Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Продолжаю постигать все прелести иранского игростроя. На этот раз речь пойдёт непосредственно про сами игры и темы, которые они затрагивают. Война с Ираком, наркотрафик, персидская мифология и спасение золотой рыбки. Ну и поиск собственной игровой идентичности.

Что происходит сейчас

Прежде чем приступить непосредственно к самим произведениям персидских кудесников, давайте немного поговорим о цифрах. Несмотря на плачевную ситуацию в игровой индустрии Ирана в плане отсутствия качественных больших проектов, да и вообще тотальную отсталость большинства крупных игр, мобильная часть игрового сегмента чувствует себя очень даже неплохо.

Так платформа Statista оценивает выручку всего рынка цифровых игровых развлечений Ирана почти ровно в 930 миллионов долларов. Из них 605 – как раз игры на мобилках.

Цифры прошлых лет и прогноз до 2027 года по версии Statista.
Цифры прошлых лет и прогноз до 2027 года по версии Statista.

Для сравнения, цифры в соседней Турции. Весь рынок – 985 миллионов, мобильный – 356.

Статистика в Турции.
Статистика в Турции.

Ну, и чтобы уж точно понять масштабы успеха игр для смартфонов в Иране, возьмём статистику по России с той же Statista. Несмотря на то, что население у нас больше почти в два раза, да платёжеспособность повыше (я не проверял, но хочется в это верить), наш игровой мобильный рынок сгенерировал выручку только в полмиллиарда американских президентов. Общий же объём – 2,2 миллиарда.

Больше всего выручки в России генерирует сегмент онлайн-игр.
Больше всего выручки в России генерирует сегмент онлайн-игр.

Понятно, что непонятно по каким алгоритмам эта Statista собирал свою информацию, и цифры могут быть вообще далеки от истины, но, думаю, общую тенденцию они показать могут.

По традиции, давайте ещё обратимся к источникам в самом Иране. Данные, правда, прошлогодние. А собирались они вообще ещё до введённых в стране интернет-ограничений в связи с массовыми протестами, вызванными смертью Махса Амини. Напомню, 22-ух летнюю девушку арестовали в сентябре 2022 года за "неподобающее ношение хиджаба". Через три дня после ареста она скончалась.

Протестующие студенты Технологического университета им. Амира Кабира.
Протестующие студенты Технологического университета им. Амира Кабира.

Вернёмся лучше к цифрам. Всю информацию я брал у Iranian Students' News Agency. Как понимаем из названия, это новостное агентство, трудятся в котором, в основном, студенты. Но это не точно. В любом случае, статистику они собрали следующую. В Иране играют 34 миллиона человек. Население там, по разным оценкам, 84-88 миллионов. 41 процент играющих – прекрасные иранские женщины. 58 процентов из общего числа геймеров сидят онлайн, из них же 56 процентов делают это ежедневно.

У меня стойкое впечатление, что студенты всё это рисовали от руки.
У меня стойкое впечатление, что студенты всё это рисовали от руки.

Теперь предпочтения по платформам. 96 процентов играют на мобилках, 88 – на домашних консолях, 56 – на компьютерах домашних, 48 – на ноутбуках, 14 – на планшетах и 13 – на карманных приставках. Я не силён в статистике, но, так понимаю, мобилка и консолька есть почти у каждого иранского геймера.

Касательно консолек. Это уже не официальная информация, а слова людей с разных форумов, ютубов и т.п. Самая популярная – PlayStation 4. Якобы в Иране их около миллиона. Онлайн почти никто ничего не покупает, потому что без связей вне Ирана этого почти не сделаешь. Все покупают диски и дружно обмениваются друг с другом. Самые популярные игры, как, собственно, и везде, серии Call of Duty и FIFA.

Онлайн сообщество довольно крепкое. Один из самых популярных тематических сайтов – bazicentr. Там есть и рецензии на свежие мировые релизы. На те же Hellblade II и нашу Indika. К слову, Сенуя получила десяточку. Народ активно обсуждает Xbox Showcase 2024.

Главная страница bazicentr.
Главная страница bazicentr.

Теперь, с чистой совестью, можно приступать и уже к обзору игр сумрачных иранских гениев. Ну а если вы вдруг не читали мою версию кратенькой истории игровой индустрии Ирана, быстренько пробегитесь. Теоретически, это должно помочь лучше прочувствовать всю боль иранских братьев по клавиатуре и геймпаду.

Игры Ирана

Из-за особенностей летоисчисления Ирана, я, западные источники, сами иранцы, дружно можем путаться в годе выхода какой-то бы то ни было игры. Иранцы пользуются Персидским календарём и поэтому, там сейчас идёт 1403 год. Июнь у нас, например, шестой месяц, а у них это Хордад – третий месяц. Ну и начала года в Иране – Навруз, для нас же это день весеннего равноденствия.

Ali baba

Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Оригинальное название: علی بابا

Разработчик: Ramin Zafar Azizi

Год выхода: 1995

В первой части мы уже выяснили, что Ali Baba, судя по всему, первая игра в истории Ирана. По крайней мере, её разработчик, Рамин Зафар Азизи, предоставил все возможные доказательства этого. Он, кстати, заглядывал и в русскоязычный сегмент интернета, чтобы попиарить свою новую игру. Его комментарий можно найти на всем известном сайте про старые игры.

Комментарий Рамина. Он, кстати, пишет название своей игры на английском слитно.
Комментарий Рамина. Он, кстати, пишет название своей игры на английском слитно.

Он же предоставил там и shareware-версию своего первого творения. По его же словам, полную он потерял. Но вот что интересно. Доказательства авторства и, скажем так, первородности Ali Baba Рамин предоставил одному иранскому товарищу Арашу Хакими, который пишет про иранские же игры на английском. Ну и находится он, скорей всего, за пределами Ирана. Так вот, по словам этого журналиста, Разим предоставил ему полную копию игры. И статья с её обзорам вышла в мае 2023-го года. В российский же интернет Разим заглянул в феврале 2022-го. Так что или он нашёл полную версию где-то у себя на полке, либо пожадничал. На его совести, в общем.

Статья Араша Хакими.
Статья Араша Хакими.

В любом случае, в свободном доступе можно найти как раз эту shareware-версию с одним уровнем. В который можно поиграть аж пять минут. Если порыться на сайте MobyGames, видеоигровом аналоге IMDB, то там Рамин Зафар Азизи у Ali Baba значится в роли программиста. А вот некто Фаррохзад Мусаи (Farrokhzad Mousaei) взял на себя цветокорр, анимацию, покраску и рисовку иллюстраций.

В игре даже катсцены есть.

Из интервью Рамина можно узнать, что Фаррохзад, всё же, она, и роль её ограничивалась консультацией по цветокоррекции и рисовке. В любом случае, игра добралась до релиза и даже получила несколько рецензий в научно-популярных журналах Ирана.

А вот и рецензия. За камерой – Рамин Зафар Азизи.

Как не сложно догадаться, сама игра – клон Prince of Persia. Того самого, который вышел ещё в 1989 году. И судя по анимациям, господин Зафар Азизи занимался обратной разработкой детища Джордана Мехнера. Не все они прям совпадают точь-в-точь, но некоторые прям неотличимы.

Очень похоже.
Зато Али-Баба может прыгать, как зайчик.

При этом игра довольно неплохо выглядит. Лично у меня почему-то местная графика навевает воспоминания о Hocus Pocus. В неё мы рубились всем классом на уроках информатики, а вышла она в далёком 1994 году. И не сказать, что графически выглядит прям сильно лучше иранского пионера.

Hocus Pocus 1994 года. Очень приятная и бодрая вещь была в своё время.

Игровой процесс, опять же, калька с Принца. Прыгаем, бегаем, избегаем ловушек, которых на единственном доступном уровне толком и нет. Так же пьём зелья, которые, правда, Али Баба пихает себе в инвентарь. Так же махаемся на мечах. Только вместо стражников, тут какие-то демоны. В целом, для первого блина очень даже недурно. Единственное, игра, скорей всего, очень короткая. Потому что даже пяти минут хватает, чтобы спокойно пробежать демку.

Сам Рамин Зафар Азизи на страницах моего эпоса об иранской игровой индустрии больше не появится. Ну по крайней мере, в этой части. Напомню, что за его первую игру свои кровные отдали только 130 человек. Но огонёк Рамина потух только в 1998-ом, когда он бросил делать свой клон топ-даун шутера Raptor: Call of the Shadows под названием Big War.

Игра так и не вышла. И где-то четверть века Рамин занимался чем-то другим. И вот опять вернулся к разработке игр. Как я уже упоминал, он рекламировал своё новое творение даже в Рунете. Называется оно Zoono. На ютуб-канале господина Зафара Азизи можно найти довольно много геймплейных роликов.

Zoono, видимо, должна была быть похоже на Inside со сверхъестественными способностями.

И, судя по тому же каналу, Рамин переключился с Zoono и теперь делает какую-то побегульку для мобилок и компьютеров под лаконичным названием Run. Пожелаем ему удачи.

Run выглядит ну совсем печально.

Tank Hunter

Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Оригинальное название: شکارچی تانک

Разработчик: Honafa Studio

Год выхода: 1995

Tank Hunter могла быть первой иранской игрой. Но создатель Ali Baba подсуетился, и предоставил убедительные доказательства первенства своей разработки. Представляет из себя, по сути, тир. Если вы вдруг играли в Рэмбо 3, то вот очень похоже на сегмент с боссом-вертолётом/боссом-танком.

Игра восхваляет мужество солдат Ирана, защищавших персидские земли от иракских захватчиков. Скорей всего, какие-то такие слова мы и видим в начальной заставке.

После небольшого вступления нас сразу бросают в бой. Есть безымянный иранский солдат с РПГ. Есть пустое пространство. Вдалеке виднеются горы. Боец прячется в каком-то естественном укрытии. Управление никто объяснять не собирается, но методом тыка я выяснил, что наш подчинённый может перемещаться влево-вправо на стрелочки, а стреляет на CTRL.

Слева направо куда-то важно едут танки, очень похожие на Т-55. Одновременно на экране их может быть не больше трёх. Кто-то едет быстро. Кто-то медленно. Но все, периодически, останавливаются и открывают огонь по тушке иранца. Товарищ может выдержать одно прямое попадание. Ну а если снаряд прилетает недалеко от бойца, то полоска здоровья падает не так заметно.

После неминуемой смерти я обнаружил, что игра показывает во время записи твоего счёта несколько вариаций ландшафта. Смекнув, что в Tank Hunter есть и другие уровни, я постарался пройти хотя бы первый. Как ни странно, чтобы сделать это, надо просто не умереть. Танки взрывать необязательно. Попадания по ним влияют только на твои очки. А вот по прошествии определенного времени игрок переходит на следующий этап. На котором ничего не меняется, кроме визуального оформления местности.

Второй уровень. Прям кардинальные отличия.
Таблица рекордов и картинки с уровнями.

Сам процесс убиения врагов, на удивление, не совсем спиномозглый. Спокойно поливать танчики ракетами не получится. Наш доблестный воин очень уж долго перезаряжает своё РПГ. И во время сего действа двигаться он не может, потому и превращается в удобную мишень для вражеской техники. Так что, почти как в реальности, стоит стрелять по одиноко едущему в авангарде танку. Или в арьергарде.

В целом, могло быть и хуже. Уместней это было бы выпускать на каком-нибудь аркадном автомате, но, насколько я знаю, в Иране они почти отсутствовали.

Piper 2.0

Оригинальное название: لوله کش

Разработчик: Farhad Dadgostar

Год выхода: 1995

Если смешать в правильной пропорции Джорджа Лукаса и водопровод, то, по идее, должен получиться Марио. Но стоит чуть-чуть ошибиться в дозировке и вот мы уже получаем сантехника из Магнитогорска.

Кого только не встретишь на просторах интернета.
Кого только не встретишь на просторах интернета.

Но если ещё раз взболтать получившуюся субстанцию, то есть вероятность стать обладателем видеоигрового хита. Не такого калибра, конечно, как японские приключения итальянского водопроводчика. Зато тоже про трубы.

Pipe Dream или Pipe Mania, детище некой The Assembly Line. А вот издавало её и портировало, зачастую чужими руками, на многочисленные платформы Lucasfilm Games. Смысл в ней прост. Есть игровое поле. Есть точка, из которой начинает течь жидкость, к этой точки ставишь трубы, которые игра тебе подбрасывает рандомно. Если вдруг следующая секция трубы не подходит, то можно на её место всунуть другую. В начальных уровнях, обычно, нужно просто построить трубопровод определенной длины. Потом уже появляются временные условия, определённая точка, в которую нужно вывести трубу, всякие бонусы.

Pipe Dream 1989-го года в версии для MS-DOS.

Всё это дело прогрессивный и не очень запад увидел где-то 1989-ом году. Возможно, в то же время игрой прониклись и жители Ирана. А один из них проникся настолько, что сделал её клон под прекрасным названием Piper 2.0. Почему вдруг в названии появились цифры, доподлинно неизвестно. Вероятно, это вторая версия или сиквел предыдущего клона. В интернете можно действительно найти игру с названием Piper, но это FMV-приключение про Гамельнского крысолова. Причём главную роль играет не абы кто, а Зелёный Рейнджер Джейсон Дэвид Фрэнк из, вы не поверите, Power Rangers!

Когда ещё услышишь, как Могучий Рейнджер поёт про крыс?

Что интересно, Piper 2.0 вообще не упоминается в ирано-английских статьях о заре персидского игропрома. Я, опять же, нашёл её на сайте про старые игрули. Год выхода там указан, как 1995-ый, откуда взялась такая информация – неизвестно. Поверим на слово. Возможно, на самом деле Piper 2.0 – первая иранская игра, но кто ж теперь это подтвердит.

В скачанной версии игра, почему-то, начинается аж с 12-го уровня. Геймплей никак не отличается от прародителя в лице Pipe Dream. А вот графически всё выглядит достаточно бедно, даже на фоне коллег-однолеток из Ирана.

Чем выше уровень, тем быстрее начинает течь жидкость.

Зато в меню можно выбрать аж несколько мелодий. И, в общем-то, всё.

В разделе выбора музыки даже есть некие диджейские элементы. Вы только послушайте, что я забабахал!

При этом играется Piper 2.0 приятно, спасибо аддиктивному оригиналу. Плюс, ещё служит отличным стимулом для поиска информации. Когда бы я ещё узнал, что в Магнитогорске есть свой Джордж Лукас, а Зелёный Рейнджер подрабатывает крысоловом?

Devil's Death

Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Оригинальное название: مرگ شیطان
Разработчик: Honafa Studio
Год выхода: 1998

Санкции, конечно, вещь неприятная, но, на самом деле, это отнюдь не главная проблема Ирана. Первенство в этой незавидной категории упорно удерживают наркотики. Только по официальным данным в стране насчитывается три миллиона человек, которые употребляют разные виды паскудной отравы. По неофициальным – порядка десяти миллионов. Это при населении в восемьдесят один.

Усугубляется это всё тем, что употребление наркоты ещё в далеком 19-ом веке было в Иране чуть ли национальным интересом. Тогда страной заправляла династия Каджаров и при них главной экспортной продукцией стал опиум. Ну и логично, что внутри страны он стоил местные копейки. Чего бы и не попробовать? В итоге, к началу двадцатого века около 11 процентов населения регулярно отправлялось в царство дурмана.

Впрочем, баловались опиумом персы ещё в совсем древние времена. Хотя, судя по творчеству, Омара Хайяма, в древнем Иране больше предпочитали вино.
Впрочем, баловались опиумом персы ещё в совсем древние времена. Хотя, судя по творчеству, Омара Хайяма, в древнем Иране больше предпочитали вино.

Лишь после прихода к власти рода Пехлеви, государство начало заниматься этой проблемой. Да и то, только когда сменился первый правитель этой династии. Последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви в 1955 году запретил выращивание и распространение опиума. Помогло не особо. Впрочем, после Исламской революции 1979 года курс на борьбу с наркотиками остался тем же. Правда, сначала пришлось долгих восемь лет бодаться в бессмысленной войне с Ираком.

Поэтому и закон о "борьбе с употреблением наркотиков" был принят в 1988 году. Но работает он до сих пор. Теперь за производство, хранение, торговлю и перевозку более 30 грамм губительной отравы предусмотрена смертная казнь. Плюс, профильные силовые ведомства развязали войну с местными наркошахами. И победили. Производство наркотиков на территории страны упало до мизерных значений. Ну это по официальным данным.

Не зря мальчишки в детстве бьют палкой крапиву. Потом они вырастают в иранских полицейских и палками уже уничтожают целые маковые поля.

Но всегда есть весёлые соседи. На этот раз спокойно жить иранцем не дал Афганистан. Как наверно, слышали, производство наркотиков там, мягко говоря, процветает. Но надо же всё это как-то сбывать. И желательно в Европу. Ну и по версии местных активистов самый удобный путь в Старый Свет пролегает через Иран. Ну и понеслось.

Иранская полиция сжигает партию наркотиков из Афганистана.

С 1981 по 2011 в борьбе с наркоторговцами были убиты 3700 иранских пограничников и полицейских. В том числе и ценой их жизни 89 процентов всего конфискованного опиума в мире и 41 процент героина приходятся на Иран. Но не только агрессией страна пытается забороть эту проблему. Даже по версии DRUGREPORTER здесь используется прогрессивные для региона методы реабилитации наркоманов. Но методы методами, а три грамма опиума в Иране можно приобрести всего за доллар.

Ещё до введения реабилитации (это произойдёт в нулевых) местная Служба по контролю за оборотом наркотиков заказала у создателей Tank Hunter игру про борьбу с контрабандой. Да, вот так, в стиле Теда Мосби я, наконец, подвёл свой рассказ к Devil's Death.

В меню играет бодрая музыка. Плюс, в отличие от предыдущей игры Honafa Studio в Devil's Death можно посмотреть управление.

Это игра, скажем так, не говорит, что наркотики – это плохо. А прямым текстом заявляет, что контрабандистов можно и нужно убивать. Желательно на мотоцикле. И, несмотря на то, что мы рассекаем на двухколёсном гробике, игра является скролл-шутером. Просто вместо самолётика или космического кораблика у нас есть эта небезопасная фиговина.

После смерти игра отбрасывает тебя не в начало уровня, а на видимый только ей чекпоинт. Ну это пока дополнительные жизни не кончатся.

Цель – доехать до босса уровня. Путь к нему преграждают многочисленные деревья, брошенные автомобили и другие особенности ландшафта. Всех их можно уничтожить выстрелами с мотика. А вот канавки нельзя, как и любые возвышенности.

Враги тут рассекают, скорей всего, на Хайлюксах, потому что все мы знаем, кто главный спонсор терроризма/революций/наркокартелей в мире.

Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Помимо машинок с пушками и без, нам встречаются, внезапно, и стационарные противотанковые (в данном случае, противомотоцикловые) орудия. Врежишься во всё это – будет бо-бо. Так что нужно или уворачиваться или расстреливать. Если не зажимать стрелочку назад, то наш мотоциклист будет лететь как угорелый. Хотя даже с замедлением всё ощущается довольно быстрым.

Перед каждой миссии игрока ждёт вот такой вот брифинг.

Как я уже говорил, в конце уровня нас встретит босс. Это особо крупная машинка, которая в считанные секунды разносит двухколёсное недоразумение игрока. Мне пришлось к нему добираться раз пять, чтобы, наконец, разгадать метод устранения этого босса.

Успешная битва с боссом.

Впрочем, на втором уровне я уже сдался. При желании, конечно, и его можно легко пройти. Так как все враги и препятствия всегда появляются в определенное время в определённой точке. Даже бонусы. Среди них: два вида небесконечного оружия (тяжёлый пулемёт и ракетница), лечилка и какой-то свиток. Что он даёт, кроме выскакивающего текста, непонятно.

Подбираем свиток. По версии Google появившаяся надпись гласит: "Спасение наркомана – спасение жизни." Как-то так себе звучит.

В принципе, игра бы не затерялась где-нибудь на NES. Картинка приятная, стрелять весело, мотоцикл весело бодается с машинками.

Бодание с машинкой. Справа лихо убывающая полоска здоровья мотоциклиста. Слева вверху иконка мотоцикла обозначает количество дополнительных жизней.

Но Devil's Death вышла для MS-DOS аж в 1998-ом году, да и пиратские копии западных релизов, пусть и не 98-го года выпуска, стоили сущие иранские копейки. Да и в игровых кафе в неё не поиграешь, так что никакого внимания игра в Иране не получила.

War at Home

Оригинальное название: جنگ در خانه

Разработчик: DAF Multimedia

Год выхода: 2001

Война с Ираком, наверное, самая популярная тема в иранском игропроме годов так до 2010-ых. Ничего удивительного в этом нет. Ирак вторгся на территорию персов в 1980-ом, когда только-только начали затихать потрясения после исламской революции, а закончились боевые действия только в 1988-ом.

Ирак большую часть конфликта использовал химическое оружие. Иран подключился к этой смертельной игре только под конец войны.
Ирак большую часть конфликта использовал химическое оружие. Иран подключился к этой смертельной игре только под конец войны.

Не буду копаться в причинах конфликтах, а просто изложу пару фактов. Хоть Ирак и был агрессором, но большую часть времени война шла именно на его территории. Иран уже в 1982-ом году отбросил солдат Садама Хусейна к границам, а потом уже перешёл и в наступление.

Часть боёв проходила в болотистой местности на территории Ирака. А всё потому, что земля там богата нефтяными месторождениями. 
Часть боёв проходила в болотистой местности на территории Ирака. А всё потому, что земля там богата нефтяными месторождениями. 

Но в Иране, в основном, вспоминают первые годы. Военные преступления, атаки химическим оружием, бомбардировку городов. Преимущество в технике, в первую очередь в авиации, – на стороне Ирака. И была она, в основном, советской. А вот Иран воевал на технике западного образца, оставшейся с королевских времён. Поэтому и запчастей толком не было. А лётчики считались ещё и ненадёжными товарищами в политическом плане.

На вооружение ВВС Ирана на начало войны было 166 американских истребителей Northrop F-5. После окончания осталось около половины.
На вооружение ВВС Ирана на начало войны было 166 американских истребителей Northrop F-5. После окончания осталось около половины.

Но у Ирана было большое преимущество в людском ресурсе. Отсюда и серьёзные человеческие потери. Чтобы как-то восполнять ряды регулярной армии, ополчения и Корпуса Стражей Исламской Революции призывали даже мальчишек.

Игры дружественных стран. Иран. Часть 2

Один из них – Реза Иранманеш. Товарищ в 14 лет ушёл на фронт, то есть застал ещё боевые действия на территории Ирана в 1981-ом.

Реза Иранманеш на страничке в иранском разделе Википедии.
Реза Иранманеш на страничке в иранском разделе Википедии.

Мало того, он участвовал во множестве наступательных операций, угодил под химическую атаку. Ужасы войны Резу не сломили. Наоборот, после окончания резни он решил стать актёром. Чтобы рассказывать и показывать молодому поколению иранцев о доблести солдат и зверствах врага. Так что в начале девяностых он был вполне заметным героем иранских боевиков категории C.

Реза вышибает всю дурь из иракского офицера в своём дебютном фильме Sajjade-ye Atash 1993 года.

В 2001-ом ему пришлось ещё раз взять руки бутафорское оружие. По крайней мере, я надеюсь, что оно было бутафорским. Некто DAF Miltimedia попросили его исполнить главную роль в FMV-шутере War at Home. Что интересно, англо-иранские исследователи персидского игропрома его игнорируют, хотя игру можно спокойно найти на персидском аналоге нашего Old-Games.

Что такое FMV-шутер? Да просто ребята снимают фильмец, а игрок вертит во время него мышкой, отстреливая врагов. В случае с War at Home киноделы не поленились, записали почти для каждого врага как сцену смерти, так и сцены искренней радости от убиения главного героя.

Весь спектр эмоций.
Иногда иракские солдатики совсем уж странно отмечают смерть иранского бойца.

Реза Иранманеш, хоть и товарищ служивый, почему-то стреляет из своего автомата, чаще всего, как герой боевиков золотой эпохи. Ну, его дело красиво выглядеть в кадре, ведь целится и нажимает на спусковой крючок за него игрок.

Сюжет, собственно, прост. В начале нам на очень слабом английском объясняют диспозицию.

США и Израиль натравили своего агента Садама Хусейна на молодую исламскую республику Иран. Солдаты Ирака громят города, убивают мирных жителей. Собственно, с расстрела иранцев и начинается игра. Это прискорбное действо фиксирует молодой парнишка на свой фотоаппарат.

По закону жанра, его тут же замечает иракский офицер. Но Реза Иранманеш оказывается тут как тут и спасает фотографа.

Дальше их пути расходятся. Реза без особого сожаления расстреливает толпы иракских солдат, пару раз стреляет из РПГ и грустит из-за золотой рыбки. Я серьёзно.

Не переживайте, герой спасёт рыбку и отпустит её в какой-то фонтанчик.

Устланная трупами иракцев дорога опять приводит Резу к парнишке. Тот попал в плен. Не беда. Мистер Иранманеш спасает товарища и уже лично сопровождает до ожидающего того вертолёта. А потом уезжает в закат на джипе. Идиллия.

Возможно, в этой истории есть ещё какие-то нюансы, но фарси – не мой конёк. А вот снято, в принципе, достойно. Декорации натуральные, даже настоящий танчик катается. Всё взрывается, солдатики выглядят прилично. Не поленились даже записать пару сцен со смертью главного героя.

Есть несколько неплохих секвенций, когда герой не сидит на месте, а идёт, допустим, по коридору и на ходу отстреливает врагов.

Помимо рыбки, есть ещё одна абсурдная сцена. Наш герой, зачем-то залезает на дрезину или что-то подобное, встаёт в полный рост и начинает методично отстреливать врагов, пока его свежеобнаруженная техника мирно катится по рельсам.

У игры две сложности. Лёгкая и тяжёлая. На харде каждая смерть тебя отбрасывает в начало. А вот на лёгкой к моменту появления убившего тебя врага. Поэтому игра проходится, примерно, за полчаса. И я даже получил удовольствие. Ну а что? Когда я ещё посмотрю иранский боевичок?

The Seven Trials of Rostam

Оригинальное название: هفت محاکمه رستم
Разработчик: Hamkelasi
Год выхода: 2003

Если вы росли в девяностые, то, может, видели пару раз, а может, даже и играли в такие таксебешные сборники раскрасок и других детских увлечений, перенесённых на экраны мониторов. Дети Ирана тоже были не обделены этой радостью. Точно известно, что диск с таким форматом развлечений вышел в 1998-ом году. Назывался он Rainbow или, если вам угодно, رنگارنگ в оригинале.

Rainbow 1998-го года.

Я не стал его включать в список иранских игр, ну потому что это уж совсем не то. Но краем глаза просматривал аналоги такого сборника. И, о чудо, в одном из них наткнулся на игру. Причём сам сборник очень качественный, если не смотреть на год его выхода. Называется он Shahnameh. Если вы вдруг знакомы с культурой Ирана, то уж точно знаете, что Шахнаме – это национальный эпос персидского народа.

Обложка издания Шахнаме 16-го века.
Обложка издания Шахнаме 16-го века.

Издательство Hamkelasi решило познакомить совсем юное поколение с этим монументальным произведением. Специализировалось оно на детских книгах, но в случае с Шахнаме (на русский, кстати, это переводится как Книга Царей) решило пойти ещё дальше и сделало вот такой крупный мультимедийный проект, который уместился на одном CD. Но чтобы добраться до него, нужно сначала посмотреть самый длинный в истории человечества открывающий ролик.

Всего это потрясающее видео идёт примерно четыре с половиной минуты. Я же его ускорил в двадцать раз.

В первом меню мы можем выбрать аж четыре языка. Английский, арабский, французский и, конечно, персидский. Потом нас пускают в основную секцию. В ней есть возможность ещё раз посмотреть открывающий ролик, вдруг что упустили. Ещё есть видео про Хакима Абулькасима Фирдоуси Туси. Это, как раз, автор Книги Царей.

Памятник Фирдуоси на площади его имени в Тегеране.
Памятник Фирдуоси на площади его имени в Тегеране.

Сразу на четырёх языках можно познакомиться уже с самим эпосом. Тут собраны 12 историй. Каждая иллюстрирована, причём у меня сложилось такое впечатление, что рисовали это какие-то европейцы. Разумеется, картинки сопровождаются текстом. Его язык, как озвучку можно меня на лету. Забавно.

Меняем озвучку на лету.

Но собрались мы здесь ради игр. И в сборнике есть одна. Называется она, как уже можно было догадаться, The Seven Trials of Rostam. Её герой, вы не поверите, носит привычное русскому уху имя Рустам. Ну, во всяком случае, Рустамов я знаю гораздо больше, чем Иванов.

Рустик собственной персоной.
Рустик собственной персоной.

В Шахнаме Рустам только один из трёх ключевых героев. Но разработчики, почему-то решили посвятить игру именно ему. Нас сразу предупреждают, что в игре семь уровней, что логично, но никто не говорит, что дальше первого пройти не удастся. По крайней мере, у меня не получилось.

Что же нас ждёт? Очень странно нарисованный Рустам. Ему в первом уровне предлагается набрать 6500 очков и собрать какие-то шмотки. Причём часть этих шмоток герой и так носит с собой. Например меч и булаву. Ну да ладно.

А это игровая версия Рустама.

Ещё нужно ответить на вопрос и победить льва. Что за вопрос – непонятно. А вот схватка со львом, как раз и есть первое испытание Рустама. Ну, этого страшного зверя мне удалось забороть в просто потрясающей битве, о которой будут слагать легенды потомки.

Как же он машет мечом!

Но после победы надо львом игра меня дальше не пустила. Говорит, собери ещё шмотки. Видел, что у дохлого льва был подсвечен хвост, но труп зверюги пропал. Начал уровень заново – вообще всё, что собирал пропало и очки, к тому же, обнулились. Перезагрузил игру. Обнаружил несколько новых предметов, но до некоторых герой ну ни в какую не хотел добираться.

У меня никак не получалось взять эту светящуюся веточку. Или что это вообще. Зато посмотрел на весёлые анимации.

Так я и шатался по карте, безуспешно тыкаясь в каждый угол. Причём даже ходьба даётся Рустаму с трудом. Он реагирует на нажатие кнопок с чудовищной задержкой. Понятно, что это игра для детей, но в отличие от всех предыдущих в этой статье, в неё попросту невозможно играть. Поэтому я оставил Рустама в лесу слушать музыку, отдалённо напоминающую музыкальное сопровождение Готики.

Заблудший Рустам и неплохая музыка.

Это далеко не все игры Ирана. Я прошёлся только по начальному этапу становления персидской игровой индустрии. Уже в следующей части расскажу о более крупных проектах, которые, наконец, перешли в третье измерение. Произошло это впервые в 2005-ом году. Печально.

102102
2525
55
44
11
52 комментария
100 ₽

This is long 👍

4

Понимаю что на сирыми смеяться нельзя.
Но я буду.

21

"Наша" Indika это от людей, которые ВСУ донатят?

5
2
2
1

Как грамотно подпечь дтфера - сказать, что Индика ближе наша, чем игры Оулкэт. Профит, наблюдайте за шкварчанием

21

Хех, тут договор на транзит российского газа в Европу через территорию Украины заканчивается (и то не факт) в конце 2024-го, так что вообще кругом враги. Национал-патриот всегда эмигрант, получается.

6

Ни какого противоречия нет

4