Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Рассказываю о своем знакомстве с серией и обозреваю части выходившие на PS1.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Пролог: Мое знакомство с серией

Впервые с Ace combat я столкнулся еще в детстве, когда родители купили мне диск с The Belkan War. Свои тогдашние впечатления я не помню, но помню что игру я забросил не пройдя и половины сюжета, в силу возраста у меня были проблемы со скиллом и незнанием английского, вследствие чего в игру мне скорее всего было попросту непонятно и неинтересно играть.

Спустя 10 лет, в 2020, я покупаю game pass на свой коробокс и скачиваю в числе прочих игр Ace Combat 7, пройдя одну миссию я игру поспешно забросил уже не помню по какой причине.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

В декабре 2022 я покупаю ту же семерку по акции в стиме и на следующий день возвращаю так ни разу ее и не запустив. И вот в декабре 2024 я снова натыкаюсь на семерку по скидке и после недолгих раздумий взял ее с мыслью наконец-таки начать полноценное прохождение. 5 января я прошел игру и она мне понравилась, летать приятно, музыка хороша, и тут даже есть какой-то кинематографичный сюжет со своей вселенной и лором.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Зачем я пытался вкатится конкретно в эту серию игр аж 4 раза? Да шут его знает, мне просто название серии нравится. Но почему я решил начать писать эту статью? Потому что мне в голову въелся один довольно глупый вопрос - что может быть такого в какой-то летной аркадке что ее превратили в огромную серию идущую уже без малого 30 лет? И хоть AC7 очень даже хорошая игра, но на этот вопрос она не дала мне ответа, из-за чего я решил пройти все доступные игры и проследить эволюцию серии что-бы понять как так вообще получилось.

Содержание:

Air Combat

Поскольку эмуляция аркадных автоматов это беспросветный мрак, а найти настоящий автомат с первым эйс комбатом не представляется возможным то начну я повествование с порта аркады на PS1. И первая часть серии плоха практически во всём.

Кстати да, на западе первая игра вышла именно под этим названием, хотя в японии она изначально называлась Ace Combat, почему так - без понятия
Кстати да, на западе первая игра вышла именно под этим названием, хотя в японии она изначально называлась Ace Combat, почему так - без понятия

Сюжет

Вы - один из лучших в мире асов, и вы нужны что-бы подавить гос. переворот в безымянном государстве устроенный безымянными террористами. На этом сюжет кончается.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Да, первый Air Combat из тех игр в которых сюжет есть но он абсолютно не важен. Но при этом Air Combat является частью канона серии, как же так? Тут разработчикам на помощь придет старый добрый реткон - полноценный сюжет игре дописали уже в 2011 году в артбуке Aces at War: A History, но об этом когда нибудь потом.

Геймплей

Про то что в этой игре вам придется летать на самолетах и бомбить врагов смысла говорить нет, поэтому поговорим о деталях и начну с положительного.

В игре присутствует немалый набор техники в 16 самолетов, в числе которых пара наших МиГов и Су-27. Их модельки выглядят довольно разнообразно и они сильно отличаются друг от друга статами. Самолеты вы покупаете за очки заработанные по ходу миссий - чем больше целей собьете, тем больше очков получите.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Так-же вы "перманентно" теряете самолет при проигрыше, поэтому перед некоторыми миссиями вы можете подумать над тем "стоит ли сразу брать мой самый крутой самолет или сначала попробовать миссию на чем-то более простом?"

Сами миссии имеют некоторое разнообразие. В одних вам нужно уничтожать заранее помеченные цели, в другой вам самому предстоит найти эти цели (эта миссия в пустыне мне запомнилась больше всего не считая финального босса), в третьей, внезапно, миссия сопровождение.

Еще в игре есть система напарников которых вы можете брать после прохождения 4-й миссии. У каждого напарника есть позывной, ранг и цена за которую он с вами полетит. Вы так-же можете настраивать перед вылетом поведение напарника, что-бы он следовал за вами и прикрывал, действовал по своему или атаковал вражеские постройки.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Теперь о негативном, а проблем в игре навалом.

ИИ напарников в этой игре сравним с интеллектом среднестатистического ЛФГшника в дестини - отсутствует напрочь, напарник не будет вносить практически никакой пользы на поле боя своим присутствием, максимум один раз успешно подобьет вражеский самолет.

Еще в игре до ужаса кривой хит-детекшн и ракета летящая в вашу сторону может взорваться на приличном расстоянии от вас но при этом все равно нанести урон.

Все до единого самолеты до ужаса медленно разгоняются и медленно летают даже на максимальных скоростях, всю игру создается ощущение что игра запущена на побитой жизнью аркадной машине.

Графика

Графика в игре кошмарна даже для своего времени, модели трехмерных объектов очень низкополигональны а текстуры имеют до болезненного низкое разрешение, вследствие чего они постоянно дрожат.

Небо и земля большую часть игры представляют собой неразрывный двух-трехцветный градиент никак не меняющийся вне зависимости от направления вашего взгляда по горизонтали, из-за чего в пространстве на большой высоте (или просто при полете вверх) удивительно легко запутаться (особенно играя от первого лица).

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Камера в начале каждой миссии по умолчанию будет включатся от первого лица, что лично мне очень не нравится при здешней графике и динамике действа. Камера от третьего лица же абсолютно неинформативна - пропадает радар, информация о скорости, высоте полета, угле наклона и графическое оповещение о летящей в вас ракете.

Разнообразие

Все самолеты в реальном бою либо вовсе не отличаются друг от друга, либо отличаются настолько незначительно что за всю игру вы это вряд-ли заметите. Все они имеют один набор оружия - пулемет и ракеты, а хп у каждого из них хватает на то что-бы пережить 2-3 попадания ракетой, несмотря на то что в игре существует стат Defense который как-бы должен влиять на выживаемость самолета.

Даже маневренность и набор скорости у них примерно одинаковы. Вот вам сравнение начального F-4 (справа) и МиГ29 (слева) который игрок получает примерно в середине игры. Разница в наборе скорости хоть и заметна но очень незначительна.

К слову, упомянутая выше "перманентность" потери самолета - мнимая. После проигрыша потерянный самолет снова будет доступен для покупки через несколько миссий, и это полностью нивелирует раздумия над выбором самолетов перед миссией.

Сами самолеты после покупки обязательно однотипно окрашиваются, что убирает последний слой хоть какой-то идентичности техники в этой игре.

От перехода камеры от одного самолета к другому меня лично тошнит.

Управление

Управление самолетом перешло с аркады и оно до ужаса картонное. Мертвую петлю для разворота вы на удивление способны совершить, но это выйдет игроку боком т.к. двигло самолета тупо заглохнет вне зависимости от его скорости, а о бочках и даже рыскании в этой игре и речи не идет - самолет может только кренить на 45 градусов в лево и вправо.

Интерфейс и звук

Радар внутри кабины помечает всех врагов вокруг вас абсолютно одинаково разделяя их только на наземные цели (желтые крестики) и воздушные (красные квадраты), цель миссии вы можете видеть только на расширенной карте при нажатии на квадрат или если цель находится непосредственно в вашем поле зрения. К слову о неинформативности радара, он не помогает понять кто и откуда по вам стреляет если стреляют не прямо игроку в лицо, на нем тупо не помечаются ракеты и как от них в таком случае уклонятся одному богу известно.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Стрелка на экране, указывающая в каком направлении находится цель на которую вы навелись, двумерная (т.е. это просто спрайт выписывающий круги на 360 градусов по экрану), из-за чего если игрок будет пытаться по ней ориентироваться он может тупо застрять на месте выписывая круги и не понимая почему цель все не появляется.

Наводка автоматически переключается на любого врага вне поля вашего зрения если предыдущая цель вышла за границы дальности прорисовки, и это не было бы проблемой если-бы не двумерная стрелка на экране которая почти никогда не подскажет игроку что цель переключилась.

И обе проблемы выше не имели бы смысла если в игре можно было бы управлять камерой, но нюанс в том что Air Combat вышел за 2 года до релиза дуаланалога, т.е. под геймпад БЕЗ СТИКОВ, вследствие чего камерой в игре управлять нельзя.

Не контроллер, а дар божий для игры в авиасим.
Не контроллер, а дар божий для игры в авиасим.

Отдельной проблемой выделю радио, по нему будут бесконечно орать о приближающихся врагах и ракетах, что раздражает уже через несколько миссий, но больше всего ужасно раздражает оповещение о попадании по игроку которое не прекращается в течении 7 секунд с момента удара.

И немного о музыке - она тут самая посредственная из всей серии. Все треки представляют собой разные поджанры рока и звучат очень однообразно, мне лично ни один трек не запомнился.

Наследие

Раз уж я решился прослеживать и эволюцию серии в том числе, то перед итогом хочется вспомнить вещи которые сиквелы унаследовали отсюда.

Покупка самолетов

В том или ином виде перекочевала во все части серии кроме Электросферы.

Типы миссий

Сопровождение, уничтожение заданных и поиск неизвестных целей, пролет через каньон - все эти типы миссий в том или ином виде будут встречаться на протяжении всей серии.

Супероружия и воздушная крепость

На протяжении всей серии главную угрозу в конце игры будут представлять масштабные машины судного дня набитые либо сверхмощными лазерами либо ядерным оружием.

В первой части этой машиной выступает воздушная крепость, которая в ином виде будет еще встречаться в серии.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Итог

В общем, если бы я начал знакомство с серий именно отсюда, я бы забросил эту затею сразу. Не могу сказать что я совсем не получил удовольствия от этой игры, но не поиграв в нее я бы вообще ничего не пропустил. Слава богу сама игра очень короткая и легкая, проходится буквально за 2 часа. Не рекомендую притрагиваться к игре даже из исторического интереса.

3/10

Я принимаю факт существования этой игры как "фундамента" для всех последующих игр, но в то что в эту игру до сих пор может кто-то играть и получать неироничное удовольствие я верить отказываюсь.

После прохождения этой игры у меня возник еще более важный вопрос - как конкретно из ЭТОЙ тошнотворной посредственности смогла родится такая долгая серия игр? И как будет выглядеть сиквел?

Ace Combat 2

Семимильный шаг вперёд.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

На сюжете останавливаться не вижу смысла, тут всё ровно так-же как и в первой части, поэтому начну с графики.

Графика

Удивительно, но за 2 года произошел резкий графический скачок и смотреть на двойку куда приятнее - как минимум потому, что небо с землей это теперь не тупо градиентный скайбокс с изредка появляющейся парой горок земли или песка, а полноценный ландшафт.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Модели самолетов стали детализированнее и теперь они не окрашиваются в тот однотипный покрас из первой части. А что самое главное - увеличилось количество полигонов самолетов, из-за чего их перестало лихорадочно трясти при любом движении в воздухе.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Геймплей

Разнообразие миссий не поменялось с первой части, нас все также ждут миссии разрушения, сопровождения, устранения и главгад в конце пути. Система получения самолетов так-же не изменилась - они открываются постепенно и покупаются за очки заработанные в миссии, но убрали систему потери самолета при проигрыше. Вместо этого у вас просто спишут очки и вернут вас в ангар.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

В игре появился выбор между режимами управления "новичок"- "эксперт", и на втором самолеты наконец научились делать бочки и рыскать!

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Самолеты теперь, во первых, действительно быстро разгоняются, летают и маневрируют, во вторых, действительно отличаются друг от друга не только статами на бумаге - даже два максимально близких по статам Су-35 и YF-23A ощущаются по разному.

Система напарников немного переработана - они лишились рангов и имен, но зато обзавелись внешностью. После какой-то миссии у обоих напарников меняется внешка (вот это я понимаю фансервис).

Вместе с их поведением вы теперь меняете и их самолеты на один из вами купленных, сами паттерны немного изменились и, насколько я смог заметить, они стали чуть умнее и вносят на поле хоть какую-то пользу.

Тут впервые появился реплей, но не полноценный - пока что он показывает только последнюю минуту миссии (или около того).

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Так-же впервые появился реплей с радаром, на котором вам показывают ваш полный путь по миссии и список всех сбитых игроком целей.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Впервые появились мини-игры с посадкой на ВПП, мелочь но приятно.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Главным же нововведением игры стали противники асы, со своими уникальными самолетами и позывными. На всю игру есть 16 асов, после устранения каждого из которых игроку дают медаль.

В игре появилась полноценная нелинейность, при выборе одной из миссий вторая пропадает на совсем. Так-же в игре аж 3 разных концовки.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Интерфейс и звук

Стилистически интерфейс очень отличается от первой части и уходит в сторону эдакой "футуристичной военщины" с повсеместным зеленым цветом в каждом элементе интерфейса.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Интерфейс в бою так-же изменился, режим от третьего лица стал намного более информативным - в нем появились информация о высоте и скорости полета, а самое главное - радар. И радар теперь может помечать летящие в игрока ракеты и помечать цели задания.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

К сожалению стрелка наводки осталась всё тем-же спрайтом на экране, а камерой в игре все так-же нельзя управлять (странно учитывая что дуаланалог уже вышел к тому моменту), но в двойке это почему-то мне особо не мешало.

Радио в игре стало намного тише и проигрывается "где-то на фоне", поэтому пусть по нему все так-же часто флудят как в прошлой части, оно здесь не раздражает.

Неожиданно о музыке. Вторая часть удивила меня внезапно заигравшими треками в жанре джангл по типу El Dorado или чем-то джазо-подобным как On the sly, и треками других жанров вроде Dystopia и Dynapolis, и все они не плохо освежают саундтрек. Но к сожалению эти треки лишь приятные сюрпризы, а в основном ОСТ второго эйсача все так-же состоит из разных поджанров рока с однотипными треками, которые хорошо дополняют геймплей но вне рамок игры неслушабельны.

Наследие

  • Мини-игры с ВПП - возможность посадить своё крылатое детище будет присутствовать в большей части игр серии.
  • Боевой интерфейс - Начиная с этой игры (за исключением Электросферы) интерфейс не будет координально меняться до самой седьмой части.
  • Нелинейность - Будет развита в Электросфере и там же будет забыта.
  • Система реплеев - Будет встречаться во всей серии и постепенно эволюционировать.
  • Противники асы - Так-же будут встречаться во всей серии кроме Электросферы.
  • Супероружие субмарина - Встретится только в седьмой части серии и только в длс.
Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Итог

Если двухчасовой Air combat был для меня ужасно скучной морокой, то второй Ace Combat был очень приятным времяпровождением с очень динамичным геймплеем, кайфовой (для пс1) графикой и неплохой музыкой. Вот в то что в эту игру могут до сих пор играть и получать удовольствие я охотно верю - сиквел действительно далеко скакнул по сравнению с первой частью, и если каждая игра в серии будет делать такие огромные скачки то становится понятно почему серия стала настолько долгой.

7/10

Можете поиграть и вы, не пожалеете.

Эволюция и обзор серии Ace Combat (часть 1)

Изначально я хотел вместить в первую часть этого цикла всю трилогию игр вышедших на ps1, но пройдя электросферу я подумал что эта игра достойна отдельной статьи, ожидайте.

(Ну или не ожидайте, до меня один человек на этом сайте уже сделал обзор. Свою версию я тоже сделаю, но тем не менее.)

15
2
2
15 комментариев