Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Пока сонибои играют в свою Ghost of Yotei я решил рассказать вам об одной полузабытой игре из далекого прошлого, которая также сможет погрузить вас в сеттинг древней Японии, а заодно подарить довольно приятный и самобытный опыт. Всем привет, сегодня мы поговорим об Onimusha Warlords.

По доброй традиции для всех тех ,кто читать не очень любит, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:

Но прежде чем мы начнем разговор о самой игре , предлагаю обсудить процесс ее разработки, а для этого мы с вами перенесемся в далекий уже 1996 год, когда свет увидела первая часть Resident Evil. И увидела свет это еще мало сказано, на самом деле она потрясла всю игровую индустрию став нереальным хитом, который тут же стали портировать куда только можно. Нужно ли говорить, что подобный успех не мог не вдохновить и других людей на попытки его повторить. Благодаря этому в стане Capcom(как раз таки ответственную за Resident Evil) начали делать сиквел, а заодно и очень похожий survival-horror Dino Crisis. Конкуренты из Konami собрали Team Silent, которая начала пилить свой Silent Hill, но сегодня не о них.

В 1997 году, как раз таки на поднявшейся волне хайпа продюсеру Йошики Окамото пришла в голову интересная идея, а что если сделать свой Resident Evil, но не про полицейских, которые стреляют по зомби, а про самураев, которые дерутся с демонами во времена эпохи Воюющих провинций в Японии. Capcom с радостью дала проекту зеленый свет, еще бы, поменять пистолеты на катаны, и вот новый хит готов, готовьтесь стричь вечнозеленые. В прототипе проект даже так и назвали Sengoku Biohazard (Сенгоку это японское название периода Воюющих провинций).

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Вот только разработка игры слету столкнулась с довольно большой проблемой. Видите-ли, несмотря на то, что Resident Evil стала большим хитом на PlayStation 1, новую игру было решено делать на Nintendo 64 с особой приблудой для него под названием Drive Disc(Консоль от большой N все еще была на картриджах, приблуда же позволяла запускать на ней диски).

Скорее всего решение было принято исходя из того, что игра про Японию больше позиционировалась для японского же рынка, что в целом то и логично. А потому и запустить ее решили на более популярной в стране Восходящего солнца приставке. Вот только модификация Drive Disc провалилась в продаж, оказавшись никому не нужной, так что делать полноценную игру под нее было бы фатальной ошибкой.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Тогда авторы спешно принимают решение переделать игру под уже хорошо показавшую себя PlayStation 1. Вот только пока суд да дело на горизонте уже начала маячить PlayStation 2 и разработчикам она так понравилась, что было решено зарубить PS1 версию, выбросив почти все наработки в корзину и начать все с чистого листа. От той самой версии разве что пара роликов и скриншотов осталась.

Трейлер той самой PS1 версии

И вот казалось бы, ну на таком многострадальном проекте издатель должен был поставить крест, однако вопреки всему Capcom в проект верила, да еще как. Во первых на роль главного героя позвали актера Такеши Канеширо, который подарил Симоноске Акэти свою внешность и голос. Для нас, как представителей СНГ аудитории это имя особенно ни о чем не говорит, однако в Японии того времени это была звезда номер один, ну или если уж и не номер один, то точно кто-то из Топ-5, так что раскошелится на него скорее всего пришлось знатно.

Во вторых композитору игры Мамору Самураготи также отслюнявили кругленькую сумму, что позволило нанять для записи саундтрека целый оркестр, что сегодня является чем то обычном, но тогда было еще довольно редкой практикой.

Кроме того, Capcom уже объявили, что серия Onimusha (к ней уже пришло такое название, откуда оно взялось я чуть позднее поясню) будет состоять из трех игр и работа над сиквелом закипела еще до релиза оригинала.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

В общем вера в проект была, и как показала практика оправдалась она на все 100%, ведь когда в январе 2001 года она увидела свет, то собрала очень хорошие оценки от прессы и стала одной из самых продаваемых игр, но с одним нюансом. В Японии. В остальном же мире она зашла средне, не провал, конечно, но и до хита далеко.

Японский диск первой Onimusha
Японский диск первой Onimusha

У нас она вообще особой популярностью не пользовалась, я никогда про эту игру не читал в журналах, не слышал каких то отзывов от друзей из знакомых, совсем ничего. И ко мне диск с ней попался по той простой причине, что одной из любимых моих VHS-кассет была Принцесса Мононоке, а еще по СТС начали показывать аниме Самурай Х(это так у нас перевели Бродягу Кеншина), он мне очень нравился и я был готов что угодно скушать, лишь бы оно про Японию было.

И можно сказать, что с покупкой этого диска я не прогадал, ибо игра мне понравилась. Причем настолько, что я ее в тот же год несколько раз прошел. Ну все, хватит прелюдий, давайте уже поговорим о том, что в ней такого хорошего то было.

И начать я бы хотел с сюжета, и это может даже показаться странным, ведь речь то о чем то хорошем должна была идти, а тут же максимально банальная история про принцессу в замке, которую нужно спасти из лап коварных демонов. Никаких вам интересных твистов или вроде того, все просто и понятно.

Сам замут такой: в одной из битв Нобунаге Оде(он тут опять один из злодеев) прилетает стрела, которая обрывает его жизнь. Но внезапно демоны его воскрешают и теперь он должен им служить. Для этого нужно провести ритуал жертвоприношения, а на роль жертвы подходит дочь дома Сайто по имени Юки. На её родовой замок нападают демоны, но она успевает написать письмо своему другу детства Симоноске Акэти, чтобы он прибыл к ней и спас ее.

Ну и все, Симоноске прибывает в замок, убивает всех демонов, что попадаются ему на пути и спасает Юки, а еще ее сводного брата, но это не суть важно. И это буквально вся история. Ее, конечно, стараются сделать чуть глубже теми же записками, и они даже умеренно неплохие, но скажу честно, вникать в лор этой игры интереса все равно не вызывают. Меня лично только одна записка цепанула, в которой рассказывалось, что великие полководцы древности, такие как Александр Македонский, Чингисхан и Цезарь были такими крутыми именно потому что они служили демонам. Это звучит довольно забавно, так что оно мне запомнилось, остальные же записки как прочитались, так тут же и забылись.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И тут у вас возникнет логичный вопрос, а чего хорошего то в этой истории тогда? И я вам легко отвечу, она просто не перетягивает одеяло на себя, а каждый раз когда сюжет каким то образом в геймплей и врывается, то происходит это всегда с приколом. То нам эпичный синматик покажут.

То навалят чисто японского пафоса или наоборот кринжа.

То устроят в кадре опять же чисто японское фрик шоу, которое поразительным образом становится только смешнее благодаря всратой английской озвучке.

И вот как бы за счет таких вот мелких моментов местная история пусть и не хватает звезд с неба, но и не раздражает, а после прохождения оставляет скорее позитивные о себе впечатления.

Но как бы то ни было, во главе угла тут именно что геймплей и вот он то уже максимально хорош, хотя на первый взгляд и может показаться несколько странным. А каким еще словом назвать перенос неспешного геймплея первой Resident Evil с тем самым, классическим, танковым управлением в экшен игру? Шлифаните это еще и фирменно камерой, которая на каждой локации закреплена в определенном месте и временами не показывает всего что нам нужно, что в хоррорах то только на атмосферу работает, но вот в экшене просто раздражает, особенно когда по вам стрелы из-за края экрана прилетают, которых вы просто не видели заранее.

И тут даже врать не стану, первое время вы сто процентов будете испытывать некоторый дискомфорт, однако привыкнув к местной боевой системе вы поймете, что от нее вполне себе можно получать удовольствие, а такой странный коктейль жанров не только не делает игру хуже, но напротив, делает ее чем то уникальным и неповторимым.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Сама боевая система вроде бы тоже звезд с неба не хватает, знаю что иногда Onimusha называют отцом всех слэшеров и батей Devil May Cry, но я эту точку зрения не особо разделяю, в лучшем случае эта серия тянет на звание отчима. Тут банально нету тех фишек, которые стоят во главе угла в любом слэшере: продуманной боевки, завязанной на различных комбо и ловкого мувмента между этими комбинациями, ведь с танковым управлением то не особо побегаешь.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Вообще изначально наш Симоноске вооружен катаной и все что он может, так это наносить ей простой удар, удар из подготовки, который наносит больше урона, ну и вставать в защитную стойку. В целом это будет нашим основным инструментарием и по ходу всей игры дальше. В какой-то момент, однако особо сильный демон в легкую нашего самурая одолеет, но внезапно к нему явятся духи, которые сами себя назовут Они. Они дадут Симоноске особую перчатку, которая позволяет ему поглощать души павших врагов, а также использовать особое волшебное оружие. Симоноске становится воином Они или же Onimusha, откуда и название.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Таким образом у нас появляется еще несколько основных функций: возможность всасывать в себя души, которые могут просто давать нам опыт, лечить или восстанавливать ману, а так же у нас появляется возможность использовать магический спецудар. Который у каждого оружия свой, и да, у нас еще и три разных пушки будет, их если что не сразу все на руки выдадут, а заставят искать по миру. У нас будет катана, которая бьет молнией, тяжелый меч, стреляющий огнем, и глефа вызывающая ураган.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Еще со временем у нас в распоряжении появится дальнобойное оружие, сперва лук, а потом еще и мушкет. Стрельба из них прямо как в резиденте происходит, тут вообще не стали заморачиваться, с мушкета, который лупит как дробовик без перерывов и перезарядок я даже хихикнул немного.

Может показаться, что этого мало и с таким инструментарием каши то не сваришь, однако нам будут постоянно подкидывать новых врагов, с которыми нужно несколько по разному взаимодействовать. Если базовых зомби-асигару можно вообще без задней мысли рубить ни о чем не задумываясь, то вот тварей с тентаклями, будто бы сбежавших из произведений Говарда Филлипса Лавкрафта, нужно уже по тактике убивать, иначе они вас своими щупальцами окутывать будут и наносить дешевый урон.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Кроме того тут довольно много боссов, драки с которыми зачастую как минимум любопытные. По меркам современной индустрии, когда нас уже сосаликами и прочим избаловали они покажутся примитивными, но в свое время они в целом очень даже достойными казались. Помнится в детстве мне некоторых даже по многу раз траить приходилось, хотя перепроходя игру сегодня я только один раз помер, да и то потому что отвлекся.

Да и то помер я не на боссе

Еще пару раз за игру нам дадут под управление напарницу Симоноске шиноби Каэде, геймплей которой правда весьма специфический, ведь у нее нет никакой магии и прочего, плюс она сферы опыта с врагов не получает из-за чего драться с ними смысла большого нет и проще просто мимо всех пробегать, но как способ внести в игру немного разнообразия почему бы и нет.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И вот разнообразие это правда сильная сторона игры, все что не касается непосредственно драк перетекло в игру напрямую из Resident Evil. По итогам у нас есть одна небольшая, но комплексная и интересная локация, только вместо особняка тут средневековый японский замок, а вместо подземной лаборатории Umbrella царство демонов, которого в игре правда слишком уж немного. Причем тут и там встречаются сейв-румы, в которых можно сохранить свой прогресс и заодно прокачатся, впрочем о прокачке чуть-чуть позднее.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Из Резика же сюда перекочевали и загадки, часть из которых просто требует что-то найти и применить в нужном месте, часть же является интересным интерактивом, типа беготни по специальным клеткам (таких загадок правда всего три штуки на игру), ну и есть еще два вида сундуков под взлом. Для одного нужно просто немного подумать головой, для второго же вида требуется читать местные записки и подыскивать через них написание слов на демоническом языке, чтобы вбить правильный код. Звучит может быть довольно сложно, но на деле прикольно и самобытно.

Помимо всяких квестовых предметов мы можем находить и различные расходники, которые нужно прожимать из инвентаря и даже необычные штуки, разбавляющие геймплей. Например четки монаха, что позволяют слышать мертвых. Благодаря чему мы можем узнать о чем говорят некоторые мертвецы, что валяются на карте и таким образом найти необычный тайник. Кроме того для Симоноске еще есть несколько разных видов брони, а для Каэде один новый кинжал, которые немного облегчают прохождение.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И вот единственное игровое решение, которое мне прямо не нравится и я считаю его халтурой связано с местной прокачкой. Сама по себе она работает просто, собираем души с врагов, а потом в сейв-румах можем их вливать в одно из трех орудий, каждое из которых можно до третьего уровня прокачать.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

За души же можно улучшать свои расходники. Например, превращать лечащую траву в снадобье, что усилит целительный эффект, или патроны во взрывные патроны, а стрелы в огненные стрелы.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Но что гораздо важнее, помимо оружия тут можно прокачать еще и как бы магический камень у каждой из наших пушек, что позволит нам открывать двери с большим количеством печатей. Смотрите как это работает, на некоторых дверях висят такие разноцветные кляксы: синего, красного и зеленого цветов. Чтобы открыть синюю нужна молниева катана, для красных огненный меч а для зеленых глефа. Просто берем оружие в руки и дверь автоматом открывается, тут ничего сложного.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Но порой бывает ситуация, когда на двери две или даже три таких кляксы и тогда игра скажет нам, что чтобы такую дверь открыть мы должны прокачаться, вот тут то и нужен магический камень, у каждого из которых также по три уровня прокачки.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

На первом открываем одну кляксу, на втором две кляксы ну и на третьем три кляксы. И само это решение по сути является гриндволом, который буквально ничего хорошего игре не дает. То есть нам для прокачки этого камня не нужно исследовать карту в поисках особых расходников, нет, просто бьем врагов и вливаем души в камни. Справедливости ради, душ дают много, и этот гриндвол вы скорее всего даже и не заметите ни разу, лично я ощутил его один раз да и то по своей же глупости. Но блин, сама философия закрывать двери не на интересные замки, не на загадки а на такую вот чепуху мне кажется откровенно слабой.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И вот сейчас я бы должен был сказать что игра хорошая, обязательно пройдите эту заслуженную классику и это правда, действительно поиграйте, у Capcom получилось сделать крайне необычный сплав жанров, аналогов которому в индустрии и по сей день то нет, так что попробовать стоит. Но еще я бы хотел поделится некоторыми мыслями, которые не покидали меня во время и после прохождения.

Современная игровая индустрия в какой-то момент стала гнаться за масштабом, ну если мы говорим про большие проекты а не инди-сектор, где возможно все. Везде начали запихивать совершенно не нужные для конкретных проектов открытые миры, а если и не их, то растягивать геймплей всякой репаративной чепухой, чтобы игра проходилась не за десять часов, а как минимум за пятнадцать. Хотя чаще всего как раз таки в формате десяти часов игра бы и смотрелась максимально органично и здорово, а все модификаторы, что удлиняют ее прохождение только во вред идут.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И вот Onimusha стала для меня таким очень приятным возвратом в прошлое, когда разработчики не гнались за всякими шметриками, не основывались на неких общеиндустриальных стандартах, а просто творили так как хотели. Чтобы вы понимали я прошел игру за четыре часа, возможно если еще чуть дольше потупить на загадках, то ее можно растянуть на пяток часов, но это все равно будет приключение на пару вечеров.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Зато черт возьми какое приятное приключение, вместо унылого гринда вышек или любой другой чепухи, которой любят свои игры растягивать, у нас тут постоянно что-то новое, нам постоянно дают новых врагов или новое оружие. Каждые полчаса игра стабильно радует боссфайтом, а каждый час вкусным синематиком. Стоит вам устать драться, как вам дают перевести дух в головоломках.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

И все это оказывается возможным, благодаря тому, что игра в своем темпе доведена до идеала. Благодаря небольшому хронометражу авторы смогли выстроить свой геймплей так, чтобы он просто не отпускал игрока не на секунду, постоянно набрасывая каких-то интересностей. И как мне кажется, именно поэтому эта игра работала тогда, больше двадцати лет назад и продолжает работать сейчас, ведь качественный геймдизайн это качественный геймдизайн и с годами он как хорошее вино становится только лучше.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

В 2018 году если что вышел официальный Ремастер игры, так что с работоспособностью на современных системах быть не должно, все запускается из коробки, без всякого пердолинга. Единственным минусом, Ремастера я бы назвал то, что добавили возможность рулить персонажем стиком, убрав вот эту танковость. Ну минус это весьма спорный, ведь с одной стороны, это сделало игру чуть ближе современному игроку и так куда как проще вкатится, с другой же, это ломает сложность, ибо враги не умеют реагировать на вашу возросшую мобильность и порой непростительно долго тупят. Впрочем, играть по старинке вам никто не запрещает.

Самурайский привет из далекого прошлого. Поговорим об Onimusha Warlords

Ну и на этом у меня на сегодня все, я честно говоря не собирался рассказывать обо все серии Onimusha, просто потому что с детства люблю именно первую часть, ведь вторую на ПК не портировали, а третья мне банально не понравилась, ибо перемещения во времени сломали какой то ламповый вайб оригинала. Впрочем, если вы тут актива наведете, то я и обо всей серии потихоньку расскажу, мне оно только в удовольствие будет. А так очень жду новой части, ибо реально интересно что там у Capcom получится, надеюсь, что снова выйдет годнота. А там глядишь и до ремейков Dino Crisis дело дойдет. Эх, мечты…

16
12 комментариев