Gorogoa: когда жизнь — это пазл

Небольшая авторская головоломка Gorogoa, вышедшая в 2018 году, получила очень высокие оценки в России и за рубежом, а в отзывах к ней регулярно встречаются слова "шедевр" и "гениально".

Gorogoa: когда жизнь — это пазл

Сегодня я приглашаю вас познакомиться с этой необычной вещицей, а также разобраться, чем же она была хороша. А чтобы сразу расставить все точки над i, оценивать её я предлагаю с нескольких сторон: как геймплейной, так и визуальной и смысловой.

В самом начале оговорюсь: в обзоре я буду подробно препарировать сюжет, так что весь сюжетный раздел будет большим спойлером. Если хотите сперва составить свежее впечатление, будет лучше сначала пройти игру, а потом вернуться к статье.

Gorogoa создавалась силами одного человека, Джейсона Робертса, в течение довольно долгого времени — с 2011 по 2018 годы. Само название игры не несёт какого-либо смысла: автор специально взял вымышленное слово, чтобы его проект не увлекал за собою ненужных культурных или языковых реалий. Месседж подобного решения в том, что Gorogoa является произведением искусства, а значит, должна говорить с игроком на одном языке независимо от его происхождения.

Чем же может удивить эта игра?

Геймплей

С точки зрения игрового процесса, Gorogoa представляет собой пазл про перемещение картинок. Экран разбит на четыре панели, которые сначала кажутся монолитными рисунками. Но пробуем перемещать панели, накладывая одну на другую, и они начинают дробиться и оживать: отдельные изображённые предметы остаются на соседнем рисунке, дополняя его или оказываясь в своём новом окружении чем-то другим за счёт внешнего сходства объектов.

Например, по изображениям на панелях мы понимаем, что нужна зажжённая лампа. Скажем, герой спит и во сне видит эту лампу. А на имеющихся картинках есть только погасшая. Зато на соседней есть звезда. И если наложить картинку с лампой на изображение звезды, то звезда "поместится" в лампу, та окажется зажжённой, а мы сможем продвинуться по сюжету.

По сути, история раскрывается нам в иллюстрациях, как если бы это была визуальная новелла, только иллюстрации нужно собирать самим.

Gorogoa: когда жизнь — это пазл

Смысловые переходы игра показывает анимацией. Когда мы закончим с тем или иным сюжетным кусочком, на рисунках оживёт небольшой мультик, отмечая завершение этой части и переход к следующей.

Как можно догадаться, самый главный вопрос Gorogoa — в том, какую панель на что накладывать. В некоторых случаях игра даёт подсказки, вроде подсвечивания объектов, но обычно работает принцип свободных ассоциаций, которые нам нужно мысленно протянуть от одного изображённого предмета к другому. К примеру, звезда при наложении рисунков может оказаться светом в лампе, как было описано выше, а маленький камешек огромным валуном, разрушающим здания, благодаря смене перспективы.

И уже при описании геймплея видно, как начинает в нём раскрываться идейное содержание игры. Вы могли подумать, что оно про взаимосвязь всего в мире, но это не совсем так. Всеобщая связанность здесь скорее необходимое средство. От нас действительно хотят, чтобы мы замечали цепочки связей, и просят раз за разом выстраивать из рисунков сложную, динамическую картину, но этому есть более глубокие причины, о которых мы узнаем уже в сюжетном разделе.

Очень характерным является и то, что, кроме финальных титров, в игре нет ни слова. Весь нарратив подан исключительно визуально и состоит только из картинок, статичных или движущихся.

Хорошая локализация, правда?
Хорошая локализация, правда?

Тем не менее отсутствие текста совершенно не ощущается как недостаток: проживая Gorogoa, начинаешь понимать содержательность молчания и медитативного погружения в краски, формы и взаимосвязи окружающего мира.

Сюжет

Разобравшись с игровым процессом, можно переходить к сюжетному разделу. Всё, что описано в нём, является стопроцентным спойлером, — однако это именно то, ради чего создавался обзор, потому что про геймплей и стиль вы можете прочитать где угодно, а вот сюжет редко удостаивается дельного комментария.

Итак.

Представьте, что однажды в прошлом, скорее всего, ещё в детстве, судьба подарила вам что-то очень важное. Некое представление о себе и мире, которое вы ещё не осознавали в силу своей неопытности, но могли почувствовать, что это будущая основа вашего "я".

Например, если вы религиозны, то это случилось, когда вы начали читать и расспрашивать про Бога. А может быть, наоборот, впервые стала складываться ваша вера в прогресс и в разумное развитие человечества. Или в мировую гармонию.

В любом случае, некая глобальная истина, кровно для вас важная, дала о себе знать, и вы стали искать встречи с нею.

Она показывалась вам в иные моменты жизни, будто разноцветная радуга, придавая яркость и осмысленность окружающему миру. Вы жадно ловили вокруг себя её следы, находя что-то похожее на страницах романов Дюма и Вальтера Скотта. Она появлялась ненадолго, как сказочная тень по-настоящему серьёзной и взрослой идеи, и звала вас к будущему.

В общем, это было семечко вашей собственной целостности, упавшее вам в душу.

И, казалось бы, это семечко будет прорастать и становиться для вас мощным внутренним стержнем — стержнем, вокруг которого строились бы ваши убеждения… Но внезапно случилось что-то страшное, что заставило развитие замереть.

Может быть, война, покалечившая жизнь вам и вашим родным. Может быть, психологическая травма, инвалидность или тяжёлая болезнь. А так как жизнь человека обычно вмещает более чем одно событие, то, скорее всего, кризисных моментов было несколько.

И вот вы преодолеваете всё, что выпало на вашу долю, и сохраняете себе жизнь. Но что-то внутри вас не сложилось. Что-то осталось непонятым. Зачем нужны были горечь и страдания, потревожившие ваш мир? И что это была за идея, столь важная и прекрасная, которая радовала вас раньше?..

Раз за разом, среди суровых испытаний, вы пытаетесь осознать свою жизнь. Осознать свою истину, так и оставшуюся непонятой, и трагические обстоятельства, в которых вы живёте сейчас. Вы пробуете для себя решить, как всё это соотносится. Думаете, чувствуете и анализируете. И понемногу из осколков разбившегося мира начинает складываться осмысленная картина.

Вот как-то так можно описать суть Gorogoa.

Эта игра является отражением внутреннего мира отдельно взятого человека. Это его последовательная, длящаяся годами рефлексия на тему собственной жизни — знавшей много боли, но всё ещё прекрасной и удивительной, несмотря на трудности. Его попытка найти во всём этом смысл, который одновременно и кажется ясным, и никак не складывается в целое.

Вместе с героем мы будем проходить путь от детства до старости, всё время отыскивая проблески истины в окружающем нас мире.

И я знаю, что многих смутили разноцветные значки, которые нужно собирать в течение игры:

Так вот, насколько я понимаю, это его собственные отражения "вечных" понятий, без осознания некоторых нельзя достичь цельности. Своеобразные ключевые моменты, позволяющие ему соотнести себя со своей глобальной истиной, то есть, согласно нашему примеру, с Богом, разумным развитием или вселенской гармонией.

К примеру, если воспринимать историю в религиозном ключе, то одной из таких ключевых идей может быть понятие о смирении. Или понятие о свободе, если для героя была важна именно она. Всё это он пытается найти в обстоятельствах своей жизни и сформулировать применительно к себе.

Вот эти значки-понятия он будет искать, вытаскивая из сложного вихря событий, и анализировать всю дорогу. Терять понимание и снова его находить. Вычленять кусочки того, что имеет важность, и восстанавливать свою цельность. Постоянно вспоминать детство, когда он впервые начал что-то понимать о мире.

А глобальная истина здесь изображается в виде существа, похожего на дракона. И оно, судя по рецензиям, некоторых смущает. Потому что завязка истории выглядит экзотически:

  • Ещё в детстве герой замечает появление за окном огромного существа;
  • Он ещё маленький, о взрослых и серьёзных вещах не знает, а поэтому заглядывает в книгу, чтобы про это существо прочитать;
  • В книге он видит рисунок: люди приносят дракону дары в виде тех самых значков-понятий.

И в этом рисунке с драконом что только не находили! И чудовище, которому нужны жертвы. И фэнтезийное божество, требующее подношений…

А ведь истина, в религиозном или светском контексте, просит от человека лишь то единственное, что ему по-настоящему принадлежит: осознание себя и его собственную цельность. Разве не так?

Именно этого-то осознания мы добиваемся в Gorogoa для отдельно взятого человеческого существа, и именно его собственное "я" мы сможем в конце концов собрать.

И в финале, завершив своё путешествие-самоанализ, герой встретится наконец с тем, к чему его мысли возвращались всё это время. То существо, та всеобщая осмысленность, которая впервые явилась ему в детстве и подношение для которой — свою собственную душу — он готовил всю жизнь, откроется ему и взглянет в упор.

Gorogoa: когда жизнь — это пазл

Всё это создание являет собою причудливый ворох красок и форм, открывающих невообразимое богатство жизни. Всё оно - переплетение сложных узоров, в которых прячется внутренняя механика бытия.

Это взгляд всеобъемлющей истины, что стояла за истиной более частной.

Что не так в существующих обзорах?

Есть одна закономерность: авторы обзоров на Gorogoa регулярно путают отдельные качества игры с её основным посылом.

Например, хочу процитировать обзор от Stopgame:

Ключевая мысль Gorogoa заключается в тесной взаимосвязи всех объектов в окружающем нас мире.

С этим мнением можно поспорить, так как игра содержит и более общую идею.

Gorogoa, безусловно, обладает своей внутренней философией, но едва ли ставит целью объяснять игроку отвлечённые концепции. Она рассказывает вполне конкретную частную историю. Просто специфика её сюжета такова, что всеобщая взаимосвязанность оказывается необходимым условием для мира Gorogoa. Ведь мир игры — это отдельно взятая человеческая душа, в которой обитают не предметы, а образы предметов, объединённые опытом.

Есть ещё статья здесь, на DTF, интерпретацию которой мне сложно принять. Автор её посчитал Gorogoa постмодернистским проектом, отказывающимся от конкретных смыслов.

Однако на деле в головоломке Джейсона Роберта слишком явно прослеживаются мотивы созидания, поиска, конструктива. Она не про красиво выглядящую бессмыслицу, а про постоянные попытки что-то собрать и починить, причём завершающиеся успехом, — это заметно в самом игровом процессе.

Создателю игры определённо было что сказать; более того, его высказывание идейно и эстетически ближе к философии метамодерна, чем к его предшественнику с приставкой "пост-". Основные темы Gorogoa — красота и осмысленность бытия, несмотря на его более тёмные стороны, а также уникальное многообразие человеческого опыта, — отнюдь не похожи на манифест постмодернистов.

Да и время создания проекта совпадает скорее с развитием идей "новой искренности", нежели с эпохой постмодерна.

ВИЗУАЛ

Сразу отмечу, что в игре прекрасно сочетаются содержание, геймплей и визуальная часть. А это значит, что визуальном стиле игры отражается субъективность происходящего и то обстоятельство, что всё вокруг — это отпечатки воспоминаний и мыслей героя.

Поэтому стиль Gorogoa, в которой что угодно может оказаться подобным чему угодно, а мир постоянно пересобирается заново, идейно отсылает к работам сюрреалистов: не к конкретным художникам, а к сюрреализму как жанру визуального искусства.

Кроме того, пастельно-бежевые оттенки, строгая архитектура и статуи напоминают о неоклассическом стиле старой Европы.

А ещё сложно не заметить выраженные восточные мотивы: пустынные пейзажи, причудливые ритмичные узоры и необычные предметы культа, стоящие на столике главного героя. Возможно, автор связывал путь героя с религиозным диалогом, а его самого — со странствующими пророками, чей образ подарил миру Ближний Восток?

В качестве завершения скажу, что Gorogoa — отличная вещь о том, как человек, проживая жизнь, пытается отыскать смысл в своём прошлом, настоящем и в вечности.

А кроме того, это два часа завораживающего сюрреалистического визуала, который будет напоминать, насколько своеобразен и красив опыт каждого человека.

4646
7 комментариев

Ты продал мне игру. Люблю подобные артхаус-проекты. Да и ключ стоил как маленькая банка Ред Булла.

1

там у автора новая игра на подходе, если уже не релизнулась

2

Попрошу у студии процент от продажи

2

Прекрасная игра, прошел два раза с удовольствием.

1

Только играть в такое лучше наверное только на планшете, для погружения "в книгу".
потому что на той же плойке с телека оно уныло воспринимается капец.

О, на игру скидка! Про сюжет в статье не читал, так как с самого начала самому захотелось поиграть. Штош, придётся покупать в стиме.
Конечно, если долго сидеть в эпик геймс стор, то мимо рано или поздно проплывёт раздача нужной игры, но... нафиг).