Моя нездоровая любовь к играм от Piranha Bytes. Прошёл 2 части Elex, и хочется кое-что сказать.
Всем привет. У меня давненько была мысль написать текст про свою любовь к играм от Piranha Bytes. А тут на днях я прошёл две части Elex, в голове была куча мыслей, и понял, что пора бы уже всё это оформить в текст.
Я безумно люблю все игры от Piranha Bytes. Для меня они обладают максимальной реиграбельностью. Я в любой день, в любой год, в любом возрасте могу включить любую их игру и буду проходить как в первый раз. Даже сейчас я прошёл две части Elex, а уже хочу пройти их ещё раз, но уже за другую фракцию.
Хотелось бы рассказать о знакомстве с играми от Пиранек и своём отношении к каждой из франшиз. По поводу Gothic и Risen я не буду особо расписывать. Эти игры тоже в планах на перепрохождение, так что, может быть, потом напишу про них также по отдельной статье. А вот на Elex будет основной упор. Распишу все мысли, которые были за время прохождения, недостатки и почему, несмотря на все проблемы, я всё равно люблю эти игры.
Gothic
Пожалуй, сразу стоит сказать, что я относительный ньюфаг. Если не ошибаюсь, то впервые поиграл в «Готику» в 2017 году. Несмотря на очень солидный возраст игры и то, что она откровенно технически устарела, мне очень понравилось. Вторая часть тоже вызвала полный восторг. Но, если честно, я из тех людей, которым первая часть нравится чуть больше, чем вторая.
В «Готике» очень компактный открытый мир, но он переполнен всякими квестами, местами интереса в виде пещер и всяких зданий, из-за чего игры ощущаются масштабными и не дают заскучать. И первая, и вторая «Готика» — это те игры, в которые я могу вернуться в любом возрасте и в любое время. И несмотря на то что перепроходил их кучу раз до этого, буду садиться и играть как будто в первый раз. Ну вот какая-то магия для меня в этих играх. Обычно я один раз прохожу игру, ставлю на ней точку и иду дальше по бэклогу, крайне редко возвращаясь к уже пройденному. Но после «Готики» хочется сразу же сесть проходить игру ещё раз, но уже за другую фракцию и с немного другим отыгрышем.
Естественно, я не мог пройти мимо портов игр на Nintendo Switch и предзаказывал оба. Но решил отложить прохождение до релиза Nintendo Switch 2. Ну а там посмотрю, как пойдёт, может, перепройду на консоли и захочу написать подобный пост, но только с размышлениями о «Готике».
На самом деле я немного слукавил, когда писал: «Я безумно люблю ВСЕ игры от Piranha Bytes». Всё-таки есть у этих разработчиков одна игра, к которой я так и не смог проникнуться какими-либо положительными чувствами — «Готика 3». И причина тут крайне проста: мне просто совершенно не нравится графика в этой игре. Всё настолько яркое, настолько светлое, что у меня буквально начинали болеть глаза. Ещё и персонажи выглядят так, будто сделаны из пластилина, как и весь мир игры... Много раз давал игре ещё шанс, но спустя пару часов дропал. Ходили слухи, что третья часть может получить переиздание по типу 1 и 2 части на Switch. Ну, надеюсь, рано или поздно это произойдёт, и я по-нормальному сяду за игру. Слышал очень много негатива, но всё же хочу сам попробовать и не судить об игре заранее.
Risen
Первый Risen для меня является одним из лучших наследников первой Готики. После того гигантского, но пустого мира из Готики 3, который даже я успел заметить, «Пираньи» решили вернуться к более камерному путешествию по отдалённому от всего мира острову. И насколько же тут приятная атмосфера. Вот бандитский лагерь на болотах, вот монастырь, где обучают монахов, вот портовый городок, вот несколько одиноких хижин... Вспоминаю, и сразу же хочется вернуться к игре. К слову, во время прохождения Elex желание перепройти первый Risen только возросло, а там ещё и порт на консоли выходил, так что как-нибудь сяду за него.
Вторую и третью часть в народе принято недолюбливать, но мне они также нравятся, и я не замечал в них хоть каких-то критичных минусов (лично для себя). Пожалуй, с Risen также проверну то же самое, что с Elex и Gothic. Перепройду всю трилогию, но на этот раз на консолях, и если будет что сказать, то также напишу отдельный пост. К слову, Risen 3 я начинал перепроходить на PS5, но спустя время дропнул, потому что отвлёкся на другие игры. Но во время прохождения увидел одну проблему, которая частично есть и в консольной версии Elex — очень маленькие субтитры. Несмотря на то, что я сижу +- близко к телевизору и он на уровне глаз, мне приходилось наклонять голову ближе к экрану, чтобы читать диалоги.
Да, про «Готику» и «Ризен» получилось не очень подробно, но я уже несколько лет их не перепроходил, а после Elex решил исправить это дело, но ради разнообразия попробовать консольные версии. Собственно, если перепройду и будет что сказать, то также посвящу каждой из франшиз по отдельному тексту. Ну а теперь перейду к основной части и тому, о чём мне и хотелось поговорить.
Первый Elex
С первым Elex у меня достаточно большая история, и именно эта игра сподвигла в своё время обновить ПК. За игрой я начал следить ещё до релиза и был «на хайпе». Но мой тогдашний ноутбук вообще никак бы её не вывез. Разве что на совсем минималках, но хотелось же на ультрах и в 60 фпс. Так что специально под игру решил обновить себе ПК и купил новый ноутбук от MSI. Можете посмотреть на рекомендуемые системки игры и увидеть, на каком ПК я сижу до сих пор. Да, идёт восьмой год моему ноуту, и я продолжаю на нём сидеть. Просто сейчас вообще не могу позволить себе потратить 80–100к на новый ноутбук (стационар для меня не вариант) и даже не знаю, когда ситуация может измениться. Ну да ладно, ухожу не в ту сторону.
Так или иначе, покупал ноут я не зря и сразу же сел проходить Elex в 60 фпс на ультрах. Прошёл тогда за клириков и сразу же после прохождения решил чисто посмотреть, какие там квесты были у Берсерков и Изгоев. Посмотрел, после чего поставил на игре точку. Но вот спустя 7 лет как-то снова проснулся интерес, и решил перепройти. Но на этот раз на консоли. Собственно, да, ниже будет мнение про версии 1 и 2 Elex именно для PlayStation 5.
Техническая часть. На PS5 первая часть идёт в железных 60 фпс. Вроде как игру патчили под PS4 Pro, и сделали разрешение 1800c. Шрифт немного мелковат, но тут у меня ни разу не возникло таких же проблем, как с Risen 3. Всё более чем читаемо, и не надо особо напрягать зрение. Графон хороший, по ощущениям что-то между высокими и ультра. В целом было приятно играть с нормальным графоном и супер плавными 60 фпс. Одна из основных проблем игры, которая вроде как актуальная и для ПК, — игра не чистит кэш. Чем дольше мы играем в игру, тем сильнее она начинает «ломаться». Доходит до того, что в локациях, где до этого были железные 60 фпс, становится 30-40. Лечится всё это простым перезапуском игры. Такая проблема была на ПК, она осталась и на консолях. Самый простой способ понять, что пора перезапускать игру, — когда заметите, что уже давненько не слышали какой-либо фоновой музыки.Там всегда должна играть музыка на фоне, и когда её нет, значит кэш забился. Неприятный момент, который немного портит впечатления от игры. Тут ничего и никак защищать не буду, этого просто не должно быть, и они это никак не исправили. Из-за чего игра не ощущается настолько ровной, и ты подсознательно ждёшь момента, когда её нужно будет перезапустить. К сожалению, во второй части эта проблема сохранилась, но про это позже.
Геймплей
Не знаю, как у пиранек это получается, но стоило мне запустить Elex, как игра тут же захватила всё внимание и не отпускала до конца. Я перестал обращать внимание на время, часы пролетали один за другим, а мне просто хотелось продолжать играть.
Традиционно для себя в самом начале я впал в тильт из-за того, что не мог решить, за какую же фракцию проходить игру. Вот вроде бы можно за Клириков, но я за них уже проходил. Может, за Изгоев, они тоже прикольные. Хотя нет, Клирики... Нет, наверное, всё-таки Изгои... Но хотя... А почему бы не попробовать за Берсерков? И под тильтом я понимаю то, что я раз 5-10 начинал игру с самого начала и всё никак не мог решить, за кого же я хочу играть и в каком порядке проходить игру. По итогу всё закончилось тем, что я окончательно решил проходить за Изгоев.
Особое внимание я уделил исследованию локаций. При первом прохождении на ПК я на них как-то забивал, а тут постоянно заглядывал во всякие разрушенные дома в поисках чего-то ценного. Решил найти все части карты (которая оказалась бессмысленной, и за неё даже ачивки не дали) и все сейфы. К слову, что в первом, что во втором «Элексе» у меня вообще не было проблем с деньгами. Просто берём очки, которые подсвечивают предметы, и начинаем ходить по полуразрушенным домам в поисках лута. Насобираем очень много всяких вещей, которые потом можно будет крайне выгодно продать.
Боёвка в игре действительно сложновата. Пожалуй, соглашусь с некоторыми обзорщиками, про которых я напишу ниже, что ближний бой в обоих частях Elex просто отстой. Постоянно надо следить за стаминой, прокачивать её, подходить к врагам в упор, и всё это ради не самого впечатляющего урона. А в это время есть различный огнестрел и плазменное оружие, которые позволяют держаться на расстоянии и наносить очень значительный урон. У меня были какие-то воспоминания, что вроде как дробовик в Elex — это имба. Поэтому я практически со старта поставил себе цель максимально быстро добыть дробовик, вкачать характеристики до необходимого минимума и уже после этого начать активно сражаться с врагами. По итогу оказалось, что дробовик — имба во второй части, а в первой это просто хорошее оружие. Настоящей имбой в первой части является способность "чёрная дыра" у Клириков. Но т.к я к ним не вступал, моей имбой стал какой-то плазмоган Альбов, который можно найти на верхушке одного из преобразователей после предварительного отключения. Если не ошибаюсь, он либо у альбов-сепаратистов, либо в том, в который надо идти по квесту Крони. Он оказался мощнее, чем дробовик, вкаченный на +3, так что, похоже, это лучшая пушка в игре..
Но есть в первом Elex моменты, которые как будто в должной мере не продуманы. Например, что делает огнестрел ещё более полезной штукой: проблем с патронами просто нет. Их можно покупать сколько угодно, т. к. достаточно просто выйти и снова зайти в меню торговли, чтобы они появились. Благодаря этому за пару секунд можно купить хоть 1000 патронов для дробовика или плазменной пушки. Также взлом замков по-смешному сломан. Подходим к закрытому сундуку, нажимаем «взломать», сразу же выходим из меню взлома, снова нажимаем на сундук, и всё, он сам по себе взломался. Но даже несмотря на это, игра всё равно немного трудновата, особенно в начале, пока нормально не хватает навыков на то, чтобы взять в руки условный дробовик.
Ещё можно отметить, что прокачка характеристик и скиллчеки тут выполнены немного нестандартно. По аналогии с Fallout: New Vegas главный герой иногда может показать, что не простой мимикрок, а человек, который шарит за тему, и делается это через скиллчеки. Сила, ловкость, харизма, интеллект — игра очень часто будет проверять, насколько хорошо вы прокачали персонажа. У нас может вкачена харизма хоть на 99, но это никак не будет влиять на скиллчеки. Для того чтобы проходить проверку характеристик, мы должны приобретать различные способности у учителей, будь то слегка повышенный урон от ближнего/дальнего оружия, скидка в магазинах, взлом замков и т. д. Именно прокачка у учителей повышает наши характеристики.
Если говорить о скиллчеках, то глаза на лоб полезли, когда по одному из квестов клириков нужна была сила в 30 единиц. И практически тут же словил флешбэк, когда дошёл до этого момента в первый раз ещё в 2017 году. Это очень большое требование, до которого очень долго раскачивать персонажа. Хотя на самом деле тут достаточно раскачать силу до 20, а потом взять у учителя харизмы скилл на +10 к силе. К слову, этот скиллчек максимально бесполезен. Мы просто выполнили квест, и нас хотят оставить без награды. Но если наша сила 30+, то можем убедить квестодателя, что лучше нам всё-таки заплатить. После чего он даст нам какие-то жалкие 500 осколков элексита, которые можно заработать, продав десяток рулонов туалетной бумаги.
Немного про фракции. Тут просто пробегусь парочкой мыслей. Очевидно, что самой лёгкой фракцией для вступления являются берсерки. Нас за ручку отводят к их базе и дают кучу заданий, которые помогают с начальной прокачкой персонажа. В принципе, если всегда действовать в интересах берсерков, то проблем с вступлением в фракцию не будет.
Лично я в своём окончательном прохождении за изгоев решил проигнорить берсерков и сразу же двинул в Форт. Путь может быть долгим, но всех врагов можно спокойно обходить стороной. А также наткнуться по пути на Рея и чела у бывшего Сердца Мира, который отведёт нас к базе. В целом и для лоу лвл персонажей у Изгоев будут миссии, которые помогут подняться и вступить в фракцию, а также куча учителей навыков.
А вот с клириками самая жесть. По аналогии с Изгоями я хотел сразу же побежать в их Цитадель, где выполнил бы все квесты и вступил к нам. Но лоу лвл персонажу там просто нечего делать. Много скиллчеков, которые требуют высокого уровня навыков (привет, Сила 30). Мало квестов, а те, что есть, посылают нас к сильным мутантам или взбесившимся роботам, к которым без хорошего эквипа лучше не соваться. Даже немного опустились руки из-за этого, и решил, что пойду за Изгоев.
Если говорить о броне фракций, то у берсерков мне как-то вообще ничего не нравится, даже броня последнего ранга. У изгоев неплохая броня первого ранга, просто отличнейшая броня второго ранга и какая-то совсем невыразительная броня третьего ранга. К слову, я также решил использовать глич и раньше времени пробраться на базу альбов из последней миссии, чтобы получить броню и шлем альбов. И должен отметить, что накидка изгоев второго ранга + шлем альба выглядят очень стильно и прикольно. Есть интерес посмотреть на броню берсерков с тем же шлемом, возможно, также получится фэшн сет.
Ну а если говорить о клириках, то +- сойдёт броня первого ранга, ни о чём броня второго ранга, ну и броня 3 ранга, которая самая красивая в игре. В первом Элексе неплохо проработан физон одежды, и очень приятно смотреть на то, как на ветру развивается куртка изгоев второго ранга и накидка у брони клириков третьего ранга. У берсерков вся верхняя одежда тоже «длинная» и доходит до колен, но вот вообще не помню, чтобы она так же развивалась на ветру.
К моему удивлению, после прохождения появился интерес перепройти игру, но уже будучи жёстким берсерком. Тема перепрохождения игры за берсерков осталась со мной и во втором Элексе, так что как-нибудь точно сяду перепроходить игру ещё раз. Либо в этом году, либо отложу на начало следующего.
Сюжет
Если коротко о завязке, то мы играем альбского командора по имени Джакс, которого во время выполнения задания предают свои же и пытаются убить. Но покушение оказывается неудачным, он выживает и хочет разобраться: «А что вообще происходит?». После чего мы постепенно знакомимся с тремя основными фракциями игры: воинственными друидами Берсерками, которые за всё зелёное и против каких-либо технологий; сбежавшими из «Безумного Макса» Изгоями, которые просто хотят, чтобы от них все отвалили и дали дальше упарываться препами; ну и Клириками с передовыми по меркам сеттинга игры технологиями, но при этом крайне религиозные и верящие в выдуманного бога. Выбираем понравившуюся фракцию, вступаем и постепенно идём бить лица Альбам и главному гаду Гибриду в Ледяной Дворец. Вот такое коротенькое описание сюжета. Если интересно подробнее, то лучше посмотрите обзоры, а дальше пойдёт часть со спойлерами.
Если говорить о сюжете, то я буду полностью согласен с любой его критикой. Он глуповат, много странных моментов и нелогичностей. Пожалуй, самый тупой момент лично для меня — это, естественно, «заколдованный» в шакала брат Рэя. Этот момент я вообще не понял ещё при первом прохождении в 2017 году, что сейчас меня от него снова неприятно передёрнуло. Под конец игры мы узнаём следующий выносящий вперёд ногами твист: за предательством Джакса стоит его отец, он нанял сбить глайдер изгоя Рэя, а для верности взял и..... превратил брата Рэя в шакала (что-то вроде волко-собаки).... Но тут Джакс узнаёт всю эту информацию, а также находит........ волшебные... слова... которые должны расколдовать брата. Подходим к единственному неагрессивному шакалу в игре, который по счастливому стечению обстоятельств тусуется на базе Джакса, после чего..... говорим волшебные слова..... и животное превращается в человека.............
Окей, я даже видел людей, которые пытались дэфать это, но после перепрохождения я окончательно убедился, что это полный бред. Ладно бы оказалось, что брата заколдовали Берсерки. Это единственная фракция в игре, которой доступна магия, они кастуют из воздуха фаерболлы, так что почему бы и нет, тут я мог бы понять логическую цепочку и допустить такой вариант событий. Но «заколдовал» брата Альб, который вообще не имеет доступа к магии. Да, нам говорят, что отец Джакса немного особенный и умеет управлять мутантами и прочей живностью (что, к слову, никак не будет отражаться в геймплее), но доступа к магии у него нет, он не Берсерк, он, скорее всего, даже никогда не видел и не употреблял ману. Ну и это «скажи волшебное слово, и животное станет человеком» как будто прямиком из наших детских сказок. Ну и как добивочка то, что больше ни в первом, ни во втором Элексе ни разу никто никого не превращал в животное и обратно...
Ну и ещё я победил Гибрида за 10 секунд и вообще не понял, что за подобие босс-файта это было....
Да, есть вопросы и тупость во многих местах как в сюжете, так и в логике мира. Но мне было просто норм с этим. А сюжет Elex 2 показал, что первая часть чуть ли не сценарный шедевр...
Сайды были основной вещью, которая увлекала меня более всего. На самом деле именно сайдквесты являются для меня основным приколом всех игр пиранек. В них просто крайне просто залипнуть, есть какая-никакая вариативность. Какие-то можно пройти как в пользу Берсерков, так и в пользу Изгоев или Клириков. Из-за этого и возникает желание перепройти игру за другую фракцию с совершенно другими выборами. У Берсерков и Изгоев с квестами всё +- ок, а вот у Клириков как будто маловато и не так интересно. Есть отдельная квестовая ветка Купольного города, по итогам которой он либо продолжит существовать, либо будет уничтожен Альбами. У меня его, кстати, уничтожили, чему я был не слишком приятно удивлён. Всё-таки я отыгрывал Изгоя и решил помогать своим «братанам», но ни к чему хорошему это не привело. Есть в первом Elex своя гильдия воров. Но что в первый раз я её не понял, что сейчас. Мы просто должны помочь одному из членов гильдии, чтобы получить коготь, являющийся своеобразным знаком «нормального чела». После чего в Купольном городе нас пригласят в логово, мы выполним несколько не самых интересных и не слишком сложных квестов по краже, а потом все просто свалят, оставляя меня в непонимании «ну и чё это было и зачем». Тем не менее сайдквесты хороши и являются для меня самой яркой вещью во всех играх пиранек.
Напарники
В Готиках и Ризенах напарников практически не было, но в Elex они стали важной частью игры и приключений Джакса, а также у всех есть по личному квесту.
- Дурас. Самый первый напарник, которого мы встречаем в игре. Именно он и отводит нас за ручку до базы берсерков. Даёт нам квест на расследование убийства, по итогам которого оказывается, что убийцей является он сам. После чего мы можем решить его дальнейшую судьбу. Могу ошибаться, но вроде у него только один личный квест с этим самым расследованием, после чего какой-либо смысл в нём пропадёт.
- Крони У-4. Это личный боевой дрон Джакса, который также уцелел после падения глайдера, но попал на свалку металлолома к Берсеркам. Мы его находим, после чего он говорит, что ему надо себя подлатать и для этого необходима запчасть, которая находится у преобразователя Альбов в другом крае карты. Тут и есть основная сложность, потому что у преобразователя много сильных врагов и на ранних уровнях туда не сунешься. Хотя, если не ошибаюсь, можно просто игнорировать всех врагов, добежать и забрать нужную запчасть, после чего вернуться и сдать квест. После починки Крони может стать напарником, но других квестов у него больше нет.
- Аркс. Персонаж, которого я вообще пропустил при первом прохождении. Просто шизанутый альб-каннибал, который хочет пристрастить к своим увлечениям и Джакса.
- Фальк. На первый взгляд это клирик, которого можно найти на верхушке первого доступного преобразователя альбов. У него есть свой небольшой личный квест, по итогам которого вскрывается, что он не человек, а андроид, созданный безумным клириком.
- Рэй. Изгой, который сбил наш глайдер и украл броню. Приятный тип с +- нормальным личным квестом. Но ещё с ним связан наитупейший твист с превращением шакала в человека, а также самопожертвование ради самопожертвования в конце. На самом деле я так и не понял этот момент. Вроде как он может выжить в конце, но в оба моих прохождения он погибал. Хотя сейчас я относился к нему максимально позитивно, всегда поддерживал и помогал. Так что даже хз, от чего это зависит.
- Кайа. Девушка-берсерк и потенциальный любовный интерес Джакса, находим в Купольном городе и можем пройти её личную цепочку квестов, связанную с элексом, по итогам которой оказывается, что элекс обладает подобием разума и пытался общаться с ней.
- Бестия. Девушка-изгой и ещё один потенциальный любовный интерес Джакса, которую я и романсил. На самом деле с ней пришлось прямо настрадаться. Самый сложный напарник в плане вербовки. Находим её на базе Изгоев, но просто так она с нами не захочет разговаривать. По мере прохождения сюжета или вступления к Изгоям нам скажут, что теперь она хочет с нами потолковать. Общаемся, после чего начнётся первый этап её личного квеста, где она будет закидывать нас к различным монстрам и приказывать победить их, чтобы мы доказали, что не простой мимикрок, а нормальный чувак. Тут будет неприятный момент с тем, что последним монстром будет гигантский тролль, который является серьёзным и жирным врагом. По идее именно после победы над ним она должна стать нашим напарником, но этого почему-то не происходит. Потом нужно пойти к Клирикам, взять квест на штурм одного из альбских преобразователей и назначить Бестию главнокомандующим штурма. И только после череды этих достаточно сложных битв (которые я прошёл бездумно закидывая всё движущееся гранатами) она согласится стать нашей напарницей. Ещё одна проблема Бестии в том, что она пубертатная язва, которой нравятся только те моменты, в которых мы ведём себя как полный мудОкен. Из-за чего для повышения отношений с ней нужно вести себя в диалогах как не самый приятный человек. Также у неё есть ещё один личный квест, в котором раскрывается, что у неё неизлечимая болезнь, но мы можем помочь и найти лекарство, после чего она окончательно в нас влюбляется.
Итог первого Elex
Первый Elex вернул мне те самые давно забытые ощущения, когда ты просто теряешь время за игрой. Мне хотелось поскорее вернуться домой, просто чтобы снова сесть за Элекс. Да, я более чем согласен, что у этой игры может быть миллион проблем, я не могу не соглашаться с объективными недочётами, но они просто не являются для меня чем-то критичным. Я с огромным удовольствием вновь погрузился в игру, сидел «на одном дыхании» до самого финала. К слову, на опыте игру прошёл достаточно быстро, всего за 25 часов, и это с выполнением практически всех (или вообще всех) сайд-квестов. Это тоже своеобразный плюс игр пиранек — они не слишком долгие. Иногда я хочу перепройти всякие игры, но смотрю на счётчик времени и понимаю, что перепрохождение займёт 40–70 часов, а я вообще не готов столько тратить на игру. А с Elex почему бы и нет, 20–25 часов — и готово, а то и ещё меньше. Ну и да, после прохождения я загорелся идеей перепройти игру за Берсерков, просто за них так ни разу по-нормальному не играл. Но это уже до другого раза.
Elex прошёл отлично, и я очень хотел продолжить приключения в продолжении. Если бы я знал, что меня будет ждать в Elex 2...
Elex 2
PS5 я купил 25 февраля 2022 года, а Elex 2 вышел уже 1 марта, так что у меня уже была платформа, на которой я мог бы поиграть в игру, ведь мой ПК явно не потянул бы её. Купил игру на диски +- в первое время после релиза, потому что увидел хорошую скидку в ДНС. Сел проходить, но зафейлил со вступлением к Морконам и отложил игру на потом. + это были мои первые месяцы с PS5, и я очень часто метался между играми, потому что хотелось играть во всё и сразу. Так что, когда я сейчас садился за игру, я её практически не помнил. Ну да, появились там какие-то Морконы, ну надо вести себя как злобный злыдень, чтобы к ним вступить, на этом всё. Так что садился за игру чуть ли не как в первый раз.
Техническая часть.
Если первая часть на PS5 хотя бы 99% времени держит железные 60 FPS, то во второй части практически регулярные фреймдропы. Когда мы просто ходим по миру, то FPS более-менее стабильно держится, но стоит зайти в какое-либо поселение фракций, и всё... На базах у Берсерков, Морконах и Изгоев в игре просто безбожно начинает падать FPS. Но у меня обычная PS5, как там на про-версии, я не знаю, но как будто улучшение железа не настолько значительное, чтобы избежать проблем конкретно в этой игре. К слову, на базах Клириков и Альбов FPS особо не падает, но там просто не на столько много деталей. По ощущениям, самая жесть у Изгоев. С разрешением тоже не всё так просто. У игры 2 режима: 2/4К (так и не понял) и 30 FPS и 900/1080П (так и не понял) и 60 FPS. В режиме качества картинка очень чёткая и приятная, но стоит переключиться на производительность, как разрешение заметно падает, пусть и ценой формальных 60 фпс. Проблема с тем, что игра не чистит собственный кэш, осталась, но как будто ситуация немного получше, потому что в первой части подобная проблема встречалась гораздо чаще. Но игру всё равно приходится периодически перезапускать. В целом я скорее остался недоволен картинкой. Как будто в первой части персонажи выглядели поприятнее, а также было +- нормальное разрешение и железные 60 фпс. В то время как во второй части либо чёткая картинка и скачущие 30 фпс, либо мыло и нестабильные 60 фпс.
Но ещё хотелось бы отметить момент с тем, как же приятно садиться за РПГ с полной русской локализацией, в то время как у нас выходит ремастер «Обливиона» вообще без русского языка. Да, к русской озвучке можно относиться по-разному, некоторые вообще из принципа её не включают. Но если в игре есть русская озвучка, то я буду играть именно с ней, просто потому что очень приятно слышать родную речь. Да и у меня такой бэклог, что 95% игр с английской озвучкой и 60% вообще без русского языка, от чего игры по типу Elex 2 воспринимаются как «НИЧЕГО СЕБЕ ИГРА С РУССКОЙ ОЗВУЧКОЙ».
Геймплей
Несмотря на всё, первый десяток часов игра меня всё так же сильно завлекала. На этот раз особого тильта с выбором фракции не было. К изгоям я не хотел, потому что только что прошёл за них первую часть. Альбы не особо симпатичны, а клириков очень сильно занерфили. Остаются только берсерки и новоявленные Морконы. По итогу решил, что потом отдельно перепройду и первую, и вторую часть за берсерков, а пока пойду за Морконов, к которым у меня и был основной интерес.
По аналогии с первой частью, первую десятку часов я убил на выполнение сайдквестов и исследование локаций, от чего получал такое же удовольствие, как и в прошлой игре.
А вот боёвка... Как же они с ней облажались. Игра практически во всём гораздо легче первой части. Оружие ближнего боя до сих пор бесполезно и во всём проигрывает дальнему. На этот раз у нас новая имба под названием дробовик, и получить его можно буквально в самом начале игры. Проходим вступление, идём к Кайе и по мере развития диалога берём у неё квест на убийство группы морконов. Договориться с морконами никак нельзя, и битвы не избежать, но не волнуйтесь, это не те морконы, это неправильные морконы. И по очень счастливому стечению обстоятельств эти дебилы решили расположиться у какого-то месторождения красных взрывающихся бочек, потому что ими заставлен вообще весь их лагерь. Один меткий выстрел из лука по любой бочке, и вот у нас 5 трупов. С этих морконов мы можем собрать 3 повреждённых дробовика. Также в самом начале у сердца мира есть кузнец, у которого за минимальную плату можно выучить навык создания оружия. Идём на новую базу Джакса и там на верстаке склеиваем 3 повреждённых дробовика в один нормальный. Теперь у вас есть одно из лучших оружий в игре, с которым можно проходить чуть ли не до эндгейма. А требование в 35 силы и 35 ловкости также очень щадящее и не вызывает особых проблем с временем на прокачку. Ну а если мы хотим получить вообще лучшее оружие в игре, то прокачиваем ранец до 40, берём скилл на рывок в полёте и долетаем до лучшего дробовика в игре, который расположен на небоскрёбе в разрушенном городе над базой морконов.
Также упростили систему скиллчеков. Да, до сих пор периодически надо показывать то, что ты и сильный, и ловкий, и умный, и харизматичный, но: 1) количество значительно сократили. По ощущениям, тут ~15 скиллчеков на всю игру. 2) теперь уровень нашего навыка не прокачивают учителя, а мы сами через более привычное меню прокачки. Достаточно прокачать каждую характеристики до 40, и вы сможете пройти 95% проверок. Только 2 раза за игру нужно, чтобы уровень навыка был больше 40.
Всю первую главу игры я кайфовал. Ходил по фракциям, проходил сайд-квесты, исследовал мир и видел минимальные вкрапления сюжета. Со второй главы уже начал замечать первые звоночки, но ещё было терпимо. Ну а с третьей главы сюжетная шиза вышла на первый план, и я просто офигивал от того, какой бред наблюдаю, но про это в отдельном пункте про сюжет.
Фракции
3 основных фракции из первой части сохранились, а также к ним добавились 2 новых.
Пожалуй, самые скучные — это Изгои. У них немного заковыристое вступление во фракцию, про которое я напишу ниже. База посреди безжизненного болота, убогие домишки, ужасное падение фреймрейта при входе на базу, а также буквально та же самая броня из первой части без каких-либо изменений.
На клириков просто больно смотреть. От былого величия не осталось практически ничего. А всё дело в том, что после финала первой части на них успешно напали альбы (хотя, казалось бы, мы же их победили), а затем терраформер пришельцев упал прямо на их базу. Из-за этого остатки фракции обосновались в полуразрушенной крепости и кое-как пытаются сохранить своё существование. Но входе нас будет встречать охранница, облачённая в броню берсерков, потому что новой брони у клириков просто нет. А также куда-то делись их красители, потому что очень стильная и красивая серо-красная броня стала просто бесцветной. Грустное зрелище, даже не удивлюсь, если по задумке великого Гера Сценариста к третьей части Клирики могли перестать существовать как фракция.
Также теперь можно вступить и к Альбам. Они отвернулись от Гибрида, поняли, что иногда надо давать волю эмоциям, и теперь пытаются быть сами по себе. У меня до сих пор вопрос с тем, почему вообще все мужчины-Альбы лысые, в то время как у Джакса виднелись волосы ещё во время службы Гибриду, а также волосы есть у девушек-Альбов... Мне не очень нравится их броня, потому что она какая-то максимально базовая и невыразительная. Но совсем небольшой интерес в перепрохождении игры за Альбов у меня появился, всё-таки намного заинтересовали при более близком знакомстве через сайд-квесты.
А вот Берсерки преобразились в лучшую сторону. На самом деле у нас тут теперь смесь Берсерков и бывших Изгоев, т.к. после событий первой части Берсерки вторглись в Тавр, захватили базу изгоев, завербовали всех тех, кто захотел, и сделали из этого места свой филиал, поставив во главу Крысу. Как я понял, Форт — это действительно что-то вроде филиала Берсерков, основные силы и люди расположены в том же месте, где они были в первой части, просто во второй они сократили карту и туда не добраться. Тут же тусуются бывшие изгои, которые не настолько придирчивы к технологиям, а Крыса обладает полномочиями вербовать новых людей. Также мне нравится их новая броня. Заместо нелепой типичной фэнтези брони из первой части у нас тут более подходящие сеттингу зелёные плащи и самодельная броня из подручных средств, которые делают Берсерков больше похожими на подобие рейнджеров-лазутчиков. В общем, во второй раз буду перепроходить уже за них. К слову, по ощущениям физику одежды немного порезали, и теперь длинная одежда не так хорошо развивается при ходьбе.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что фракций 5, формально их всего 3. Только берсерков, морконов и альбов можно назвать привычными фракциями. Если мы хотим присоединиться к изгоям, то должны вступить к морконам или берсеркам, помочь оппозиционной организации внутри фракции, после чего отчитаться главе изгоев для вступления во фракцию. Ну а если мы хотим вступить к клирикам, то нам скажут идти к альбам, присоединиться к ним и во время одного из заданий переманить часть альбов на сторону клириков.
Ну что-то я всё не расскажу о самой лучшей фракции, к которой я и присоединился.
МОРКОНЫ
Настоящая «Звёздочка» Elex 2. Самая лучшая фракции в истории видеоигр, которая не оставит никого равнодушным.
Морконы появились просто из ниоткуда. Ну как, они формально существуют в мире первого Elex, но игра не пускает в ту область карты, из-за чего проверить нельзя. Морконы поклоняются богу смерти Рааваку. Их основная цель — погрузить мир в хаос, убивать еретиков и ждать, когда же придёт их собственная кончина, ведь после смерти их с распростёртыми объятиями будет ждать Раавак. Хотя я так и не понял, почему они просто друг друга не перебьют, чтобы дружно и держась за ручки прийти к своему богу.
Живут они в полуразрушенной станции метро. Долгие годы вообще не выходили на поверхность и не особо понятно, где брали все необходимые ресурсы. Но к моменту второй части стали более лояльны к поверхности. Появились «вербовщики», которые отлавливают еретиков и пытаются убедить присоединиться к морконам. Их антиподом являются «староверы», которые вечно всем недовольны и, видимо, хотят, чтобы фракция продолжала скукоживаться под землёй.
Могу только согласиться с тем, что, по сути, это целая фракция Мэри Сью. Несмотря на то, что они живут под землёй в крайне закрытом обществе, у них не возникает проблем с питанием, вербовкой новобранцев и снаряжением. У них лучшая броня, а самое мощное оружие в игре — легендарный дробовик морконов. В отличие от других четырёх фракций, им вообще не нужен элекс, и они спокойно обходились все эти годы без него. И действительно непонятно, почему они давным-давно не захватили весь Магалан, ведь явно обходят другие фракции практически во всём. У них даже есть собственные роботы. Хотя тут даже забавно. 2 робота стоят у входа в убежище, и ещё одного робота никак не могут доделать инженеры. И всё, больше роботов морконов нигде нет, и никакого участия в сюжете игры или сайдквестах они не принимают (даже при игре за моркона). Так что им просто так, ради понта, решили дать очень мощную штуку, которую даже не будут использовать в игре.
Почему я выбрал эту фракцию: 1) это просто угарные челы с какой-то поехавшей идеологией и тягой к разрушению; 2) как-никак +- особенная атмосфера с базой в виде заброшенной станции метро, хотя после прохождения я воспринимаю её слишком пустой; 3) у них объективно лучшая броня в игре. Броня всех трёх рангов выглядит просто отлично, и как будто больше всего художники старались именно над ней; 4) просто совершенно новая фракция после прошлой части.
По итогу после прохождения у меня сложилось ощущение, что их очень плохо раскрыли. Ну вот давайте прямо сейчас проанализирую всю сюжетку фракции:
- Приходим к Морканам и просимся к ним вступить. И стражники, и местный «Хан» очень удивлены тому, что какой-то чужак сам пришёл и захотел к ним присоединиться, так что дают нам шанс.
- 3 вступительных квеста. 1) Найти торговца Ивана, который сидит на базе у берсерков и не может уйти, пока ему не отдадут необходимый товар. На самом деле, если пытаться пройти квест полностью, то он будет достаточно долгим. Сначала надо взять задание у морконов, потом прийти к берсеркам, у которых заслужить право войти в Форт. Найти Ивана и пойти ему помогать, выполнив одну из 3-х линеек заданий берсерков, чтобы открыть доступ в верхний район. А потом ещё и от самого Форта потопать с этим Иваном до самого логова морконов. 2) Квест на поиск еретика, поклонника Криитона. Криитон — это своеобразный антипод Раавака, который предлагает более миролюбивую религию. Тут всё просто: если вы хотите вступить к морканам и идти по пути морконов, то всегда выбирайте путь Раавака и сдавайте/убивайте всех, у кого есть хоть какая-то симпатия к Криитону. Да, я рекомендую сдать Ивана и девку, потерявшую амулет Криитона, как раз получите уровень разрушения, необходимый для фракции. Если же вы пошли к морконам, чтобы потом вступить к изгоям, то просто надо всегда вставать на сторону Криитона. 3) Квест Влада, где он просит нас сходить с ним на охоту, но на самом деле это его скрытая проверка на преданность нас идеям морконов. Он подловил меня на моменте с контрабандой, где я попросился в дело, а потом он, как последняя крыса, сдал меня перед Ханом. Так что в том моменте надо напомнить ему, что он нарушает заповеди морконов. Выполняем все квесты, после чего Хан просит его убить, чтобы мы заняли его место. Без вопросов выполняем просьбу, и если у нас достаточный уровень разрушения, нас принимают в фракцию.
- Какие опциональные квесты нас ждут: 1) собрать денег на еду для пленников; 2) квест Арены, который я объединю в один большой, а не несколько маленьких; 3) отнести цветочки на могилу жены бывшего изгоя; 4) найти сервоприводы для продолжения штамповки роботов, которых мы так и не увидим; 5) квест с бойцовским клубом Госты; 6) микроквест, где надо сбегать и украсть заначку вербовщиков из их схрона. Всё. Да, с учётом квестов на вступление у нас получается всего 9 квестов у морконов. И тут стоит знать, что после вступления во фракцию никаких новых второстепенных квестов не прибавится. Т. е. это единственный 6 сайд квестов фракции до самого конца игры. На мой взгляд, этого откровенно маловато, как будто в первой части у условных Изгоев и Берсерков было гораздо больше контента.
- Далее надо бы повысить свой ранг и полноценно вступить на должность Хана. И поначалу даже кажется, что всё идёт за здравие. Мы должны решить, кто из стражников должен остаться на воротах, что делать с пленными берсерками, пойти и решить конфликт на торговом посту, убедить строителей продолжить работу, а также убить яростного старовера, который не хочет нашего повышения. По итогу получаем следующий ранг, и у меня даже был интерес к тому, а что же будет дальше.
- И вот мы хотим получить последний ранг у морконов и самую крутую броню. Что же надо будет делать, какие проблемы решить? На самом деле надо будет пройти буквально один квест, который можно закончить за минуту..... Нам говорят, что мы убили главного чувака по цистернам крови и нужно найти ему замену. Либо мы выбираем на его место Дмитрия, что обрубит нам получение последнего ранга, ведь он последователь Криитона. Либо мы выбираем Марата и спокойно становимся самым крутым морконом. Да, вот так, буквально один квест для повышения.... Даже в первом Элексе надо было выполнить 3 квеста для повышения до второго ранга, а потом ещё 3 для повышения до третьего... Из-за этого у меня ощущение, что просто недодали контента и не раскрыли фракцию в полной мере.
Вот такие Морконы. Странные, глупые, мало квестов и огромный нераскрытый потенциал, но хотя бы броня красивая...
Сюжет
Ну вот я перехожу к самому горяченькому.
Для начала, все наши решения, которые мы принимали в первом Elex, теперь идут лесом. Играли за Изгоев или Клириков? Теперь по канону Джакс выбрал Берсерков. Заромансили Бестию? Теперь по канону Джакс заромансил Кайю, и они даже заделали сынишку. В конце решили присоединиться к Гибриду или объединиться с ним против пришельцев? Теперь по канону мы убили Гибрида. Убили отца главного героя в постгейме первой части? Нет, тут он живой-здоровый. Это один из худших вариантов сиквела из возможных. Когда Гер Сценарист шлёт куда подальше всю возможную вариативность прошлой части и создаёт свой собственный безумный канон, заставляя игроков смириться с этим.
После первой части Джакс пытался всем рассказать, что на Землю летят пришельцы и хотят всех уничтожить. Но абсолютно все фракции предпочли его не слушать и вновь сконцентрировались на своих внутренних конфликтах. Из-за чего Джакс стал отшельником, но потом прилетели пришельцы, упали ровно на его дом и ранили, заразив непонятной болезнью. Так что всё, пора идти и собирать силы противостоять пришельцам.
1 и 2 главу было ещё более-менее терпимо играть. Но начинаю с 3 начался полнейший трэш, потому что сайдквестов уже не осталось и надо переть по сюжету до финала. Количество «неожиданных выносящих вперёд ногами поворотов» во второй части просто зашкаливает и лично для меня практически обесценивает всю первую часть и логику вселенной игры.
Так, например, Джакс у нас такой крутой не потому, что он просто нормальный чел, а потому что в него это заложили на генном уровне. Гибрид взял свои ДНК, ДНК какого-то безымянного суперкрутого альба и вложил их в Джакса, чтобы получить настоящего героя.
Несмотря на то, что теперь по канону мы убили Гибрида, человек, который сидел внутри машины(Докинз), выжил и стал нашим основным сюжетным квестодателем. С ним тоже просто потрясающий твист. Оказывается, что ещё до падения кометы он всё предвидел, отправил в космос группу учёных, а сам остался и должен был подготовить к их возвращению Землю. Эти учёные нашли в космосе некую «СиНгУлЯрНоСтЬ», которая новый движущий элемент вообще всего в сеттинге игры. «Мамка» элекса, которая летит к Земле, чтобы всё уничтожить и воссоединиться с чадом. Но про это, похоже, хотели рассказать в 3-й части. Учёные вступили в контакт с «СиНгУлЯрНоСтЬю» и превратились в пришельцев, которых называют Скиандами. По итогу они вернулись на Землю, увидели, что Гибрид ничего не сделал, и теперь просто терраформируют всё, что могут. При это непонятно к чему они готовятся, т. к. сами говорят, что с сингулярностью ничего сделать не могут и это неизбежность.
Ещё был очень смешной момент, когда во время битвы с Докинзом в каст-сцене мой моркон Джакс неожиданно научился огненной магии и начал пулять ей в Докинза, а он в ответ начал защищаться льдом. Как же это было плохо...
А ещё у Джакса есть сын, который в конце пожертвовал собой просто чтобы пожертвовать собой. Это была совершенно глупая и идиотская смерть, которая должна была вызывать пожалейку, но не вызывает ничего, кроме чувства стыда. Я тут ещё недавно прочитал «Нейромант», и когда из уст сына главного героя прозвучало слово «киберпространство», я воспринял это как оскорбление.
Что касается болезни Джакса, то она практически никак не проявляется в геймплейном плане. А излечится он от неё сам по себе ближе к финалу игры. При этом его просто скукожит, потом раскукожит, и он скажет: «О, кажется, я вылечился».
Ещё с 3 главы 90% сюжетных квестов начинают представлять из себя «иди туда-то и убей 100 врагов». Я так и не понял, зачем мы спасли изгоев в кратере от кучи петухов-мутантов, ведь эти самые изгои никак не участвовали в финальной битве и не помогали Джаксу. Так же как и берсерки, которым мы помогли, но какой-либо помощи Джаксу они не оказали.
Также не могу не согласиться с мнением, что сиквел просто стоит на месте и никуда не двигается в плане глобальной истории. Все основные персонажи сиквела — это персонажи из первой части. Джакс, Кайа, Гибрид-Докинз, отец главного героя. Мы всех их уже видели, и игра не ввела ни одного нового значимого персонажа для истории. А сын Джакса, который мог бы им быть в теории, погиб. Ну а скианды — мы их даже в полной мере не победили. Они остались, они продолжают существовать в мире игры, просто теперь все их тероформеры не работают, и мы замедлили их продвижение на несколько лет.
Финальная битва — это вообще смех. В первой части действительно ощущался масштаб. В моём прохождении в финальной битве принимали участие Джакс и все его напарники, альбы-сепаратисты, изгои и берсерки. Только клирики не согласились идти со мной. При этом со стороны берсерков и изгоев в битве принимали участие лидеры фракций. А что же во втором «Элексе»? 6 напарников главного героя, три берсерка участника шестой силы и небольшая горсточка морконов. При этом это не те самые морконы, а другие. Те, которые предпочитают находиться на поверхности, а не под землёй, и которые просто отсутствовали в игре до нужного сюжетного момента. Если в первой части мы сразу шли «стенка на стенку», то тут битва поделена на секции, из-за чего хоть малейшее чувство масштаба пропадает.
К слову, игру прошёл за 31 час и 30 минут.
Напарники
- Кайя осталась с прошлой части. Формально она жена главного героя и превосходно справляется с функцией «пилить мозг Джаксу». Но её личный квест — это буквально копирка её же квеста из первой части, где она узнаёт, что тёмный элекс тоже может общаться, и пытается говорить с синим элексом. Самое интересное, после смерти сына нет ни одного диалога между Джаксом и Кайей, что их ребёнка больше нет. В эпилоге после титров она просто радуется победе над пришельцами и ни слова не говорит о том, что у них вообще-то сын умер. Хотя всю игру частенько разбрасывалась словами в стиле «если с его головы упадёт хоть один волосочек, то я тебе устрою».
- Крони стал чуть ли не основным сюжетным напарником. Под конец игры с ним очень много сюжетных моментов, и приходится брать его с собой. Есть личный квест по изучению скиандов, но он не приводит совершенно ни к чему. А так же не знаю, задумано ли так, но последняя часть его квеста стала доступна только после прохождения игры.
- Фальк во второй части решил озадачиться вопросом «что значит быть человеком», из-за чего впутал себя в кучу неприятных историй, из которых ему помогает выбраться Джакс. По итогу он приходит к тому, что ему и так нормально, и в следующий раз, когда у него вновь возникнет такой вопрос, лучше просто огреть его по башке.
- Мразотство Бестии вышло на совершенно новый уровень. Как и в первой части, я решил романсить именно ей. И вы бы знали, как же я устал видеть надпись «БЕСТИЯ АБСОЛЮТНО НЕ В ВОСТОРГЕ». Этой язве не нравятся 99% действий Джакса, какими бы они ни были. Теперь, чтобы поддерживать с ней нормальные отношения, приходится вести себя как очень злой человек, который даже не против избить детей. Но кое-как всё же смог вывести с ней отношения на нормальный уровень и закрутить роман. Также она теперь не изгой, а моркон. Её личный квест проходит в 2 этапа: сначала ходим по другим фракциям и нарываемся на конфликты, а потом идём мстить всем её обидчикам.
- Лис. Берсерк, который вроде как должен быть харизматичным шутником, но он просто раздражает. Его личный квест приводит к тому, что его мать, которая, как он думал, мертва, оказалась жива, и происходит счастливое воссоединение семьи. Его мать, кстати, из Морконов. И, естественно, до момента принятия сайд-квеста на её поиск она просто отсутствует в игре, и её никак нельзя встретить.
- Чморила... Просто изгой, которого к нам приставил Герцог как охранника, а потом на измене захотел его убить, потому что боялся непонятно чего... По итогу Джакс и Чморила стали лучшими друзьями.
- Найра. Неожиданный третий возможный любовный интерес Джакса в виде девушки-альба. Примечательно, что на скриншоте в заставках и в самой игре у неё 2 разные причёски, причём не в пользу той, которая осталась в игре. На самом деле это вполне неплохой персонаж с квестами на кражу военных планов всех фракций.
Итоги
Несмотря на негативный осадок от второго Elex, я действительно кайфанул, проходя обе игры. И я точно рано или поздно вернусь в них ещё раз, чтобы пройти за Берсерков. А там, кто знает, может, и ещё раз зайду, чтобы перепройти первую часть за Клириков, а вторую за Альбов.
Для меня у Piranha Bytes есть какая-то магия, из-за которой я погружаюсь в их игры в первые же минуты и не обращая практически никакого внимания на объективные недостатки. Первый Elex хорош. Да, он кривой, косой, страшный, но я люблю его. Вторая часть... Ну... Даже моих симпатий она не завоевала. Я бы просто хотел вернуться в игру и пройти первую главу сугубо и только в интересах Берсерков с выполнением всех сайд-квестов. Но наблюдать всю дальнейшую сюжетную шизу с бесконечной зачисткой местности от врагов у меня нет никакого желания.
Не знаю, к лучшему ли закрытие студии, но я определённо не хотел бы видеть Elex 3, к которому дали очень много подвязок во второй части. И та самая «СиНгУлЯрНоСтЬ», и в эпилоге на базы фракций нападут мутанты, потому что Гер Сценарист вспомнил, что во вселенной игры есть физическая «мана» и люди могут её принимать и упарываться. Вот и затизерили нам нашествие мановых мутантов-наркоманов. Но теперь, скорее к счастью, третьей части не будет. Если говорить о том, что хотел бы лично я, просто новое IP с более приземлённым фэнтези-сеттингом, ну или пустились бы окончательно в футуризм. Но я в любом случае буду следить за тем, что дальше планирует делать Бьорн Панкрац. В любом случае есть неприятный осадочек, что студию, которая сделала так много моих любимых игр, закрыли. Но с Elex 2 они по факту очень сильно облажались, и получился такой итог. Хотя, скорее, сыграло то, что мыльный пузырь «Эмбрейсер Груп» лопнул и чит на бесконечные деньги для «Пиранья Байтс» закончился.
Также не могу не отметить двух авторов, которые сделали по-настоящему отличные и объективные обзоры на игры. Это Гер Arazect и Гер Ёкай. Пожалуй, сильнее всего отличился Arazect с двухчасовым обзором на первую часть и трёхчасовым обзором на вторую. Я очень много раз пересматривал эти видео, особенно во время прохождения игр, и наверняка ещё не раз пересмотрю. У них большие обзоры с, на мой взгляд, вполне объективной критикой, пусть я и могу быть не везде согласен. И, несмотря на свою любовь к серии, я не могу не соглашаться со всеми их претензиями. Но со мной опять же работает магия пиранек, потому что всё то, что для них критичные проблемы, для меня таковыми вообще не является.
Что ж, не думал, что текст получится настолько большим, но получилось как получилось. Спасибо всем, кто прочитал.