Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

И почему это лучший вариант для знакомства с культовой дилогией.

В прошлом мы уже рассказывали о творчестве геймдизайнера Ю Судзуки, гениальной Shenmue, её локациях в реальности и хорошем сиквеле. Спустя 17 лет обе игры наконец-то вышли на PlayStation 4, Xbox One и ПК. Фанаты долгие годы просили у Sega переиздание, да и выход долгожданной Shenmue III запланирован на 2019-й.

Сегодняшние игроки о Shenmue либо не слышали, либо не могли в неё поиграть по ряду причин. Не у всех была старенькая Sega Dreamcast, да и разбираться с эмуляторами готов не каждый. Сказывается и возраст игры, её устаревшая графика и экзотический восточный сеттинг.

Мы поиграли в переиздание и внимательно сравнили его с версиями для оригинальных консолей. Всё чтобы понять — сможет ли вообще Shenmue сегодня заинтересовать игроков.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Shenmue

Декабрь 1986 года. Молодой парень Рё Хадзуки счастливо живёт в городе Йокосука вместе со своим отцом и мастером джиу-джитсу Ивао Хадзуки, учеником Фуку-саном и преданной хозяйкой дома. Всё в одночасье меняется после того, как в дом семьи Хадзуки вламываются члены китайской мафии Чи Ю Мень (Chi You Men). Их главарь ранит Рё, убивает его отца и крадёт загадочное каменное зеркало.

Не стоит ждать от Shenmue глубокой и проработанной истории. Центральная сюжетная линия, конечно, важна, но сегодня она напоминает классические боевики 80-х про восточные единоборства. Основная концепция Shenmue построена на взаимоотношениях игрока с персонажами и окружающим миром. Сюжет игры соткан из небольших житейских историй обычных людей. И это — главное достоинство её повествования.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Нетрудно догадаться, что Shenmue — это история мести. Но так кажется только на первый взгляд. Позже Рё займётся собственным расследованием, попадёт во множество передряг и найдёт преданных друзей. На глазах игрока история превратится в легкий детектив, роад-муви по странам Азии, притчу о самопознании и духовных тренировках.

Важно отметить, что события оригинальной Shenmue разворачиваются в Японии, в префектуре Канагава. Для исследования доступен уютный городок Йокосука, его окрестности и портовая зона. Это пролог, который охватывает лишь первую главу из 11 запланированных. Вторую главу отменили (её сжато пересказали во внутриигровом комиксе), а главы с третьей по шестую уместили в Shenmue II.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Жанр Shenmue невозможно описать в двух словах. Ю Судзуки назвал его FREE или Full Reactive Eyes Entertainment. Если рассматривать жанр игры в рамках современной игровой терминологии, то это интерактивное кино в открытом мире с элементами файтинга, симулятора ходьбы, аркадной гонки и RPG.

Игрок может по-разному взаимодействовать с окружающим миром. Рассматривать или трогать различные объекты, заходить внутрь зданий и говорить с различными людьми. Мир игры живёт по тем же законам, что и реальный. Здесь есть смена суток, динамическая погода, а у каждого NPC чёткий распорядок дня.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

В 1999 году это была маленькая революция. Shenmue серьёзно повлияла на игры в открытом мире и жанр интерактивного кино. Но чем она удивит современного игрока? Может ли она зацепить после двух десятилетий бурного развития игровой индустрии? Ведь сейчас у нас есть интерактивное кино Дэвида Кэйджа, а реалистичная лицевая анимация уже никого не удивляет. Почти каждый квартал выходят игры в открытом мире, набитые под завязку побочными заданиями и прочим второстепенным контентом. Серию Yakuza называют преемником Shenmue и хвалят за развитие идей, заложенных ещё при Ю Судзуки.

Проблема в том, что сегодняшним играм не достаёт интерактивности. В Shenmue многие вещи можно потрогать, открыть, повертеть в руках, закрыть и положить их на прежнее место. В игре нельзя есть, но можно зайти в любой ресторан, пообщаться с его владельцем и посетителями. В Shenmue мало закрытых дверей, во многие локации разрешают зайти и исследовать, даже с учётом того, что они не несут пользу. Осязаемый и правдоподобный мир — вот чего не хватает современным играм.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Каждый встречный человек в Йокосуке — это личность с уникальными диалогами, внешним видом, характером, историей и распорядком дня. В беседах с NPC легко заметить маниакальную скрупулезность разработчиков. Яркий пример: по сюжету нужно найти место, которое часто посещают американские моряки. Логично, что это бары в квартале развлечений, куда игрока и направят прохожие.

У большинства NPC есть свой комментарий про моряков. Игрок может не следовать подсказке, вернуться домой и спросить о моряках домовладелицу. Или самое неочевидное — поговорить о моряках с местными якудза, мясником или хозяином захудалой парикмахерской. Многим и в голову не придёт посетить все эти локации и поговорить с этими людьми. А такая возможность всегда есть.

На дополнительном диске Shenmue Passport (в переиздание не входит, так как Sega выключила его сервера ещё в 2002 году) и портале Shenmue Neo Seeker есть полная информация о каждом жителе года. Например, главный хулиган Эноки — на самом деле добрый человек, который по ночам кормит бездомного котёнка. Пожилая продавщица сигарет в молодости была самой красивой и популярной девушкой Добуиты. Обычный офисный работяга Ёсикадзу Такахаси ежедневно слоняется по улицам Добуиты в костюме, хотя должен быть на работе. На самом деле его уволили, но он боится рассказывать об этом своей семье, поэтому каждый день делает вид, что уходит на работу. Своя история есть у каждого NPC, это не безликие статисты.

Есть в Shenmue и отголоски забытых субкультур. Можно поговорить с прекрасными «сукебан» — старшеклассницами-бунтарками из различных банд. Они носили длинные юбки, занимались воровством и нередко участвовали в разборках. В начале 90-х эта субкультура полностью исчезла
Есть в Shenmue и отголоски забытых субкультур. Можно поговорить с прекрасными «сукебан» — старшеклассницами-бунтарками из различных банд. Они носили длинные юбки, занимались воровством и нередко участвовали в разборках. В начале 90-х эта субкультура полностью исчезла

Зашкаливающая интерактивность встречается ещё на самой первой локации — в доме главного героя. Тут можно зайти в любую комнату, открыть каждую дверцу или шкафчик, позвонить своим друзьям, узнать прогноз погоды, помолиться за душу отца у семейного алтаря и поговорить с домочадцами. Дом Рё обязательно стоит изучить в начале игры и отыскать в нём все полезные вещи. Так вы познакомитесь со многими механиками и привыкнете к управлению.

Shenmue состоит из бессмысленных на первый взгляд мелочей, но в этом и кроется её очарование. Сегодняшние разработчики вряд ли бы потратили ценные ресурсы и время на локации, которые игрок скорее всего пропустит, и NPC, с которыми он никогда не заговорит. Маниакальная приверженность к реализму видна даже в погоде. Фиксированная погода в игре взята из ежедневных метеосводок префектуры Канагава за декабрь 1986 и первую половину 1987 года.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

С другой стороны, в Shenmue не так уж и много побочных занятий. С утра можно потренировать навыки джиу-джитсу в додзё вместе с Фуку-саном. После этого отправиться в город, накормить бездомного котёнка (еда продаётся в магазине, молоко есть дома), по пути выпить воду из ближайшего автомата, выиграть диск для своей Sega Saturn в лотерею, вечером пойти в зал игровых автоматов и купить несколько фигурок возле магазина со сладостями.

В первой части фигурки не несут какой-то практической пользы. Их просто искать, а редкие экземпляры можно выиграть в магазинной лотерее. Часто будут попадаться одинаковые фигурки, но это не повод расстраиваться, ведь их позволят продать в Shenmue II. Вся коллекция фигурок, инвентарь и изученные боевые приёмы перенесутся из первой игры во вторую.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Кроме вышеперечисленного, в Shenmue больше нечем заняться. Остаётся только продвигаться по сюжету, смотреть катсцены и изучать локации. Даже в неторопливом темпе прохождение займет от силы 18-20 часов. Конечно, можно растянуть удовольствие, собрать все фигурки, отыскать все секретные катсцены и изучить приёмы, но это быстро надоест.

Недочётов в Shenmue хватает, но со многими можно смириться. Сперва непросто привыкнуть к «танковому» и перегруженному управлению. Чтобы открыть какой-то шкафчик нужно чётко встать рядом с ним, перейти в режим от первого лица, нацелиться на него и нажать на отдельную кнопку. Первое время вы будете ругать неотзывчивое управление и непослушную камеру — это нормально.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Shenmue противопоказана игрокам, которые не любят неторопливый геймплей и размеренное повествование. Игра требует усидчивости и терпения, часто заставляет внимательно изучать какую-нибудь комнату и по сотому кругу бродить по улочкам в поисках улик.

Нетерпеливого игрока окончательно добьёт рабочая рутина ближе к концу игры, когда целую неделю нужно развозить ящики в портовой зоне. Здесь Ю Судзуки слегка перегнул палку с упором на реализм. Отработать весь день, прийти домой, включить Shenmue и там часа два грузить ящики в порту — занятие не для каждого.

А ещё есть гонки на погрузчиках, которые нельзя пропустить
А ещё есть гонки на погрузчиках, которые нельзя пропустить

В Shenmue очень мало драк. Сражаться с противниками разрешают только по сюжету. Никто не нападёт на игрока посреди улицы, а большинство стычек проходят в режиме QTE — игрок смотрит катсцену и вовремя нажимает на кнопки. Shenmue популяризировала механики Quick Time Events, по меркам 1999 года они выглядели свежо и добавляли элемент кинематографичности в катсцены.

Сегодня QTE в играх часто раздражают — иногда их даже записывают в минусы современных проектов. Конечно, в Shenmue есть традиционные битвы с противниками, но их около двадцати на всю игру.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Все эти недостатки легко простить. Да, местами Shenmue сильно состарилась, и с этим уже ничего не поделать. Локации маленькие, много подгрузок и разных смешных условностей. Но игру Ю Судзуки легко полюбить, если вас не отпугивает графика, неторопливый геймплей и неприятное управление. Главное — внимательно изучать окружающий мир, он точно сумеет удивить своими дотошными мелочами и интерактивностью.

Shenmue II

В конце первой игры Рё встречает двух мастеров боевых искусств из Китая — мастер Чена и его сына Гуичжана. Они помогают ему раздобыть билет на корабль — так герой отправляется в Гонконг. События второй игры развернутся в крупных районах Гонконга, его окрестностях и глубинке центрального Китая.

Геймплей изменился не сильно, а вот размер мира и количество нового контента увеличилось в пять раз. Камеру сделали более отзывчивой, боевую систему слегка переработали, да и сражаться нужно значительно чаще. Изменилось и настроение игры. Теперь это не медитативное приключение, а зрелищный гонконгский боевик, сравнимый по динамике с лучшими картинами Брюса Ли и Джеки Чана.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Если в первой части доступно шесть локаций, то здесь их количество выросло до 20. В Shenmue II легко заблудиться. Улицы с огромными небоскребами соседствуют здесь со строгими колониальными постройками в гавани, древними храмами в старой части города, торговыми районами, трущобами и бандитскими притонами. На изучение всех магазинов и общение с NPC уйдёт десяток часов.

Если раньше все мини-игры были в зале аркадных автоматов, то теперь на улице можно поиграть в китайские азартные игры, армрестлинг или посетить подпольные уличные бои. Есть здесь и секретные мини-игры вроде сражений с милыми девушками, утиные гонки и простенький симулятор свиданий.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

«Восток — дело тонкое» — эта знаменитая фраза отлично подходит Shenmue II. Всё прохождение игрок будет постигать восточную философию, древние принципы боевых искусств и учиться у мудрых мастеров.

Эстетика Востока тут во всём — от мини-игры, где Рё ловит пальцами листья клёна, до эпилога, в котором игрок странствует по диким холмам и горам китайской глубинки. Здесь игра превращается в натуральный «симулятор ходьбы». Больше никаких сражений, лишь умиротворяющая природа дикого Китая.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

К старым проблемам добавилась пара новых. Ю Судзуки сделал игру динамичнее, но серьёзно переборщил с QTE. Их количество выросло в два раза, они стали продолжительнее и сложнее. Очень раздражает, когда из-за парочки пропущенных кнопок тяжёлое сражение нужно переигрывать с самого начала.

В Shenmue II сломалась часть механик и любопытные мелочи, которые работали в первой части. Из игры почти исчез элемент дотошного изучения локаций. Многие предметы всё еще можно покрутить и потрогать, но это не даёт прежнего эффекта или какой-то награды.

Местами на локациях заметно экономили. В районе Коулун все многоэтажные дома доступны для исследования, однако помещения в них генерируются процедурно. Отныне нельзя звонить по телефону или слушать свой портативный плеер (накопленная коллекция кассет тоже исчезла). Не со всеми прохожими разрешают поговорить, а полноценный распорядок дня остался только у заметных NPC.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Понять разработчиков можно. В 2000 году было тяжело прописать свой маршрут у тысячи NPC и создать для каждого человека уникальную внешность. Shenmue II хоть и потеряла интересные мелочи, зато обзавелась множеством нововведений, гигантским открытым миром и получила динамичный геймплей. В ней тяжело заскучать, и она доступнее для нового игрока.

О качестве переиздания

Портированием дилогии занималась не Sega, а маленькая британская студия d3t. Она же выпустила официальный эмулятор-сборник Sega Mega Drive под названием Sega Genesis Collection, который был раскритикован игроками за частые просадки частоты кадров, некорректную эмуляцию музыки и прочие мелкие недоработки. Неудивительно, что фанаты волновались за судьбу переиздания Shenmue.

Волновались зря, хотя переиздание получилось не идеальным. Оно точно разочарует тех, кто ждал существенных графических улучшений. В игре изменили только шрифты и переделали весь интерфейс. Теперь он выглядит удобнее, а все предметы сгруппированы в отдельных вкладках.

Текстуры и модели первого Shenmue полностью соответствуют оригинальной версии с Sega Dreamcast. Никаких глобальных изменений, разве что облака слегка размыли и заметно увеличили их разрешение. В скайбоксе на Sega Dreamcast были видны жирные пиксели.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

На выбор доступна английская и японская озвучка. Конечно, играть лучше в оригинале с английскими субтитрами (так более аутентично), но это индивидуальный выбор каждого игрока. У дорожек общая проблема — низкая частота дискретизации. Качество озвучки постоянно прыгает от комфортного до плохого. Это отчётливо слышно, когда Рё сначала говорит очень глухо, а потом его собеседник произносит фразу более чётко и звонко. В хороших наушниках «зажатые» голоса режут слух на фоне обновлённого саундтрека.

Корни этой проблемы уходят в оригинальную версию игры. Разработчики постарались уместить более шести часов диалогов на трёх дисках и для этого специально понизили их качество. Возникает вопрос: почему d3t не обработала диалоги? Сейчас с легкостью можно откорректировать любую звукозапись с помощью специальных программ. Сделать запись менее глухой, почистить от шумов и вытянуть качество.

Низкое качество можно услышать уже на первой минуте этого видео

В превью-версии переиздания встречались досадные баги с мини-играми. Space Harrier из зала игровых автоматов завис после проигрыша. Из аркадной игры Hang-On почему-то нельзя было выйти, а звук в ней воспроизводился некорректно. Радует, что аркадные игры вообще запускаются и глючат через раз. Нормально поиграть в Space Harrier или Hang-On можно лишь на оригинальной консоли. На эмуляторах они зависали или не запускались.

Есть в переиздании свои технические особенности и изменения в геймплее, которые стоит учесть перед покупкой. Все локации отныне подгружаются почти моментально, тогда как на Dreamcast нужно ждать по 15-20 секунд. Ещё можно сохраняться в любое время и в любом месте. В оригинале это разрешали делать только дома.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Обе игры работают на 30 кадрах в секунду. Вся лицевая анимация, внутриигровые часы и динамическая погода заточены под эту частоту, добиться честных 60 кадров невозможно. Фанаты пробовали запускать игру на эмуляторе и использовать сторонние программы для её взлома, но это ни к чему не привело.

Любые катсцены в игре заточены под формат 4:3. Если запустить Shenmue на эмуляторе и поставить принудительное соотношение сторон 16:9, то по бокам экрана будут подгружаться или пропадать модели. Движок игры устроен так, что отсекает любые объекты, которые не попадают в кадр во время катсцен. Поэтому переиздание Shenmue работает в двух форматах одновременно — 4:3 в катсценах на движке (формат Letterbox во второй части) и 16:9 в самой игре.

Размер экрана в катсценах Shenmue II
Размер экрана в катсценах Shenmue II

Версию Shenmue II портировали с Xbox. Этот порт включает в себя фоторежим, увеличенную полигональность у некоторых моделей, улучшенную частоту кадров и быструю подгрузку NPC (на Dreamcast NPC загружались прямо перед игроком). Кроме этого, в версию для Xbox добавили цветные фильтры, а также пост-эффекты — Bloom и Motion Blur.

Bloom в переиздание Shenmue II сделали помягче (в солнечных локациях он бил по глазам), а Motion Blur и вовсе убрали. На первом Xbox он сильно размывал картинку и только мешал в сражениях. Ещё саундтрек второй части звучит немного иначе, будто тональность в нескольких композициях намеренно переделали. Возможно, это баг.

Из Японии в Китай: чем переиздание Shenmue I & II заинтересует современного игрока

Есть ещё одно интересное изменение переиздания — из него пропали бренды. В первой и второй частях Shenmue были реальные бренды, но срок их лицензии давно истёк, а продлевать её сейчас нет никакого смысла. С часов Рё убрали бренд компании Timex, теперь герой носит вымышленные часы с наименованием Sega. В Shenmue II из уличных автоматов исчезла вся газированная вода компании Sapporo. Также пропала реклама зажигалок Zippo и плеера от Hitachi. Все эти изменения не повлияли на геймплей и носят чисто визуальный характер.

Sega вместо Timex
Sega вместо Timex

Любопытная мелочь: в переиздании Shenmue II зачем-то убрали все британские флаги с улиц Гонконга. На Dreamcast и Xbox флаги были. Зачем их было вырезать и идти против истории? События игры разворачиваются в 1987 году, когда Гонконг ещё числился британской колонией. В 1997 году Великобритания передала его суверенитет Китайской Народной республике. Неужели флаги на локациях кого-то бы задели?

В целом, всё это мелочи, которые совсем не мешают наслаждаться достойным переизданием. Все заметные баги разработчики пообещали исправить уже в первый день релиза. Если вы купили игру на ПК, то её стоит проходить с геймпадом. Сочетание клавиатуры и мышки слабо подходит для изучения игровых локаций и сражений в Shenmue. В остальном — это всё ещё отличное приключение. Немного устаревшее визуально — бесспорно. Но классику всё же стоит знать, другого шанса может не выдаться.

4747 показов
8.2K8.2K открытий
71 комментарий

"Понять разработчиков можно. В 2000 году было тяжело прописать свой маршрут у тысячи NPC и создать для каждого человека уникальную внешность. " а ща типа можно? Да на уровень Шинмуэ по проработке мира вышли единицы!

Ответить
Комментарий удалён модератором

Очередная доза Симона Костина прибыла
G R E A T

Ответить

Осталось совсем недолго )

Ответить

Судя по описанию, порт такой себе, но когда столько лет ждёшь, уже всё равно.
Но знаете в чём прелесть выхода на пеку?
Правильно, моды, народ вернёт всё что вырезали и улучшит всё что возможно улучшить.

Ответить

Порт далеко не идеален, но это лучше и удобнее, чем играть на эмуляторе.

Ответить

Есть в Shenmue и отголоски забытых субкультур. Можно поговорить с прекрасными «сукебан» — старшеклассницами-бунтарками из различных банд.Сама культура хоть и исчезла, но в некоторых районах таких встретить можно, не такие бандитки конечно, но очень похожи

Ответить