Половинчатая революция. Поговорим о DOOM 3
Совсем скоро, буквально со дня на день выйдет Doom: The Dark Ages, в которой судя по всему авторы отказались от раскритикованных сообществом нововведений из Eternal, вернув старый добрый мясной шутер, без всяких прыжков и цветастой палитры. Но ведь на самом деле это была не первая попытка команды id Software пуститься во все тяжкие и кардинально поменять свою культовую серию. Сегодня я предлагаю поговорить о смелом эксперименте прямиком из 2004 года. Самое время поговорить о DOOM 3.
По доброй традиции предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
И начать бы я хотел с того, что никогда не был большим фанатом серии. Само собой я играл и проходил все части, и они мне нравятся. Ну все кроме Eternal, его я честно говоря не понял. И именно самая спорная третья часть для меня и является самой любимой, и мне кажется, что связанно это ровно с временем ее выхода.
Просто видите-ли, в 90-ые, когда первые две части DOOM были максимально актуальны у меня не было стабильного доступа к ПК. Ну очень изредко где-то в гостях или у отца на работе мне удавалось во что-то потыкать, но не более. Из игровых систем у меня в свободном доступе была только Sega Megadrive и потому единственным шутером, что я прошел в детстве была Zero Tolerance.
А позднее, уже в нулевых, когда ПК у меня все же появился, там уже были Half-LIfe, Red Faction, Unreal и другие более современные представители жанра на фоне которых первые две части DOOM выглядели не особо привлекательно.
И когда в 2004 году вышла третья часть именитой франшизы, я в нее залетел и остался доволен. Знаю, что многие фанаты тогда приняли игру в штыки, но интернета у меня в те дремучие времена не было, так что оценивать игру приходилось лишь по своим личным впечатлениям да отзывам друзей. И мне нравилось, друзьям тоже, так что о том, что это оказывается была самая слабая часть франшизы и вообще откровенный провал я узнаю уже сильно и сильно позднее.
Впрочем, с подобной оценкой я не согласен и сегодня, ибо DOOM 3 игра и вправду довольно противоречивая, но прямо провалом я бы ее точно называть не стал, но тут я забегаю вперед, давайте разбираться во всем по порядку.
И начать я предлагаю с сюжета, который вопреки Кармаковской цитате, о его бесполезности, в этот раз постарались проработать. И знаете что, получилось на удивление неплохо. Ну вернее так. Получилось неплохо, если вы захотите разбираться во всех тех событиях, что приключились на Марсе, потому как игра вдоль и поперек напичкана разными КПК, читая и слушая записи с которых нам раскроется цельная картина, причем с разных точек зрения. Довольно дотошно и о самой станции, и о компании ОАК, которая ей заправляет расскажут. Мы узнаем много нового и интересного о демонах и местном потустороннем мире, о тех исследованиях, что там проводили люди, и о том, как Бетругеру вообще удалось устроить форменный Ад на Земле, ну вернее на Марсе.
А для всех тех, кто сюда пришел чисто пострелять, местная история будет представлять из себя вольный ремейк Гоголевского “Ревизора” от большого любителя трэшевых слэшеров. Ибо основной замес максимально прост, на Марсианскую базу приезжает главный инспектор Элиот Свонн, который должен разобраться в главной причине огромного количества жалоб на работу в этих краях. Очевидно, что вот вот полетит голова начальника этой шарашкиной конторы доктора Бетругера, вот только тот наносит превентивный удар и открывает портал в Ад, в результате чего в маршрутке, ну то есть на базе, начинается сущий кошмар.
Наш главный герой же простой мимокрокодил, который приехал чтобы в охране работать, но теперь он вынужден остановить древнее зло, закрыть врата в Ад, попутно истребив всех демонов. Звучит просто, но для DOOM в самый раз. Единственное что разочаровывает, так это что в основной компании Бетругеру удается уйти, что оставляет у истории привкус незавершенности. Ну хоть Кибердемона убить дадут и на том спасибо.
В общем, на мой взгляд id Software удалось провернуть довольно таки удачный трюк, и сработать на максимально широкую аудиторию. Любителям истории они предлагают довольно хорошо продуманную и совершенно не стыдную научную фантастику с сильным мистическим уклоном, а тех кому на сюжет с высокой колокольни наплевать, никто насильно им пичкать не собирается. Идите и мочите орды монстров, раз в пару часов катсценку на 30 секунд смотрите и дальше в замес. Ляпота.
Вот только с геймплеем нащупать баланс авторам все же не удалось, да они как будто и не старались. У меня вообще сложилось впечатление, что делали две разных игры, а потом буквально белыми нитками их сшили, ибо ну ряд аспектов не очень хорошо между собой сочетается.
И давайте чтобы хронологию повествования не ломать, начнем с того, а чем же игра нас встречает. И совершенно внезапно, это мирный эпизод в духе первой Half-Life. Мы попадаем на станцию, можем по ней немного походить, посмотреть на местный быт, что довольно таки приятно. И как раз таки тут, игра пытается строить из себя что-то вроде System Shock на минималках. На уровнях хватает разных закрытых шкафчиков и дверей, чтобы их открывать нужно искать КПК, а потом в записках искать коды, ну или слушать их в аудиозаписях.
Такого мягко говоря от DOOM не ожидаешь. Скажу честно, порой, заслушивать аудиотираду от начала и до конца только ради заветных трех цифр порой бывает утомительно , но на погружение оно работает.
А уж местное взаимодействие с разными панельками как бы в реалтайме не отходя от кассы, при этом с корректно работающей мышкой и прочей интерактивностью это и вовсе была одна из продающих фишек игры. И я помню насколько же это впечатляло тогда в 2004 году.
Сразу после этого игра продолжает строить из себя System Shock, и когда чертовщина на базе начинается, не заваливает вас ордами врагов, а постепенно нагнетает, создавая атмосферу, как бы говоря, я больше не шутер, я теперь хоррор-шутер. И сразу скажу, что как ужастик игра работает отвратительно. Суммарно на почти 15 часов прохождения наберется буквально три-четыре очень атмосферных места, которые если уж и не пугают игрунчика, то как минимум держат его в напряжении.
Все остальное время максимум чем игра может напугать это тупые скримеры, к которым очень быстро привыкаешь и чуть ли не игнорируешь их. Не то чтобы я это прямо минусом считал, все же от игры серии Doom как будто хоррора и не ждешь особого, но явно не докрутили.
Да и когда начинаются активные бои, то игра по первой воспринимается совсем не как олдовый бумер-шутер. Герой стал сильно менее мобильным, мы больше не шустрый Думгай, а морпех в увесистой броне. Враги тоже стали не такими быстрыми, да и умирают как будто бы дольше, что существенно снижает темп. Они еще урона нормально так накидывают, что должно придавать боям некой тактичности. Нужно держать грамотную позиционку, лавируя между супостатами, параллельно отвешивая им хэдшоты.
И вот тут то внезапно и проснулись те самые парни, которые в свое время делали первые две части, и такие, а давайте стен, что открываются прямо у игрока за спиной наделаем, и само собой введем механику телепортации, чтобы враги на постоянной основе прямо аккурат за нашим бравым морпехом появлялись, ну сказано сделано.
По итогам ты просто не имеешь адекватной опции как то бой спланировать, потому что скорее всего где-то в тылу уже заспавнилась пара импов, из щелей полезли пауки так что давай, боец, выкручивайся как хочешь. И подобный геймдизайн выглядит совершенно нормально в оригинальных играх или в ребуте 2016 года, просто потому что там чистые арена-шутеры, которые действуют по своим особым правилам. DOOM 3 же как будто пытается быть более реалистичным и приземленным, поддерживая некую иммерсивность во всех своих аспектах кроме боевой системы, из-за чего, лично у меня, и рождается чувство, что это две разные игры, ну или по крайней мере два очень разных билда(кто не знает, тройка некоторое время варилась в производственном аду) которые просто кое как слепили в единое целое, и оно как бы работает и даже доставляет удовольствие, но сочетается все равно не очень.
Впрочем, драться то все равно довольно приятно и даже интересно, по крайней мере мне точно было по кайфу вплоть до финала Ада, а вот финальная треть начала сдавать. Ну просто до Ада игра постоянно накидывает новое оружие, подбрасывает новых врагов, что как бы на постоянной основе подогревает интерес, этакая довольно кондовая, но все еще рабочая система прогрессии. Некоторых врагов, кстати, презентуют прямо со смаком в небольшой катсценке, мелочь а приятно.
Так вот, после Ада, вся эта прогрессия заканчивается, все оружие вы уже видели, врагов новых тоже не появится, разнообразить это призваны три вещи: во первых, сами бои стали более челенджевыми, врагов больше, враги злее и потому вот тут то динамика уже во все поля. Во вторых, именно в финальной трети и сосредоточены все боссфайты игры, они довольно примитивные, но свою толику интереса вносят. Ну и в третьих, у нас появляется Куб душ, который заряжается во время убийства супостатов и позволяет ваншотнуть одного вражину, восстановив себе здоровье. Убивает разом всех кроме боссов, даже Баронов Ада, так что штука полезная. И как будто именно на нее и делали ставку разработчики, но лично для меня этот кубик не является достаточно сильным геймчейндежром, чтобы прямо дарить новый опыт.
Ну и раз уж пусть и вскользь коснулись темы оружия, давайте детальнее о нем и поговорим. Арсенал почти полностью перенесен из предыдущих частей, что должно было обрадовать фанатов, да, пожалуй, так и вышло, ибо местное оружие, за одним исключением, вроде как большинству нравиться.
На цифру один игра предлагает нам набор из оружия ближнего боя. Доступны простые кулаки, которые вы вообще никогда использовать не будете и бензопила, которая полезнее, но тоже половинка на серединку. В оригинальной версии тройки тут же был еще и фонарик, который являлся отдельным оружием, чем создавал немало проблем. Но мне эта находка всегда нравилась. В этот раз я проходил версию из GamePass, которая сделана на базе BFG издания, где фонарик уже вкрутили на отдельную кнопку и его можно использовать даже с другим оружием в руках. Пусть с точки зрения логики оно как будто и стало лучше, но часть атмосферы этим решением потеряли, так что я бы рекомендовал именно в оригинальную версию играть.
На двоечку нам доступен пистолет, который знаете, мне крайне импонирует. Он очень стильно выглядит, парадоксально сочетая в себе некую винтажность и футуристичность, одновременно напоминая и револьвер и супер пистолет из Blade Runner. Ствол очень вкусно звучит, каждый выстрел прямо доставляет удовольствие, но при всем при этом не могу отрицать, что в рамках игры он не особо то и полезен. Ну вернее так, базовых зомби то с него разбирать вообще сам бог велел, ну по летающим головам или паукам с него пострелять можно, но только чтобы патроны сэкономить на более важном оружии. То есть по факту, с момента появления у нас автомата, мы про пистолет забываем, доставая его только чтобы себя немного порадовать тем, как же приятно он сделан.
И вот оружие, которое на мой взгляд, да и не только на мой, получилось самым неудачным это дробовик, доступный нам на цифру три. Он выглядит максимально невыразительно, звучит как пук в лужу, и это все можно было бы стерпеть, но он еще и помимо того максимально не эффективен. Очень часто он даже простых зобми-бомби с одного выстрела убить не может, про более серьезных противников и говорить то нечего. Хотя иногда он и ваншотает, видимо если дробины залетают как надо. Но когда я играю в шутер, мне вот это вот казино, выстрелит он нормально или нет, вообще не нужно, и я очевидно предпочту использовать другое оружие. Дробовик же использовал только против пауков и голов летающих, их он относительно валит более-менее нормально, и это позволяет сберечь пули на более важных стволах.
А вот на циферку четыре идет пожалуй лучшее оружие в игре, автомат. У него вместительный магазин, приятный урон, он стильно выглядит, и что самое важное, он стреляет не пулями, а как бы хитсканом. То есть патроны летят аккурат в перекрестье нашего прицела. Благодаря чему оружие идеально подходит для стрельбы на дальние дистанции, вблизи оно, впрочем, тоже разваливает только в путь. Минус только один, максимальный боезапас всего 600 патронов, которые улетают ну очень уж быстро. Если бы не это, то с этим чудо оружием от начала и до конца можно было бы пробежать.
На пятерку игра дает самый настоящий миниган, нуждается ли это оружие в представлении? Это мощь шести стволов, стирающая все на своем пути. Выглядит и звучит ну просто отлично. И в бою пользы много, почти всех тварей разбирает за считанные секунды. Минуса ровно два, как и у автомата очень быстро улетает боезапас, плюс не очень высокая точность на дальних дистанциях. Если решите по летающим врагам пострелять, то будьте готовы, что процентов 30, а то и больше, ваших пуль улетят в молоко.
На цифру шесть у нас гранаты. Эти малышки обладают довольно убойной силой, вот только есть один нюанс, многие замесы проходят в довольно небольших комнатах и узких коридорах, где бомбами особенно не покидаешься, ибо врагов то завалите, но и себе все хп срежете. В силу этого лично я ими пользовался довольно редко.
А на цифру семь у нас с вами одна из самых современных разработкой ученых из ОАК- плазмаган. У него довольно вместительный магазин, высокая скорость стрельбы и главное, сокрушительный урон. Выглядит и звучит оружие тоже приятно, особенно мне доставляет звук падения банки с плазмой при перезадяке, очень уж он на тактильном уровне доставляет. Минус ровно один, зато довольно жирный. Стреляет оружие не самыми быстрыми проджектайлами, так что работать с большого расстояния либо по мобильным целям не очень удобно. В силу этого фактора, мне не то чтобы нравилось заливать монстрятину плазмой и использовал я ее только когда патронов в ней уж слишком много становилось, а боезапас в автомате, наоборот начинал иссякать.
На восьмерку ракетница. Пушка крутая, разом можно по пять ракет заряжать, против боссов вообще незаменимая вещь. Звучит и выглядит довольно банально, но от этого не менее приятно. Проблем ровно две, во первых ,все те же мелкие комнаты и узкие коридоры, так что взрывая адскую фауну есть риск навредить самому себе, ну ракеты это тоже проджектайлы, так что работать на дальние дистанции нужно рассчитывая тр��екторию движения противника.
А на девятку у нас BFG, самое ультимативное оружие во всей игре. Стирает все и всех, минуса ровно два. Ограниченный боезапас, но оно в целом и логично и то что пушку перед выстрелом нужно заражать, что порой бывает чревато получением по лицу. Но в целом с ролью убер вундервафли справляется пушка на ура.
Как видите арсенал довольно таки внушительный, пусть и без каких то изысков, почти все девайсы можно считать для серии традиционными. Единственное что меня разочаровало, так это дробовик, ну и то, что почему то не сделали двустволку. Блин, во втором думе она же как влитая зашла, почему бы и в третий не добавить? Вопрос впрочем риторический.
Но если арсенал со времен первых двух частей изменения скорее чисто косметические претерпел, то вот левел дизайн сделал несколько десятков шагов вперед. Впрочем, некоторые могут со мной не согласиться, и сказать что он напротив сдал назад. И эти люди тоже по своему будут правы. Просто видите ли в чем дело, в первых двух частях DOOM уровни строились по принципу: а как бы добавить прикольных геймплейных ситуаций. То есть авторы не пытались показать хоть сколько то реалистичную картину базы на Марсе, или городов на Земле во второй части, а просто делали так, чтобы игралось оно все прикольно. И это работало, многие культовые уровни первых двух игр и по сей день выглядят довольно таки креативно и интересно.
Тройка же пошла по иному пути, местную марсианскую базу постарались сделать более живой, заходя в каждый отсек мы видим за что он отвечал, чем тут занимались люди, и когда я бегаю по этим локациям у меня не складывается впечатление, что это просто арены для боев, нет, я правда готов поверить в эту базу. Но именно из-за того, что авторы старались придерживаться некого реализма и логике, игра может предложить гораздо меньше необычных и креативных ситуаций и механик.
По сути из более-менее чего то оригинального игра может предложить вам несколько раз побегать в компании робота, что будет помогать демонов отстреливать, разок нужно будет сопровождать ученого, освещающего дорогу фонарем. Но в BFG издании оно бесполезно, ибо у нас свой встроенный фонарик есть. Ну и еще три простенкьих боссфайта, и парочка максимально примитивных головоломок.
Весь остальной геймплей, это исследование базы и отстрел монстряков. Лично мне новый подход к геймдизайну доставляет, мне нравится как нарративно в игру вписали традиционный для серии поиск ключей, мне нравиться сама база и это для меня перевешивает некоторые геймплейные минусы, привнесенные этим псевдо-реализмом. Однако, могу понять людей, которым олдовые части казались более веселыми, тут уж каждому свое.
Не уверен, что это нужно к левел дизайну относить, но сказать об этом хочется. У авторов появилась крайне идиотская привычка делать ситуации, в которых игрок получает нечестный урон. Как правило это одна ситуация, которая будет повторяться в игре регулярно. Порой за закрытыми дверями будут сидеть импы, которые бросаются на игрока, стоит ему дверь открыть. Даже если вы успеете среагировать и открыть по врагу огонь, то скорее всего срезать паскуду не успеете и она все равно пропишет вам двоечку в лицо. Очень странное решение.
Если бы оно всего пару раз за игру встречалось, то я бы и внимания не обратил, записав это в сомнительного качества скример, но блин, такие ситуации буквально на каждом уровне, причем порой и не по одному разу встречаются, что немного бесит.
Говоря про третью часть DOOM нельзя не поговорить и о визуале. В год выхода, игра во многом была прорывной. Местные тени, это вообще отвал башки на годы вперед был. Как бы да, есть мыльные текстуры, об острые углы на лысинах некоторых героев можно порезаться, но это все поразительным образом картинку не портит.
У нее есть свой собственный неповторимый стиль, благодаря которому даже сегодня, в 2025 году игра выглядит нормально. Конечно, эффекта технологического чуда она уже не производит, но блин, у меня к местному визуалу претензий минимум. Разве что не хватило чуть более сочных анимаций при попадании по врагам из разных пушек, ибо у того же автомата как будто вообще импакта от стрельбы нет. Но это опять же мелочи.
Вот с чем на мой скромный взгляд не справились, так это с музыкой в этот раз она получилось не очень. Серия всегда славилась обалденным саундтреком, что в первых двух частях, что в перезапусках. В тройке же, ну я даже не знаю, музыка просто есть. Она как бы работает, добавляя адреналина или напряжения в нужные моменты, но желания местные композиции себе в плейлист закинуть у меня не возникло. Увы.
Но при этом саму игру я люблю, еще с самой школьной скамьи. Я проходил ее какое-то бессчетное число раз, проходил все дополнения, да черт возьми у меня, помниться, даже был диск, со всякими сделанными васянами кампаниями на движке и из ассетов оригинальной игры, и я их все прошел, и насколько помню мне оно даже заходило. Опять же, в эпоху когда интернета не было, даже и не ясно было, где официальное дополнение, а где просто непонятно кем собранный набор миссий на движке. Жаль, что диск где-то затерялся, мне кажется было бы интересно сегодня взглянуть на этот артефакт из далекого прошлого.
И знаете, возможно я скажу сейчас очень непопулярную вещь, но чисто геймплейно DOOM 3 сохранилась просто великолепно, в силу собственной самобытности. Во первых, пусть авторам и не удалось грамотно совместить хоррорно-иммеривную и шутерные части, оно все равно прикольно играется, аналогов то особых с тех пор так и не выходило. Более менее только первая часть F.E.A.R. схожий опыт дарила.
Кроме того сам шутерный геймлей нулевых, в котором с одной стороны еще есть хп и броня, но темп уже стал существенно ниже, чем в более старых представителях жанра, сегодня встречается очень редко. Тех же бумер шутеров хватает, разных современных итераций жанра, с авторегенами и прочими наворотами тоже. А вот что то вроде того же DOOM 3 или второй Half-Life и назвать то сложно. На ум разве что крайне добротный шутер Selaco из раннего приходит. Релиз которого я само собой жду, и возможно сделаю по нему лонг, в свое время.
В общем, если вы никогда третью часть не трогали, то я настоятельно рекомендую вам это сделать, возможно, оно вам и не понравиться, но если уж зайдет, то на ура, можете мне поверить. Если вы в свое время игру уже проходили, то попробуйте вернуться в нее сейчас, и скорее всего разочарованными тоже не уйдете, ведь вы и ностальгии заряд получите, и повторите довольно необычный и приятный игровой опыт, с годами ставший только лучше В общем, самое то, чтобы время до выхода The Dark Ages убить. Лично я ни разу не пожалел, что перепрошел третью часть великой DOOM.
Ну а на этом все, надеюсь, что получилось интересно. Пишите в комментариях играли ли в третью часть сами, и если да, то как она вам? Кроме того, вы можете присоединиться к бравым морпехам, что поддерживают меня на Boosty. Ну а на этом все. Пойду еще парочку демонов в дополнениях завалю. До скорых встреч. Пока.