Фанату не расправить плечи: обзор хоррор-стратегии Anoxia Station
Заядлый игрок в стратегии — об атмосферной, но слишком тесной игре Якова Бутузова, блогера DTF.
Сюжет в Anoxia Station почти отсутствует. Лишь коротко рассказывают про мир, который пережил извержение супервулкана, а затем поверхность Земли стала непригодной для жизни. Зато под землёй надежда осталась. Всё держится на плечах экспедиций терранавтов, которые в полной темноте опускаются в глубины, стараясь отыскать нефть для остатков человечества. Страны перестали иметь значения. Слесарь Анатолий трудится бок о бок с американцами и японцами.
Когда мир погибает, трудно думать о чём-то ещё, кроме спасения. Каждый человек имеет свою ценность. Кто-то должен отвечать за генераторы, температуру на станции, защитные сооружения. И этот кто-то всегда ты — игрок, потому что людей, со своей волей и умениями, как во Frostpunk, здесь нет. Anoxia Station даёт почувствовать себя многоруким Цезарем на тонущем корабле.
Кажется, что разработчик пытался сделать хоррор, но именно напугать в привычном смысле игра вряд ли может. Она скорее угнетает темнотой и замкнутым пространством. Ты заперт на двух тысячах метров под землёй, и у тебя постепенно кто-то умирает, остаётся всё меньше рабочих рук. Ещё и таймер не даёт варианта растянуть исследование навечно. А чудища — так, лишь немного мешаются под ногами.
Геймплей
Механически Anoxia Station — пошаговая тактика с менеджментом ресурсов и элементами выживания на процедурно сгенерированной ограниченной карте.
В начале игры можно выбрать одного из трёх именных игровых персонажей, но их характеристики сильно игру не меняют — да, один будет лучше в энергетике, другой — против монстров, но по ходу геймплейной сессии эти бонусы очень быстро перестанут быть ощутимыми.
В начале миссии ты выбираешь место для базы, а потом оттуда отстраиваешься. Цель в кампании, по большому счёту — большое обучение часов на 5. В быстрой игре главная задача — доставить определённое количество нефти на поверхность, успевая сделать это за выделенное количество ходов. Можно ещё включить таймер самого хода, чтобы ты не мог думать бесконечно, но постоянно торопился. Нужно не только снабдить поверхность нефтью, а ещё успеть сбежать наверх самому, предварительно отыскав точку эвакуации. Если ходы кончатся, наступает землетрясение и следовательно смерть всего персонала.
Первый запуск способен немного озадачить. Не избежать как минимум получасового «залипалова» в интерфейсе. Возможно, придётся несколько раз проиграть, потому что не так распределял энергию, кислород и топливо. От плохих условий часть людей умирает, но можно протянуть и без них, запросив потом подкрепление, а вот в критической точке высокой температуры или радиации мгновенно наступает конец игры. Поначалу толком не понимаешь, где накосячил: вроде чётко всё распланировал, но оказалось — далеко не всё.
Есть несколько видов пагубного воздействия на работников: базово везде присутствует радиация и недостаток кислорода. Опционально попадается лютый холод, жара и/или испарения ртути. Кушать никому не нужно, чахоточных тоже не попадается, так что условия не такие страшные, как во Frostpunk. Тем не менее не получится расставить задачи и потом просто следить за производством.
Тут всегда что-то рушится, возгорается, генераторы с фильтрами воздуха первое время нужно прожимать вручную. Великий стратег из тебя не выйдет, но СДВГ пощекочет. Шутка. Не настолько всё плохо. Очень быстро привыкаешь. Однако сильно теряешься из-за визуальной серости. Понятно, что стиль таким задуман, но все здания сливаются, поэтому путаешься — где у тебя бойлерная, а где — насосная станция.
Помимо воздушных и радиационных фильтров, генераторов с заводами по производству топлива в менеджмент станции добавляются персонажи (учёный, химик, инженер, и т.д.), которых можно назначать на определённые здания для повышения их эффективности или использовать их специальные способности, вроде дополнительной подачи энергии и тому подобного. Загвоздка в том, что на следующем ходу тебе нужно делать это… снова. Игра не фиксирует человека на рабочем месте — он отпахал один ход и свалил оттуда. Будто включения вручную электричества, добычи ресурсов и прочего недостаточно…
Стандартный ход в игре выглядит так: радаром высматриваешь светящиеся точки интереса, расставляешь буры в том направлении, выбираешь что построить/улучш��ть, чинишь здания/тушишь пожары, если есть необходимость; не забываешь прожать на всех зданиях добычу нефти, воды, газа, электричества, переработку нефти в топливо; стреляешь в монстров. Затем ход завершается, буры приводятся в действия, открывая новые проходы, а враги атакуют.
Противников много, они весьма разнообразные, круто нарисованные, а цель у них одна: навредить тебе. Моль может сесть на здание и сгрызть обшивку. Согнать её можно электроимпульсом самого здания, если он есть. Черви вырываются из-под земли. Кто-то ядом плюётся. Иногда происходит землетрясение и с потолка падают камни, также ломая постройки.
Со временем улучшенные здания больше не нуждаются в том, чтобы на них постоянно прожимали жизненно важные функции. Большая часть рутины выводится в автоматизм. Нефтедобытчик и водяной насос перестают требовать месторождения, чтобы качать ресурсы. Тебе остаётся только ремонт, уничтожение мотыльков-пожирателей обшивки и менеджмент персонала, на который, впрочем, тоже забиваешь, потому что надоело.
Во всём этом всём кроется большая беда игры. Однажды приходишь к автоматическим действиям без вариантов поступить как-то ещё. Каждая карта будет практически одинаковой. Да, там есть ивенты с вариантами выбора, уникальные заброшенные постройки, но сильно они геймплей не меняют.
Атмосфера
Чувствуешь себя в изоляции, есть атмосфера «бункерного» постапокалипсиса — тусклые лампы, экранные помехи. Похоже на то, как в 80-е показывали будущее: не глянцево-вылизано, а с такой ноткой архаичности.
Но главное — звук. Никакой музыки, просто тишина, гул работающих машин и местами гнетущие звуки для большего давления на психику. Иногда щелчок, как будто произошло короткое замыкание, писк громкоговорителя.
Это не лобовой хоррор. Хотя тут и есть чудища, пугают не они, а ощущение замкнутости, из которой хочется быстрее убежать. Геймплейно кому-то может показаться даже минусом. Игра слишком камерная — как шахматная доска. Тут негде развернуться, карта ограничена. Рано или поздно дороешься до неразрушаемой стены.
Если монстры сами по себе не пугают, они могут привести к пугающим последствиям. Сломать тебе один из воздушных фильтров допустим, а запасного у тебя нет. Повезёт, если протянешь до постройки нового. Сюда бы добавить механику безумия у людей, чтобы было больше факторов, подрывающих стабильность. А так получается, что они только внешние. Можно ещё сохранения убрать. Тогда ошибки будут ощущаться более страшными.
Но даже при том, что нам показывают мрачное будущее, где все выживают, нет вот этого ощущения выживания, где каждый человек трудится на пределе своих возможностей. Ты видишь только циферки того, сколько у тебя осталось персонала. Кормить их не нужно, полоски потребностей у них нет. Поддерживай температуру да выветривай пары ртути. Это меня из атмосферы, в которой буквально топит арт- и саунд-дизайн, выбивало.
В Anoxia Station всё сводится к одним и тем же действиям на каждой карте. Отстраиваешь автоматическую добычу всего, что нужно, а потом просто поддерживаешь нужные показатели и стреляешь в монстрятину. И лично мне в этом не хватает хаоса, меньшей системности. Побольше бы сюжета, побольше геймплейных сценариев и вариантов победы, побольше бы всему глубины.
Поначалу игра искусственно растягивает геймплей слишком большим количеством активностей с ручным управлением. Ты будто всё время в положении начальника смены на ЧАЭС: просто действуешь по инструкции.
Anoxia Station — необычный опыт с уникальным концептом подземной изоляции, с очень классным визуальным стилем. Но заядлому фанату стратегий в ней негде развернуться, не встать в полный рост — извините за каламбуры.
Что же до игроков, которые не ждут от хоррор-стратегии опыта, сравнимого с Anno или даже Frostpunk... То это игра — чистокровная инди, с очень авторской и идеей, и исполнением, и вкусом. И если вы ищете в играх такое, то Anoxia Station найдётся чем вас затянуть хотя бы на час-другой.