Игры Вадим Елистратов
38 481

Кризисный аврал: почему «Кровь, пот и пиксели» не стоит читать в переводе «Эксмо»

В закладки

Недобрые предзнаменования

За более чем полтора года в DTF я не раз сталкивался с текстами редактора Kotaku Джейсона Шрейера. Он — не только один из главных журналистов-инсайдеров игровой индустрии, но и действительно отличный автор. Его огромные расследования о разработке Mass Effect: Andromeda или Mafia 3 очень легко и приятно читаются.

Именно поэтому «Кровь, пот и пиксели» — такая важная для всей индустрии книга. С одной стороны, она интересна профессионалам, так как раскрывает подходы именитых студий к разработке, а с другой — понятна и доступна рядовым игрокам, так как написана простым языком и по-настоящему захватывает и мотивирует.

Когда «Кровь, пот и пиксели» решили издавать в России, я поначалу обрадовался, но все мои позитивные эмоции сошли на нет с появлением в сети русскоязычной обложки. На ней название CD Projekt RED написали через «c». На эти грабли обычно наступают те, кто начал интересоваться темой недавно. После пары-тройки статей любой игровой журналист привыкает писать «Projekt».

На моё замечание в «Эксмо» отреагировали быстро. Они сообщили мне, что ошибка будет исправлена и не пойдёт в тираж, и внезапно попросили помочь им с переводом.

Я ответил в письме, что это отдельная большая работа, которая потребует как минимум несколько недель у меня или любого другого из сотрудников DTF (от основной занятости-то никуда не денешься) и «между делом» ничего не получится, на что в «Эксмо» промолчали.

Кровь, пот и сильный пол

На днях я увидел в Твиттере несколько жалоб на российское издание книги и всё-таки решил купить перевод на «Литресе», чтобы сравнить его с оригиналом. Я потратил всего 300 рублей, но пожалел эти деньги уже с самых первых страниц.

Неприятное удивление ждало меня уже на введении, где переводчик, не долго думая, ввернул в текст словосочетание «сильный пол», от которого редактору Kotaku наверняка поплохело бы (сайт активно отстаивает права женщин и меньшинств).

Вы наверняка заметите, что большинство людей, о которых здесь будет говориться, – мужчины. Удручающее (и ненамеренное) отображение индустрии, в которой в течение многих десятилетий преобладали представители именно сильного пола.

You'll probably notice that most of the people who speak in this book are male, which is depressing (and unintentional) reflection of an industry that has, for decades now, been dominated by men.

На этом месте я бросился проверять, кто же адаптировал книгу, и с удивлением обнаружил, что переводом занималась некая Степанова Л.И. Судя по сайту «Лабиринта», она раньше не писала про игры, а среди её работ есть книги «50 ночей удовольствия. Сценарии сексуальных приключений», «Леттеринг. Экспресс-курс», «Гиннесс 2017. Мировые рекорды» и «Биоэнергетика и подсознание. Ваше тело дает ответ на любой вопрос».

Что не так с переводом

Поначалу для этой статьи я планировал прочитать на русском всю книгу, но быстро понял, что это бесполезно, да и просто физически тяжело. Чтобы оценить проблемы издания, мне хватило вступления и двух первых глав.

Поскольку глава про Uncharted 4 — одна из моих любимых в этой книге, примеры я буду приводить из неё.

Лёгкий слог автора при адаптации потерялся

Как я уже писал выше, на английском книга Шрейера читается очень легко, но в переводе мне приходилось продираться через некоторые абзацы. Да, вы можете назвать это вкусовщиной, но автору русской версии очень хочется посоветовать почитать «Пиши, сокращай» и Нору Галь.

«Кровь, пот и пиксели» от «Эксмо» тонет под грузом тяжеловесных словосочетаний, которые не трогала рука хорошего редактора — «имеется несколько больше общего», «может оказаться весьма мучительным», «постоянно мучительно пытались выяснить», «являются отражением их создателей» и так далее. Многие фразы легко упростить без потери смысла, но автор раз за разом продолжает громоздить дикие конструкции из слов, вынуждая читателя спотыкаться и всячески страдать.

Некоторые предложения настолько усложнены причастными оборотами, что их приходится перечитывать по несколько раз.

«Uncharted 4», последняя в игровой серии, посвященной приключениям охотника за сокровищами Нейтана Дрейка, напоминающего всем известного Индиану Джонса, – история о человеке, который проводит на работе слишком много времени.

And Uncharted 4, the final entry in the Indiana Jones-style action-adventure series strarring rogueish Nathan Drake, is the story of a man who spends way too much time at work.

В переводе есть грубые ошибки, не связанные со спецификой книги

При чтении русской версии книги я регулярно натыкался на самые банальные ошибки перевода. Например, Степанова сообщает в тексте, что Натан Дрейк «завязывает кожаный ремешок на голове», когда достаёт винтовку. На самом деле он, конечно, просто перекидывает лямку через голову, чтобы стрелять было удобнее.

Если присмотреться к какой-нибудь сцене в «Uncharted 4», то можно увидеть нечто необыкновенное – складки на рубашке Дрейка; нитки пуговиц; то, как он завязывает кожаный ремешок на голове, когда берется за винтовку.

If you look closely at any scene in Uncharted 4, you’ll spot something extraordinary—the creases on Drake’s shirt; the stitches on his buttons; the way he pulls the leather strap over his head when he equips a rifle.

Перевод в целом сильно страдает от непонимания автором контекста и частого обращения к словарям и «Википедии». Например, автор пишет «ослепить поклонников игры новой механикой», хотя оригинальное «dazzle» используется в более редком значении — «удивить, впечатлить».

А ещё в тексте подробно описывается, как Салли и Дрейк садятся в машину, а уже через два предложения вдруг сообщается, что они перелезают через заборы во время погони, хотя в оригинале прямым текстом говорится «crashing through» — «пробиваются, прорываются» через эти самые заборы.

Наконец, автор, похоже, не понимает, что в четвёртой части Uncharted появилась механика вождения и бессовестно выкидывает фразу «game with driving in it», заменив её на непонятное «эффектное управление».

Это была отличная возможность ослепить поклонников игры новой механикой – «Эй, смотрите, вот игра “Uncharted” с эффектным управлением!» Далее в демоверсии Дрейк и Салли петляли по старым улицам, перелезая через заборы и лотки с фруктами и пытаясь уничтожить вражескую технику.

This would be an opportunity for Naughty Dog to dazzle fans with the new mechanics—Hey look, an Uncharted game with driving in it!—and as the demo progressed, Drake and Sully would skid frantically through a tangle of old streets, crashing through fences and fruit stands as they tried to shake off enemy vehicles.

Ещё один показательный пример: переводчица, вероятно, не поняла, что слово «trade» в данном случае относится к «complaints» и придумала несуществующий «отдел дизайна и торговли». Из-за этого вся суть предложения потерялась: Шрейер пишет, что Стрейли делился недовольством с коллегами, а в переводе утверждается, что он жаловался на своих коллег. Это ошибка.

В особенно тяжелые периоды работы над «Uncharted» арт-директор Брюс Стрейли отправлялся в отдел дизайна и торговли с жалобами на своих коллег.

During particularly rough days on Uncharted, Bruce Straley, the art director, would walk over to the design department and trade complaints with his colleagues there.

В тексте есть все признаки того, что автор адаптации далёк от темы игр

Из перевода «Эксмо» легко сделать вывод о том, что автор русского текста никогда не видел Uncharted 4 и слабо разбирается в игровой индустрии. Например, в российском издании говорится, что разработчики перед E3 «пытались заставить работать каждую кнопку». Но на выставке показывали только неинтерактивный ролик. О каких кнопках речь? Кнопках на геймпаде?

Шрейер пишет, что художники и дизайнеры работали над тем, чтобы каждый элемент «кликал», «щёлкал», «стрелял» — работал как надо, вызывал правильные эмоции. Тут слово «click» используется в переносном значении.

В течение нескольких недель перед E3 художники и дизайнеры «Uncharted 4» часами трудились без перерывов, пытаясь заставить работать каждую кнопку.

In the weeks leading up to E3, Uncharted 4’s artists and designers worked nonstop hours trying to make everything click.

Та же самая фраза со словом «click» встречается в тексте ещё один раз, но у неё уже другой перевод — автор русскоязычного текста говорит о каких-то «кликах», которые обсуждали Дракман и Стрейли.

Они обменивались дизайнерскими идеями, вместе критиковали политику студии и анализировали игры, в которые играли, пытаясь выяснить, что их заставило сделать каждый клик на каждом уровне.

They exchanged design ideas, commiserated about office politics, and analyzed the games they’d been playing, trying to figure out what made each level click.

Непонимание темы заметно даже там, где перевод близок к оригинальному тексту. Желание Хенниг добавить в игру транспорт и скалолазную кошку вдруг превратилось в её желание добавить «каких-нибудь машин и скалолазных кошек». В оригинале, конечно, нет «каких-нибудь», а «кошка» написана в единственном числе, так как имеется в виду механика.

В те же годы – с 2011-го по 2014-й – Эми Хенниг с небольшой группой работала над «Uncharted 4». У них были некоторые идеи о том, что в этой игре следует поменять. Разработчики хотели добавить каких-нибудь машин. Может быть, скалолазных кошек.

During those same years, from 2011 to 2014, Amy Hennig spent her days working with a small team on Uncharted 4. They had some ideas for how to switch things up. They wanted to add vehicles, for one. Maybe a grappling hook.

В одном из эпизодов книги Шрейер игриво рассказывает, как разработчики дотошно обсуждают даже то, какого неигрового персонажа нужно «слегка сдвинуть влево». В переводе же «персонаж» вдруг превращается в «неигровые элементы». Вся шутливость фразы напрочь исчезает.

Они выискивали неработающие механизмы, смотрели, какие эффекты необходимо дополнительно отшлифовать и какие неигровые элементы нужно слегка сдвинуть влево.

They’d review which mechanics weren’t working, which effects required more polish, and which nonplayer character needed to be moved slightly to the left.

Местами русский перевод даже может ввести в заблуждение. В книге немало внимания уделено тому, как сотрудники Naughty Dog бились за каждый день до отправки игры в печать. Но в версии «Эксмо» говорится, что игру «отправили на завод» 10 мая, хотя это был уже день релиза, и к тому моменту диски уже печатали несколько недель. Из-за этой фразы теряется почти весь смысл идущих до неё выкладок.

10 мая 2016 года они отправили игру на завод.

And on May 10, 2016, they shipped it.

В тексте используются выдуманные термины вместо принятых в индустрии

В книге Джейсона Шрейера активно используется термин «crunch». Даже для английского языка он относительно новый, поэтому журналист даёт ему чёткое определение. Это периоды, когда сотрудники студии начинают жертвовать свободным временем и личной жизнью ради того, чтобы закончить игру в срок. Шрейер объясняет, что «crunch» — это не столько проблема, сколько философия разработки, принятая в некоторых компаниях.

К сожалению автор перевода решила, что вместо использования сквозного термина, вокруг которого строится немалая часть книги, лучше придумать этому термину много странных синонимов. Это не было бы так ужасно, если бы сам Шрейер не писал, что именно слово «crunch» точно описывает состояние, о котором он говорит.

Слова «запарка» и «переработка» вызывают в памяти скрежет зубов, который очень точно описывает ощущения, охватывавшие людей в бесконечные часы работы над высокобюджетной компьютерной игрой.

The word «crunch» calls to mind the gnashing of teeth, which is a fitting descriptor for the feeling of working endless hours on a big-budget video game.

Я считаю, что переводчица должна была пойти по пути Шрейера и ввести термин в текст — будь это «кранч» или «crunch» в кавычках, неважно. Вместо этого в издании «Эксмо» говорится о каких-то «кризисных авралах» и «диких цейтнотах».

В цитатах, приведённых ниже, жирным выделен «crunch».

«Получение дополнительного времени стало для Naughty Dog действительно чудом, но каждая дополнительная неделя отладки означала еще одну неделю запарки».

«Некоторые утверждают, что кризисные авралы являются следствием провального руководства и управления проектами».

«При работе над всеми нашими играми обязательно возникает аврал, – признается сопрезидент Naughty Dog Эван Уэллс. – Но это не приказ».

«Следующие несколько месяцев разработчикам пришлось провести в состоянии жесткого прессинга, работая по 80–100 часов в неделю, чтобы переделать этот кусок и капитально перелопатить все сделанное до этого момента».

«В остальных главах рассказывается о технологическом кошмаре игры «Dragon Age: Inquisition», о диком цейтноте при разработке «Uncharted 4» и даже о тайне, связанной с созданием компанией LucasArts широко разрекламированной игры «Star Wars 1313».

Что особенно ужасно, «кризисный аврал» — это термин, который никто не употребляет. Поиск в Гугле по этим словам приводит к переводу книги Шрейера — и всё.

Непоследовательность есть и в другой терминологии. Например, в тексте есть слово «гейм-директор», но Стрейли переводчица внезапно называет «директором игр».

Вскоре после этого Naughty Dog повысила Стрейли до директора игр (подчинявшегося непосредственно креативному директору Эми Хенниг), что давало ему больший контроль над дизайном в «Uncharted 2», вышедшей в 2009 году.

Shortly afterward, Naughty Dog bumped Straley up to game director (alongside Amy Hennig, who was creative director), giving him more control over the design of Uncharted 2, which shipped in 2009.

В переводе очень много терминов, которые никто не употребляет. Например, E3 почему-то называют «промышленной выставкой». Ход мысли автора русскоязычной адаптации легко отследить: статья в «Википедии» по словам «trade show» действительно приводит к тексту про «Промышленные выставки». Но «промышленность» — это всё-таки немного другое.

Некоторые игровые студии считают, что промышленные выставки существуют исключительно для отвлечения от работы, помпы и распространения маркетинговых копий, однако Naughty Dog рассматривала E3 как важную веху.

Some game studios saw trade shows as distractions, existing only for pomp, sizzle, and marketing copy, but Naughty Dog viewed E3 as a valuable milestone.

Некорректно переведены даже официальные названия. Например, «Одни из нас» в тексте стали «Последним из нас».

«В ноябре 2011 года, когда «Uncharted 3» уже лежала на полках магазинов, Стрейли и Дракманн вовсю корпели над своим первым проектом – постапокалиптическим приключением под названием «The Last of Us» («Последний из нас»).

Так и по-русски не говорят

В конце концов, в тексте попросту очень много странных фраз, которые либо почти не используются в русском языке, либо представляют собой бессмысленный дословный перевод, либо попросту звучат комично.

Тестеры здесь «теряют чувство темпа», Шон Лейден сбрасывает на офис Naughty Dog «настоящую бомбу», а The Last of Us — это «скачок в сторону» от Uncharted.

«К концу 2015 года дедлайн «Uncharted 4» замаячил в полный рост».

«Игра получила звёздные отзывы».

«По словам Лейдена, он уже был в курсе, что на «Uncharted 4» понадобилось больше времени. А потом он сбросил настоящую бомбу».

«Они могли застрять где-нибудь на некоторое время и потерять чувство темпа».

«Вы вылизываете нечто, готовое на девяносто пять процентов, в то время как вот этот кусок готов всего на шестьдесят и нуждается в пристальном внимании и большой любви».

«Элли, которая в ходе путешествия становится его духовной дочерью».

«Это был скачок в сторону от серии «Uncharted».

Что в итоге

«Кровь, пот и пиксели» — очень важная для игровой индустрии и интересная книга, но адаптация от «Эксмо» получилась халтурной и даже вредительской.

Хороший перевод — это не только переписывание текста из одного окна Google Docs в другое, это ещё и журналистская работа. За каждой двусмысленной или непонятной фразой оригинала стоит контекст, который переводчик должен изучить.

В русскоязычной версии «Крови, пота и пикселей» плохо абсолютно всё — тут и отсутствие логических связей между абзацами, и непоследовательность, и выдуманная терминология взамен существующей, и банальная халтура в переводе самых простых фраз.

Но что самое печальное, русскую версию книги просто физически тяжело читать. Настолько сильно текст пропитан косноязычностью и неуважением к читателю.

Шрейер писал книгу об играх для всех — и для профессионалов, и для рядовых геймеров, а после перевода она стала книгой ни для кого. Работники индустрии не будут читать её из-за перевранных терминов, а все остальные — из-за тяжёлого слога банальных ошибок на ровном месте.

#мнения #кровьпотипиксели

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0440\u043e\u0432\u044c\u043f\u043e\u0442\u0438\u043f\u0438\u043a\u0441\u0435\u043b\u0438"], "comments": 538, "likes": 861, "favorites": 155, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 23032, "is_wide": true }
{ "id": 23032, "author_id": 3351, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23032\/get","add":"\/comments\/23032\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23032"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953 }

538 комментариев 538 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
249

ой, я даже эту статью не смог дочитать, столько кринжа от приведенных примеров перевода

Ответить
62

Да, на половине пришлось промотать, чтобы найти и плюсануть такой коммент)
Интересно, что будет с целевой аудиторией? Для кого этот перевод? Любой близкий к индустрии человек выколет себе глаза уже на десятой странице. Короче, еще один пример, почему переводчиками должны быть любознательные люди с широким кругозором, а не те, кому лень произвести элементарный ресерч, даже будучи вне контекста.

Ответить
44

Какой ресерч?) Представь себе даму "немного за", которая считает игры детским баловством и взялась за перевод "потому что кушать хочется".
Если человек не в теме игр - выйдет однозначно ерунда и никакой ресерч не поможет

Ответить
5

Дело не в возрасте, поле или отношении к играм, дело в том, что задачу выполнял человек, которого в принципе нельзя на пушечный выстрел подпускать к переводам чего-либо.

Ответить
2

Поработав в конце 90-х в издательстве компьютерной литературы, я навидалась таких дам. Они берутся за перевод чего угодно (а издатели книг, которые платят переводчикам копейки, редко могут найти кого-то лучше) и делают его с таким отвращением к автору, предмету и своей работе, что я, молодой научный редактор, из этого гадюшника сбежала роняя тапки. Мне повезло, сбежала в игры :)

Ответить
43

произвести элементарный ресерч

Да тот же ресерч посабл провести по этому лонгриду будучи в кранче и все будет окей, а иначе можно словить кринж являясь билингвой.

Ответить
1

В чем ваша проблема? Вы вообще англицизмы в речи не используете? У каждого человека разный уровень их задействования в ежедневном лексиконе. Мне не режут слух ни кринж, ни ресерч - я считаю эти слова более описательными именно в английском. В то же время мне режет слух "посабл". А какого-нибудь пожилого человека отторгнёт ваше рутинное "окей". Не ищите понтов (или что вы там нашли) там, где их нет.

Ответить
5 комментариев
8

так а тут даже не какие-то нишевые тематические ошибки, а вполне общие. это прям очень низкий уровень.
Для кого этот перевод? Любой близкий к индустрии человек выколет себе глаза уже на десятой странице

это конспираси глазной медицины, дело раскрыто

Ответить
6

Таких переводчиков полно, но они берут больше, потому что работают дольше. А издательству надо быстро и дёшево.

Ответить
0

Просто берут больше.

Ответить
30

кринжа

Ты хотел сказать 'раболепия'? :D

Ответить
7

"кринжа"... да чтоб вас! В комментарии к статье про перевод вы не вспомнили слово "коробит".

Ответить
1

это было отвратительно, как будто кто-то скребет по стеклу мокрым предметом

Ответить
121

Они сообщили мне, что ошибка будет исправлена и не пойдёт в тираж, и внезапно попросили помочь им с переводом.

У тебя был шанс спасти эту книгу!

Ответить
2

видимо мало предложили

Ответить
0

Ее надо было спасать от ЭКСМО
...или от перевода?

Ответить
264

Скачок в сторону от оригинала.
Мне кажется они потеряли чувство темпа, когда на дедлайн замаячил в полный рост.
Жаль, а ведь могли бы вылизать это нечто, сбросить на стоящую бомбу и получить звездные отзывы.

Ответить
0

Абсолютно нормальные выражения.

Ответить
140

Просто книгу переводили через Google. Translate ¯\_(ツ)_/¯

Хотя, как мне кажется. В Гугле она даже лучше была переведена, ахах

Ответить
96

привет, издательство «Эксмо»!

если вы увидели эту статью и хотите исправить сложившуюся ситуацию, готова по сходной цене отредактировать ваш перевод!

Ответить
6

Альфина, привет! Я не из Эксмо, но твоё предложение меня заинтересовало — я напишу тебе в директ твиттера или телеграм?

Ответить
2

давайте! :)

Ответить
0

Привет, знакомые все лица :)

Ответить
5

Альфина, а почему ты не пишешь предложения с больших букв? Откуда этот принцип?

Ответить
0

просто привычка, поведшаяся из юности. в юности же она у меня возникла, потому что я подражала одному человеку (мне было очень мало лет, не судите). то есть глубинного смысла тут нет!

Ответить
0

Тоже интересно

Ответить
0

А у тебя есть опыт в переводе книг?

Ответить
14

да, и в редактуре переводов, и даже для «Эксмо».

Ответить
139

Так, Карамышев Денис, разлогинься пожалуйста и иди делать Трудности Перевода на Детройт

Ответить
0

Я Коннор, андроид из КиберЛайф.

Ответить
6

My name is Connor. I'm the android sent by Cyberlife.
Спойлер: оригинал как обычно гораздо лучше.

Ответить
0

Турникет!!!!! 1111

Ответить
0

И это неверный перевод

Ответить
106

Все же в плюсе:
Переводчи_ца ушла с гонораром;
Эксмо продали почти весь тираж;
Амазон продаст оригинал тем, кому не понравится перевод;
Елистратов собрал трафика .
Если Карамышев ещё «трудности» запишет, то схема верняк будет на будущее.

Ответить
6

Ахах) Глубоко смотрите.

Ответить
1

Так-то Амазон уже год продает тем, кому перевод не нужен )

Ответить
0

Разве у нас не принято использовать круглые скобки типа: он(а), лайкнул(а), переводчи(ца)?
Ничего такого, я просто бешусь от нарушения стандартов.

Ответить
166

Злодеус Злей доволен переводом!

Ответить
85

Они могли застрять где-нибудь на некоторое время и потерять чувство темпа

Ответить
2

Хорошая шутка и фильм тоже. Жаль, что переводчица вряд ли его смотрела и хоть немного уважает подобное. Не видать ей ЗВЁЗДНЫХ ОТЗЫВОВ.

Ответить
1

Просто у тестеров плохой препод был.

Ответить
0

Сразу представил, как Нил Дракманн подходит к тестеру...

Ответить
47

Главу про анчертед проглотил еще более-менее спокойно, видимо сказывалось то, что читал поздно ночью. Но после главы про Ensemble Studios все еще не могу придти в себя.
«Например, известно, что если вы выбираете шутер от первого лица, то правым спусковым крючком будете стрелять, а левым – прицеливаться. Левая кнопка джойстика всегда будет управлять движением персонажа, а правая – вращать камеру.»
Так и хотелось посадить в комнату переводчика, дать в руку геймпад и не выпускать, пока не покажет левую и правую кнопку джойстика.

Ответить
35

Я бы ещё заставил искать спусковые крючки

Ответить
4

Найти-то их как раз не проблема – найдёт и покажет. Всего-то нужно ей сказать, что дословный перевод триггеров на геймпаде неуместен и дик.

Ответить
11

Эх, прочитал уже где-то процентов на 60. На русском. Потом наткнулся на данную статью.. Если честно, за всю жизнь уже столько раз попадалась некачественно переведенная техническая литература, что лично я просто уже научился все это переводить на нормальный язык по ходу... Т.е. переводишь обратно на английский и понимаешься, что изначально тут хотели сказать.
И у меня честно говоря даже мысли не возникло начать возмущаться на тему некорректного перевода, странных оборотов речевых и прочего.
Мне настолько интересно читать именно как оно все проходило и это так захватывает, что я даже не обратил внимание на подачу(
Да, то что тут допущены грубые фактические ошибки, это печально. Да, грустно, что они не взяли переводчика который в "теме". Но, черт побери, читай я это все в оригинале, либо чтение заняло бы значительно больше времени и пришлось бы тормозить. Либо от меня точно так же ускользали какие-то особенные малозаметные фишки, которые видимо всем так нравятся в оригинальной подаче. Я благодарен одному тому, что они это перевели. Я НЕ искушенный и НЕ тусующийся в этой индустрии. Но зато я прочитаю все это на одном дыхании и получу свой заряд воодушевления от этих шикарных историй.

Ответить
7 комментариев
28

Учитывая что это геймпад.

Ответить
7

И каждый раз, когда он показывает, говорить "неверно!"

Ответить
1

И бить бамбуковой палкой.

Ответить
1

Бамбуковым посохом. До просветления.

Ответить
0

Меня еще на "спусковых крючках" передернуло, при том что "триггер" вполне устоявшееся в россии название для R2, L2 на PS и RT LT на xbox

Ответить
0

На боксе может быть, но на PS вроде как "бамперы" более устоявшееся было, ещё во времена PS1-PS2. Хотя может я просто олдфаг такой.

Ответить
4

Бамперы это те, которые сверху - R1/L1. А нижние - триггеры или курки.

Ответить
2 комментария
0

Бамперы R1 L1

Ответить
53

К счастью, как человек, который работал в игровой индустрии, для меня подобные левые фразы в целом выпадают из контекста без общей потери смысла. Но тоже немного жаль, что я потратил на это деньги и взял в русском варианте.
Позорище, конечно.
**

Вообще небольшой спойлер (наверное, хотя что там спойлерить).
Я максимально сильно разочарован в том, что господин Шрейер написал про Диабло 3 и попросту проигнорировал одно из самых крупнейших событий в игре, которое повлияло на всю игровую экономику. И это касалось игрового аукциона за реальные деньги.

Приводя примерный смысл из книги, близзард "подумали-подумали и решили отказаться от этой затеи". На деле же к краху системы аукциона и полному экономическому хаосу привел критический баг системы, который позволял пользователям бесконечно копировать золото. Количество грязи и говн на тот момент вы вряд ли сможете себе представить.
(https://www.polygon.com/2013/5/8/4311002/blizzard-takes-diablo-3-auction-houses-offline-after-gold-dupe-bug)

И это в книге отражено чуть более, чем никак. Просто проигнорировано. Я понимаю мотивацию Близзард в данном случае (не очень то выгодно еще раз на весь мир трубить о том, как они в очередной раз недооценили игроков), но если мистер Шрейер умудрился сокрыть настолько ВАЖНУЮ веху эволюции игры и ее проблем, падает тень и на достоверность всей остальной информации.

Ответить
8

Какой дюп, люди играть бросали не из-за дюпа, а из-за того что в игре про выбивание лута с мобов лут выбивался искючительно из аукциона.

Ответить
1

Я не написал, что люди бросали игру из-за этого бага, я написал, что он вообще не упомянут.

Ответить
1

Потому что это мелочь, про хоннорбади там тоже нихрена, а это была проблема посерьёзней.

Ответить
5 комментариев
–22

Хрень про дюп голды, причем полный, тем более видя полигон в авторах уже смешно, не было там такого, просто чутка подсмотрели будущее близзы , которе сейчас приходит всем этим лутбоксам , а тут аукцион , тем более закон там у них вышел, под эту тему и подсуетились с закрытием и выпуском РоС близзы, так что перевод нормальный, а вот автор книжонки явно не в теме .

Ответить
8

Я лично свидетелем был происходящего, активно сканил форум и ололокал с согильдийцами. Ссылок и логов море.
'чутка подсмотрели будущее'? 'так что перевод нормальный'? Причнм тут лутбоксы вообще? Дядь у тебя там все хорошо? Ощущение что ты на какой то своей волне

Ответить
–28

Да ладно, у меня пару ферм стояло на дябле в те времена, так что сынок иди гуляй.
Каких логов блять? Там аукцион бот приносил такие бабки близзардам , как и простой , пиздец иди учи мат часть, волна туда сюда.

Ответить
7 комментариев
0

Не подскажешь где можно посмотреть оглавление книги? Просто интересно какие игры там разбираются.

Ответить
8

Stardew Volley, Pillars of Eternity, Diablo 3, Uncharted 4, Star Wars 1313, Dragon Age: Inquisition, Witcher 3, Halo Wars, Shovel Knight, Destiny

Ответить
0

Большое спасибо!

Ответить
1 комментарий
0

В книге было написано так, как ответил представитель Blizzard в интервью. А тот сказал, что аукцион не вписывался в политику компании.

Ответить
0

Действительно, и дело вовсе не в том, что его отрубили после того, как народ начал надюпанное бабло выводить на карты массово =)

Ответить
0

А по какой схеме? Покупаешь на ауке шмотку за миллиард голды и продаёшь на ауке за евро?

Просто я именно в тот момент подзабросил диаблу и для меня со стороны всё это выглядело как "аук не выстрелил, переобуваемся на ходу, делаем игру про соло гринд". Даже не слышал (или забыл) о том скандале с дюпом

Ответить
1 комментарий
19

Угарнул с отдела "дизайна и торговли".
Хотя бывает всякое, в Череповце, например, в доме музыки и кино "Комсомолец", рядом с туалетом, находится кабинет юриста и художника. Тоже такое себе совмещение.

Ответить
20

Дизайн и торговля, сюжет этой песни,
Твоя подсказала гитарааа,
Дизайн и торговля, они, если честно,
Не пара, не пара, не пара.

Ответить
7

Прикольно, в принципе, то же самое можно спеть и про юриста с художником.

Ответить
5

Грустная песня про суровую реальность российского малого предпринимательства получится.

Ответить
3

Всякое бывает, но судя по тому обороту, переводчица в принципе слабо знает английский язык. Нет, ну нет вообще способа перевести ту фразу так, как она это сделала, если не забить на структуру предложения.

Ответить
4

Я знаю кто неплохо забивает на структуру предложения

Ответить
0

Переводчица хорошо знает английский язык (я видела тех, кто знает слабо, там текст вообще оказывается бессвязным).
У нее другая проблема: она невнимательно читает текст и не думает о том, что пишет. Из тех, кто может написать (и писал!) про ядерную бомбу в сеттинге средневековой фэнтези. Ничего не щелкнуло в голове.

Ответить
0

They wanted to add vehicles, for one.

По её версии for one относится к vehicle - "какой-нибудь".
На самом деле, это "they wanted (...), for one" - "хотели (...), например".

Ответить
41

Как иронично: сайт, статьи которого зияют ошибками (в т.ч. и в переводах) публикует простыню, критикующую чужую работу.

Ответить
133

Статьи на DTF не стоят 300 рублей. Статьи на DTF бесплатны.

Ответить
–121

300 рублей не деньги

Ответить
57

Даже рубль - деньги.

Ответить
3 комментария
35

Вот мой яндекс кошелек.

Ответить
18

Богатей в чате, хватайте его!

Ответить
14

Щас студенты читают твой коммент, как когда то в 1917 матросы смотрели на буржуев.

Ответить
1

Не деньги - если книга хорошая. Но платить за говно даже 10 рублей я не готов.
После статьи отменил заказ физической копии, которая уже ехала ко мне.
Спасибо Эксмо, я еще думал, что оправишься после Гарри Поттера, но видимо стадия надмозга уже терминальная.

Ответить
4

Всё на энтузиазме или за еду?

Ответить
1

Если делаешь бесплатно или за малые деньги - лепи любое говно, ведь ты же меценат!

Ответить
1

*для конечного пользователя. Но я полностью согласен. С вас никто не трясёт деньги за прочтение статей.

Ответить
74

Ошибки у всех бывают. Вопрос в их количестве и плотности.

Статьи DTF всё-таки не печатаются на бумаге и не продаются за 550 рублей.

Ответить
24

Думаю, здоровенный баннер пэйпал, из-за которого никуда толком не кликнуть, сполна компенсирует этот недостаток.

Ответить
23

Да, только у редакции ошибок несравнимо меньше. И это на фоне того, что наша команда такую книгу по объёму условно «пишет» за пару дней.

Это как сравнивать ручную сборку автомобиля и завод Ford.

Ответить
7

Да, ведь никто adblock не юзает, все честно смотрят любую рекламу.

Ответить
6 комментариев
10

Такая боль, наверное — полтора года читать сайт, статьи которого зияют ошибками :(

Ответить
5

Каждый раз, когда кто-то из редакции забывает поставить закрывающую запятую («наверное», «которые не трогала рука хорошего редактора»), где-то страдает корректор, терзая ручку Erich Krause с красной пастой.

Ответить
5

О, люблю красную пасту. Аматричану особенно.

Ответить
1

Разделяй мы уровень образования, могли бы разделить и эту боль. Но увы, увы ;-)

Ответить
1

Эта шутка могла бы сработать, не будь мы оба магистрами. Но увы.

Ответить
1 комментарий
–2

Пришел ты написать на этот сайт лол. Зачем же читать сайт с кучей ошибок?

Ответить
2

Потому что может!

Ответить
1

Чтобы развлечь скучающий разум. А вы сюда за другим приходите?

Ответить
0

Какой ироничный парниша. Не вижу связи никакой.

Ответить
0

Так авторские посты с ошибками, которые будут публиковаться в вк, всё равно приводятся редакторским составом в удобоваримый вид. Разные категории

Ответить
12

Не оч, конечно. Но труд переводчиков, особенно с английского, у нас ценится очень мало (денег, в смысле, не платят, хотя труд этот очень тяжелый), планки никакой нет - главное быстро продать. Так что имеем то, что имеем.

Ответить
9

Дело не в английском скорей всего, а в популярности темы. Книг для геймеров пишется мало. А переводится и того меньше. Зачем стараться, если схавают и так? Классиков и какие-то бестселлеры нормально переводят.

Ответить
5

И это тоже, угу. Нужен был бы человек в теме, но они решили не заморачиваться и взять штатного/привычного. Искать, проверять дорого. А переводы текстов про геймдев вообще-то в принципе боль, потому что русских аналогов у многих слов и понятий нет.

Ответить
–1

Проблема переводчиков в том, что у них есть навязчивое желание вечно использовать эти ваши "русские аналоги".

Ответить
17 комментариев
2

Не всегда. Я видела издание Илиады, где не было нескольких глав. Просто не было и всё, без объяснений, без уточнения "Печатается в сокращении", без ничего вообще. Это не считая опечаток. Эксмо, да.

Ответить
11

/ используешь в тексте слово дедлайн
/ слово "кранч" переводишь

Ответить
10

Она переводчица, она знает, что такое дедлайн) А вот кранчевать видимо не доводилось. Тут должна быть шутка про гуманитариев, но я сама гуманитарий, поэтому не будет.

Ответить
27

В 2018 читать, смотреть и играть в "полностью на русском языке" это всегда ошибка.

Ответить
68

Отдаёт снобством.

Ответить
56

Но он прав. Уровень озвучки/перевода на английском почти всегда на порядок лучше, чем на русском. Увы.

Ответить
2

Однако если актёр плохо играет, то данный недостаток можно легко убрать в дубляже. Правда это больше относится к фильмам.

Ответить
1 комментарий
4

А на японском ещё лучше!

Ответить
11

Отказываться есть говно от халтурщиков-переводчиков - снобство? Отдает говноедством.

Ответить
43

Перевод переводу рознь. Есть плохие переводчики, есть нормальные, есть хорошие. Глупо всех грести под одну гребёнку.

Ответить
39 комментариев
0

В комментарии про переводчиков ни слова, есть игры/фильмы/книги которые изнчально на русском языке

Ответить
1

Может быть для вас и стать специалистом по международным отношениям только в России и на русском языке это тоже хорошо?

Ответить
–2

Я знаю английский язык, но мысли в голове крутятся на русском, потому что я русский. Посему и в играх ставлю родную речь.

Ответить
0

А если мои мысли в голове крутятся на английском, то это делает меня англичанином?

Ответить
4

Ну если не свистишь, то да. Круто наверно когда идёшь к палатке с мороженным и в голове звучит не "хочу мороженное", а "i wanna icecream", притом на автопилоте. Но если я играю на родном языке, то аудиовизуальная информация поступает в голову легко и просто, а если на английском - мозг прокручивает через "виртуальную мясорубку" поток информации, чтобы осмыслить что услышал, а затем что понял из услышанного. Некомфортно, отвлекает от погружения такая лишняя работа серого вещества.

Вот пример из недавних игр.
Uncharted 4 - русская озвучка не уступает, а то и лучше оригинала, приятно слушать русскую речь.
Yakuza 6 - играю с японской озвучкой и английскими субтитрами, ну а что коль выбора нет.
Assasins Creed Истоки - играю с английской озвучкой и русскими субтитрами, главный герой в локализации ужасен, а он болтает всю игру. Жуткий мискаст.
Bloodborne - играю с немецкой озвучкой и русскими субтитрами. Игру прошёл 6 раз, и так сюжет знаю, хочется послушать красивую немецкую речь, женские персонажи очень хороши в немецкой, а не английской версии. Кукла вообще изюминка немецкой локализации, сексуальный голос заслушаешься.

Ответить
1 комментарий
–1

Набор памятных цитат из боевичков - это еще не знание языка :)

Ответить
1 комментарий
0

Ахтунг! Билингв в комментариях!

Ответить
0

А если игра от наших разработчиков и вышла на русском языке?

Ответить
0

Расскажи это человеку который не знает английский, и не хочет его учить прям сейчас в игре, а хочет поиграть. Он поставит тебе минус.
Хотя сам я катаю, за редким исключением, на английском, тем не менее

Ответить
0

Велика беда прям, минус) Я и сам знаю таких, кто не хочет учить хотя им не помешало бы.

Ответить
0

Посрать на минусы : ) Хотел сказать, что это не "всегда ошибка"

Ответить
15

Именно за это очень уважаю издательство "Азбука", которые при адаптации книг по ЗВ всегда консультируются с фан-сообществом Jedi Council, а те в свою очередь, вычитывают и правят вот такие вот глупости.

Ответить
10

От одного только перевода "video game" как "компьютерная игра" уже передергивает. Не знаю, как у вас, но для меня это словосочетание прочно ассоциируется с нулевыми и тогдашним херовым отношением людей неинтересующихся к индустрии.

Оно должно остаться в забвении.

Ответить
7

Такой уж устоявшийся вариант. Меня лично передёрнет скорее от "видеоигры".

Ответить
2

Так. А что не так с термином компьютерная игра? Ну да, даже консольные эксклюзивы так называют. Что не так?

Ответить
13

Ну потому что называть консольные игры компьютерными как-то странно, нет? И чем плоха «видеоигра»?

Ответить
3

Ничем не плоха. Первый просто прижился.

Ответить
10

А я тут расстроился что на Озоне кончились они за день. Зря расстроился]

Ответить
1

Книга, не смотря на неточности, которые ты сам ощущаешь при прочтении - интересна сама по себе)

Ответить
8

Это достоинства оригинала, а статья всё-таки про перевод.

Ответить
0

Ну большую часть перечисленных неточностей я ощутил даже не имея оригинала под рукой)

Ответить
11

Чет вспомнился сразу перевод Гарри Поттера от Марии Спивак ... Злодеусы Злеи, Окаянт,

Ответить
8

Спасибо что не Спивак

Ответить
7

Одна фамилия, а сколько личностей для дтф.

Ответить
7

"Эксмо" ещё до этого успели отличиться своей некомпетентностью, когда дело касалось российских изданий книг "очень узкой специализации", если так можно выразиться. Проблемы были во всём, от перевода до оформления. Например, в книге "Чужой. Легендарное коллекционное издание" (Alien: The Archive -The Ultimate Guide to the Classic Movies) использованы шрифты, отличные от оригинала. Ряд иллюстраций уменьшен, из-за чего осталось много пустого места на страницах. Ну и, наконец, ошибки переводчика, явно не знакомого с франшизой: Alien Queen превратилась в "Чужую Королеву".

Не покупайте подобные издания и не поощряйте халтуру "Эксмо". Не скажу за всё издательство, но в таких случаях, как этот, лучше взять оригинальное издание на английском. Быть может, только убыточность этих изданий заставит "Эксмо" более ответственно подходить к работе.

Ответить
2

Скорее всего у шрифтов попросту не было кириллицы, тут уж ничего не поделаешь. С играми такая же проблема, к сожалению.

Ответить
12

тут уж ничего не поделаешь

Как это "ничего"!?

Ну ладно там понимаю отрисовать самим - это требует определенной ответственности, организованности и денег. Но вот забить и не подобрать аналог в современном мире (в наш цифровой век всевозможных онлайн-каталогов!) - это настоящий позор!

Даром что это КНИЖНОЕ издательство, а уж это как по мне должно означать что у них ОБЯЗАНА быть подборка шрифтов на все случаи жизни... в смысле не везде ведь стандартные шрифты пихать... так ведь!? Это же их работа!

Ответить
2

Не хочу оправдывать издателей, которые не совсем ответственно подошли к задаче и идее локализации довольно важной (что для коммьюнити, что для индустрии) книги, но с позиции графического дизайнера посмею возразить.
Шрифты не просто дорого стоят (тот же шрифт Zrnic, используемый в лого PlayStation, стоит $78 за полное семейство), но ещё и требуют соблюдения юрисдикции.
Посмотрите вот тут: https://www.myfonts.com/licensing.
Вы можете купить шрифтец, но без соблюдения лицензий (и, скорее всего, отчислений роялти) вы не имеете права использовать его в продукции без достижения соглашения и договорённости с производителем/издателем.
Такие дела.

Ответить
1

Ещё один пример. Тоже энциклопедия по вселенной "Чужого": "Доклад Вейланд-Ютани" (Alien: The Weyland-Yutani Report).

Ответить
8

Да не, на самом деле текст полезен. Спасибо. Будем думать, читать в оригинале или ждать фанатский - отмечено вроде бы справедливо.

А вот претензия к избежанию слова кранч непонятна. Есть же слово переработка.

Ответить
3

Переработка не отражает всей сути термина.
Там же даже четкое определение дано.

Ответить
2

"Это периоды, когда сотрудники студии начинают жертвовать свободным временем и личной жизнью ради того, чтобы закончить игру в срок".

А это не переработка? ) Ну ладушки.

Ответить
8

Думаю, что речь о том, что люди сами жертвуют всем ради результата. "переработка" слишком блеклый термин в сравнении с определением, который вы процитировали. Переработкой можно назвать, простите за тавтологию, любую переработку "начальник заставил" и т.д.

Ответить
0

Если уж на то пошло то "сверхурочные"

Ответить
1 комментарий
2

У нас есть другой термин, который очень часто используется: овертайм.
Как ни странно, но во многих случаях используется как прямой аналог слова "кранч", несмотря на то, что "овертайм" -- латинизм и само слово не переводит :)
Ну на крайний случай можно сказать "переработка".
Но не "жёсткий прессинг" и не "дикий цейтнот" же! КРИЗИСНЫЕ АВРАЛЫ, ух.

Ответить
7

Учусь на переводчика книг. Честно - ничего удивительного. Платят переводчикам мало, сроки более чем сжатые, а о том, чтобы кто-то попытался найти такого переводчика, чтобы еще и в "теме" был - вообще молчу. Так что... единственная альтернатива - учить английский, ну или довольствоваться тем, что есть.

Ответить
1

Поддержу Юлию. Вы тоже так работать собираетесь?
А вообще, извините, конечно, но какого хрена издательство отдало такую узкотематическую книгу на перевод кому-то, у кого в портфолио какой-то треш?

Ответить
12

А издательство монополист. Никто кроме них не имеет прав издавать эту книгу в другом переводе. А им нет смысла платить дважды за то, что кроме них никто не продает. Это бизнес.
А я работать по специальности передумала, когда познакомилась с жестокими реалиями профессии, где либо быстро и сыто, либо качественно и голодно. Разве что как хобби-дополнение к основной деятельности

Ответить
–4

То есть вы тоже собираетесь так работать и даже прямо рассказываете об этом? Смелая.

Ответить
6

Рискну предположить, что речь шла скорее об отношении к самим переводчикам и к самому переводу со стороны заказчиков, чем о работе переводчиков как таковой. Глупо ждать хорошего перевода, если издатель книги платит копейки, не говоря уж о том, что не пытался найти хоть кого-то, кто бы был в теме лексики, используемой в книге.

Ответить
0

Так и есть. Это в целом на всех этапах работы встречается, не только с переводом.

Ответить
1

Учусь на переводчика книг

Такая специальность правда есть или это рофл?

Платят переводчикам мало, сроки более чем сжатые

Я это понял еще на моменте поступления в универ, когда смотрел расценки на перевод английского листа - это рабский труд, еще и зачастую скучный до одури. Но переводчики могут сшибать очень приличные деньги даже английским, правда для этого надо сделать упор на последовательный и синхронный перевод, там оплата за час в тысячах измеряется.

Ответить
1

Мне кажется, что оправдание "платят мало, поэтому и так сойдет", - не очень хорошее. Зачем тогда вообще браться, если неохота за 150р/страница разбираться в тематике. Такое ведь даже в портфолио не добавить, потому что халтурой сквозит так, что с ног сбивает.

Ответить
0

"платят мало, поэтому и так сойдет"

Если быть точным, то оправдание звучит так: "платят мало, (требуют много; хотят, чтобы переводчик работал по 20ч./сутки; ставят дедлайн на срок за который люди только один раз читать успевают; заказчику пофиг на всё)*, поэтому и так сойдёт"

* - нужное подчернкуть

Ответить
–1

Ну вы наивность то свою попридержите. Все это - для кого бизнес, для кого работа. Кушать хочется всем. Понятно что мы все, когда на стороне клиента находимся, хотим быстро качественно и за 300 рублей. Но вспомните штуку про «быстро/дёшево/хорошо -> выберите два пункта». И это все шуточки. В реальности иногда можно только полторы опции из 3 выбрать)))

Ответить
–1

Если вы полагаете, что я работодатель, то вот ни разу не угадали)

Ответить
–1

Моя, никому не нужная, позиция такова: Если не желашь нормально работать в какой-то сфере, то не работай в ней вообще.

Низкая оплата труда как раз из-за того, что всякие халтурщики переполнили рынок этого труда.

Ответить
5

Некорректно переведены даже официальные названия. Например, «Одни из нас» в тексте стали «Последним из нас».

Спасибо, Степанова Л.И. Вы понятия не имели что творите, но я просто рад лишнему шансу похуесосить локализаторов за плохой перевод названия, просто ради того, чтобы на обложке красиво смотрелось, блядь.

Ответить
7

Оно красиво должно смотреться не только на обложке, но и на всех рекламных материалах. Это баннеры, рекламные листовки, реклама в журналах, биллборды, странички игры на сайтах и в PSN с кучей разных форматов. И в оригинальных рекламных материалах под логотип оставлено определенное место, и если при переводе вместо слова THE будет ПОСЛЕДНИЕ, оно может залезть на арт и перекрыть кому-то голову, например.

Ответить