Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Немного расскажу про добрый семейный проект, наполненный любовью, обожанием и вселенским пониманием.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Оглавление

Вступление и выбор персонажа

Википедия сообщает: «2D-игра в жанре сурвайвал-хоррор на движке RPG Maker с элементами roguelike в сеттинге безнадёжного грим-дарка с гнетущей атмосферой и безжалостной сложностью». Очень похоже на переполненный автобус в +30 градусов. Поэтому я просто обязан с этим ознакомиться.

При запуске игра будет всеми силами себя рекламировать и завлекать весёлыми подробностями:

Да я уже её купил, зачем снова рекламировать?
Да я уже её купил, зачем снова рекламировать?

Но будто этого было мало, разработчики продолжают вставлять намёки. На этот раз в названия уровней сложности. Если самый простой из них называется «Страх и Голод» (как и сама игра), то это уже должно что-то значить.

Про каждый из уровней нам поясняют, что от него ожидать. И удивительнее всего то, что это, наверное, самая подробная подсказка за всю игру.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Мы должны выбрать одного из четырёх персонажей, которые представляют собой четыре архетипа: вор, маг, варвар и женщина. Описание даёт намёки, что у каждого разные характеристики, снаряжение, умения и цели на игру.

Я играл за женщину
Я играл за женщину

Всё пошло не так

Ужас, боль, жестокость и отчаяние — они охватывают нас прямо с самого начала. Ведь первое, что мы видим — это мёртвая лошадь! Мир, где пропадает столько мяса, ужасен по определению.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Но наблюдать за этим горем, как и собрать с него что-то полезное, нам не дадут. Потому что исследование ящиков и бочек на предмет содержимого резко прервётся набежавшими собаками, чей лай мы всё время слышали, но могли ошибочно подумать, что это только для антуража.

Типичная битва
Типичная битва

Четырёхлапые млекопитающие в количестве двух штук настойчиво предлагают пройти обучение боевой системы.

Во время боя мы выбираем одно из действий: атаку, защиту или использование предметов, и таким образом пытаемся опустить здоровье врага быстрее своего. Это понимается интуитивно и не вызывает никаких проблем. Проблемы вызывает всё остальное.

Особенностью игры является расчленение. Во время атаки мы можем выбрать, в какую часть тела хотим нанести урон, и если мы атакуем режущим оружием, то с некоторым шансом эту часть можно отрезать. Помимо эстетического удовольствия это очень полезно: безногий враг не сможет уклоняться, а безрукий — наносить удары (потому что ручки-то вот они!).

К сожалению, узнать эту механику придётся на собственной шкуре. И тогда, когда собаки растащили все твои конечности, а ты истекаешь кровью, то понимаешь, что обучение вышло из-под контроля, а стоп-слова никто не называл.

Победить у меня никак не получалось, и я решил сделать самую умную вещь — просто убежать в ближайшую дверь. Это было ошибкой. Я снова умер, но теперь от ходячих медуз. Однако это уже хоть какое-то разнообразие, а значит приключение началось.

Типичный ночной поход к холодильнику
Типичный ночной поход к холодильнику

Я делал всё неправильно

Хотя фраза «приключение началось» — это громко сказано. Я наблюдал, как мою героиню убивали самыми различными способами: резали, кололи, отрубали конечности, травили, заражали глистами, из-за которых она умирала от голода, предлагали отбелить анус и там же поиграть в кулачки.

Самое ужасное, что я так и не понял, как тут сохраняться, и каждый раз начинал заново.
Вселенная подсказывает, что если нельзя это сделать вручную, значит должен быть внутриигровой способ, до которого я не доживал. Я перезагружался, если терял конечность в рядовой стычке. Я перезагружался, если показатели здоровья были на минимуме и продолжать было бессмысленно.

И тогда я понял, что у меня проблемы. Игровая индустрия приучила меня играть «правильно», пытаться выбирать логичные, а значит, самые безопасные варианты. Но Fear&Hunger такой подход не разделяет. Она никогда не даст подсказки или подробное описание чего бы то ни было. Ты вечно страдаешь от кровотечения, яда, болезней, паразитов и кучи других статус-эффектов, но что же они означают, если отбросить самые очевидные? Ответы есть, но их сперва надо найти, а пока — догадывайся сам.

Пришло время что-то менять, менять подход, менять себя, и тогда я понял (нужно зайти на вики) — мне нужна информация. А получить её можно только выбирая все доступные варианты: о, подозрительная дырка, которая наверняка приведёт к плохому результату? Прыгаем в неё, не раздумывая. Какая-то группа предлагает устроить оргию на свежем воздухе? Почему бы и нет. Страж тебя убил, и вместо экрана смерти ты наблюдаешь, как тебе разрывают дтфприёмник до сильного кровотечения? Ползём, пока не умрём. Это же разведка.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

В один из таких моментов произошло удивительное: после очередного поражения меня не вернули в меню и никто не пытался надругаться в тёмной тюрьме. Вместо этого моя героиня очнулась без ног в доверху набитом трупами месте. И когда я ползком выбрался оттуда, с удивлением обнаружил кровать, и она оказалась точкой сохранения. Я смог. Наконец-то мне не придётся проходить одни и те же коридоры. Теперь можно действовать уверенней. А ноги — да кому они нужны! Это мой островок безопасности, но я ещё не знал, что ошибался. Однако это проблемы будущего меня, а сейчас — приключение всё таки началось!

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Ползком в ад

Может, вид безногой воительницы и не самое страшное зрелище в этом мире, но враги не знали, что она была ученицей великого мастера Кена, и в своём новом безногом состоянии ей намного проще совершить коронный удар в пах. Это стало ролевой моделью. Если у врага что-то торчит между ног — бить сразу туда. Никто не говорил, что ролевая игра — это только снаряжение и циферки.

Fear and Hunger — это мир, где персонажу нужно есть, иначе он умрёт. Где содержимое ящиков и контейнеров генерируется при создании мира, поэтому вы можете начать игру, в которой инвентарь будет ломиться от еды и противоядий, но вам не выпадет никаких инструментов, и вы умрёте. Либо вы получите кольцо восстановления здоровья, огниво, факел и свитки заклинаний, а потом умрёте от голода.

Fear and Hunger — это партийная игра. Наша группа может состоять из четырёх существ, потому что не все из них могут быть людьми. А это значит, что вы не только наносите в четыре раза больше урона по противнику, но также у вас больше конечностей, которые вы можете потерять, и больше ртов, которые нужно прокормить. Но если живые напарники вам не нравятся или вы им не доверяете, вы можете изучить заклинания некромантии и создать себе друзей самому.

Прямо моя группа
Прямо моя группа

Fear and Hunger — это мир вечных фобий. Мало того, что ваш персонаж может получить увечья и множество неприятных эффектов, так он ещё может бояться темноты, мертвецов, животных, Олегов. Но нам необязательно делать это в одиночестве.
Нам может нечем будет зажечь факел и мы сможем принять в команду животное и скелета и постоянно пугать друг друга.

Fear and Hunger — это тёмный мир, и не потому, что в нём много где нет света. Мерзкие монстры — это только самая очевидная его часть. Каждый встречный персонаж либо страдает сам, либо заставляет страдать других. Поэтому что можно ждать от маленькой девочки, которая путешествует рядом с тобой?

Трагизм или жестокость будет сопровождать почти каждого встречного героя.
Мы можем встретить и тех, кого могли выбрать во время создания персонажа, и если повезёт, они даже присоединятся к нам, но я этого не знал, поэтому убил большую их часть. Да и моя группа из четырёх человек (ну, как человек) уже была забита полностью.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Это мир, который становится всё мрачнее, чем глубже в подземелья вы погружаетесь. Окружение, звуки, музыка, местная история и игровой процесс делают всё, чтобы вам было некомфортно. Игра ненавидит вас и хочет, чтобы вы страдали. И стоит вспомнить, что я говорил про кровать — точку сохранения. Безопасно поспать можно только один раз, все последующие будет бросаться монетка, и если вы неправильно отгадаете орёл-решка, то придёт босс, что будет означать смерть. В игре в принципе много вещей, которые решаются от броска монеты, поэтому случайность всегда может испортить ваши планы и заставит загружаться, или, как говорят фанаты Baldur's Gate 3: «Это просто одна из 17 тысяч вариаций концовки».

Включаем вариативность
Включаем вариативность

С какого-то момента с тревожным гулом на локации будет появляться босс и охотиться на вас. Что в моём случае сильнее всего било по спокойствию. Даже в Resident Evil 2 Remake, который могу назвать не очень страшным, появление мистера Х чуть не вынудило меня закрыть и больше не открывать игру. Страшные монстры — ничто, а вот «топ-топ» где-то там — жуть.

Когда решил посмотреть, кто там топает
Когда решил посмотреть, кто там топает

Я не совсем был честен, когда говорил, что игра не даёт подсказок. Внутриигровая литература может ответить на многие игромеханические вопросы: какие фобии бывают, какие есть заклинания и как их получить, как готовить еду, заниматься алхимией, что делают травы, и какие отрицательные статусы бывают. И это круто, когда то, что обычно засовывают в интерфейс, объясняют с помощью внутриигровой информации. Однако, как я уже сказал, вещи выпадают случайно, и далеко не факт, что о существовании нужной книги вы вообще узнаете.

Fear and Hunger — это очень богатая игра. Редкие персонажи и найденные книги могут рассказать нам лор местного мира, который напрямую связан с происходящими в данный момент событиями. Через небольшое количество текста он погружает тебя в большой и жестокий мир, чьи тайны интересно изучать, чтобы, пройдя игру, узнать, что ты даже половины не увидел.

Fear and Hunger: сплошное членовредительство, и это хорошо

Заключение

Fear and Hunger — это как ползти по битому стеклу. Какое бы расстояние ни преодолел, ты всё равно запомнишь происходящее.

Вот и здесь вы можете принять правила, пропустить всё через себя и насладиться происходящим, доползти до финала и удивить бога тем, что ему морду начистит безногая девушка со скелетом, псиной и летающей головой. Либо можете пройти два шага и от боли всё закрыть.

Это игра, где мерзкое предложение продать маленькую девочку в какой-то момент времени начинает казаться замечательной идеей.

Да кто же знал!
Да кто же знал!

И мне понравилось это путешествие. Я даже порекомендую игру всем, ведь даже если вы закроете её после встречи с собаками или первым стражем, это уже того стоило. Она никого не оставит равнодушным.

Но если вы дадите ей шанс и примите постоянные смерти и неудачи в попытках найти лучший путь до следующего сохранения, игра постепенно раскроет свои секреты и через окружение, музыку и игровой процесс погрузит вас в мир отчаяния и боли.

Я с ними солидарен. Я тоже офигел.

Получилось очень хорошо. Жаль, что когда я в неё играл, у меня даже мысли не возникло что-либо о ней писать. И только когда прошёл и удалил, понял, что хочется высказаться. Поэтому все скриншоты лишь из начала игры. Ну, а на горизонте маячит вторая часть, которая, по отзывам, проще первой, но это уже не пугает. Наоборот, я смогу бурчать, что всё испортили.
Но это потом, а пока — всем спасибо, всем пока.

Страх, Голод и Нытьё происходят и на Boosty, где я делюсь заметками:

189189
1010
55
22
11
11
164 комментария
10 000 ₽

На поддержку творчества. Считай, что это как для ДиКаприо — не за один текст, а за всё в целом)

44
7
1