Братская могила: отменённые игровые консоли
В видеоигровой индустрии всё время бурлят какие-то страсти на уровне "Санта-Барбары". Во всей ретро-движухе драмы порой было чуть ли не больше, чем сейчас. Сами понимаете: времена тогда были дикие и тяжёлые. Рынок ещё не устоялся и так и норовил утопить в крови каждого пришедшего по его душу энтузиаста. Поэтому сейчас у нас имеется список не просто отменённых игр, а целых невыпущенных игровых консолей. В этом лонге у нас консоли, которых никогда не существовало.
Super Nintendo CD-ROM (Nintendo Play-Station)
Начать предлагаю с самого хайпового девайса - Super Nintendo CD-ROM, или, как его называют в массах, Nintendo Play-Station. Вообще, когда её нашли несколько лет назад, это было огромное событие. Но пришло время разобраться поподробнее.
В начале 1990-х Nintendo плотно сотрудничала с Sony при работе над проектом по добавлению CD-привода к их популярной в те годы Super Nintendo. Чуть ранее обе компании, кстати, уже успели совместно поработать над созданием звукового чипа к всё той же SNES. Идея заключалась в том, что оба медиа-гиганта собрались в своеобразный техно-альянс и неплохо сдружились.
В то же самое время в индустрии был своеобразный бум CD-дисков как явления. Выходили первые CD-приставки, все серьёзные игроки на рынке (такие, как Sega или NEC) сделал свой аддон для компакт-дисков.
Sony всего за год сумели собрать прототип будущего аддона, который подсоединялся к консоли и работал по аналогии с Mega-CD для Sega Mega Drive. Эту модель широко освещали в американской и британской игровой прессе. Компания даже разработала свой формат дискового носителя Super Disc для улучшенной защиты от пиратства.
Вот только Nintendo концепция будущего аддона не понравилась. Всё дело в том, что устройство якобы перегревало консоль. В результате все наработки были отправлены в мусорку, а сами Sony сделали новое устройство, которое читало и диски, и картриджи SNES. По сути, это была уже независимая консоль, сочетающая в себе и саму SNES, и её CD-привод.
И всё бы ничего, но Nintendo в один момент повели себя как крысы. После первой же презентации новой платформы партнёрство между Sony и Nintendo пошатнулось из-за опасений руководства Nintendo насчёт их союзников. Якобы у Sony было слишком много власти: они и контролируют программное обеспечение, и создали формат носителя под своим же патентом. Очевидно, Nintendo такой расклад не устраивал. В те годы они твёрдой рукой держали игровую индустрию за горло, и сдавать позиции не планировали.
Так что, недолго думая, они просто слились и заключили договор с Philips до окончания партнёрства с Sony, даже не предупредив их об этом. История умалчивает, были ли попытки договориться, но факт есть факт: поступок максимально крысиный, хотя и законный.
Да и будем честны: история закончилась вполне справедливо, потому что Philips не справились с разработкой аддона, из-за чего Nintendo потеряли кучу времени и денег. Мало того: карма существует. Эти события запустили цепочку событий, именуемую Philips CD-i с соответствующими, теперь уже культовыми играми. Nintendo тогда жёстко обожглись, но мемы получились знатные. Ну и последний гвоздь в крышку самоуверенности "большой N": Sony буквально взорвали индустрию, выпустив свою PlayStation, не в последнюю очередь благодаря сохранившимся наработкам от их сотрудничества.
Atari 2700
Atari в своё время были королями игровой индустрии. А значит, они много экспериментировали. Одним из таких экспериментов стала консоль Atari 2700. Что же это такое?
Atari просто хотели перевыпустить свою популярную на тот момент Atari 2600, но в обновленном корпусе и с беспроводными контроллерами. Работали они с помощью радиосигнала, геймпады были оснащены переключателем запуска и питались от сменной 9-вольтовой батареи. Связь с консолью осуществлялась через гибкую антенну. Больше никаких нововведений не планировалось. По железу это должна была быть всё та же Atari 2600, но в немного другом корпусе. Atari уже готовили следующую консоль нового поколения, Atari 5200, а тут решили просто оформить небольшой апгрейд, чтобы поднять продажи старушки.
Несмотря на то, что контроллеры были основным нововведением, именно они и стали причиной отмены консоли. Atari не смогла разработать механизм сопряжения конкретной пары контроллера с конкретной консолью. Это значило, что игрок в теории запросто мог управлять приставкой соседей, если у тех она по совпадению тоже имелась. К тому же вся эта беспроводная жуть была основана на технологии гаражного пульта от ворот. В компании реально беспокоились о том, что беспроводные контроллеры могли повлиять на работу других устройств с дистанционным управлением. По слухам, одному из испытателей как раз-таки и посчастливилось открыть чужой гараж во время эксперимента.
Бывший сотрудник Atari Дэн Крамер рассказывал, что всего было собрано 12 прототипов консоли, последний из которых был продан на аукционе за 3 000 долларов в июле 2017 года.
Несмотря на то, что от 2700 отказались, она стала образцом для последующих устройств фирмы. В частности, для японской Atari 2800 и похожей на неё Sears Video Arcade II, выпущенной всё той же Atari. Оба девайса имели проводные котроллеры, которые по форм-фактору напоминали отменённого предка, а так же корпус, где был отсек для пива (в смысле, контроллеров).
Atari Cosmos
Беспроводными контроллерами эксперименты не ограничились. Был у Atari такой девайс - Atari Cosmos.
Работа над приставкой началась в 1978 году. Компания приобрела права на голографические элементы и попыталась извлечь из этого прибыль, создав очередную консоль. Продукт рекламировали с огромным размахом и пафосом. Якобы Cosmos имеет передовой LED-экран с трехмерными голограммами, которые создают у игрока доселе невиданное ощущение реализма и погружения.
Всё это на деле оказалось маркетинговым обманом. В приставке был обычный на тот момент экран с голографическим покрытием на поверхности картриджа в качестве заднего фона. В 1981 году подобные высокие технологии можно было увидеть буквально на открытках и карманных календарях.
Cosmos был представлен на Нью-Йоркской ярмарке игрушек в 1981 году. Чуда не случилось, и критики начали уничтожать продукт из-за обмана ожиданий. Но Atari сдаваться не собирались: каким-то образом у них получилось нафармить аж 8 000 предзаказов. Но всё оказалось тщетно. Под давлением общественности компания прогнулась и уничтожила большую часть прототипов и картриджей. Выжило всего три макета и два функционирующих прототипа.
Сегодня это одна из редчайших консолей в истории. Один экземпляр был продан на аукционе в 2005 году за 19 000 долларов.
На самом деле у Atari было ещё несколько мутных проектов, которые так и не увидели свет. К примеру, в 1978 году планировалось выпустить Game Brain, на которой можно было бы запустить различные вариации классической Pong. Но эти игры к концу 70-х успели заметно устареть, поэтому руководство отменило разработку.
В 1983 году произошёл кризис индустрии компьютерных игр. Место лидера консольных гонок заняла Nintendo, а позже к ней присоединилась Sega. К началу 90-х Atari планировала устроить триумфальное возвращение. В частности, велась разработка сразу нескольких домашних консолей. Среди них были Mirai и Panther, о которых известно мало.
Мы знаем лишь, что от них решили отказаться в пользу Atari Jaguar. Она действительно вышла, но её продажи были далеки от ожидаемых. К 1995 году планировалось выпустить следующую версию консоли, которую называли Jaguar 2. Однако уже во время разработки стало ясно, что полноценного соперничества с Sony PlayStation и Nintendo 64 не получится. Atari подсчитала убытки за первую половину 90-х и решила окончательно уйти из рынка железа, чтобы сосредоточиться на софте.
Ultravision Video Arcade System
Многие консоли преподносились как мультимедийные центры, которые способны заменить множество других устройств. Например, PlayStation воспринимали как недорогой CD-проигрыватель, а PS2 - как DVD-плеер. Но Video Arcade System была ещё более универсальной. Компания Ultravision планировала выпустить в одной коробке консоль, компьютер и цветной телевизор. Идея любопытная, и она могла бы сработать, если бы не кризис компьютерных игр, о котором я уже упоминал выше. После 1983 года вкладывать деньги в интерактивные развлечения казалось рискованной идеей, поэтому работа над Video Arcade System была прекращена.
Konix Multisystem
Компания Konix известна как производитель контроллеров для консолей и ПК, а также отдельных деталей тренажёров. Во второй половине 80-х её руководство решило создать собственную приставку. Внешне она напоминала приборную панель автомобиля с рулём, а также возможностью установки штурвала и ручек мотоцикла. Предполагалось, что устройство будет заточено под различные симуляторы.
Чтобы удешевить производство, решили отказаться от мощного железа и перейти на недорогие 3,5-дюймовые дискеты в качестве носителя информации. Многие разработчики называли недостаток памяти главным минусом Multisystem. Однако проблема оказалась глобальнее. Компания, которая до этого занималась лишь периферией, не смогла организовать производство полноценной консоли. И у Konix закончились деньги в самый неподходящий момент. Сотрудникам перестали выплачивать заработную плату, и единственным выходом из этой ситуации была продажа технологий другим фирмам. В частности, некоторые детали Multisystem легли в основу Atari Jaguar.
Control-Vision (NEMO)
Игры, в которых вместо графики использовалось заранее записанное видео с живыми актёрами, получили популярность в начале 90-х. Но первые попытки выступить в этом направлении предпринимались ещё в конце 80-х. Компания Hasbro планировала использовать в качестве носителей VHS-кассеты.
Однако траты на производство самой консоли оказались огромными. Да и съёмки видео для игр превысили планируемые расходы. Каждая из них обходилась примерно в 3 миллиона долларов. Чтобы окупить вложения, Control-Vision нужно было продавать по цене в 299 долларов. Очевидно, что пользователи не готовы платить такие деньги за новую экспериментальную консоль. Поэтому в 1989 году, за два месяца до обещанного выпуска устройства, было объявлено о прекращении работы над ним.
Отметим, что игры для Control-Vision потом были перенесены на компакт-диски и вышли на Sega CD.
Sega Neptune
Во времена Mega Drive Sega тратила огромные средства на аддоны, чтобы на равных толкаться со своим главным конкурентом - Nintendo. Результатом такого подхода стал выход двух периферийных устройств - Sega Mega-CD и Sega 32X. И если CD-аддон плюс-минус удался, то вот 32X стал оглушительным провалом из-за маленькой библиотеки игр, скудной рекламы и неправильного позиционирования.
В любом случае, в 1995 году компания анонсировала Sega Neptune. По сути, это был ультимативный Mega Drive с Mega-CD и 32X в одном корпусе стоимостью в адекватные 200 долларов. Компактно, стильно, недорого. Но спустя полгода проект отменили из-за дурной репутации последнего аддона и запуска Sega Saturn в США.
Sega так сильно бомбила рынок сомнительными аддонами и новыми приставками, так сильно бомбила инфопространство новостями, что люди попросту потеряли интерес и устали. "Нептуну" пророчили низкие продажи и мизерный интерес у покупателей.
Sega Pluto
В 80-е и 90-е тема космоса, видимо, была очень востребованной. Вот и свою следующую консоль Sega решила назвать "Плутоном". По своей сути Sega Pluto - это Sega Saturn со встроенным модемом NetLink, просто чуть больше и чуть тяжелее. Случай чем-то напоминает предыдущий: снова компания пыталась выпустить улучшенную версию актуальной консоли, включающую в себя различные дополнения прямо из коробки.
NetLink в своём роде был очень прорывной штукой. Там был и браузер, и мышка, да и сами онлайн-игры работали довольно неплохо. Можно сказать, это была обкатка технологий перед онлайном на Sega Dreamcast. Но не фортануло...
По причине отмены догадаться несложно: всем известно, что Saturn с треском провалился на американском рынке. Более того, сам NetLink представлял из себя такой себе аддон. Он был настолько же дорогим, насколько и бесполезным (хотя бы потому, что его поддерживало всего 5 игр, из них самыми хайповыми были только Duke Nukem и Bomberman).
Sega VR
А ещё в начале 90-х Sega вела разработку собственного VR-шлема, который тоже должен был использоваться как дополнительное устройство для Mega Drive. Но во время тестов выяснилось, что гарнитура вызывает сильные головные боли и укачивание. Было принято решение отказаться от выпуска такого шлема. О том, как выглядели игры для VR тех лет, вы можете узнать, если ознакомитесь с Nintendo Virtual Boy.
Action Gamemaster
Иногда компании, которые занимаются пиратской продукцией, становятся известными на весь мир. Яркий пример - Action Enterprises. На её неофициальных сборниках, таких как Action 52, можно найти десятки проектов сомнительного качества.
К середине 90-х компания объявила, что выпустит собственную портативку. Она должна была запускать картриджи от NES, SNES и Sega Genesis. Но Action Enterprises явно не рассчитала свои силы, и разработка собственной консоли привела её к банкротству. Впрочем, даже если бы они довели проект до конца, им гарантированно пришлось бы иметь дело с юристами Sega и Nintendo.
Bandai Home Entertainment Terminal
В 1993 году на Tokyo Toy Show была показана портативная Home Entertainment Terminal от японской компании Bandai. Она должна была запускать картриджи Super Nintendo, воспроизводить музыкальные диски и выходить в интернет. Но после демонстрации о консоли никто ничего не слышал. Причины отмены разработки так и остались тайной.
Hasbro Toaster
В середине 90-х активно экспериментировали с виртуальной реальностью. Например, Toaster должен был предложить пользователям не только игры, но и просмотр видео через VR-шлем. Компания-производитель Hasbro успела запатентовать свою технологию и заключить контракты с несколькими издателями. Однако после 1996-го Toaster исчезла из информационного поля.
Panasonic M2
Жертвой амбиций стал и преемник Panasonic 3DO - Panasonic M2. Оригинальная консоль, несмотря на высокую стоимость и не слишком большие продажи, всё-таки заняла свою долю в игровой индустрии. Поэтому руководство The 3DO Company совместно с Panasonic решили выпустить следующую консоль нового поколения.
Курс снова был взят на мощность, потому что, по слухам, железо консоли по мощности было сопоставимо с Sega Dreamcast. Планировалось, что игры на этой системе будут работать в разрешении аж 640 на 480 с поддержкой антилиайзинга и мибмаппинга.
Возможности будущей консоли были продемонстрированы на выставке Е3 в 1995 году, ориентировочную дату релиза назначили на первую половину 1997 года. Но тут случился неприятный форс-мажор. После разработки железа компания 3DO продала все права и активы Panasonic и покинула консольный рынок. Те, в свою очередь, лишились помощи и тупо не знали, что делать с приобретением.
Для М2 пустили в разработку 4 игры и попытались очень активно рекламировать приставку в игровой прессе. Но это не помогало. Потом консоль хотели отдать Sega, так как после провала Saturn японцы искала надёжную и дешёвую замену, но договориться так и не удалось. А поэтому Panasonic вновь остались у разбитого корыта: боссы компании оценили успешность игр на первой PlayStation и решили, что конкурировать с Sony попросту нереально.
Правда, свой след приставка всё-таки оставила. Её технологии пригодились при создании мультимедийного плеера Panasonic FZ35S. Устройство было ориентировано не на комплекс домашних развлечений, а на дешёвое решение для крупных компаний и медицины. Так М2 превратилась из консоли нового поколения в инструмент для корпоративных презентаций за большим столом. Позднее компания продала технологию Konami, которая создала на её базе несколько игр для аркадных автоматов. Их покупали плохо, потому что носителем информации был обычных компакт-диск, чья скорость считывания информации в 90-х оставляла желать лучшего.
Позже железо М2 "пошло по рукам". Его применяли в кофейных автоматах, банкоматах, информационных табло вплоть до начала нулевых. Это первый в истории случай, когда железо консоли использовали для неигровых целей, да ещё и так активно. Поистине уникальный прецедент.
RDI Halcyon
Но не мегакорпорациями едины. В давние времена каждый второй хотел вкатиться на консольный рынок со своими инновациями. Так, в 1985 году компания RDI Video Systems представила Halcyon - первую интересную консоль с распознаванием человеческого голоса.
Она позиционировалась как мультимедийная система со встроенным проигрывателем лазерных дисков. Игрок смотрел фильм, а на развитие сюжета он влиял с помощью собственного голоса или клавиатуры. По сути, геймер выбирал развилку, по которой пойдёт сюжет. Помимо распознавания человеческого голоса, в консоль был встроен искусственный интеллект и английский словарь.
ИИ понимал простейшие команды типа "да" и "нет", а также запоминал имя хозяина консоли. А разработчики планировали в будущем даже подружить свою инновационную систему с бытовыми приборами, создав подобие умного компьютера из "Космической одиссеи". Забавно, что для консоли успели даже наснимать киноигр: была и анимация в стиле Dragon's Lair, и свой "Стартрек".
Думаю, вы все всё прекрасно поняли. Очевидно, что настолько прорывное устройство в середине 1980-х было бы просто нереализуемо. А ещё любому дураку будет ясно, что даже в случае успешного выхода на рынок стоил бы такой агрегат как пентхаус. Именно этот фактор всю малину и попортил: когда инвесторы и крупные сети узнали, что примерная розничная цена консоли составит 2 500 долларов, то с RDI Video Systems разорвали все контракты. А спустя два месяца компания заявила о своём банкротстве. Всего было выпущено порядка 10-15 прототипов, которые сейчас хранятся в частных коллекциях. Последний из известных ушёл на eBay за 10 000 долларов.
Ericsson Red Jade
Помните Sony Ericsson? Так вот, ещё до этого компания Ericsson делала свою игровую консоль. В феврале 2000 года некий Фредрик Лильегрен собрал команду и запустил стартап Red Jade. По задумке это был своеобразный гибрид мобильного телефона и портативной игровой консоли (то есть как Nokia N-Gage, но за несколько лет до этого). С помощью Red Jade можно было совершать звонки, делать фотки, смотреть видео в формате Dvix, использовать GPS-навигатор, слушать музыку, скачивать игры через Интернет и, естественно, играть в них. Причём уровень графики в них был эквивалентен первой PlayStation. ЖК-дисплей отображал трёхмерную графику и 65 000 цветов, а в самом телефоне был даже Bluetooth.
Позже на помощь пришли Ericsson с инвестицией в 10 миллионов долларов. Выход планировался на Рождество 2001 года, а стоимость составляла бы скромные 200 долларов. Что же пошло не так? Как ни странно, испортили всё сами Ericsson. Компания отменила выпуск Red Jade и уволила 20 000 сотрудников, чтобы минимизировать убытки. Связано это было с общим состоянием компании в то время: у них банально просели продажи телефонов, поэтому пришлось пустить под нож всё, что находилось в разработке. Лишившись инвестора, стартап загнулся. А сама Ericsson была выкуплена Sony. Так и появился всеми любимый и знакомый Sony Ericsson.
Gizmondo Widescreen
А теперь - время удивительных историй. Была такая компания Gizmondo Europe, являвшаяся дочерней компанией Tiger Telematics. Но это всё лирика. Важно то, что в 2005 году контора выкатила в свет своего "убийцу" PSP и Nintendo DS под названием Gizmondo. Однако о конкуренции с большими дядями в лице Sony и Nintendo не могло быть и речи: новомодный девайс продавался крайне плохо и в итоге разошёлся смехотворным тиражом в 15 000 копий. Так или иначе, в попытке раскачать рынок компания тратила миллионы на всевозможные рекламные акции. Там были вечеринки со знаменитостями и даже участие в гонках "24 часа ЛеМана".
Несмотря на ожидания, Gizmondo всё равно с треском провалился. Ситуация усугублялась задержкой выпуска в Америке и анонсом широкоэкранной версии незадолго до релиза оригинальной. Представьте себя на месте немногочисленных счастливчиков, предзаказавших стандартную консоль, когда им говорят, что скоро выйдет то же самое, но лучше.
Но, как известно, беда не приходит одна. Внезапно компания оказалась в центре внимания шведской прессы из-за криминального прошлого её руководителей. В том числе из-за того, что директор компании Стефан Эрикссон (к Sony Ericsson отношения не имеет) ранее был связан с организованной преступностью. Полиция раскрыла связь пиджака со шведским мафиозным синдикатом "Уппсала". Бизнесмена посадили в тюрьму на 3 года за подделку 20 миллионов шведских крон, нелегальное хранение оружия и кокаина, нецелесообразную растрату денежных средств материнской Tiger Telematics и за вождение в нетрезвом виде. За всё это всего три года? Кошмар!
По причине данных не самых приятных новостей в небытие канула и вышеописанная широкоформатка - Gizmondo Widescreen.
Спасибо за внимание и оставайтесь на связи!