Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

140 часов в стиме и всего 100 часов на сейве. Серьёзные спойлеры скрыты.

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Кайфовая игра с кучей плюсов и кучей минусов. Если выражаться совсем уж кратко: хороший геймплей (боёвка), неплохой сюжет, годные лор и построение мира и... сомнительное всё остальное. На удивление самые сильные «фичи» серии Persona (линки с друзьями, музыка и стиль) здесь получились крайне спорными.

Обо всём по порядку.

О геймплее

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Боевая система в данной игре на несколько голов выше, чем в самой популярной серии игр Atlus. На высокой сложности она раскрывается в полной мере – врагам добавляется дополнительное очко хода, а это ОЧЕНЬ сильно решает и создаёт челлендж.

Был даже один смешной момент, когда количество ходов у противника было такое:

8 ходов!
8 ходов!

а у меня вот такое:

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

На мой скромный взгляд, разработчики в этот раз серьёзно подошли к вопросу баланса и смогли сделать оптимально сложную, но при этом недушную jrpg. Это, конечно, не уровень некоторых SMT на харде, но такого тут, наверно, и не надо. Для многих кощунственным будет подобное заявление, но думать здесь приходится больше, чем в BG 3.

Система архетипов гармонично вписывается в геймплей, создаёт огромную вариативность в билдах, но при этом вплоть до поздних стадий игры не позволяет сконструировать ультимативную имбу. Здесь не требуется тратить время на долгое и изнурительное смешивание разных персон в попытках создать какую-нибудь грозную тварь, а глаза не разбегаются, когда пытаешься выбрать между ними.

От 2 до 4 архетипов в каждой ветке. Если честно, из-за огромных требований по ресурсам для эволюции архетипов и даже своеобразным развилкам, мне сразу вспомнились Disciples 2. Знаю, глупая аналогия.
От 2 до 4 архетипов в каждой ветке. Если честно, из-за огромных требований по ресурсам для эволюции архетипов и даже своеобразным развилкам, мне сразу вспомнились Disciples 2. Знаю, глупая аналогия.

Для различных ситуаций нужны ВСЕ архетипы, но при желании можно пройти игру и без использования каждого из них в силу наличия системы синтеза (сильные способности, требующие несколько ходов и сочетания определённых архетипов у бойцов), системы наследования навыков (перенос 1-4 навыков от одного архетипа к другому) и расходников, заменяющих многие способности архетипов.

Боевые расходники в этой игре чертовски важны и сохраняют свою актуальность до самого конца (особенно если игрок не слишком сильно разбирался в архетипах), пока боссы не начинают массово снимать дебаффы.

Закидайте этим говном какого-нибудь босса в середине игры, и он вам ничего не сделает.
Закидайте этим говном какого-нибудь босса в середине игры, и он вам ничего не сделает.

Было несколько ситуаций, когда благодаря расходникам я побеждал боссов без получения урона: если враг промахивается или попадает по бойцу, который неуязвим к соответствующему типу урона, он теряет ходы.
Учитывая, что бой можно буквально по щелчку пальца начать заново, это не составляет труда (на НГ+ нельзя кстати). Эх, можно было бы ещё посреди боя загрузить сейв, и один из главных оплотов духоты в JRPG бы наконец-то пал.

К слову о духоте, возможность парой ударов ликвидировать слабых врагов (ниже на 2 уровня) в реал-тайме, очень сильно ускоряет прохождение данжей и упрощает фарм (если игроку это зачем-то понадобилось). Враги в данжах тут ресаются либо спустя 15 минут, либо после обновления локации в сейф-зоне. В любом случае оббежать их всё равно можно легко и при желании игрок может проходить исключительно боссов. Справится он или нет, это уже другой вопрос.

В реальном времени можно засадить и врагу посильнее, чтобы снять ему часть здоровья при начале полноценного боя. Если же враг попадёт по герою, то эта ошибка может оказаться фатальной – он походит первым и рубанёт нескольких героев, а то и всю пати (было). И даже не думайте идти в данж в плохую погоду: без доп. ходов игра может стать в разы сложнее.
Спойлер из-за личности поздних компаньонов:

Редактор не хотел загружать видео размером 90 мб, я резал его до 60, и только тогда он наконец-то согласился. СПАСИБО!

Сами данжи тут редко имеют какие-то необычные механики, но в целом сделаны лучше, чем в Персонах (за исключением дворцов в P5), ибо как минимум проходятся гораздо быстрее. Есть один излишне затянутый, но можно скипнуть половину локации плюс, насколько я понял, данж полностью скопирован из другой игры Atlus под названием Etrian Odyssey 2007 года.

Один в один и название у локи точно такое же. Не берусь утверждать, что Metaphor по сути является приквелом, но много названий в данном сегменте игры (по типу Этрия) взяты именно из Etrian Odyssey. Возможно, просто дань уважения.
Один в один и название у локи точно такое же. Не берусь утверждать, что Metaphor по сути является приквелом, но много названий в данном сегменте игры (по типу Этрия) взяты именно из Etrian Odyssey. Возможно, просто дань уважения.

Да, в силу того, что игра вышла спустя 35 лет после основания студии, в неё вложили фичи из Персоны, геймплей из SMT и детали сеттинга из менее популярных игр.

О нарративных аспектах

В игре даже тянки моются в одежде. ПОЗОРИЩЕ! Как так можно?! Вы с ума сошли? Разработчики не умеют грамотно прикрывать обнажёнку?
В игре даже тянки моются в одежде. ПОЗОРИЩЕ! Как так можно?! Вы с ума сошли? Разработчики не умеют грамотно прикрывать обнажёнку?

В том, что касается сюжета и нарратива, всё не так однозначно.
Во-первых, завязка очень крутая и уникальная. В какой ещё игре нужно бороться за власть, зарабатывая поддержку у народа? К слову, всё что угодно будет лучше сюжетки про то, как дети борются со злыми взрослыми.
НО все претенденты, кроме двух самых главных, – никчёмные карикатурные идиоты, которые даже не пытаются победить и участие которых в сюжете стремится к 0.

Гениально! Далеко пойдёт с такими лозунгами.
Гениально! Далеко пойдёт с такими лозунгами.

Во-вторых, антагонист – жестокий и беспощадный манипулятор со своей изощрённой философией, который превосходит большинство других антагонистов Atlus. Это, конечно, не Ктулху, маскирующийся под Гитлера, но всё же неплохо.
Частично сам персонаж является отсылкой на Луи Шифра из игр SMT, Люцифера в человеческом обличье.

Гигачад.
Гигачад.

НО протагонист – это бездарное безличное наивное чмо (и плевать, что он где-то озвучен), которое пытается прийти к власти с ещё более популистскими лозунгами, чем коммунисты, националисты, веганы и все остальные фрики. Это всё можно было бы простить, если бы он как-то поменялся по ходу игры. К сожалению, концовка поставила на этом жирный крест, как же она меня взбесила:

Он приходит к власти, и, не добившись каких-либо серьёзных преобразований, через два года сваливает в путешествие по стране вместе со всем своим правительством. Надеюсь, что на подавление бунтов, о которых говорят некоторые NPC в эпилоге.
Более тупорылой наивной чепухи я и представить себе не мог. Очень по-взрослому, очень ПО-КОРОЛЕВСКЕ. Удачи тебе повторить судьбу своего отца, идиот.

Кабэдон есть, а романсов нет!
Кабэдон есть, а романсов нет!

Я могу похвалить разработчиков как минимум за то, что они чуть ли не единственные умудрились создать концепцию, где нет какого-то диссонанса между обилием побочек и срочностью выполнения мейн квеста.

НО в игре, помимо 3 случаев (плохие концовки), буквально нулевое влияние выборов, что, учитывая концепцию борьбы за власть, на мой взгляд, критически влияет на восприятие сюжета. Хотите сделать из персонажа гигачада, который не пожертвует деньги бедным?
Не получится, ваш компаньон скажет: «Ха-ха-ха, отличная шутка, друг, отдадим им все деньги!»
Это доходит до смешного, когда на стелс-миссии, у игрока спрашивают, кого он хочет отправить вперёд, и все опции, кроме ГГ, забракованы. Игре с такой концепцией нужны выборы, иначе в чём вообще смысл?

Типичный выбор диалога в игре:

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Здесь нельзя заруинить социальные линки: «правильные» и «неправильные» выборы влияют только на количество получаемых ресурсов. Нет никакого скрытого параметра отношений с компаньонами и уж тем более реверсивных таро.

Королевские качества, имхо, тоже сделаны максимально халтурно, как будто лишь бы были (привет храбрости, которая максится на середине игры), а единственное их применение ограничивается поднятием парочки социальных линков.

Слабоумие и отвага.
Слабоумие и отвага.

Сами социальные линки очень схематичны. И пускай в их рамках может подаваться какая-та трогательная или прикольная история, это всё равно не стоит того, чтобы на каждую из них тратилось 8, мать его, дней.

-Привет, ты собираешься ехать за своим наследством?
-Да, завтра поедем.
-Ладно, хорошо, пока, завтра увидимся. Ты очень крутой и честный!

И все возможные в диалогах реплики – это различные методы подсосничества:
1. Ты хороший рыцарь.
2. Ты следуешь своим идеалам.
3. Ты просто невероятна.

Если истории подаваемые в рамках линков теперь лучше, то в планах самой механики и реплик ГГ – это деградация до уровня общения с инфузориями-туфельками.

Лучший линк. Соглы?
Лучший линк. Соглы?

И нет, первый компаньон не является клоном первого компаньона из какой-нибудь Persona 5 (такое мнение я встречал здесь). Между ними нет буквально ничего общего, кроме разве что цвета волос. В целом личности тут более-менее уникальные и персонажи сами по себе интересные.

Единственное обоснование отсутствия романсов, которое я могу придумать, – это наличие в планах прямого сиквела. Нет никакой иной объективной причины, по которой их в игре нет, какую бы чепуху не пытался нам втюхать глава разработки. В игре даже подразумевается каноничный роман, но до самих отношений дело не доходит.

Что за работа у девушки в таком наряде? Почему ЭТО чудовище нельзя романсить?
Что за работа у девушки в таком наряде? Почему ЭТО чудовище нельзя романсить?

В игре очень богатый перспективный сеттинг, здесь очень приятно подходить на протяжении игры к одному и тому же NPC, и видеть, как меняются настроения в обществе. Это всё наглядно показано!
НО информация, предоставляемая в местной энциклопедии, настолько лаконичная, что сразу заметен подход, которому любит следовать данный разраб: Не вглубь, а вширь. По сути заглядывать в журнал не нужно, потому что вся информация и без него наглядно «излагается» в самой игре. Опять же, для меня это очередной признак халтуры. В принципе журнал можно вырезать из игры и она ничего не потеряет: это, скорее, способ освежить память для игрока, который растянул прохождение на год.

Спасибо, очень подробно изложено, я много нового узнал о персонаже.
Спасибо, очень подробно изложено, я много нового узнал о персонаже.
ГДЕ МОЙ ПРОЦЕНТ?!
ГДЕ МОЙ ПРОЦЕНТ?!

Проблема сюжета этой игры в том, что сценаристы не могут определиться, серьёзную историю они рассказывают или просто добрую сказочку. Людей казнят посреди дня, еретиков закидывают камнями, половину рас записывают в низшие, но протагонист с его компашкой, несмотря на совершение каких-то серьёзных смелых или просто страшных действий, имеют мировоззрение 10-летних инфантилов и никакое «общество всеобщего благоденствия», о котором идёт речь в игре, такие люди построить не смогут никогда.
Это буквально малолетние «либералы». Причём сценаристы прекрасно понимают «несостоятельность» их идей, но никак не реализуют эту «несостоятельность» в сюжете игры, давая лишь прозрачные намёки.

С такой необычной завязкой, казалось бы, много времени должно быть посвящено именно борьбе за власть, именно поднятию репутации у народа. На самом деле это всё где-то там, на заднем плане, влияние и репутация растут сами собой, а основной конфликт-то он о другом и весь сюжет сконцентрирован именно на нём. И это печально: я был бы не прочь побыть 100 часов подсосом у народа, а не 50 часов останавливать злых антагонистов.
На удивление игра не такая масштабная, как её пытается показать разраб (я хз, чем они занимались 8 лет), и мне лично хотелось бы чего-то большего, чего-то более сложного, каких-то комплексных закулисных интриг, больше сложных и неоднозначных конфликтов (да и локаций больше бы).
Но тут такого нет: совершай подвиги и власть сама придёт к тебе в руки, ибо сценаристы прописали такой сюжет, который позволяет подобную глупость.

Идея с картой и путешествиями отличная, она одновременно напоминает мне и западные рпг, и старые финалки (бегун вообще по концепции похож на дирижабли), но дайте мне на этой карте нормальные встречи. Что-то помимо «достопримечательностей» и чужих бегунов.
Идея с картой и путешествиями отличная, она одновременно напоминает мне и западные рпг, и старые финалки (бегун вообще по концепции похож на дирижабли), но дайте мне на этой карте нормальные встречи. Что-то помимо «достопримечательностей» и чужих бегунов.

И здесь на первый план выходит основная проблема игры: это бюджетный долгострой, который как будто бы неоднократно по каким-то причинам переделывали и из которого, по всей видимости, даже вырезали несколько важных сегментов. В один момент сюжет начинает двигаться так быстро, что диву даёшься. Условно в пятнадцати днях сюжета больше, чем в нескольких месяцах. Или в пяти часах сюжета больше, чем в шестидесяти. Да и к слову, королевские качества не очень сбалансированы и уж слишком быстро максятся ближе к концу игры.

Как минимум никто не убедит меня в том, что из Альтабури не вырезали сюжетный данж.

Возможно, в ходе разработки концепция игры в корне поменялась. Вероятно, игру изрядно подсократили и сгладили какие-нибудь острые углы, сделав её менее мрачной. Сложно сказать. Допускаю, что через год-два выйдет новое издание с новой сюжетной аркой и концовкой получше.

О плохом

Самые серьёзные недостатки игры вытекают из её бюджетности. SEGA – это максимально бездарный и жадный издатель, который всегда предпочитает количество качеству. Зачем вкладывать 10 пачек доширака в одну игру, если можно вложить 10 пачек доширака в 10 разных игр? И плевать, что эти игры, очевидно, будут по популярности и продажам разниться как Metaphor и какие-нибудь Soul Hackers 2. И да, конечно же, вся эта пачка доширака уйдёт актёрам озвучки (привет Акио Оцуке на одной из главных ролей).

Как минимум такой подход означает, что никакого скачкообразного развития от их игр ждать нельзя. Как максимум – что при крупных успехах у нас просто будет ещё больше игр с одинаковым копеечным бюджетом. И речь тут явно не об отсутствии полноценной озвучки, о которой фанаты жрпг в принципе уже давно не думают.

Оправдаю только оптимизацию: на моём древнем компе просадок в принципе не наблюдалось и загрузки были мгновенными. Возможно, мой старый глаз уже не видит больше 24 ФПС.

Визуальный стиль – это понятие субъективное, но для меня каких-то потрясающих крутых дизайнов (у боссов прикольные) и видов тут по минимуму.

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»
Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Ласт босс:

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Графон не пнул только ленивый, но крыши собора, которые здесь кидали недельку назад, – это не очень наглядный пример.

Это не горы, а часть крыши местного собора.
Это не горы, а часть крыши местного собора.
Хз, как она должна выглядеть вблизи, мб и так, как на скрине выше.
Хз, как она должна выглядеть вблизи, мб и так, как на скрине выше.

Основные претензии у меня к разнообразию врагов и к музыке.

На врагах пожадничали максимально. В финальных данжах просто нет уникальных врагов, помимо двух боссов. Это даже для Atlus чересчур. Мало того, что враги постоянно повторяются (рескины), так и самих видов (скинов) врагов едва тут наберется больше пары десятков.
Atlus, куда вы дели деньги? Вы 8 лет эту игру разрабатывали, АЛЛО, это ни в какие ворота уже не идёт.

С музыкой аналогичная ситуация. Есть хорошая боевая тема, есть крутая тема в меню, есть одна хорошая тема на боссфайте и есть одна крутая тема на бегуне во второй половине игры. ДАВАЙТЕ БУДЕМ РЕЮЗАТЬ ПЕРВЫЕ ДВЕ. Мегуро, ты после ухода из Atlus заломил бешеные цены на свои услуги? Музыки в игре просто слишком мало для такого масштабного проекта, и она уж слишком часто повторяется.

Лучший трек игры.

SEGA сама-то верила в успех своего проекта, или им было на него полностью насрать, ибо это новая IP?

Ещё одна проблема связана с переводом игры. Это, конечно же, сразу заметно, когда два абсолютно разных статусных эффекта перевели как «оглушение». Но в случае самих диалогов, похоже, проблема уже в английской локализации, с которой, скорее всего, переводили уже и наши.

По всей видимости, там опять вскрылась какая-та история про якобы воукнутую переводчицу. Не хочу в неё углубляться. Схожая история была с Unicorn Overlord, где характеры персонажей в корне менялись из-за локализации.
По всей видимости, там опять вскрылась какая-та история про якобы воукнутую переводчицу. Не хочу в неё углубляться. Схожая история была с Unicorn Overlord, где характеры персонажей в корне менялись из-за локализации.

О подсолнухе

Пара слов о Metaphor: ReFantazio после получения «подсолнуха»

Тут в принципе будет просто, особенно если игрок не гнушается понижения сложности (нет ачивок, привязанной к ней, как и всегда у Atlus).

Во-первых, нужно пройти часть NG+, чтобы суметь одолеть супербосса. Скорее всего, придётся проспидранить почти всю игру во второй раз (что сделал я). Переносится всё важное, кроме лвлов и прогресса социальных линков, а без второго драться с ним будет тяжеловато.
На NG+ доступна новая сложность, хотя с предметами и прокаченными архетипами никакого челленджа она не создаёт, и трудностей у меня с этим боссом тоже в итоге не возникло.

Зачем? Делайте её доступной на NG.
Зачем? Делайте её доступной на NG.

Во-вторых, парочку достижений можно упустить при первом прохождении. Это, прежде всего, мастерство дебатов, для которого надо победить всех соперников в дебатах, нужно не забыть поготовить с Марией, когда будет максимальный уровень линка, и найти как минимум 46 золотых жуков (их 50). Остальные достижения скипнуть сложно.

В-третьих, есть одно достижение, связанное с ласт боссом: его нужно победить, предварительно не ослабляя его уничтожением определённых объектов. Они дают ему очень жёсткий буст и сильно усложняют файт, фактически делая его тяжелейшим боссом в игре, которого невозможно победить без абузных тактик или банального понижения сложности. В общем, готовьте ваши отражения и уклонения, кому не наплевать.

Итоги

Пока SEGA не начнёт вкладывать в свои игры больше одной пачки доширака, ни одной из них награду GotY не видать (да, скорее всего, даже номинацию). Они могут сделать какой угодно шикарный геймплей, крутой сюжет, драматичных персонажей и проч., но какая в попу разница, если проект максимально бюджетен?

Поэтому у какой-нибудь FF7 Rebirth есть все шансы взять награду (несмотря на очевидную шизу сценаристов), ибо это, наверно, самая дорогая JRPG в истории, а дорогие любимые наши Atlus или RGG Studio могут взять только за щеку.

Но в целом я от игры всё равно кайфанул, на 8/10 пойдёт.

P.S. Редактор DTF не разрешает вставлять мне в пост видео размером более 60 мб. Это какое-то очередное ограничение? 100 мб было недостаточно?

135135
44
33
33
22
11
11
277 комментариев
2000 ₽

лонг утра

13
2
Ответить

Прочитала весь пост.
Ну что сказать, они знают свою аудиторию — это люди, подкормленные известными линейками типа Персоны. Бюджетный долгострой без нормального сюжета и адекватных персов, угадайте что? Правильно, С ВАС СЕМЬ ТЫЩ!
Хотя как будто бы даже захотелось поиграть, раз геймплей хороший. Но не за такую цену, конечно. По большой скидке)

49
6
1
1
Ответить

По 100% скидке доступно))

12
6
Ответить

а мой не прочитала...

4
1
Ответить