Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED Статьи редакции
Трудные отношения автора и адаптаций его книг.
2 октября стало известно, что Анджей Сапковский, автор книжного цикла о Ведьмаке, направил иск к CD Projekt RED с требованием возмещения роялти в размере 60 миллионов злотых (16 миллионов долларов — или около миллиарда рублей). Компания же свою вину отрицает — мол, все выплаты по делу уже давно были совершены.
Непростые взаимоотношения автора «Ведьмака» и создателей игровой серии тянутся уже достаточно давно — хоть и они не настолько плохи, как привыкли считать. Разбираемся в ситуации.
Что было ранее
Игры от CD Projekt RED — не первая адаптация саги. Сначала был польский фильм и основанный на нём мини-сериал. И к тому, и к другому Сапковский относится крайне негативно.
Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!
Поэтому, когда в 2004 году к писателю пришла ещё молодая студия CD Projekt RED за лицензией, он открестился от любых процентов с продаж и предпочёл моментальную выплату — около 10 тысяч долларов. Для Польши тех времён, по его словам, это были «очень неплохие деньги».
В общем, они принесли огромную сумку с деньгами! Что я ожидаю от любой адаптации — огромную сумку с деньгами. Вот и всё.
Скепсиса ему добавляло ещё и его отношение к играм целом. Сапковский считал, что они не способны рассказывать истории в той мере, как это делает литература.
Видеоигры служат другой цели. Повествование здесь работает иначе. Как много смысла может быть в возникающих строчках текста, когда герой идёт через леса и разговаривает с белкой? Где в этом литература? Где место для глубины или сложного языка, с помощью которого игры могли бы отображать культуру? Здесь этого нет.
Первая The Witcher оказалась хорошей игрой, хоть и имела довольно сдержанный успех — за первый год она разошлась в миллион копий, а её продажи были почти в шестьдесят раз меньше, чем у третьей части.
После релиза продолжения об игровом «Ведьмаке» стали говорить куда больше — и тогда популярность адаптации дошла и до самого Сапковского. Он заметил, что издательства начали печатать сагу с изображением игрового Геральта на обложке, а люди стали считать, что сами книги создаются на основе игр. Писателю это, естественно, не понравилось.
Некоторые иностранные издатели оказывают мне медвежью услугу, ставя на обложки рисунки из игр и вкладывая туда их же рекламу. Незнающие читатели могут отказаться от покупки таких книг, считая, что это новеллизации, вторичные по отношению к играм. [...]
Через двадцать лет люди будут спрашивать: кто автор «Ведьмака»? Ответят: кто-то. И это мой главный страх.
С выходом третьей части «Ведьмак» стал культурным феноменом — и тогда подобные противоречия лишь усилились. Сделка в какие-то десять тысяч долларов позволила CD Projekt RED заработать более миллиарда польских злотых на одной лишь «Дикой охоте». В интервью с Eurogamer Сапковский укорял себя в том, что не согласился тогда на роялти.
Я был слишком глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату. Они мне предложили процент от прибыли. Я сказал: «Нет, никакой прибыли не будет, дайте мне мои деньги сейчас!». Я был слишком глуп, когда не поверил в их успех. Но кто мог предвидеть это? Я не мог.
Несмотря на это, в сторону самой студии писатель никогда не говорил резких заявлений — наоборот, её работу он хвалил. Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов» и разделять своего «Ведьмака» и видеоигрового.
The Witcher — это отлично сделанная игра, её успех абсолютно заслуженный, а авторам полагается похвала. Но это никоим образом не может считаться ни «альтернативной версией», ни «продолжением» истории ведьмака Геральта. Потому что это может сказать только создатель Геральта. Некий Анджей Сапковский.
Единственное, чем он был действительно недоволен (по крайней мере, публично) — это то, что CD Projekt никак не отдавала дань его заслугам. По словам Сапковского, без его книг и той большой вселенной, которую он построил, игры бы никогда не случились. А сама студия ограничилась лишь тем, что упомянула автора в конце титров маленькими буквами.
Всё, что они сделали — это добавили надпись «По мотивам книг Анджея Сапковского», которую нужно рассматривать под лупой.
Что хочет от студии Сапковский
И до недавнего времени всё было тихо, пока CD Projekt не опубликовала отчёт, в котором подробно описывалась ситуация — вместе с прикреплённым письмом от адвокатов Сапковского. Юристы потребовали компенсацию за невыплату роялти и незаконное использование лицензии.
Они надеялись решить проблему «быстро и тихо», но, раз уж компания решила придать ситуацию огласке, дело приняло серьёзный оборот.
По сути, писатель выдвигает два обвинения. Первое — это невыплата процентов, которые полагаются Сапковскому на основе польского законодательства.
В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение.
Шестьдесят миллионов злотых получились с учётом того, что роялти составляет 6% от полученной компанией прибыли.
Второе обвинение заключается в том, что, по словам адвокатов, те права, которые приобрела CD Projekt, ограничивались выпуском лишь одной игры.
Из контракта, заключенного с Автором, следует, что приобретённые права распространялись лишь на первую часть игры. Следовательно, распространение всех остальных игр, включая их дополнения, адд-оны и так далее, незаконно.
Оба обвинения в CD Projekt считают безосновательными, считая, что компания уже давно погасила все свои задолженности и выплаты перед писателем.
По мнению Компании, требования, изложенные в письме, необоснованны. Компания получила законные и юридически оформленные авторские права на работы Анджея Сапковского, в той мере, в какой это необходимо для использования в играх, разработанных Компанией. Все необходимые выплаты были надлежащим образом погашены.
На данный момент компания стремится урегулировать конфликт мирным путём. Если Сапковский не согласится на это, то после 19 октября, согласно письму, его юристы подадут на CD Projekt в суд.
Из тех данных, которые предоставили обе стороны, нельзя сделать однозначный вывод, кто прав — контрактов нет в свободном доступе. Однако если выяснится, что CD Projekt действительно провинилась по одному из пунктов, судебные тяжбы (или, как минимум, компенсации) неизбежны.
Важным также является и то, что тот закон, которым апеллируют адвокаты, работает в любом случае — даже если Сапковский в своё время отказался от процентных выплат. Так что в юридическом плане он имеет полное право на требование. Другой вопрос — что в ответ на это скажут в CD Projekt.
Вокруг Анджея Сапковского ещё с релиза первых игр формировалась репутация автора, который ненавидит то, во что превратилось наследие его творчества. Однако прямых нападок на игры он никогда не совершал и ненависть к ним не выражал.
Когда фанаты ко мне подходят, чтобы я оставил автограф, и протягивают мне коробку с игрой, я попросту не могу отказать — это было бы невежливо с моей стороны. Отстоял долгую очередь, дал игру, и что мне ответить? «Пожалуйста, уходи, я отказываюсь это подписывать»? Это было бы очень невежливо. [...]
Не то, чтобы игры мне не нравятся или я их презираю. Я просто не играю в них! Но я ничего не имею ни против игр, ни против самих геймеров. Ничего.
Требование же, которое он выдвинул, юридически обоснованно. С моральной стороны, конечно, с ним не все согласятся, но закон есть закон, и, в случае доказательства вины CD Projekt, выплату они всё же сделают.
Развитие ситуации наверняка получится наблюдать в ближайшее время: все заявления будут в открытом доступе, так как компании необходимо отчитываться перед инвесторами. В лучшем случае — в ближайшие две недели мы услышим то, что ситуация урегулирована. В худшем — после 19 октября CD Projekt ожидает суд.
У меня бы тоже пригорело, если бы мои книги были так оформлены. С этими обложками они действительно выглядят как дешевая новеллизация.
Комментарий недоступен
Вы просто себе не представляете, что авторы и художники - то, на чем держится вся беллетристика и детская литература - по совместительству являются самыми бесправными во всем издательском процессе, который, до кучи, рукоположен и рукопожат. На авторе, по сути, держится вообще все, но при этом он не имеет возможности влиять ни на что - и так во всем мире.
...Надо, наверное, написать статью - или несколько статей (ибо будет очень много букв) - о том, как устроен книжный бизнес (особливо, за бугром), о распространенных ошибках людей не знакомых с процессом и т.д.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Я вот не знаю, тут в комментах развернулась такая долгая дискуссия про обложки, а я например уже давно читаю только электронные книги, где обложен собственно нет. И дешевле, и удобней. Мне кажется через лет 20-30 книжные магазины в том виде, в котором они есть сейчас, исчезнут как и магазины дисков. И никого не будет волновать какой вариант персонажа изображен, арт на тему игры/фильма или нет, люди там или не люди. Когда читаешь электронную книгу, обложку не видишь в отличие от той же музыки.
Книги покупают по обложкам, хочется этого авторам, или нет. По-моему даже здесь когда-то была статья о том, как в издательствах игнорят авторов, чтобы повышать продажи за счет обложки, и это дает повышение продаж в 2-3 раза.
Российские в разы хуже.
Ещё и в мягком переплете! Фу, как отвратительно.
особенно придуманный проджектами драуг на правой нижней обложке хорошо подходит для иллюстрации
У меня на полке стоит Война Миров Уэллса с точно такой же обложкой! Просто из-за того, что я купил её, когда выходил фильм -_-
интересно а сколько они роялити платят прожектам за использования их артов?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Вспомнился скандал не такой уж давний с Терри Гудкайндом, которому не понравилось как художник оформил его книгу. Все вступились за художника. Терри там, конечно, перегибал. Но не то что бы я его не понимала. Нынче издатель решает, что будет на обложке.
Все эти подробности были и так известны. Да, по законам Польши он имеет право просить дополнительные деньги, и скорее всего ему заплатят какую-то сумму. Другое дело, что с неюридической стороны это кажется невероятно несправедливым: ему предложили разделить риски и деньги, предложив % с продаж; он отказался, получив единоразовую выплату и переложив все риски на плечи разработчиков.
Мне кажется, для любого вменяемого человека абсурдность ситуации очевидна. Это как если бы проигравшить в казино, Вы бы подавали в суд на основании того, что Вы же "не знали что выпадет черное, а не красное". И закон был бы на Вашей стороне? В задницу такие законы
А еще "для любого вменяемого человека очевидно"™©, что законы должны исполняться вне зависимости от того, что считает их кто-то абсурдными или нет. Дура лекс и... как там дальше, не помните?
Вот это была бы жизнь!
Справедливое замечание. Хоть это мнение и не пользуется популярностью среди игроков.
Я бы сказал, что вся трилогия - это вольный "мост" между основной сагой и "Что-то кончается, что-то начинается", которую Анджей написал вместе с фанатами.
Комментарий недоступен
Автор дважды упоминает по тексту наличие вины в действиях CDPR. Сначала, что компания ее отрицает, потом "в случае доказательства вины CD Projekt".
Так вот, вины тут как таковой в принципе нет и роли она вообще не играет. Вина - это больше про преступления и административную/уголовную ответственность. В данном случае чисто гражданско-правовые (договорные) отношения.
В части прав только на одну игру, судом будет устанавливать факт соответствия действий компании договору Умышленно или нет - все равно.
В части вознаграждения же вина вообще мимо кассы, так как у автора есть права, но у компании нет обязанности. Если суд сочтет доводы Сапковского обоснованными, то взыщут в его пользу сколько-то денег и все. На вину вновь всем фиолетово будет.
Занудно может вышло, да, но просто очень резануло, когда читал :)
Полностью согласен. Увидев в телеграме новость, заинтересовался новыми подробностями и аргументами в защиту автора, которых в итоге в статье не оказалось.
Совершенно верно, нет никакой вины. Вообще акценты в статье расставлены не очень корректно имхо.
Там в обращении от юристов даже обвинений нет.
Есть требование дополнительного вознаграждения автору и приводятся аргументы -- на основе чего они хотят дополнительных выплат.
1) по польскому закону
2) что ПО ИХ МНЕНИЮ договор заключался на одну игру.
Важно еще то, что они предлагали решить вопрос полюбовно, вне суда и не обнародовать сам факт наличия претензий. Упор именно на репутационные издержки.
В данном случае, да, вина не при чем. Но в общем, в гражданских правоотношениях понятие вины при судебных разбирательствах применяется, например, когда дело касается возмещения ущерба.
Из-за современных реалий фраза "пост — польский католик" читается как пост-польский католик, и дальше ты полчаса пытаешься понять, что не так с Сапковским и почему он такой пост-пост.
мета-мета)
Ну или для вас тире и дефис — это один символ. Что в корне неверно, одни даже в разных категориях.
Он вообще троллит, потому что он нефига не католик)
По словам Сапковского, без его книг и той большой вселенной, которую он построил, игры бы никогда не случились.
А без труда CDPR не случилось бы той самой "отлично сделанной игры", успех которой "абсолютно заслуженный", а авторам "полагается похвала". Мартин тоже создал большую вселенную и культовый цикл, но почему же тогда игры по его произведениям никому не упёрлись? Не потому ли, что они максимально всратые (максимум на "слабую троечку" поработали Теллтейлы)? Причём он же не совсем идиот, он на примерах игр и польских, ммм, "киногрехов" видит, что отличает качественную адаптацию от некачественной. Так к чему тогда это напускное ханжество и надутые губки?
Про огромное влияние книг можно было сказать, если бы первая часть заехала с продажами овер 5 лямов копий, будучи при этом весьма средней игрой. А тут мы видим закономерный подъем от части к части.
А если посмотреть на динамику продаж книг в девяностых и сейчас, то ещё можно поспорить, кто кому больше помог.
Вот именно. Тут все пишут типа не было бы вселенной и персонажей, то не было бы и игры. Но, имхо, это большое преувеличение. Как Вы правильно заметили труд разработчиков может быть гораздо важнее, ибо можно взять гипер-популярную вселенную и супер-крутых персонажей и полностью всрать игру, понадеявшись что на хайпе по сериалу и игру купят. Но как мы знает это не про CDPR.
Ну и еще давайте добавим сюда то, что какая-то часть поклонников книжной серии пошла читать книги именно после того как поиграли в игру и им понравилось. Например я :) Но я думаю немало таких, особенно на западе.
Мой друг еще 7 лет назад начал ездить мне по ушам насчет ведьмака, по сериалам, книгам, кино и игре
но как то это все не тянуло вообще, но все изменилось после трейлера третьей части на Е3
и уже после выхода 3 игры я решил изначально ознакомиться с первоисточникам, а уж потом играть в игры
я бы точно не прочел бы эти книги без игровой популяризации
я не понимаю такого единодушного обливания сапека помоями местной аудиторией
если бы у вас была юридически обоснованная возможность поднять 60 млн злотых или сколько там это в рублях, вы бы отказались от нее что ли? тоже мне бессеребренники
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Человек слаб и я сомневаюсь что я бы сам был бы честен на месте Саповского, но должны ли мы игнорировать или одобрять бесчестье из-за этого? Нет.
вопрос насколько это юридически обоснованно. Статья закона о том, что "В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение." следует понимать не совсем уж буквально. В данном случае шло не простое использование произведения (как например в случае с выпуском издательства книги), тут имело место быть а) огромная переработка изначального произведения, а также его модификация. б) огромные затраты, которые также были понесены компанией CD RED. Более того, в далеком году на заключение контракта стороны не могли разумно предполагать о том, что третья часть игры будет хитом и бла-бла. Плюс сам автор говорит о том, что ему предлагали процент с продаж - он отказался, тут уж свобода договора.
Главный вопрос состоит и правда насколько был составлен норм договор, если юристы утверждают, что на права были даны только на 1 игру. Опять же, тут можно будет ссылаться на недобросовестность поведения, ведь только спустя столько лет была претензия подана + следует иметь в виду исковую давность предъявления требований о выплате денежных компенсаций.
Пан за это время мог бы заработать миллионы, просто оседлай он волну этой популярности. Но вместо этого он просидел в корчме бурча, про обложки и рекламу игры, а потом ввалился к Редам с претензиями: «отчисляйте!!»
Интересно он вообще в курсе про Геральта в соул калибуре?
Честно, если бы я взял гонорар и отказался бы от процентов, сказав что-то вроде: "Нет, никакой прибыли не будет, дайте мне мои деньги сейчас!", то для меня было бы делом чести не требовать чего-то потому что я когда-то по своей собственной глупости сделал неверный выбор. Так что да, отказался бы.
"А у вас негров линчуют!"
Но я ничего не имею ни против игр, ни против самих геймеров
Главное вовремя переобуться.
Одно не противоречит другому вообще-то.
Да, ведь обычный человек никогда свою точку зрения не меняет. Все всегда твердолобые с одним мнением с рождения.
То чувство, когда о Сапковском узнал из-за игры.
То чувство, когда о Сапковском узнал из-за суда из-за игры.
Я книги прочитал, когда прошел первую часть игры.
Я писал тут недавно, я слишком хорошо помню те времена, когда из сотни человек о Сапковском знал лишь я один)) И он так и умер бы никому не известным, если бы не игра. А такх как он это ой как бесит.
Тоже узнал о книге после первой игры, очень удивляло то что игра так хорошо прописана, персонажи, бекграунд, лор и т.д
Если бы не игра , то уж точно в каждом магазине его бы книги не продавали. Скорей всего, он так бы и остался мало известен за пределами Польши. О его книгах знали бы только большие любители фэнтези и только.
Соболезную
Мне очень нравится то, что СМИ рассказывает о том, что Анджей не ненавидит игры, после того как на протяжении всех этих лет именно СМИ и преподносили информацию таким образом. Сами взрастили такое общественное мнение о Сапковском, преподнося информацию в виде "Сапковский считает игры говном", а не в каком-то другом.
Хейт лучшим тиражом расходится.
Не взрастили, а передали.
Комментарий удален модератором
Кстати, а в насколько исключительных случаях? Меня вот лично в данной ситуации больше всего вгоняет в афиг не Сапковский даже, а само существование в Польше такого вот закона, апеллирующего к изначально субъективным понятиям. На его основе же можно послать коту под хвост само понятие сделки как обоюдного добровольного договора сторон. Должна же быть предусмотрена какая-то зашита.
Ну, ему почти 70 уже, на нём обычные законы логики и даже этики не работают уже. Жадный и самодовольный старикашка с неимоверным ЧСВ, что уж. У таких всегда своя версия правды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8
«Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно; для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Например, чужое опоздание часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего, а собственное опоздание — пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно». Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета. »
Что меня всегда удивляло - пан Анджей в своих романах о Ведьмаке использовал в качестве "отрицательных" героев - невежественных, алчных и ворчливых кметов, противопоставляя им Геральта, спокойного, щедрого, но не всегда умного мужика.
И что в итоге? В итоге, пан Анджей и сам оказывается кметом из своих книг.
Люди больше всего не любят в других то, что брятся признать в себе,)
А в какие моменты геральт не всегда умный?
"В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение."
Но ведь в данном случае речь идет об отношениях между - например - автором книги и ее издателем (из логики законодательства об авторских правах вообще - и подозреваю, что и в Польше точно так же). Но ведь CDPR это не издатели Сапковского, игры о Ведьмаке - не издание книг, Сапковский не является автором игр о Ведьмаке. Игры о Ведьмаке это то, что называется "производное произведение/Derivative work", оно конечно связанно с книгами, но авторы у них свои. Так что есть сомнения что данная статья прямо может быть применена к этому случаю.
https://en.wikipedia.org/wiki/Derivative_work
Закон не совсем конкретный и может трактоваться по-разному. Потому то и нужны суды и юристы. Но будем надеяться, что до суда дело таки не дойдет. Бояться старого деда не нужно, но от такой рекламы вреда все же больше, чем пользы
Комментарий недоступен
Вообще, справедливости ради, скорее всего на Геральта из Соул Калибур он никак претендовать не может. Ну если только польское "право" не отличается как-то радикально от "русского".
Сапковский владелец грубо говоря характера, истории, мира, метафизики, внутренней мифологии - вот этих вещей.
Визуальный образ сира Герванта принадлежит Рэдам
Тут такой момент. Популярность книг была весьма относительной. И когда сделали первую игру, она тоже не слишком выстрелила. Он получил достаточно денег за игровую адаптацию. А вот после третьей Ведьмак приобрел огромную известность и культовый статус. Книги же за это время не изменились, так? А игра совершенствовалась. Так кто в большей степени приложил руку к популярности серии? Сапковский, или CD Project?
Хотя, конечно, денег поднять всем хочется, какие тут могут быть разговоры вообще.
К слову, мне всегда нравились только первые три части из книжной серии. Когда начиналась история Цири, я обычно дропал.
Англоязычная версия "Последнего желания" вышла в 2007, это год выхода первой игры. (если быть точной, книга вышла в июне, а игра в октябре). Т.е. книга продавала игру, а игра книгу, это было взаимовыгодно, если бы не игры, может и перевода бы не было.
А уж сериала от Нетфликс точно бы не было.
Меня больше парит в этой ситуации, как люди "переобуваются". Это так тупо. Что-то на уровне, когда СЖВ-шники после шутки рэдов в твит говорят: "Выходит Рэды плохие, тогда не буду играть в их игру". Тогда "Ведьмак" говно, пойду удалю.
Вне зависимости от отношения к автору, книги не стали хуже. Есть человек, а есть его творчество. Книги охуенные. Игры охуенные.
Но в плане сценария они хоть и отличные, но отличные именно для игр. С книгами им не потягаться.
Напрягают все вот эти: "Уф, да и всё равно он хуйню написал, квесты лучше были". Нет, не лучше.
Не то чтоб они изначально были хороши.
А уж с книги третьей так и вообще скатились в поиски бесполезного недоразумения ака Цири...
Вся суть
Нереальной ЧСВшный, жадный, озлобленный, мерзкий старикашка
Блин. Я и забыл что игры не ради прибыли делают( И что Прожекты в период Ведьмака 2 не ради прибыли слали тем кто скачал пиратку письма с угрозами. Только немонятно почему тогда игры денег стоят...
Вот интересно, а большинство хейтеров Анджея Сапковского вообще в курсе, что его "несуществующая" слава спасла CD Projekt от банкротства в 2007-2008? Поинтересуйтесь, в каком финансовом положении находилась компания после релиза первой части, так же узнайте на какое государство пришлась половина продаж и самое главное: почему? Вам будет интересно. :)
Лично я купил их «Ведьмака» только потому, что их PR-щица на Игромире активно форсила слухи о том, что САМ ПАН лично принимает участие в работе, консультируя команду по самым разным вопросам; т.е. игру позиционировали как почти официальное ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГ. Оттого, кстати, у многих случался диссонанс, когда Сапковский заявил, что игры всего-навсего спин-офф. «Завидует» — подумали недалёкие умы.
Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов»Типичный пример того, как учёный изнасиловал журналиста.
PS За иск по второму пункту можете благодарить Netflix с её армией юристов. Это они, интересуясь правами на мерч, изучили контракт пана с CD Projekt вдоль и поперёк и установили, что договор учитывал только на ОДНУ ИГРУ, а не СЕРИЮ. Так что пан тут даже потерпевший, и с моральной, и с юридической точки зрения, а CD Projekt пытаются держать хорошую мину при плохой игре. Они ему заплатят как миленькие и даже возможно перезаключат договор. Если перезаключения не будет, то от желающих выкупить право на разработку следующей игры во вселенной «Ведьмак» за хорошие деньги отбою не будет.
Ещё один интересный факт:
Перед релизом игры Сапковского пригласили в офис и показали билд игры. После этой встречи CD Projekt разослала пресс-релиз в котором говорилось, что САМ ПАН почтил их своим присутствием и одобрил игру. На формах эту новость восприняли как божье благословение. Игру реально стали ждать и даже скептикам, которые указывали на техническое несовершенство игры (устаревшую графику и механику) пришлось заткнуться, по крайней мере до релиза.
Интересный факт:
Договоры об официальном издании книг Сапковского в США были подписаны ещё до релиза первой игры.
Ну хоть один здравомыслящий...
Банальный финансовый спор между физлицом и юрлицом.
А драмы в комментах столько, как будто каждого покупателя Ведьмака 3 заставляют пану Сапковскому лично денег переcлать :)
Комментарий недоступен
Ну, может бояться, что эти деньги могли бы на киберпанк пойти.
Он просто дядька, который вызывает очень много негативных эмоций.
"Я был достаточно глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату" или "Я был слишком глуп, чтобы НЕ продать им права за единовременную выплату"
А в остальном спасибо, было интересно почитать в подробностях
Имхо, мировыми брендом Ведьмака сделала игра, а не книги пана. Сильно сомневаюсь, что в начале нулевых права за игроизацию этой серии должны стоить больше $10 тыщ.
Дорогой Анджей, ты написал большую часть книг о Геральте до 2000 года. Первая игра по Ведьмаку вышла в 2007. Напомни, пожалуйста, насколько известен был ты сам и вся твоя вселеная году эдак в 2006?
А теперь давай посмотрим, что мы имеем после выхода 3 игр.
-Мировая известность вселенной
-Мировая известность автора
-Дикий рост продаж книг
-Большой share of voice в медиа
-Съемки сериала Netflix с довольно известным актером
-Игры по твоей вселенной дарили Обаме, и он потом упоминал про них в своих выступлениях
-Различная прочая атрибутика по вселенной приносит тебе роялти
Давайте действительно пересмотрим распределение доходов. Ведь с 2000 года ты сделал примерно ни хера, чтобы зарабатывать те деньги, которые ты зарабатываешь. Поэтому будет справедливо, если ты отдашь часть своих доходов компании CD PR, ведь они порвали жопу, чтобы сделать отличный продукт и сделать его достоянием всего мира.
1.Вообще-то пан написал Сагу о Рейневане, которая, на мой вкус, даже сильнее Ведьмака. То, что вы, как и большая часть здешних комментаторов, ее не читали, не означает, что и другие ее не читали. Не судите всех по себе)
2. Ну и требовать от пенсионера, чтобы он пахал как молодой - ну, такое)
Труды всей своей жизни он уже создал, его книги будут читаться задолго после его смерти. Об играх СДПР такого не скажешь. Даже самые заядлые фанаты прекрасно понимают, что лет через 15 в трилогию Ведьмака будут играть только любители олдскульных (по меркам 2030-х годов) РПГ.
3. Про роялти с атрибутики Ведьмака насмешили. Много ли такой официальной атрибутики продано в мире или это просто сказано для красного словца?
Сапковский, конечно, перегибает палку, но согласитесь, то, как поступили CDPR, указав его имя лишь в титрах, да и то маленькими буквами - в крайней степени некрасиво.
Комментарий недоступен
А надо было как? Использовать его имя в качестве торговой марки, как делают с игровой продукцией по мотивам книг Тома Клэнси, что ли?
Комментарий недоступен
Так всегда делают, даже когда снимают фильм по книге, автора оригинала указывают лишь в титрах, всё. Что они по твоему должны были сделать?
Комментарий недоступен
Контракт надо читать, может он в нём не делал акценты на упоминании имени.
Надеюсь у старого пердуна ничего не выйдет и он всё что он получит - сгрызанные локти
Комментарий недоступен
Также если от него ещё будут выходить новые книги, думаю он может забыть о игровых или кино адаптациях к ним. Да и репутацию он этим случаем себе знатно подмочит ели, все останется в таком положении.
А в чем проблема была действительно добавить крупную надпись с авторством хоть в главном меню игры? Это снизило бы продажи?
С другой стороны, врядли это удовлетворило бы Сапковского, очевидно же что он хочет бабла, а не просто надпись.
Сапковский — редкостный долбоёб, уж простите мне мою оценку. Если бы не CPR его Ведьмак был бы никому сейчас не нужен. А он только и срёт, всё, что сделала студия. Говорит, что игры — говно, фентези — говно. У него всё говно. И ладно бы он просто ругался, теперь ещё и денег требует.
«Сапковский ненавидит то, во что превратилось его наследие» — просто, было бы там за что изначально любить это наследие. Игры — это лучшее, что случалось с ведьмаком. Не надо рассказывать, какие гениальные были книжки про этого персонажа. Потому что сам Сапковский считает весь подобный жанр дерьмом.
Он такого не говорил. Не понимает игры в целом, как формат - это да.
Книжки были охуенные. Если плебс, который книгами не интересуется в принципе, узнаёт о них через экранизации и другие адаптации - это нормально. Но не надо всех уравнивать тут.
А когда он говорил, что фэнтези говно?
"Книжки"-то про виедзмина на удивление хороши, кроме сезона гроз, который ни сюжетно ничего не добавляет, ни в общую сюжетную канву не укладывается. Как автор оригинала, ненавидеть то, во что превратили metrosexual fruitcake Gary, имеет полное право. Как Лукас продавший зв, как Ридли Скотт продолжения чужого, как Лукьяненко глядя на экранизации. Однако и денег срубить хочется, а если по закону имеет право, то почему нет? В этом случае ему вообще ничего больше делать до конца дней не придется.
единственное, он говорил, что лучше Саги о Рейневане уже не напишет. В остальном - чепуха
Комментарий недоступен
Вот да. Книги его тоже нихуя не шедевр и без игр вряд ли были бы настолько популярными
А можете как-нибудь раздобыть эту сцену? Я бы тоже блеванул за компанию.
прямых нападок на игры он никогда не совершал и ненависть к ним не выражал
Получается типа "ну играют всякие малолетние дэбилы в свои игрушки и Бог с ними, вы мне только денег дайте".
А я могу сказать что роял батлы для идиотов? И что я теперь хейтер роял батлов на всю жизнь? Бред. Он жил в другое время, ему сейчас в наше толерантное время сидеть в свои года и подбирать слова? Он не супер звезда что бы следить за этим, сейчас скажет одно, потом другое, может настроение говно было. Это нормально.
Комментарий недоступен
Читал фразы Сапковского и почему-то начал проникаться к нему какой-то неприязнью. Понимаю, деньги хорошие, каждый бы захотел переобуться, но всё это происходит с какой-то дикой желчью, особенно на фоне ненависти и неприязни Сапковского к любым адаптациям его творения.
Ну не хочешь ты, чтобы твоё творение портили фильмами, сериалами, играми — не продавай лицензию, делов-то. Но нет, 10 килобаксов в 2004 стали выше, чем ненависть к адаптациям.
В любом случае, договоров между Сапковским и CDPR в открытом доступе нет, а выводы делать по этой ситуации тоже смысла нет. Только осадочек неприятный остался.
Радует то, что пан Сапковский охотно раздавал интервью, направо и налево озвучивая свою точку зрения. И юристам вряд ли удастся доказать, что его обманули или как-то заставили заключить невыгодный договор. По польски не читаю, поэтому не берусь судить что там конкретно в этом законе, но скорее всего условие там именно под подобные случае на грани мошенничества.
Многие скажут, что "сам дурак", и в чем-то будут правы. Но я считаю, что он, действительно, заслуживает этих денег. Да, он сглупил. Но нельзя эксплуатировать несведущих и глупых, это низко. Да, CD PROJEKT ему предлагали проценты и он совершил ошибку, но человек должен быть защищен от подобных ошибок и это замечательно, что законы в Польше могут защитить.
Как никак это труд всей его жизни и он заслуживает большего. Я более чем уверен, что любой поставив себя на его место и совершив подобную ошибку очень хотел бы встретить понимание найти защиту своих интересов.
А мне вот в биток прелагали вложиться когда он по доллару был.
Многие скажут, что "сам дурак", и в чем-то будут правы. Но я считаю, что я, действительно, заслуживаю этих денег. Да, я сглупил. Но нельзя эксплуатировать несведущих и глупых, это низко. Да, мне предлагали купить биткони и я совершил ошибку, но человек должен быть защищен от подобных ошибок.
А фигали авторский фентези сеттинг среднепопулярного восточноевропейского писателя должен стоить сильно больше 10k долларов?
Писательская работа это тоже работа, и вполне себе оценивается достаточно измеримыми деньгами. Вот Монте Кук Нуменеру за 20k вполне себе был готов написать. С нуля, причем.
Он не сглупил. Он осознано выбрал "здесь и сейчас". Не надо подменять понятия.
Ответте серьезно, пожалуйста. Вам правда нравятся книги про ведьмака, которые пан Сапковский написал после первой? Серьезно?
Тогда уж первые две, так как пара историй в "Меч Предназначения" лучше чем в первой, имхо. За последние полтора года переслушал Ведьмака и потом где-то ~60 книг разных фентезийных серий: ASoIaF, WoT, Cosmere, Malazan, Dark Tower, etc.
И если сравнивать сагу именно с современным фентези - то вполне себе на троечку тянет в основном из-за плавающего качества: местами круто написано - местами трэш и угар. Ну а сравнивать с книгами за пределами жанра совсем глупо так как совсем уж будет вкусовщина.
Dura lex sed lex. Поведение Сапковского, конечно, его не красит как человека. Но хороший человек — это не профессия. А ему хотя бы достало честности признаться в собственной глупости.
В подобной ситуации между Успенским и Союзмультфильмом бОльшая часть хомячков была почему то на стороне писателя. Что же поменялось? Да просто в случае с "Простоквашино" все новости были окрашены именно так, что это нехорошая студия не захотела делиться деньгами с хорошим писателем. А в случае с "Ведьмаком" новости поданы так, что это нехороший захотел поднять бабла с хорошей студии. И в обоих случаях не приводились или отметались доводы противоположной стороны.
Ещё один наглядный пример манипулирования общественным мнением
как это не приводились?Указано четко что пан хочет и почему. Осталось дождаться публикации контракта и тогда узнаем есть ли у студии право отказать пану в его притязаниях.
TL;DR - пан просто душный старик, жадный до бабла. Слишком жадный, чтобы думать наперёд, за что сейчас и расплачивается, вереща во все трубы и выставляя себя в худшем свете.
То он божился, что Ведьмак закончился там, в 90-ых, и он к серии не вернётся, а потом игра выхлапывает, и он, почуяв запах баблишка, выжимает из себя Престол Гроз. То он агрессивно хуесосит игры, а потом верещит о том, что индустрия его кинула и ему что-то там должны.
Я очень уважаю его за оригинальный цикл Ведьмака, но в последние несколько лет он показывает себя как невероятно недалёкий и крайне алчный человек, у которого от денег совсем чердак потёк.
Ему бы менеджера нормального, но есть подозрения, что и на это дело раскошеливаться его тоже жаба душит, кек.
Этого старика только бабки и интересует. Роулинг например пошла на встречу и многое сделала для фильмов о ГП. Теперь самая богатая писательница в мире. А Сапоковский променял любовь и веру своего произведения на бабки. Нет чтоб поддержать и помогать разработчикам в популяризации своего же продукта, он тупо взял бабки. А теперь ноет и ноет.
Вельможному пану следует почитать "Смерть автора" и немного расслабиться. CDPR же стоит рассмотреть возможность смены юрисдикции на РФ -- у нас таких законов нет и налоги низкие.
чтобы настолько прибыльную студию в итоге какой-нибудь усманов отжал?
Комментарий недоступен
Слишком живы воспоминания поляков о совке. Они, как и вся прибалтика, заслуженно говнят рашку. Так что, соре, они не переедут)
Ух, какой бугурт! Тоже внесу свои 5 копеек :)
Вам не кажется, что на пана накинулись лишь потому, чтобы сделать из него крайнего? Чувство упущенной возможности знакомо каждому, неспроста тут все вспомнили биткоины. Бывает, что. Теперь по делу.
Многие тут говорят, что Ведьмака возвела в культ игра. Тут в корне неправы. Книжный цикл о Ведьмаке был культовым еще в 80-х. Конечно, внутри СНГ, но и времена тогда были другими. К тому же, в игры играет не все человечество. Как игра Ведьмак 3 - конечно, шедевр, но это не более чем игра. Со временем и она устареет.
Теперь к тому, что Сапковскому пришла популярность после игры. Разумеется, в какой-то степени это так, но давайте не забывать, что это фентези, и довольно нишевое. Ведьмак никогда не станет таким же популярным, как ПЛИО. Даже после выхода сериала.
И еще, не будем забывать, что Сапковский еще жив, а литература - никогда не устаревает. Рано или поздно по ведьмаку сделали бы игру, раз не CDPR, так другие. А все потому, что у ведьмака очень ценный сеттинг - охотник на монстров, сам почти не человек, с детально прописанным миром и интересными персонажами. В этом плане полякам очень повезло, что они жили в одной стране. Весь сюжет ведьмака так и просится на то, чтобы по ней сделали игру.
А получит свое Сапковский или нет, как-то побоку. Наиболее вероятно, что будет полюбовное соглашение.
Да не было еще никакого СНГ в 80-х, что ж вы бредите то совсем уж? Первые издания на русском появились только в 90 году в виде рассказов в сборниках-антологиях, а популярность в России к Сапковскому пришла только в 1996 году, когда первые два романа вышли в серии "Век Дракона" и был как раз запрос на "славянскую фэнтези". Тогда и Семенова с "Волкодавым" была популярна и прочие о которых забыли уже благополучно. Не растерял тогдашнюю славу Сапковский как раз благодаря играм.
Ну нет же! Фильм - перемонтированный и обрезанный сериал.
Да,но фильм зачем-то выпустили раньше сериала
Интересный момент. А вот программист, который писал код для игры, он же тоже автор. И вот художник, который рисовал арты - автор. И музыкант, который трек сочинял - автор. И все они получили за свою работу деньги, но одновременно являются авторами некоторой части игры. Могут ли они так же, как этот дедушка, требовать какой-то там части от заработанных миллионов, из-за того, что полученная ими оплата сильно меньше чем заработанная игрой сумма?
Польское законодательство как-то это регулирует?
Не, у них нет авторских прав, они просто изготавливали продукцию под заказ.
Это вы про, прости Доллар Всемогущий, какой-то коммунизм говорите.
Ещё скажите что прибыль должна распределяться между всеми сотрудниками, а рабочие - владеть средствами производства.
Комментарий недоступен
Многие не совсем понимают, что многое из того, что говорит Сапковский - он говорит не совсем серьезно, а попросту троллит. :)
Как по мне, у предыстории конфликта два варианта:
1) CD Projekt честь по чести купили IP для любого количества проектов. Тогда это наверняка прописано в заключенном контракте. Если так, то Сапковский позарился на барыши и решил воспользоваться польским законом, чтобы обойти условия заключенного контракта. Прагматично, но некрасиво. Не по-джентльменски. Но если юристы игроделов это не предусмотрели - сами виноваты.
2) CD Projekt купили права только для одной игры, но не для сиквелов. Тогда они те еще авантюристы, во что верится с трудом. Открывать свой основной IP для юридических претензий со стороны автора - это несусветная глупость. И почему тогда Сапковский не подал в суд, когда CD Projekt выпустили The Witcher 2? Или еще раньше - когда студия выпустила Director's Cut первой игры с дополнениями? Что ему мешало: гордость, щедрость, безразличие? Если так, тогда что изменилось? Количество нулей в чужой прибыли, к которой ты хочешь примазаться, имеет тенденцию все это гасить.
Сложно судить, кто прав и виноват, когда не имеешь всей полноты информации. Но моя субъективная симпатия на стороне CD Projekt. Пан Сапковский имеет полное право распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, что он и сделал, когда продал игроделам права. Мне не верится, что CD Projekt были настолько опрометчивы, чтобы закрепить за собой права только на одну игру и потом сделать еще две (не считая Гвинта и прочих вбоквелов). Поэтому, даже если по польскому законодательству Сапковскому желаемые им деньги и полагаются, это все равно не отменяет его недальновидности в момент продажи прав и неприкрытого желания навариться на чужом успехе, от которого он старательно открещивался долгие годы.
Впрочем, желание урвать кусок такого сладкого пирога мне вполне понятно)
В общем, жду развития событий)
Сапковский в любом случае мудак, а вот правомерный мудак или нет - решит суд xD
По польским законам он прав, по человеческим он мудак. Значит как рисковать он кричит давайте мне бабла сейчас, а когда всё прошло удачно он кричит давайте ещё. Мудак 100%, правда большинство при таких законах сделали бы тоже самое. Я сейчас конечно думаю что он не прав и мудак, но если бы это коснулось меня, то хрен его знает как бы поступил я)))
Вообще не совсем понятно, если бы авторы изначально рассчитывали, что получат намного больше, то тогда да, типа обман и все такое.
Но это же не так.
Верно. Европейское законодательство уходит корнями в римское право и поэтому повсеместно деяние не рассматривают отдельно от умысла.
Например, вы в мусоропровод мусор выкинули, а какой-то идиот пятью этажами ниже голову туда засунул позырить. Технически, вы этому идиоту шею сломали, но практически в убийстве вы невиновны и вас не осудят (если это не постсовок и идиот не сын депутата)
Комментарий недоступен