не работает как игра. Наверное, вот это «слияние с бесконечно-вечным» насквозь субъективно и кто-то сливается с Джоэлом или с Шепардом — не знаю. У меня — вот так.

А ещё в «Принца» просто приятно играть. Драйвовые сражения, увлекательная акробатика, бешеные гонки с Дахакой, трюки со временем. И даже нелюбимый многими бэктрекинг там, на мой взгляд, сделан идеально.

Ну а задница Шади — это вишенка на торте.

SOMA

DTF-челлендж: «Игры, которые я прошёл много раз и, скорее всего, буду проходить ещё»

Это первый и единственный хоррор, в который я играл. И это игра такого уровня, после которого кажется, что больше тебя ничто и никогда не впечатлит. Есть такие фильмы, книги, сериалы, которые хочется быстрее прочитать, досмотреть, потому что интересно, но когда заканчиваешь, накатывает опустошение, потому что хочется ещё, а больше-то нет. Вот это про «Сому». Заканчиваешь игру, а тебя словно проткнули и выпустили весь воздух. Всё, конец. Можно больше не играть никогда и ни во что.

Прозвучит немного странно, но мне игра нравится по тем же причинам, что и «Принц». В «Соме» какой-то невероятный уровень погружения — ты переживаешь ровно те же эмоции, что и персонаж. Вот он просыпается в темноте на какой-то мрачной станции и ничего не понимает — и ты тоже ничего не понимаешь. Вот он первый раз переносит своё сознание и осознаёт весь ужас произошедшего — и ты шокирован вместе с ним. Вот в финале он снова попадает в эту ловушку — и ты попадаешься вместе с ним. Хотя финал довольно легко предсказать, разработчикам удалось меня перехитрить, отвлечь и застать врасплох. Точно так же, как и персонажа, который в суете текущих дел забывает подумать о том, что же ждёт его впереди.

В «Соме» и в «Принце Персии» этот эффект единения достигается разными способами, но в обеих играх это круто работает и делает их для меня лучшими. Повторюсь: вот так, на мой взгляд, и должны работать игры. Вот в чем их сила перед литературой и кинематографом. Но я не знаю других таких. Если вы знаете, то подскажите в комментах: )

Ну и сюжет в игре классный. Разработчики задают интересные вопросы, предлагают задуматься о природе человеческой сущности. Ты проходишь и игру, и тебе есть над чем поразмыслить. Новые прохождения Сомы, конечно, уже не шокируют и не производят такого вау-эффекта. Но в игру всё равно приятно сыграть снова: она атмосферная, хорошо поставленная и здорово сыгранная.

The Witcher 3

DTF-челлендж: «Игры, которые я прошёл много раз и, скорее всего, буду проходить ещё»

Убеждён, что геймплейно третий «Ведьмак» — просто ужасная игра. Примитивная, однообразная. Вот сравним с тем же «Принцем». Ближе к концу игры в «Ведьмаке» ты с Филиппой приходишь в пещеру за камнем, и там есть система зеркал. Я подумал: ну всё, конец — сейчас полчаса буду решать головоломку. Но нет, поляки решили не заморачиваться. Нужно просто подойти к каждому зеркалу и нажать E. По-моему, это какой-то позор.

Или эпизод, когда начинается Сопряжение Сфер, мир сходит с ума, кругом хаос, с неба падают метеориты. В «Принце Персии» есть похожий уровень — когда разрушается дворец. И он действительно разрушается: не спрыгнул с платформы вовремя — загружаешься, прокрутился на перекладине лишний раз — упал и разбился. А что в «Ведьмаке»? Да ничего, ощущение, что весь этот катаклизм — бутафория. Может, метеорит и прибьёт тебя, если под него попасть, но для этого, вероятно, нужно встать на месте и ждать.

И никакого единения с Геральтом я, конечно, не испытывал. Никаким ведьмаком себя не чувствовал.

В общем, «Соме» и «Принцу Персии» «Ведьмак» даже в подмётки не годится. Это интерактивная книга, в которой мне дали решить, каким из нескольких вариантов будут заканчиваться сюжетные линии.

За что же я люблю эту игру и почему перепрошел её 5 раз? За персонажей. Характеры, их проработка, диалоги, взаимоотношения. Это всё настолько живое и всамделишное, что с персонажами «Ведьмака» не хочется расставаться. Хочется остаться там, ссориться с Йен, вытаскивать Лютика из очередной передряги, притворно ворчать на Цири. Я правда жду, когда искусственный интеллект позволит оживить этих героев по-настоящему, чтобы остаться с ними навсегда.

Portal, Portal 2

DTF-челлендж: «Игры, которые я прошёл много раз и, скорее всего, буду проходить ещё»

Люблю их за то, что в эпоху, когда игры перестали удивлять, Порталы смогли. Они подарили новые ощущения. Перепроходить их, конечно, не очень интересно (потому что помнишь решения головоломок), но вот стереть себе память и пройти игру еще раз очень хочется. Ну или сыграть в третью часть :)

Иногда с горя прохожу комьюнити-мапы. Некоторые очень крутые. Одна беда — сложно выискивать их в куче хлама.

Lineage 2

Я не плачу — это вы плачете!

«Линейка» — это игра, которую, как я отмечал выше, формально нельзя пройти. Однако тут есть 2 больших «но»:

  1. «Линейку» можно пройти в переносном смысле, то есть «добиться в ней всего». И пару раз мне это удалось, пусть и на «фришках».
  2. В СНГ очень развита культура «фришардов» — пиратских серверов Lineage 2, которые регулярно переоткрываются, поэтому многие игроки постоянно начинали (или до сих пор начинают) заново. Я в их числе :)

На мой взгляд, Lineage 2 — это игра, опередившая время. К сожалению, состарилась она очень плохо — с каждым обновлением разработчики уводили её куда-то не туда. Но классический период (где-то до HF) — это столп и жанра ММО в частности, и игровой индустрии в целом.

Бессонные ночи, осады замков, политические игры, многочасовые ожидания эпиков и такие же продолжительные сражения за них, битвы за спот, драмы, скандалы, истории любви и дружбы, предательства и обманы, конкуренция и самопожертвование. Всё это — Lineage 2. Никаких слоёв и каналов, никаких инстансов (поначалу) — всё в едином мире, все вынуждены взаимодействовать. Такими и должны быть ММО. И таких, увы, почти нет.

Никакая другая игра не дарила мне таких эмоций. Ни в одну другую я не играл с такой самоотверженностью и страстью. Это моя вторая жизнь — я буквально провёл в игре несколько полных лет (если сложить всё) . Я нашел благодаря L2 своих нынешних друзей, свою нынешнюю работу. Мой папаша повлиял на меня меньше, чем «линейка».

Эта ММО — настоящее волшебство, какая-то чудовищная вселенская случайность, парад планет от мира игр. В ней такое количество различных систем и социальных механик, которые сделали игру именно такой, какой сделали. Мне кажется, что разработчики даже не могли в полной мере предсказать, что получится вот так. Это божественное провидение или коллективное бессознательное.

Хотите познать прелесть ММО — поиграйте в Lineage 2. По-настоящему.

Heroes of Might and Magic III и серия Civilization

В эти игры я возвращаюсь всегда, когда хочется отвлечься, а поиграть не во что. Или когда вообще ничего не хочется, но нужно как-то скоротать время за компьютером. В «Героев» играю только в третьих, в «Циву» — в любую, начиная с третьей части.

Нет лучше способа спрятаться от реальности. Садишься вечером, а в себя приходишь под утро. Это моя медитация, процесс, который помогает перезагрузить мозги. С нетерпением жду анонса седьмой «Цивилизации» — шестой уже пресытился настолько, что больше не лезет.

Dasteet, спасибо за вызов. Содачи, ты следующая, потому что я прусь от того, как ты владеешь словом!

Как же она ебашит!
108108
86 комментариев

По Ведьмаку база, если бы он был визуальной новеллой, я бы его запоем прошел. А геймплей оч... ну не бесит, но усыпляет меня там геймплей, вот

12
Ответить

а что у вас блять с геймплеем не так? Там можно столько билдов построить, что обосрешься. В чем блять не устраивает геймплей? В нем самое лучшее управление персонажем в принципе, хуле вы все ноете блять?

10
Ответить

я в него раза со второго втянулся или 3го и то для этого приходится именно прям нормально времени провести в игре, потом зашло и залип
Потом я получил хуёвую концовку, расстроился, удалил и больше никогда не возвращался

4
Ответить

Когда нибудь обязательно я, игноря все сайды, не брошу прохождение на отправлении на Скеллиге..

1
Ответить

Пиздец ребята как вам не лень столько писать, мне часто лень ага написать кому-то в диалоге...

5
Ответить

Пиши «+», намного легче

7
Ответить

вот да, я в рот ебал из-за этого участвовать

5
Ответить