Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Слишком мало причин, чтобы не любить эту игру.

Супергерои нынче крайне редко выполняют свои обязанности — спасают людей. Да, конечно, если Мстители не победят Альтрона, то тот, скорее всего, разнесёт половину планеты, но как же опасность, что угрожает обычным людям каждый день? Кто спасёт даму в подворотне от бандитов, предотвратит ограбление магазина и остановит угнанную машину?

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Пока Супермен летает через кольца, а Бэтмен сражается с психами, часть из которых сам и породил, Человек-паук просто делает свою работу — спасает обычных людей. Marvel's Spider-Man идеально показывает жизнь супергероя: Питера Паркера зовут на званый ужин, он летит туда, но постоянно отвлекается — где-то там, внизу, на улицах Нью-Йорка, происходят ограбления, угоны и похищения людей. А главная задача супергероя — это всё-таки помогать людям.

Игра Insomniac, как никакая другая, показывает жизнь настоящего героя, который понимает: чем больше сила, тем больше и ответственность.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Причины и следствия

В отличие от многих других супергероев, Человеку-пауку везло на видеоигры — как во времена NES и Sega Mega Drive, так и потом. Кори Барлог может сколь угодно долго выдумывать концепции для игры о Супермене, но вряд ли мы увидим что-то подобное: Супермен — всесильное божество, хорошую игру про него сделать, похоже, невозможно. То же касается многих других комиксных героев: попробуйте представить себе игру про Флэша, который бегает быстрее скорости света. Или про Доктора Стрэнджа, с его манипуляциями с пространством-временем. Или даже Халка, который при желании может снести весь город.

Другое дело — Бэтмен и Человек-паук, они идеально подходит для видеоигр. Суперсил толком нет, убить относительно легко, злодеи — в основном мелкого пошиба. Оба в той или иной мере полагаются на скрытные быстрые атаки и гаджеты, есть большой простор для прокачки и внедрения различных игровых механик.

Именно поэтому мы сейчас имеем серию Batman Arkham от Rocksteady и кучу отличных игр о Человеке-пауке вроде Web of Shadows и Marvel's Spider-Man.

К сожалению, фоторежим появится только на релизе, поэтому скриншоты в этом тексте с интерфейсом
К сожалению, фоторежим появится только на релизе, поэтому скриншоты в этом тексте с интерфейсом

Сравнения, конечно, неизбежны: игра от Insomniac многое берёт как из прошлых игр о Пауке, так и из игр Rocksteady. Но только лучшее. Почти что неограниченное передвижение по городу, акробатика, простая, но в то же время глубокая боевая система, прокачка и разные скиллы, сайд-квесты и испытания. Всё это уже было в играх про супергероев, включая Infamous: Second Son, но ещё никогда — в таком виде.

Главное здесь, конечно, постановка. Всё в Marvel's Spider-Man сделано в угоду зрелищности — ради того, чтобы у вас что-то внутри перевернулось, чтобы мурашки побежали по спине. Это касается как полётов на паутине по городу, которые требуют минимум движений, и сильно ускоренной боёвки, в основе напоминающей о Batman Arkham, так и кат-сцен и сюжета в целом.

Новые трюки открываются по мере прокачки. Всё ради того, чтобы в воздухе вы чувствовали себя богом

В плане постановки Marvel's Spider-Man — просто одна из самых эффектных игр вообще. То же можно сказать и о графике: да, здесь очень условные отражения в окнах, что несколько смущает по первости, но в остальном это одна из самых красивых игр, особенно если играть с HDR.

Игроки почему-то утверждают, что со времён первого показа проект претерпел даунгрейд, и особо докапываются до луж, но это всё — ерунда. Marvel's Spider-Man выглядит великолепно. Лучше, чем что-либо, во что вы играли.

Не хватает только пост-рока в духе Second Son
Не хватает только пост-рока в духе Second Son

Местный Человек-паук — уже не подросток, познающий себя и свои силы, а вполне состоявшийся супергерой. Он уже отправил в тюрьму кучу злодеев вроде Шокера и Носорога, сражался с доктором Коннорсом, успел потерять дядю Бэна. Он уже работал на Джея Джону Джеймсона в Дейли Бьюгл и благополучно уволился, посвятив себя науке и спасению людей.

В конце концов, трудно найти человека, который не в курсе ориджина Паука — все мы смотрели мультсериалы и кино Сэма Рэйми. Все знаем, что однажды Паркера укусил радиоактивный паук, и понеслось.

Marvel's Spider-Man сосредотачивается на другом — в первую очередь, на человеческих отношениях и на самой сути супергероя. Здесь даже Мэри Джейн почти не парит мозги. Тот случай, когда игру в плане сюжета и постановки сравниваешь с кино, и кино проигрывает по всем параметрам.

Авторы регулярно подбрасывают что-то необычное не только в плане геймплея, но и в методах подачи истории
Авторы регулярно подбрасывают что-то необычное не только в плане геймплея, но и в методах подачи истории

Особое внимание Insomniac уделяют отношениям Питера Паркера с тётей Мэй, Мэри Джейн и двумя злодеями, ставшими на путь тьмы по вполне понятным причинам — Мистером Негативом и ещё одним, о личности которого вы вполне можете догадаться по трейлерам. Кроме них есть ещё несколько злодеев, но они здесь скорее для массовки — чтобы было эпичнее.

Уже в самом начале игры супергероическая суть Паука ставится под сомнение: он нарушает сложный баланс преступности в Нью-Йорке, из-за чего улицы наводняются грабителями и прочими антисоциальными личностями. Об этом нам заботливо сообщает Джеймсон, параллельно в свойственной ему манере обвиняя во всём Человека-паука.

И, что самое интересное, зачастую он оказывается прав. Человек-паук безрассуден, время от времени он действует, не думая о последствиях, а затем всё спешно исправляет. Здесь, конечно, нет деконструкции супергероя, как в «Человеке из стали» и «Бэтмене против Супермена», но Пауку всё равно приходится несладко.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Каждую минуту он вынужден выбирать между спасением людей и личной жизнью, и это напрямую отражается в геймплее. Постоянно где-то происходят преступления: машины угоняют, бандиты в кого-то стреляют, шпана отбирает деньги у законопослушных граждан. А ведь в то же время Питера Паркера зовёт на ужин Мэри Джейн, или тётя Мэй, работающая в приюте для бездомных, просит ей помочь.

Конечно никто не заставляет разруливать беспорядки в городе — вроде бы это обязанность полиции. Но сможете ли вы просто так отправиться по своим делам, в то время как где-то внизу незнакомому человеку нужна ваша помощь? Marvel's Spider-Man постоянно обращается к вашей совести, и отказать ей порой очень трудно. В этом и суть супергероя — ты постоянно должен выбирать между жизнью и работой. Игра Insomniac прекрасно отражает этот внутренний конфликт Человека-паука. А ведь со временем история заворачивается в узел, и всё становится лишь сложнее.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Увы, это лишь уловка: Мэри Джейн не отменит ужин, если вы вдруг решите всю ночь напролёт выполнять сайд-квесты и ловить преступников, поэтому выбор получается не совсем честный. Однако мозг легко обманывается, и ты всё равно волнуешься, когда пикируешь на банду грабителей, в то время как по сюжетному квесту происходит что-то важное. Люди всё-таки сами себя не спасут.

Как и обещали в Insomniac, большое внимание уделяется жизни Человека-паука в шкуре Питера Паркера — он ходит на работу (правда, как-то мало делает полезного, но это ладно), помогает тёте Мэй с приютом, налаживает отношения с Мэри Джейн и параллельно борется с преступностью.

Впрочем, Питер Паркер хоть и добавляет без того глубокой истории драматизма, но всё-таки остаётся на вторых ролях. Marvel's Spider-Man — в первую очередь игра про Человека-паука, однако это в любом случае большой шаг вперёд для игр про супергероев. Да и для кино тоже. Фильмам Marvel просто не хватает хронометража, чтобы достойно раскрыть человеческую суть своих героев, да и зритель с попкорном может заскучать. А вот Marvel's Spider-Man длится 20-30 часов и может позволить себе неспешное повествование, со всеми нюансами жизни Питера Паркера.

Тётя Мэй потрясающая. Лучшая тётя в видеоиграх
Тётя Мэй потрясающая. Лучшая тётя в видеоиграх

Незабытое старое

Marvel's Spider-Man старомодна. Иногда по-хорошему, иногда — по-плохому. Здесь есть механики будто из игр прошлого века: как вам идея взбираться по шахте лифта, уворачиваясь от падающих обломков здания? Что-то сродни обязательному подъёмнику в играх на «Сеге» и «Денди» перед финалом игры.

Или босс, ударов которого нужно избегать, пока он не устанет? Или стелс-миссии за Мэри Джейн, в которых нужно ронять заботливо расставленные ящики с инструментами, чтобы отвлечь врага и обойти с другой стороны?

Боевая система явно основана на наработках Rocksteady, однако серьёзно модернизирована. В первую очередь потому, что Паук в разы быстрее Бэтмена, к тому же, у него есть паутина. Так что помимо обычных атак и уворотов можно использовать окружение — например, схватить огнетушитель, раскидать им врагов и припечатать самого назойливого.

Если вы играли в Batman Arkham, то боевую систему освоите легко. Но это не значит, что бои будут проходиться играючи — врагам всегда есть чем удивить. Ракетой в лицо, например

Арены, как правило, просторные, так что всегда есть место для манёвра. Помогают и гаджеты: паутинной бомбой, например, можно пленить сразу несколько противников — особенно это актуально, когда в банде есть громила, который блокирует удары, или преступники со щитами. В случае с боями на крышах вообще самая верная тактика — мощными пинками выбрасывать противников «за борт».

Однако в основе всё-таки боевая система из Batman Arkham, ставшая стандартом для современных битэмапов.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Но как насчёт вышек, открывающих сонм сайд-квестов на ближайшей локации?

Формулу вышек и связанных с ними сайд-квестов изобрела Ubisoft, но со временем всё дальше отходила от неё. Marvel's Spider-Man же использует все старые наработки Ubisoft на полную катушку: куча бесполезных вышек, море заданий на собирательство, которые со временем покрывают значками всю карту.

Причём использование ресурсов логически не обосновано. Почему чтобы прокачать навык «первая помощь» нужно сфотографировать две достопримечательности Нью-Йорка? Где здесь вообще связь?

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Нелогично выглядят и некоторые сторонние задания. В определённый момент Паук натыкается на Таскмастера (здесь его перевели как Бригадир), который расставил по всему городу бомбы. В каждом районе своё испытание: находишь терминал, за время разминируешь бомбы — всё понятно. Вот только это необязательное занятие. То есть, по всему городу разбросана взрывчатка, которая может вот-вот рвануть, но искать и обезвреживать её как бы и не обязательно вовсе.

Чувствуете диссонанс? Шикарнейшая постановка, упор на реализм, прописанный сюжет, лучше, чем в супергеройских фильмах — и вдруг вот такое. А ведь есть ещё квест по поиску сбежавших голубей. Эффект порой бывает даже хуже, чем от вечно весёлого Дрейка, который пачками убивает людей.

Костюмов много. У каждого свой скилл, но единожды открыв костюм можно использовать его уникальное умение с любым другим
Костюмов много. У каждого свой скилл, но единожды открыв костюм можно использовать его уникальное умение с любым другим

Эта неуёмная мания пихать в игры с открытым миром как можно больше занятий и делать это как попало, не заботясь о нарративе — деструктивна. Чем больше сила — тем больше и ответственность. Чем круче в игре постановка и сюжет, тем аккуратнее в игру должны быть вписаны стандартные для жанра механики.

Но в «Человеке-пауке» мы видим условности вроде жетонов достопримечательностей, которые белыми нитками пришиты к остальной игре. Они тратятся на прокачку умений и костюмы из разных вселенных Marvel. Чтобы открыть костюм голого Человека-паука, нужно потратить на гринд очень много времени.

Другое дело, что открыть все костюмы — хочется. Это элемент коллекционирования, чуть ли не базовая потребность в случае с играми с открытым миром. И новый крутой костюм от Тони Старка или «шкурка» из мультсериала — вполне достойная награда за часы гринда.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Словом, Marvel's Spider-Man — ещё и дрочильня. Кому-то понравится, кому-то — нет.

Однако при всём при этом сайд-квесты не особо напрягают. Ну, если вы только не хотите выбить платину и собрать все костюмы Паука. Но если хотите, то должны быть готовы часами зачищать кварталы — лучше для комплеционистов в играх пока ничего не придумали.

А ещё здесь есть логические мини-игры
А ещё здесь есть логические мини-игры

Но, во-первых, «дрочить» игру совсем не обязательно, а, во-вторых, обычно сайд-квесты выполняются быстро и по ходу дела. Лишь немногие из них требуют максимального вовлечения: задания Таскмастера, зачистки баз преступников, квесты Гарри Осборна, да и всё, пожалуй.

Остальные решаются быстро и между делом: летишь на задание, по ходу фоткаешь пару достопримечательностей, собираешь несколько рюкзаков (благодаря которым, кстати, раскрывается прошлое Человека-паука), останавливаешь угнанную машину, фотографируешь фигурку котика по заданию Чёрной кошки.

Есть тут и быстрые перемещения, но во время загрузки игра будто издевается над вами. Мол, серьёзно? Вы предпочли поехать на метро вместо того, чтобы долететь на паутине по шикарно отрисованному Нью-Йорку, в который мы вложили столько сил и денег?
Есть тут и быстрые перемещения, но во время загрузки игра будто издевается над вами. Мол, серьёзно? Вы предпочли поехать на метро вместо того, чтобы долететь на паутине по шикарно отрисованному Нью-Йорку, в который мы вложили столько сил и денег?

Впрочем, кажется, все ближайшие эксклюзивы Sony такие. И God of War, и, судя по всему, Days Gone. Есть вероятность, что и The Last of Us: Part II. Не просто так ведь шутят, что все последние игры PlayStation похожи друг на друга — так оно и есть. Но совсем другое дело, что Marvel's Spider-Man справляется с новым старым трендом изящно — мягко стимулирует вас выполнять сайд-квесты, но при этом не заставляет это делать.

Башня Мстителей на месте. В городе также можно найти, например, Санктум Санторум Доктора Стрэнджа, агентство Джессики Джонс и бог весть знает что ещё
Башня Мстителей на месте. В городе также можно найти, например, Санктум Санторум Доктора Стрэнджа, агентство Джессики Джонс и бог весть знает что ещё

Но несмотря на лёгкий диссонанс между основной игрой и побочными заданиями, Marvel's Spider-Man удаётся главное — показать, как живёт Человек-паук, рассказать о его проблемах и внутренних метаниях. Insomniac подаёт его историю с юмором, как и положено, но все мы понимаем, что юмор — это в первую очередь защитная реакция, и на самом деле Пауку Питеру Паркеру приходится очень тяжко.

Marvel's Spider-Man — определённо лучшая игра про супергероя из всех, что были. В первую очередь потому, что она даёт почувствовать, каково это — быть героем, который вынужден выбирать между спасением людей и личной жизнью. Ну а во-вторую — потому что отлично поставленная, красивая, проработанная и сюжетно глубокая. Сложно даже представить человека, который скажет, что игра не удалась. Медаль имени Джея Джоны Джеймсона ему, в таком случае.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

С одной стороны, хочется назвать Marvel's Spider-Man закономерным этапом эволюции игр про Человека-паука в открытом мире. Spider-Man на первой PlayStation, Ultimate Spider-Man, Web of Shadows 2008 года — и вот теперь игра от Insomniac. Никаких откровений, никакого вроде бы прорыва в ней нет — всё, что было раньше, только в двадцать раз круче, с упором на сюжет и отличной постановкой.

Но с другой стороны, Marvel's Spider-Man — это явно начало чего-то большего. Скорее всего, целой вселенной, в которой мы увидим другие игры как про Паука, так и про его коллег-супергероев. И если каждая из этих игр будет задавать стандарты, используя наработки предыдущих, также, как это делает Marvel's Spider-Man, впереди нас ждёт множество отличных проектов.

Паучьи дела: обзор Marvel's Spider-Man

Произведение Insomniac не переворачивает жанр с ног на голову, не вносит в него что-то, чего там никогда не было. Однако же теперь это стандарт, и всё, что будет дальше, должно быть, как минимум, не хуже. Rocksteady с их неанонсированной игрой, похоже, придётся несладко.

33 показа
23K23K открытий
168 комментариев

"Здесь, конечно, нет деконструкции супергероя, как в «Человеке из стали» и «Бэтмене против Супермена»"

Когда завёл любимую пластинку о том, что Снайдер якобы снимает не отвратительное кино.

Потому что ну да, конечно, это самые яркие примеры деконструкции, а не полнометражные мульты DC, «Логан» и ещё с десяток-другой примеров за всю историю жанра.

Ответить

Единственное, что деконструировано в «Бэтмене против Супермена», — это наша вера в то, что у DC будет нормальная киновселенная.

Ответить

Говно больше воняет, отчего и заметнее

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да легко. Значит так. Боевка как в ватмане. Выглядит симпатично, хотя и немного мыльно (про херню в тексте о самой красивой игре забудьте). Сюжет весь такой постановочный со взрывающимися вертолетами, в общем кинцо хорошее. Сама "сюжетка" короткая, за вечер управитесь, ну за два. Всё остальное в игре это дрочево. Причем не просто дрочево, а бессмысленное и беспощадное. Фотографировать котов и подворотни. Собирать жетоны. Захватывать блокпосты. В общем представьте себе старых "ассасинов" (у новых с этим немного, но получше) и помножите их уныние на дцать. Причем если вы хотите прокачать навыки и девайсы вы должны их выдрачивать на повторяющихся миссиях уровня "завали трех гопников, просто потому что". Правда когда вы всё прокачаете и все навыки изучите обнаружите что они нафиг не нужны но то такое.
В общем 10 из 10. Лучшая игра про супер героя. В разработке участвовала Марвелл.

Ответить