Игры года, 8 место — Subnautica

Survival здорового человека.

Постапокалипсис, зомби, сто видов оружия, кооператив — всего этого набора типичных для survival-жанра элементов нет в игре Subnautica от Unknown Worlds Entertainment. Ранний доступ игра успешно покинула в январе 2018-го спустя всего пару лет разработки. Не в пример десяткам и сотням собратьев. Налицо все признаки успеха. Но что отличает просто успешный проект от претендента на игру года? Сейчас разберёмся.

Игры года, 8 место — Subnautica

В первую очередь, Subnautica — это игра про море. Про очень красивое море, в котором вам предстоит выживать. Вы — единственный спасшийся после крушения космического корабля «Аврора». И все здешние коралловые рифы, леса водорослей, гигантские губки и огромные подводные пещеры — в вашем единоличном распоряжении.

Игры года, 8 место — Subnautica

В своём первом прохождении ещё в ранней версии мне хотелось только плавать на мелководных рифах, где стартует игра, и просто любоваться местными красотами. Потом я открыл для себя крафтинг предметов и выпал из реальности ещё на много часов реального времени, строя базу и рассекая подводные просторы в поисках чертежей для подводной лодки. Так что когда на связь с протагонистом вышел капитан спасательного корабля и сообщил, что скоро заберёт его с этой планеты, я даже расстроился (маленький спойлер — улететь в итоге оказалось не так-то просто).

В отличие, например, от The Long Dark или Project Zomboid, сюжет Subnautica не выведен в отдельный режим. Но при этом он не мешает исследовать и обустраивать игровой мир, а даже поощряет к этому. Редкое сочетание для игры-песочницы.

Игры года, 8 место — Subnautica

Очень скоро вы побываете на плавающих островах, в жерле вулкана и в секретной подводной лаборатории. А если хватит духу, можете поселиться на окраинных пустошах, где обитают очень… специфичные формы жизни.

Это слишком не похоже на постсоветскую разруху, американский Средний Запад, квадратные клоны Minecraft и прочие образы из survival-игр, которые уже набили оскомину. Со временем к подводному миру настолько привыкаешь, что даже когда герой находит сушу, игрок чувствует там себя непривычно и неуютно, выбирая для жизни и строительства базы море.

Оригинальный мир, оригинальный сюжет, оригинальный крафтинг. Из минусов Subnautica можно назвать разве что необходимость искать и фармить ресурсы. Потому что многие продвинутые предметы и технологии требуют сложных составляющих. Например, для сбора ракеты «Нептун» вам потребуется 18 видов ингредиентов, которые разбросаны по всей карте.

Игры года, 8 место — Subnautica

К слову, споры о том, за сколько времени можно пройти сюжетную компанию — это отдельный вид соревнований между фанатами игры. В среднем называются цифры от 20 до 50 часов. Но даже после того, как все испытания останутся позади, ничто не помешает вам оставаться в этом мире столько, сколько захочется.

При этом игра достаточно медитативна. Тут есть враждебные существа, с которыми можно сражаться и даже победить их, но смерть мобов не принесёт вам никакой выгоды. Ещё одно важное отличие от абсолютного большинства survival-игр: никаких шкур, костей, мяса и прочего «варварства». На дворе XXII век. И главный ваш противник — это не какой-то монстр, а сама природа, которую нужно приручить и заставить работать в своих интересах.

Самый доставучий моб в игре — это не страшный левиафан, а лавовая личинка. Она не пытается убить игрока, но высасывает энергию из подлодки, что гораздо неприятнее
Самый доставучий моб в игре — это не страшный левиафан, а лавовая личинка. Она не пытается убить игрока, но высасывает энергию из подлодки, что гораздо неприятнее

Большинство предметов, которые можно скрафтить, помогут вам быть быстрее, сильнее, выше (как вариант — спуститься глубже). Но среди них нет почти никаких средств для убийства. Всё это порождает уникальный геймплей, когда лучше избегать конфликтов, а не ввязываться в них.

Другое интересное новшество — ваша база всегда с вами. Благодаря большой подводной лодке «Циклоп», вы не привязаны к какому-то конкретному месту на карте и вольны путешествовать куда вздумается, перевозя всё необходимое во вместительном трюме. Всё, что вам нужно от стационарных баз — это источник энергии, чтобы перезарядить батареи и дистиллировать питьевую воду. Мало в каком другом сеттинге кроме подводного эта концепция работала бы так гладко.

Грузовой отсек «Циклопа» я обвешал шкафчиками для хранения ресурсов, превратив подлодку в огромный мобильный склад. Здесь есть всё, что нужно для комфортной жизни практически в любом биоме
Грузовой отсек «Циклопа» я обвешал шкафчиками для хранения ресурсов, превратив подлодку в огромный мобильный склад. Здесь есть всё, что нужно для комфортной жизни практически в любом биоме

Но есть у неё и обратная сторона. В дорелизной версии подлодка была неуязвима и могла вырабатывать энергию из воздуха, нарушая основные законы физики. Однажды построив её, игрок мог уже ничего не бояться. Когда же после релиза я по старой памяти полез на свеженьком «Циклопе» в лавовую зону, не поставив на него щиты и не подготовив запас ресурсов для термогенераторов, то потерпел фиаско. Лишённая энергии лодка стала игрушкой в лапах опасных хищников. А выброшенный за борт протагонист очень скоро отправился к праотцам.

На среднем уровне сложности смерть не перманентна, но сильно откидывает развитии. Потраченные на постройку подлодки ресурсы и все предметы на ней «сгорают» почти целиком. Но, с другой стороны, здесь никогда не будет абсурдных ситуаций, когда игрок возрождается в ста метрах от своего трупа, подбирает с него все вещи и спокойно бежит дальше по своим делам. Смерть — это больно, и лезть на рожон не стоит. Это важное правило, которое учат игроки в Subnautica. И оно делает игру в жанре survival гораздо более «выживательской» по своему духу, чем просто тир на открытой местности.

Редкий кадр абсолютной пустоты у края карты. В релизной версии досюда так просто не добраться — сожрут
Редкий кадр абсолютной пустоты у края карты. В релизной версии досюда так просто не добраться — сожрут

Тем, кто хочет избежать всех сложностей и опасностей, доступен творческий режим — в нём протагонист полностью бессмертен. А все ресурсы для постройки и крафтинга берутся из воздуха. Лично мне он не очень понравился: даже самую красивую и большую базу приятнее построить собственными руками, а не волшебной палочкой. Однако игровое сообщество активно хвастается своими рукотворными памятниками. В сети проходят конкурсы и составляются рейтинги построек. А, значит, режим востребован.

Ещё до выхода финальной версии игры в сеть просочилась информация о том, что у Subnautica будет большое DLC. И теперь всё понятнее становится, что это будет не просто дополнение, а полноценная новая история в той же вселенной, но с новым героем, новым окружением, флорой и фауной, а главное — с новым сюжетом. Поэтому я в числе прочих фанатов жду Subnautica Below Zero, чтобы заново открыть для себя этот мир.

Тем же, кто ещё не знаком с оригинальной игрой, обязательно стоит это сделать. Перед вами заслуженный участник рейтинга DTF.

3636 показов
18K18K открытий
233 комментария

Игра отличная, но выживач спорный. Куча рецептов крафта, которые становятся бесполезными через 2-3 часа после старта, когда открываются более совершенные аналоги. Открытый мир в первой половине игры впоследствии сменяется коридором, который лично я прошёл за один заход (благо ресурсов хватило, а сюжет не отпускал обратно на поверхность). Но главное разочарование - большинство подводных растений доступны для посадки, но используются только в качестве декора (за исключением двух-трёх). Хотелось бы иметь какой-то профит на своей базе от частичек далёких биомов, как это реализовано в других выживачах. Так что на мой взгляд игра раскрывается скорее как хоррор с глубоким сюжетом и лором, но точно не как первоклассный выживач

Ответить

Хоррор? Она серьезно страшная? Хочу попробовать, но хорроры не люблю... Вода для меня и так не самое дружелюбное место, а хоррор под водой - нет спасибо

Ответить

В качестве выживача навтика сильно казуальная, но за счёт этого оказалась доступной широкому кругу игроков. Я бы тоже предпочёл что-то более хардкорное в том же сеттинге - когда постройка базы на глубине это суровая необходимость, а не фор фан, когда для большей части крафта нужно спец оборудование/камеры, а не просто ресурсы и универсальный прибор на стене и тд и тп.

Ответить

Недавно только пробовал эту Сабнаутику. Визуально и по механикам конечно круто выглядит. Просто на 10 голов выше того же Long Dark. Жаль только это выживалка, а не нормальная игра )
На всем этом можно было бы сделать офигенный подводный Prey.

Ответить

что такое "нормальная игра"?

Ответить

Игра заслуживает быть одной из лучших в этом году. Играл в нее ещё на Early Access, она действительно является чуть ли не лучшей в своем жанре и избавлена от болячек многих survival-игр, вроде проблем с производительностью, багов и так далее.

Всем советую оценить!

Ответить

Ну ещё The Long Dark один из лучших представителей этого жанра. А не так давно он получит весьма крупное обновление, улучшающие многие аспекты.

Ответить