Coюз серии Final Fantasy и Playstation. Вместе в горе, в радости и безумии политики Sony.

Coюз серии Final Fantasy и Playstation. Вместе в горе, в радости и безумии политики Sony.

Обычно мелочёвку я публикую на ТГ-канале, а лонгриды – на DTF.

Но так как количество знаков превысило «премиальные» 4К, а выливать в ТГ портянки не хочется, пусть текст-коротыш живёт тут.

Как серия Final Fantasy стала заложницей ААА-сегмента – и почему ей срочно нужен новый SNES или PlayStation 2.

SNES – последняя SUPER консоль от Nintendo

Вышедшая в ноябре 1990 года SNES была не только самой успешной на рынке, но и в контексте JRPG доминировала, удерживая основного конкурента – SEGA с её Phantasy Star и Shining – на голодном пайке. Из-за высокой стоимости и отсутствия взлома консоль прошла мимо стран СНГ, переживавших в то время экономический кризис.

У SNES сошлись все ключевые факторы: актуальное железо, доминирование в жанре на японском и западном рынке, внушительный пул разработчиков и эксклюзивов. Даже Wizardry и Tengai Makyo, ориентированные на более мощное железо, в итоге стремились выпустить свои игры на платформе Nintendo.

В следующем поколении у Nintendo не останется ни рыночного доминирования, ни большинства разработчиков.

Nintendo споткнулась о свои же картриджи. Большие игры на плату не помещались, а Sony готова была давать скидки на производство компакт-дисков топовым разработчикам. За одно поколение рыночное доминирование и поток эксклюзивов перешли к PlayStation, которая по части позиционирования не изобрела ничего нового. Кэн Кутараги просто заливал рынок деньгами и смотрел, как его домашняя консоль ставит рекорды.

Кен Кутараг и Playstation
Кен Кутараг и Playstation

Важно отметить, что после после SNES у Nintendo больше никогда больше не сходились в одной точке топовое железо, рыночное доминирование и пул разработчиков.

  • N64 и GameCube были производительнее PS1 и PS2, но упирались в объём картриджей и mini-DVD. Разработчики ААА-игр проходили мимо.
  • Wii – успешный эксперимент в духе аркад, но с железом уровня «GameCube Pro» и почти полным игнорированием игр 7-го поколения. Количество игр так же как и у Gamecubу не дотягивает до тысячи тайтлов.
  • Wii U – неудачная попытка угадать будущее, которое в итоге принесёт Switch: портативность, инди, порты и эксклюзивы.
  • DS/3DS, Switch – отличные продажи, огромные библиотеки, но снова без «актуального железа». Это истории про портатив, а не современный гейминг.
  • Switch 2 – та же история: устаревший мобильный чип 4-летней давности с опасениями по поводу разгона. Наблюдаем. Номер пожарной – 101.

Как расставались Nintendo и Square в 90-е

Точно не по-хорошему. Когда Nintendo объявила, что N64 будет на картриджах, у Square начались переговоры с Sony. Главным вопросом был: «Почему не SEGA?» Ведь председатель Square Томоюки Такэти и президент SEGA Сиотиро Иримадзири были друзьями с детства. Поговаривают,что все решил тот самый дисконт Sony на производство дисков, что позволило Square сильно сэкономить на производстве Final Fantasy VII.

Попробуйте впихнуть это на картридж N64
Попробуйте впихнуть это на картридж N64

Конфликт с Nintendo дошёл до угроз суда: Square на пике конфликта с Nintendo сокращала заказы картриджей, нарушая договорённости. Вслед за ней ушли и другие разработчики игр(включая Enix). К 1999-му Nintendo восстановила отношения с Namco, но даже на старте GameCube говорила о возможно сотрудничестве со Square: «ещё не время».

Ставка Square сработала: суммарные продажи всех её JRPG на SNES составили 20+ млн, а только серия Final Fantasy на PS1 продалась тиражом 23 млн копий – без учёта FF Tactics и других гораздо более успешных игр. Sony создала массовую консоль, Square – массовые игры.

Рекорд Кутараги не побила еще ни одна консоль от Sony
Рекорд Кутараги не побила еще ни одна консоль от Sony

С FF VII серия стала ААА в современном смысле – с дорогой CG-анимацией и многомиллионными бюджетами. Доходы от игр вливали на инвестиции в кинопроизводство.

«Final Fantasy возвращается на Nintendo»

С таким лозунгом Ёити Вада выпускал нелепую FF: Crystal Chronicles на GameCube. Но на деле номерные части никогда не возвращались на платформы Nintendo. Максимум – порты устаревших игр или спин-оффы второго эшелона. От Вады другого и не ждали: громких заявлений тогда было много.

Final Fantasy XIII выходила в одновременный мировой релиз и на X360, Nintendo ее не получила даже когда вышла WiiU.

Кризис японского геймдева в конце 00-х и победа Sony над Xbox

С 7-го поколения японские разработчики начали сдавать. Запад задавал тренды и продавал миллионы копий своих игр. Bethesda захватила даже нишу RPG – с Fallout 3, потом Skyrim. Японцы искали себя. По словам экс-главы PlayStation, вернулись в игру только с Nier: Automata.

Позволю не согласиться. Тут метла г-на Ёсиды метет, конечно же, в свою сторону. На мой взгляд, всё изменил LoZ: BoTW – и продажи это подтверждают. Но Nier Automata, конечно, тоже шедевр.

Сюхей Ёсида (глава SIE с 2008 по 2019 годы) 
Сюхей Ёсида (глава SIE с 2008 по 2019 годы) 

Nintendo начиная с Wii была вне войны поколений, а Sony и Microsoft рубились насмерть. Сейчас, после слов Microsoft о будущей портативной консоли, многие считают, что Sony уже победила. Но победа по-видимому пиррова: Sony больше не «японская» компания. Продажи в Японии падают каждое поколение.

Из 80 млн проданных PS5 в Японии купили лишь 7 млн. (<10%). И унижение продолжается. Switch 2 всё ещё продаётся по очередям и лотереям. Даже с дефицитом новой консоли, японцы продолжают скупать оригинальный Switch.

То что дела у консоли девятилетней давности идут хорошо подтверждается и ценами на вторичку, чипованные консоли.

<i>Final Fantasy XVI</i>
Final Fantasy XVI

Final Fantasy XVI в Японии продалась тиражом ~500 тыс., глобально – 3,5 млн, и уже довольно долго эта цифра не обновляется. Игре, по сути, помогал каждый 14-й владелец PS5 в Японии – но этого мало. Sony – больше не «своя» платформа для Страны Восходящего Солнца, а Западе все кто хотел уже приобрели игру.Впрочем глядя на цифру продаж PS5 становится ясно, что это поколение приставок от Sony менее желанно и на Западе.

Бюджет разработки игры публично не оглашался. В сети гуляют цифры от скромных 59 млн. до сумасбродных 500-600 млн. Но почти все эксперты сходятся во мнении, что для FFXVI результат в 3.5 млн. копий для проекта такого уровня результат плохой. Square тоже признала, что продажами FF XVI и FF VII Rebirth осталась неудовлетворенной.

Почему Final Fantasy нужен новый SNES или PlayStation 2

Номерные части не откажутся от ААА-подхода, а значит – от дорогого железа. Но продажи PS5 в Японии слабы. Microsoft уходит в портатив, а у X86-портативок рынок маленький.

Все, кто хотел – уже купили FF XVI. Переиздания на Switch 2 – под вопросом.

Скоро выйдет первая часть ремейка FF VII, но это игра прошлого поколения, а что с портами актуальных игр – неизвестно. Порт Cyberpunk 2077 не даёт поводов для оптимизма. Так что о одновременном запуске номерных FF, включающий в с ебя и Switch 2, говорить пока рано. А Япония (сюрприз-сюрприз) остается критически важным рынком для Japanese RPG.

Dragon Quest XI
Dragon Quest XI

Dragon Quest XI, анонсированная еще в бытность проекта Nintendo NX (будущий Switch), с умеренной графикой, недавно преодолела 10 млн копий. Почти половину продаж принесли жители Японии. А у серии Final Fantasy – другие реалии: слабые продажи номерных частей (ААА сегмент) и высокий спрос на AA, 2D-HD ремейки, пиксельную классику. Японцы охотно покупают продукцию Square, которую им предлагают на предпочитаемой ими платформе. Сейчас и в обозримом будущем это семейство консолей Switch.

Final Fantasy уже заявила об отказе от эксклюзивности – и правильно Следующие релизы будут мультиплатформенными. Меньше затрат на большее количество разорванных во времени рекламных компаний, выше охват. Но, будем честны, это латание дыр. Пока у японского рынка не появится своей консоли с актуальным железом (а Sony по-видимому видит себя новым «ящиком»), ААА-проектам Final Fantasy придётся искать себе новую аудиторию. Вопрос лишь один: найдёт ли? Да и уходить Squares Eniх, как это было в 90-е с Nintendo? просто некуда.

Спасибо за то, что прочитали эту заметку. Для них у меня есть ТГ-канал. А сюда в скорости я завезу лонги по истории нескольких JRPG-франшиз.

44
5
1
1
52 комментария