Игры Артемий Леонов
12 658

Frostpunk и моральные дилеммы

Можно ли выживать, оставаясь человеком.

В закладки

Градостроительная стратегия Frostpunk — это не просто «игра, в которой можно истязать детей трудом и морить людей голодом». Новое произведение авторов This War of Mine ставит себе очень амбициозные цели.

По словам главного сценариста Павла Меховского, благодаря этой игре, основанной на сложных моральных дилеммах, игрок сможет узнать что-то новое о самом себе. Каким он мог бы быть правителем? На какие аморальные поступки он готов ради блага общества?

У многих игр с «тяжёлым нравственным выбором» есть общая особенность: игрока заставляют выбирать между одинаково неприятными вариантами. И что бы ты ни сделал, игра обязательно найдёт способ показать, что ты поступил плохо — в этом и заключается суть «выбора».

Чувство вины у игрока можно вызвать и при помощи геймплея. Например, сделать так, чтобы еда в игре в какой-то момент полностью заканчивалась, и каннибализм оставался бы единственным возможным вариантом. Тогда у игрока будет два варианта — проиграть или стать каннибалом. Такой «моральный выбор» может сказать игроку что-то новое о суровом мире игры, но уж никак не о нём самом. В какой-то момент у меня закралось подозрение, что Frostpunk будет именно такой — сюжет о бескомпромиссном выживании в условиях морозного постапокалипсиса располагает к чему-то подобному.

Именно об этом я и спросил Меховского: а будет ли у игрока выбор на самом деле? Возможно ли пройти Frostpunk, оставшись при этом «хорошим человеком»? Без поедания трупов, эксплуатации детей и тоталитаризма? Разработчик заверил меня, что это возможно. «Правда, — добавил он, загадочно улыбаясь, — для этого нужно очень хорошо играть».

Я мысленно принял вызов и отправился на ледяные просторы Frostpunk — отыгрывать роль святого.

Холод и этика

Игра начинается относительно спокойно — на карте полно необходимых ресурсов, а всех поселенцев можно спокойно разместить по лачугам вокруг огромного генератора — там холод будет им нипочём. Никакой сложной системы потребностей, как в какой-нибудь Anno, у местных жителей нет — для выживших в мире морозного постапокалипсиса нет ничего более ценного, чем тёплое — в прямом смысле — местечко поближе к генератору.

Вскоре в город прибудут новые поселенцы — им уже придётся селиться на второй, или даже на третьей линии, до которой едва доходит тепло. Заботливый правитель проведёт большую часть игры, пытаясь всех обогреть — наращивая добычу угля, чтобы иметь возможность переключить генератор на более энергозатратный режим, и строя утеплённые дома.

Идея отыгрывать «хорошего человека» может показаться не слишком весёлой — особенно в игре, в маркетинговой кампании которой постоянно упоминались каннибализм и детский труд. Однако на деле полноценно отыгрывать во Frostpunk можно лишь эту роль — если сразу решите стать беспринципным диктатором и не обращать внимания на страдания подчинённых, игра превратится в обычную градостроительную стратегию. Правда, тут даже диктатору нужно действовать осторожно — местные жители далеко не так покладисты, как в каком-нибудь Tropico.

Одно из первых решений в игре — о запрете на детский труд. Если играть во Frostpunk, как в любую другую стратегию, то тут и размышлять нечего: чем юниты, помеченные как «дети», принципиально отличаются от «взрослых»? Ресурсы сами себя не соберут. Дилемма возникает только если вы отыгрываете «хорошего человека».

Помимо очевидных и понятных проблем, игроку приходится разрешать и менее однозначные с моральной точки зрения вопросы. Позволите ли вы врачам применять к неизлечимо больным экспериментальные методы лечения? А если сами больные — против? Подходить к подобным проблемам можно как с философской, так и с утилитарной точки зрения.

Например, я бы и рад дать пациенту умереть, если он этого действительно хочет, но с его смертью поселение лишится пары рабочих рук, а это означает, как минимум, меньше угля для растопки генератора. С другой стороны, после экспериментального лечения он может стать бесполезным для общества, и тогда остальной части поселения придётся тратить ресурсы на его содержание. Может быть, просто выставить беднягу на мороз, пусть сам выживает? Нет, это уже неэтично.

Последствия подобных решений отображаются не в какой-нибудь безликой статистике, а прямо на игровой карте. Врачи оставили недееспособным не абстрактного поселенца, специально придуманного ради этой сюжетной сценки, а конкретного человека с именем и фамилией, который прямо в этот момент идёт, например, в столовую. Принял закон — и можно в реальном времени смотреть, как он влияет на поведение жителей городка.

Благие намерения

Несмотря на то, что мы всю игру наблюдаем за повседневными делами наших подопечных, установить с ними настоящую эмоциональную связь всё равно сложно. Сначала я искренне пытался всех обогреть и накормить, потом меня начали раздражать поселенцы, которые жаловались на холод, потом начали раздражать поселенцы, которые умирали. Умираете от простуды — бог с вами, меньше голодных ртов, — но зачем же при этом портить всем окружающим настроение и снижать им уровень «надежды»?

За нервным процессом микроменеджмента ресурсов перестаёшь видеть в поселенцах людей, и начинаешь относиться к ним, как к ещё одному расходному материалу. Хотя, постойте: может быть, так и было задумано? Может, Frostpunk именно об этом — о том, как обличённые властью неизбежно перестают видеть в людях людей?

Так или иначе, я упорно продолжал гнуть свою линию и поступать исключительно «правильно» и этично. Выживших, обнаруженных на ледяных просторах, неизменно приказывал спасать и сопровождать в город. По первому же требованию строил больницы. Отказался от «тоталитарного» пути развития и сосредоточился на строительстве церквей.

Погубил моё поселение, конечно же, холод. Лютый мороз ударил как раз в тот момент, когда на карте исчерпалось последнее открытое месторождение угля. Пока я спешно изучал технологии, необходимые для альтернативных способов добычи топлива для генератора, едва ли не всё население города успело заболеть и потихоньку начало вымирать. Атмосфера становилась всё более напряжённой: настроение поселенцев не смогли поднять даже традиционные вечерние молитвы.

В результате мне предъявили ультиматум, а ещё через два дня изгнали из города. Новая власть решила не лишать меня жизни «из уважения к заслугам» — хоть какая-то награда за упорное стремление всем угодить. В ближайшие дни я обязательно вернусь и приведу неблагодарных поселенцев к процветанию — в следующий раз, вероятно, уже более жёсткими методами.

По завершении первой партии у меня сложилось впечатление, что Павел Меховский сказал правду: судя по всему, во Frostpunk действительно можно выиграть, не превращаясь в морального урода. Возводить строения в правильном порядке и в нужных местах, вовремя включать и выключать режим повышенной мощности у генератора, грамотно распоряжаться рабочей силой — просто нужно найти подход. Ну и ещё придумать, как быть с тем фактом, что ресурсы на карте — исчерпаемы, а температура постоянно падает.

Не уверен, что Frostpunk удалось рассказать что-либо интересное обо мне самом: пока я увидел в ней лишь отличную градостроительную стратегию с элементами ролевой игры. Зато из слов Павла Меховского я вынес жизненный урок: выбор есть всегда — просто нужно достаточно хорошо играть.

#frostpunk #мнения #игры #истории

Статьи по теме
Игра, в которой можно истязать детей трудом и морить людей голодом
{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0438\u0433\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","frostpunk"], "comments": 119, "likes": 217, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 18988, "is_wide": true }
{ "id": 18988, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/18988\/get","add":"\/comments\/18988\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/18988"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

119 комментариев 119 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Boris Gaykovich

51

Автор неплохо закосплеил долбославного, строя церкви вместо альтернативных источников энергии. Но ведь очевидно, что такая стратегия приведет к отставанию и большой беде. Ой, подождите-ка минуту...

Ответить

Голубев Ярослав

Boris
22

"из всего этого дерьма меня может вытащить только наука" (марсианин)
"Сила любви!)(Интерстеллар)

Ответить

Max M

Boris
11
Ответить

Wasted Tequila

Max
0

Откуда кадр, не подскажете?

Ответить

Артемий Леонов

Boris
10

Там в какой-то момент возникает развилка: либо церкви, либо жандармы. Иначе сразу на вилы поднимут.

Ответить

Boris Gaykovich

Артемий
1

Отличный ход :)

Ответить

Reaching the Heavens

Boris
1

А почему нельзя строить церкви, если они поддерживают общественное настроение? Или почему нельзя строить и церкви, и генераторы...

Ответить

Тимур Шанашбаев

Reaching
2

Хватит аниме постить везде..

Ответить

Boris Gaykovich

Boris
0

Лол, веруны минусят :)

Ответить

Тлен и угнетение

19

Мой первый город предъявил мне ультиматум, не смотря на все попытки их обогреть, накормить и удовлетворить. Недовольные лондонцы уже прорывались к моему офису, но правительство решило не вести переговоров с террористами и котел был переведен на режим взрыва. Дымящиеся развалины еще долго пугали случайных скаутов и проходящих поселенцев, заставляя их задаться вопросом "что пошло не так в этом поселении?".

Ответить

Эдгар Дульбиш

Тлен
32

Тру кандидат от народа. Где за тебя можно проголосовать?

Ответить

Эдгар Дульбиш

Denis
3

Нет препятствий патриотам!

Ответить

Temirlan

Тлен
3

Отправка ребенка на ремонт очень похожа на "Сквозь снег"

Ответить

Эдгар Дульбиш

11

Решил быть добрым и справедливым правителем, заботиться о людях, жалеть детишек, призирать за больными. Результат предсказуем - через пару часов меня выкинули на мороз. Сегодня вечером я покажу этим неблагодарным содомитам Порядок, о существовании которого они даже не догадывались, они испытают совершенно новый спектр тоталитаризма. Словно Радуга! Но эта радуга не похожа ни на одну радугу, это...

Ответить

Maxim Max

Эдгар
0

А чего такие крайности то? Наверняка же в игре можно делать добро наравне с говнецом.

Ответить

Эдгар Дульбиш

Maxim
13

У толпы нет совести, нет памяти, нет самосознания. Людям плевать кто ты и что ты для них сделал, они не помнят добра, они подобны дикому, безумному животному, которым движут инстинкты, страх и злоба. Кто-то должен их спасти, спасти от самих себя... (безумный злодейский смех)

Ответить

Pavel Tsarev

Эдгар
7

Всё верно, как бабульки, которых сначала кормят бесплатно, а потом они пишут донос на кормящего, ибо тот, сука, зажравшийся торгаш и таких надо под нож.

Ответить

Константин Рогов

8

Заскриптованность событий в игре сильно недекватна происходящему. Взять хотя бы ивент с лондонцами где "ааа, мы все умрем, надо спасаться, надо бежать из этого гиблого места" и прочая паника; ну слушайте, ребята, я же не жопой играю - склады ломятся от всего что только можно - угля на три-четыре дня вперед, жратвы дней на десять, леса и железа в избытке; все живут в отапливаемых бараках, работают в мастерских рядом с котельными, лазарет и санитарки стоят пустые просто потому что если даже вдруг какой-то бедняга случайно чихнет его быстро на ноги поставят, разведчики разведывают, недовольство близко к нулю, надежда после ивента все равно четверть шкалы - ну и где хоть одна бл... причина для паники-то?! Товарищи авторы игры, у меня процветающая колония, даже бойцовские арены с пабами понастроены - ну и какого этим людишкам надо-то куда-то в морозную пустошь срываться? Тьфу на ваши высосанные из пальца ивенты. Ну надо вам оправдать панику - не сосите на пустом месте, придумайте хотя бы эпидемию что ли... Нет же, "я сделяль" и боритеся.

Ответить

Эл Хэлфрид

Константин
0

дык если у вас все так замечательно, то должна быть высокая надежда и появившиеся лондонцы должны быстро самоликвидироваться. А для паники причина там в том, что обнаружили аналогичное, но погибшее посление и часть народа решила, что и с ними будет так же, вполне логично в общем-то..

Ответить

Виконт Юлиан

4

Правильно понимаю, что, кроме как ради собственного удовольствия, принимать "добрые" решения смысла нет? Так, пару раз за игру поступить этично чисто для поддержания минимального порядка, а в остальном быть тираном?

Просто хорошо бы, чтобы за добрые поступки какая-никакая награда была, сравнимая с наградой за плохие поступки. Хоть какой-то стимул, помимо пустого отыгрыша.

Ответить

Reaching the Heavens

Виконт
3

чтобы за добрые поступки какая-никакая награда была, сравнимая с наградой за плохие поступки. Хоть какой-то стимул

Как я понимаю, тут стоит вопрос чисто с позиции моральных взглядов игрока.

Ответить

Эдгар Дульбиш

Виконт
1

Помимо влияния на порядок/надежду, добрые решения тоже дадут баф но либо поменьше, либо попозже.

Ответить

Антон Иванов

Эдгар
3

Я во второй партии (которую даже смог пройти до конца за 8 часов) был максимально лоялен к больным и детям, построил кучу больниц. В итоге все простывшие быстро выздоравливали, пара лазаретов поднимала тяжелых, а уголь под конец собирали автоматоны. В конце только несколько публичных порок провел

Ответить

Артемий Леонов

Виконт
1

От многих добрых решений растёт показатель «надежды», так что утилитарный смысл в них тоже есть.

Ответить

Tayls

Виконт
1

Еще и с утилитарными поступками не идут до конца. Например трупы можно просто бросить, захоронить или заморозить, но почему то разработчики не дали варианта просто закинуть их в печь.

Ответить

BigBadWhale

Виконт
1

Смысл есть. С тем же детским трудом - либо заставить трудиться, либо построить отдельный дом. Второй вариант затратней, но в долгосрочной перспективе дети будут помогать исследованиям/больным, что важнее. С калеками похожая развилка.

Ответить

Геннадий Онищенко

–32

Чёт события в Армении напомнило.
Такие вот совпадения...

Ответить

Pavel Tsarev

Геннадий
22

Упс, плюсанул случайно, а ставить случайно минус - это для имбицилов. Посему, придётся что-то ответить :)

Собственно, не согласен с утверждением, поскольку автор статьи просто "не шмогла", тогда как недопремьер Армении, может быть, детей и не ел, но за время своего правления прослыл тем еще гондоном.

Ответить

Ольга Кароль

0

кто играл This War of Mine, подскажите, там концовка реально плохая? никакой надежды на светлое будущее? Никак не решусь поиграть.

Ответить

Cosmic Cortex

Ольга
8

Зависит от того, как играть. Все говорили, что, дескать, если не мародерствовать, не грабить гражданских и пытаться всем помогать, то всё очень сложно становится, но у меня проблем с этим не возникло - прошел игру без особых проблем, не совершив ни единого неэтичного поступка, все при этом выжили. Концовка, соответственно, была хорошая.

А вообще это не та игра, в которую нужно играть ради истории и развязки, она ценна скорее общим посылом и атмосферой.

Ответить

Евгений Кибекин

Cosmic
1

А я дедов грабил. И бандитов грабил. Как открыл пистолет - стал грозой города. Один раз ограбил военных на КПП (раза с пятидесятого)

Ответить

Николай Шитиков

Ольга
2

Ну если прекращение огня это хорошая концовка, то да.
Но сначала нужно дожить

Ответить

Oleg Linkin

Ольга
0

Там твоя цель - выжить, а не победить врагов или что-то такое. Как только выходишь на производство овощей - игра становится очень легкой

Ответить

Александр Оськин

Oleg
3

Эх, а я всегда через спирт проходил :D

Ответить

Alex Kay

Ольга
–1

Чтоб тебя спойлеры до конца жизни приследовали!

Ответить

DoorInSummer .

1

Можно ли в игре для успеха избежать 100% каких-то выборов ? То есть так и не выбрать хоть что-то совсем ?
Так и не понял из статьи, что мешает сразу сделать "тиранический" выбор и сразу ускоренными темпами дойти до концовки ?
Что за выборы остаются игрокам после 1-2х прохождений ? Спидраны ? Достижения ? Таблицы рекордов ?

Ответить

Сергей Бровков

DoorInSummer
4

Игра люто заскриптована. Не будешь разведывать город - из него придёт человек и расскажет о нём и оп - окошко выбора цели. Не будешь рашить главную цель - лондовцы в один прекрасный момент скажут "а мы уже уходим" и завершится и эта ветка. А потом ещё некоторое время и финал.

Ответить

Maxim Max

Сергей
7

Чет весь настрой этим комментом сбили:\ Люто заскриптованный градостроительный симулятор это ужасно.

Ответить

Сергей Бровков

Maxim
5

Она именно такой на проверку и оказывается. Куча заскриптованных событий, ключевые события заскриптованы по дням. Моральные дилемы? Какие моральные делемы если первым же действием игры можно разрешить детский труд и нет никакой реакции на твои действия кроме ползунков недовольства? Ну и ещё пары "выборов" опять же про эти ползунки.
Завалить игру можно только в первые пару попыток из-за того что не попробовал технологии и не знаешь что нужно изучать и строить.
А так да - первые два часа играть интересно, как раз чтобы время рефаунда закончилось :)

Ответить

Андрей Невров

Maxim
–3

Сейчас бы хейтеров слушать, которые поверхностно в игре разобрались...

Ответить

Maxim Max

Андрей
10

Я тут персонально никого не знаю, но те два комментария от Сергея Бровкова далеки от хейта, по крайней мере в моём понимании.

Ответить

Андрей Невров

Maxim
–6

Человек считает, что скриптовые события, двгающие сюжет, - это плохо. Это типичный хейтер, потому что ни один градостроительный симулятор не обходится без таких вещей, но вот человек забыл уточнить, что ты можешь этих событий избежать или использовать их на свое усмотрение.

Ответить

Сергей Бровков

Андрей
8

События двигающие сюжет - это может быть не плохо. Заскриптованный по дням сюжет на который твоё влияние сводится к минимуму (на события можно вообще не обращать внимание) - херово.

Ответить

Сергей Бровков

Андрей
9

Хейтерство в моём понимании это тупой негатив, я же высказываю свою аргументированную позицию по тем вещам которые мне не понравились и объясняю почему. Дальше немного спойлеров.
Я прошёл первый сценарий на средней сложности за порядок, открыв все эвенты на карте. Никакой глубины в игре не заметил, "тяжелые" моральные выборы в игре обезличены абсолютно, т.к. постоянно кто-то умирает, кто-то недоволен и закопать возле города очередных 75 больных беженцев можно одной кнопкой без каких-либо последствий.
В War of Mine одна сцена с возможностью ограбить бабушку с дедушкой вызывала больше эмоций чем весь Frostpunk.

Ответить

f10

Андрей
5

Сейчас бы хейтеров слушать

И ноль доказательств того что игра не "заскриптована" от тебя.

Ответить

Андрей Невров

f10
0

А я говорил, что игра не "заскриптована"?

Ответить

Филипп Щелканов

Андрей
1

Народ. Недели не прошло, а уже все спецы по игре )

Calm Down а то на смену в 24-часа на мороз пойдете.

Ответить

Serge Maverick

Сергей
–2

Вот абсолютно не понимаю - минусят по инерции, потому что какой-то обиженка минусанул, или реально думают, что это НИПРАВДА, ВСЁ НИТАК?

Ответить

Maxim Max

DoorInSummer
1

Насчет тиранического выбора автор же писал, что отыгрывал роль добряка.

Ответить

DoorInSummer .

Maxim
1

А разве добро выражено только одним вариантом выбора в игре ? Я не заметил, что это подчеркнуто. Добро для кого ? Разве у градоуправителя есть протагонист, способный иметь семью, болеть, иметь привычки ? Мне не ясно, в чем выражены моральные дилеммы, если жители лишь могут исчезать как ресурс. Разве градоначальника назовут моральным уродом или проклятым убийцей или кровавым тираном ?

Ответить

Михаил Ефремов

DoorInSummer
0

Рассуждения школьника, загугли что такое мораль, гуманизм. По твоему гуманное отношение может быть только к своей семье а не ко всему человечеству или хотя бы своеу народу?

Ответить

DoorInSummer .

Михаил
0

Мораль геноцида ? Гуманизм сегрегации ? Взвешивать ценность жизни военачальника или отряда солдат ? Ценность жизни лидера сообщества и определенного количества рядовых членов ? Это просто выбор, никто не взвешивает % морали или количество гуманизма, потому что нет возможности. Вы строите Гулаг или Освенцим потому что это ВАМ так захотелось, а не толпе товарищей.

Ответить

Олег Поторокин

3

Ценность моральных выборов повышается, когда ставишь себе цель, чтобы выжили абсолютно все. Но все равно некоторые дилеммы кажутся простыми. Я не увидел никакой проблемы в том, чтобы отправлять детей работать на кухне или таскать ломаные деревянные ящики, не в шахты же я их посылаю. При населении в 80 человек в апокалипсис никакой речи быть не может о бездельниках.

Ответить

Max Yankov

0

Начинал писать три комментария в разных ветках, но потом удалял, когда понимал, что в какую-то политоту ухожу. Ну и как такую игру обсуждать с запретом на обсуждение политики на ресурсе?

Ответить

Mad Butcher

Max
5

Учитывая, что запрета нету — очень просто.

Ответить

Geladamoria

Max
4

Про политику писать можно, если писать грамотно умеешь. А если комментарий будет по типу "Играю я короче и тут, как Порошенко на Украине, пол поселения вырезал!", тогда лучше не пиши, конечно же.

Ответить

Голубев Ярослав

Max
1

Игра же про политику. Тут можно. Пока обсуждение касается игры. А на самом деле всем пофиг. Ну накидают тебе 20минусов -если политические чувства оскорбить чьи нибудь. Страшно что ли?

Ответить

Саша Богатырёв

Max
0

Учитываются что правила тут похоже прозрачны в основном то нормально, да и вы же врядли про политику в жизни пишите.

Ответить

Александр Отрубянников

1

Мне показалось, что игра не делает почти ничего, чтобы я воспринимал ее не просто как градостроительный сим, а нечто большее. Людей слишком много, чтобы они как то запоминались, они слишком безлики, да и совсем страшных последствий нет.
Не пустил в город беженцев? Ну выросла немного полоска недовольства и появилась надпись «люди вас осудили», но этого мало.
Скорее всего от подобного жанра и нельзя ждать большего, все таки невозможно прописать каждого персонажа и познакомить тебя с ним.

Ответить

f10

Александр
0

Не пустил в город беженцев? Ну выросла немного полоска недовольства

Кстати, а может быть наоборот? Жители не хотят новых гостей, а ты их все равно пускаешь.

Ответить

Patrick

f10
2

В Тропико фракция националистов была недовольна притоком мигрантов, а коммунистам наоборот норм :) Там это круто учитывалось. Вплоть до симпатий отдельным гражданином нескольким политическим движениям.

Ответить

Влад Владимиров

f10
0

Как в игре престолов, ага)

Ответить

Голубев Ярослав

Александр
0

Это может быть - только если игрок будет иметь свою личную персонификацию в игре в виде аватара - и будет готов трудится или жрать ресурсы на себя.

Ответить

Сергей Бровков

0

А скажите пожалуйста, в игре пишут что все ломятся на северный полюс потому что там большие запасы угля - это вообще как-то соответствует действительности?
Из всяких журналов в игре можно понять что солнце потухает и вулканы работают на полную, но вместо экватора рваться на полюса?

Ответить

Филипп Щелканов

Сергей
3

На одном из сайтов встретил интересную точку зрения, что надо было строить им подземные жилища, на уровне 15-20 метров такая минусовая погода уже ни так страшна.

Ответить

Эдгар Дульбиш

Филипп
2

Что может быть проще? Всего-то выкопать пару сотен кубометров промерзшего грунта!

Ответить

Филипп Щелканов

Эдгар
2

Ну шахту то они сделали?

Ответить

Стефанъ Ленцъ

Филипп
2

Про это уже есть игра. Arx Fatalis называется xD

Ответить

Константин Рогов

Филипп
1

Это да, землянку куда разумнее выкопать чем палатки на ветру ставить. Да и даже из снега иглу сложить умеючи... Но как бы шаблонность мышления. Я помню в том же Battlestar Galactica они год в палатках жили высадившись на планету, ни одному придурку не пришло в голову что-то потеплее построить. Ну и болели так же как и тут.

Ответить

Константин Рогов

Сергей
1

В игре пишут что во-первых там неразработанные запасы угля, во-вторых - подальше от остатков цивилизации раздираемой войной за выживание. При глобальном похолодании так то пофиг где замерзать - на экваторе или на полюсе, важнее где меньше конкуренция за ресурсы.

Ответить

Сергей Пуговкин

1

"Может, Frostpunk именно об этом — о том, как обличённые властью неизбежно перестают видеть в людях людей?"

Я думаю, что так оно и есть. Может и не неизбежно, хотя избежать такого пути крайне сложно. Но если игра способна ставить такие вопросы, уже одним этим она оправдывает своё существование.

Ответить

Константин Рогов

Сергей
1

Вы так любую RTS под высокие моральные вопросы подтяните. Так как-то тоже людей не видно хотя и дохнут тыщами. В DF есть личности у дварфов, а FP нету личностей, только имена да и те нигде не работают.

Ответить

Сергей Пуговкин

Константин
0

Поэтому я и сказал "если". Сужу-то по обзору, а не личному опыту.

Ответить

Vitalij Suslov

1

В принципе, выбор не вважен от слова совсем, независимо от выбора ты все равно останешься человеком. Мораль - другой разговор, но и она у человечества настолько гибкая. У того же Джека Лондона в "Люди бездны", можно почитать какое в просвященной Англии на рубеже 19 - 20 веков было отношение к человеческой жизни. Но игра в целом интригует, в steam правда пишут о неких технических проблемах так что после пары патчей вполне себе интересно будет оценить.

Ответить

Макс Кордонец

1

Поиграл пару часов и вот какие мысли есть.
В игре нельзя придерживаться только одной стороны, быть добрым правителем или диктатором. Нет, можно, только это будет крайне неэффективно. Нужно постоянно балансировать.
Если упарыватся только в добрые дела, то кабздец наступит со стороны ресурсов. Ты тратишься на комфорт, производительность добычи низкая, по итогу закончится уголь или наступят дикие морозы, а ты не успел подготовится и после нескольких требований обогреть дома (которых будет дофига, если ты принимаешь всех бомжей подряд в свой город) тебя самого выгонят на мороз.
Если идти в жесткую диктатуру ситуация будет обратная, ресурсов море, промышленность хорошая, но будут постоянные протесты. В какой-то момент люди решают свалить обратно в Лондон и их число будет расти вместе с недовольством. Это помимо того, что все повально болеют или умирают от переутомляемости. В диктатуре также тяжело из-за того, что нужно строить посты стражи и нанимать туда людей, а людей в этой игре всегда нехватает и постоянно надо тонко заниматься менеджментом и переброской людей на важные предприятия, а стражники просто сидят и иногда помогают найти воришек ресурсов, в то время как дети копают уголь (кек). Святоши могут просто ставить святилища, в них рабочих мест нет.
Игра полностью в стиле the war of mine, вокруг все постоянно плохо, безысходность, чего-то не хватает, никогда нельзя быть уверенным в следующем дне. Игра как будто специально вставляет палки в колеса случайными событиями, тогда когда казалось бы все хорошо, ресурсов много недовольство низкое, надежда на уровне. В последней игре у меня просто взорвался центральный реактор, хотя я выбрал его починить...

Ответить

Филипп Щелканов

Макс
0

Try again может быть можно )

Ответить

Palid

1

Еще вчера прочитал статью и поиграл в игру. Есть пара неочевидных моментов по началу, но как только ты разобрался, что к чему - все работает просто супер.

Ответить

Mad Butcher

0

А есть ли возможность как-то уменшить недовольство, не прибегая к насилию и не выполняя любые пожелания людей? В той же Тропико можно было крутить пропаганду и прослушивать телефоны, пока строилась сильная экономика.

Ответить

Николай Шитиков

Mad
0

Конечно можно, разрешить дуэли, открыть бар, а потом и вовсе публичный дом и тд, я к примеру вовсе сделал секту в городе и теперь все верят в меня как в бога

Ответить

Reaching the Heavens

Николай
3

я к примеру вовсе сделал секту в городе и теперь все верят в меня как в бога

Такие мелкие вещи, кстати, в подобных играх ну просто необходимы. И желательно, чтоб их было как можно больше, чтоб это затрагивало почти все аспекты общества, даже малейшие. Но и не делать это тупо управлением с выжиманием каких-то профитов, с чем игора судя по всему справляется.

Ответить

Владимир Стародубов

Николай
1

я к примеру вовсе сделал секту в городе и теперь все верят в меня как в бога

Но там же все-равно священная испанская инквизиция начинает наказывать неугодных, а после принятия верхнего закона и вовсе эшафот строит на генераторе.

Ответить

Николай Шитиков

Владимир
2

Ну эт издержки мирного существования)))

Ответить

Marcell

Владимир
1

Эшафот ставят, но так то тебе решать когда его использовать.

Ответить

Стефанъ Ленцъ

Владимир
0

Да так то можно и не развлекаться с инквизицией - половину ивентов можно игнорить, инквизиционный орган строится только чтоб морды кому попало не били и не вешали попов на генераторе по ночам. За счет хороводов вокруг все того же генератора и адекватного менеджмента ресурсов вполне изи все держать в пределах разумного. Причем, если регулярно игнорить письки на стенах от недовольных можно получить забавную ачивку)

Ответить

Станислав

Mad
0

Со временем открывается возможность, если так можно выразиться, выбрать религиозный путь (в плане законов). Тогда с помощью церквей и храмов можно подымать надежду.

Ответить

Филипп Щелканов

0

Можно ли читерить под конец смены, перекидывать рабочих с шахт, на поиск еды ночью.

И еще вопрос, я изучил рудодобывающую вещь, думая что это шахта, а оказывается нет, где её строить нужно? там написано что достает из воды и не могу понять где её строить.

Ответить

Алексей Рахе

Филипп
0

Строишь где угодно, она создаёт на своей территории три кучи угля, как те, что в начале валяются вокруг. удобнее всего, если поставить рядом два пункта сбора ресурсов

Ответить

Филипп Щелканов

Алексей
0

С едой есть идея, как её добывать эффективнее всего?

Ответить

Константин Рогов

Филипп
0

А какие там варианты то? Сперва охотников-рабочих, потом ферму - там детишкам приятно и безопасно работать (при соответствующем законе). Ну а дальше апгрейды со временем. Вопрос эффективности тут особо не стоит - это вопрос распределения ресурсов - можно так, можно эдак, итог один - жратва будет.

Ответить

Стефанъ Ленцъ

Константин
1

+1. Детишки в детском доме и учатся, помогают инженерам, на ферме за счет этого + к выработке, хотя когда набрала беженцев стало не хватать жратвы. Решилось все апгрейдом охотников, теперь залипаю, как они на мини-дирижаблях рассекают. Так что как ни разверни, колония от голода не помрет.

Ответить

Алексей Рахе

Филипп
0

Эффективнее всего почитать гайды, если столько вопросов)

Ответить

Филипп Щелканов

Алексей
0

Ну, я люблю социальный обмен опытом. )

Ответить

Стефанъ Ленцъ

Филипп
0

Путем проб и ошибок. В чем интерес повторять проверенные кем-то другим рабочие схемы? К тому же, в описаниям строений и исследований в игре вопросов не возникает (по крайней мере, на старте точно).

Ответить

Филипп Щелканов

Стефанъ
0

Чтобы комбинировать его со своими идеями.

Ответить

Филипп Щелканов

Алексей
0

Серьезно?! Сама создает кучки угля.
А шахта? надолго шахты хватает?

Ответить

Филипп Щелканов

0

Вопрос, стратегически, днем выключать генератор есть смысл? и будут ли работать мини генераторы?

Ответить

Филипп Щелканов

0

Что происходит с ресурсами если не строить склады для них (теряется часть ресурсов?) Как вообще со складами лучше всего работать?

Ответить

Никита Сергеевич

0

А в игре сказано, что случилось с миром? Почему вот так произошло и происходит?

Ответить

Nikita Gradovich

Никита
0

Трейлер вчерашний немного рассказывает

Ответить

Никита Сергеевич

Nikita
0

Отчасти понял. Но интересно, почему это единственный город? Или есть ещё поселения в мире?

Ответить

конь БоЖека

Nikita
0

Есть ещё, играбельные в сценариях с сохранением семян и беженцами, и неиграбельные теслаград, нью-манчестер, и ещё пара вроде. Год действия - 1887, лор у игры очень интересный.

Ответить

Electronic Sense

0

Неплохо. Несмотря на то что моральность выбора - вообще относительное понятие. Надо будет попробовать поиграть.

Ответить

Филипп Щелканов

0

Тем кто еще не купил, имхо в одну строчку - Мега качественный и уникальный градостроитель 8,9\10

Далее спойлеры для новеньких, а тем кто уже чувствует себя мастером в игре, прошу читать.

Я пока отыграл добряка до самого финиша, сейчас идет 28 день, но результаты вроде не плохие.

1 труп, 3 в лазарете для тяжелобольных, 1 калека.

Дети у меня не работают, помогают инженерам.

Выбрал путь религии, но не стал давать власть фанатикам, даже взял недовольство от народа что разрешаю нас обворовывать, но всё равно не стал создавать фанатиков.

Бунт кто хотел свалить в Англию подавил на чистой вере, достатке тепла и еды.

Не строил и не хочу строить бойцовский клуб и всю дальнейший ветку с развлечениями сеяющие раздор, в периуд времени когда надо сплочаться.

Вместо кладбища выбрал использование трупов для органов и выращивание культур (но пока не пригодилось у меня всего один труп).

Пока что ни издавал указ на создание супа или опилок в еду, кормлю все это время народ только лучшей пищей.

Вообщем держу путь человека за свободу мыслей и личных прав, и слежу чтобы всем было тепло.

Это моя первая партия, очень интересно чем закончится.

Игра очень нравится, мега качественный и уникальный градостроитель.

А ну и да, хинт подловил, когда заканчивается смена людей на шахте, я их снимаю с шахты и ставлю на охоту, в итоге они уходят в ночь искать еду, а когда возвращаются с едой, отправляю их на рудники.

Теряется примерно 1-2-3 часа работы на рудниках в зависимости с какой стороны они вернуться, зато за ночь еду пригоняют.

Ответить

Константин Рогов

Филипп
0

Тоже решил отыграть добряка, посмотреть не загубят ли меня этичные выборы. Оказалось что нет проблем. Неработающие дети дают нехилый буст к исследованиям и надежде. Вместо попов выбрал порядок - немного агитации и патрули на улицах опять таки идут всем на пользу. Тюрьму выстроил просто от нечего делать - надо было принять какой-нибудь закон, а все полезные уже приняты.

Проблема игры в том, что в описании пугает она страшно всякими трудностями, но геймплейно кроме холодов ей пугать нас практически нечем, а холода при правильной планировке и техах пережить можно любые. Надеюсь как-то авторы допилят возможности, да и ивентов не помешало бы.

Ответить

Филипп Щелканов

Константин
0

Ого! там есть тюрьмы!

Ответить

Vadim Pletnyakov

0

Игра года, 10 из 10 =)

Ответить

Бетонный звук

–9

<removed>

Ответить

Reaching the Heavens

Николай
0

Это надо вкинуть в какое-нибудь политическое обсуждение, а не сюда.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]