Играем в Clair Obscur Expedition 33
Я допрошла Clair Obscur Expedition 33, наверное, самую хайповую игру 2025 года, и сейчас мне хочется стереть себе память, чтобы пройти ее ещё раз 🥲 Давайте, расскажу вам о своих впечатлениях и дам несколько советов тем, кто собирается поиграть.
Общие впечатления:
Экспедиция 33 - это красочная причудливая вселенная, нетривиальный сюжет, замечательная графика и музыка. Тут есть и семейная драма, и светлая печаль, и лёгкие скримеры, и даже милый юмор. Персонажи не шаблонные и располагают к себе; каждый со своими механиками боя.
Время прохождения: 48 часов у меня ушло на основной сюжет, всего на зачистку всей игры 80 часов +-.
Геймплей: это пошаговая RPG, где у вас в отряде 1-3 персонажа, и вы убиваете мобов/боссов тоже 1-3 шт.
Несмотря на свою пошаговость, игра предполагает активное участие игрока в виде уворотов и парирований.
Также есть некоторое QTE на атакующих скилах (надо в тайминг жать кнопки, чтобы выжать максимум урона из скила). Это быстро надоедает, но можно отключить в настройках, парирования и увороты отключить нельзя ;)
У игры есть несколько уровней сложности, я играла на самом высоком.
Первые пару дней было как-то непривычно в сравнении с другими играми парировать и уворачиваться, но, в целом, быстро привыкаешь. Хороший совет, который мне помог быстро привыкнуть к парированию в этой игре - ориентироваться не только на анимации атак, но и на звуковые эффекты.
В целом, битвы на протяжении игры показались мне простоватыми. Самых сложных боссов на нг0 можно ваншотнуть ближе к концу игры при достаточной прокачке. Было бы норм, если бы у игры была ещё одна сложность посложнее.
Прокачка: есть стандартное дерево активных скилов у персонажей, также можно собирать им билды, эквипая различные пассивки ("пиктосы" и "люмины").
Игра предлагает много разных вариантов оружия под каждого персонажа.
Советы по прокачке для ранней игры:
- Не покупать и не качать подряд все оружия и выбрать какое-то одно на персонажа (можно посмотреть билды для разных стадий игры на Википедии).
- Не покупать подряд все скины (все равно все они вам не пригодятся, будет пустая трата денег) (ну тут на ваше усмотрение)
- Некоторое оружие рандомно выкачивается по ходу игры (например после некоторых боёв может вкачаться 10+- уровней). Можете погуглить, выкачивается ли само по себе оружие, которое вы выбрали, чтобы сэкономить ресурсы.
- (спойлер) не качайте Густава 🤡
- Качайте персонажам статы от которых скейлится ваше оружие (ваш кэп) и силу (вы максимум 3 статы можете прокачать до 99 уровня за игру как раз). Другие статы особой погоды не сделают. Шанс крита можно поднять до высоких значений с помощью пиктосов.
- Часто ходите в лагерь, чтобы качать оружие и добавлять персонажам очки люмины. Постоянно актуализируйте пиктосы и люмины по ходу игры, качайте нужные пиктосы в боях
- Собирая билды, ставьте в основные слоты пиктосы, которые стоят наибольшее количество очков (вдруг вы не догадались сами)
- Не забывайте проходить квесты дружбы героев, так вы откроете их градиентные скилы (и вообще, эти квесты забавные, особенно Эскье и Моноко)
- Не упустите возможность получить для Маэль оружие Медалум (для этого в первом акте на жестральской арене победите в 4ом бою с использованием Маэль. Если пропустили это или сыграли за другого персонажа, сможете получить это оружие только сильно позже, побив Гольгру (что непросто сделать на низких уровнях, как минимум пока у вас кап урона 9999 и мало пиктосов)
- Чтобы наносить больше 9999 урона отыщите пиктос "красочная мощь".
Кроме основного сюжета где ещё можно с кайфом подраться 😎
Несколько мест, куда вы, возможно, не зашли, пока проходили основной сюжет:
- Бесконечная башня (11 этажей испытаний с противниками различной сложности)
- Летающий особняк (босс Клеа)
- Наброски Ренуара (босс Симон).
Контент чуть сложнее чем основной сюжет, поэтому, может, пригодятся мои билды.
Клеа не убилась с ходу и я вышла в интернет с этим вопросом. Википедия предложила мне спарировать каждую ее атаку (спасибо, конечно, но я не любитель такого). Но босс оказался проще, чем я думала, вот что вам понадобится:
- Версо со скилом Завершитель, оружие Шевалам (чтобы начинать с ранга S)
- Люмина Ломающая смерть (заполняет полоску уязвимости после смерти персонажа) и Авто-смерть (если последнего нет , можно просто словить тычку от врага)
- Люмина Второй шанс (возрождает персонажа)
- Люмина Шулер (2 хода подряд)
- Люмины на ОД, чтобы у Версо на всегда их было 9 (бодрящий старт 1,2,3, бодрящий ход и т.д.). Также ОД можете раздавать расходниками, если так не хватает
- Любые люмины на урон, какие у вас есть)
- Пиктосы на скорость на Версо
Смысл такой: ставите на кого-то ломающую смерть, он умирает и заполняет полоску уязвимости, любым персом ломаете уязвимость, потом на Версо скилом Завершитель обновляете стан. Босс не ходит. Профит.
Казалось бы, таким макаром можно убить любого босса в игре? Но не тут-то было. Симон вынудил меня обратиться к ван шот билдам.
На Ютубе некоторые видосы были записаны до нерфа основного нюка Маэль (Стендаль), поэтому они не релевантны (если гуглите билды на Маэль, ищите с пометкой пост-нёрф). Также некоторые ютуберы снимают не на максимальной сложности (постыдились бы выкладывать, только людей путают...). Поэтому, может, кому-то пригодится мой билд.
Соло Маэль. Оружие Медалум.
Билд зависит от пиктоса Рулетка, который позволяет нанести 50% или 200% вашего урона. Вам надо, чтобы три раза под ряд получилось 200)
Жмёте Стендаль, первая фаза умирает, на 2 фазе жмете Стендаль, Последний шанс, Стендаль. Если 3 раза выиграли в рулетку, босс умрет.
Если у вас много очков люмины, можете попробовать machine gun Версо билд. Билд весёлый, кучу раз стреляешь, регенишь себе ОД за счёт всего на свете, и набираешь градиент на максимум за ход или два. Жмешь градиент, и ты почти бессмертен. Ниже будет бюджетная версия билда, он может быть сильно лучше, если у вас 500+ очков люмины (первоисточник: https://youtu.be/rHHgdcYgIdg?si=pL2lSE6tPsyQ1I6E) но и в таком состоянии уже очень даже неплохо
Оружие Акросо
Основной принцип - просто бесконечно жмите прицельный выстрел и ломайте кабины)
Можно периодически делать большие тычки скилами Притяжение (скейлится от количества ваших выстрелов за ход) и Завершитель (если враг в стане), также прожимать градиент скил Глаза ангела по кд.
На сапортов-камикадзе ставим Ломающую смерть, Обжигающую смерть, Ограждающую смерть.
Что можно было бы добавить/поменять в игре
- Добавить карту в подземельях, чтобы на ней отмечались предметы, боссы и торговцы
- Добавить телепортацию по карте в открытом мире - можно было бы хотя бы сделать перемещения между данжами. Как-то под конец игры уже запарило летать и плавать. Тем более когда летишь надо все время с картой сверяться, чтобы понять в правильном ли направлении летишь. Можно сделать, чтобы было видно мини-карту во время перемещения по открытому миру и подземельям.
- Сделать удобнее сортировку пиктосов, чтобы в них было легче ориентироваться. К концу игры их становится слишком много. По ощущениям, копаться в пиктосах было дольше, чем бить боссов.
- Добавить идентификацию уровня мобов. И если ты шотаешь лоу лвл моба одной тычкой, сделать чтобы тебе не надо было бы заходить в окно боя, а просто пинаешь его в открытом мире и он умирает.
Стимдек
С установкой немного пришлось повозиться: с первых кат-сцен стимдек начал фпсить и греться, картинка была зернистой и размытой.
Пришлось понажимать настройки, может пригодится кому-нибудь, вроде вышло играбельно.
Proton experimental показал себя лучше чем другие версии.
В параметрах запуска пишете SteamDeck=0 %command%
Настройки внутри игры:
Настройки производительности:
В дальнейшем игра шла хорошо на 30 ФПС, фризов не возникало. Зарядку правда игра жрет со страшной скоростью, по ощущениям за полчаса/ максимум час уже разряжается на фулл.
Ещё баг: иногда управление переходит с контроллера на несуществующую клавиатуру по непонятным причинам и перестаёт откликаться на кнопки контроллера, это фиксилось заходом в настройки управления или перезаходом в игру.
Также в некоторых местах шрифт для стимдек ну слишком уж мелкий (привет всем таким же четырехглазым как и я)🤓
Имхо - если есть такая возможность, чтобы получить максимум кайфа от графики этой игры, лучше проходить на большом экране.
В заключение Сюжет меня затянул так сильно, что я первое время только проходила основной квест, очень интересно было, что же дальше - халтурно чистила локации, не делала сайд квесты и т.д. (неправильно ты, дядя Фёдор, в Clair Obscur играешь). Не успела оглянуться, как убила ласт босса где-то на 50-55 уровне персонажей, и такая, "как, это всё?.." И засела ещё на 40 часов, вычищая все локации, собирая билды, делая все квесты, арены, башню... Мне мало. Сделайте, пожалуйста, длс.
Спасибо композиторам игры за песню с боссфайта Ренуара/ Симона. Это просто прекрасно. Можете послушать, не пожалеете
Спасибо авторам за все мемы с Эскье и жестралями. Редко где встретишь хорошие добрые мемы.
Делитесь своими впечатлениями, кто уже поиграл, и если вам тоже понравилась экспедиция 33, посоветуйте, во что после нее можно поиграть.
Спасибо за прочтение!