{"id":3824,"url":"\/distributions\/3824\/click?bit=1&hash=a0d33ab5520cacbcd921c07a49fc8ac5b78623b57936b992ce15c804b99210d4","title":"\u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 DTF \u0438 \u043a\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0443\u0432\u0438\u0434\u0438\u0442","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"75ec9ef4-cad0-549d-bbed-1482dc44e8ee","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Artyom Kaleev

Что происходит между Анджеем Сапковским и CD Projekt RED Статьи редакции

Трудные отношения автора и адаптаций его книг.

2 октября стало известно, что Анджей Сапковский, автор книжного цикла о Ведьмаке, направил иск к CD Projekt RED с требованием возмещения роялти в размере 60 миллионов злотых (16 миллионов долларов — или около миллиарда рублей). Компания же свою вину отрицает — мол, все выплаты по делу уже давно были совершены.

Непростые взаимоотношения автора «Ведьмака» и создателей игровой серии тянутся уже достаточно давно — хоть и они не настолько плохи, как привыкли считать. Разбираемся в ситуации.

Что было ранее

Игры от CD Projekt RED — не первая адаптация саги. Сначала был польский фильм и основанный на нём мини-сериал. И к тому, и к другому Сапковский относится крайне негативно.

Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!

Анджей Сапковский

Поэтому, когда в 2004 году к писателю пришла ещё молодая студия CD Projekt RED за лицензией, он открестился от любых процентов с продаж и предпочёл моментальную выплату — около 10 тысяч долларов. Для Польши тех времён, по его словам, это были «очень неплохие деньги».

В общем, они принесли огромную сумку с деньгами! Что я ожидаю от любой адаптации — огромную сумку с деньгами. Вот и всё.

Анджей Сапковский

Скепсиса ему добавляло ещё и его отношение к играм целом. Сапковский считал, что они не способны рассказывать истории в той мере, как это делает литература.

Видеоигры служат другой цели. Повествование здесь работает иначе. Как много смысла может быть в возникающих строчках текста, когда герой идёт через леса и разговаривает с белкой? Где в этом литература? Где место для глубины или сложного языка, с помощью которого игры могли бы отображать культуру? Здесь этого нет.

Анджей Сапковский

Первая The Witcher оказалась хорошей игрой, хоть и имела довольно сдержанный успех — за первый год она разошлась в миллион копий, а её продажи были почти в шестьдесят раз меньше, чем у третьей части.

После релиза продолжения об игровом «Ведьмаке» стали говорить куда больше — и тогда популярность адаптации дошла и до самого Сапковского. Он заметил, что издательства начали печатать сагу с изображением игрового Геральта на обложке, а люди стали считать, что сами книги создаются на основе игр. Писателю это, естественно, не понравилось.

Некоторые иностранные издатели оказывают мне медвежью услугу, ставя на обложки рисунки из игр и вкладывая туда их же рекламу. Незнающие читатели могут отказаться от покупки таких книг, считая, что это новеллизации, вторичные по отношению к играм. [...]

Через двадцать лет люди будут спрашивать: кто автор «Ведьмака»? Ответят: кто-то. И это мой главный страх.

Анджей Сапковский

С выходом третьей части «Ведьмак» стал культурным феноменом — и тогда подобные противоречия лишь усилились. Сделка в какие-то десять тысяч долларов позволила CD Projekt RED заработать более миллиарда польских злотых на одной лишь «Дикой охоте». В интервью с Eurogamer Сапковский укорял себя в том, что не согласился тогда на роялти.

Я был слишком глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату. Они мне предложили процент от прибыли. Я сказал: «Нет, никакой прибыли не будет, дайте мне мои деньги сейчас!». Я был слишком глуп, когда не поверил в их успех. Но кто мог предвидеть это? Я не мог.

Анджей Сапковский

Несмотря на это, в сторону самой студии писатель никогда не говорил резких заявлений — наоборот, её работу он хвалил. Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов» и разделять своего «Ведьмака» и видеоигрового.

The Witcher — это отлично сделанная игра, её успех абсолютно заслуженный, а авторам полагается похвала. Но это никоим образом не может считаться ни «альтернативной версией», ни «продолжением» истории ведьмака Геральта. Потому что это может сказать только создатель Геральта. Некий Анджей Сапковский.

Анджей Сапковский

Единственное, чем он был действительно недоволен (по крайней мере, публично) — это то, что CD Projekt никак не отдавала дань его заслугам. По словам Сапковского, без его книг и той большой вселенной, которую он построил, игры бы никогда не случились. А сама студия ограничилась лишь тем, что упомянула автора в конце титров маленькими буквами.

Всё, что они сделали — это добавили надпись «По мотивам книг Анджея Сапковского», которую нужно рассматривать под лупой.

Анджей Сапковский

Что хочет от студии Сапковский

И до недавнего времени всё было тихо, пока CD Projekt не опубликовала отчёт, в котором подробно описывалась ситуация — вместе с прикреплённым письмом от адвокатов Сапковского. Юристы потребовали компенсацию за невыплату роялти и незаконное использование лицензии.

Они надеялись решить проблему «быстро и тихо», но, раз уж компания решила придать ситуацию огласке, дело приняло серьёзный оборот.

По сути, писатель выдвигает два обвинения. Первое — это невыплата процентов, которые полагаются Сапковскому на основе польского законодательства.

В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение.

Акт 44 закона Польши об авторском праве

Шестьдесят миллионов злотых получились с учётом того, что роялти составляет 6% от полученной компанией прибыли.

Второе обвинение заключается в том, что, по словам адвокатов, те права, которые приобрела CD Projekt, ограничивались выпуском лишь одной игры.

Из контракта, заключенного с Автором, следует, что приобретённые права распространялись лишь на первую часть игры. Следовательно, распространение всех остальных игр, включая их дополнения, адд-оны и так далее, незаконно.

Из письма адвокатов Анджея Сапковского

Оба обвинения в CD Projekt считают безосновательными, считая, что компания уже давно погасила все свои задолженности и выплаты перед писателем.

По мнению Компании, требования, изложенные в письме, необоснованны. Компания получила законные и юридически оформленные авторские права на работы Анджея Сапковского, в той мере, в какой это необходимо для использования в играх, разработанных Компанией. Все необходимые выплаты были надлежащим образом погашены.

Из заявления CD Projekt

На данный момент компания стремится урегулировать конфликт мирным путём. Если Сапковский не согласится на это, то после 19 октября, согласно письму, его юристы подадут на CD Projekt в суд.

Из тех данных, которые предоставили обе стороны, нельзя сделать однозначный вывод, кто прав — контрактов нет в свободном доступе. Однако если выяснится, что CD Projekt действительно провинилась по одному из пунктов, судебные тяжбы (или, как минимум, компенсации) неизбежны.

Важным также является и то, что тот закон, которым апеллируют адвокаты, работает в любом случае — даже если Сапковский в своё время отказался от процентных выплат. Так что в юридическом плане он имеет полное право на требование. Другой вопрос — что в ответ на это скажут в CD Projekt.

Вокруг Анджея Сапковского ещё с релиза первых игр формировалась репутация автора, который ненавидит то, во что превратилось наследие его творчества. Однако прямых нападок на игры он никогда не совершал и ненависть к ним не выражал.

Когда фанаты ко мне подходят, чтобы я оставил автограф, и протягивают мне коробку с игрой, я попросту не могу отказать — это было бы невежливо с моей стороны. Отстоял долгую очередь, дал игру, и что мне ответить? «Пожалуйста, уходи, я отказываюсь это подписывать»? Это было бы очень невежливо. [...]

Не то, чтобы игры мне не нравятся или я их презираю. Я просто не играю в них! Но я ничего не имею ни против игр, ни против самих геймеров. Ничего.

Анджей Сапковский

Требование же, которое он выдвинул, юридически обоснованно. С моральной стороны, конечно, с ним не все согласятся, но закон есть закон, и, в случае доказательства вины CD Projekt, выплату они всё же сделают.

Развитие ситуации наверняка получится наблюдать в ближайшее время: все заявления будут в открытом доступе, так как компании необходимо отчитываться перед инвесторами. В лучшем случае — в ближайшие две недели мы услышим то, что ситуация урегулирована. В худшем — после 19 октября CD Projekt ожидает суд.

0
649 комментариев
Написать комментарий...
Sergii Bespalov

Все эти подробности были и так известны. Да, по законам Польши он имеет право просить дополнительные деньги, и скорее всего ему заплатят какую-то сумму. Другое дело, что с неюридической стороны это кажется невероятно несправедливым: ему предложили разделить риски и деньги, предложив % с продаж; он отказался, получив единоразовую выплату и переложив все риски на плечи разработчиков.

Мне кажется, для любого вменяемого человека абсурдность ситуации очевидна. Это как если бы проигравшить в казино, Вы бы подавали в суд на основании того, что Вы же "не знали что выпадет черное, а не красное". И закон был бы на Вашей стороне? В задницу такие законы

Ответить
Развернуть ветку
max.mustermann
Мне кажется, для любого вменяемого человека абсурдность ситуации очевидна.

А еще "для любого вменяемого человека очевидно"™©, что законы должны исполняться вне зависимости от того, что считает их кто-то абсурдными или нет. Дура лекс и... как там дальше, не помните?

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Талантливый глобус
проигравшись в казино, Вы бы подавали в суд на основании того, что Вы же "не знали что выпадет черное, а не красное"

Вот это была бы жизнь!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Захаров

У меня бы тоже пригорело, если бы мои книги были так оформлены. С этими обложками они действительно выглядят как дешевая новеллизация.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Алюминиевый Никита

Вы просто себе не представляете, что авторы и художники - то, на чем держится вся беллетристика и детская литература - по совместительству являются самыми бесправными во всем издательском процессе, который, до кучи, рукоположен и рукопожат. На авторе, по сути, держится вообще все, но при этом он не имеет возможности влиять ни на что - и так во всем мире.

...Надо, наверное, написать статью - или несколько статей (ибо будет очень много букв) - о том, как устроен книжный бизнес (особливо, за бугром), о распространенных ошибках людей не знакомых с процессом и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Модный колос

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
You're pretty good

Книги покупают по обложкам, хочется этого авторам, или нет. По-моему даже здесь когда-то была статья о том, как в издательствах игнорят авторов, чтобы повышать продажи за счет обложки, и это дает повышение продаж в 2-3 раза.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Жалкий Никита

Я вот не знаю, тут в комментах развернулась такая долгая дискуссия про обложки, а я например уже давно читаю только электронные книги, где обложен собственно нет. И дешевле, и удобней. Мне кажется через лет 20-30 книжные магазины в том виде, в котором они есть сейчас, исчезнут как и магазины дисков. И никого не будет волновать какой вариант персонажа изображен, арт на тему игры/фильма или нет, люди там или не люди. Когда читаешь электронную книгу, обложку не видишь в отличие от той же музыки.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Ivan Ushakov

Ещё и в мягком переплете! Фу, как отвратительно.

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

особенно придуманный проджектами драуг на правой нижней обложке хорошо подходит для иллюстрации

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Российские в разы хуже.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
lachtak

У меня на полке стоит Война Миров Уэллса с точно такой же обложкой! Просто из-за того, что я купил её, когда выходил фильм -_-

Ответить
Развернуть ветку
FlyTroll

интересно а сколько они роялити платят прожектам за использования их артов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Гордиевич

Да, обложки убогие.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Перевозникова

Вспомнился скандал не такой уж давний с Терри Гудкайндом, которому не понравилось как художник оформил его книгу. Все вступились за художника. Терри там, конечно, перегибал. Но не то что бы я его не понимала. Нынче издатель решает, что будет на обложке.

Ответить
Развернуть ветку
Настоящий Денис
Ответить
Развернуть ветку
Студенческий калькулятор

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Есенин

Автор дважды упоминает по тексту наличие вины в действиях CDPR. Сначала, что компания ее отрицает, потом "в случае доказательства вины CD Projekt".
Так вот, вины тут как таковой в принципе нет и роли она вообще не играет. Вина - это больше про преступления и административную/уголовную ответственность. В данном случае чисто гражданско-правовые (договорные) отношения.
В части прав только на одну игру, судом будет устанавливать факт соответствия действий компании договору Умышленно или нет - все равно.
В части вознаграждения же вина вообще мимо кассы, так как у автора есть права, но у компании нет обязанности. Если суд сочтет доводы Сапковского обоснованными, то взыщут в его пользу сколько-то денег и все. На вину вновь всем фиолетово будет.
Занудно может вышло, да, но просто очень резануло, когда читал :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergii Bespalov

Полностью согласен. Увидев в телеграме новость, заинтересовался новыми подробностями и аргументами в защиту автора, которых в итоге в статье не оказалось.

Ответить
Развернуть ветку
Fossil

Совершенно верно, нет никакой вины. Вообще акценты в статье расставлены не очень корректно имхо.
Там в обращении от юристов даже обвинений нет.
Есть требование дополнительного вознаграждения автору и приводятся аргументы -- на основе чего они хотят дополнительных выплат.
1) по польскому закону
2) что ПО ИХ МНЕНИЮ договор заключался на одну игру.

Важно еще то, что они предлагали решить вопрос полюбовно, вне суда и не обнародовать сам факт наличия претензий. Упор именно на репутационные издержки.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Георгий Вербицкий

В данном случае, да, вина не при чем. Но в общем, в гражданских правоотношениях понятие вины при судебных разбирательствах применяется, например, когда дело касается возмещения ущерба.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Entaure

Из-за современных реалий фраза "пост — польский католик" читается как пост-польский католик, и дальше ты полчаса пытаешься понять, что не так с Сапковским и почему он такой пост-пост.

Ответить
Развернуть ветку
Kumanulic

мета-мета)

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel

Ну или для вас тире и дефис — это один символ. Что в корне неверно, одни даже в разных категориях.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дарья Клеменчук

Он вообще троллит, потому что он нефига не католик)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Золотарев
Всё, что они сделали — это добавили надпись «По мотивам книг Анджея Сапковского», которую нужно рассматривать под лупой.
По словам Сапковского, без его книг и той большой вселенной, которую он построил, игры бы никогда не случились.

А без труда CDPR не случилось бы той самой "отлично сделанной игры", успех которой "абсолютно заслуженный", а авторам "полагается похвала". Мартин тоже создал большую вселенную и культовый цикл, но почему же тогда игры по его произведениям никому не упёрлись? Не потому ли, что они максимально всратые (максимум на "слабую троечку" поработали Теллтейлы)? Причём он же не совсем идиот, он на примерах игр и польских, ммм, "киногрехов" видит, что отличает качественную адаптацию от некачественной. Так к чему тогда это напускное ханжество и надутые губки?

Ответить
Развернуть ветку
Angry Cat

Про огромное влияние книг можно было сказать, если бы первая часть заехала с продажами овер 5 лямов копий, будучи при этом весьма средней игрой. А тут мы видим закономерный подъем от части к части.
А если посмотреть на динамику продаж книг в девяностых и сейчас, то ещё можно поспорить, кто кому больше помог.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
thereisnosun

Вот именно. Тут все пишут типа не было бы вселенной и персонажей, то не было бы и игры. Но, имхо, это большое преувеличение. Как Вы правильно заметили труд разработчиков может быть гораздо важнее, ибо можно взять гипер-популярную вселенную и супер-крутых персонажей и полностью всрать игру, понадеявшись что на хайпе по сериалу и игру купят. Но как мы знает это не про CDPR.

Ну и еще давайте добавим сюда то, что какая-то часть поклонников книжной серии пошла читать книги именно после того как поиграли в игру и им понравилось. Например я :) Но я думаю немало таких, особенно на западе.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сизко

Мой друг еще 7 лет назад начал ездить мне по ушам насчет ведьмака, по сериалам, книгам, кино и игре
но как то это все не тянуло вообще, но все изменилось после трейлера третьей части на Е3
и уже после выхода 3 игры я решил изначально ознакомиться с первоисточникам, а уж потом играть в игры

я бы точно не прочел бы эти книги без игровой популяризации

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

я не понимаю такого единодушного обливания сапека помоями местной аудиторией
если бы у вас была юридически обоснованная возможность поднять 60 млн злотых или сколько там это в рублях, вы бы отказались от нее что ли? тоже мне бессеребренники

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Сергей Горюнов

Суть в том, что свои деньги он получил. Проценты предлагали, отказался. Его проблемы. Это типа когда продал биткоины по сотке и требуешь вернуть разницу, когда курс стал по косарю

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Подобед

Человек слаб и я сомневаюсь что я бы сам был бы честен на месте Саповского, но должны ли мы игнорировать или одобрять бесчестье из-за этого? Нет.

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Привычный клуб

вопрос насколько это юридически обоснованно. Статья закона о том, что "В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение." следует понимать не совсем уж буквально. В данном случае шло не простое использование произведения (как например в случае с выпуском издательства книги), тут имело место быть а) огромная переработка изначального произведения, а также его модификация. б) огромные затраты, которые также были понесены компанией CD RED. Более того, в далеком году на заключение контракта стороны не могли разумно предполагать о том, что третья часть игры будет хитом и бла-бла. Плюс сам автор говорит о том, что ему предлагали процент с продаж - он отказался, тут уж свобода договора.

Главный вопрос состоит и правда насколько был составлен норм договор, если юристы утверждают, что на права были даны только на 1 игру. Опять же, тут можно будет ссылаться на недобросовестность поведения, ведь только спустя столько лет была претензия подана + следует иметь в виду исковую давность предъявления требований о выплате денежных компенсаций.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тетиевский

Пан за это время мог бы заработать миллионы, просто оседлай он волну этой популярности. Но вместо этого он просидел в корчме бурча, про обложки и рекламу игры, а потом ввалился к Редам с претензиями: «отчисляйте!!»
Интересно он вообще в курсе про Геральта в соул калибуре?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vladimir Shutov

Честно, если бы я взял гонорар и отказался бы от процентов, сказав что-то вроде: "Нет, никакой прибыли не будет, дайте мне мои деньги сейчас!", то для меня было бы делом чести не требовать чего-то потому что я когда-то по своей собственной глупости сделал неверный выбор. Так что да, отказался бы.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Золотарев

"А у вас негров линчуют!"

Ответить
Развернуть ветку
ghost4luck
Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов»
Но я ничего не имею ни против игр, ни против самих геймеров

Главное вовремя переобуться.

Ответить
Развернуть ветку
max.mustermann

Одно не противоречит другому вообще-то.

Ответить
Развернуть ветку
Материальный бинокль

Да, ведь обычный человек никогда свою точку зрения не меняет. Все всегда твердолобые с одним мнением с рождения.

Ответить
Развернуть ветку
Валера Прав

То чувство, когда о Сапковском узнал из-за игры.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ryabenko

То чувство, когда о Сапковском узнал из-за суда из-за игры.

Ответить
Развернуть ветку
REM1X

Я книги прочитал, когда прошел первую часть игры.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Deadwood

Я писал тут недавно, я слишком хорошо помню те времена, когда из сотни человек о Сапковском знал лишь я один)) И он так и умер бы никому не известным, если бы не игра. А такх как он это ой как бесит.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Белоногов

Тоже узнал о книге после первой игры, очень удивляло то что игра так хорошо прописана, персонажи, бекграунд, лор и т.д

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina

Если бы не игра , то уж точно в каждом магазине его бы книги не продавали. Скорей всего, он так бы и остался мало известен за пределами Польши. О его книгах знали бы только большие любители фэнтези и только.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Ноженко

Соболезную

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Васильев

Мне очень нравится то, что СМИ рассказывает о том, что Анджей не ненавидит игры, после того как на протяжении всех этих лет именно СМИ и преподносили информацию таким образом. Сами взрастили такое общественное мнение о Сапковском, преподнося информацию в виде "Сапковский считает игры говном", а не в каком-то другом.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Хейт лучшим тиражом расходится.

Ответить
Развернуть ветку
Deadwood

Не взрастили, а передали.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Пуговкин

Кстати, а в насколько исключительных случаях? Меня вот лично в данной ситуации больше всего вгоняет в афиг не Сапковский даже, а само существование в Польше такого вот закона, апеллирующего к изначально субъективным понятиям. На его основе же можно послать коту под хвост само понятие сделки как обоюдного добровольного договора сторон. Должна же быть предусмотрена какая-то зашита.

Ответить
Развернуть ветку
Deadwood

Ну, ему почти 70 уже, на нём обычные законы логики и даже этики не работают уже. Жадный и самодовольный старикашка с неимоверным ЧСВ, что уж. У таких всегда своя версия правды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8

«Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно; для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Например, чужое опоздание часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего, а собственное опоздание — пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно». Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета. »

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Что меня всегда удивляло - пан Анджей в своих романах о Ведьмаке использовал в качестве "отрицательных" героев - невежественных, алчных и ворчливых кметов, противопоставляя им Геральта, спокойного, щедрого, но не всегда умного мужика.
И что в итоге? В итоге, пан Анджей и сам оказывается кметом из своих книг.

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel

Люди больше всего не любят в других то, что брятся признать в себе,)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Ивахнов

А в какие моменты геральт не всегда умный?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Jampper

"В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение."

Но ведь в данном случае речь идет об отношениях между - например - автором книги и ее издателем (из логики законодательства об авторских правах вообще - и подозреваю, что и в Польше точно так же). Но ведь CDPR это не издатели Сапковского, игры о Ведьмаке - не издание книг, Сапковский не является автором игр о Ведьмаке. Игры о Ведьмаке это то, что называется "производное произведение/Derivative work", оно конечно связанно с книгами, но авторы у них свои. Так что есть сомнения что данная статья прямо может быть применена к этому случаю.
https://en.wikipedia.org/wiki/Derivative_work

Ответить
Развернуть ветку
Sergii Bespalov

Закон не совсем конкретный и может трактоваться по-разному. Потому то и нужны суды и юристы. Но будем надеяться, что до суда дело таки не дойдет. Бояться старого деда не нужно, но от такой рекламы вреда все же больше, чем пользы

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
skeyven

Вообще, справедливости ради, скорее всего на Геральта из Соул Калибур он никак претендовать не может. Ну если только польское "право" не отличается как-то радикально от "русского".
Сапковский владелец грубо говоря характера, истории, мира, метафизики, внутренней мифологии - вот этих вещей.
Визуальный образ сира Герванта принадлежит Рэдам

Ответить
Развернуть ветку
Артем Иванов
The Witcher — это отлично сделанная игра, её успех абсолютно заслуженный, а авторам полагается похвала. Но это никоим образом не может считаться ни «альтернативной версией», ни «продолжением» истории ведьмака Геральта.

Справедливое замечание. Хоть это мнение и не пользуется популярностью среди игроков.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кубанеишвили

Я бы сказал, что вся трилогия - это вольный "мост" между основной сагой и "Что-то кончается, что-то начинается", которую Анджей написал вместе с фанатами.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Ремизов

Тут такой момент. Популярность книг была весьма относительной. И когда сделали первую игру, она тоже не слишком выстрелила. Он получил достаточно денег за игровую адаптацию. А вот после третьей Ведьмак приобрел огромную известность и культовый статус. Книги же за это время не изменились, так? А игра совершенствовалась. Так кто в большей степени приложил руку к популярности серии? Сапковский, или CD Project?
Хотя, конечно, денег поднять всем хочется, какие тут могут быть разговоры вообще.
К слову, мне всегда нравились только первые три части из книжной серии. Когда начиналась история Цири, я обычно дропал.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Чевычалова
иностранные издатели оказывают мне медвежью услугу, ставя на обложки рисунки из игр и вкладывая туда их же рекламу

Англоязычная версия "Последнего желания" вышла в 2007, это год выхода первой игры. (если быть точной, книга вышла в июне, а игра в октябре). Т.е. книга продавала игру, а игра книгу, это было взаимовыгодно, если бы не игры, может и перевода бы не было.

Ответить
Развернуть ветку
GoddoG

А уж сериала от Нетфликс точно бы не было.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
skeyven

Меня больше парит в этой ситуации, как люди "переобуваются". Это так тупо. Что-то на уровне, когда СЖВ-шники после шутки рэдов в твит говорят: "Выходит Рэды плохие, тогда не буду играть в их игру". Тогда "Ведьмак" говно, пойду удалю.
Вне зависимости от отношения к автору, книги не стали хуже. Есть человек, а есть его творчество. Книги охуенные. Игры охуенные.
Но в плане сценария они хоть и отличные, но отличные именно для игр. С книгами им не потягаться.
Напрягают все вот эти: "Уф, да и всё равно он хуйню написал, квесты лучше были". Нет, не лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Кас Ралис
Книги не стали хуже

Не то чтоб они изначально были хороши.
А уж с книги третьей так и вообще скатились в поиски бесполезного недоразумения ака Цири...

Ответить
Развернуть ветку
Необычный цвет
Что я ожидаю от любой адаптации — огромную сумку с деньгами. Вот и всё.

Вся суть

Нереальной ЧСВшный, жадный, озлобленный, мерзкий старикашка

Ответить
Развернуть ветку
Материальный бинокль

Блин. Я и забыл что игры не ради прибыли делают( И что Прожекты в период Ведьмака 2 не ради прибыли слали тем кто скачал пиратку письма с угрозами. Только немонятно почему тогда игры денег стоят...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
naribek

Вот интересно, а большинство хейтеров Анджея Сапковского вообще в курсе, что его "несуществующая" слава спасла CD Projekt от банкротства в 2007-2008? Поинтересуйтесь, в каком финансовом положении находилась компания после релиза первой части, так же узнайте на какое государство пришлась половина продаж и самое главное: почему? Вам будет интересно. :)

Лично я купил их «Ведьмака» только потому, что их PR-щица на Игромире активно форсила слухи о том, что САМ ПАН лично принимает участие в работе, консультируя команду по самым разным вопросам; т.е. игру позиционировали как почти официальное ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГ. Оттого, кстати, у многих случался диссонанс, когда Сапковский заявил, что игры всего-навсего спин-офф. «Завидует» — подумали недалёкие умы.

Хоть и продолжал держаться мнения, что «компьютерные игры для идиотов»

Типичный пример того, как учёный изнасиловал журналиста.

PS За иск по второму пункту можете благодарить Netflix с её армией юристов. Это они, интересуясь правами на мерч, изучили контракт пана с CD Projekt вдоль и поперёк и установили, что договор учитывал только на ОДНУ ИГРУ, а не СЕРИЮ. Так что пан тут даже потерпевший, и с моральной, и с юридической точки зрения, а CD Projekt пытаются держать хорошую мину при плохой игре. Они ему заплатят как миленькие и даже возможно перезаключат договор. Если перезаключения не будет, то от желающих выкупить право на разработку следующей игры во вселенной «Ведьмак» за хорошие деньги отбою не будет.

Ответить
Развернуть ветку
naribek

Ещё один интересный факт:
Перед релизом игры Сапковского пригласили в офис и показали билд игры. После этой встречи CD Projekt разослала пресс-релиз в котором говорилось, что САМ ПАН почтил их своим присутствием и одобрил игру. На формах эту новость восприняли как божье благословение. Игру реально стали ждать и даже скептикам, которые указывали на техническое несовершенство игры (устаревшую графику и механику) пришлось заткнуться, по крайней мере до релиза.

Ответить
Развернуть ветку
naribek

Интересный факт:
Договоры об официальном издании книг Сапковского в США были подписаны ещё до релиза первой игры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Banin Igor

Ну хоть один здравомыслящий...

Ответить
Развернуть ветку
ss7877

Банальный финансовый спор между физлицом и юрлицом.
А драмы в комментах столько, как будто каждого покупателя Ведьмака 3 заставляют пану Сапковскому лично денег переcлать :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кас Ралис

Ну, может бояться, что эти деньги могли бы на киберпанк пойти.

Ответить
Развернуть ветку
Donovan

Он просто дядька, который вызывает очень много негативных эмоций.

Ответить
Развернуть ветку
Безопасный паркур
Я быЛ слишком глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату

"Я был достаточно глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату" или "Я был слишком глуп, чтобы НЕ продать им права за единовременную выплату"

А в остальном спасибо, было интересно почитать в подробностях

Ответить
Развернуть ветку
Dmytro Kapeliukh

Имхо, мировыми брендом Ведьмака сделала игра, а не книги пана. Сильно сомневаюсь, что в начале нулевых права за игроизацию этой серии должны стоить больше $10 тыщ.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

Дорогой Анджей, ты написал большую часть книг о Геральте до 2000 года. Первая игра по Ведьмаку вышла в 2007. Напомни, пожалуйста, насколько известен был ты сам и вся твоя вселеная году эдак в 2006?
А теперь давай посмотрим, что мы имеем после выхода 3 игр.
-Мировая известность вселенной
-Мировая известность автора
-Дикий рост продаж книг
-Большой share of voice в медиа
-Съемки сериала Netflix с довольно известным актером
-Игры по твоей вселенной дарили Обаме, и он потом упоминал про них в своих выступлениях
-Различная прочая атрибутика по вселенной приносит тебе роялти

Давайте действительно пересмотрим распределение доходов. Ведь с 2000 года ты сделал примерно ни хера, чтобы зарабатывать те деньги, которые ты зарабатываешь. Поэтому будет справедливо, если ты отдашь часть своих доходов компании CD PR, ведь они порвали жопу, чтобы сделать отличный продукт и сделать его достоянием всего мира.

Ответить
Развернуть ветку
Солидный корабль

1.Вообще-то пан написал Сагу о Рейневане, которая, на мой вкус, даже сильнее Ведьмака. То, что вы, как и большая часть здешних комментаторов, ее не читали, не означает, что и другие ее не читали. Не судите всех по себе)
2. Ну и требовать от пенсионера, чтобы он пахал как молодой - ну, такое)
Труды всей своей жизни он уже создал, его книги будут читаться задолго после его смерти. Об играх СДПР такого не скажешь. Даже самые заядлые фанаты прекрасно понимают, что лет через 15 в трилогию Ведьмака будут играть только любители олдскульных (по меркам 2030-х годов) РПГ.
3. Про роялти с атрибутики Ведьмака насмешили. Много ли такой официальной атрибутики продано в мире или это просто сказано для красного словца?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алекс Мэйн

Сапковский, конечно, перегибает палку, но согласитесь, то, как поступили CDPR, указав его имя лишь в титрах, да и то маленькими буквами - в крайней степени некрасиво.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Золотарев

А надо было как? Использовать его имя в качестве торговой марки, как делают с игровой продукцией по мотивам книг Тома Клэнси, что ли?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Melan Cholic

Так всегда делают, даже когда снимают фильм по книге, автора оригинала указывают лишь в титрах, всё. Что они по твоему должны были сделать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Fobian

Контракт надо читать, может он в нём не делал акценты на упоминании имени.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Danila Gunyakov

Надеюсь у старого пердуна ничего не выйдет и он всё что он получит - сгрызанные локти

Ответить
Развернуть ветку
Антон Акопов

А почему, собственно? Чем вам не нравится его требование? Польский закон на его стороне. Мир, который мы так любим, придумал он. Надо было думать раньше, говорите? Извините, но никто не мог представить, что какая-то польская студия по мотивам не особо известных книг три игры спустя сделает сверхуспешный проект, -- крайне сложно обвинять его в недальновидности. Или вам просто не нравится, как он об играх высказывается? Ну, таковы представления большинства, он от игр далек. Да и к делу это отношения не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Ясный Женя

Также если от него ещё будут выходить новые книги, думаю он может забыть о игровых или кино адаптациях к ним. Да и репутацию он этим случаем себе знатно подмочит ели, все останется в таком положении.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Максим Карпов

А в чем проблема была действительно добавить крупную надпись с авторством хоть в главном меню игры? Это снизило бы продажи?
С другой стороны, врядли это удовлетворило бы Сапковского, очевидно же что он хочет бабла, а не просто надпись.

Ответить
Развернуть ветку
School_of_Siege

Сапковский — редкостный долбоёб, уж простите мне мою оценку. Если бы не CPR его Ведьмак был бы никому сейчас не нужен. А он только и срёт, всё, что сделала студия. Говорит, что игры — говно, фентези — говно. У него всё говно. И ладно бы он просто ругался, теперь ещё и денег требует.

«Сапковский ненавидит то, во что превратилось его наследие» — просто, было бы там за что изначально любить это наследие. Игры — это лучшее, что случалось с ведьмаком. Не надо рассказывать, какие гениальные были книжки про этого персонажа. Потому что сам Сапковский считает весь подобный жанр дерьмом.

Ответить
Развернуть ветку
realavt
Говорит, что игры — говно

Он такого не говорил. Не понимает игры в целом, как формат - это да.

Ответить
Развернуть ветку
skeyven

Книжки были охуенные. Если плебс, который книгами не интересуется в принципе, узнаёт о них через экранизации и другие адаптации - это нормально. Но не надо всех уравнивать тут.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Георгий Вербицкий

А когда он говорил, что фэнтези говно?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
lipdc

"Книжки"-то про виедзмина на удивление хороши, кроме сезона гроз, который ни сюжетно ничего не добавляет, ни в общую сюжетную канву не укладывается. Как автор оригинала, ненавидеть то, во что превратили metrosexual fruitcake Gary, имеет полное право. Как Лукас продавший зв, как Ридли Скотт продолжения чужого, как Лукьяненко глядя на экранизации. Однако и денег срубить хочется, а если по закону имеет право, то почему нет? В этом случае ему вообще ничего больше делать до конца дней не придется.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим

единственное, он говорил, что лучше Саги о Рейневане уже не напишет. В остальном - чепуха

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Novokreshchenov
Видеоигры служат другой цели. Повествование здесь работает иначе. Как много смысла может быть в возникающих строчках текста, когда герой идёт через леса и разговаривает с белкой? Где в этом литература? Где место для глубины или сложного языка, с помощью которого игры могли бы отображать культуру? Здесь этого нет.

Ахахахаах
Литератор, блять, нашёлся.
Я чуть не блеванул, когда читал сцену с Цири и тем подстреленным чуваком.
Старый похотливый неудачник, разродившийся фанфиками с литературной ценностью на уровне "сумерек".

Ответить
Развернуть ветку
Moonpix

Вот да. Книги его тоже нихуя не шедевр и без игр вряд ли были бы настолько популярными

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Фадеев

А можете как-нибудь раздобыть эту сцену? Я бы тоже блеванул за компанию.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Danil Krylov
«компьютерные игры для идиотов»
прямых нападок на игры он никогда не совершал и ненависть к ним не выражал

Получается типа "ну играют всякие малолетние дэбилы в свои игрушки и Бог с ними, вы мне только денег дайте".

Ответить
Развернуть ветку
Материальный бинокль

А я могу сказать что роял батлы для идиотов? И что я теперь хейтер роял батлов на всю жизнь? Бред. Он жил в другое время, ему сейчас в наше толерантное время сидеть в свои года и подбирать слова? Он не супер звезда что бы следить за этим, сейчас скажет одно, потом другое, может настроение говно было. Это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тим

Читал фразы Сапковского и почему-то начал проникаться к нему какой-то неприязнью. Понимаю, деньги хорошие, каждый бы захотел переобуться, но всё это происходит с какой-то дикой желчью, особенно на фоне ненависти и неприязни Сапковского к любым адаптациям его творения.

Ну не хочешь ты, чтобы твоё творение портили фильмами, сериалами, играми — не продавай лицензию, делов-то. Но нет, 10 килобаксов в 2004 стали выше, чем ненависть к адаптациям.

В любом случае, договоров между Сапковским и CDPR в открытом доступе нет, а выводы делать по этой ситуации тоже смысла нет. Только осадочек неприятный остался.

Ответить
Развернуть ветку
Герман Горн

Радует то, что пан Сапковский охотно раздавал интервью, направо и налево озвучивая свою точку зрения. И юристам вряд ли удастся доказать, что его обманули или как-то заставили заключить невыгодный договор. По польски не читаю, поэтому не берусь судить что там конкретно в этом законе, но скорее всего условие там именно под подобные случае на грани мошенничества.

Ответить
Развернуть ветку
Shin Reisen

Многие скажут, что "сам дурак", и в чем-то будут правы. Но я считаю, что он, действительно, заслуживает этих денег. Да, он сглупил. Но нельзя эксплуатировать несведущих и глупых, это низко. Да, CD PROJEKT ему предлагали проценты и он совершил ошибку, но человек должен быть защищен от подобных ошибок и это замечательно, что законы в Польше могут защитить.

Как никак это труд всей его жизни и он заслуживает большего. Я более чем уверен, что любой поставив себя на его место и совершив подобную ошибку очень хотел бы встретить понимание найти защиту своих интересов.

Ответить
Развернуть ветку
Rut Gerr

А мне вот в биток прелагали вложиться когда он по доллару был.

Многие скажут, что "сам дурак", и в чем-то будут правы. Но я считаю, что я, действительно, заслуживаю этих денег. Да, я сглупил. Но нельзя эксплуатировать несведущих и глупых, это низко. Да, мне предлагали купить биткони и я совершил ошибку, но человек должен быть защищен от подобных ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Andrii

А фигали авторский фентези сеттинг среднепопулярного восточноевропейского писателя должен стоить сильно больше 10k долларов?
Писательская работа это тоже работа, и вполне себе оценивается достаточно измеримыми деньгами. Вот Монте Кук Нуменеру за 20k вполне себе был готов написать. С нуля, причем.

Ответить
Развернуть ветку
Donovan

Он не сглупил. Он осознано выбрал "здесь и сейчас". Не надо подменять понятия.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Kirill Shabordin

Ответте серьезно, пожалуйста. Вам правда нравятся книги про ведьмака, которые пан Сапковский написал после первой? Серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Шестаков

Тогда уж первые две, так как пара историй в "Меч Предназначения" лучше чем в первой, имхо. За последние полтора года переслушал Ведьмака и потом где-то ~60 книг разных фентезийных серий: ASoIaF, WoT, Cosmere, Malazan, Dark Tower, etc.

И если сравнивать сагу именно с современным фентези - то вполне себе на троечку тянет в основном из-за плавающего качества: местами круто написано - местами трэш и угар. Ну а сравнивать с книгами за пределами жанра совсем глупо так как совсем уж будет вкусовщина.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

Dura lex sed lex. Поведение Сапковского, конечно, его не красит как человека. Но хороший человек — это не профессия. А ему хотя бы достало честности признаться в собственной глупости.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шишлов

В подобной ситуации между Успенским и Союзмультфильмом бОльшая часть хомячков была почему то на стороне писателя. Что же поменялось? Да просто в случае с "Простоквашино" все новости были окрашены именно так, что это нехорошая студия не захотела делиться деньгами с хорошим писателем. А в случае с "Ведьмаком" новости поданы так, что это нехороший захотел поднять бабла с хорошей студии. И в обоих случаях не приводились или отметались доводы противоположной стороны.
Ещё один наглядный пример манипулирования общественным мнением

Ответить
Развернуть ветку
Павел Спивак

как это не приводились?Указано четко что пан хочет и почему. Осталось дождаться публикации контракта и тогда узнаем есть ли у студии право отказать пану в его притязаниях.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис Лисовски

TL;DR - пан просто душный старик, жадный до бабла. Слишком жадный, чтобы думать наперёд, за что сейчас и расплачивается, вереща во все трубы и выставляя себя в худшем свете.

То он божился, что Ведьмак закончился там, в 90-ых, и он к серии не вернётся, а потом игра выхлапывает, и он, почуяв запах баблишка, выжимает из себя Престол Гроз. То он агрессивно хуесосит игры, а потом верещит о том, что индустрия его кинула и ему что-то там должны.

Я очень уважаю его за оригинальный цикл Ведьмака, но в последние несколько лет он показывает себя как невероятно недалёкий и крайне алчный человек, у которого от денег совсем чердак потёк.

Ему бы менеджера нормального, но есть подозрения, что и на это дело раскошеливаться его тоже жаба душит, кек.

Ответить
Развернуть ветку
Lindolion

Этого старика только бабки и интересует. Роулинг например пошла на встречу и многое сделала для фильмов о ГП. Теперь самая богатая писательница в мире. А Сапоковский променял любовь и веру своего произведения на бабки. Нет чтоб поддержать и помогать разработчикам в популяризации своего же продукта, он тупо взял бабки. А теперь ноет и ноет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Fomkin

Вельможному пану следует почитать "Смерть автора" и немного расслабиться. CDPR же стоит рассмотреть возможность смены юрисдикции на РФ -- у нас таких законов нет и налоги низкие.

Ответить
Развернуть ветку
velosipedin

чтобы настолько прибыльную студию в итоге какой-нибудь усманов отжал?

Ответить
Развернуть ветку
Студенческий калькулятор

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ярослав Кууне

Слишком живы воспоминания поляков о совке. Они, как и вся прибалтика, заслуженно говнят рашку. Так что, соре, они не переедут)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Семен Нифонтов

Ух, какой бугурт! Тоже внесу свои 5 копеек :)

Вам не кажется, что на пана накинулись лишь потому, чтобы сделать из него крайнего? Чувство упущенной возможности знакомо каждому, неспроста тут все вспомнили биткоины. Бывает, что. Теперь по делу.

Многие тут говорят, что Ведьмака возвела в культ игра. Тут в корне неправы. Книжный цикл о Ведьмаке был культовым еще в 80-х. Конечно, внутри СНГ, но и времена тогда были другими. К тому же, в игры играет не все человечество. Как игра Ведьмак 3 - конечно, шедевр, но это не более чем игра. Со временем и она устареет.

Теперь к тому, что Сапковскому пришла популярность после игры. Разумеется, в какой-то степени это так, но давайте не забывать, что это фентези, и довольно нишевое. Ведьмак никогда не станет таким же популярным, как ПЛИО. Даже после выхода сериала.

И еще, не будем забывать, что Сапковский еще жив, а литература - никогда не устаревает. Рано или поздно по ведьмаку сделали бы игру, раз не CDPR, так другие. А все потому, что у ведьмака очень ценный сеттинг - охотник на монстров, сам почти не человек, с детально прописанным миром и интересными персонажами. В этом плане полякам очень повезло, что они жили в одной стране. Весь сюжет ведьмака так и просится на то, чтобы по ней сделали игру.

А получит свое Сапковский или нет, как-то побоку. Наиболее вероятно, что будет полюбовное соглашение.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Да не было еще никакого СНГ в 80-х, что ж вы бредите то совсем уж? Первые издания на русском появились только в 90 году в виде рассказов в сборниках-антологиях, а популярность в России к Сапковскому пришла только в 1996 году, когда первые два романа вышли в серии "Век Дракона" и был как раз запрос на "славянскую фэнтези". Тогда и Семенова с "Волкодавым" была популярна и прочие о которых забыли уже благополучно. Не растерял тогдашнюю славу Сапковский как раз благодаря играм.

Ответить
Развернуть ветку
Престижный завод
Сначала был польский фильм и основанный на нём мини-сериал.

Ну нет же! Фильм - перемонтированный и обрезанный сериал.

Ответить
Развернуть ветку
Бумажный хот-дог

Да,но фильм зачем-то выпустили раньше сериала

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
yashureg

Интересный момент. А вот программист, который писал код для игры, он же тоже автор. И вот художник, который рисовал арты - автор. И музыкант, который трек сочинял - автор. И все они получили за свою работу деньги, но одновременно являются авторами некоторой части игры. Могут ли они так же, как этот дедушка, требовать какой-то там части от заработанных миллионов, из-за того, что полученная ими оплата сильно меньше чем заработанная игрой сумма?
Польское законодательство как-то это регулирует?

Ответить
Развернуть ветку
realavt

Не, у них нет авторских прав, они просто изготавливали продукцию под заказ.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vadim Pletnyakov

Это вы про, прости Доллар Всемогущий, какой-то коммунизм говорите.
Ещё скажите что прибыль должна распределяться между всеми сотрудниками, а рабочие - владеть средствами производства.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Горюнов

Просто в старом поляке проснулся старый еврей.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Клеменчук

Многие не совсем понимают, что многое из того, что говорит Сапковский - он говорит не совсем серьезно, а попросту троллит. :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Иванов

Как по мне, у предыстории конфликта два варианта:

1) CD Projekt честь по чести купили IP для любого количества проектов. Тогда это наверняка прописано в заключенном контракте. Если так, то Сапковский позарился на барыши и решил воспользоваться польским законом, чтобы обойти условия заключенного контракта. Прагматично, но некрасиво. Не по-джентльменски. Но если юристы игроделов это не предусмотрели - сами виноваты.

2) CD Projekt купили права только для одной игры, но не для сиквелов. Тогда они те еще авантюристы, во что верится с трудом. Открывать свой основной IP для юридических претензий со стороны автора - это несусветная глупость. И почему тогда Сапковский не подал в суд, когда CD Projekt выпустили The Witcher 2? Или еще раньше - когда студия выпустила Director's Cut первой игры с дополнениями? Что ему мешало: гордость, щедрость, безразличие? Если так, тогда что изменилось? Количество нулей в чужой прибыли, к которой ты хочешь примазаться, имеет тенденцию все это гасить.

Сложно судить, кто прав и виноват, когда не имеешь всей полноты информации. Но моя субъективная симпатия на стороне CD Projekt. Пан Сапковский имеет полное право распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, что он и сделал, когда продал игроделам права. Мне не верится, что CD Projekt были настолько опрометчивы, чтобы закрепить за собой права только на одну игру и потом сделать еще две (не считая Гвинта и прочих вбоквелов). Поэтому, даже если по польскому законодательству Сапковскому желаемые им деньги и полагаются, это все равно не отменяет его недальновидности в момент продажи прав и неприкрытого желания навариться на чужом успехе, от которого он старательно открещивался долгие годы.

Впрочем, желание урвать кусок такого сладкого пирога мне вполне понятно)

В общем, жду развития событий)

Ответить
Развернуть ветку
Кас Ралис

Сапковский в любом случае мудак, а вот правомерный мудак или нет - решит суд xD

Ответить
Развернуть ветку
Которыбгвин

По польским законам он прав, по человеческим он мудак. Значит как рисковать он кричит давайте мне бабла сейчас, а когда всё прошло удачно он кричит давайте ещё. Мудак 100%, правда большинство при таких законах сделали бы тоже самое. Я сейчас конечно думаю что он не прав и мудак, но если бы это коснулось меня, то хрен его знает как бы поступил я)))

Ответить
Развернуть ветку
REM1X
В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение.

Вообще не совсем понятно, если бы авторы изначально рассчитывали, что получат намного больше, то тогда да, типа обман и все такое.
Но это же не так.

Ответить
Развернуть ветку
Престижный завод

Верно. Европейское законодательство уходит корнями в римское право и поэтому повсеместно деяние не рассматривают отдельно от умысла.

Например, вы в мусоропровод мусор выкинули, а какой-то идиот пятью этажами ниже голову туда засунул позырить. Технически, вы этому идиоту шею сломали, но практически в убийстве вы невиновны и вас не осудят (если это не постсовок и идиот не сын депутата)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Модный колос

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Fossil

Поэтому в большинстве стран, в отличие от Польши, нет такого в авторском праве. (Скажем так - я не знаю других стран, где автор может требовать дополнительных выплат, которые не были оговорены договором на передачу авторских прав).

Ответить
Развернуть ветку
Благородный самолет

Про обман речи вообще нет. Речь про прибыль ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Астахов
Когда фанаты ко мне подходят, чтобы я оставил автограф, и протягивают мне коробку с игрой, я попросту не могу отказать — это было бы невежливо с моей стороны.

Стоять в очереди утомительно, но потроллить такого тролля как Сапковский — просто бесценно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Сколько лицемеров в комментариях то. Да если бы у вас была б такая возможность, вы бы и 100% отсудить попытались, при том, что пан ничем не рискует, по сути, только небольшие затраты на юристов.

В общем, если отбросить моральную сторону вопроса - это просто бизнес. А Сапковский просто не выдержал, что многие теперь первичным считают игру, а не книги. А то, что он не получает % с продаж лишь усугубляет его переживания.

Ответить
Развернуть ветку
Duskflow

Тут скорей пользователи удивляются, как подобный бизнес работает - заключаешь контракт, ничем не рискуешь, получаешь выплаты, получаешь дополнительную популярность и продажи за счёт игр, через года разрываешь контракт, ссылаешься на закон и требуешь дополнительных выплат = профит.
Возможно у них конечно первичный контракт ещё был составлен через жопу, раз так просто можно разорвать без серьёзных последствий.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Елагин

Поклонник в первую очередь именно книг, "Ведьмак" так вообще был одной из первых моих купленных в детстве книг. И прочитал весь цикл задолго до появления игр, но в данном случае я как раз таки на стороне Проджектов. Если бы CDPR зарабатывали без его ведома, то да, он заслужил бы, но он сам продал права и отказался от роялити. И именно благодаря вышедшим играм тираж его книг вырос в кратных размерах. Так бы он за границами Польши и СНГ и остался малоизвестным автором.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Олег Кубанеишвили

Ну наконец-то DTF начал вносить хоть какую-то ясность, а то мне надоело, что на одного из моих любимых авторов обрушивается сплошная клевета как от многих людей, так и от некоторых СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

А еще я иногда думаю, как было бы круто, еслиб Анджей не был клятым старым кметом, разобрался бы в ситуации, подписал роялти и сотрудничал со студией. Он же стопроцентов появился бы в качестве НПС в игре, например )

Ответить
Развернуть ветку
Многий шар

А что говорится в этом законе об умысле? Когда Реды приходили к Сапковскому был ли у них четкий бизнес-план? Реды прям уже знали, что сколотят на этом "лохе" миллионы?

Ответить
Развернуть ветку
cocaine.ninja

Автор произведений уровня донцовой или серии книг сталкер решил срубить баблишка на сидипроджектах, потому что те смогли сделать из бульварной писанины шедевр. Ну вы только посмотрите на этого сумасшедшего жида.

Ответить
Развернуть ветку
Entvy

Новые игры от CD P RED я очень жду, а вот новые книги Сапковского, даже если выйдут, едва ли читать буду - от его книг не в восторге, так что я за игроделов, им деньги не помешают и я точно знаю, что они точно превратятся в какой-то новый продукт, в отличии от...

Ответить
Развернуть ветку
Человеческий рак

Может его имя и указывается мелкими буквами, интерес к нему и к его книгам значительно вырос с выходом игр.Но старому поляку лень использовать это и заработать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Подобед

Это похоже на любимую на ДТФ ситуацию когда девушка передумала и решила что она не хотела и это все таки было изнасилование))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Материальный бинокль

Отличный пост. Грамотно всю известную инфу расписал. А то вчера все из него демона делали, как будто он как только появляется возможность каждый раз Прожектов оскорбляет и клеймит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сушко

Меня минусовали, когда я говорил про польское законодательство. Посмотрим, как те комментаторы запоют про европейские конвенции, когда Сапковский получит свои деньги

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez
издательства начали печатать сагу с изображением игрового Геральта на обложке

Тоже с этого бомбит, я когда был в Польше хотел купить на память Ведьмака на польском, но в книжных магазинах находил только новые издания с игровым Геркой на обложке, в итоге решил отказаться от этой затеи.

Ответить
Развернуть ветку
Danil G

С моральной точки зрения с Сапковским, как раз, очень легко согласиться. Всё-таки сейчас игры построены на его книгах чуть более чем полностью. И я надеюсь, что CDPR это тоже понимает и постарается найти (финансовое) решение, которое устроит обе стороны без судебных разбирательств и испорченных нервов.

Ответить
Развернуть ветку
Которыбгвин

Со стороны это конечно смотрится что он мудак, но если поставить себя на его место, то точка зрения может поменяться)))

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Galaev

От Сапковского в играх концепт и базовый лор. Насколько я знаю/понимаю он в разработке участия не принимал так что сумма на которую он изначально согласился вполне адекватна на тот момент

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
SuperTacoDoge

Сапковский вперёд!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шиков

Скажу, ребят, со своей колокольни.

Для меня Ведьмак - это книги, точнее - серия книг. Знали их в своё время все. Я имею в виду - все, кто читал и любил фентези. Обычно начинали с Толкиена или Перумова, а затем переходили на Волкодава, Колесо Времени, Ведьмака и (позже) - Игру Престолов.

Ведьмак стал не просто успешным - он взорвал на хрен жанр героического фентези. Количество подражаний измерялось сотнями. Даже в России вышел "свой" Ведьмак от Дмитрия Скирюка - "Осенний лис", который выглядит как аддон основной саги с новыми скинами. Знали и любили Сапковского абсолютно все.

Когда вышла игра - от неё никто ничего не ждал. Ну вышла - и вышла. Потом вышла вторая, и о первой все забыли, вышла третья - и все забыли о второй. и так далее.

При этом люди, впервые столкнувшиеся со вселенной Ведьмака в играх, шли и покупали книги. Читали - и покупали продолжение книг, и снова - пока не прочитывали всю сагу.

Так вот. В комментариях тут многие говорят "да кто он такой до выхода игры, старпёр жадный, если бы не игры, о его книжонках и не знал бы никто".

А вы не задумывались, что успех третьей части, в том числе, был вызван тем, что в перерывах между выходом игр люди читали книги, влюблялись в мир - и покупали игры ещё на препродажах? Что повторилась история с Властелином Колец - когда после "Братства Кольца" люди бросились в магазины, прочитали книжки - и с ещё большим ажиотажем стали ждать "Две Крепости"?

Одно подстёгивает другое. Продажи книг влияют на продажи игр, которые влияют на продажи книг.

И Сапковский видел, как выходит одна игра за другой, одно дополнение за другим, и они всё повышают и повышают ставки - при этом, эксплуатируя образ Ведьмака. Ну серьёзно - он там просто Конан какой-то, бегает с мечом на толпы монстров в чистом поле и закликивает до смерти. Разработчикам следовало бы пересмотреть контракт ещё перед выходом второй игры, но они этого не сделали. Почему? Да потому, что они были пипец, как рады, что заполучили лицензию за такие копейки, и пересматривать этот вопрос они не собирались. Мол - сам дурак, обосрался, лошок этакий. Они могли бы пересмотреть контракт перед выходом третьей части, или хотя бы дополнения - но нет. Бизнес есть бизнес. На протяжении всех этих лет они могли заплатить какие-то отсупные, раз уж вовсю эксплуатировали его мир, но им такое в голову не пришло. Теперь Сапковский нашёл возможность потребовать с них денег (законным путём) - но жадный ублюдок здесь всё равно он.

И да. Железо проапгрейдится, тренды изменятся, выйдут новые игры - и "Ведьмака" будут изредка вспоминать олдфаги, как мы сейчас вспоминаем "Готику". А книги никуда не денутся. Те, кто считает, что "на западе узнали об этом поляке только сейчас" - просто посмотрите список наград Сапковского, все эти Евроконы, Премии фентези и хоррора и прочее, прочее. Его читали, читают и будут читать - книги не устареют. В отличие от игр.

Ответить
Развернуть ветку
nuprahtor

Со всем согласен, но игры тоже не устаревают

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Морозов

Не, пан Сапковский всегда любил бабло) Тем более, его претензии основаны на законодательстве польском, так что все норм.
Жаль только, что с годами он все больше становится похожим на Сидоровича из Сталкера - сидит где-то в польском бункере, потихоньку толстеет-стареет и наслаждается былыми заслугами.

Ответить
Развернуть ветку
Солидный корабль

Ему больше семидесяти. Имеет право отдыхать. Живой классик, что бы фанатики святых СДПР ни говорили.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Arkady Marchenko

С моральной точки зрения, может Сапковский и жульничает, но с точки зрения авторского права он вполне может требовать компенсации. Хз, какую он там лицензию продал. Тут реально суд должен решать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

Мне показалось, или после "Кровь эльфов" в плане сюжета книги провисли? Первые прям в захлёб читались, а дальше как-то скучно стало... пришлось даже дропнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Материализм и эмпириокритицизм

Как там? Плохого пиара не бывает?

Ответить
Развернуть ветку
Талантливый глобус
В случае грубых несоответствий между вознаграждением автора и выгодами приобретателя прав автор имеет право потребовать, чтобы суд должным образом увеличил вознаграждение

Переезжаю в Польшу!

Ответить
Развернуть ветку
Marat K.

Пусть они его сделают своим акционером и дадут ему какую-нибудь должность в компании.
Он это заслужил. И от такого они только выиграют.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Комаров

На литеретуроведении нас учили смотреть не только на обложки при выборе книги. Что все так к этому привязались, вообще не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Sexy Hamster
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander T.

test пикабу

Ответить
Развернуть ветку
Alexander T.

test канобу

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mamaev

Ну, если "компьютерные игры для идиотов" это действительно его мнение, то последняя цитата как-то совсем двулично звучит. I'm just saying) ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Vincent Kaiser

Пауки в банке. Красота.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Малинкин

А я все надеялся, что с популярностью игры выпустят мега-супер-Ъ коллекционное издание книги, но увы(((

Ответить
Развернуть ветку