Сатурн - эссе о игре и индустрии [Лонг]

Сатурн - эссе о игре и индустрии [Лонг]

Можно спросить меня - ты сидишь на сайте молчком 4 года и тут вдруг разродился? Дело в том, что на Сатурн у меня были большие планы. Когда я увидел трейлер игры, подумал - ну все, сейчас буду с ней носиться как с писанной торбой и всем показывать - "Вот, смотрите, можно и под влиянием ИРИ выдавать впечатляющие игры!"
И так и получилось!

Я не могу перестать носиться с Сатурном и всем про него рассказывать, потому что эта горящая мусорка вызывает у меня прямо-таки страстное желание поделиться впечатлениями.

Содержание

Контекст

Для начала хочу прояснить, чтобы все всё понимали:
Я безработный алкоголик без экспертизы, у меня из достижений куб в блендере и пустой проект в юнити, а партиотические чувства, требующие дефать все отечественное, извращены голубым двачом.
По заветам лучших игровых журналистов этой богоизбранной площадки, без спойлеров обзор написан по итогам двух часов одоления, из которых полчаса я скипал сюжет через постель (об этом ниже). Никаких скринов я не делал, так что наслаждайтесь картинками из интернета. Хотите скрины из игры? Скачайте и запустите сами, она весит 1,4 гб и доступна для свободного скачивания с сайта разработчиков.
Это не рецензия и не расследование, по сути это шитпост, где я вываливаю свои впечатления (т.е. это эссе как оно есть).
Всех люблю, никому зла не желаю, скачайте Сатурн откуда угодно чтобы поднять разрабам статистику и дотянуть KPI по которому долбоебы из ИРИ судят об успешности проекта. Я вот скачал.

Впечатления

Итак, поиграл в сатурн.
Если говорить про техническую часть, то это катастрофа уровня киберпанка на релизе.

Проблемы и ремонт АКПП SATURN TAAT — Saturn SC (E-128), 1,9 л, 2001 года
Проблемы и ремонт АКПП SATURN TAAT — Saturn SC (E-128), 1,9 л, 2001 года

Просто пиздец, игра падает каждые 5-15 минут от любого чиха - от попытки вывести текст диалога, от перехода между локациями, от загрузки новой пнгхи персонажа взамен старой, просто потрясающе.
Как можно было умудриться на юнити достичь такой нестабильности, если ответственные за это люди хотя бы один юнити релиз делали до этого - а никак нахуй, выводы сделать несложно.

Во что поиграть на Sega Saturn - Эксклюзивы платформы!
Во что поиграть на Sega Saturn - Эксклюзивы платформы!

Если говорить про геймплейную часть, то это арчеро для людей без реакции. Если это позорище считается "тактическим геймплеем", то возникает вопрос - а видели ли разработчики тактические игры вообще. Потому что решить, сидя на паузе, что нужно переместиться, чтобы пешком уйти от пули, а потом снова сесть на паузу - это, мягко говоря, не то чего ожидаешь.

Арчеро, кстати, отличная игра, сильно повлиявшая на индустрию не только мобильных, но и пк игр
Арчеро, кстати, отличная игра, сильно повлиявшая на индустрию не только мобильных, но и пк игр

До того как поиграть в игру я читал рецензии и по описанию ощущалось, что мне тут предлагают поиграть в frozen synapse, что было бы потрясающе, ведь нормальных клонов у этой серии игр нет - а тут еще и с сюжетом. Реальность оказалась жестокой.

А вот Frozen Synapse ни на кого не повлиял - и очень зря
А вот Frozen Synapse ни на кого не повлиял - и очень зря

Если говорить про сюжетную составляющую, то это кастрированное, выхолощенное, прогнанное через методичку дымящееся говно для умственно отсталых патриотов.

Как Сатурн через кризис побуждает жить Россию в новой реальности | Астропсихолог Владимир Агастьянов
Как Сатурн через кризис побуждает жить Россию в новой реальности | Астропсихолог Владимир Агастьянов

В целом, ощущение, что игра полностью делалась командой студентов, причем очень тупых студентов.
Отовсюду торчат швы от перекройки игры под требования ири.
Игра нихуя не готова на самом базовом уровне:

  • Часть диалоговых веток ведет вникуда - очевидно, потому что одни студенты их забыли дописать, а другие студенты их забыли протестировать.
  • Часть текстов в окружающем мире - просто заглушки, которые обрываются так резко, что становится очевидно, что челику, который за это отвечать, просто лень забивать положенный объем. Причем лень настолько, что даже лень прогонять ТЗ через чатгпт - а это было бы выходом, потому что подавляющее большинство текстов все равно ценность никак не влияют ни на сюжет, ни на геймплей, и не имеют ценности ни художественной ни юмористической.
  • Ролевая система либо добавлена в спешке, либо было принято решение ее вырезать, но видимо из-за требований ИРИ ее оставили висеть огрызком. Почему у ИРИ свет клином сошелся на рпг, из-за чего и Смута прикидывается рпг, и Сатурн - загадка дыры.
  • Управление и камеру словно бы делал человек, первый раз играющий в игры с видом сверху вообще. Когда я прочитал в одной из рецензий, насколько ограниченное и неудобное управление в игре, я подумал, что ее сперва планировали делать на мобилки, но когда пощупал игру сам - увидел, что дело вообще не в платформе, а именно в некомпетентности и отсутствии хоть какого-то тестирования.
  • Журнал событий вообще студент-долбоеб походу в фигме нахуярил и его напрямую как есть в игру вставили. Я даже не знаю как это описывать, лучше сами на это посмотрите в игре.
фильм Сатурн 3 | Фильмы ужасов - отзывы - рецензии - конкурсы - хоррор - слэшер
фильм Сатурн 3 | Фильмы ужасов - отзывы - рецензии - конкурсы - хоррор - слэшер

Т.е. это чисто механики, я особе не вдаюсь в содержание даже. И я еще слова не сказал о том, насколько главный герой несимпатичный как личность и насколько он позволяет игроку принимать решения. НИНАСКОЛЬКО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ. Диалоги линейны до отупения, часто реплики в диалогах контекстуально не связаны никак, потому что разработчики ожидают, что ты на определенные варианты ответов жать не будешь (сюрприз - это те варианты, которые не первые в списке).
Отдельное сильное впечатление на меня произвела черта характера Ритор - во-первых, в половине случаев она выдает тот же вариант ответа, что над ним, но более высокопарно (без изменений в результатах); во-вторых, если она выдает другой вариант ответа, то просто игнорируется и возвращает диалог в предыдущей точке! Зато у нас дохуя черт, круто да? Типа как в диско элизиуме, но больше, ого!

Вот тут еще хорошо.
Вот тут еще хорошо.

Прохождение через постель

В игре есть постель.

Постельное белье Sarev SATURN MAVI/V1 евро
55 200,00 ₽*
·
В наличии
Постельное белье Sarev SATURN MAVI/V1 евро 55 200,00 ₽* · В наличии

Постель позволяет скипать время ради криво работающих бесполезных в локации с постелью баффов. Когда ты скипаешь время, оно идет. А главная фича игры - это жесткий таймер.
На использование постели нет никаких ограничений - можно проскипать игру до плохой концовки от самого начала. В процессе скипа игра начинает расползаться на куски - появляются и исчезают квесты, в квестах пропадают пункты заданий, но визуально остаются чекбоксы, анимация глобального таймера ускоряется, звуки начинают глитчить и рассинхронизироваться.
При этом в игре нет особой концовки для долбоеба, который все проспал в буквальном смысле. Никому не пришло в голову, потому что, очевидно, никто этого не тестировал и всем было наплевать.
И это при том, что люди делали диско элизиум с настоящей боевкой - там даже в начале если прямые отсылки.

Помните зеркало в Диско элизиум, в которое можно посмотреться? Тут тоже такое есть и тоже можно, но результат вас разочарует. А все потому, что в ZA/UM работали талантливые люди.
Помните зеркало в Диско элизиум, в которое можно посмотреться? Тут тоже такое есть и тоже можно, но результат вас разочарует. А все потому, что в ZA/UM работали талантливые люди.

Похвала

Вы думали, что я хейтер? Как бы не так.

Fabfilter SATURN 2 - новый лучший сатуратор!
Fabfilter SATURN 2 - новый лучший сатуратор!
  • Пиксельхантинг (а тут он есть и его много) сделан приятно - большинство объектов, которые кажутся кликабельными - кликабельны, при этом изначально ничего не подсвечивается, т.е. процесс происходит естественно. Для русской школы поинт энд клик квестов это прям достойно.
  • Идея с ограничением по времени + затратами времени на перемещение по локациям вкупе с параллельными сгорающими квестами - ОТЛИЧНАЯ и единственная работающая как надо система в игре. Она багованная, но работающая.
  • Сеттинг. Если закрыть глаза на методичку с подсасыванием китаю и обгаживанием гадящей англичанки - сеттинг необычный, приятный опимистичный футуризм, такая попытка переизобрести полдень стругацких в реалиях постсовка, что вообще говоря смело. Потенциал у этой идеи большой, единственное что все портит - текущее политическое напряжение, которое ИРИ, очевидно, требует прибивать ко всем их проектам кривыми гвоздями.

Как ее спасти?

Болельщики просят главу округа помочь спасти подмосковный футбольный клуб « Сатурн» | Раменское
Болельщики просят главу округа помочь спасти подмосковный футбольный клуб « Сатурн» | Раменское

Просто чтобы получилась нормальная игра, нужно:

  1. Проделать большую работу над багами
  2. Выкинуть нахуй все упоминания об рпг и честно написать что это поинт энд клик адвенчура
  3. Переделать камеру, управление, сделать боевку реалтаймовой с умной паузой потому что сейчас это душное позорище без темпа. развить стелс и миссии под него сделать (ахахахах, сейчас можно обходить враждебных роботов пешком вне режима боя, просто не вставая лицом к лицу с ними. Роботы не ходят, просто стоят на месте и не крутят головой. Что это? Зачем это?).
  4. Переписать это позорище вместо текстов, чтобы хотя бы не палить закладываемые интриги через 5 секунд после из появления (я без спойлеров, так что не буду развивать мысль).
  5. Дописать блядь ветки диалогов!!!
  6. Нормально интегрировать цензуру и методичку от ири, а не автозаменой по джисону пройтись (руки бы поотрывать долбоебу, которого поставили на эту задачу, позорище).
  7. Потратить деньги и время на плейтесты, юнит тесты, вычитку редактором и на переводчика (английский перевод тут есть и он сделан промтом, надеюсь).
  8. Дать нормальному аниматору поработать над костями человечков и стейт машиной.
  9. Поработать с хорошим саунд дизайнером. Я поражен, что никому не пришло в голову, что играть в поинт энд клик адвенчуру под эмбиент радиопомех это прям пиздец как тухло.
  10. ПРОКЛЯСТЬ И СЖЕЧЬ систему повторных забегов после каждой смерти.

ПОВТОРНЫЕ ЗАБЕГИ

САТУРН — СТРАДАНИЯ ВО ИМЯ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ - Записки ведьмы - Страна Мам
САТУРН — СТРАДАНИЯ ВО ИМЯ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ - Записки ведьмы - Страна Мам

Они блядь ебанулись - засунуть в игру со статичным миром систему повторных забегов из роглайтов и не добавить систему чекпоинтов. Просто нет слов, долбоебы.
Ну т.е. серьезно - вот ты умираешь, на произвольном этапе игры, и вот тебе теперь проходить ее с нуля, по тем же картам, с теми же противниками, в тем же лутом, в теми же диалогами. Чекпоинтов нет, сохранение одно и оно перезаписывается, перед опасным моментом (это еще знать надо что он будет) сохраниться нельзя.
Алло, разработчики, вы в курсе как работает диско элизиум, который вы взяли за основу? Как это прошло через все итерации до релиза вообще?

Как так вышло?

В конечном итоге, у меня ощущение, что ребята хотели сделать свой диско элизиум, только в любимом ими ретро футуризме, с настоящей боевкой и меньшим объемом текста.

День рождения Сатурна. Учимся улучшать свою карму.🪐
День рождения Сатурна. Учимся улучшать свою карму.🪐

Как я понимаю, они его начали делать командой компетентных людей - там есть маленькие огрызки юмора, похожего на диско, в самом начале.
Но то ли поняли, что обосрались с концептом, то ли 22 год разъебал им бюджет, и в итоге наработки просто бросили.
А потом началась эта хуйня с ИРИ и они решили присосаться к кормушке хоть с чем-нибудь, вот и вытащили наработки из мусорного бака.

А учитывая, что ИРИ требует в качестве KPI (а именно - не качественный продукт, а сроки, интеграцию методички и количесво скачиваний) - на похуй набрали команду стажеров и быстро быстро нарастили на имевшийся скелет мясо.
Только вот получился в итоге петух из говна.

Это самая оптимистичная версия того, почему вышло так плохо. Другие версии уже подразумевают конкретную злонамененность, а зачем плохо думать о людях.

TL;DR

Для тех, кому тяжело читать буквы, чатгпт и суно совершили чудо и совместными усилиями сделали стильный конспект этого материала:

Зачем я только писал так много.

Спасибо за прочтение всем, кто добрался сюда - или перескочил через оглавление, вы украшение этого сайта.
Если хотите прочитать больше подобных эссе - подпишитель на мой телеграм канал или на ютуб. А если хотите одарить меня финансово - добро пожаловать на мой бусти с эксклюзивными материалами!

4646
55
44
22
25 комментариев

Мда, игра сделанная на госденьги, не дает игроку принимать решения, как иронично

3
Ответить

-у меня из достижений куб в блендере и пустой проект в юнити
-Как можно было умудриться на юнити достичь такой нестабильности

Ну а тебе откуда знать - можно ли достичь нестабильности, или нет, если у тебя даже нет опыта в юнити(по твоим же словам)

Это не самая стабильная платформа для разработки. Ребята делали продукт в течение 5-ти месяцев и сейчас активно его допиливают. И так, к сведению, 4 ноября поставил себе версию на мак - для понимания - я ее поставил через эмулятор Crossover на Metal процессор и за 2.5 часа игры у меня еще ни разу не вылетела игра.

2
1
Ответить

Я пока не играл (хотя качнул на вк плей, и всем кто надеется и верит рекомендую это сделать) именно по причине того что на данном этапе это альфа версия, которую не постеснялись выпустить в вк, только потому что это нужно для отчета перед ири, имхо. Будем надеяться что через годик допилят во что то играбельное.

1
Ответить

Будем надеяться что через годик допилят во что то играбельное.Так а какой смысл ее допиливать, если согласно твоему предположению,
не постеснялись выпустить в вк, только потому что это нужно для отчета перед ириЕсли твоя гипотеза верна, отчитаться - отчитались, зарабатывать не планировалось. Можно переходить к следующему проекту.
PS: Сам не играл, мнения не имею.

Ответить

Мы щитпосты не читаем, мы их пишем
https://dtf.ru/u/242053-loiso-pondohva/3129574-saturn

1
Ответить

Сатурн 3Боже, как же я долго искал этот фильм ужасов из детства. Помнил только примерный сюжет и что там был робот, но не само название. Спасибо тебе чувак.

1
Ответить

Пока не дочитал статью, но как же отталкивают ленивые нейроарты на обложке. Сразу создается ощущение, что игра создана без нормального арт дизайна или художника. На крайняк на фрилансе можно за 5-7к заказать профессиальный офигенный арт на обложку, сам имел опыт. Сомневаюсь, что у этих людей не было пяти тысяч на хорошую обложку, легче сгенерировать 5 нейроартов, и пяткой сшить с одну картинку

Ответить