Музыкальный обзор GRIS: когда звуки и краски сливаются в идеальную гармонию
Рассказываю, кто из русских композиторов впервые использовал «световую дискотеку», что такое «цветной слух», и как всё перечисленное связано с платфомером от студии Nomada.
Вышедший в 2018 году платформер GRIS завоевал любовь критиков и игроков благодаря своему визуальному стилю и музыке. В центре сюжета — девушка, переживающая боль и утрату. Её внутренний мир становится серым, но по мере прохождения игры постепенно наполняется яркими акварельными красками.
С появлением новых цветов меняется и музыкальное сопровождение. Синтез звука и цвета — явление не новое для искусства, но в видеоиграх оно встречается нечасто. Чтобы лучше понять замысел GRIS, я проанализировал оригинальный саундтрек и изучил мнения критиков, а также комментарии самих композиторов.
Музыка и мечты
Саундтреком GRIS занималась барселонская группа Berlinist. Коллектив был основан в 2011 году музыкантами Марко Альбано, Луиджи Гервази и вокалисткой Джеммой Гамарра. У Berlinist особый подход к созданию музыки: участники группы говорят, что их цель — «мечтать о музыке и создавать музыку о мечтах».
В 2013 году Berlinist познакомились с художником и иллюстратором Конрадом Росетом, который нарисовал для группы афишу к их концерту. Несколько лет спустя они снова встретились — на этот раз, чтобы записать саундтрек к новой игре Росета под названием GRIS.
Музыка и цвет
В интервью изданию The Average Viewer музыканты рассказали о своём подходе к созданию саундтрека: каждому цвету они сопоставляли определённый аккорд — сочетание трёх и более нот.
Идея связать цвет и звук не нова. Ещё в 1908 году русский композитор Александр Скрябин создал масштабную симфоническую поэму «Прометей», в которой впервые в истории музыки была использована световая проекция.
Скрябин выписал все цвета с помощью нот — и сделал это не случайно. Композитор обладал редкой особенностью, которая называется «цветной слух»: любые звуки вызывали у него ассоциации с определёнными цветами. Этой же способностью обладал и другой русский композитор — Николай Римский-Корсаков. Но именно Скрябин не побоялся добавить в свою музыку немного визуала.
Я проанализировал весь саундтрек GRIS и пришёл к выводу, что музыканты из Berlinist, как и классические композиторы с «цветным слухом», связывают цвета не просто с аккордами, а с тональностями — так называют «семейства» нот и аккордов, из которых строится музыка.
Например, оттенок синего звучит в светлой тональности ре мажор. Здесь используется не один аккорд, а целая последовательность из четырёх. Внутри неё есть так называемый «прерванный оборот» — момент, когда основная тональность на мгновение сменяется на противоположную (в данном случае — на тёмную, минорную). Здесь этот приём создаёт у слушателя ощущение светлой грусти.
Если вам интересно узнать, какие тональности и цвета использованы в игре, я подготовил полный список. Мажорные тональности передают светлые и позитивные эмоции, а минорные — более тёмные и меланхоличные. Нажмите на название тональности, чтобы услышать, как она звучит в игре.
- Серый — ре минор
- Красный — соль минор
- Синий — ре мажор
- Жёлтый — ре-бемоль мажор
Ещё одна особенность саундтрека GRIS связана с политональностью — приёмом, когда несколько разных тональностей звучат одновременно. Представьте себе многослойный пирог, в котором есть всё: джем, сливки, мясная начинка… Примерно так же можно «смешивать» и аккорды, которые на первый взгляд не сочетаются между собой. В саундтреке платформера этот эффект особенно заметен во фрагментах, связанных с созвездиями.
Музыка и инструменты
Музыканты из Berlinist с большим вниманием подошли к выбору инструментов. Критики особенно отмечают звучание церковного органа в сценах песчаных бурь — инструмент здесь становится своего рода звуковым маркером опасности.
Органный мотив возвращается и в финале, когда героиня принимает свою утрату. На этот раз он мягко вплетается в оркестр, символизируя, что девушка научилась не поддаваться отчаянию.
Отдельно стоит поговорить о мотиве возвращения цвета. Эта музыка звучит, когда героиня взаимодействует со статуей девушки и в мир возвращается новая краска. Каждый раз мотив звучит немного по-разному, хотя его тональность — фа минор — остаётся неизменной. Разнообразие создаётся за счёт инструментов.
Возвращение красного сопровождается звучанием виолончелей — низких струнных инструментов. На заднем плане мягко поёт женский хор, а скрипки едва заметно используют приём пиццикато — когда звук извлекается щипком струны пальцем, а не смычком.
А вот тот же музыкальный мотив при возвращении зелёного — теперь его исполняют скрипки, а виолончели перешли на второй план.
К синему цвету добавляются ударные инструменты и женский хор. Композиция становится длиннее и масштабнее.
Наконец, кульминация — жёлтый цвет. Инструментальный состав остаётся тем же, но теперь музыка стала ещё драматичнее.
В музыке Berlinist гармонично сочетаются фортепиано, струнные (виолончель, скрипка), электронные синтезаторы, женский хор и даже орган. А единая сквозная композиция при взаимодействии со статуей и возвращении красок помогает игрокам почувствовать эмоциональное состояние героини — от лёгкой грусти красного до яркой кульминации жёлтого.
Я открыл для себя GRIS только в 2025 году, благодаря подборке Блога FunPay об играх, в которых можно расслабиться и отдохнуть. И именно музыка группы Berlinist сделала это знакомство особенно запоминающимся: саундтрек не просто сопровождает действия героини, но словно оживляет каждый цвет и эмоцию в игре, создаёт уникальную гармонию звука и визуала.
GRIS отправляется в копилку примеров того, как видеоигровая музыка может подарить настоящий художественный опыт. А мой предыдущий фаворит в этом списке — Clair Obscur: Expedition 33. Почитайте, как французский композитор-самоучка создал один из самых красивых саундтреков 2025 года.