Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Компания Atlus известна большинству геймеров своими сериями Shin Megami Tensei и Persona, на которые потратила большую часть сил и инвестиций. Гораздо меньшее число геймеров знакомы с Etrian Odyssey – легендарной серией кроулеров, вышедших на Nintendo DS/3DS и переизданных на Switch, и уж тем более с серией Devil Summoner.

Atlus очень долго шла к своей мировой известности, долгие годы ее развития научили студию экономно подходить к разработке игр, максимально концентрироваться на конкретных проектах и не распыляться на сторонние активности. Однако, как минимум один раз за жизненный цикл консолей Atlus решалась создать что-то новое, предложить игрокам оригинальное переосмысление знакомого фирменного геймплея.

Однажды из такого эксперимента в виде SMT if... выросла серия Persona, поэтому разведка пользовательских предпочтений спин-оффами практикуется до сих пор.

<br />

ПРЯНЫЕ АРОМАТЫ СМЕРТИ

С чем у вас ассоциируется Индия? Может быть с оригинальным, ультрамягким произношением «ай вилль щоу ю зись», бешеным содержанием специй в местной кухне или безумными спецэффектами в творениях Болливуда? А может в вашем сознании и вовсе лишь образ страны бесполезных профессий (нажиматели кнопок в лифтах, четыре сотрудника, собирающие одно мороженое в Баскин Робинс)?

Если Индия не вызывает у вас приятные или вообще какие-либо ассоциации, то, возможно, вам нужно окунуться в один из самых оригинальных сеттингов в жанре – дилогию Digital Devil Saga.

Странная политика Atlus USA – приписывать все игры компании к серии SMT – коснулась и этой игры. DDS использует игровые механики SMT III, вышедшей ранее, но разрабатываться начала до нее и не имела к серии никакого отношения.

Чуть подробнее о чехарде с названиями можно прочитать тут. К слову, полное название игры на Западе – Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: Avatar Tuner.

ФОКУСЫ СТАРОГО ФАКИРА

Какие же козыри есть в рукаве старого индийского шарлатана:

СЕТТИНГ

Любому человеку, решившемуся начать знакомство с играми Atlus, придется столкнуться с отсутствием типичных названий заклинаний: fire, ice, wind, revive, curse и пр. Вместо них вас встретят agi, bufu, garu, recarm, mudo и т.д. Внушительная часть словаря действий у Atlus заимствована из хинди и санскрита, но сделать игру в типичном индийском дизайне Atlus решилась только один раз.

Мир Свалки (Junkyard) – это причудивая смесь техно-панка и магии в интерьерах Индии с Храмом Кармы в центре, которому позавидовали бы все махараджи этой страны. Это не причудливая восточная сказка, а практически киберпанковская эстетика с максимальным упором на технологии.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Любителям ретритов, йоги и прочей оказуаленной восточной мистики игра, скорее всего, не зайдет, а может быть и оскорбит религиозные чувства фривольным использованием знакомого понятийного аппарата. Так, например, для лучшего зарабатывания очков атма (в индуизме вечной, неизменной духовной сущности) вам придется буквально пожирать своих противников.

Non-vegan как он есть

Понятие кармы в DDS тоже специфическое, по сути это просто очки опыта, но зарабатываете вы их все так же – пожирая собственных противников.

Понятие кармы в DDS тоже специфическое, по сути это просто очки опыта, но зарабатываете вы их все так же – пожирая собственных противников.

В SMT нам давали практически голливудский шаблон о вторжении на землю инородных захватчиков, заменив разве что инопланетян на демонов. DDS – это история, когда человечество само является отродьем зла, борясь за место под солнцем, которое уже не хочет видеть людей.

Однако при всей нагруженности визуальной части ориенталистикой, игра является историей о покаянии, хотя его понимание у Atlus все-таки разнится с христианским определением этого таинства.

Толкование любой религиозной традиции в руках Atlus приобретает специфические черты, от которых всегда веет буффонадой и мраком. Стоит ли на это обижаться или «принять-понять-простить», каждый решит для себя сам. Я уже давно понял, что на бесконечные промахи в смысловой части заимствованных иудейских, христианских, языческих и иных понятий в японских играх рефлексировать не надо. Жаль, что славянских образов в играх Atlus не так уж много, озабоченный андроид-алкоголик Григорий Распутин в приключениях Райдо Кузунохи меня весьма порадовал.

Такую бабушку я бы через дорогу переводить не стал (Kikimora из SMT IV) 
Такую бабушку я бы через дорогу переводить не стал (Kikimora из SMT IV) 

МУЗЫКА

Пройти игры Atlus эпохи PS2 стоит хотя бы ради творчества Сёдзи Мэгуро. Смесь рока, индастриала, фьюжна, техно и национальных мотивов делают саундтрек первой части игры моим фаворитом среди всех работ маэстро. Отличное совмещение и попадание музыки в происходящее на экране.

136 треков, уместившихся на четырех CD-дисках – работа, в которую Мэгуро вложился всей душой, когда получил в свое распоряжение полную свободу над созданием звукового оформления. 

По словам Мэгуро, ему приходилось много экспериментировать со звуком из-за ограниченных возможностей звукового процессора PS2

Серия Persona приучила нас к тому, что его саундтреки – это вокальные композиции, в которых динамика вокальной партии важна не меньше музыки. Дилогии Digital Devil Saga и Devil Summoner: Raidou Kuzunoha, напротив, – истории, когда маэстро приходилось впечатлять только инструментами. Если вам нравится джаз-рок Persona 5, обязательно присмотритесь к приключениям детектива Райдо, где Мэгуро впервые прибегнул к подобному смешению жанров (а вот саундтрек, подобный DDS, он больше воспроизводить не пытался).

ГРАФИКА

Огромную часть дизайна персонажей и демонов со времен NES/SNES и вплоть до окончания пятого поколения приходилось включать только в буклеты, гайды и прочую сопутку. Консоли были просто не способны выдать картинку соответствующего качества.

Ко времени релиза PS2 Казума Канеко был выдвинут на позицию ведущего арт-дизайнера и развернулся по полной. Милые 2D-спрайты уступили место качественным 3D-моделям, многие из которых дожили и до современных творений Atlus.

Впрочем, не стоит думать, что всю работу Канеко выполнял сам. К этому моменту у него уже была выделенная команда иллюстраторов, поэтому перфекционизм Канеко-сана прекрасно воплощался и чужими руками.

Так Масаюки Дои, прекрасно зарекомендовавший себя отрисовкой карт Персон в Persona 2 IS&EP, занимался дизайном локаций в DDS. Проблема была только в том, что до этого он не имел опыта работы с 3D и для того, чтобы сохранить прописку в компании, освоил новое для себя ремесло.

Масаюки Дои и его арт героев SMT IV
Масаюки Дои и его арт героев SMT IV

Дои не с огромным энтузиазмом описывал задачи, которые выполнял для DDS, но стоит отдать ему должное – визуал локаций в игре просто неповторимый. Сегодня Дои отвественен за весь арт-концепт серии SMT, но его историю мы прибережем для статьи про SMT V.

Из-за особенностей графического движка, который использовали Atlus для разработки игр на PS2, я посоветую проходить эту игру на эмуляторе PCSX2. Он значительно преображает игру в деталях 3D-моделей: у демонов появляется шерсть, чешуя, хорошо отображаются глаза и прочие мелкие элементы, которые в родном 480p частенько превращаются в пиксельное месиво

Со времен успеха SMT I Казума Канеко перестал быть просто ведущим художником, выполняющим спускаемые руководством технические задания. Та невнятность, которую явила ванильная SMT V, во многом обусловлена расставанием Atlus с одним из своих самых креативных сотрудников, который ко времени выхода PS2 уже не только руководил арт-дизайном всех проектов, но и работал с сюжетом/геймплеем, а обе игры Raidou Kuzunoha возглавил в качестве гейм-дизайнера.

Одна из смысловых концепций игры «пожирай или стань кормом для других» отлично отражена в дизайне персонажей, выразительными чертами которых становятся челюсти в их демонической форме своего бытия. Стоит только догадываться на каких причинных местах мог бы расположить клыки художник-самоучка, но покуражиться ему дали разве что на демонической форме Арджиллы. DDS – игра без шалостей.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

По словам Канеко, перед началом работы он собрал своих сотрудников и объяснил им концепцию пожирания, а затем просто наблюдал за тем, как они интерпретируют ее в своих работах. Результат, опять же, по словам мастера, оказался гораздо более мягким, чем если бы он сам делал всю работу.

Остаётся только догадываться, какая шиза гуляла в голове гения, если даже в таком виде DDS – самая мрачная игра Atlus

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Учитывать нужно и то, что DDS – первая разработка ролевой игры от Atlus для PS2, а в памяти были еще свежи воспоминания, как пришлось отменить релиз первой части дилогии Persona 2 на Западе из-за наличия в ней Гитлера и нацистской символики. Вот так и играли в американку, начиная со второй части.

Рисковать продажами из-за ограничений, связанных с чрезмерной жестокостью, компания явно не хотела, так что слова Канеко из серии «а вот я бы...» мы сочтем скорее за эпатаж во время интервью, чем за возможность получить более брутальную историю.

На примере отмененных прототипов Persona 5 мы можем убедиться, что мрачные сеттинги в играх Atlus уже не котировались. Такие идеи рано или поздно сворачивали. Эджовая эпоха 00-х не окунула Атлус в мейнстримный разгул расчлененки, царивший в американских студиях, хотя ее игры оставались относительно мрачными на протяжении всего шестого поколения консолей, смягчившись лишь в конце, с выходом Persona 4.

ГЕЙМПЛЕЙ

На сегодняшний день поджанр игр dungeon crawler знаком очень узкому количеству любителей JRPG, но очень долго исследование лабиринтов было отличительной чертой игр Atlus. Там, где у SquareSoft/SquareEnix была карта мира и классические города, леса, замки и открытые локации, Atlus предлагала коридорники, в которых даже боссам отводилось очень скромное пространство, сравнимое с площадью бабушкиной хрущевки.

SMT III и DDS – это попытка Atlus донести до широких масс свою концепцию JRPG. Скажем наперед, попытка провалилась, и продажи серии Persona с более простым дизайном лабиринтов, глубже проработанными персонажами и ярким игровым окружением убедят Atlus не вкладывать большие деньги в разработку столь нишевых игр... пока они не решатся выпустить Soul Hackers 2.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

SMT III и DDS – визуально самая эффектная точка входа в поджанр dungeon crawler’ов. Etrian Odyssey, SMT: Strange Journey и Persona Q/Q2 гораздо утонченнее в вопросах механики, но визуалом серьезно проигрывают своим собратьям с PS2.

Важной особенностью DDS является отсутствие механики fusion, из-за которой игры от Atlus многие считают излишне мудреными. Вместо нее в игре есть стандартные ветки прокачки способностей, развивать которые можно свободно переключаясь между ними (в зависимости от того, какую задачу ставит перед вами игра).

Во многом они напоминают sphere grid из FFX, определяющую тогда развитие жанра. Партия героев тоже была представлена стандартным количеством персонажей вместо 100+ демонов, которых вы могли рекрутировать или получить через fusion в других играх серии SMT. Переговоров с демонами тоже нет.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Боевая система «Press Turn» перекочевала сюда напрямую из SMT III. То есть в свою очередь вы могли добавить себе дополнительные или лишиться оставшихся ходов в зависимости от удачного попадания в уязвимость или защиту к определенной стихии/типу атаки.

Другими словами, это вариация игры в «камень-ножницы-бумага», где, атаковав ножницами бумагу (попав в уязвимость), вы не только наносите дополнительный урон, но и получаете дополнительный ход. Атаковав ножницами камень (устойчивость к данному типу атаки), вы, соответственно, лишаетесь хода(ов) и даже можете получить урон.

Система жестока, но справедлива как к вам, так и к противнику. Благодаря ей даже самых сложных боссов можно бить, как щенков.

Золотое правило игр от Atlus гласит:

«Не бывает сложных противников, бывает только неправильный состав партии»

Однако классным дополнением является и то, что теперь попадание в уязвимость может вводить противника в состояние страха, позволяющее вам специальной атакой пожирания (devour) съесть соперника за один ход, получив за это повышенное количество очков способностей.

Это и хорошее включение в геймплей одной из сюжетных сторон игры, согласно которой все жители Свалки становятся монстрами, пожирающим конкурирующие группировки.

Не обошлось и без курьёзов, например, съев неправильного демона, вы получаете несварение и проблемы с ЖКТ, которые нужно лечить. В общем, по старой русской традиции «обоср.ться на ровном месте» можно на раз-два.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Чтобы жизнь не казалась медом, количество активных персонажей в бою уменьшили до трех. По счастью всем троим, как в серии Persona до этого, разрешили пользоваться предметами, что вкупе с системой Press Turn позволило гибко использовать членов партии, которые из-за несоответствия стихии к конкретному боссу или противнику могли становиться хилером, накладывать баффы/дебаффы, используя предметы, либо способности.

В SMTIII и DDS Atlus пересмотрела свой подход к дизайну лабиринтов. Дизайны локаций времён SNES воплощали в себе все принципы «уплотнения» из «Собачьего сердца» Булгакова, где из просторной семикомнотной квартиры профессора Преображенского Швондер и компания намеревались сделать множество однокомнатных квартир.

Задачи перед Atlus в начале 90-х стояли отнюдь не социалистические, объем картриджа SNES заставлял экономить на всем. В итоге, каждая локация напоминала адскую коммуналку с безумным расположением внутренних перегородок и таким минимализмом в текстурах стен, как будто все, на что могли рассчитывать разработчики, – это выбор обоев в советском магазине хозтоваров.

Про количество вызовов карты, измеряемое тысячами нажатий, лучше и не упоминать.

Сравнение левел-дизайна  DDS (PS2) и SMT I (SNES)
Сравнение левел-дизайна DDS (PS2) и SMT I (SNES)

В DDS нет лабиринтов в классическом представлении старых игр от Atlus. Локации визуально красивее, а их исследование включает в себя больше головоломок, планирования, чтобы избежать различные типы ловушек и преодолеть преграды.

На такое упрощение конечно же повлияла рельсовость локомотива жанра – Final Fantasy X, заблудиться в которой было просто невозможно. Многие компании пересмотрели подходы в сторону визуальной составляющей, совмещенной с легкостью навигации на карте. Даже серия Persona, карты которой на PS1 были самыми простыми в линейке игр от Atlus, после перехода на PS2 тоже поддастся этому влиянию.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Digital Devil Saga была моей первой игрой от Atlus и такая мягкая подача довольно хардкорного и узкого поджанра, как dungeon crawler, мне очень зашла. Для расширения кругозора в ролевых играх попробовать ее однозначно стоит. Ну а по мере нарастания аппетита Atlus готова будет предложить вам лабиринты посложнее и в разных сеттингах. Их вклад в популярность этого поджанра сложно переоценить.

СЮЖЕТ

Оригинальная задумка и концепция мира принадлежит мангаке Ю Годаи, которой из-за проблем со здоровьем пришлось покинуть проект, и Atlus привлекла нему «молодого и перспективного» Тадаси Сатоми (раскрывшегося в абсурдисткой концепции Persona 2 с ее системой слухов).

Серия новелл Ю Годаи по миру Digital Devil Saga (2011)
Серия новелл Ю Годаи по миру Digital Devil Saga (2011)

Сатоми прекрасно показал себя в Persona Innocent Sin, создав лучший на тот момент сюжет в играх Atlus. Здесь он опять обращается к вопросам искажения объективной реальности через субъективное восприятие.

Те, кто играл в P2 IS, заметят схожесть постановки сюжета, хотя по сути и стилистике игры отличаются. У игры при внешней немногословности очень динамичный сюжет, который сначала затягивает интригой, а во второй части раскладывает все по полочкам. Сюжет не страдает от недосказанности, разработчикам на все хватило времени. Это, кстати, и стало причиной задержки выхода игры.

Очень важной особенностью сторонних проектов Atlus является их «взрослость». Никаких сопливых школьников, противостоящих «плохим взрослым», как в Persona 5. Все ключевые персонажи игры, по старой советской традиции, – дипломированные сотрудники местного научно-исследовательского института, которые хотели как получше, а получилось как всегда.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Возраст героев позволяет показать разностороннюю природу человеческих взаимоотношений, которая не укладывается в черно-белую парадигму, доминирующую в жанре. Обнаженки в игре тоже ждать не стоит, в то время Atlus еще не раздевала своих героев для раскрытия смыслов. Любителей членодемонов и Мары в частности, тоже разочаруем. Atlus решили не разбавлять серьезность атмосферы фаллическим фарсом, который веселит в SMT и Persona.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Имея в виду Persona 4, сюжет которой ИМХО лучшее, что есть у Atlus на PS2, Digital Devil Saga я бы поместил на уверенную вторую строчку из всех семи игр SMT/Persona, выпущенных для PS2.

И, кстати, никаких выборов мировоззрения, влияющих на концовку, как в SMT, попадания на плохие концовки, как в Persona, здесь нет.

DDS максимально релевантная стандартам жанра игра: прошли ее по сюжетным рельсам один раз и честно поставили галочку в списке пройденных игр

Пожалуй, самая удобная игра для желающих познакомиться с творчеством Atlus.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Digital Devil Saga – это яркий пример огромного количества игр JRPG, застрявших на PS2 в силу сложности архитектуры процессора Emotion Engine.

Эта игра стоит в одном ряду с Xenosaga 1-3, Wild Arms 4-5, Drakengard 1-2 и множеством других проектов, которым не посчастливилось покинуть свое поколение консолей и получить шанс на встречу с новой волной геймеров. Игра выходила для PS3 в Playstation Store, но почила в бозе, как и вся серия PS2 Classics.

Альтернативный индийский сеттинг не пришелся по вкусу ни индийцам, ни японцам, ни любителям Megaten на Западе. Провал с ее выпуском сравним разве что с Soul Hackers 2, которая должна была бустануть серию Devil Summoner, а по итогу присела в лужу.

Хорошо то, что PS2 на б/у рынке стоит копейки, качественные телевизоры ЭЛТ тоже и вся покупка для знакомства с застрявшими экзами спокойно уложится в 6-7 тысяч. Ну или можно воспользоваться эмуляцией, которая даст вам наилучший опыт при игре на современных экранах.

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUS

Пожалуй, главный минус JRPG пятого-шестого поколений – долгие непропускаемые анимации, которые и здесь съедят у вас 30-50 часов. Обе части игры займут примерно по 80-100 часов в зависимости от уровня сложности и при полном погружении с оригинальной скоростью анимации. К слову, количество случайных битв в DDS одно из самых высоких в играх Atlus.

Именно поэтому прохождение на эмуляторе с ускорением автобоя, анимаций атак и магии сэкономит для вас уйму времени и убережет от душных вайбов прошлого

Кстати, небезызвестная инсайдер Midori ванговала скорый ремастер и этой игры, но после недавних разоблачений мы теперь знаем, что творилось в штанах и голове у «сплетницы».

Это последняя игра, созданная тандемом Окаба-Канеко-Сатоми, отражающая определенный период в развитии игр Atlus, которого уже нет и не будет, но у которого есть свои характерные и яркие авторские черты. DDS для линейки игр Atlus – тоже самое, что Final Fantasy XII для Square, – уникальный эксперимент, который может стать одной из ваших любимых игр в жанре.

Автор: nameless one

Энджоеры, ничто так не мотивирует, как ваша реакция. Поддержите нас сердцем, комментарием или подпиской!

Материал можно найти на просторах нашего канала в ТГ:

3333
11
36 комментариев

Shin Megami Tensei Digital Devil Saga: самый дружелюбный dungeon crawler от ATLUSПосмеялся

6
Ответить

Спасибо, рады были вас повеселить

Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=zpSADz8DZxA
Первая часть истории серии DDS (она будет в двух частях) если кому интересно. Видео рекомендую кстати

4
Ответить

супер, круто что такой долгий ролик и в ру сегменте есть

3
Ответить

Решил таки дать игре второй шанс, наиграл пару часов - в наши времена, когда ЖРПГ по большей мере выродились в одноклеточные слешерки, такими играми уже не стоит разбрасываться. Может на второй раз получится пройти подальше...

Странно, что в тексте не указана такая фишка боёв, как индивидуально-партийные комбо, завязанные на текущее состояние партии (остались ли AP с прошлых ходов, в человеческом или демоническом ли обличьи персонаж) - сходу же в глаза бросается к примеру огненное комбо для персонажа с дробовиком, для которого он должен быть человеком, а ГГ в образе демона дышит огнем на его пушку. Впрочем, пока что самое полезное - это массовое лечение, которым ГГ овладевает к середине второго данжена.

2
Ответить

Попробуйте во второй раз на эмуляторе с 4K текстурами, игра преображается

1
Ответить

Спасибо, за уточнение. Возможно когда нибудь можно будет написать рекап, но основная цель статьи - поделиться личным впечатлением и настроением игры. С механикой в большинстве случаев вы подружитесь, и потому таким моментам я не всегда уделяю внимание в тексте, если они не уникальны. Механика боя у игры крутая, на троих то действующих лиц.

Ответить