Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

ВВЕДЕНИЕ

Франшиза FINAL FANTASY на данный момент переживает, пожалуй, лучшую эпоху за время своего существования, достигая по качеству исполнения выпускаемых произведений самые культовые и знаковые еë части.

Вынеся за скобки триумфальное шествие нашумевшей ММО с еë расширениями, самый масштабный и амбициозный ремейк в индустрии, разросшийся до трилогии, я хочу поговорить о последней номерной, на данный момент, части серии. А точнее, о той её стороне, которую, как мне показалось, заметили немногие. Ведь не одной "Игрой престолов" единой - на самом деле политические интриги и жестокость мира шеснашки - это вот прям то, что лежит на самой её поверхности. А противопоставление детерминизму свободы воли, завязанное не только на сюжетной фабуле и диалоговых строчках, но и в именах героев и символах - это то, что, по моему мнению, делает душу этого произведения. И путём объединения явных и не очень символов я, как мне кажется, раскрыл подсказки, отвечающие на самые интересные тайны идейной стороны шестнадцатой последней фантазии.

!!!ВНИМАНИЕ!!! СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ!!!

ПЛАН АНТАГОНИСТА

Ультима
Ультима

Перейдя к обсуждению свободы воли, необходимо вспомнить историю главного антагониста игры - Ультимы.

Ближе к концу игры мы знаëм, что Ультима и все его родственники - пришельцы из другого мира, которые отправились в Валистию за тысячи лет до событий игры. Сделали они это потому, что их родной мир был разрушен из-за использования магии, из-за которой их планета была лишена поддерживающего жизнь эфира. Не видя другого выхода, шестнадцать выживших представителей высшей расы покинули свою родную планету на корабле под названием «Origin» (пер.: Начало/Исток) , чтобы отправиться в Валистию - землю, которая была переполнена эфиром.

Корабль Ультимы «Исток»
Корабль Ультимы «Исток»

По их плану, они должны были использовать этот эфир для возрождения своего вида. Но для этого им потребуется подходящий сосуд для произнесения заклинания возрождения под названием "Подъëм". Чтобы сделать это, Ультима бросили на землю Валистии семена человечества. Их план состоял в том, чтобы человечество развивалось в течение тысяч лет, пока оно не произведëт "идеальный сосуд", который они прозвали "Мифос" (обращаю ваше внимание на неверный перевод русской локализации "Миф").

Представление о цивилизации Ультимы в игровом архиве
Представление о цивилизации Ультимы в игровом архиве

И как мы знаем, этим сосудом является главный герой Клайв Розфилд.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Чтобы помочь ему стать идеальным сосудом, Ультима и его родственники пожертвовали своими физическими формами, чтобы произвести материнские кристаллы, которые должны выкачивать эфир из Валистии. В конечном итоге Мифос уничтожил бы материнские кристаллы и поглотил бы весь тот эфир, который они поглощали на протяжении веков.

Когда все материнские кристаллы будут уничтожены, всë, что остаëтся сделать Ультиме - это слиться с Мифосом и наложить заклинание Подъëм.

По плану Ультимы мы видим, насколько крепко скованы кандалы людей - детерминизм и Судьба связывают человечество.

ВЫБОР И СОЗНАНИЕ

Всего за 2 часа до конца игры, когда Клайв уничтожил все материнские кристаллы, даже не подозревая, что таким образом он исполнял план Ультимы, когда Ультима уже был готов слиться с ним, его план проваливается из-за явной силы воли Клайва.

Но как сила воли сделала Клайва сильнее, чем Ультима, который, по сути, является Богом? Здесь мы находим основной ответ игры на идеи детерминизма и судьбы.

Ожидая пока человечество произведëт Мифоса, Ультима и его родственники заснули. Хотя практически всë шло по плану на протяжении этих тысячелетий, был один фактор, который подкрался к тому, что Ультима никак не мог объяснить. Люди, будучи развитием индивидуального сознания противопоставили Ультиме, который является сознанием коллективным, способность осознавать силы, управляющие их судьбой, и способность взять эти силы под свой контроль.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕНИ

Подобный случай происходит во вступлении игры, когда Клайв обнаруживает правду о событиях, произошедших у Врат Феникса. Он узнал, что айкон Ифрит завладел его разумом и чуть не убил его брата Джошуа, когда тот был воплощëн в айкона Феникса. Данное событие вызывает в Клайве чувство вины, которое заставляет его молить о смерти. Однако благодаря любви и поддержке таких людей, как Сид и Джилл, Клайв находит в себе волю противостоять этой истине и избавиться от еë убийственной власти над своей душой.

Это противостояние принимает полубуквальную форму, когда Клайв решается пройти под Врата Феникса. Здесь он входит в похожее на сон состояние, где он сражается со своей "инфернальной тенью":

«Тень» Клайва
«Тень» Клайва

И здесь мы подходим к Карлу Юнгу.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Эта конфронтация со своей тенью и контроль, который она даëт Клайву над айконом Ифритом, является, наверное, самой очевидной отсылкой к психологической теории Карла Юнга, которую я когда-либо видел в видеоиграх.

На случай, если вы не знаете концепции тени Юнга: он утверждает, что мы обладаем тëмными чертами, которые соизмеримы нашей сознательной личностью, поэтому мы выталкиваем эти черты в бессознательное состояние - сегмент нашего разума, который Юнг называет тенью. Однако это всего лишь временное решение, ведь бессознательное содержимое со временем поднимается внутри нас и в определëнное время может направлять наше поведение. До тех пор, пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью и вы назовëте это судьбой.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

В случае с Клайвом, он делает бессознательное сознательным посредством этой конфронтации с тенью. Он освобождает хватку Ифрита от своего разума и берëт его под свой контроль. Именно здесь мы являемся свидетелями основного аргумента игры против концепции судьбы и детерминизма - именно человеческое сознание и дар мышления, который оно даëт, позволяют нам противостоять силам, которые контролируют нашу жизнь и не позволяют нам идти к желаемой нами судьбе.

Клайв принимает свою тëмную сторону и берëт ответственность за свои действия
Клайв принимает свою тëмную сторону и берëт ответственность за свои действия

КОГДА МЫ ИНТЕГРИРУЕМСЯ С ТЕНЬЮ

Теперь вопрос, на который FINAL FANTASY XVI пытается ответить после этого момента, заключается в том, как далеко наша индивидуальная воля может завести нас. Хотя игра и не предлагает однозначных ответов в этом отношении, она всë же расширяет возможности, возвращающиеся к конфронтации с теневой идеей, где вы используете волю, чтобы преодолеть собственное бессознательное, управляющее вашей судьбой.

Теория Юнга допускает, что у всего этого процесса есть гипотетическая конечная точка, когда всë содержимое вашего бессознательного переносится в сознание, и вы достигаете психологического состояния, известного как «Я». Проще говоря, «Я» - это идеальная версия вас, состояние, в котором никакие детерминированные факторы не препятствуют вашей воле. Состояние, в котором ваша воля теперь свободна.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Юнг предполагал, что многие религии непроизвольно осознавали внутренний идеал этого «Я» и пытались описать его символически, часто придавая ему форму своего высшего Бога. Общей характеристикой этих символов является их склонность объединять противоположности в парадоксальный союз:

Я укажу 3 примера этого союза противоположностей, появляющихся в FINAL FANTASY XVI.

УРОБОРОС И ВОСПРЯВШИЙ ИФРИТ

Во-первых, Пояс Уробороса. Довольно типичный пример союза противоположностей. На нëм вы можете видеть, как змея остаëтся живой, одновременно пожирая себя. Парадокс.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Во-вторых, слова Джошуа, которые он произносит ближе к концу игры. Он отмечает, что единственный способ для совершения Ультимой заклинания подъëма - объединение Феникса и Ифрита в единую форму. Здесь я предполагаю, что точно так же, как Уроборос является союзом созидательной и разрушительной энергий, так и Воспрявший Ифрит объединяет созидательный Небесный огонь Феникса с инфернальным разрушительным огнëм Ифрита, создавая идеальный сосуд для Ультимы. Идеальное «Я».

ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛИЗМ

Третье доказательство - самое сложное. Оно связано с христианской символикой игры. Юнг предполагал, что возможно самым известным символом идеальной личности для христиан был Иисус Христос. Христос был идеальным человеком, и именно этому идеалу люди хотели подражать, другими словами, осознавали свою внутреннее «Я» через Иисуса. Он также был союзом противоположностей: он был одновременно Богом, но также и человеком; он был бессмертен, но также существовал только один раз во времени.

Братья Розфилд
Братья Розфилд

Какое отношение это имеет к личному развитию Клайва мы узнаем ближе к концу игры, когда воля Клайва позволила ему противостоять плану Ультимы. Когда Ультима понял, насколько сильна воля Клайва, он перестаëт называть его Мифосом, и начинает именовать его "Логос":

Этот выбор слов невероятно точен по 2 причинам. Во-первых, древние греки использовали слова "mythos" и "logos" для описания двух разных типов мышления: "mythos" имел дело с инстинктивным и эмоциональным мышлением, а "logos" имел дело с рациональным и рефлекторным. Пара противоположных способностей, объединëнных в одном человеке.

Вторая причина заключается в христианском использование слова "logos". "Logos" применяется к слову, произнесëнному Богом. Слово, которое он произнëс в пустоту в начале времëн для рождения Вселенной. В христианском догмате о Троице Логос (Слово) или Сын Божий — это вторая ипостась единого Бога. Кроме того, в Евангелии и Книге Откровения Логос воплощается в "одной совершенной форме" и этой формой, по сути, является Иисус.

Таким образом, Джошуа и Клайв имеют мессианские черты. Клайв становится Логосом, принимая на себя тяготы мира, чтобы принести ему спасение. В философии под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. Этот термин может обозначать как "мысль" и "слово", так и "смысл" события или понятия.

То, что Ультима называет Клайва Логосом, говорит о его осознании силы воли Клайва, его превосходстве рационального над бессознательным.

Благодаря тому, что Клайв интегрирует свою тень, он может достичь высшего идеала и посредством доверия близких ему людей развить волю достаточно сильную, чтобы убить Бога. Именно благодаря этой воле он может положить конец эпохе богов, мифов и мифологии и возвестить эпоху разума. Разума Логоса.

КОНЦОВКА

Очевидно, самой большой загадкой игры является еë концовка, заключающаяся в конечной судьбе Клайва и Джошуа. Вернëтся ли Джошуа к жизни? Выжил ли Клайв? Книга которую мы видим в сцене финальных титров с написанным на ней именем «Джошуа Розфилд» предполагает несколько вещей. Возможно, Джошуа действительно вернулся к жизни или, быть может, вернулся к жизни Клайв, но он написал книгу под именем Джошуа.

Детерминизм и свобода воли в FINAL FANTASY XVI

Примеры, допускающие выживание или возрождение Клайва включают Арфократа, дающего Клайву своë перо, а также Джилл, настойчиво выражающую своë желание, чтобы Клайв вернулся к ней лично.

Джилл берëт с Клайва обещание о его благополучном возвращении
Джилл берëт с Клайва обещание о его благополучном возвращении

Я считаю, что по крайней мере один из этих двоих вернулся к жизни, поскольку я уверен, что вам известно, что самым известным действием Иисуса Христа было его воскресение после распятия на кресте. И как раз к образу Христа в игре есть несколько отсылок. Во-первых, после своего воскресения Иисус носил кресты на своей одежде, что мы видим в дизайне персонажа Джошуа.

Кресты в дизайне Джошуа на уровне груди
Кресты в дизайне Джошуа на уровне груди

Во-вторых, само имя Джошуа (Joshua) - библейское имя, производное от еврейского Yehoshua (יהושע), которое переводится как "Бог — это спасение". Данная форма была распространённым вариантом имени ישוע – yēšūă, что соответствует греческому написанию "Iesous", от которого происходит латинская форма "Iesus", в русском языке "Иисус". Плюс - в английской транскрипции имя Yehoshua меняется на Joshua.

Не говоря уже о целебных способностях младшего брата, какими владел Иисус
Не говоря уже о целебных способностях младшего брата, какими владел Иисус

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арт Казуи Такахаси, посвящëнный годовщине FFXVI
Арт Казуи Такахаси, посвящëнный годовщине FFXVI

Исходной темой игры является сила человеческой воли и её потенциальные пределы. Если мы воплотим себя, если наша воля будет по-настоящему свободной, не скованная никакими ограничениями, что было бы нашим первым делом, которое мы сделали бы с этой волей?

Так или иначе, игра прославляет человеческую волю, не подтверждая, а лишь предполагая возможность воскресения. Она заставляет игрока обратиться к своей вере в силу человеческой воли, может ли она быть достаточно сильной, чтобы сбросить оковы судьбы и достичь настоящей свободы, которую даже смерть не сможет сдержать.

Бесспорно только одно: пока у нас есть способность выбирать и упорствовать, пока у нас есть любовь и поддержка друзей и близких, возможно почти всë.

Этот факт иллюстрирует Клайв ближе к концу игры в разговоре с Джошуа. Джошуа сетует, что свобода от влияния Ультимы может быть просто новыми кандалами, которые нужно сломать. Клайв говорит, может быть, но цепь всегда можно разорвать, если у человека есть желание еë разорвать. Это будет нелегко, это может занять несколько поколений, столетия страданий, но это произойдëт. И когда это произойдëт, оно будет на нашей совести.

2929
11
11
14 комментариев

Самое лучшее время опубликовать лонг.

3
Ответить

Пиздец, вот это спгс и натягивание совы, особенно про кресты Джошуа…пропейте таблетки…

3
Ответить

Многа букаф, не осилил
Открыл видос на ютубе, увидел как чел закликивает несколько минут быка, который в ответ просто лежит и ниче не делает, появились сомнения

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Я честно пытался заставить себя играть в это 4 часа. Из них 90% времени игра показывала мне кат сцены. А те 10% геймплея, что игра позволила мне попробовать были весьма пресными - корридорные арены с 5 мобами и с рандомным боссом в конце. Это были худшие 4 часа моей жизни.
Я хз кто фанаты финалки, но ощущение такое, что они так же как и скваеры не выходят на улицу и не играют в другие игры.

1
Ответить

Не сочти за грубость, но тебе сколько лет? Мне интересно, какой возрастной группе людей вступление игры кажется душным

3
Ответить

Почитать на ночь было интересно, но бля братан 2 ночи, а ты выкладываешь лонг о детерминизме.

1
Ответить