Главные смыслы и отсылки в Death Stranding

NikiStudio и GamesVoice подготовили совместный ролик с кратким анализом тем и отсылок в недавней Death Stranding от Хидео Кодзимы.

Авторы текста: Филипп Робозёров, Никита Коваль

Текст читал: Алексей Гнеушев

Монтаж — Никита Коваль

За последний год не сыскать человека более популярного, чем Хидео Кодзима. О нем слышали практически все, и неважно, связаны люди с игровой тусовкой или нет. Японский геймдизайнер шумел на весь мир и получил ироничное прозвище «гений».

Но релиз Death Stranding расколол игровое сообщество на два лагеря: одни утверждали, что Кодзима все-таки гений, а вторые кричали что игра скучна и однообразна. Собственно, пришло время разобраться, о чём же говорит нам знаменитый геймдизайнер в своей неоднозначной Death Stranding.

Выносим на суд наши замечания, размышления и факты касающиеся неоднозначной Death Stranding. Мы поговорим о ключевых темах и отсылках игры. Предупреждаем, что в тексте содержатся спойлеры ключевых событий игры.

ВНИМАНИЕ:

В ТЕКСТЕ И РОЛИКЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ К ОСНОВНОМУ СЮЖЕТУ ИГРЫ


Хидео Кодзиму очень любят в России. Например, его пригласил в своё ток-шоу телеведущий Иван Ургант

Одиночество в сети

Игра Кодзимы затрагивает множество проблем современного общества, мельком прогуливаясь по психологии, типичному для нашего времени «одиночеству в сети» и теме масштабных мировых войн. Так, Death Stranding (Выход смерти — в русской локализации), достаточно однозначно и понятно указывает на бич нашего времени — глобальную разрозненность общества при видимости единения за счет социальных сетей.

Хиральная сеть (а именно так называют игровой интернет) никак не исключает одиночества жителей постапокалиптической Америки Death Stranding. Общество расколото, одиночки заперлись в убежищах, что привело к глобальному развалу типичного образа жизни. Протянутая главным героем сеть лишь углубляет проблемы, приводя к захламлению информационного пространства тонной ненужной информации. Добравшись до свободного общения люди (как и в нашем мире) стали слать сотни сообщений с бессмысленной информацией, переполненной смайликами и восклицательными знаками. Тем самым скрывая своё одиночество за надуманным сетевым образом – маской. А подключение всего общества к сети только усугубило общее положение вещей, дав доступ к глобальной сети не только добропорядочным гражданам, но и террористам, что едва не привело к очередному «выходу смерти».

Когда опутали весь мир проводами, войны и боль не прекратились. Можете попробовать ещё раз, но только потом не надо удивляться. Соедини, объедини... не всё так просто!

Сэм Портер Бриджес, Курьер Bridges

С другой стороны, хиральная сеть — положительное явление. Благодаря ей жители отдалённых районов могут делиться друг с другом знаниями и печатать предметы, которые позволяют выживать. Хиральная сеть позволяет главному герою и остальным членам Бриджес понять суть выхода смерти и его связи с массовыми вымираниями. Тем самым хиральная сеть, в отсутствии тех, кто преследует злой умысел, вполне себе полезная вещь.

Хиральная сеть отсылает нас к антиутопии Олдоса Хаксли и проблеме перенасыщенности цифровым мусором​
Хиральная сеть отсылает нас к антиутопии Олдоса Хаксли и проблеме перенасыщенности цифровым мусором​

Так что хиральная сеть в игре изображена двояко. С одной стороны, интернет стал некой аллюзией на антиутопию Олдоса Хаксли, когда количество информации и перенасыщенность цифровым мусором приводит к потере действительно важных сведений. Но с другой, он несёт в себе массу полезных вещей, помогает выживать, обмениваться ресурсами и знаниями.

Маски

Из всего выше сказанного вытекают образы психологических расстройств практически у всех главных действующих лиц. Главный герой игры Сэм Портер Бриджес страдает ОКР ( обсессивно-компульсивным расстройством), при котором человек боится любых прикосновений и загрязнения одежды и кожи. Вокруг этой фобии строится почти вся механика Death Stranding: мир наполняют «Твари» которые нападают на героя и хватают их черными руками, оставляя на одежде и рюкзаке грязные отпечатки рук. Тем самым только подчеркивая отторжения Сэма, его неприязнь и дискомфорт от контакта с потусторонними существами. Даже вечный спутник Сэма – Бэбэ – находится в закрытом контейнере и не имеет физического контакта с главным героем.

Ты тут не единственный в маске. Есть ещё твой босс, та дама в красном и, конечно же, ты сам.

Хиггс, Террорист

Некоторые герои носят маски, тем самым скрываясь от общества не только в сети, но и в реальном мире. Что хорошо отмечено в сюжете игры как стыдливость и страх героев признаться в собственных преступлениях. А та же Мама – прекрасный инженер, по ходу игры проходит стадии принятия смерти своего ребенка, начиная с отрицания и заканчивая принятием – что приводит к неожиданным сюжетных ходам и единению двух частичек души в одном человеке. В то же время другой герой истории ­– Хартман – так и проходит через стадии принятия смерти и до последнего цепляется за ушедших родных. Он продолжает искать души своих близких, бесконечно страдая и буквально губит свое сердце после каждой попытки погрузиться в местный аналог чистилища, под названием «берег». Это хорошо показывает психологические проблемы каждого человека, так как попытки уцепиться за прошлое в итоге могут погубить будущее.

Иногда надо рвать старые связи, иначе не завести новые.

Мама, Инженер Bridges

Вполне возможно, что кратеры остающиеся от умерших людей, неоднозначно указывают на раны в душе каждого человека, который понёс эту потерю. Кодзима визуализировал психологическую травму, прибавив к ней большие масштабы и последствия. Тут можно найти интересную параллель: если в игре убить любого противника и не сжечь тело в «крематории», а оставить лежать на пустоши, то происходит взрыв. Сэму сообщают, что всё потеряно – этот взрыв зацепил один из узлов «хиральной сети» – в итоге полностью похоронив идею о единении мира.

Выходит, Кодзима прямым текстом говорит о важности каждого представителя общества. А гибель любого человека приводит к расколу созданного мира. Так как каждая жизнь – элемент огромной цепочки, объединяющей людей. Теория шести рукопожатий в кристально чистом виде ­– так или иначе, все люди знают друг друга и являются единым живым организмом общества.

Вымирание

Красной нитью через сюжет тянется идея глобального вымирания видов. Именно это событие и именуется «выходом смерти». Ближе к концу игры выясняется, что уже произошло пять глобальных вымираний всего живого на планете, с полным изменением экосистемы. По ходу событий мы наблюдаем действие шестого глобального вымирания всех видов на планете.

Мир видел пять "массовых вымираний". Пришла пора для шестого!

Хиггс, Террорист

Через подобный вариант апокалипсиса подается идея развития и адаптации живых организмов на планете. Многие из нас слышали фразу «война двигатель прогресса», так вот, войны двигали наш прогресс, давая огромные толчки к развитию военных технологий, которые впоследствии переросли в привычные нам с вами вещи - взять ту же атомную энергию. А если перенести идею развития прогресса на фактор глобального вымирания, то становится очевидным огромный рывок вперед – человечество вынуждено адаптироваться и подстраиваться под новые условия окружающего мира, выживать в непригодных для жизни условиях. Как и любой живой организм, на фоне сокращения популяции повышаются свойства к выживанию у отдельных особей уцелевшего вида. Так у некоторых людей в мире Death Stranding проявляются способности «дума» – кто-то может летать и телепортироваться, а главный герой и вовсе «возвращенец». Сэм не может умереть и всегда возвращается в мир живых.

Как было множество раз в нашей с вами истории, глобальное вымирание подарило живым существам возможность развиваться. Демонстрируя типичный пример естественного отбора, человечество переросло себя и получило возможность эволюционировать. Равно как и при изменения климата вымерли динозавры, а выжили более адаптированные к похолоданию млекопитающие. Выход смерти ничто иное, как очередной ледниковый период, поданный через научную фантастику с примесью мистики.

Не стоит думать, что выход смерти исключительно губителен для жизни.

Хартмен, Член Bridges

Асексуальность

Идеи вымирания вида подтверждает и полная асексуальность мира Death Stranding. Вместе с вымиранием большего процента населения планеты, практически полностью прекратилось восполнение популяции человеческого вида. Это опять же указывает на проблемы нашего с нами вида, когда погоня за карьерой и индивидуальностью стала приводить к меньшему восполнению популяции. В наше время люди выбирают одиночество куда чаще, чем идею создания семьи. Это вновь намекает на проблему «одиночества в сети» и разрозненности общества на фоне развития глобальной сети.

Асексуальность демонстрирует очевидное угасание вида в рамках уже упомянутого природного механизма естественного отбора. Чем ближе биологический вид к исчерпанию своих ресурсов, тем ниже восполняемость популяции. В данном случае мы можем заметить очевидную аллегорию на ситуацию в современной Японии, где в наше время заметен беспрецедентный процент самоубийств и большое число одиноких людей, потерявшихся в развитой стране на фоне обезличивания каждого отдельного индивида в рамках общества.

Мира... не станет в мгновение ока. Его поглотит вспышка

Амелия Стрэнд, Дочь президента Стрэнд, надежда Bridges

Если изучить японский быт, то типичные японцы не находят времени для создания семей и собственного досуга и буквально живут на работе. Опуская увлечение японцев всевозможными эротическими историями, становится очевидным, что асексуальность персонажей Death Stranding красочно иллюстрирует все беды технологического прогресса, социальных сетей и перенаселения.

Нефть

Мир Death Stranding поражен глобальным катаклизмом, частью которого стало перенасыщение земель и водоемов некой «смолой». Визуально это черная тягучая жидкость, которая поглощает всё живое, а также является непреодолимым препятствием для людей.

Стоит взглянуть на дизайн некоторых игровых боссов, то становится очевидной отсылка к глобальной проблеме ископаемого топлива. В Death Stranding мы видим образы гигантских кальмаров и китов, покрытых черной жидкостью. А после сражений с боссами всю окружающую площадь заполняют мертвые крабы и дохлая рыба. В местном чистилище мы и вовсе видим десятки выброшенных на берег китов.

​Вот такие тут киты, облитые смолой.
​Вот такие тут киты, облитые смолой.

Что это, как не аллегория на разлив нефти в морях и океанах? В игре мы видим последствия индустриализации нашего с вами общества и гибель жителей мирового океана от ошибок человеческого вида путем добычи нефти.

Большой брат

Несмотря на раннее сравнение мира Death Stranding с антиутопией Хаксли, в действиях правительства Соединенных Городов Америки видны тенденции к тоталитаризму и глобальному контролю. По сути, перед нами представлено зарождение некой слежки за всеми представителями общества. Не зря некоторые отшельники не сразу вступают в Бриджес – они опасаются влияния правительство на привычный образ жизни.

В душе нас никто не подслушает. Мы наедине, тут нет ни микрофонов, ни камер, чтобы читать по губам.

Дэдмен, Член Bridges

Даже браслет на руках главного героя представляет собой обычные наручники, а секреты и способы продвижения взгляда власти достаточно сомнительны. Бриджес прогнил изнутри, погряз в интригах, спрятав столько скелетов в шкафу, что любой злодей может позавидовать. Чего только стоит создание образа вождя в лице Бриджет, даже после смерти которой мир думает, что она жива. А с терминалов на игрока смотрит портрет мертвого президента, создавая видимость полного порядка и контроля.

В конце игры Сэм осознает неоднозначность созданного им мира и сжигает своё устройство связи, тем самым навсегда разрывая связь с правительством и становясь призраком для хиральной сети. Чем не доказательство проблем нового режима?

В данный момент ничто не мешает тебе снять браслет. И если это сделать, UCA никаким образом не сможет тебя обнаружить.

Дэдмен, Член Bridges

Отсылки, заимствования и оммажи

Неоднозначность общей истории игры Кодзимы приводит нас ко множеству заимствований и оммажей. Тут сложно сказать точно, насколько японский геймдизайнер знаком с мировой культурой, научной фантастикой и произведениями Америки и Европы.

Наиболее очевидная отсылка – сериал «Звездный крейсер Галактика». И там и там человечество находится на грани вымирания, в обоих произведениях есть умирающая от рака женщина-президент, а образ Амелии недвусмысленно намекает на женщину в красном, каприканскую шестерку, если изволите.

​Каприканская шестёрка в "Звёздный крейсер: Галактика"
​Каприканская шестёрка в "Звёздный крейсер: Галактика"

И в «Галактике» и в Death Stranding есть персонаж в красном платье, чьи появления развивают историю и дают некие намеки на дальнейшие действия. Оба этих персонажа бесплотны и часто появляются во снах или видениях.

Если с первым примером ещё можно поспорить, то избежать сравнения с фильмов «Почтальон» 1997 года попросту невозможно. Мы имеем разрозненную и истощенную войной Америку, по которой путешествует персонаж Кевина Костнера и разносит письма, тем самым понемногу объединяя города в полноценное государство и возрождая былое величие США.

Уж у «Почтальона» Хидео Кодзима подглядел множество деталей, частично перенося и основной сюжет, и суть разрозненности общества, которое можно объединить, просто наладив связь.

Главные смыслы и отсылки в Death Stranding

Не обошлось и без ассоциаций с американской фантастикой. Взять хотя бы «Путешествие Иеро» – роман про постапокалиптическое будущее, в рамках которого главный герой путешествует по погибшему миру в поисках уцелевшего «компьютера». В общем, можно найти сотни параллелей, но насколько они точны, знает один лишь Кодзима.

Главные смыслы и отсылки в Death Stranding

Если заглядывать в японскую анимацию, тот тут сложно не увидеть влияние массы произведений и Хаяо Миядзаки, и «Волчьего дождя», да и без некоего отголоска «Евангелиона» не обошлось, из которого вычленили гигантских биороботов, но оставили достаточно знакомую концепцию мира.

А идея хирали и маска Хиггса – «главного злодея» игры, – и вовсе напоминают работы современного скульптора Хеди Ксандта.

Ну и трудно не заметить в линии Клифа, которого играет Мадс Миккельсен, чудовищно точной и меткой отсылки к фильму Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Грех не вспомнить слова песни The Doors: “This is the end. My only friend, the end”.

Но мы ничего не утверждаем. Сравните произведения сами и решите, насколько точные замечания мы сделали.

Несмотря на все указанные параллели и наши попытки поиска глубинного смысла, стоит отметить, что игра Кодзимы в первую очередь про любовь и дружбу. Любовь отцовскую, сестринскую, но отнюдь не плотскую. Это игра про преодоление страхов, самопожертвование и добро.

Игра, где от конца света отделяют не сражения и борьба, а лишь одни братские объятия. Игра, которая говорит о важности связей между людьми.

Песня This is The End под интро из фильма Apocalypse Now

Это видео стало результатом сотрудничества GamesVoice и NikiStudio.
Подписывайтесь в паблик и на YouTube канал Gamesvoice

Напомним, что у нас есть группа вконтакте, в которой происходит основная движуха: анонсы, стримы и обсуждения.

Кроме того, у нас также есть страница на Patreon.

А для тех, кому он неудобен, мы завели страницу на Boosty. Это аналог патреона, только на русском языке и с меньшей комиссией.

11 показ
14K14K открытий
97 комментариев
Ответить

Стоит наверное начать книги писать, фильмы снимать или игры делать, чтобы понять очевидное: ни одно предложение, сцена или геймплейная особенность не делается "просто так бл*ать". У тебя нет ресурсов, которые можно тратить попусту. Если герой действительно находится в депрессии, ты хочешь не хочешь окрасишь занавески в холодные тона. Автору всё равно их делать, так что он будет делать это правильно.

Ответить

Видео ещё не посмотрел, но вроде никто до сих пор не упомянул самую явную отсылку к "Кавказской Пленнице") Эпизоды с Мамой, с её переносом

Ответить

Этот коммент заслуживает поистине кодзимовского лайка!

Ответить

Ту, разве это скрытые смыслы? Когда тебе прямым текстом по сюжету говорят и показывают кальки с фильмов, книг, игр 1к1. И когда единственным условием для того чтобы срытое открылось - это знание источника - то разве это скрытность?
Хотите расскажу о по настоящему скрытом в игре смысле? Он заключается в том что Кодзима не осилил сбор всей этой рандомной фигни воедино. И поэтому игра представляет из себя такое невнятное месиво с жиденько размазанными важными частями экспозиции ничего толком не объясняющими. Чтобы открыть это достаточно пройти игру и попытаться осмыслить её в целом, не разбивая на отдельные составляющие как сделано в этом и подобных материалах. Ну знаете, как делали люди раньше, с перечисленными в статье объектами отсылок. Вот это и будет "скрытый" смысл.
Хиральная сеть отсылает нас к антиутопии Олдоса Хаксли и проблеме перенасыщенности цифровым мусором​Неправильно, она остылает нас к великой игре великого гения Хидео Кодзимы  Metal Gear Solid 2 где диалог с ИИ в самом конце, местами говорит про перенасыщение инфополя и интернета мусором слово в слово.
Всё, минусите меня фанаты кодзимбы.

Ответить

"Ту, разве это скрытые смыслы?"

Ну надо было "главные" написать. )

Ответить

СПГС

Ответить