Замеры, тесты, пересчеты Marvel's Wolverine на Steam Deck

Или то, как я запускал слитый прототип будущего тайтла Insomniac Games на 15-ваттном обрубке современных консолей вместе с небольшим личным мнением о самой игре.

Скриншот бара "Princess" с главного меню билда. Это не пре-рендер
Скриншот бара "Princess" с главного меню билда. Это не пре-рендер

Но зачем?

Являясь большим поклонником творчества Insomniac Games и увидев ранний билд следующего их тайтла, я сразу же заинтересовался этим неожиданным дропом. Билд уже запускали на довольно мощных системах, но я пока не видел никого, кто бы страдал этим с намного более слабыми устройствами.

У меня на данный момент из ПК-устройств есть только Steam Deck LCD (256GB) — крайне успешный портативный ПК компании Valve с Zen2/RDNA2 процессором под кодовым именем "Aerith". Несмотря на то, что архитектурно данный APU совпадает со современными консолями (Xbox Series S/X и PlayStation 5), для портативных нужд Valve крайне сильно урезали энергопакет устройства до внушительных 15 ватт (с остальными компонентами потребляет до 25 ватт). Для сравнения, APU PlayStation 5 имеет TDP вплоть до 180W (по версии сайта TechPowerUp).

А, еще у меня есть MacBook Pro (M3 Pro), с которого я пишу этот пост. Правда вот незадача — начиная с R&C: Rift Apart ПК-билды начинают требовать AVX-инструкции, которые невозможно эмулировать на процессорах Apple...

Перед написанием поста я установил Windows 11 для максимальной совместимости с слитым билдом, т.к обычная настройка Proton просто отказывалась его запускать. Однако мне все же получилось "подружить" SteamOS и Wolverine — но это уже было сделано после написания примерно 90% текста. Я прогнал тесты еще раз на новой платформе и небольшая разница в FPS есть: я распишу об этом в отдельном блоке ниже. Кроме этого, некоторые футажи будут показаны с Windows 11, а другие - с SteamOS. В описании каждого вы увидите специальную пометку, обозначающую платформу. Насчет записи:

  • Windows 11: OBS с x264 encoder с настройками по умолчанию (пресет high)
  • SteamOS: плагин Decky Recorder, не имеющий настроек как таковых

Я также сделал повторные замеры FPS без активного рекордера: на обоих системах разница была минимальная, потеря примерно от 1 до 2 кадров в секунду. Игра не особо сильно загружает процессор, что дает возможность софтварному кодировщику нормально сделать свое дело. Почему софтварному? А Valve решила отключить аппаратное кодирование видео с чипа, несмотря на его поддержку родной архитектурой :(

Дисклеймер: Я не претендую на полностью "дотошное" изучение каждой миллисекунды фреймтайма, да и продвинутой аппаратуры из лабораторий Digital Foundry не имею. Все, что вы видите здесь, является обычным "любительским" тестом и не является последней истиной. Я всего лишь технарь, которому интересно поизучать допустимые границы платформы. Спасибо за понимание!

Что там по производительности?

Дано:

  • Steam Deck LCD, на Windows 11 (с пресетом энергосбережения "Производительность") с установленными драйверами и SteamOS 3.5.7
  • установленный Steam Deck Tools для вывода на экран графиков FPS/CPU/RAM (а еще для эмуляции контроллера DualShock 4)
  • OBS Studio для записи парочки видеороликов
  • и сам билд Marvel's Wolverine, добытый абсолютно не подозрительным способом. Естественно, билд ставился исключительно в ознакомительных целях и после тестов был полностью удален со всех накопителей.

Главный экран встречает нас крайне драматичным саундтреком (неужели в Insomniac смогли найти композитора, чьи треки не забываются спустя день?) и солидным показателем в 11-13 кадрами в секунду. Сразу же оговорюсь о парочке вещей:

  • Игра некорректно работает в полноэкранном режиме, поэтому была запущена как окно "на весь экран" с показом таскбара и заголовком окна. Вроде как это чуть меньше 720p (а точнее, 1016x576, если верить скриншоту из самой игры через инструментарий разработчика). На самом Deck, если что, экран имеет разрешение 1280x800. (Для записей с SteamOS не относится: там рендеринг в чистых 1280x720)
  • Настроек графики, очевидно, в игре нет. Есть только скрытые переключатели между режимами "Качество" и "Производительность", однако заметной разницы в FPS (+1-2) или картинке (примерно 0) не было замечено. Будем считать, что используются настройки "для PS5".
  • Как и прошлые игры начиная с Marvel's Spider-Man, движок имеет встроенный темпоральный анти-алиасинг. Во всех тестах он был выкручен на 1.00 (что означает отсутствие апскейлинга и отрисовка в нативном разрешении). Используется ли здесь местный аналог FSR в лице IGTI (Insomniac Games Temporal Injection) - неизвестно, скорее всего в новых версиях движка TAA и IGTI совмещены.
  • Игра (а также сам Steam Deck) поддерживает рейтрейсинг, однако не спешите расплавлять свои видеокарты — билд собран под DirectX 11. Это, кстати, тоже частично влияет на производительность: обычно новые видеокарты (и процессоры) гораздо лучше справляются с DX12, и это также применимо и для Deck.
  • ЭТО. РАННИЙ. БИЛД. Действительно, дальнейшие скриншоты и ролики были записаны с внутреннего билда, который был слит в сеть хакерами. При этом билд датируется 27 ноябрем 2022 года. А по слитому же таймлайну, игра планировалась к релизу примерно в 2026 году. Разница аж в 4 года!
  • Поэтому, пожалуйста, не считайте это финальным концептом/геймплеем. Да, такие люди существуют. Это - вертикальный срез, который обычно показывают людям, стоящим выше рядовых разработчиков, для вынесения финального решения насчет дальнейшего развития игры.

Разобрались? Отлично! Можно приступить к тестам...

Сразу скажу, в большинстве сценариев (тест опенворлда в вымышленной азиатской стране Мадрипур, подъем за Грей на башню, "вертикальный срез" и случай в казино) FPS оставался примерно в пределах 10-15, ровно как и в меню. Единственная разница была при подъеме на башню, когда после лагучего первого этажа частота медленно повышалась до 20 (а если смотреть на шакальные пейзажи снаружи, так все 30).

А вот с режимом "Орда" все интересней. Этот уровень, расположенный в очень маленьком лесу с невидимыми барьерами, выдает в среднем от 20 до 25 кадров в секунду. В нем я и просидел большее число времени, ведь FPS тут (вполне) играбелен, а волны противников позволяют попробовать местную боевую систему. Кроме этого, туториал способностей Джин Грей выдает вполне хороший FPS, но и понятно почему: вся локация это большая серая коробка с минимальным количеством моделей и текстур.

Однако самым тяжелым испытанием оказался отрезок в казино. На Windows даже не стоит надеятся на что-то выше, чем 10 кадров с секунду с постоянными фризами. SteamOS, с другой стороны, тут показал значительное увеличение FPS: аж до 20-21 минимум, а в некоторых местах можно было добиться и значения в 29. В боевых секциях можно было наблюдать похожую картину, поэтому в большинстве случаев геймплей можно было назвать терпимо играбельным (если 25-30 FPS считаются для вас играбельным значением).

Вентилятору было очень плохо: он гудел на все 6 тысяч оборотов почти всегда, вызывая небольшой дискомфорт без использования наушников. Подробные замеры батареи я не проводил, т.к билд потреблял абсолютно 100% ресурсов устройства, но при максимальной нагрузке (около 25 ватт в час) консоль выдерживает примерно 2 часа от полного заряда (учитывая спецификацию Valve, указывающая размер батареи LCD Deck в 40 ватт).

Забавный факт: Valve так и не исправили крайне редкую проблему в прошивке Steam Deck, когда консоль может уйти в троттлинг при большой длительной нагрузке. В данном случае частота процессора уменьшается до 300 МГц, а единственный способ это исправить — перезагрузить Deck. Однако до патчей было еще хуже: для снятия такого ограничения нужно было через BIOS войти в режим "сохранения батареи", после чего выйти из него.

Упущенные детали

После написания ~90% этого текста и снятия всех футажей я решил вернуть SteamOS обратно, при этом немного пошаманив с параметрами запуска... и билд заработал!

Учитывая традиционно "качественные" драйвера от AMD и тот факт, что Valve предоставляет всегда их старые версии с огромными задержками обновлений (раз в полгода?), то я ожидал увеличенную производительность в игре - так и оказалось, в общем. Однако такой буст заметен разве что в том же прототипе режима "Орда": в среднем FPS вырос с ~25 average до ~30 + уменьшилось количество микрофризов. В других же секциях 10-11 кадров становились 14-15, что не особо делало погоды. Зато можно ограничить TDP с 15 до 10 ватт и наслаждаться (если вам такое по душе) почти такой же производительностью на несколько десятков минут дольше.

[Windows] Подъем Грей по башне

С другой стороны, задержка при управлении в SteamOS гораздо меньше, вибрация поддерживается на таком же уровне, FPS выше, да и расход батареи можно немного подкрутить. Однако сам процесс предварительной настройки довольно сложный: вместо заранее приготовленного bat-файла нужно прописать вручную путь к exe вместе с нужными параметрами запуска (причем крайне осторожно, иначе велик шанс нарваться на 50+ окон с ошибками, которые придется закрывать шаг за шагом). Ну и придется переименовать созданный ярлык на что-то другое, ведь у ваших друзей в Steam скорее всего появятся вопросы насчет некой секретной игры "i33.exe", в которую вы сейчас активно играете.

[SteamOS] Сэм Лэйк решил подложить слитый геймплей альфа-версии Control 2, не иначе

А что там по самой игре?

В очередной раз повторяю: ЭТО УТЕКШИЙ РАННИЙ БИЛД ГОДИЧНОЙ ДАВНОСТИ.

Сюжет (который уже слит - будьте осторожны!), проработку персонажей, а также соответствие комиксам, фильмам или игре про Росомаху 2009 года разработки Raven Software изучать я не собираюсь - не фанат Marvel, да и ничего из вышеперечисленного не читал/смотрел/играл. Я буду оценивать игру исключительно с точки зрения игрока, который из всех комиксных игр проходил исключительно Marvel's Spider-Man 1-2 и Guardians of the Galaxy.

Удара левой и правой рукой, 4 комбо для лезвий и несколько комбо для кулачного боя достаточно для раннего показа геймплея. Происходящее на экране больше напоминает смесь слэшера и новых частей God of War: "приземленные" анимации скрещены с быстрым и разнообразным экшеном какого-нибудь MGR. Плохо ли это? Хорошо, ведь игра запоминается, а геймплей не полностью похож на что-то уже имеющееся.

[Windows] Демонстрация боевой системы

Многие решили пожаловаться на "отсутствие" расчлененки, хотя на самом деле она есть. Разумеется, что это не уровень ремейка или сиквела The Last of Us, однако даже в крайне упрощенном виде система показывает потенциал. При парировании удара противника открывается окно с выбором направления атаки (L2/R2), при этом каждая рука подсвечивается "рентгеном" на манер Mortal Kombat. Если конечность горит красным (или в некоторых случаях оранжевым) цветом, то такой удар лишит противника руки в простенькой сценке. Иногда есть шанс отрубить и голову, а при удачном захвате можно отправить врага прямиком в дерево, насадив его на торчащую палку.

При этом есть еще пара финишеров при button-mashing'е, где Логан наносит критический урон в красивенькой кат-сцене (при этом ничего не отрубается, но там в принципе сам эффект недоработан). А еще есть гаджеты, которые представляют из себя различные бомбы и метательные ножи вместе с радиальным кругом выбора и крафтом в стиле дилогии Horizon.

[Windows] Отрубание руки тут выглядит как-то так. Эффектно и простенько, но для раннего прототипа - сойдет на все 200%

Стелс есть (кустов не обнаружено), но крайне простой — в основном просто красивенькие стелс-убийства с просвечиванием костяшек врага при приближении к врагу. Прокачка есть — в данном билде продемонстрирована система из серии Ratchet & Clank, где оружие улучшалось за нанесение урона. Тут, в принципе, также: нанесение ударов клинками приводило к увеличению уровна, наносимого ими, но кроме этого еще разблокируются дополнительные спецприемы в бою.

Напоследок хочу отметить простенькую систему паркура (прицепливание к стенам и полет к противнику) вместе с аналогом "ярости" из God of War: при наборе полоски ее активация приводит к специальному режиму на несколько секунд, где Логан всегда проводит убийства противников одним ударом через финишер.

А еще есть секции за Джин Грей, которые ну прям вылитый Control от Remedy, так как набор способностей схож с навыками Джесси Фейден: телекинез (даже кусками стены бросаться можно), подчинение себе противников и круговой щит. Кстати говоря, это первая игра от Insomniac, где геймплей за полноценного второго персонажа кардинально отличается (короткие секции за Кланка и 10 минут разгрома за Венома мы не учитываем):

  • в Marvel's Spider-Man 2 кор-геймплей (драки) между Паркером и Моралесом сильно не отличаются между собой. Разница есть, но только в наборе способностей.
  • в Ratchet & Clank: Rift Apart геймплей за Ривет буквально одинаковый: прогресс оружия и уровень HP синхронизируется с Рэтчетом во всех случаях. В итоге единственная разница — модель персонажа, голос и (частично) робот на спине.

Грей еще может учавствовать в бою в паре с Логаном, бросая куски штукатурки во врагов, отвлекая их на себя. Вражеский ИИ не особо тупит, и вполне себе может "задавить" при большом его скоплении вокруг игрока. Ну и да, Логан тут регенерирует, причем при нанесении урона противникам процесс идет в разы быстрее.

[Windows] Демонстрация кулачного боя

Финал

Выйдет ли игра хорошей? Скорее всего да, несмотря на крайне высокий личный кредит доверия к студии (особенно после пройденного большинства их проектов на разных поколениях консолей). Геймплей уже на раннем этапе значительно отличается от Паука, картинка в некоторых секциях даже сейчас впечатляет, а оптимизация вполне себе нормальная (для игры с настройками на PS5-таргет без финальной полировки).

Внутренний движок, как и всегда, показывает крайне хорошие результаты даже в ранней сборке будущей игры, выдавая приемлемые значения FPS на крайне ограниченной платформе, которая еще при этом и является портативной. Учитывая, что это прямой билд без специфичных для ПК оптимизаций (которыми в данном случае занимается Nixxes), то результат еще и потрясающий. (А еще этот тест мне показал, что Windows на Deck все еще очень неюзабельная штука с кривыми драйверами, которую можно использовать только ради одной цели: играть в Call of Duty)

Утечка, конечно, колоссальная, ведь кроме данных о будущих проектах "ушло в общий доступ" еще и масса личной информации сотрудников: паспорта, страховки, медицинские документы, контракты, аккаунты и даже банковская (!) информация. Поэтому лично я надеюсь на одно: чтобы студия восстановилась после столь ужасных событий и продолжила дальше радовать нас хорошими играми, вне зависимости от платформы или жанровой принадлежности.

9.2K9.2K показов
1.4K1.4K открытий
28 комментариев

Вот кому то делать нехуй)
1. Что за мания у бездарей из инсомниак вставлять геймплей за других персонажей? Это с ретчетов и кланков пошло? Ладно хоть Джин Грей интересная дама более-менее 2. Если на уровне "Случай в казино" не будет отсылки на пикчу, то это рефанд и ноль на метакритике (если будет, то 1)

Ответить

Блять джин Грей для того чтобы левитировать нужно сначала подпрыгнуть, это кек, с места это не по силам даже самому могущественному мутанту

Ответить

прототип, что поделать :(

Ответить

Существует версия росомахи 2009 доя пс2 и игра там другая, чем та, на компе и консолях пс3 и х360

Ответить

да, было время когда версии под разные поколения отличались (вспомнить тот же Splinter Cell: Double Agent)

но там и разработчики были всегда разные

Ответить

Тебе делать нехуй?

Ответить