Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Видишь четвёртую стену? А она есть.

Специально для блога FunPay
Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Помните, как в Death Stranding Сэм показывал средний палец и бил воображаемого оператора, если игрок засматривался на его промежность? Или как загрузочные экраны Spec Ops: The Line начинали прямо осуждать геймера за его жажду насилия? Это всё — проломы четвертой стены. Но недостаточные!

Я собрал подборку из игр, которые идут дальше, не ограничиваются намёками и прямо говорят — мы знаем, что мы — игры, ты — игрок, а твой мозг — пора ломать.

Сразу предупрежу: в статье будут спойлеры, но самые серьёзные из них я скрою.

Deadpool

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Эта подборка не могла обойтись без главного разрушителя четвертой стены современной поп-культуры.

Как же Deadpool в 2013 году взорвал мне мозг: кровавый, пошлый экшен, в котором главный герой — супергерой Marvel, шлющий всё в одно известное место.

Естественно, тогда ни комиксы не читал, ни о фильме подумать не мог. Поэтому 5-6 часов беготни под сортирный юмор, гэги про письки и флэшбеки с привлекательными красотками, доставляли мне тонну удовольствия. Сейчас, кстати, игра считается раритетом и диски с ней продаются по цене нового ААА-релиза.

И это не единственная игра, где беспределил персонаж.

В Marvel Vs. Capcom 3 есть приём под названием «Кризис 4-й стены». При использовании, Дэдпул бросает в противника вспышку, а затем хватает свою полоску здоровья из верхней части экрана и бьет ею врага. После этого он проделывает то же самое со счетчиком гипер-комбо.

Doki Doki Literature Club!

Я очень жалею, что знал о приколах этой игры до того, как сам поиграл в неё. Она может показаться невинным симулятором свиданий, но на самом деле это глубокий и мрачный психологический хоррор.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Doki Doki Literature Club! — небезызвестная визуальная новелла, которая с 2017 года успела попортить психику впечатлительным игрокам на всех известных платформах. В роли протагониста вам нужно вступить в маленький школьный клуб любителей литературы. В нём вы познакомитесь с четырьмя очаровательными тянками, будете сочинять им стихи и познаете все прелести школьной романтики. Ну… В первые часы.

Сначала ты читаешь криповые стихи про блеск кухонных ножей в лунном свете, а потом ложками начинаешь хавать мета-хоррор. По мере продвижения по сюжету игрок постепенно понимает, что некоторые персонажи осознают своё существование в рамках видеоигры и используют игру для общения с игроком.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Персонажи, осознающие свою природу в Doki Doki Literature Club!, пытаются манипулировать кодом и файлами игры, чтобы вызвать у игрока чувства. Например, одна из героинь с самого запуска игры знает, что она — выдумка. Она прекрасно осведомлена о том, что другие персонажи — не живые люди. А ты — живой. Настоящий. И нежно ею любимый, разве что с одной оговоркой: она — Яндэрэ и одержима тобой. Поначалу она будет стесняться вклиниваться в события, но потом одержит верх. По-своему. Подначивая, манипулируя. Добиваясь тебя.

Здесь была бы уместна шутка, что не одна девушка в мире ради меня так не заморачивалась, но, к счастью, это неправда. На протяжении игры вы сталкиваетесь с исчезновением других персонажей, повреждением файлов сохранений и многократным использованием настоящего имени игрока, что служит для разрушения четвертой стены.

Sunset Overdrive

Пока Insomniac Games не взялись за игры про «паучка», у них получались оригинальные проекты. Если описывать Sunset Overdrive кратко, то это InFamous в максимально гротескном и абсурдном мире. Катаемся по проводам, бьём монстров, которые обратились от энергетика, стреляем пластинками, звуком, медведями и постоянно вываливаемся за четвёртую стену.

Ну, или это панк-дэдпул в сеттинге газированного апокалипсиса. Весёлая, несерьёзная, очень хорошо сделанная по всем параметрам игра, Overdrive ломает четвёртую стену примерно так же часто, как Дэдпул, постоянно высмеивая себя и другие игры за клише и тропы.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

«Откуда мне знать, что ты умеешь обращаться с оружием?», — спрашивает сумасшедший персонаж. В ответ наш герой мигает колесиком оружия и демонстрирует свой игровой арсенал.

«Стоит ли мне следовать за этим парнем? У него нет иконки», — спрашивает главный герой у человека, которого преследуют зомби. Диктор игры кричит, что, конечно же, мы должны следовать за ним.

Рецензентов, которые брались за обзор игры ждал свой уникальный слом четвертой стены. В игре есть «Sunset TV»‎ — шоу, созданное разработчиками для трансляции внутри игры. Этакие дневники разработчиков. И если ты лез в него, чтобы подчерпнуть факты, то вас ждала особая фраза.

Undertale

Культовая в инди-кругах ролевая игра, в одиночку разработанная Тоби Фоксом. В роли ребенка игроку предстоит вернуться домой из Подземелья, в которое тот случайно упал. Более культовой можно назвать только её саундтрек: я несколько раз видел как в музыкальном колледже Megalovania становилась экзаменационной работой.

Undertale часто обращается напрямую к игроку, побуждая его обдумывать свои действия и относиться к персонажам, как к живым существам. Иногда персонажи игры осознают свою виртуальность и начинают вести диалог напрямую. Если игрок решит убивать врагов, разные персонажи будут умолять его проявить сострадание.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Чаще всего слом четвертой стены проявляется после отката сохранений. Если убить первого босса в руинах, а потом откатиться назад и пощадить его, то потом один из персонажей буквально скажет что-то в духе: «О, умно, очень умно, но я то видел, что ты сделал, уууу»‎.

Персонаж Flowey играет ключевую роль в разрушении четвертой стены, часто обращаясь к игроку напрямую и признавая его присутствие в игре.

Deltarune

Можно сказать, это прямое продолжение Undetale, хоть события разворачиваются и «не в мире Undertale». Основа осталась почти прежней: исследование локаций, решение головоломок, сражения и периодический уход в мета-сюжет. Переработаны только боевая система (мимикрировала под JRPG) и визуал.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Deltarune сразу нарушает ожидания игрока, начиная с необычного меню создания персонажа, где предлагается «создать тело» и задаются тревожные, а порой и абсурдные вопросы личного характера. После создания аватара игра внезапно отбрасывает его, заявляя, что игрок не имеет никакого влияния на дальнейшие события. Этот момент становится первым из многих примеров того, как игра ломает четвёртую стену, напрямую обращаясь к игроку и подчеркивая его бессилие перед заранее определённым сюжетом.

Ещё Deltarune предлагает сломать четвёртую стену наоборот. В Undertale Санс ломал четвёртую стену, указывая на количество смертей игрока или называя его «грязным взломщиком»‎, если тот пытался взломать игру. В продолжении мы можем встретить Санса и сказать, что мы рады видеть его снова, хотя ни протагонист, ни Санс раньше не встречались.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок
Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Pony Island

Одна из любимых игр геймдиректора Ice-Pick Lodge, Николая Дыбовского — это уже может натолкнуть на мысль, что проект будет не из обычных. Он всегда приводит его в пример, когда начинает разговор об уникальном игровом дизайне.

Изначально Pony Island может показаться простой аркадной игрой в ретро-стиле, но вскоре она превращается в мета-приключение в жанре point-and-click, где игрок сталкивается с самим Люцифером и душами предыдущих игроков, запертыми в коде игры. Ведь все плохие игроки попадают не в Ад, а в старый игровой автомат, где они будут вечно играть за пони.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Для того чтобы продвинуться в игре и освободить заточенные души, игроку предстоит «перепрограммировать» игру, а также жульничать и обходить сложные задания, установленные Люцифером. Используя одну из запертых душ, игрок получает доступ к основным файлам игры и может взаимодействовать с персонажами через манипуляции с программным кодом.

Бойтесь неожиданных сообщений из Steam.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

The Hex

Все игры, созданные Дэниелом Маллинзом, ломают четвёртую стену, но мы расскажем только о двух. The Hex, возможно, лучшая мета-сюжетная история, которую когда-либо придумывал Маллинз. Большая часть игры происходит в баре, где персонажи видеоигр могут общаться друг с другом.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

При первой встрече известно мало, но все знают одно: скоро случится убийство. Поочерёдно управляя каждым персонажем, проходя приключения в постоянно меняющихся жанрах, мы не только лучше узнаём предысторию и мотивацию каждого из героев, но и попутно погружаемся в глубокий мета-сюжет про трудности творческих личностей. Игра про игру в игре, где игра и не игра вовсе.

Проводя часы за исследованием каждого уголка The Hex, вы также понимаете, что персонажи знают о вашем присутствии и, возможно, играют с вами так же, как и вы с ними.

There Is No Game: Wrong Dimension

There Is No Game: Wrong Dimension — это головоломка, создатели, которой всячески отговаривают играть в неё (но на самом деле, они очень-очень любят игры). Хотя нет, неправильно. Это не столько игра, сколько набор уровней из мини-игр, каждая из которых отсылает к известной франшизе. Это и эксейп-рум, и головоломка, и классический point-and-click, и оммаж 2D «Зельдам»‎.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Мета-повествование игры передается через полностью озвученный монолог ворчливой компьютерной программы, отвечающей на ваши попытки сыграть в «игру», которая, как он продолжает настаивать, на самом деле не существует.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Должен отметить, что игра упивается обманом ожидания больше, чем проломом четвёртой стены. Она заставит мыслить вас нестандартно: в одну минуту вы будете игнорировать прямые указания, а в другую — разбирать пользовательский интерфейс по кусочкам.

Зато к концу игры вы пронесётесь через несколько игровых миров, поддельных операционных систем и даже сможете заглянуть в «реальную жизнь». Это тяжелый метаматериал.

Kid Icarus: Uprising

Шутер от первого лица, который был выпущен эксклюзивно для Nintendo 3DS. Вооружившись стилусом, в роли ангела Пита мы должны спасти древнегреческий мир от злодейки Медузы. Если вы ничего не слышали об игре, то зря, ведь она значительно повлияла на серию Super Smash Bros. Ну, или вы не фанат Ninentdo и можете не думать об этом.

В Kid Icarus: Uprising герои Пит и Палютена — дэдпулоподобные шутники из эпохи 3DS. Они прекрасно знают, что они находятся в игре. Например, Пит задает Палютене вопрос: «Кто такой этот Икар, в честь которого названа игра? Могу ли я с ним познакомиться?».

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

И нет ничего необычного в том, что Пит ссылается на предыдущую игру, упоминая, что «25 лет назад она была настоящим испытанием», когда вспоминает о своей борьбе с Медузой, а Палютена признаётся, что знакома с известной игрой Super Bash Sisters, показывая, как Nintendo любит упоминать свои собственные проекты.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Но на этом игра не останавливается. Пит не просто ссылается на элементы игры — он обсуждает управление так, будто сам им пользуется, нажимая кнопки и всё такое. Он даже критикует дизайн, замечая, что полоска выносливости в игре служит лишь для того, чтобы он не мог просто пробежать мимо врагов.

Paper Mario: The Thousand-Year Door

Для меня спин-офф Paper Mario — сплошная неизведанность. Но если верить отзывам, то это добротная ролевая игра (лучшая в 2005 году). Марио и компания в очередной раз спасают королевство от злых сил, но в этот раз в 2D и в пошаговом формате.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Тод и другие персонажи Paper Mario: The Thousand-Year Door постоянно ломают четвертую стену или, по крайней мере, пытаются.

Во-первых, некий хитрый персонаж, с которым сталкивается Марио, специально обращается к игрокам перед телевизором. Он старается сделать так, чтобы мы не предупредили Марио о его истинной сущности, как будто это какая-то пантомима Nintendo в духе детских передач по типу Даши-путешественницы. Он прокомментирует нашу жажду насилия и идею о том, что оно может решить все проблемы. Но основной способ передвижения Марио - это буквально прыжки по головам людей.

Все готовы? Тебя это тоже касается! Тебя, который у экрана! Ты тоже слушай!
Все готовы? Тебя это тоже касается! Тебя, который у экрана! Ты тоже слушай!
Ох-ох, я просто проломил четвёртую стену, да? Извини. Давай забудем об этом!
Ох-ох, я просто проломил четвёртую стену, да? Извини. Давай забудем об этом!
Эй, ты! Который смотрит на экран! Да, я с ТОБОЙ разговариваю!
Эй, ты! Который смотрит на экран! Да, я с ТОБОЙ разговариваю!

Во-вторых: тут же маленькие грибочки будут рассказывать о своей игровой зависимости, о том, как они играли на новых Nintendo 64, GameCube и Gameboy Advance, и о том, как они обожают Fire Emblem и франшизу Paper Mario.

Игра, кстати, ремейк недавно получила — вот вам лишний повод ознакомиться.

Conker's Bad Fur Day

Одна из самых провокационных игр эпохи N64. Можете представить, что вся из себя семейная Nintendo выпустила игру про матерящуюся белку-алкоголика? Или игру, в которой укуренный пчёл хочет опылить грудь подсолнуха? Тут белка может упиться вдрызг, часами прыгать на уже упомянутых сиськах подсолнуха, пытаясь схватить тот доллар с дымящейся сигарой и обмочить плюшевых мишек до смерти в многопользовательском режиме.

А ещё герой знает, что он персонаж игры.

The Stanley Parable

Стэнли — обычный офисный клерк, которому предстоит необычное путешествие по его офису, который, оказывается, скрывает страшную тайну! И не одну! И не две!

Вам предстоит исследовать офисные пространства под руководством закадрового рассказчика — или поперёк его указаний.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Пойдёте ли вы в левую дверь или в правую? Выберете ли вы синюю дверь или красную? Останетесь ли вы на движущейся платформе или спрыгнете на уступ внизу? The Stanley Parable создаёт умные взаимодействия, манипулируя различными игровыми элементами, включая достижения и трофеи.

В то же время этот потрясающий мета-вымысел заставляет вас задуматься о том, почему вы играете в игры и как ваше отношение к медиа может привести к значимым результатам.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

One Shot

Ещё одна маленькая, трогательная инди, созданная на RPG-maker. Любят разработчики этой платформы пилить нестандартные проекты. В этот раз мы должны провести загадочного кошко-мальчика через потухший мир, чтобы возродить его солнце.

Одной из самых интересных особенностей One Shot является то, как сюжет взаимодействует с игроком. Тут игрок — отдельный персонаж, который существует отдельно от героя-аватара. В процессе управления героем «Нико», сам Нико начинает обращаться непосредственно к игроку, называть его «богом». Более того, «Нико» понимает, что вы сидите за компьютером, а он находится в игре.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Когда вам надо подобрать пароль для внутриигрового архива, он сообщает вам, что код, который вы ищете, не существует в этом мире. Затем игра показывает вам рабочий стол вашего собственного компьютера и спрашивает, понимаете ли вы к чему всё ведёт? Это значит, что вы должны найти ответ на загадку на своем компьютере. Оказывается, код спрятан в ваших документах.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Banjo-Kazooie

Ещё один смелый платформер от Rare, разработчиков Conker's Bad Fur Day. Пускай и не такой провокационный. По структуре мало чем отличается от уже культового на тот момент Mario 64: есть несколько миров для исследования, в каждом нужно собрать аналог звезды. Интересно другое.

Персонажи Banjo и Kazooie во всех играх регулярно пробивают четвёртую стену и делают множество отсылок к самой игре. В течение всего игрового процесса герои неоднократно упоминают, что они являются частью видеоигры.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Например, есть моменты, когда они делают отсылки к франшизе, как когда Грунтильда говорит, что вернётся во второй части игры, даже упоминая ее название. Кроме того, Банджо, Казуи и Боттлз спорят о том, кто из них был главной звездой предыдущих игр, будь то на барбекю или в споре с буквально призраком Боттлза.

Герои понимают видеоигровую логику, что помогает им в приключениях. Когда они заходят в комнату, где нет никого кроме птички, Банджо говорит: «Эй, Казуи, похоже, здесь никого нет». На что птичка отвечает: «О, нет, кто-то точно есть. Музыка изменилась. Каждый раз, когда это происходит, мы ввязываемся в драку».

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

В одной из сцен персонаж Казуи спрашивает Банджо, почему он так медленно двигается, на что Банджо отвечает, что это связано с тем, что игрок еще не освоил управление. Казуи тут же комментирует: «Ну, тогда, может быть, игроку стоит побыстрее научиться управлять!». Этот диалог показывает, что персонажи осознают присутствие игрока и взаимодействуют с ним.

Ещё один пример разрушения четвёртой стены в Banjo-Tooie происходит в сцене, где персонажи Банжо и Казуи находят секретный кодовый замок, который нужно открыть. Когда они пытаются угадать код, Казуи говорит что-то вроде: «Давай спросим у игрока, он наверняка знает!».

Не совсем, но мета: Metal Gear Solid

Приступая к подборке, я знал, что обязательно упомяну оригинальный Metal Gear Solid.

Это один из первых экшенов от третьего лица, да и одна из первых игр, которые начали ломать четвёртую стену. Играя за спец-агента Солида Снейка, мы должны прокрасться на антарктическую военную базу и обезвредить ходячий танк с ядерным оружием, а также понять почему Кодзима — гений.

Многие слышали про «чтение мыслей»‎ Психо Мантиса, а также сцену, в которой он описывает ваш игровой стиль, количество сохранений, игры, в которые вы играли, и любимый жанр. Историю браузера он не читает, и на том спасибо.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Мантис мог «манипулировать»‎ телевизором игрока во время самого боя, переключая его в режим ожидания, чтобы вы больше не могли видеть происходящее на экране.

Конечно, это было не по-настоящему — игра лишь имитировала «режим ожидания», просто включая чёрную заглушку поверх изображения.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Но это не единственный раз, когда игра ломала четвёртую стену: в самом начале игры, когда Снейку презентуют Кодек — внутриигровое средство связи — его просят настроиться на частоту, которая указана на обратной стороне коробки. И да, речь шла про реальную коробку физического издания игры.

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Не совсем, но мета: Max Payne

Нуарный боевик про незавидную судьбу мстительного Макса Пейна, вдохновлённый гонконгскими боевиками. Но есть один нюанс — Макс по ходу дела осознаёт себя в игре.

Вернее, даже два нюанса: осознаёт он себя таким из-за наркотического прихода. Так что сложно честно назвать это разрушением четвёртой стены, скорее шуткой, о которой и игра, и игрок быстро забывают.

В заброшенном и горящем здании, Макс наталкивается на страницы графического романа, основанного на его собственной жизни. С самого начала этот роман вываливает жестокую истину: «Ты в компьютерной игре, Макс».

Пост-пост, мета-мета: 14 взрывающих мозг игр, которые знают, что они — игры, а вы — игрок

Затем Макс начинает осознавать детали, которые раньше оставались за пределами его внимания: статистику оружия, висящую в уголке его зрения; бесконечные циклы стрельбы и замедления времени, созданные для того, чтобы подчеркнуть его движения.

В этом кошмарном состоянии Макс вдруг понимает, что находится в компьютерной игре, и начинает узнавать элементы интерфейса: изображение его головы и индикатор времени для замедления пули.

Кажется, что проектов, которые готовы ломать четвертую стену, выпускают все меньше и меньше. Остаётся либо надеяться на инди-разработчиков, либо довериться Кодзиме, либо наслаждаться играми из прошлых эпох.

А как вы относитесь к мета-играм и какие игры вы бы добавили в подборку? Делитесь в комментариях!

Понравилась статья? Лайкни — и подпишись на блог, мы публикуем много уникальных лонгов. Или вступи в наш канал в Телеграме, там узнавать о новых текстах даже удобнее!

А что, если игры разрушат не стену, а психику? Рассказываем.

164164
99
44
22
22
11
11
11
11
56 комментариев

Лучшую забыли

28
2
Ответить
16
2
Ответить

Ты уверен?

12
Ответить

Fallout 2?

Ответить

Sunset Overdrive недооцененная, но очень крутая

15
Ответить

Это всё маркетинговый расчёт: сделали игру так, чтобы её вспоминали в каждой подборке недооценённых шедевров!

9
Ответить

Согласен! Но она и прибыли принесла 567$ :(

2
Ответить