Игры [REDACTED] стран. Иран. Часть 6
Возвращение странной рубрики, где я погружаюсь в культуру Ирана посредством игры в очень странные экземпляры цифрового искусства. На этот раз мы посмотрим финал главной франшизы времён становления игровой индустрии, нечто на CryEngine, мод на мод на Батлу, внезапный иранский NFS Underground 2 и что-то детское и жуткое тормозящее.
Мои [REDACTED] стали куда избирательнее, поэтому доставать и получать игры солнечного Ирана стала сложнее. 2009-ый год в местной игровой индустрии выдался уж очень плодовитым, поэтому разбирать его придётся ещё пару выпусков. А там уже и первые проекты в [REDACTED] Steam. Ну а если хочется большего, то ниже ссылки на предыдущие части. Благо, [REDACTED] до них ещё не добрались.
Игры Ирана
Quest of Persia: Nader's Blade
Оригинальное название: شمشیر نادر
Разработчик: Pouya Art
Год выхода: 2009
Как и предыдущие две игры, Nader's Blade делала команда Пуи Дадгара. Скачок в качестве между первой и второй частью Quest of Persia виден и недоброжелателям в Ираке. Но вот с триквелом такого ощущения уже нет. Правда, это не помешало урвать Дадгару приз за лучшую иранскую игру года.
Как можно догадаться из названия, третья Quest of Persia восхваляет деяния очередного великого человека Ирана прошлого. Большую часть игры мы будем играть за Надир-шаха, одного из самых успешных военачальников в истории страны, а также основателя Империи Афшаридов.
В лучшие годы государство, созданное Надир-шахом, контролировало Иран, Армению, Грузию, Азербайджан, Афганистан, Бахрейн, Туркменистан и Узбекистан, а также часть Ирака, Пакистана, Турции, ОАЭ, Омана и Дагестана.
Сам товарищ был тюркского происхождения, так что, получается, почти наш [REDACTED]. Причём из простолюдинов, кочевник – как его родители, да и большинство тюрков. Надиром так восхищались в Европе, что за ним таскались путешественники, историки, монахи и фармацевты. А Наполеон и вовсе считал себя европейской версией иранского правителя.
Его описывали как здорового мужика, даже в старости красившего в чёрный свою бороду. Любил сам вести в бой своих солдат. Собственно, эту особенность и реализовали в игре. Nader's Blade, как и вторая часть серии, – простенький слэшер. Слабый удар, сильный удар, блок и перекат. И чуть комбулек.
В отличие от героя сиквела, Надир-шах прожил долгую жизнь, пусть и умер не своей смертью, поэтому даже было интересно, что тут с сюжетом, тем более прошлая игра закончилась тем, что в её финале появляется герой из самой первой Quest of Persia.
К сожалению, я [REDACTED] не понял. Удивительно, но все диалоги тут на персидском, а английский вообще почти пропал. И что тут вообще происходит, разобраться сложно. Сначала я сам себя уверил в том, что Лотф Али-шах (герой второй части), рассказывает Арашку (герой первой части) о деяниях великого Надир-шаха.
Собственно, потому мы иногда играем за Надира, а иногда за Арашка. Причём первый предстаёт перед нами как в молодости, так и ближе к преклонному возрасту. Что забавно, разработчики это учли. Если молодой Надир может уворачиваться от ударов перекатами, то повзрослевший шах такой возможности лишён.
После пары миссий моя стройная теория начала рушиться. Арашк вдруг как-то оказывается в лагере Надира и что-то передаёт одному из его командиров. Во всяком случае, мне кажется, что это был какой-то командир.
Дальше больше. Буквально на секунду в ролике возникает героиня первой игры Лейла. Убивает челика, с которым говорил Арашк. И всё. Больше она в игре не появится. Что это вообще было?
Такое ощущение, что игру очень сильно сократили. Она проходится в два раза быстрее, чем вторая часть. То есть часа за полтора. И что в ней происходит абсолютно непонятно. Арашк успеет застать ранение Лотф Али-шаха, попасть в тюрьму и выбраться из неё. Только для того чтобы найти Лотф-Али и портал рядом с ним.
Это, типа, два варианта концовки. Мы можем помочь шаху, тем самым переписав историю или вернуться обратно в современный Иран эпохи войны с Ираком. Но что бы игрок не выбрал, он будет вознаграждён просто титрами. И всё. Как этот Арашк попал в прошлое, что там делала Лейла, причём здесь вообще этот Надир-шах? Столько вопросов, на которые я никогда не получу ответов. Обидно. Хотя я, скорей всего, первый человек, который не знает персидского, но прошёл от начала до конца всю трилогию.
В геймплейном плане тоже случилось какое-то максимальное урезание. Да, Надир крутит визуально впечатляющие комбо (для Ирана), но теперь игрок не может брать оружие, двигать камерой или использовать мушкет.
Аптечек нет. Здоровье восполняется само собой или после убиения врагов. А если герой при смерти, включается забавный эффект замедления времени. Только вот при этом не учли анимацию главного героя. В таком режиме он передвигается чуть быстрее врагов, но всё же, гораздо медленнее чем обычно, но вот ножки его семенят с обычной скоростью.
Зато сами бои стали гораздо проще. Теперь можно добивать потерявших равновесие врагов.
Битвы с боссами остались, но, как и прежде, сводятся к простой формуле – закликай его до смерти. И даже своим оружием злодей теперь не поделится.
Пуя Дадгар и компания даже попытались как-то разнообразить происходящее. Например, в миссиях за Арашка можно скидывать лестницы со стен, по которым заползают новые враги. Но игре как-то пофиг на старания игрока, поэтому и после этого она всё равно будет спавнить врагов с местом, где была лестница.
Пару раз придётся побегать на скорость. Один раз просто тупо бежать. Другой – уворачиваться от пушечных снарядов.
Нас даже порадуют небольшим головоломками. Пару раз надо будет подвигать рычаги.
Визуально игра, вроде бы, выглядит так же и работает на том же движке, что и сиквел. Но по ощущениям появилось чуть больше эффектов и даже кровь.
При этом всё это умудряется периодически подтормаживать. И за полтора часа этой [REDACTED] игры, она всё пару раз забаговала.
Удивительно, что даже в Иране умудрились сделать игру, почти во всём уступающую предыдущей части. Ну зато разработчики успели поразвлекаться в мокап студии. Как говорится, бюджеты выросли, а качество упало. История нашей жизни. [REDACTED].
Gaza Will Not Die
Оригинальное название: غزه نخواهد مرد
Разработчик: CG Games
Год выхода: 2009
Неважно, когда вы читаете эти строки. В день выхода, спустя год, десять лет или вы из прошлого. Скорей всего, в вашей реальности опять что-то кипит в Палестине. Как кипело на стыке зимы и весны 2008-го года.
В конце февраля по территории Израиля со стороны сектора Газа был нанесён ракетный удар. Один человек погиб, пять ранено. Тель-Авив в ответ начал операцию "Горячая зима". Всё стандартно. Ввод войск в Палестину, авиаудары. Обвинения друг друга и традиционная озабоченность мирового сообщества.
Единственное, министр обороны Израиля ляпнул, что армия обороны страны собирается устроить в секторе Холокост. Неудобно. Уровень озабоченности мирового сообщества вырос.
В ходе операции ЦАХАЛ якобы ликвидировали нескольких иранских военных специалистов. О совсем не братской любви между Ираном и Израилем, думаю, рассказывать не стоит. В любом случае, это прокси-конфликт, слава Богу, не собирающийся перерастать в открытый.
Ну и разборки с Израилем если не любимая, то частая тема в иранских играх. Собственно, уже по названию Gaza Will Not Die ясно, о чём расскажет наш сегодняшний пациент.
Уже в меню нас встречает убранство Crysis, разве что с персидской вязью. Даже разрешение выставляется арабскими цифрами. Прям арабскими-арабскими, а не арабскими как у нас. Так что я не понял, какое ставить.
Не знаю, что иранцы делали с CryEngine. Пытали что ли. Но первая же миссия статерит каждые пару минут и даже между этим периодически пролагивает. При этом убранство выполнено в худших традициях студенческих модов.
Задача – уничтожить израильский радар. Для этого нужно пройти по страшному типа лесному коридору и пробиться на базу ЦАХАЛ. Несмотря на то, что движок тут от Crysis, никаких нанокостюмов и модификации оружия тут нет. У героя, который даже что-то на фарси говорит, только четыре ствола без возможности их как-то заменить или подобрать патроны.
Враги тоже не отличаются умом и сообразительностью. Их цель – переть на игрока. Но если по дороге встретится неровность какая, камень или неверно торчащая текстура, то болванчик застрянет навсегда.
Пробившись через толпы израильтян, я ворвался на базу. Враги палят отовсюду, и ничего ты с этим не сделаешь. На дальнее расстояние ни одна из пушек нормально не бьёт. Так что используем методику кавалерийского наскока.
Как взрывать радар, я не понял. Ходил вокруг него, стрелял – толку ноль. В соседнем здании уничтожил какую-то рацию. Кто-то что-то на фарси мне после этого сказал. Будем думать, миссия выполнена. Что дальше? А [REDACTED] его знает.
Потыкался в вертолёт, погулял по базе, добил израильтян. Плюнул, вышел с базы. Вуаля, затемнение и следующая миссия. В ней, вроде как, ничего взрывать не надо, нужно просто дойти до конца уровня.
И окружение как-то сильно контрастирует с первой миссией. Дело не в том, что тут снег кругом, а в том, что уровень похож на уровень, а не сборник ассетов. Подозреваю, что и его могли упереть откуда-то доблестные иранские разработчики.
В нём бойцы ЦАХАЛ после смерти, внезапно, оставляют бронежилеты. И уж больно сильно стреляют. Не в смысле, наносят много урона, а в том, что от попаданий наш иранский солдатик отлетает на пару метров.
Поплутав по скалистой местности, я упёрся в тупик. Но переговоры по рации намекнули мне, что я на верном пути. Оказалось, надо было запрыгнуть на приметную железяку, которая с виду казалась неприступной. Миссия пройдена.
Что дальше? Опять в этих же скалах нужно отыскать ещё один радар. Казалось бы, не вопрос. Но уровень настолько визуально однообразный, что я четыре раза (четыре!) проходил его по кругу и возвращался к точке старта. Или у меня талант, или топографический кретинизм. Оба варианты верны и для иранских разработчиков, сотворивших это.
На пятом кругу я всё же наткнулся на радар, уничтожил рацию. Даже сел в машинку. И не понял, что делать дальше. Так бравый иранский коммандос, или кто это вообще, остался в гордом одиночестве где-то в скалах Палестины, если таковые имеются. А я сравнялся с одним австрийцем по числу загубленных душ, живущих под звездой Давида. Ладно мои хоть цифровые.
Frontlines
Оригинальное название: خط مقدم
Разработчик: Lohe Zarrin Nikan
Год выхода: 2009
Выход Battlefield 1942 порадовал EA, Швецию и весь прогрессивный игровой мир. В 2002-ом Вторая мировая ещё не казалась вусмерть заезженным сеттингом для шутеров, тем более шутеров мультиплеерных. Но некоторым подавай что-то более близкое к реальности. Среди них – рукастые ребята из Trauma Studios, которые решили воссоздать бои первого вторжения США в Ирак. И сотворили на эту тему мод для Battlefield 1942 – Desert Combat.
Не знаю как, но им удалось запустить самую дорогую PR-кампанию в истории игровой индустрии на то время. Её стоимость относительно недавно смог побить только Кодзима своим КОВИД'ом. А Trauma же привлекла целую армию США. Та во второй раз вторглась в Ирак.
Иран, как я уже многократно рассказывал, с Ираком воевал. И воспоминания об этом конфликте не стёрты до сих пор. А тут такой подгон. Считай одну строну даже менять не надо. Поэтому некто, скрывающийся под названием Lohe Zarrin Nikan сотворил модификацию, где вместо США с солдатами Хусейна воевали иранцы.
Никаких откровений, эта модификация, само собой не несёт. Всё на основе первоисточника. Разве что иракцам на модельки техники налепили портрет Хусейна. Если, конечно, его не было в оригинальной модификации.
Боты – в строю. Так что можно бегать, прыгать, верещать, как почти четверть века назад. Правда, враги не особо реагируют на возню игрока.
Но могут использовать технику. Причём и авиацию тоже. Для колорита разработчики добавили персидскую озвучку и пару картинок для атмосферы.
В общем, пять минут побегать, вспомнить молодость, пойдёт. Только вот, получается, в Иране-то за это просили деньги. Впрочем, мы и сами в девяностые и нулевые не брезговали ларьками с продукцией такого рода.
Sarzamine Man
Оригинальное название: سرزمین من
Разработчик: Tebyan
Год выхода: 2009
Tebyan, судя по всему, какой-то иранский игровой гигант тех лет. Уже не первый раз натыкаюсь на их игру. На этот раз это что-то детское. Пацан в комиксе ломает вазу, а потом с сестрёнкой идёт к какому-то деду. Видимо, за советом, как эту вазу восстановить.
Потом нас ждёт обучение [REDACTED] переходу. А вы говорите, что Иран не толерантная страна. Что-то я ни в оном западном проекте не видел возможности, одной кнопкой превращать мальчика в девочку.
Видимо, такая операция отнимает все силы компьютера, потому что в момент геймплея начинаются дикие тормоза, которые ни снились ни одному современному проекту.
Играть, конечно, можно, но почти невозможно. Мне удалось даже пропрыгать один сегмент, где добрая игра ещё научила менять менять ракурс камеры. Спасибо! Со стандартного-то ни черта не видно. А с альтернативного – вообще [REDACTED].
Но я даже смог побороть камеру. За это получил леденящее душу приключение по коридору. А после него какого-то упитанного сорванца, который отмутузил меня до Game Over.
Вспомнив, чему меня учила игра, я совершил [REDACTED] переход и отправился выполнять ту же миссию, но девочкой. Прыжки, коридор и снова упитанный пацан. Игра подсказывает, что его можно бить на английскую букву [REDACTED], но дикие тормоза, видимо, не дают мне этого сделать.
Так толстый парень лишил меня мечты, и я не смог довести [REDACTED] иранских детей до их цели, какой бы она не была.
Mamore Vije 2
Оригинальное название: سرزمین من
Разработчик: Tebyan
Год выхода: 2009
Снова Tebyan. И, внезапно, сиквел гоночек, которые были в прошлом выпуске. Там мы гоняли по трассе на время. А тут начальный ролик сразу задаёт настроение. Иранский NFS Underground на связи, детка.
После бодрого, по меркам этой прекрасной страны, ролика, нас ждут не такие бодрые комиксы. Будем считать, что они повторяют сюжет Форсажа. Или первого Underground. Судя по статистике в меню, нам нужно то ли обогнать, то ли посадить, местных стритрейсеров.
Делать мы это будем на старенькой KIA Pride, которая выглядит очень уж непрезентабельно. Не беда. Уже со старта на неё можно повесить новые бампера, анти-крыло и всё-такое. Теперь это что-то не презентабельное, но с обвесом!
А вот повозиться с внутренностями автомобиля не дают. Пока не дорос. Не беда. Запускаем кампанию. Появляемся в городе. Рядом гоняет какой-то сумасшедший на чём-то стритрейсерском. Но взаимодействовать с ним нельзя. Зато недалеко от нашего спавна мигает иконка гоночки. Вперёд!
Гоняем на какой-то контейнерной площадке. Противника три. И уже со старта они легко обгоняют мою колымагу, хоть и виляют как лоси, объевшиеся забродившей брусники.
Физика машинок, как ни странно, стала гораздо лучше, хотя бы понимаешь, чего от неё ждать. Но это скорей снизило мой уровень ярости. Теперь этот утюг хоть не бесит.
Не очень поняв, почему меня в первой гонке так легко уделывают, я вышел обратно в отрытый мир. Погоняв по кривому, во всех смыслах, городу, я приметил ещё пару заездов. Но взаимодействовать с ними нельзя. Ну что же, едем дальше осматривать окрестности. Нет, сказала игра и вылетела. И впустила в себя обратно только после перезагрузки системы. Какая своенравная цаца.
Снова едем на первый заезд. И, о чудо, противники, вдруг начали ездить медленнее и я без проблем приехал первым. Правда, ничего за это не получил. Ну я так думал поначалу. Поехал к другим гонкам, опять не пускают. Оказалось, здесь есть карта.
И на ней указаны доступные заезды.Тогда в путь, в центр города. Тут даже трафик какой-никакой появился.
Второй доступный заезд меня вновь встретил сумасшедшими водителями. Даже пьяные так не петляют. В итоге, двое перевернулись, и так и остались лежать на трассе. Но вот первый умотал вперёд, и я никак не мог догнать его на своём корейском недоразумении.
Попробовал фишку из первой гонки, которая стала проходима после выхода из игры. Не получилось. Проблема ещё в том, что игра в городе спавнит тебя только в одном месте, и оттуда до второго заезда ехать прилично.
Побившись об непроходимых соперников ещё пару раз, я сдался. Может не учёл чего-то в меню, забитом завитушками всех мастей и форм. Игра, конечно, на фоне первой заметно подросла, но играть в это тяжело на уровне ощущений. Почему в Иране так не любят собственных геймеров?
Перерыв до следующего выпуска будет, конечно, короче. Там по словам [REDACTED], должно быть что-то про греблю, но в стиле GTA, очередное противостояние с Ираком, США и инопланетянами. Но это не точно. В любом случае, сначала я закончу историю игр Беларуси.