История создания игры "Горький-17" (Часть 2)

Вторая часть статьи, приуроченной к 20-летию игры «Gorky 17» aka »Odium», в которой будет подробно разобран ранний концепт игры и сюжет.

История создания игры "Горький-17" (Часть 2)

Проанализировав информацию, доступную на официальном сайте издателя «TopWare Interactive», кэш-страницы издателей и разработчика, несколько руководств пользователя на разных языках, файлы релизной и демоверсий различных локализаций игры, могло сложиться впечатление, что сюжет игры кардинально изменялся несколько раз. Это правда лишь отчасти. После общения с разработчиками вырисовывается следующая картина. Непосредственно сама основа сюжета осталась неизменной. Однако в связи с проблемами, описанными в 1-ой части данной статьи, было не реализовано множество воистину классных идей, которые помогли бы лучше погрузиться игроку в атмосферу происходящего, а разработчикам и лично Адриану Хмеляжу — рассказать захватывающую историю. Именно по этим причинам сценарий пришлось постоянно переиначивать: переписывать диалоги, менять местами сцены, мотивацию одних персонажей отдавать другим, а кого-то пришлось просто вырезать из истории.

Необходимо сделать небольшую ремарку для игравших в версии с русской локализацией: все, что далее будет описываться, опирается на изначально задуманный сюжет, где отряд управляемый игроком состоял из солдат НАТО и именовался Группой Два (Group Two). Предыстория, выдуманная сотрудниками «1С»/«Snowball», была подробно разобрана пользователем Youtube под именем «Rigel» на его личном канале, ссылка на его видео была указана в 1-ой части.

В некоторых изданиях и интервью говорилось о том, что игрок должен будет с первых секунд начать сопереживать главному герою — командиру Группы Два Коулу Салливану (Cole Sullivan). В релизной версии персонаж получился несколько картонным, и, за исключением большего количества диалогов в игре с его участием, обычному игроку становится не совсем понятно, почему он должен сопереживать Салливану. А что, если бы вышедшая на прилавки игра включала в себя 6 видео-вставок на движке игры, демонстрирующих воспоминания Коула со времен его участия в операции во времена войны в Персидском заливе (Gulf war) в 1991 году? Коул пережил тогда, можно сказать, личную трагедию. Эти сцены планировались не просто для нагнетания лишней драмы. Игрок потом постепенно должен был понять, что они непосредственно связаны с текущими событиями в игре и даже оказывают на них какое-то влияние. О содержании всех этих видео-вставок будет поведано чуть позднее для попытки сохранения того «вау-эффекта», который изначально планировался Хмеляжем при проработке данных сцен.

[Воспоминание 1] Взвод, в составе которого находится наш герой Коул Салливан, под командованием Марка Портера (Mark Porter) расставляет ловушки и побеждает врага, получая доступ ко входу скрытого бункера противника. В ходе ожесточенной схватки погибают 10 человек. В живых остались только командир Портер, Салливан и третий солдат Манович (Manovich)…

В демоверсии на рекламном скриншоте была запись о четырех дополнительных заданиях. Данные задания должны были выпадать случайным образом, таким образом, разработчики хотели повысить реиграбельность.

Рекламный скриншот из демоверсии
Рекламный скриншот из демоверсии

Изначально планировалось, что эти задания не должны были двигать сюжет, однако должны были раскрывать аспекты игрового мира. Их общая концепция заключалась в получении в отряд нового персонажа, и соответственно персонажей было четыре:

1) Ян «Медуза» Курац (Jan «Medusa» Kurats) — гибрид, сохранивший рассудок. Отряд должен был также встретить его в музее и спасти от напавшего монстра. Если игроку не выпадало данное событие, то к моменту встречи Медуза должен был сойти с ума, и тогда на игрока нападало сразу 2 монстра.

Встреча с Медузой в релизной версии игры
Встреча с Медузой в релизной версии игры

2) Джек «Bacon*» Славски (Jack «Bacon» Slavsky) — бандит тучного телосложения, выглядящий, как стероидный бодибилдер. Так же встречался на крыше музея, и его необходимо было оглушить гранатой, а затем вылечить от контузии. В противном же случае он должен был взорвать себя вместе с половиной крыши, при этом ранив/убив членов отряда. Если игроку не выпадало данное событие, то к моменту посещения той локации внутри будки никого не будет, но на месте будет лежать взрывчатка.

(*Данное прозвище персонажа является своеобразной игрой слов. Слово «Bacon» можно перевести как мясной «бекон» или как «чистая прибыль», что является весьма говорящим прозвищем)

Встреча со Славским в релизной версии игры
Встреча со Славским в релизной версии игры

3) Персонаж, который был наиболее загадочен для всех фанатов, Марк Новак (Mark Novak) — 50-летний детектив из гостиницы. Игрок должен был его обнаружить, спустившись в гараж гостиницы и вскрыв там багажник машины (в котором в релизе лежала приманка для монстров) монтировкой. Мужчина лежал в багажнике, связанный и с кляпом во рту. Он рассказывал странную историю, что в момент, когда он находился в гостинице, приехали бандиты и устроили её рейдерский захват. Кто-то ударил Марка по голове, и очнулся он уже в машине. Был еще забавный момент, что если бы игрок попытался открыть багажник, когда у него в отряде Славский, то тот сразу же сбежал бы со всем инвентарным снаряжением. Тогда после рассказа Новака Салливан бы предположил, что «возможно, один из людей, кто Вас оглушил, недавно был с нами в одной команде». Если игроку не выпадало данное событие, то при взломе багажника отряд обнаружил бы там мертвого детектива. Обыскав его тело, игрок получил бы в свое распоряжение револьвер.

Место, где игрок должен был найти Новака
Место, где игрок должен был найти Новака

4) Последний персонаж, который в релизе стал обязательным, Энн Хатчинс (Anne Hutchens) — журналистка американского журнала «The Truth», прибывшая в город в поисках сенсации. Ей была уготована совершенно другая роль в раскрытии игрового мира, но о ней позже. Игрок должен был защитить ее не от обычных монстров, а от босса «Манипулятор» («Puppet»). Если игроку не выпадало данное событие, то отряд находил Энн уже мертвой.

Битва с Манипулятором в релизной версии
Битва с Манипулятором в релизной версии

23 главных события из того же скриншота включали в себя сражения с 12-ю боссами, поющего мутанта, мародеров, бой после падения досок в порту, подрыв кислородных баллонов и прочее. Часть этих событий видоизменили, часть вырезали. К примеру, в бою возле упавшего грузовика в городе игроку принудительно блокировали весь огнестрел, и пока не был бы убит последний противник, игрок мог сражаться только рукопашным оружием.

Диалог Салливана об осторожном ведении боя остался в игре
Диалог Салливана об осторожном ведении боя остался в игре

Еще стоит учесть, что данное событие было ловушкой, подстроенной гибридами (очень похожее событие в общих чертах описывал Адриан в одном из интервью, приведенном в 1-ой части). При встрече с мародерами, после того как отряд требует от них бросить все награбленное, один из преступников кладет ящик со втихаря заложенной бомбой с часовым механизмом, которую мог обезвредить только Тьери Трантин (Thiery Trantigne). Теперь в этом контексте фраза «Вы еще пожалеете об этом» начинает играть новыми красками. При употреблении «неизвестных наркотиков», найденных в лаборатории, герой должен был ловить какие-то галлюцинации. Было полностью удалено событие с умирающим мужчиной в городе. Чтобы получить от него награду, с ним должен был поговорить только персонаж женского пола. Умирающий человек говорил, что никогда не был женат, и спрашивает, выйдет ли она за него. Если игрок отвечал утвердительно, то мужчина перед смертью приобретал умиротворение и давал наводку на фабрику, где, по его мнению, спрятан «Инопланетный артефакт», после чего покидал этот бренный мир. Игрок отправлялся туда и находил там молоток, после чего этим молотком надо было пробить стену, за которой находился «Инопланетный бластер» (тот самый, который в релизной версии появлялся в последнем ящике и, по сути, был уже бесполезным).

Умирающий мужчина должен был сидеть на ступеньках заброшенной фабрики
Умирающий мужчина должен был сидеть на ступеньках заброшенной фабрики

Также было запланировано событие с монстрами Сфинксами. Если в релизной версии данный противник считался самым слабым и бестолковым, то в данном событии он был весьма опасным. Игрок должен был подойти в определенное место в городе, где стояли две статуи, используя один из двух путей. Эти статуи охраняли сундук с боеприпасами, и рядом лежала еще одна бомба. Если игрок не синхронизировал атаку с двух сторон, а нападал с одной, то пока один «оживший» Сфинкс сдерживал натиск игрока, а второй в это время бросался на бомбу, тем самым взрывая и себя, и сундук и отряд игрока.

[Воспоминание 2] …Прежде чем кому-то удалось сообщить главнокомандующему об успешном выполнении операции, Портер приказывает Мановичу и Салливану покинуть бункер и ждать снаружи. Через 30 минут он снова появляется, вызывает подкрепление и возвращается с остальным взводом в лагерь, отказываясь от любых разговоров…

История с записками должна была еще сильнее нагнетать атмосферу. Изначально их планировалось не 3, а 7 штук. Все они имели одного автора, а после нахождения 4-ой по счету записки отряд игрока восклицал «Какого черта кто-то постоянно подбрасывает эти записки?! И самое главное, зачем ему это?». Примерные расположения этих записок в порядке их появления и их содержание:

Записки в порту:

«Первый здесь. BT6213»

«Помните, не все гибриды. BT6213»

«Я буду наблюдать за вами. BT6213»

Записки в музее:

«Это очень хорошее место. Подумайте дважды, прежде чем уйти. BT6213»

«Доверяешь ли ты своим людям? BT6213»

Записки в городе:

«Последний очень, очень далек от этой записки. BT6213»

«Увидел ли ты достаточно? BT6213»

Далее последует описание первоначальной версии сюжета, которое составлено на основе файлов английской демоверсии, нескольких руководств пользователя, информации с сайта и слов разработчиков. После основного сюжета последуют объяснения других деталей игрового мира

(внимание: для тех, кто все еще не проходил игру, следует огромное количество спойлеров!)

Ранний сюжет игры

Для понимания всего сюжета была очень важна предыстория с секретным военным городом «Горький 17» (Gorky 17) и экспериментами, связанными с телепортацией.

В 2008 году разведка НАТО сообщает, что русские полностью разрушили один из своих «секретных» городов — Горький 17. Это была точная копия американского города, который россияне использовали для подготовки идеальных шпионов. Его уничтожение аргументируется разрядкой после окончания холодной войны. Однако ходили слухи, что город был уничтожен по той причине, что там проводились эксперименты по скрещиванию людей и различных животных/насекомых, и эксперименты вышли из-под контроля — гибриды вырвались на свободу, попутно убивая всех людей. Позже из анонимного письма в распоряжение НАТО попала информация о существовании резервной лаборатории в другом городе, получившем кодовое название «Козов» («Kozov») в честь русского генерала, курирующего данный проект. НАТО готовит отряд из специально обученных солдат и ученых для засылки его под видом гражданских лиц с целью поиска этой генетической лаборатории. Группа Один (Group One) проникает в город, который кажется им пустым, однако позже связь с ними прерывается. НАТО получает еще одно анонимное письмо, и экспертиза показывает, что его написал автор первого письма. В нем написано следующее: гибриды были созданы из обычных граждан, российские власти хранят генетические данные каждого из них на четырех так называемых «матричных дисках» – носителях информации невероятно высокой емкости. Эти данные являлись исходным кодом для создания гибридов. Также было сказано, что российские власти использовали не только людей, но и генетические данные различных животных. Непосредственно для создания гибридов и были использованы эти машины для телепортации. Информатор заявляет, что есть способ спасти людей. Для этого необходимо отыскать эти диски с оригинальными данными и использовать лабораторное оборудование для отделения гибридной части от человека.

Вступительный ролик изначально должен был сопровождаться диалогами пилотов.

Но существует одна проблема: эти диски исчезли, и информатор либо не знает, либо не хочет раскрывать местонахождение их и лаборатории. Некогда процветающий город становится зоной военных действий. Это сразу привлекает внимание средств массовой информации, поэтому об уничтожении города не может быть и речи. Силы особого назначения НАТО быстро окружают район войсками. Никто не может войти или выйти. И тут на сцену выходит 40-летний канадский солдат Коул Салливан (Cole Sullivan) с образованием в области биоинженерии – герой этой истории. Под его командованием специально обученные солдаты – поляк Ярек Ович (Jarek Ovitz) и француз Тьери Трантин. Основная задача Группы Два – проникнуть в Козов, найти эти матричные диски и использовать их для отмены мутаций у гибридов. Вторичная задача Группы Два – выяснить, что произошло с Группой Один.

Для тех времен данная предыстория была бы очень затянутым текстовым вступлением перед началом игры, а делать кинематографичный видеоролик было чересчур трудозатратно. Однако была идея поставлять вместе с диском игроку конверт «Совершенно секретно» с восковой печатью, в котором лежали бы бумаги в военном стиле, где весьма подробно была бы описана эта история, погружающая игрока с головой в атмосферу.

История создания игры "Горький-17" (Часть 2)

Дальнейшее повествование сюжета в целом соответствует релизной версии. Отряд прибывает в порт, обнаруживает там тела 2-ух членов Группы Один со странным цветом кожи и признаками насильственной смерти, где Ович замечает: «Нам лучше поторопиться, а то я слышал, что мисс МакФадден – та еще цыпочка, будет жалко, если она не выживет». Затем отряд встречает старика, представившегося Василием Добровским (Wasilij Dobrovskij) и рассказывающего воистину фантастические истории про соседей, мутировавших в монстров, невидимок, напавших на Группу Один, отсутствие шансов спастись из этого города и т. д., и т. п. После нахождения первого диска группа готовится к спуску в канализацию, и в этот момент старика убивает монстр. Добровский перед смертью говорит, что люди, которых ищет отряд Коула где-то внизу, а также добавляет «Я не смог помочь другим…».

В релизной версии игры, где Добровский (Грачев в переводе от 1C/Snowball) якобы умирает где-то за кадром
В релизной версии игры, где Добровский (Грачев в переводе от 1C/Snowball) якобы умирает где-то за кадром

Отряд спускается в канализацию, находит там тело 3-ого члена Группы Один и единственную выжившую из Группы Один – медика Джоан МакФадден (Joan McFadden), которая с особым пессимизмом заявляет, что им не удастся спастись.

[Воспоминание 3] …Через некоторое время, когда Салливан хочет поговорить с Портером о таинственных 30 минутах, он узнает, что тот исчез. Манович был найден мертвым в своей постели, позднее вскрытие показало, что он умер от сердечного приступа…

Небольшое отличие по сравнению с изначальным сюжетом возникает в сцене, когда в музее происходит встреча с отрядом ненастоящих НАТОвцев (Fake NATO), состоящим из шести человек. Командир их группы заявляет, что Группа Два вместе с Джоан МакФадден должны отправиться на крышу не по причине отмены задания и для дальнейшей эвакуации, а потому что должен прибыть вертолет, который доставит им припасы для облегчения дальнейшего выполнения их миссии, в том числе и «броню из укусостойкого материала». Отряд добирается до крыши и ожидает вертолет около двух часов, в течение которых на них нападают волны гибридов. Салливан также пытается связаться с базой, на что ему заявляют, что вертолет задерживается, так как изначально неправильно рассчитали время для изготовления антидота и подготовки остального снаряжения. В этот момент Коул уже начинает подозревать что-то неладное и запрашивает связь с генералом для подтверждения операции. После долгого молчания связь прерывается. Салливан делает предположение, что либо их связь кто-то перехватил и направил в другое место, либо НАТО специально устроило этот спектакль, чтобы задержать их группу, после чего приказывает своему отряду двигаться дальше. Где-то в музее отряд находит еще два диска.

После всех этих приключений отряд выбирается в город, и, начиная с этого момента и вплоть до финала, изначальный сюжет серьезно отличается от итоговой версии. Исследовав примерно треть центра города, отряд находит 7-летнего ребенка (находит в городе, а не в музее, как в релизе), не евшего 2 дня. Джоан принимает решение держать ребенка поблизости у себя. Где-то в этот момент должен был зародиться роман между Салливаном и МакФадден. Через некоторое время при первой стычке с каким-либо гибридом и его ранении ребенок начинает кричать и впадает в бешенство, после чего превращается в монстра (вырезанного на стадии проработки «Адальберта», а не «Лилит», как в релизе) и смертельно ранит Джоан. После уничтожения всех противников Коул безуспешно пытается спасти Джоан, на что она ему говорит с предсмертным вздохом, что они все равно не смогли бы ее защитить, а также рассказывает о том, что в детстве осиротела, потеряв мать.

Фан-арт. Смерть Джоан МакФадден Евгений Девяткин
Фан-арт. Смерть Джоан МакФадден Евгений Девяткин

[Воспоминание 4] …В следующий час Коул узнает еще более ужасную информацию: иракская деревня, расположенная в 15 километрах от их лагеря, стала местом невероятного ужаса. В сообщениях говорится, что это место выглядит так, как будто Бог смешал людей с окружающей материей: части тела, торчащие из автомобилей и т. д. Звучит настолько безумно, что это нужно увидеть, чтобы поверить …

После получения информации о местонахождении последнего 4-ого диска отряд натыкается на отряд российского спецназа из семи человек. Трантин обращает внимание, что это те же самые люди, которых они встретили в музее, просто на них другая униформа. Группа Два направляет на них оружие, но один из людей – наиболее важно выглядящий пожилой мужчина — заявляет: «Успокойтесь, мальчики, возможно, мы сможем с вами договориться. Думаю, мое имя вам покажется знакомым. Я генерал Козов (General Kozov)».

Встреча с Козовым в релизной версии игры
Встреча с Козовым в релизной версии игры

Далее он заявляет, что в лаборатории его не интересует никакое оборудование, так как после гибели «нашего умника Морозова» никто из его людей ничего в этом не понимает. Ему нужна «одна маленькая вещица», которая для Группы Два «не представляет никакого интереса», и добавляет, что это «собственность Российской Федерации, и ее нужно вернуть в целости и сохранности». Он так же, как и в релизе, предлагает заключить сделку: Группа Два не вмешивается целый час в его дела, затем он после завершения своих дел указывает координаты лаборатории. Далее следует отличие: Салливан высказывает свое недоверие генералу и предполагает, что Козов после нахождения того предмета может просто взорвать эту лабораторию, а потом избавиться от Группы Два. Козов же утверждает, что если бы он хотел, то Группа Два была бы мертва при их первой встрече, но он решил просто ввести их в заблуждение и перехватил их сигнал со спутника. Таким образом, он хотел выиграть время, просто замедлив их продвижение. В данной версии сюжета генерал вызывает подкрепление и пытается уничтожить группу героев по причине того, что после недолгой перепалки Коул решительно отвергает предложение Козова, а не потому, что Коул принял предложение, но в разговор вмешался Ович. Однако схватка оказывается весьма напряженной, в ходе которой уничтожена половина отряда спецназа. В определенный момент один из подчиненных Козова обращается к своему командиру со словами: «Может, нам стоит все-таки рассказать о нашей истинной цели?», после чего Козов хладнокровно убивает его выстрелом в голову. Под самый конец схватки Козов остается последним выжившим. Салливан говорит: «Вам пора сдаваться, генерал!», но Козов отвечает словами: «Я никогда не сдавался, не собираюсь и сейчас», затем направляет свой пистолет Макарова себе к подбородку и нажимает на спусковой крючок.

Происходящее в лаборатории вообще переворачивает все восприятие игры. После того как Группа Два входит в лабораторию, Тьери Трантин активирует крошечный карманный передатчик. Он объясняет свой поступок тем, что получил приказ лично от генерала Ламара (General Lamare) (командующего всей этой операцией) по прибытию в лабораторию активировать этот передатчик. Для чего нужен этот сигнал, он не знает, но объясняет тем, что он обязан выполнять приказы.

Фан-арт. Отряд Коула находит лабораторию Евгений Девяткин
Фан-арт. Отряд Коула находит лабораторию Евгений Девяткин

Группа принимает его объяснения и двигается дальше. После некоторых поисков из ниоткуда появляется отряд из четырех солдат, направляющих в сторону героев оружие. Они представляются Группой Три (Group Three) и утверждают, что подчиняются лично генералу Ламару. Затем без каких-либо объяснений они требуют, чтобы Трантин сделал шаг назад, так как им приказано ликвидировать остальную часть группы, свою задачу они называют «неприятной, но необходимой». Тут Трантин понимает, что, слепо следуя приказам, он навлек беду на своих друзей – активацией передатчика он должен был вызвать Группу Три. Чтобы искупить свою вину, он бросается в самоубийственную атаку и ценой своей жизни уничтожает двух убийц. Отряд сражается и убивает двух оставшихся членов Группы Три.

Встреча с Группой Три в релизной версии игры
Встреча с Группой Три в релизной версии игры

Вскоре после боя появляется старик Добровский, который должен был быть мертвым. Он объясняет, что после того, как помог найти отряду Группу Один, он инсценировал свою смерть, потому что не мог участвовать в дальнейших событиях. Почему? Он хотел, чтобы герои прочувствовали весь этот ужас. Зачем? Потому что это именно он отправлял анонимные письма в НАТО, именно он использовал российское оборудование для создания гибридов из жителей Козова, и именно он спрятал четыре матричных диска по всему городу. Он прибыл из печально известного российского города Горький 17, уничтоженного год назад. Его имя Василий Добровский выдуманное. На самом деле он больше не знает своё настоящее имя, он был подопытным кроликом в эксперименте под названием «BT6213». Ему было 12 лет, когда его отняли у семьи и промыли мозги. Русские много раз превращали его в гибрида и обратно в человека, и постоянные изменения его организма нанесли непоправимый вред его разуму, но в тоже время дали одно преимущество – он стал практически бессмертным.

Он – единственный выживший, спасшийся после бомбардировки Горького 17.

Фан-арт. Добровский рассказывает свою историю Евгений Девяткин
Фан-арт. Добровский рассказывает свою историю Евгений Девяткин

Однако он знал, что у российских ученых была еще одна резервная лаборатория, расположенная в Польше. Ему потребовалось около года, чтобы найти лабораторию и взломать коды НАТО, чтобы он мог передать эти письма командованию НАТО. Он это все сделал, потому что никто бы не поверил ему, если бы он пошел в СМИ и сказал им, что является жертвой секретных экспериментов по телепортации. Он чувствовал, что ему нужно убедить гораздо более важных людей, чем он сам, что эта проблема на самом деле реальна. И поскольку процесс гибридизации можно обратить вспять, он не думал, что поступает неправильно. Все, что он хотел, это справедливость и помощь жертвам, которые, как и он сам, содержались в лагерях по всему миру. Он сказал, что следил за Группой Два и убедился в правильности своей идеи о том, что именно Салливан избран для раскрытия всех этих тайн миру: он предлагает Коулу пакет с хорошо запечатленными доказательствами, включая полный список экспериментов, фотографии и записи – все, что нужно для того, чтобы мир поверил в это. Он хочет передать посылку Салливану, а затем исчезнуть. Если Коул согласится, он позволит ему использовать матричные диски, чтобы спасти мутировавших граждан города, но тогда Салливан должен будет уничтожить лабораторию. Таким образом, технология телепортации останется нераскрытой, пока человечество не будет к ней готово (русский физик, который изобрел механизм, тот самый человек Козова – Морозов, был убит во время неудачного эксперимента в Горьком 17, когда гибриды вырвались и захватили город).

[Воспоминание 5] …Позже Коул узнает, что трагедия произошла в точно такой же момент, когда Портер был внутри бункера. И что технология, которую они должны были извлечь, полностью уничтожена, а жесткие диски со всеми данными украдены…

Далее планировались две концовки, которые должны были совсем поразить игрока:

Концовка 1:

Если игрок не согласится с доводами BT6213, то Салливан обвинит его во всем произошедшем, в том числе в желании поиграть в Бога, и скажет, что эту технологию уничтожать нельзя, ведь в правильных руках она может помочь миллионам людей, после чего начнется бой. BT6213 практически бессмертен и может почти мгновенно мутировать в различных монстров.

После того как BT6213 будет убит, герой подбирает пакет с документами. Но главная цель отряда – использовать все четыре матричных диска в лаборатории, что и делает Салливан. Затем идет очень длинный видеоролик, который демонстрирует процесс дегибридизации. Поскольку данные на матричных дисках датированы шестью месяцами раннее, никто из тех излечившихся людей, кому удалось пережить ужас последних дней, ничего не помнит об этом последнем полугодии.

Тем временем посреди процедуры появляется генерал Ламар. Группа Два поражена. Ович и Салливан обвиняют его в нападении на них Группы Три и в потере Группы Один. Ламар пытается их успокоить и просит передать документы. После непродолжительного обсуждения они подчиняются. Он открывает портфель, достает папку с документами, затем глубоко вдыхает свою сигару и опрокидывает пепел на бумагу. Документы мгновенно вспыхивают, и он бросает горящие документы на пол, невзначай бросая фразу, что иногда бывает таким неуклюжим. Группа Два просто не может в это поверить. Салливан спрашивает, зачем он это сделал, генерал пожимает плечами и начинает объяснять. Он говорит, что знал, что именно BT6213 был корнем всей проблемы: западная разведка постоянно следила за руинами Горького 17 на 3 месяца дольше, чем русские. Они заметили человека, покидающего руины, и следили за ним с тех самых пор. Они уже знали о существовании еще одной российской лаборатории, но не знали ее местонахождение и думали, что BT6213 сможет помочь. Они оказались правы в этом вопросе, но не могли предвидеть, что произойдет дальше. Когда руководство НАТО получило анонимное письмо, они начали подозревать, что целью BT6213 было информирование мира об экспериментах по телепортации, чего руководство НАТО пыталось любой ценой избежать, также Ламар говорит, что человечество пока не готово к таким технологиям.

Генерал Ламар утверждает, что пришел сюда один, потому что хотел признать свою ошибку. Он опасался того, что Салливан согласится с аргументами BT6213 и поддержит его намерения. Именно по этой причине была отправлена Группа Три. Генерал объясняет, что иногда стоит пожертвовать несколькими жизнями, чтобы спасти миллионы. Теперь же он хочет извиниться перед Коулом и Группой Два, за его ошибочное мнение. После продолжительного молчания, Коул спрашивает, что генерал собирается делать дальше. Ламар объясняет, что после того, как город будет спасен, они должны подготовить заявление для СМИ, возможно что-нибудь про уродливых животных, сбежавших из цирка. Затем технология будет отправлена в одну из секретных лабораторий НАТО, где Салливан может либо работать над ней с другими учеными, либо просто следить за ней. BT6213 мертв, и его история трагична, но необратима. По информации НАТО, в России больше нет мест вроде Горького 17, но, если Салливан захочет, он может возглавить группу, разыскивающую секретные военные лаборатории по всему миру. Генерал говорит, что выбор за Салливаном.

Салливан не верит Ламару и после долгого молчания говорит, что все это слишком хорошо звучит, чтобы казаться правдой, т. к. Трантину было приказано активировать маяк лишь в лаборатории, а не тогда, когда они впервые встретили BT6213, значит, генерала интересовало лишь это место. Также Салливан говорит, что неоднократно слышал, что в этой лаборатории спрятан какой-то важный предмет, причем настолько, что в поисках его сюда прибыл лично генерал Козов, а теперь и сам Ламар. Что же это за предмет такой? Святой Грааль? Философский камень? Инопланетный артефакт? Видимо, это вещь, за которую действительно стоит убивать…

[Воспоминание 6] Все указывает на Марка Портера, но Салливан не хочет в это верить. Портер всегда был его наставником и лучшим другом, несмотря на разницу в возрасте и звании. Когда его спросили в комитете о том, что произошло в бункере, он защищает своего друга, сказав, что ничего сверхъестественного не произошло и что оборудование было уничтожено самими иракскими солдатами, чтобы защитить технологию…

Ламар некоторое время молчит, затем говорит, что Коул задал вопрос, который ему не следовало задавать. Внезапно вся лаборатория наполняется десятками солдатами НАТО, и Ламар приказывает им устранить Группу Два. В этот самый момент BT6213 эффектно восстает из мертвых. Около 5 секунд все в шоке, их глаза уставились на случившееся чудо. «Я же говорил, что я практически бессмертен!»

Фан-арт. Восставший из мертвых BT6213 Евгений Девяткин
Фан-арт. Восставший из мертвых BT6213 Евгений Девяткин

Солдаты Ламара открывают огонь по мутанту. Его тело сотрясается от ударов сотен пуль. Группа Два пользуется возможностью и успевает спрятаться за укрытием. Это оказывается мудрым шагом: BT6213 через короткий промежуток времени взрывается, как энергетическое поле, убивая каждого солдата в поле зрения, из них лишь Ламар выживает, но получает смертельное ранение. Он медленно ползет к выключателю, оставляя за собой кровавый след. С последним вздохом он нажимает кнопку и умирает. Появляется секретное отверстие, показывающее маленький сундук.

Фан-арт. Взрыв BT6213 Евгений Девяткин
Фан-арт. Взрыв BT6213 Евгений Девяткин

Ович говорит Коулу, что он очень уважает его, но больше не хочет рисковать своей жизнью ради каких-то секретов и что он просто хочет вернуться домой к своей жене. Коул принимает его выбор и добавляет, что вынужден взять на себя ответственность за человечество, хотя ему не очень этого хочется. Так же Коул говорит остальным гражданским (если к этому моменту в составе Группы Два будет кто-либо из них), что они тоже могут уйти вместе с Овичем. Они какое-то время смотрят друг на друга, после чего Ярек прощается с Салливаном и вместе с гражданскими покидает Коула.

Фан-арт. Диалог между Яреком и Коулом Евгений Девяткин
Фан-арт. Диалог между Яреком и Коулом Евгений Девяткин

Заключительная сцена: игроку демонстрируется экран телевизора. Репортер говорит о том, что в городе Козов произошли какие-то странные события, но НАТО пока что отказывается от комментариев. Салливан выключает телевизор. Игрок находится в его доме, камера отодвигается и показывает Салливана, смотрящего на сундук. Камера приближается к лицу Коула. На нем отражены изумление и недоверие. Он поворачивается назад. Переключение на другую камеру, игрок снова видит Салливана. Его кулаки сжаты. Слышно его мысли: «Козов… Ламар… Бедный BT6213… За это?! Господи Иисусе, какого черта я буду с этим делать?! »

Он снова смотрит на сундук, и на этот раз игрок может увидеть, что внутри. Клочок бумаги и флакон. Камера фокусируется на бумаге, где короткое сообщение: «Генералу Козову. Как мы все знаем, Ген Дестера вызывает не обычную смерть, а действительно шокирующую, благодаря чрезвычайному давлению внутри тела. Эта вакцина способна вызвать смерть, которая выглядит как сердечный приступ при первых признаках того, что Г. Д. взял под контроль тело жертвы. Это поможет нам гораздо дольше покрывать существование Г. Д. Пожалуйста, дайте вакцину Морозову, поскольку мы не можем воспроизвести ее в больших количествах, и – очевидно – свяжитесь с нами как можно скорее для деталей. Курьер даст Вам наш новый контактный адрес.»

Внизу бумаги подписано рукой «http: //?. ?.? / Temp /« и »name / 1991».

Это был такой небольшой задел на сиквел, а также дополнительное развлечение для игрока. Автор этой идеи предлагал купить сайт с каким-нибудь весьма обычным названием. Когда игрок подключился бы к сайту, у него были бы запрошены логин и пароль. После ввода «kozov / 1991» игрок получал дополнительную информацию: «Рад видеть Вас, генерал. Было бы еще приятнее видеть Вас лично. Я зарегистрировался в мюнхенском Хилтоне как Джерард Трой. До тех пор… Марк Портер».

Как мог бы выглядеть тот секретный сайт
Как мог бы выглядеть тот секретный сайт

В случае если бы игрок вводил что-либо другое, ему отображался бы символьный мусор.

Концовка 2:

Если игрок согласится с BT6213, тогда старик передает портфель Салливану, обещая, что если тот расскажет об этом всему миру, то он вернется как живое подтверждение его слов. Салливан использует диски, затем очень длинная видеовставка демонстрирует процесс дегибридизации. Поскольку данные на матричных дисках датированы шестью месяцами раннее, никто из тех, кому удалось пережить ужас последних дней, ничего не помнит об этом последнем полугодии. Тем временем, генерал Ламар входит в лабораторию с двумя дюжинами своих солдат, а BT6213 немедленно сбегает по секретному проходу.

Ламар говорит, что разочарован в том, что Коул поверил словам старика и что он здесь для того, чтобы не допустить вскрытия столь ужасной правды о Горьком-17 и что Группа Два должна быть уничтожена.

Но появляется BT6213 с криком «НЕТ!» и начинает мутировать в различных тварей. Генерал приказывает своим войскам стрелять в него. Повторяется сцена с расстрелом мутанта из первой концовки, где Группа Два прячется за укрытием, а BT6213 взрывается, убивая практически всех, нанося смертельное ранение Ламару. Салливан, выйдя из-за укрытия наблюдает за умирающим окровавленным генералом, ползущим за какой-то кнопкой и говорит, что понимает его точку зрения, но все же считает что правда должна быть раскрыта миру, смех умирающего Ламара прерывает его. Генерал говорит, что Салливан и понятия не имеет о какой правде идет речь, на что Коул отвечает, что уже не единожды слышал о каком-то невероятно ценном предмете, скрытом здесь в лаборатории. Ламар подтверждает его догадки и заявляет, что мог бы унести эту тайну с собой в могилу, однако он не такой злодей, каким кажется. С последним вздохом он нажимает кнопку и умирает. Появляется секретное отверстие, показывающее маленький сундук.

Смерть Генерала Ламара в релизной версии игры
Смерть Генерала Ламара в релизной версии игры

Дальше все остальное идет точно также в первой концовке, но с двумя исключениями:

1) Ович так же обращается к Салливану, но добавляет фразу, что у того уже есть один портфель с весьма ценным документами, к которому добавится еще один, а также просит его взять эту ответственность на себя.

2) Заключительная сцена: из динамика телевизора репортер готовится сделать международное заявление о раскрытии «Величайшей тайны XXI века».

Мифология игры

По первоначальной задумке игроку не должно было раскрываться в первой игре, что такое «Ген Дестера». Игрок по заключительному ролику может предположить, что это какое-то биологическое оружие. На самом деле, это особый рецессивный ген, история которого по некоторым источникам прослеживается со времен гибели динозавров. Назван он был в честь его первооткрывателя Гордона Дестера в 1989 году. Этот ген спал миллионы лет и по неведомым причинам пробудился. При его активации у носителя резко увеличивалось внутреннее давление так, что у жертвы глаза выпрыгивали из орбит, а мозг вытекал из ушей.

Журналистке Энн Хатчинс была уготовлена очень жестокая участь. Ей пришло письмо от BT6213 о том, что он хочет показать ей гибридов. Она прибывает в Козов, и BT6213 отводит ее в лабораторию, по пути убивая вооруженную охрану. При демонстрации процесса создания гибрида что-то идет не так, и вместо одного гибрида на выходе получается около 200, вследствие чего они вырываются наружу, и поэтому в Козове повторился инцидент Горького 17. В процессе игры Энн должна была неожиданно умереть очень странным образом. После просмотра концовки игрок должен был понять, что перед гибелью у Хатчинс наблюдались признаки активации гена Дестера.

Фан-Арт. Гибриды устроили хаос в городе Евгений Девяткин
Фан-Арт. Гибриды устроили хаос в городе Евгений Девяткин

После совершения открытия данного гена Гордон Дестер продолжает работать над изучением данного феномена. Спецподразделения НАТО отлавливают тела, имеющие похожие симптомы. По прошествии 4 лет в лаборатории имеется 142 тела. Прогнозы Гордона неутешительны: если активация данного гена продолжит происходить такими темпами и будет увеличиваться с геометрической прогрессией, то человечество перестанет существовать через 40-50 лет.

происхождение гена Дестера — единственное, что не должно было раскрываться в течение всей серии. Адриан считал, что это позволит игроку самому поразмышлять и сформировать свое мнение
происхождение гена Дестера — единственное, что не должно было раскрываться в течение всей серии. Адриан считал, что это позволит игроку самому поразмышлять и сформировать свое мнение

Правительство США не хочет всенародной паники. При открытии данной информации миру может начаться Армагеддон и хаос. Создается специальное подразделение, о котором знает только Пентагон (даже вице-президент и ФБР ничего не знают), под названием «Проект Жизнь» («Project Life») под руководством генерала Гордона Ламара. Данному подразделению разрешено использовать любые методы, чтобы любой ценной предотвратить активацию гена. Американцы устанавливают свои лаборатории в 3 местах, в том числе в исследовательском центре НАСА. Тем временем они узнают, что русские экспериментируют с технологией телепортации, и начинают интересоваться ею в надежде, что это даст толчок к исследованиям.

С российской стороны весь процесс контролирует генерал Козов, один из самых важных людей российской армии. Он контролирует эксперименты, возглавляемые гениальным ученым Морозовым. В то время, как американцами не хватает идей, у русских имеются проблемы с технологиями (такими как вычислительные мощности, носители информации высокой емкости и т. д.).

Козов это понимает и предлагает США делиться знаниями при многих условиях: во-первых, главная лаборатория останется в России и контролировать ее будет он. Во-вторых, просит чрезвычайно большую сумму денег. У «Проекта Жизнь» не остается другого выбора, и они соглашаются на сотрудничество.

Фан-арт. Генерал Козов Евгений Девяткин
Фан-арт. Генерал Козов Евгений Девяткин

Козов считает, что он в любом случае останется в выигрыше: ведь именно он первым узнает о результатах экспериментов по телепортации. Однако он не может действовать в одиночку и нуждается в поддержке со стороны армии. Он начинает давить на всех своих общих соратников, что пора основать организацию, которая вернет Россию обратно в имперское государство. Все генералы рады этой идее, и они основали секретную организацию под названием «Красная Сила». Козов сообщает им, что ему нужна лучшая лаборатория для экспериментов по телепортации (он также объясняет, что Морозов хочет изобрести что-то, что поможет в перемещении большого количества груза, возможно, даже живых существ, таких как войска и т. д.) и полная защита.

После нескольких месяцев сотрудничества с американцами Морозов, наконец, делает технологию пригодной для использования. Однажды он шутит Козову, что было бы интересно посмотреть, что произойдет, когда две вещи случайно появятся в одном и том же месте. Это дает Козову идею … Он хотел бы увидеть это на самом деле … Он не говорит ни слова Морозову, вместо этого он продает «легкую« и »прослушанную» версию оборудования иракской армии во время войны в Персидском заливе и инструктирует их, как использовать оборудование в близлежащем лагере армии США … Но у американцев тоже есть шпионы (они просто знают, что иракские солдаты будут использовать сверхсекретную российскую технологию на данный день в данное время). Для получения этой технологии на задание был отправлен взвод Марка Портера

Кто знает что было бы, если бы команда «Metropolis Software House» попыталась принципиально реализовать все свои задумки. Может быть, игра бы не окупилась, и студия вместе с издателем обанкротились. Может быть, наоборот — она завоевала бы Американский рынок, тем самым гарантировано было бы несколько продолжений. Может быть, разработка затянулась бы еще на несколько лет, и тогда в плане игрового процесса она никого бы не зацепила.

История не знает сослагательного наклонения. Известно точно одно. Эта игра покорила сердца многих игроков на территориях Европы и стран СНГ, а Адриан Хмеляж и ребята из Метрополис показали, что не надо бояться экспериментировать. Даже спустя 20 лет, у этой игры остались поклонники, и большинство разработчиков были действительно тронуты, когда узнали, что кто-то хочет узнать и написать об истории ее создания, и для некоторых было честью пообщаться на эту тему. Некоторые попросили прислать ссылку на данную статью, даже если она выйдет только на русском языке.

Сегодня студии «Metropolis Software» больше нет. Она была поглощена компанией «CD Projekt». Второй основатель Метрополиса Гжегож Миеховски после заключения сделки вместе со своим старым коллегой Бартожем Бжоштеком основали студию «11 bit studios». Остается надеяться, что однажды издатель «TopWare Interactive» — владелец прав и торговой марки на игру — сможет найти возможность вернуться к этой серии и доверить разработку сильной студии, которая поведает игрокам финал истории Коула Салливана, и это будет намного сильнее, чем оригинал, и даже его ранний концепт.

Над статьей работали: Арнольд Новиков и Евгений Девяткин

8686
36 комментариев

Комментарий недоступен

16
Ответить

такой же диск лежит)

Ответить

Горки 18 вообще круто, 17 мне меньше понравилась из-за перевода.

Ответить

Я о существовании оригинала узнал только лет через 5. Но не смог себя заставить пройти с оригинальным переводом)

Ответить

Я кстати не помню озвучивал ли сам Гоблин там кого-то. Помню эту игру, сложно было.  Крутая пошаговая стрельба. Атмосфера выдержана, страху наводят. Прошел её лет 5-7 назад. Как и Septerra core. Тож пошаговая ток jrpg.

Ответить

Это была шикарная версия !!!

Ответить

В этой игре я провел свою первую бессонную ночь за компом. До сих пор помню то утро на баскетбольной площадке, куда запланировали идти с друзьями. Толку от меня не было.

7
Ответить