«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Одних соревновательных режимов недостаточно, чтобы долго удерживать пользователей.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Tanks A Lot! — это мобильный многопользовательский экшен, в котором игроки управляют танками и пытаются победить своих оппонентов. Ключевая особенность игры заключается в конструкторе танков — пользователи могут сочетать между собой разные детали, чтобы создавать наиболее эффективные машины.

Из-за мультяшного визуального стиля и общей концепции Tanks A Lot! иногда поспешно называют клоном Brawl Stars, несмотря на то, что экшен про танки вышел на несколько месяцев раньше. CEO студии Highcore Games Иван Доманьков и команда разработчиков рассказали DTF, как развивался проект Tanks A Lot!, описали, с какими проблемами студия столкнулась в процессе, а также объяснили, почему Brawl Stars — это не главный конкурент, а «локомотив, который двигает индустрию вперёд».

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Начало разработки и поиск визуального стиля

Первую версию Tanks A Lot! разработчики создали за три с половиной месяца — её показывали на конференции White Nights. Затем потребовалось ещё полгода, чтобы доделать проект. После этого состоялся софт-лонч, в течение которого команда переработала почти весь мета-гейм и монетизацию. Через девять месяцев после этого игру выпустили на весь мир.

По словам Ивана, при проработке концепции Tanks A Lot! студия стремилась создать именно мидкор-проект, так как самой команде нравится такой тип игр.

Преимущество мидкор-игр заключается в том, что даже средний по успешности проект можно постепенно менять и развивать — с ним всегда можно продолжать работу. Конечно, после глобального запуска вряд ли получится сильно поменять метрики, но можно улучшить монетизацию.

Изначально концепция Tanks A Lot! была вдохновлена игрой Battle City, вышедшей на NES. В Battle City весь геймплей вращался вокруг противостояния танков — команда Highcore Games стремилась передать подобные ощущения в своей игре. Именно поэтому визуальный стиль первых прототипов напоминал Battle City в 3D: там даже были разрушаемые кирпичные блоки и тёмный фон.

Battle City. На Dendy была распространена неофициальная модификация Tank 1990
Battle City. На Dendy была распространена неофициальная модификация Tank 1990
Ранние варианты танков в Tanks A Lot!, которые были вдохновлены Battle City
Ранние варианты танков в Tanks A Lot!, которые были вдохновлены Battle City

Но эта концепция продержалась не очень долго — команда продолжала искать подходящий облик игры. В результате авторы решили мультяшную графику из-за её универсальности.

Когда мы делали фейк-шоты, мы пробовали графику разной степени детализации и реалистичности. У нас был даже воксельный вариант. В итоге мы остановились на мультяшной графике, потому что это никак не ограничивало нас по сеттингу.

Алексей, Lead Artist Highcore Games

Это было важно, так как в игре с самого начала присутствовал конструктор — пользователи могли собирать свои танки из разных деталей. Поэтому нужно было добиться единообразия стиля для самых разных сочетаний пушек и шасси. К тому же, со временем в игре стало появляться всё более необычное оружие, которое не вписывалось в традиционный военный сеттинг — от футуристических пушек до циркулярной пилы и огромного молотка.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши
«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Разработчики не скрывают, что источником вдохновения частично стали проекты Supercell — их мультяшная графика, напоминающая пластилиновые поделки, отлично подходит для создания выразительной и привлекательной картинки. Другим важным источником вдохновения стала Team Fortress 2, в которой можно увидеть героев с гиперболизированными чертами.

Мы не хотели, чтобы танки выглядели как жёсткие боевые машины — нам больше нравился стиль игрушечных солдатиков.
Но я не могу сказать, что это было полностью правильное решение: со временем у нас сложилось ощущение, что для аудитории любителей танков наша игра слишком мультяшная, а для пользователей, которым нравится мультяшный стиль, тема танков не так уж интересна. Возможно, если бы мы сделали более хардкорные танки, то привлекли бы дополнительную аудиторию.

Иван, CEO Highcore Games

Постепенно разработчики дорабатывали визуальный стиль Tanks A Lot!, но его концепция кардинально не пересматривалась. Добавлялись лишь точечные исправления. Например, со временем художники улучшили считываемость картинки — уменьшили количество ненужных деталей, сделали силуэты более выразительными и упростили окружение.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Также была проделана большая работа с интерфейсом. По словам Алексея, изначально там доминировал военный стиль — команда решила, что это отлично соответствует теме танков. Но постепенно сеттинг расширился за счёт необычного оружия, поэтому команда внесла изменения — оттенки стали темнее, поменялась цветовая палитра и так далее.

В процессе развития интерфейс поменялся достаточно сильно, но все изменения проходили постепенно. Например, с увеличением количества окон и режимов, художникам пришлось упрощать и комбинировать между собой разные элементы. Также появились вкладки, с помощью которых удалось оптимизировать пространство.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Как рассказал CTO Highcore Games Вадим, с самого начала разработки Tanks A Lot! работала в горизонтальном режиме, а управлялась при помощи виртуальных джойстиков. Чтобы сделать управление комфортным, разработчики проводили множество экспериментов — добавляли эффекты, по-разному располагали джойстики и так далее. Также они создали подробное обучение. Эти усилия обеспечили высокую степень удержания игроков на ранних этапах развития проекта.

Чтобы сделать управление комфортным, мы потратили много времени на анализ, проводили A/B-тесты. Например, мы по-разному располагали и подсвечивали [виртуальный] джойстик, указывали на него пальцем. Пробовали разные варианты карты для туториала. Всё это позволило обеспечило высокую степень удержания на старте проекта.

Вадим, CTO Highcore Games

По словам Алексея, несмотря на то, что студия довольна выбором темы танков, у этого решения есть и обратная сторона. Оказалось, что люди испытывают меньшую эмпатию к технике, чем к живым персонажам. Если бы главными действующими лицами были конкретные персонажи с яркой индивидуальностью, то у пользователей формировалась более тесная связь.

Чтобы исправить это, разработчики добавили «командиров» — 2D-персонажей, которые создают необходимую эмоциональную связь. Авторы рассматривали возможность создать 3D-героев, но они не были бы задействованы в геймплее, а потому делать высокополигональные модели и анимации было бы бессмысленно.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Проработка геймплея и развитие проекта

В процессе разработки команда активно изучала рынок в поисках подобных проектов — ей удалось найти примерно 15-20 танковых шутеров, но каждый из них обладал своими недостатками. Разработчики из Highcore Games поняли, что эта ниша свободна — тогда было очень мало мидкор-проектов, которые сочетали в себе интересный геймплей и высокое качество исполнения. И студия увидела потенциал в подобной игре.

К тому же, у команды уже был опыт создания мультиплеерной игры — до этого студия занималась развитием проекта Archery Masters, в которой пользователи должны были стрелять друг в друга из лука.

Чтобы найти правильную формулу для соревновательного режима Tanks A Lot!, студия проводила множество тестов — разработчики меняли размер команд, локаций и так далее. Но в результате они пришли к выводу, что битвы три-на-три — это наиболее оптимальный вариант.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

На софт-лонче Tanks A Lot! прогрессия танков происходила в рамках каждой игровой сессии: было доступно три размера оружия — маленькое, среднее и большое. Но разработчики осознали, что эта концепция недостаточно удачная, поэтому изменили её — теперь вместо размера пушки игроки могли менять тип оружия.

Одна из особенностей Tanks A Lot! — конструктор танков: пользователь может комбинировать между собой два типа элементов — башню и корпус. По словам Ивана, этот аспект игры стал настоящей головной болью для студии, так как он усложнил балансировку и открыл возможность создания чрезмерно сильных билдов. Тем не менее эта особенность игры помогла привлечь внимание аудитории на релизе.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

Основной геймплей всегда отталкивался от идеи, что все снаряды в игре — это проджектайлы, которые ведут себя согласно законам физики. Пользователи перед атакой всегда должны анализировать ситуацию и предсказывать поведение оппонента — только так они могут попасть в цель.

Постепенно в проекте начали появляться новые режимы, оружие и разные фичи, например, боевой пропуск и PvE. По мнению Ивана, для удержания пользователей недостаточно лишь одного соревновательного режима — у аудитории должна быть дополнительная мотивация продолжать играть.

Я считаю, что, чем больше проходит времени после релиза, тем меньше соревновательный режим удерживает пользователей. Нужно какое-то целеполагание и мета-привязка, ради которой у людей будет сохраняться желание играть.

Иван, CEO Highcore Games

Tanks A Lot! очень хорошо встретили на глобальном запуске — количество игроков превысило ожидания студии. Интерес к проекту проявлялся и в том, что многие игроки начали создавать контент. Например, на YouTube было множество летсплееров, которые снимали видео об игре — они рекомендовали разные тактики, пробовали оружие и так далее. Всё это помогло продвижению и сохранению интереса к игре.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

По словам Ивана, одно из главных упущений в развитии проекта заключалось в том, что все эти инициативы никак не поддерживались со стороны издателя и студии. Поэтому интерес летсплееров со временем угас. Сейчас студия хочет возобновить подобную активность.

Один из важных источников идей для развития игры — сообщество. Сейчас разработчики постоянно анализируют аккаунты Tanks A Lot! в соцсетях — так они собирают пожелания и жалобы игроков. На ранних этапах развития проекта команда часто устраивала конкурсы идей для новых пушек, шасси и модификаторов для игровых режимов.

Как рассказал Алексей, некоторые фанаты даже создавали 3D-модели оружия: был один особенно активный пользователь, который воссоздавал в воксельном редакторе пушки из игры и дополнял их.

«Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы вышли раньше»: создатели Tanks A Lot! о конкуренции и поисках своей ниши

По словам разработчиков, в интернете Tanks A Lot! иногда называют клоном Brawl Stars. Но команда беспокоилась из-за этого только на ранних этапах — сейчас разработчики намного спокойнее относятся к таким комментариям.

Более того, сейчас появились студии, которые копируют некоторые решения Highcore Games. По мнению команды, это лишь в очередной раз доказывает, что Tanks A Lot! популярна и успешна.

Я не рассматриваю Brawl Stars как конкурента. Мы можем откусить у них кусок аудитории, но он будет небольшой. Это скорее локомотив, который движется вперёд и наоборот привлекает новую аудиторию, которой интересно попробовать такие игры. Они флагман индустрии, поэтому нам безумно тяжело пытаться за ними угнаться. В действительности мы можем конкурировать с теми, кто ближе к нам по объёму аудитории, по ощущению от геймплея.

Иван, CEO Highcore Games

Сейчас Highcore Games перестала сотрудничать с издателем и взяла процессы оперирования и маркетинга в свои руки. По словам Ивана, в будущем Tanks A Lot! ждут крупные обновления — команда собирается переосмыслить некоторые решения и провести работу над ошибками.

Одна из основных ошибок, которые допустила студия в совместной работе с издателем — постоянное стремление идти вперёд и не оглядываться назад. По признанию Ивана, команда проводила слишком мало времени за анализом своих же обновлений — разработчики добавляли изменения, но не смотрели, как от этого меняются показатели игры.

Например, Highcore Games надеялась, что добавление скинов улучшит монетизацию, но этого не случилось. И сейчас команде предстоит длительный анализ собственных решений и внесение исправлений.

2525
50 комментариев

Нас считают клоном Brawl Stars, хотя мы клон Battle CityПоправил заголовок вам.

25
Ответить

нет! Танкс э лот вдохновлялся игрой бетл сити! сейчас это совершенно разные игры по геймплею!!! только тема про танки!!! АЛЕЕЕ!!!!

1
Ответить

Всё-же вы двойной клон))) 

1
Ответить

Я вот сейчас смотрю, у браво старс дата выхода июнь 18го, у этой поделки -август.
А по делу - донатная параша с убогим дизайном под копирку с остальных проектов, чем их меньше, тем лучше

18
Ответить

Даже 17го

2
Ответить

сам не играл, невидел и критикуешь, классика!

1
Ответить

бравл был в софтланче и он был в вертикальной ориентации с убогим управлением - ребята реально угадали многие тренды раньше. Сам играл в их софтланч и советовал управление которое они сделали. Не уверен правда что это мой совет а не их решение независимое.

1
Ответить